МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет государственного имуниципального управления
Специальность 080504.65«Государственное и муниципальное управление»
Кафедра менеджмента, государственногои муниципального управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ХАБАРОВСК» ПО ОРГАНИЗАЦИИСБОРА, ВЫВОЗА, УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТХОДОВ
Студент П.А. Сенин
Научный руководитель
к.э.н, доцент Е.Ю.Агешина
Хабаровск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХПОДХОДОВ В УПРАВЛЕНИИ твердыми производственными ОТХОДАМИ
1.1 Современнаяроссийская модель управления производственными отходами
1.2 Анализ деятельностиАдминистрации Муниципального образования «Город Хабаровск» по организациисбора, вывоза, утилизации и переработке твердых производственных отходов
2. Разработка и реализация предложений посовершенствованию управления твердыми производственными отходами на территорииМуниципального образования «город Хабаровск»
2.1 Аналитическая система «ProjectExpert» как инструментарий разработки проектного решения
2.2 Бизнес-планпредприятия по переработке твердых производственных отходов муниципальногообразования «Город Хабаровск»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Развитие зеленой экономики сталофактом уже много лет назад. Однако до сих принципы ее остаются по большей частине восприняты.
Логика развитиячеловечества в целом, равно как и отдельного социума, предполагает постепеннуюпереориентацию, подчас даже вынужденную, на использование всех доступныхресурсов, в том числе тех, которые сегодня отнесены к категории «отходы»[1].
Вместе с тем, с точкизрения естественных наук, любое вещество теоретически может быть использованотем или иным образом [21]
Тем не менее, остаетсяоткрытым вопрос экономической нецелесообразности [41] и уровеньтехнологического развития территории.
До настоящего моментаразработано несколько ключевых подходов к решению этой проблемы — захоронение(складирование, накопление), переработка (рециклинг), утилизация (физическоеуничтожение).
Выбор конкретнойтехнологии происходит исходя из реальной ситуации. И хотя на государственном идаже международном уровне дается оценка ситуации, определяется оптимальныймеханизм управления отходами[2],тем не менее, важно понимание того, что отходы образуются в границахконкретного социально-экономического комплекса, как правило, — местногосообщества. Поэтому именно от того, на сколько хорошо на местном уровне понимаютзначимость эффективного решения проблемы отходов и какие конкретные меры дляэтого принимаются, зависит конечный результат.
Следует особо отметить,что классификация отходов производится по различным основаниям[3].Так, отходы различаются [45] по происхождению (отходы производства(промышленные отходы), отходы потребления (коммунально-бытовые)), поагрегатному состоянию (твердые, жидкие, газообразные), по классу опасности[4][7] (1й — чрезвычайно опасные, 2й — высоко опасные, 3й — умеренно опасные, 4й —малоопасные, 5й — практически неопасные). Для целей данного исследованияцелесообразно сузить всю массу образуемых отходов до твердых, пятого ичетвертого класса опасности, промышленных отходов [9] — твердые отходыпроизводства, полученные в результате химических и термических преобразованийматериалов природного происхождения, отходы определенной продукции [9] —неупотребимые остатки сырья и/или возникающие в ходе технологических процессоввещества и энергия, не подвергающиеся утилизации[5].
Анализ изученных источников и литературы. Проблемы управления отходами нашлисвоё отражение в работах многих российских авторов: Дж. Беккера, Д. Камбела, С.Коинтреау, Д.Р. Бойд, М. Энга, Карди М. Ванга, Шук Вай Фанна, Дж. Д. Хаджхес,Дж. П. Бонда, Н. Волволиса, И.Д. Алборова, С.И. Баскакова, Т.Я. Вавилова, О.В.Ващенкова, Ю.М. Галицкова, М. Иванова, В.А. Кузнецова, Н.П. Тарасовой, А.С.Михеевой, Л.Н. Нестерова, Х.Н. Никогосов, С.П. Рыбкиной, В.А. Пахаренко, Т.С.Шостак, В.В. Пахаренко, Г.В. Семенов, В.В. Ананьев, И.А. Кирш, Н.В. Буслаева,Ю.А. Русановой и др.
Большинство российских изарубежных авторов, труды которых использованы для реализации задач даннойработы, дают общую оценку применяемым подходам в управлении отходами. Их работыимеют и большую практическую значимость, т.к. в них содержится анализ опытконкретных сообществ, используя широкий спектр методов экономического исоциального анализа, опираются на результаты собственных программных продуктов;тогда как.
Целью работы является разработка применимых на практике, мер посовершенствованию деятельности Администрации муниципального образования «ГородХабаровск» в области организации сбора, вывоза, утилизации и переработкетвердых промышленных отходов.
Для этого необходимо решить следующиезадачи:
− проанализироватьтеоретические и методологические аспекты управления твердыми промышленнымиотходами; проанализировать деятельность Администрации муниципальногообразования «Город Хабаровск» по организации сбора, вывоза, утилизации ипереработке твердых промышленных отходов;
− разработатьпроектное решение по совершенствованию управления отходами города Хабаровска наоснове создания предприятия по переработке твердых произведенных отходов.
Объектом исследования является Администрация Муниципального образования «ГородХабаровск»[6].
Предметом исследования – ее деятельность по организации сбора, вывоза, утилизациии переработке твердых промышленных отходов.
Теоретико-методологической основой дипломного проекта послужили трудыотечественных исследователей в области управления отходами. Источниками длянаписания дипломной работы стали также законы и постановления РФ, Хабаровскогокрая, нормативные акты городского округа «Город Хабаровск».
Статистические данные,предоставленные Администрацией г. Хабаровска, за период 2004-2009 гг. составилиэмпирическую базу дипломного исследования.
В процессе написаниядипломного проекта использовались следующие методы научного познания:наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез,исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
При разработке проектногорешения была применена экспертная система «Project Expert».
Хронологические рамки исследования: в ретроспективе охвачен период — 2004 — 2009 гг., проектная часть рассчитана на 18 месяцев.
Практическая значимость дипломного проекта. В рамках дипломного исследованияпроведен анализ и сделаны обобщения относительно общей ситуации в сфереуправления твердыми отходами, деятельности Администрации городского округа«Город Хабаровск», по результатам — предложено комплексное проектное решение,основу которого составил бизнес-план предприятия по переработке твердых производственныхотходов.
1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В УПРАВЛЕНИИтвердыми производственными ОТХОДАМИ
1.1 Современная российская модель управленияпроизводственными отходами
Проблема управленияотходами совершенно не нова и стояла со времен появления первых социальныхобщностей. Однако, современный этап человеческой истории внес существенноедополнение — резко увеличился объем отходов, усложнился их состав, что,очевидно, качественно изменило уровень потенциальной их опасности [46].
В РФ долгое времяпроблема управления отходами рассматривалась лишь в рамках общей концепцииблагоустройства территории, что естественным образом препятствовалоактуализации сферы управления отходами. Наследие советской традиции –многочисленные «полигоны» отходов — оказывались задействованы в экономическомобороте только на этапе «издержки» – вследствие избавления от отработанногоматериала [22].
Тем не менее, на фонеобрушения сложившейся системы управления советского образца неформальный секторэкономики форсировал развитие отрасли – на рынке стали возникать многочисленныефирмы, извлекавшие прибыль из сбора вторсырья [23], замещая, звенья исчезающейсоветского образца системы управления отходами. Рост числа таких предприятий,не занимавшихся переработкой мусора, стал одной из основополагающих причинувеличения числа преступлений в сфере похищения государственного имуниципального имущества в особо крупных размерах (речь идет о фактах хищенияэлектрооборудования, снятия железнодорожного полотна и пр. для последующегосбыта на указанные предприятия общественно значимого незащищенногоимущественного фонда) [17].
Острота проблемы вызвалапредложения о ликвидации подобных предприятий, однако фактически это угрожалополным уничтожением зарождающегося коммерческого сектора мусоропереработки.
