Учебная дисциплина– Экологическое право
КУРСОВАЯ РАБОТА
тема:
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН»
САРАТОВ – 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Понятие и видыэкологических прав человека …………………5
2. Правовоерегулирование экологических прав человека
по российскомузаконодательству ………………………………. 8
3. Защита экологических правграждан в судебном и
административномпорядке………………………………………. 133.1. Защита экологических прав всфере деятельности органов исполнительной власти………………………………… 143.2. Защита экологических правграждан в Конституционном Суде РФ ………………………………………163.3. Защита экологических правУполномоченным по правам человека в РоссийскойФедерации …………………… 173.4. Защита экологических прав иЕвропейский суд по правам человека…………………………………………………… 18
4. Роль общественных объединенийв защите
экологическихправ граждан……………………………………… 20
Заключение ………………………………………………………………… 23
Список использованных источников ………………………………… 24
ВВЕДЕНИЕ
Вопрособ экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающейсреды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраныокружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересахчеловека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду,реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам человека,но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благоприятного состоянияокружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1].
Нолюбые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашейстране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающейсреды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан иопределяет порядок их регулирования в Российской Федерации.
Означает ли, что спринятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в странебудут решены, и все экологические права соблюдены? Безусловно, нет. Потребуетсядетальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмовпрактической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведенияфундаментальных исследований в данной предметной области.
Цельюкурсовой работы является теоретическое обобщениеосновных положений в области регулирования экологических прав граждан.
Данная цельдостигается решением следующих задач:
Øсистематизация понятийного аппарата и группирование экологических правчеловека по видам;
Øраскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических правграждан в соответствии с российским законодательством;
Øанализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан всудебном и административном порядке;
Øоценка роли общественности в защите экологических прав граждан.
1. Понятиеи виды экологических
правчеловека
Подэкологическими правами человека понимаются признанные и закрепленныев законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразныхпотребностей человека при взаимодействии с природой[2].
Поуровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иныеправа в области окружающей среды.
Основныеправа часто называются конституционными и фундаментальными. В РоссийскойФедерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовымидокументами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 КонституцииРФ являются составной частью правовой системы России. К международнымдокументам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.),Европейская социальная хартия (1961 г.).
Так,основными конституционными являются правочастной собственности на землю(ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достовернуюинформацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного егоздоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношениек рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях,отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также правокаждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Переченьправ дается в гл. 2 Конституции РФ.
Всоответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические праваотносятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека.Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность инедопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективнымии естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.
Ккатегории иных экологических прав человека относятся права в областиприродопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иныхнормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидноститаких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятноговоздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранныхграждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации,на радиационную безопасность, право граждан на пребывание в лесахи др.
Выделение в предлагаемой классификации категории «иныеэкологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чемосновные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.
Наряду с представленной выше классификацией, экологическиеправа могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов илисторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международныхпактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политическиеправа; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что каксамостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимыеэкологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени вкаждом из названных видов прав[3].
Так,гражданские (личные) права определяют защищенность человека, егоздоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, отвредного воздействия окружающей среды).
Политические права граждан выражают возможности индивидана участие в осуществлении государственной власти (посредством проведенияреферендума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовкии принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля завластью (путем судебного обжалования решений и действий государственныхорганов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологическиеправа граждан).
Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологическойкультуры человека.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человекудостойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право натруд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредноговоздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.
Сучетом важности экологических интересов для человека, общества и государства,уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены вкачестве самостоятельной разновидности прав.
2. Правовое регулирование экологических прав человекапо российскому
Законодательству
Признаниеи регулирование экологических прав граждан – одна из наиболее существенныхноваций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то,что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст.36, 37, 41, 42),
К решению вопросов в сфере взаимодействия общества иприроды вполне могут быть применимы также некоторые другие конституционныеправа – свободно искать, получать, передавать, производить и распространятьинформацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своихинтересов (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митингии демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а такженаправлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы иорганы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прави свобод человека и гражданина в России, Конституция предусматривает в то жевремя, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом (ст. 45).
Конституция РФ развивает и конкретизирует экологическиеправа граждан, закрепленные в международных документах в области охраныокружающей среды. Конституционное право каждого на благоприятную окружающуюсреду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека игражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержаниемнормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Лишьнемногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разныхформах закрепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не толькозакрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействияокружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан,способствующих обеспечению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право:
а) создавать общественныеобъединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность вобласти охраны окружающей среды;
б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органыгосударственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иныеорганизации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достовернойинформации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ееохране;
в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествияхи митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраныокружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы иучаствовать в ее проведении в установленном порядке;
д) оказывать содействиеорганам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
е) обращаться в органыгосударственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам,касающимся охраны окружающей среды;
ж) предъявлять в суд искио возмещении вреда окружающей среде;
з) осуществлять другиепредусмотренные законом права[4].
Рядсущественных прав граждан в области охраны окружающей среды установлен инымизаконодательными актами России. Так, по Федеральному Закону РФ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:
Øна благоприятную среду обитания (включая окружающую природнуюсреду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание,потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства), факторы которойне должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человеканастоящего и будущих поколений;
Øна своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда,причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших засобой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний иотравлений людей, а также профессиональных заболеваний;
Øпри обращении на предприятия и в организации – на получение от них впределах их компетенции полных и достоверных сведений:
а) о состоянии среды обитания и здоровья населения,эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах;
б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологическогоблагополучия и их результатах;
в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления,в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;
Øнепосредственно или через своего представителя, или через общественныеобъединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органамигосударственной власти и управления решений, направленных на обеспечениесанитарно-эпидемиологического благополучия населения[5].
Сучетом высокой социальной и экологической опасности радиационного загрязненияокружающей среды Федеральным законом «Орадиационной безопасности населения»также установлен ряд прав граждан. Согласно ст.22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица безгражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право нарадиационную безопасность. Граждане и общественные объединения имеют такжеправо на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельностьс использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых еюфункций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационнойбезопасности (ст. 23). Представителям общественныхобъединений предоставлено право доступа в организацию, осуществляющуюдеятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке ина условиях, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26,граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни издоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленныхоблучением ионизирующим излучением сверх установленных данным Федеральнымзаконом основных пределов доз, в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. А в случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещениевреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных имубытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом«О защите прав потребителей» (вредакции Федерального закона от 9 января 1996 г.) установлено правопотребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3). Этоправо обеспечивается посредством включения соответствующих требований вгосударственные образовательные стандарты и общеобразовательные ипрофессиональные программы, а также посредством организации системы информациипотребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Подпотребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрестилибо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги)исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя – набезопасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то,чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его использования, хранения,транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя,окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.
Всистеме экологических прав граждан можно выделить права наприродопользование, т.е. на использование природных ресурсов дляудовлетворения разнообразных потребностей человека – экономических,оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Праваграждан на природопользование регулируются природоресурсными актамизаконодательства – Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «Онедрах», «О животном мире» и др.
3.Защита экологических прав граждан
всудебном и административном порядке
Всоответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России являетсягарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главойгосударства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека игражданина призвана Комиссия по правам человека при ПрезидентеРФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляетсвою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФот 18 октября 1996 г.
Однако статус Комиссии не высок. Она не является дажесамостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена вструктуру Управления по работе с обращениями граждан.
Такимобразом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствуетмеханизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гарантаэкологических прав человека.
ВКонституции РФ предусмотрена система юридических гарантийэкологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, врамках которых может осуществляться охрана таких прав:
Øсудебная защита прав и свобод;
Øправо обжалования в суд решений и действий (бездействия) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и должностных лиц;
Øправо на получение квалифицированной юридической помощи;
Øправо на возмещение государством вреда, причиненного незаконнымидействиями (или бездействием) органов государственной власти или ихдолжностными лицами;
Øправо обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, еслиисчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты[6].
Гарантируясудебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФустанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всемиспособами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут бытьобжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическимправам граждан решения и действия органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).3.1. Защита экологических прав в сфередеятельности органов исполнительной власти
Весьмаактуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законныхинтересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретаетособую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданиномэкологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а отдельныедолжностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за этоответственности. К таким средствам и способам защиты относятся:
а)судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочияобщих судов по рассмотрению административных споров, а также возможнаяорганизация административной юстиции);
б)административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор,осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести ипрезидентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственныхорганов;
в)организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органыисполнительной власти;
г)прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельностиотдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также заорганами местного самоуправления;
д)контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления врамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.
Административныйспособ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан,регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995г.).
Законпредоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратитьсядля обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратитьсялибо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненностигосударственному органу, органу местного самоуправления, учреждению,предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядкеподчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии сЗаконом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобыгражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи,он вправе обратиться с жалобой в суд.
Законопределяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия,нарушающие экологические права гражданина, были обжалованы им вадминистративном порядке, срок подачи жалобы в суд – один месяц со дняполучения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединенияили должностного лица в удовлетворении жалобы; если же гражданином не былполучен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает поистечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственносудебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок тримесяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законнаделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срокаподачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившиеполучение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.
Рассмотревжалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемоедействие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным,обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к немумеры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права исвободы. 3.2. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ
Важнаяроль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит КонституционномуСуду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов,конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. Это – федеральныезаконы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,Правительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другиенормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственнойвласти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившиев силу международные договоры Российской Федерации.
КонституционныйСуд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не пособственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в КонституционныйСуд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, однапятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органызаконодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Нарядус проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических правграждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан наконституционную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд синдивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав исвобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененнымили подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Такимправом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст.96).
Поитогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологическихправ принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных егоположений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельныхего положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность несоответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случаепризнания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующимКонституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычномпорядке.3.3. Защита экологических правУполномоченным по правам человека в Российской Федерации
Нарушенныеэкологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченнымпо правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена всоответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственнойзащиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственнымиорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
ИнститутУполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах,помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента вотношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты правграждан. Он назначается на должность и освобождается от должности ГосударственнойДумой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствуетвосстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России оправах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнаннымипринципами и нормами международного права, развитию международногосотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прави свобод человека, форм и методов их защиты.3.4. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека
Смомента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили правообращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд поправам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.
Обращениенаправляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию поправам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым крассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель,правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьиЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, помнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представленыдокументы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средстваправовой защиты.
Такимидокументами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ идр. При этом обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течениешести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции.
Европейскаякомиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о егорассмотрении по существу, если удостоверится, что исчерпаны все доступныевнутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срокпосле принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливаетюридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия кдружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительномурезультату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положенийКонвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министровСовета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. Вслучае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принятьв течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. Поистечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенныхпредписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные мерыдолжны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решениеКомитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитетминистров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы вЕвропейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правамчеловека.
11мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции озащите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду,неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственнов суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты изсеми судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалобрешаются комитетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. РешенияСуда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдаетКомитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и доее разрешения несет заявитель.
4. Роль общественных объединений в защите
экологическихправ граждан
Возможностиграждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастаютпри объединении усилий путем создания экологических организаций,наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
Полномочияобщественных экологических объединений в области охраны окружающей природнойсреды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно онивыражены в Законе «Об охране окружающей природнойсреды»[7].
Экологические и иныеобщественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:
а)разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядкепрограммы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересыграждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основеграждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять ипропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природныхресурсов, обеспечения экологической безопасности;
в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия,пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанныхмероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения опроведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждениипроектов, касающихся охраны окружающей среды;
д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам ополучении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающейсреды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и инойдеятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществуграждан;
е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иныхрешений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающуюсреду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
ж) обращаться в органыгосударственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями повопросам, касающимся охраны окружающей среды;
з) организовывать и проводитьслушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанестивред окружающей среде;
и) организовывать и проводитьэкологическую экспертизу;
к) рекомендовать своихпредставителей для участия в проведении экологической экспертизе;
л) подавать в органыгосударственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказатьнегативное воздействие на окружающую среду;
м) предъявлять в суд иски овозмещении вреда окружающей среде;
н) осуществлять другиепредусмотренные законодательством права.
ВРоссии создано более 1000 общественных экологических формирований,осуществляющих многообразную полезную деятельность.
Однимиз примеров реализации прав общественных объединений в области охраныокружающей среды может служить опротестование Российскимсоциально-экологическим союзом в Вологодском областном арбитражном судерешения вологодских властей о строительстве на территории Национальногоприродно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ вмарте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. судудовлетворил иск общественной организации.
Поиску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской области суд признал незаконнымвыделение участка под садоводческие хозяйства на территории, прилегающей кзаказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословенияобластных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей,находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы,посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраныприроды, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев подбудущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вырубок».
Успешнодля российского отделения Гринпис и населения Красноярского края завершилосьрассмотрение иска его представителей к Президенту России о признаниинезаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки иконверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края» от 25января 1995г. противоречащего российскому природоохранительномузаконодательству. Заключение
РоссийскаяФедерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, чтоприродные условия на таком обширном пространстве отличаются большимразнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны оченьранима.
Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российскомобществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно.Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной.В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которыхэкологическая ситуация считается очень острой.
ЮНЕСКО произвела оценкуэкологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальнойшкале. Вывод был поразителен: «Выживаемостьрусских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что населениеобречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые»поколения будут отличаться физиологической и интеллектуальнойнеполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природныхинстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будетспособностей к самостоятельному мышлению[8].
Защитанации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны кней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбраннаягосударством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требуетвнедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех икаждого.
Сделанныегосударством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход изкризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы началидействовать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.
2. Федеральный закон от20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательныеакты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основныхсвобод». // Российская газета. – 2001, 23 марта.
3. Федеральный закон от10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12января.
4. Федеральный закон от10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационномувоздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12января.
5. Федеральный закон «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. –1999, 6 апреля.
6. Федеральный закон «Опромышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российскаягазета. – 1997, 30 июля.
7. Федеральный закон от7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». //Российская газета. – 2000, 9 ноября.
8. Федеральный закон«Об общественных объединениях». // Российская газета – 1995, 25 мая.
9. Боголюбов С.А.Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. –М.: ЦЭП, 1996.
10. Васильева М.И.Судебная защита экологических прав. – М., 1996.
11. Винокурова Н.Ф.,Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.
12. Вронский В.А.Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.
13. Общественноеэкологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. –М.: Экология, 1995.
14. Экологическое правоРоссии. Учебник. – М.: ИМП, 1997.
15. Экологическаябезопасность России. Выпуск 2. – М., 1996.