Следующий этап — постепенное огосударствление – в рамках концепции обустройства социальногоконтинуума стала очевидна девальвация пассивного (главным образом, по средствамлицензирования) варианта государственной политики в отрасли [18].
Вплоть до моментапринятия Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]- включившего в перечень вопросов местного значения (ст.14 п.п.18) организациюсбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов — наразных территориях РФ предлагались различные управленческие подходы –ориентированные в большей или меньшей степени на государственный или частныйкапитал, зарубежные или российские технологии и т.д.
Современный этап следуетоценивать с позиции анализа сложившейся в России собственной современнойконцепции управления отходами. В мире сегодня нет единого подхода к управлениюв данной отрасли [40], а каждая страна фактически имеет собственный наборхарактерных, часто используемых, инструментов, что позволяет говорить вчастности о существовании «японской модели», «американской модели» [43],«общеевропейской» [47], «китайской» [45] и целом ряде других.
Методическая проработкамодели стала возможна благодаря развитию, первоначально – Интернет-сообществ,выросших по преимуществу из групп по интересам (бизнесменов и ученых-экологов),а затем — потребовавшихся самостоятельных специализированных изданияхпериодической литературы[7].На этом фоне усиливается интерес к новациям и опыту отечественных и зарубежныхтерриторий ответственных органов власти (по мере укрепления государственныхструктур новой России). Это повлекло за собой создание региональных специализированныхинформационных центров[8],в некоторых случаях, издающих периодическую литературу специального характера(опыт Москвы и Санкт — Петербурга) [24].
Одним из главныхинструментов общения на сегодня являются специализированные выставки, накоторых также проходят традиционные семинары и открытые конференции по вопросамотрасли.
За последние нескольколет российское законодательство, регулирующее деятельность по обращению сотходами претерпело значительные изменения.
Нормативно-правовыедокументы, регламентирующие обращение с твердыми отходами в РоссийскойФедерации подразделяются на: федеральные законы, кодексы и постановленияПравительства; санитарные нормы и правила; строительные нормы и правила;стандарты и технические условия; ведомственные нормы и правила.
Базовыминормативно-правовыми актами для отрасли являются: Федеральный закон №89-ФЗ от24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (определяетцели и основные принципы государственной политики в области обращения сотходами) [5], ФЗ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видовдеятельности» от 8 августа 2001 года (лицензированию подлежат следующиевиды деятельности: деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию,транспортировке, размещению опасных отходов; заготовка, переработка иреализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация ломачерных металлов) [17], ФЗ №49-ФЗ от 24 ноября 1994 года «О ратификацииБазельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходови их удалением», «Стокгольмская Конвенция о стойких органическихзагрязнителях» (особое значение эта Конвенция имеет при эксплуатациимусоросжигательных заводов и прочих объектов термической обработки отходов, атакже пожаров на свалках) [20], Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ«Об охране окружающей среды» (в статье 7 определяет полномочияорганов местного самоуправления) [17].
Особо следуетподчеркнуть, что ни один закон не обязывает муниципалитеты строить объекты поуправлению отходами, закон требует «организовать процесс» [17]. Болеетого, согласно Федеральному закону №115-ФЗ «О бюджетной классификацииРоссийской Федерации» не предусмотрены статьи расходов на строительствообъектов по обезвреживанию, размещению или переработке отходов. Вопрос на самомделе весьма важен, т.к. он выявляет несостоятельность доводов о нехваткебюджетных средств на строительство полигонов или заводов, переоснащениеспецавтопарка, ведь, зачастую, фактически незаконная эксплуатация той или инойсвалки происходит «санкционировано» по причине «недостаткасредств» [20]. Другой вопрос, что никто не обеспечил местные органы властидостаточным количеством методик по организации «управления твердыми отходами»,хотя формально этим должен заниматься ФГУП «Федеральный центр благоустройстваи обращения с отходами»[9].Однако фактически этот Центр превратился в хозрасчетную организацию попроектированию генеральных схем очистки, а методическую работу не проводит[25].
Упомянутыминормативно-правовыми документами не исчерпывается законодательная база. Вкаждом конкретном случае применяются и другие специфические нормативно-правовыеакты и нормативно-технические документы. Очевидно, что на сегодня большинствопроблем, возникающих у субъектов управления отходами, связаны с высокойсложностью применяемой нормативно-правовой базы в сфере управления отходами ивнутренними противоречиями существующего законодательства.
В целом, для современнойроссийской модели управления отходами характерно следующее:
– программно-целевойметод управления;
– превалированиегосударственных инвестиций над муниципальными и частными;
– ориентация наутилизацию и захоронение, а не переработку (в государственном и муниципальномсекторе) и первичный сбор и частичную переработку (в частном секторе);
– доминанта впрактике управления представления об отходах как факторе стабильного ростаиздержек, аксиоматическая идея неприбыльности отходов для государственного имуниципального сектора;
– неразвитостьнаучной инфраструктуры в сфере управления отходами;
– отсутствиесистемы подготовки специалистов в области управления отходами;
– отсутствиецелостных системных научных исследований в отрасли на территории РФ;
– информационная итехнологическая зависимость от иностранных партнеров;
– отсутствиеспециального нормативно-правового акта, регулирующего отрасль;
– наличиезначительного числа смежных нормативно-правовых актов разного уровня,образующих юридический механизм управления отраслью;
– сложный механизмвступления в отрасль – высокие финансовый и правовой пороги;
– фактическоенеиспользование механизмов Киотского протокола как источника финансирования.
Таким образом,современная российская модель управления отходами сложилась на основесформированного в советский период методического, технического базиса, однакодальнейшее ее развитие в течение более пятнадцати лет происходило в условияхоткрытой рыночной экономики, что заметно изменило набор используемыхинструментов управления.
1.2 Анализдеятельности Администрации Муниципального образования «Город Хабаровск» по организации сбора, вывоза,утилизации и переработке твердых производственных отходов
Следуя методу восхожденияот абстрактного к конкретному, целесообразно оценить степень реализацииотдельных черт, присущих общероссийской модели управления отходами, наопределенной территории – в Муниципальном образовании «Город Хабаровск»[10].
Однако целостный анализневозможно провести без характеристики данной территории с точки зренияуправления отходами. Необходимо определить источники ресурсов для отрасли, ихобъемы, примерную структуру, охарактеризовать возможности сбыта. Для этогоцелесообразно отметить следующее.
Население — 579,2 тыс.человек (1 января 2009). Площадь города — 386,4 км². Город расположен в 20км от границы с Китаем..
Экономика городапредставлена такими промышленными гигантами: ОАО «Дальхимфарм», ОАО«Дальмостстрой», ОАО «ДГК», ОАО «Амурское Пароходство», ОАО «Хабаровский НПЗ»,ОАО «Амурский кабельный завод», ФГУП «Хабаровский судостроительный завод», ОАО«Ликеро-водочный завод „Хабаровский“», ОАО «Дальневосточныйнаучно-исследовательский институт технологии судостроения», ОАО«Дальэнергомонтаж», входящее в состав ОАО «Группа Е4».
Вместе с тем,административные функции города — центр ДВ, а также наличие значительного числаобразовательных учреждений обусловили в общей массе отходов значительную долюмакулатуры.
Город представляет собойстабильно развивающуюся территорию, с характерным набором проблемэкономического и социального плана.
В соответствии с Уставомгорода исполнительным органом муниципального образования «Город Хабаровск»является Администрация города.
Управление промышленностии связи Администрации города Хабаровска проводит анализ деятельности производственногокомплекса города и связи. Наряду с этим в соответствие с Федеральный закон№131-ФЗ [от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации», включившего в перечень вопросовместного значения (ст.14 п.п.18) организацию сбора, вывоза, утилизации ипереработки бытовых и промышленных отходов] реализуются меры поддержкипредприятий, занимающихся сбором, переработкой твердых отходов. С 2003 годаоказывается поддержка двум таким предприятиям: ООО «Лорен» (переработкапластика) и ООО «Бриз» (резина). Также с 2009 года наметился сдвиг вобласти сбора и частичной переработки батарей, с последующей отправкой слитогоэлектролита для утилизации в г. Иркутск.
Основное финансированиена поддержку данного вида деятельности закладывается в рамках принимаемыхкраевыми министерствами программ (преимущественно двухгодичных) и направляетсяглавным образом на закупку нового оборудования. Сегодня реализуется«Концепция развития сферы обращения с отходам и производства и потребленияв Хабаровском крае на 2006–2010 гг.», утвержденная постановлениемГубернатора Хабаровского края от 31 марта 2006 г. № 77. В последующем, наусловиях аукциона, оно передается в аренду указанным предприятиям. Этопозволяет взаимно (для муниципального образования и предприятия) снижатьрасходы. Так муниципалитетом с 2003 года было закуплено оборудование на общуюсумму 16,8 млн. руб. (6,6 млн. руб. для ООО «Бриз» и 10,2 млн. руб.для ООО «Лорен»). Кроме того предприятия самостоятельно модернизируюти расширяют производственную базу за счет собственных средств.
В рамках международногосотрудничества приграничными территориями был создан и уже несколько летэффективно работает специальный комитет («Харбин-Хабаровск»). Врамках уже существующих договоренностей с китайской стороной планируетсясбывать частично переработанное сырье — измельченную резину, пластик — в КНР.Первые поставки будут осуществлены в рамках планового увеличения объемовпроизводства вторсырья.
ООО «Бриз»имеет в своем распоряжении значительные площади, где под открытым небомскладируются отходы и результаты их переработки. Эта территория досталась ООО внаследство от переживавшего процедуру банкротства ОАО «Дальдизель».
Первоначально, в 2003году, проводилась ручная разделка поступающих шин, в результате отпервоначального объема оставалось около 20% годного к переработки сырья, иличистой резины. Остальные 80% объема поступающих автопокрышек возвращались насклад. Таким образом первоначально ежегодный объем производства вторичнойрезины составлял порядка 5 тонн. В последующем она закупалась в полном объемеОАО «Далькровля» (в советский период т.н. Рубиройдный завод) ииспользовалась при производстве кровельных материалов. Сегодня эффективностьработы предприятия за счет развития материальной базы, использованиясовременного оборудования, значительно возросла, что позволяет рассчитывать нацифру в 5 000 тонн в 2010 году. При этом получают вторичные продукты — металлическую крошку и тряпичный синтетический код. Они также успешно продаютсяна местном рынке (тряпичный синтетический код, к примеру, закупает для своегопроизводства ООО «Лорен»).
В последние несколько летполученная в результате переработки резина часто используется в местномпроизводстве брущатки, амортизационных плит для дворовых площадок, спортивныхучреждений, дворовых палисадников. РОСДОРНИИ ведет изыскания в области ееприменения в асфальто-бетонировании.
Сбор резиныосуществляется только у предприятий города. У населения прием не производится.На основании распоряжения губернатора Хабаровского края «Об обращении срезинотехническими отходами» юридическое лицо, сообщает о своем желаниипередать имеющуюся резину для переработки. Вывоз с его территории данной резиныосуществляет ООО «Бриз».
Одновременно с этимАдминистрация города выдает справку, в которой указываются сроки, объемысданной в целях утилизации резины. Это позволяет на законных основаниях исовершенно бесплатно (для всех трех сторон) избавляться от твердых отходов,имеющих 4 класс опасности. По этой причине удалось наладить вывоз резины изблизлежащих населенных пунктов, в том числе порта Ванино, а также соседнегорегиона — ЕАО (г. Биробиджан). Деятельность ООО «Бриз» прежде всегорасчитана на работу по сбору среди автопредприятий. Не связана с населением, физическимилицами.
ООО «Лорен»также был организован в 1997 году на базе цеха по переработке собственныхотходов завода «Амурского кабельного завода». Первоначально объемпроизводства вторичного пластика составлял 70 тонн. В настоящее время эта цифраблизка к 100 тоннам. В городе действует 4 пункта приема пластика у населения.Себестоимость строительства одного приемного пункта в г. Хабаровске составилапорядка 1 млн. руб. Проект был реализован полностью за счет городской казны.
При поддержкеадминистрации города в рамках программы «Отходы» предприятие закупило в 2008году новое оборудование – уникальную для ДВ — австрийскую линию (по 10 млн.руб. выделила каждая из сторон). В перспективе руководство ООО намереноприобрести линию по переработке пленки, а также термопласт-автоматы, чтопозволит расширить ассортимент производимой продукции.
Сегодня заключеныконтракты на переработку пластиковых отходов с медицинскими учреждениями городаХабаровска. Ведется работа с кафе быстрого обслуживания. Заключен контракт сгазовой компанией (Сковордино), а также с нефтяными компаниями региона.
Следует особо отметить,что во исполнение Постановления Правительства Хабаровского края от 22.02.2010 №45-пр «О реализации в Хабаровском крае Указа Президента РоссийскойФедерации от 28 апреля 2008 г. № 607 „Об оценке эффективности деятельностиорганов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов“и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. №1313-р» утверждены Перечни целевых и нормативных показателей для расчетанеэффективных расходов местных бюджетов, показателей, необходимых для ихрасчета, дополнительных показателей по вопросам организации сбора, вывоза,утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства иозеленения территории, освещения улиц, показателей уровня оценки населениемрезультатов деятельности органов местного самоуправления, а также частныхпоказателей эффективности деятельности органов местного самоуправлениягородских округов и муниципальных районов и их весовые коэффициенты. Утвержденораспределение городских округов и муниципальных районов края по группам сучетом транспортной доступности и плотности населения.
В утвержденной Методикеоценки эффективности деятельности органов местного самоуправления определено,что эффективность оценивается путем расчета значений показателей комплексногосоциально-экономического развития муниципального образования.
Сравнительный анализэффективности деятельности проводится с учетом транспортной доступности иплотности населения по показателям комплексного социально-экономическогоразвития. Для расчета значений показателей комплексногосоциально-экономического развития определены сферы деятельности и их весовыекоэффициенты.
Приведены формулы, покоторым определяются итоговое значение показателей комплексногосоциально-экономического развития, уровни эффективности и результативностидеятельности органов местного самоуправления, уровень оценки результатов ихдеятельности населением. Кроме того, определены формулы, по которым устанавливаютсяуровень и частные показатели эффективности расходования бюджетных средств, атакже доля неэффективных расходов местных бюджетов.
Положением по подготовкетекстовой части доклада о достигнутых значениях определены наименование иструктура докладов глав городских округов и муниципальных районов о достигнутыхзначениях показателей для оценки эффективности деятельности за отчетный год иих планируемых значениях на трехлетний период.
Утвержденным Порядкомпроведения экспертного анализа результатов оценки эффективности деятельностиорганов местного самоуправления установлено, что для его проведения формируетсяэкспертная группа. При анализе учитывается информация из докладов главмуниципальных образований.
Группой анализируетсяправильность расчета показателей уровня эффективности деятельности вустановленной сфере деятельности, а также расчета комплексногосоциально-экономического развития муниципального образования. Влияниеэкспертного анализа на результаты расчета значения показателя ограничивается неболее чем 20 процентами в большую или меньшую сторону от достигнутого уровнязначения показателя.
По результатампроведенного анализа готовится заключение по каждому муниципальномуобразованию, направляемое на рассмотрение в комиссию по присуждению грантоворганам местного самоуправления для содействия достижению или поощрениядостижения наилучших значений показателей деятельности.
Таким образом, благодаряреализации политики активной поддержки процессов модернизации перерабатывающихпроизводств удалось достичь результатов в сфере управления отходамимуниципалитета, а также получить ряд смежных положительных эффектов (бюджетный,социальный, политический).
2. РАЗРАБОТКА ИРЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД Хабаровск»
2.1Аналитическая система «ProjectExpert» как инструментарий разработки проектного решения
Ответом на вызовы финансового кризисастановится моделирование и оценка будущего финансового состояния компании сучетом рисков, устойчивости и ликвидности бизнеса. Подобное бизнеспланирование, осуществляемое на постоянной основе, предполагает использованиеэффективного аналитического инструмента.
Даже в кризисных условиях тотальноесокращение затрат – «резка cost’ов» – риск будущего проигрыша в созданииконкурентных преимуществ. Оно ведет к сужению стратегических возможностей иперспектив компании, не позволяя создавать основу будущих денежных потоков.Project Expert—возможность спланировать развитие бизнеса вотсутствие дешевых денег. Сегодня более чем 5000 компанийактивно используют Project Expert.
В условиях ограниченных финансовбизнес планирование на Project Expert позволяет «прожить» будущие решения безпотери инвестированных средств и обеспечивает: моделирование различныхсценариев развития с учетом рисков и параметров экономического окружения;взвешенную оценку потребности в финансировании капитальных вложений иоборотного капитала для каждого периода проекта; анализ возможности дляснижения стоимости капитала за счет формирования его оптимальной структуры;оценку проектных рисков, включая риск потери кредитоспособности, ликвидности ифинансовой устойчивости; тщательную проработку и экспертизу инвестиционногопроекта с позиций всех потенциальных участников. Использование методики UNIDO для разработки иоценки бизнес планов делает отчетность проекта понятной всем заинтересованнымсторонам.
Все это значительно увеличивает шансыи на финансирование отдельного инвестиционного проекта и на финансовуюэффективность планируемой деятельности всей компании.
Разработка бизнес-планов, оценка иреализация инвестиционных проектов с ProjectExpert предполагает:
– построениефинансовой модели проекта, компании, с учетом экономического и получениемпрогнозных финансовых отчетов;
– определение на ееоснове объемов капитальных вложений и оборотного капитала, необходимых дляфинансирования проекта;
– разработкастратегии финансирования;
– проектный анализ– оценка инвестиционного проекта, включая количественную оценку проектныхрисков, динамики стоимости бизнеса для различных моментов;
– создание бизнесплана, инвестиционного меморандума, других отчетов: задание определеннойструктуры, подготовка текстовой части, включение в нее необходимой прогнознойфинансовой отчетности, графиков и диаграмм;
– внесениекорректировок в исходные данные инвестиционного проекта, оценка егоэффективности в процессе и по итогам реализации.
Создание бизнес плана компании,оценка различных вариантов развития предприятия, бизнес план расширениядействующего или создания нового производства, выход на новые рынки, развитиесбытовой сети, реструктуризация и возможная продажа – все это требуетподготовки финансового плана и итоговых отчетов.
Project Expert существенно облегчает процесс бизнеспланирования. С помощью Project Expert исходные данные о планируемойоперационной деятельности, обеспечивающих ее реализацию вновь создаваемыхактивах и привлеченных для их финансирования средствах автоматическипреобразуются в: прогнозную финансовую отчетность: отчет о движении денежныхсредств, баланс, отчет о прибылях и убытках, таблицы прогнозных финансовыхпоказателей, показателей эффективности инвестиций, итоговые отчеты бизнесплана.
Результаты моделирования деятельностипредприятия отражаются в финансовых отчетах: Отчет о прибылях и убытках,Баланс, план денежных потоков Cash-Flow. Процесс генерации бухгалтерскихпроцедур и формирования отчетных финансовых документов осуществляется всоответствии с международными стандартами бухгалтерского учета.
Project Expert формирует такжетаблицы показателей эффективности инвестиций и финансовых показателей,включающие следующие группы данных:
показатели ликвидности — текущая ликвидность, быстрая ликвидность, чистый рабочий капитал и другиепоказатели, отражающие способность компании удовлетворять претензии держателейкраткосрочных долговых обязательств;
показатели рентабельности- набор коэффициентов, показывающих, насколько прибыльна деятельность компаниии насколько эффективно использование различных типов ресурсов;
показатели деловойактивности — позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятиеиспользует свои средства, включают набор показателей оборачиваемости различныхтипов средств, обязательств и т.п.;
показатели устойчивости — характеризуют финансовую независимость и платежеспособность компании, включаютразличные представления соотношений между источниками финансирования(коэффициент финансовой независимости, коэффициент покрытия процентов и т.п.);
инвестиционные критерии,характеризующие стоимость и доходность акций предприятия (прибыль на акцию,P/E, коэффициент покрытия дивидендов и т.п.);
показатели эффективностиинвестиций (дисконтированные Cash-Flow критерии) — чистый приведенный доход,период окупаемости проекта, внутренняя норма рентабельности и другие показатели,используемые для комплексного анализа проекта.
Система Project Expert позволяет втечение небольшого времени разработать финансовую модель компании. Для описанияпроекта и компании потребуется ввести следующие исходные данные: дату начала идлительность проекта, перечень планируемых к выпуску продуктов и услуг,многоуровневую структуру компании вплоть до каждого подразделения и товара.
Система достаточно гибко подходит кпредставлению данных о проекте, позволяя либо увязывать все этапыинвестиционной и дальнейшей операционной деятельности, либо описывать этистадии проекта независимо. При этом оцениваются именно финансовые аспектыинвестиционного плана проекта — стоимость подготовительных работ, используемыересурсы, создаваемые активы и особенности учета инвестиций. Программа помогаетопределить этапы работ и установить взаимосвязи между ними, указатьиспользуемые ресурсы, необходимые для выполнения этих этапов, порядок ихоплаты, капитализировать сделанные инвестиции.
Одной из задач проектного анализаявляется определение чувствительности финансовой модели предприятия кизменениям различных параметров. Чем шире диапазон параметров, в которомпоказатели эффективности остаются в пределах приемлемых значений, тем вышезапас прочности проекта, тем лучше он защищен от колебаний различных факторов,оказывающих влияние на результаты реализации проекта. Система Project Expertпозволяет изучить, как будут изменяться финансовые показатели проекта взависимости от изменения общего уровня инфляции, ставок налогов, затрат наперсонал, величины сбыта и других исходных данных проекта.
При создании проекта задачейаналитика является поиск наилучшего варианта развития. В Project Expertпредусмотрена возможность быстрого создания нескольких вариантов развитияпредприятия для их сравнения и выбора наилучшего. Для создания нового вариантадостаточно задать в процентах величину отклонений исходных данных проекта,например объемов продаж различных продуктов, их цены, ставок налогов и т.п.Допустимо создать любое число вариантов развития и провести их сравнительныйанализ не только по финансовым показателям и показателям эффективностиинвестиций, но и по всему спектру данных финансовых отчетов, таблицпользователя, детализации и анализа вариантов. Результаты анализа могут быть представленыв виде графиков.
Имитационная модель денежных потоковобеспечивает возможность проведения анализа проекта с учетом рисков инеопределенностей его выполнения. Мощное, оптимизированное вычислительное ядросистемы, способное производить тысячи пересчетов проекта, позволяетиспользовать для такого моделирования более эффективный, чем упрощенныйоднопараметрический метод анализа чувствительности, метод Монте-Карло. ВProject Expert оценивается степень воздействия случайных факторов на показателиэффективности инвестиций в проект. Программа позволяет определить, какиефакторы рассматривать как неопределенные, указав допустимый диапазон случайногоизменения значений для каждого из них, задав количество пересчетов проекта сослучайными значениями указанных факторов.
Project Expert позволяетконтролировать ход выполнения проекта путем актуализации данных. В системуможно ввести актуальные данные о фактических поступлениях и выплатах ипросмотреть актуализированный отчет о движении денежных средств. При работе ссистемой контролируется соответствие планируемого и фактического объема продаж,планируемых и фактических затрат, сумм прибыли, налоговых отчислений и т. д. Врезультате сравнения исходных и реальных данных автоматически формируетсятаблица рассогласования движения денежных средств, и вносить необходимыекоррективы.
Таким образом, длядостижения цели дипломного исследования используются уникальный продукт,разработанный специально для решения управленческих задач в сферебизнес-планирования, — поможет выбрать один из возможных сценариев развития,программа «Project Expert», которая обеспечивает создание и анализ финансовоймодели бизнес-плана.
2.2 Бизнес-план предприятия по переработке твердых производственных отходовмуниципального образования «Город Хабаровск»
Развитие системы управления отходами на территории городскогоокруга «Город Хабаровск» в соответствие со сложившейся практикой связано ссозданием и стимулированием предприятий, занимающихся переработкой отдельных,востребованных на рынке, видов отходов промышленности. Действительно, твердыеотходы не однородная масса, а смесь множества материалов, имеющих самые разныесвойства: коммерческую ценность, биоразлагаемость, сжимаемость, горючесть и т.д[18]. Поскольку главная проблема отходов — это проблема объема, который онизанимают, требуется сравнить существующие технологии мусоропереработки с точкизрения стоимости снижения объемов отходов.
Рассмотрим признанную оптимальной по соотношению«цена-снижение объемов мусора» схему обращения с твердыми отходами натерритории Муниципального образования «Город Хабаровск» и сравним ее с другими.
Интересно сравнить комплексные методы переработки отходов снаиболее противоречивой технологией, вызывающей бурные дискуссии — сжиганием.
Удельные капитальные вложения в эту технологию составляют3390 руб/м3 годовой мощности, приведенные затраты — 357 руб/м3 при объемеостаточных отходов — 10%. [32] Даже не принимая во внимание токсичностьвыбросов, сбросов и отходов мусоросжигания, эта технология не имеет перспективпо экономическим показателям, более чем в полтора раза превосходя по затратампереработку даже смешанных отходов и примерно в 6 раз — раздельно собранных[32].
Захоронение ТО
Переработка ТО
Утилизация ТО
Захоронение ТО
Переработка ТО
Утилизация ТО />
Рисунок 2.1 – Вариантыфункций капитальных затрат на обращение с твердыми отходами в зависимости оттехнологий избавления: захоронение, утилизация, переработка
Из итогового графика функцийинвестиционных затрат на твердые отходы (рисунок 2.1) видно, что наиболее«дешевым» является используемый в настоящее время вариант захоронения твердыеотходы, тогда как утилизация в любом случае требует значительных вложений.Однако оба варианта имеют серьезный недостаток – неэкологичность. К тому же этитехнологии не приносят прибыли.
С другой стороны,«золотая середина» — переработка твердых отходов – имеет ряд преимуществ:позволяет вернуть ресурсы в промышленный оборот и обеспечивает снижение уровняпотенциальной нагрузки на окружающую среду. Кроме того, в условиях рынка любыересурсы потенциально конвертируемы в финансовые.
Таким образом, очевидно, что наиболее эффективной технологиейобращения с твердыми отходами на территории муниципального образованиягородской округ «Город Хабаровск», на основании полученных результатов, посоотношению «цена — снижение объемов мусора» является переработка отходов,собранных раздельно.
Однако, исходя из того, что 100% раздельный сбор невозможен,на данном этапе, следует рассматривать этот вариант обращения с отходами какперспективный. Таким образом, на практике на современном этапе может бытьреализован промежуточный вариант, предусматривающий переработку как раздельнособранных, так и смешанных отходов. В целом, он, однако, будет «увязываться» сосложившейся стратегией управления отходами в муниципальном образовании.
Вместе с тем, очевидно, что для перевода отрасли в число«доходных» необходимо изменить отношение к отходам – необходимо научитсяпереводить их в разряд «вторично используемых» ресурсов. А для этогопотребуется произвести изменения в схеме «сбора-вывоза» отходов, чтопредусматривает создание отдельного предприятия, занимающегося сортировкой ипереработкой твердых отходов во вторичное сырье для последующей реализации навнешнем рынке.
Проект предполагает учреждение предприятия в форме общества сограниченной ответственностью. Условное название нового предприятия – ООО «Wood-stock». Дата начала проекта – 01.01.2011 г. В проекте сделан прогноз на 12 месяцев, однако следуетрассматривать его как важный этап к реализации последующих шагов в областисовершенствования методов управления отходами – переходу к преимущественнораздельному сбору отходов.
Предприятие арендует земельный участок, расположенный по адресуул. Воронежской 72 (112 м2) вместе со всем, расположенным на немнедвижимым имуществом (склад-ангар, а также цех). В помещения уже обеспеченыэлектро- и водоснабжение.
ООО реализует брус опилочный объемом один килограмм.
Принцип учета запасов – FIFO. Финансовый год начинается в январе. Основная валютапроекта – рубли. Валюта для расчета на внешнем рынке – Доллар США (US). Курс на момент ввода проекта 1US=30 руб.
Используется упрощенная система налогообложения. Социальныеплатежи рассчитываются на основании коэффициентов пенсионного фонда. Стоимостьпроекта – 651 000 руб[11].
Таблица 2.7 – Планируемыйобъем поставокМесяц 1 2 3 4 5 6 7 8 Брус опилочный прессованный 8000 16000 24000 24000 32000 40000 40000 40000 Продукт 9 10 11 12 1-6.2012г.
Брус опилочный прессованный (кг) 40000 40000 40000 40000 220000
Первоначально проводится разбор подвозимого транспортом ОООгруза. Далее материалы подвергаются обезвреживанию / санации, измельчению,прессованию, после чего упаковываются и складируются до момента их вывоза вКНР. Нереализуемая часть отходов отправляется на полигон для захоронения.
Производственный цикл в соответствие с проектным планомначнется 01.01.2011г.
Исходя из данных о годовых объемах производства отходов иосновываясь на методике анализе примерной доли ТО в общей массе былипроизведены расчеты сбыта продукции. Учитывался также фактор сезонностипроизводства[12],что позволило сделать проект более реалистичным.
Задержка платежейсоставляет 10 дней, что связано с системой оплаты по факту продажи.
Таблица 2.8 – Сбыт(Ценообразование)Продукт Цена (руб.) Сезонные изменения цены Брус опилочный прессованный (кг) 8 Январь 37,00% Февраль 30,00% Март 42,00% Апрель 76,00% Май 67,00% Июнь 67,00% Июль 70,00% Август 58,00% Сентябрь 66,00% Октябрь 48,00% Ноябрь 39,00% Декабрь 39,00% Январь 48,00% Февраль 53,00% Март 77,00% Апрель 94,00% Май 90,00% Июнь 62,00% Июль 56,00% Август 71,00% Сентябрь 63,00% Октябрь 56,00% Ноябрь 44,00% Декабрь 51,00%
Запас готовой продукциина складе составляет 20 %, что обеспечивает стабильность работы ООО.Производство неограниченно, зависит только от реально поступившего объема.Производственный цикл составляет 1 день.
Стоимость закупаемогосырья закладывается исходя из того факта, что большинство предприятий секторавынуждены платить за вывоз отходов деревообработки, что является невыгодным дляних. Цена, по которой предполагается осуществлять закупки отходов у юридическихлиц и населения, уже не должна превышать нуля, т.к. фактически являетсяконвертацией отрицательных доходов предприятий-доноров.
Создание новогопредприятия невозможно без реализации HR-решения (таблица 2.9).
Таблица 2.9 – План поперсоналуДолжность Кол-во Зарплата (руб) Платежи Управление Директор 1 35000 Ежемесячно, весь проект Производство Разнорабочий 2 10000 Ежемесячно, весь проект Охрана 1 15000 Ежемесячно, весь проект Уборщик 1 10000 Ежемесячно, весь проект Технолог 2 12000 Ежемесячно, весь проект Маркетинг Менеджер 2 15000 Ежемесячно, весь проект Логист 1 20000 Ежемесячно, весь проект
Работа с иностраннымипартнерами требует постоянной работы с профессиональным логистом, владеющиминостранными языками.
Технологи обеспечиваютработу пресса и шредера.
Руководство предприятиядолжно обладать высоким уровнем знаний в области управления отходами, хорошимзнанием рынка ТО, предпринимательской инициативой.
В целом, данное HR-решение предполагает высокий уровеньответственности и широкие возможности для управленческого звена, что всочетании с достойной оплатой труда, позволяет ожидать высокий уровеньмотивированности работников.
Производственные нормы поперсоналу рассчитаны исходя из опыта аналогичных предприятий на территории РФ.
Бухгалтер и юрист –обслуживающий персонал, от которого не требуется постоянного присутствия напредприятии. Их услуги в условиях оптимизации расходов целесообразно получать вспециализированных консалтинговых организациях.
Организация производства потребует закупки оргтехники икомплектующих, транспорта, что составит разовые первоначальные платежи, однаковсе прочие статьи расходов на управление, производство и маркетинг — ежемесячные (таблица 2.10).
Предприятие также в рамках сложившейся практики управленияотходами в муниципальном образовании берет в лизинг закупаемое администрациейгорода оборудование — шредер и пресс.
Таблица 2.10 – ОбщиеиздержкиНазвание Сумма (руб) Платежи Управление Офисное оборудование 80000 Разовый платеж 01.01.11 Бухгалтерское обслуживание 4000 Ежемесячно, весь проект Юридическое обслуживание 8000 Ежемесячно, весь проект Производство Коммунальные услуги 20000 Ежемесячно, в соответствие с графиком отключений тепла Обслуживание оборудования 3000 Ежемесячно, весь проект Транспорт 200000 Разовый платеж 01.01.11 Бензин 20000 Ежемесячно, весь проект Лизинг оборудования 10000 Ежемесячно, весь проект Маркетинг Траспортные расходы 5000 Ежеквартально, весь проект Связь 5000 Ежеквартально, весь проект
Дополнительно администрацией города передается движимое инедвижимое имущество, расположенное на территории предприятия в аренду сотсрочкой платежа на 18 месяцев. Первоначальный капитал составят средства,перечисляемые в рамках государственной программы поддержки самозанятостинаселения и муниципальной программы помощи и поддержки предпринимательствугорода Хабаровска. Общий объем средств составляет 150000 руб. Естественно,полученные средства не обеспечат необходимый уровень платежеспособности дляпокрытия первоначальных расходов. Потребуются заемные средства.
Сумма займа составит 500000[13]. Сроквозврата – 12 месяцев. Процентная ставка – 21 [54]. Отсрочка первого платежасоставляет 3 месяца, далее выплачиваются ежеквартально проценты по займу.Возврат и получение кредита единовременное одной суммой.
Отчет о прибылях иубытках позволяет определить из каких составляющих складывается прибыльпредприятия (таблица 2.11), отражает порядок расчета прибыли.
Анализ отчета о прибыляхи убытках позволяет получить объективную оценку ее производственной икоммерческой деятельности.
Таблица 2.11 – Прибыль — Убытки (руб.)Строка 01.01.11 01.02.11 01.03.11 Валовый объем продаж 64000 128000 192000 Чистый объем продаж 64000 128000 192000 Валовая прибыль 64000 128000 192000 Административные издержки 92000 12000 12000 Производственные издержки 253000 53000 53000 Маркетинговые издержки 10000 Зарплата административного персонала 35000 35000 35000 Зарплата производственного персонала 69000 69000 69000 Зарплата маркетингового персонала 50000 50000 50000 Суммарные постоянные издержки 509000 219000 219000 Прибыль до выплаты налога -445000 -91000 -27000 Чистая прибыль -445000 -91000 -27000 Административные издержки 12000 12000 12000 Строка 01.04.11 01.05.11 01.06.11 Валовый объем продаж 256000 320000 320000 Чистый объем продаж 256000 320000 320000 Валовая прибыль 256000 320000 320000 Строка 01.04.11 01.05.11 01.06.11 Производственные издержки 53000 53000 53000 Маркетинговые издержки 10000 Зарплата административного персонала 35000 35000 35000 Зарплата производственного персонала 69000 69000 69000 Зарплата маркетингового персонала 50000 50000 50000 Суммарные постоянные издержки 229000 219000 219000 Проценты по кредитам 35000 Прибыль до выплаты налога 27000 101000 66000 Чистая прибыль 27000 101000 66000 Строка 01.07.11 01.08.11 01.09.11 Валовый объем продаж 320000 320000 320000 Чистый объем продаж 320000 320000 320000 Валовая прибыль 320000 320000 320000 Административные издержки 12000 12000 12000 Производственные издержки 53000 53000 53000 Маркетинговые издержки 10000 Зарплата административного персонала 35000 35000 35000 Зарплата производственного персонала 69000 69000 69000 Зарплата маркетингового персонала 50000 50000 50000 Суммарные постоянные издержки 229000 219000 219000 Проценты по кредитам 35000 Суммарные непроизводственные издержки 35000 Прибыль до выплаты налога 91000 101000 66000 Чистая прибыль 91000 101000 66000 Строка 01.10.11 01.11.11 01.12.11 Валовый объем продаж 320000 320000 320000 Чистый объем продаж 320000 320000 320000 Валовая прибыль 320000 320000 320000 Административные издержки 12000 12000 12000 Производственные издержки 53000 53000 53000 Маркетинговые издержки 10000 Зарплата административного персонала 35000 35000 35000 Зарплата производственного персонала 69000 69000 69000 Зарплата маркетингового персонала 50000 50000 50000 Суммарные постоянные издержки 229000 219000 219000 Проценты по кредитам 35000 Суммарные непроизводственные издержки 35000 Прибыль до выплаты налога 91000 101000 66000 Налогооблагаемая прибыль 81000 66000 Налог на прибыль 4860 3960 Чистая прибыль 91000 96140 62040 Строка 1-6.11
Валовый объем продаж 1760000
Чистый объем продаж 1760000
Валовая прибыль 1760000
Административные издержки 72000
Производственные издержки 318000
Маркетинговые издержки 20000
Зарплата административного персонала 210000
Зарплата производственного персонала 414000
Зарплата маркетингового персонала 300000
Суммарные постоянные издержки 1334000
Прибыль до выплаты налога 426000
Налогооблагаемая прибыль 485000
Налог на прибыль 29100
Чистая прибыль 396900
Отчет о движении денежных средств или «Кэш-фло» (отангл. Cash Flow) показывает денежные поступления и выплаты, связанные сосновными статьями доходов и затрат (таблица 2.12). Отчет средств содержит трираздела, соответствующих основным направлениям деятельности компании: кэш-флоот операционной деятельности; кэш-фло от инвестиционной деятельности; кэш-флоот финансовой деятельности.
В разделе «Кэш-фло от операционной деятельности»представлены денежные поступления и выплаты, связанные со сбытом,производством, расчетами по налогам, операциями по размещению временносвободных денежных средств. Производственные затраты объединены в две группы:«Суммарные прямые издержки» и «Суммарные постоянныеиздержки».
Раздел «Кэш-фло от инвестиционной деятельности»отражает движение денежных средств, связанных с инвестиционным периодомреализации проекта.
Раздел «Кэш-фло от финансовой деятельности»отражает поступления и выплаты денежных средств по операциям, связанным сфинансированием проекта.
Две итоговые строки «Кэш-фло» отражают балансналичности на начало и конец каждого периода. Баланс наличности позволяетсудить о возможности предприятия генерировать достаточное количество денежныхсредств для покрытия обязательств.
Таблица 2.12 – Кэш-фло(руб.)Строка 01.2011 02.2011 03.2011 Поступления от продаж 64000 128000 192000 Общие издержки 355000 65000 65000 Затраты на персонал 154000 154000 154000 Суммарные постоянные издержки 509000 219000 219000 Кэш-фло от операционной деятельности -445000 -91000 -27000 Займы 500000 Кэш-фло от финансовой деятельности 500000 Баланс наличности на начало периода 150000 205000 114000 Баланс наличности на конец периода 205000 114000 87000 Строка 04.2011 05.2011 06.2011 Поступления от продаж 256000 320000 320000 Общие издержки 75000 65000 65000 Затраты на персонал 154000 154000 154000 Суммарные постоянные издержки 229000 219000 219000 Кэш-фло от операционной деятельности 27000 101000 101000 Выплаты процентов по займам 35000 Кэш-фло от финансовой деятельности -35000 Баланс наличности на начало периода 87000 114000 215000 Баланс наличности на конец периода 114000 215000 281000 Строка 07.2011 08.2011 09.2011 Поступления от продаж 320000 320000 320000 Общие издержки 75000 65000 65000 Затраты на персонал 154000 154000 154000 Суммарные постоянные издержки 229000 219000 219000 Кэш-фло от операционной деятельности 91000 101000 101000 Выплаты процентов по займам 35000 Кэш-фло от финансовой деятельности -35000 Баланс наличности на начало периода 281000 372000 473000 Баланс наличности на конец периода 372000 473000 539000 Строка 10.2011 11.2011 12.2011 Поступления от продаж 320000 320000 320000 Общие издержки 75000 65000 65000 Затраты на персонал 154000 154000 154000 Строка 10.2011 11.2011 12.2011 Суммарные постоянные издержки 229000 219000 219000 Кэш-фло от операционной деятельности 91000 101000 101000 Выплаты процентов по займам 35000 Кэш-фло от финансовой деятельности -35000 Баланс наличности на начало периода 281000 281000 281000 Баланс наличности на конец периода 372000 372000 372000 Строка 1-6.2012
Поступления от продаж 1760000
Общие издержки 410000
Затраты на персонал 924000
Суммарные постоянные издержки 1334000
Налоги 26400
Кэш-фло от операционной деятельности 339600
Кэш-фло от финансовой деятельности -500000
Баланс наличности на начало периода 797000
Баланс наличности на конец периода 696600
Баланс отражает структуру активов, обязательств и собственныхсредств предприятия на каждом этапе реализации проекта. В структуре активовбаланса выделены три основных группы: текущие активы; основные средства;инвестиции.
В состав текущих активов входят денежные средства,дебиторская задолженность, средства, находящиеся в производственном и торговомобращении, а также финансовые вложения и краткосрочные предоплаченные расходы.Общая величина этой, наиболее подвижной, части средств предприятия отражается встроке «Суммарные текущие активы».
Общая стоимость основных средств отражается в балансе встроке «Основные средства», а их износ учитывается в строке«Накопленная амортизация». Остаточная стоимость этого вида активов(за вычетом амортизации) указывается в строке «Остаточная стоимостьосновных средств». В следующих за ней строках раскрывается структураосновных средств: земля; здания и сооружения; оборудование; (долгосрочные)предоплаченные расходы; другие активы. Сумма этих активов равна величине,указанной в строке «Остаточная стоимость основных средств».
В группу инвестиционных активов входят: инвестиции в основныефонды, инвестиции в ценные бумаги, имущество в лизинге.
В пассивах баланса выделяются три группы: краткосрочныеобязательства; долгосрочные займы; собственный капитал.
К группе краткосрочных обязательств относятся кредиторскаязадолженность по начисленным, но еще не выплаченным налогам (отсроченныеналоговые платежи), краткосрочные займы, кредиторская задолженность по оплатеза поставленную продукцию (счета к оплате), обязательства по поставке товаров,оплаченных покупателем (полученные авансы).
В структуре собственного капитала выделяются: средства отпродажи обыкновенных акций; средства от продажи привилегированных акций;средства, полученные от продажи акций сверх номинала; резервные фонды,сформированные из прибыли предшествующих периодов; добавочный капитал,полученный в результате переоценки активов; нераспределенная прибыль. Общаявеличина пассивов этой группы указана в строке «Суммарный собственныйкапитал».
Балансовый отчет отражает стратегию управления капиталомкомпании, степень ее зависимости от заемных средств. Анализ совокупностибалансовых показателей позволяет оценить риск финансовых вложений в проекты,осуществляемые компанией.
Таблица 2.13 – Баланс(руб.)Строка 01.2011 02.2011 03.2011 Денежные средства 205000 114000 87000 Суммарные текущие активы 205000 114000 87000 СУММАРНЫЙ АКТИВ 205000 114000 87000 Краткосрочные займы 500000 500000 Суммарные краткосрочные обязательства 500000 500000 Долгосрочные займы 500000 Строка 01.2011 02.2011 03.2011 Добавочный капитал 150000 150000 150000 Нераспределенная прибыль -445000 -536000 -563000 Суммарный собственный капитал -295000 -386000 -413000 СУММАРНЫЙ ПАССИВ 205000 114000 87000 Строка 04.2011 05.2011 06.2011 Денежные средства 114000 215000 281000 Суммарные текущие активы 114000 215000 281000 СУММАРНЫЙ АКТИВ 114000 215000 281000 Краткосрочные займы 500000 500000 500000 Суммарные краткосрочные обязательства 500000 500000 500000 Добавочный капитал 150000 150000 150000 Нераспределенная прибыль -536000 -435000 -369000 Суммарный собственный капитал -386000 -285000 -219000 СУММАРНЫЙ ПАССИВ 114000 215000 281000 Строка 07.2011 08.2011 09.2011 Денежные средства 372000 473000 539000 СУММАРНЫЙ АКТИВ 372000 473000 539000 Краткосрочные займы 500000 500000 500000 Суммарные краткосрочные обязательства 500000 500000 500000 Добавочный капитал 150000 150000 150000 Нераспределенная прибыль -278000 -177000 -111000 Суммарный собственный капитал -128000 -27000 39000 СУММАРНЫЙ ПАССИВ 372000 473000 539000 Строка 10.2011 11.2011 12.2011 Денежные средства 630000 731000 797000 Суммарные текущие активы 630000 731000 797000 СУММАРНЫЙ АКТИВ 630000 731000 797000 Суммарные краткосрочные обязательства 500000 504860 508820 Добавочный капитал 150000 150000 150000 Нераспределенная прибыль -20000 76140 138180 Суммарный собственный капитал 130000 226140 288180 СУММАРНЫЙ ПАССИВ 630000 731000 797000 Строка 1-6.2012
Денежные средства 696600
Суммарные текущие активы 696600
СУММАРНЫЙ АКТИВ 696600
Строка 1-6.2012
Отсроченные налоговые платежи 11520
Суммарные краткосрочные обязательства 11520
Добавочный капитал 150000
Нераспределенная прибыль 535080
Суммарный собственный капитал 685000
СУММАРНЫЙ ПАССИВ 696600
В практике финансового анализа широкое распространение имеютпоказатели, играющие роль индикаторов ликвидности, устойчивости,рентабельности, деловой активности компании. Анализ всей совокупностифинансовых показателей в динамике и сравнение их с аналогичными оценкамидеятельности других предприятий, действующих в сопоставимых условиях, позволяетсделать обоснованные выводы о финансовом положении компании и перспективах ееразвития.
Финансовые показатели рассчитываются на основании данных,содержащихся в финансовых отчетах. Для этих целей используетсяконсолидированная (обобщенная) форма балансового отчета и отчета о финансовыхрезультатах, а также отчет об использовании прибыли. Ниже приводится форма этихотчетов (таблица 2.14).
Таблица 2.14 – ФинансовыепоказателиСтрока 01.2011 02.2011 Коэффициент текущей ликвидности (CR), % 23 Коэффициент срочной ликвидности, (QR) % 23 Чистый оборотный капитал, (NWC) руб. 205000 -386000 Чистый оборотный капитал, (NWC) CNY 6833 -12867 Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT) 4 -4 Коэффициент оборачиваем. активов (TAT) 4 13 Суммарные обязательства к активам, (TD|TA) % 244 439 Суммарные обязательства к собств. кап. (TD|ЕQ) -169 -130 Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), % 100 100 Коэффициент рентабельности операц. прибыли (OPM), % -695 -71 Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), % -695 -71 Рентабельность оборотных активов (RCA), % -2605 -958 Рентабельность инвестиций (ROI), % -2605 -958 Рентабельность собственного капитала (ROE), % 1810 283 Строка 03.2011 04.2011 Коэффициент текущей ликвидности (CR), % 17 23 Коэффициент срочной ликвидности, (QR) % 17 23 Чистый оборотный капитал, (NWC) руб. -413000 -386000 Чистый оборотный капитал, (NWC) CNY -13767 -12867 Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT) -6 -8 Коэффициент оборачиваем. активов (TAT) 26 27 Суммарные обязательства к активам, (TD|TA) % 575 439 Суммарные обязательства к собств. кап. (TD|BQ) -121 -130 Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), % 100 100 Коэффициент рентабельности операц. прибыли (OPM), % -14 11 Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), % -14 11 Рентабельность оборотных активов (RCA), % -372 284 Рентабельность инвестиций (ROI), % -372 284 Рентабельность собственного капитала (ROE), % 78 -84 Строка 05.2011 06.2011 Коэффициент текущей ликвидности (CR), % 43 56 Коэффициент срочной ликвидности, (QR) % 43 56 Чистый оборотный капитал, (NWC) руб. -285000 -219000 Чистый оборотный капитал, (NWC) CNY -9500 -7300 Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT) -13 -18 Коэффициент оборачиваем. активов (TAT) 18 14 Суммарные обязательства к активам, (TD|TA) % 233 178 Суммарные обязательства к собств. кап. (TD|BQ) -175 -228 Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), % 100 100 Коэффициент рентабельности операц. прибыли (OPM), % 32 21 Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), % 32 21 Рентабельность оборотных активов (RCA), % 564 282 Рентабельность инвестиций (ROI), % 564 282 Рентабельность собственного капитала (ROE), % -425 -362 Строка 07.2011 08.2011 Коэффициент текущей ликвидности (CR), % 74 95 Коэффициент срочной ликвидности, (QR) % 74 95 Чистый оборотный капитал, (NWC) руб. -128000 -27000 Чистый оборотный капитал, (NWC) CNY -4267 -900 Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT) -30 -142 Коэффициент оборачиваем. активов (TAT) 10 8 Суммарные обязательства к активам, (TD|TA) % 134 106 Суммарные обязательства к собств. кап. (TD|BQ) -391 -1852 Коэффициент покрытия процентов (TIE), раз Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), % 100 100 Коэффициент рентабельности операц. прибыли (OPM), % 28 32 Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT) -30 -142 Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), % 28 32 Рентабельность оборотных активов (RCA), % 294 256 Рентабельность инвестиций (ROI), % 294 256 Рентабельность собственного капитала (ROE), % -853 -4489 Строка 09.2011 10.2011 Коэффициент текущей ликвидности (CR), % 108 126 Коэффициент срочной ликвидности, (QR) % 108 126 Чистый оборотный капитал, (NWC) руб. 39000 130000 Чистый оборотный капитал, (NWC) CNY 1300 4333 Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT) 98 30 Коэффициент оборачиваем. активов (TAT) 7 6 Суммарные обязательства к активам, (TD|TA) % 93 79 Суммарные обязательства к собств. кап. (TD|BQ) 1282 385 Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), % 100 100 Коэффициент рентабельности операц. прибыли (OPM), % 21 28 Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), % 21 28 Рентабельность оборотных активов (RCA), % 147 173 Рентабельность инвестиций (ROI), % 147 173 Рентабельность собственного капитала (ROE), % 2031 840 Строка 11.2011 12.2011 Коэффициент текущей ликвидности (CR), % 145 157 Коэффициент срочной ликвидности, (QR) % 145 157 Чистый оборотный капитал, (NWC) руб. 226140 288180 Чистый оборотный капитал, (NWC) CNY 7538 9606 Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT) 17 13 Коэффициент оборачиваем. активов (TAT) 5 5 Суммарные обязательства к активам, (TD|TA) % 69 64 Суммарные обязательства к собств. кап. (TD|BQ) 223 177 Коэффициент покрытия процентов (TIE), раз 3 Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), % 100 100 Коэффициент рентабельности операц. прибыли (OPM), % 32 21 Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), % 30 19 Рентабельность оборотных активов (RCA), % 158 93 Рентабельность инвестиций (ROI), % 158 93 Рентабельность собственного капитала (ROE), % 510 258 Строка 1-6.2012
Коэффициент текущей ликвидности (CR), % 5625
Коэффициент срочной ликвидности, (QR) % 5625
Чистый оборотный капитал, (NWC) руб. 580713
Чистый оборотный капитал, (NWC) CNY 19357
Коэффициент оборачиваем. рабочего капитала (NCT) 6
Коэффициент оборачиваем. основных средств
(FAT)
Коэффициент оборачиваем. активов (TAT) 6
Суммарные обязательства к активам, (TD|TA) % 2
Суммарные обязательства к собств. кап. (TD|BQ) 2
Коэффициент рентабельности валовой прибыли (GPM), % 100
Коэффициент рентабельности операц. прибыли (OPM), % 24
Коэффициент рентабельности чистой прибыли (NPM), % 23
Рентабельность оборотных активов (RCA), % 134
Рентабельность инвестиций (ROI), % 134
Рентабельность собственного капитала (ROE), % 137
Одним из главных инструментов анализа инвестиционного проектаявляются показатели эффективности инвестиций (таблица 2.15).
Таблица 2.15 – Эффективность инвестиций[14]Строка РУБЛИ Доллар Период окупаемости – PB, мес. 11 11 Средняя норма рентабельности – ARR, % 125,25 125,25 Чистый приведенный доход – NPV 546600 18220 Индекс прибыльности – PI 1,88 1,88
По воле случая фактический доход от инвестиций всегда будетотклоняться от ожидаемого. Отклонение включает возможность потери некоторых иливсех первоначальных инвестиций. Там, где активы оцениваются рынком, вероятностии воздействия всех событий интегрально отражаются в рыночной цене, и рискпоэтому наступает только от изменения этой цены.
При реализации проекта имеет место кредитный риск (изменение«цены» кредита), валютный риск (изменение курса), риск внутрифирменный,информационный выбор моментов действий и исходный риск, вероятность модельногориска, и законодательный риск (изменения правил обращения с твердыми отходами,налогового законодательства). В современных условиях особое значение приобрелидинамические риски — риски, вероятность и последствия которых изменяются взависимости от ситуации, например, риск экономического кризиса.
Таким образом, проект создания предприятия по переработкеотходов на территории городского округа «Город Хабаровск», обоснованный ирассчитанный с помощью экспертной системы «Project Expert», в случае, если он получит поддержку со стороныАдминистрации города, позволит за короткий срок создать эффективно действующеепредприятие системы управления отходами. Это еще один шаг на пути развитиясистемы безотходного произведенного цикла, так называемой «умной» экономики«скромных возможностей.
Организация новых рабочих мест, а также значительноеожидаемое, вследствие этого, улучшение экологической обстановки снизит уровеньсоциальной напряженности, повысит авторитет местной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя деятельность администрации города Хабаровска поорганизации сбора, вывоза, утилизации и переработке твердых промышленныхотходов, автор задался целью — разработать конкретные, применимые на практике,меры по ее совершенствованию. Для этого последовательно были решены следующиезадачи: проанализированы теоретические аспекты управления твердыми отходами и разработаныпроектные предложения по совершенствованию стратегии управления отходами натерритории городского округа «Город Хабаровск».
В ходе анализа современной российской практики былиопределены характерные черты реализуемой модели управления отходами:
– программно-целевойметод управления;
– ориентация наутилизацию и захоронение;
– идеоманеприбыльности сферы отходов;
– наличиезначительного числа смежных нормативно-правовых актов разного уровня,образующих юридический механизм управления отраслью;
– высокиефинансовый и правовой пороги вступления в отрасль.
Далее представлен анализмодели управления отходами на территории муниципального образования «ГородХабаровск». Параллельно дана характеристика территории с точки зренияуправления отходами, определены источники ресурсов для отрасли, их объемы,примерная структура, возможности сбыта.
Автор отмечает в своемисследовании, что благодаря реализации политики активной поддержки процессовмодернизации перерабатывающих производств уже сегодня удалось достичь результатовв сфере управления отходами муниципалитета. Тем не менее по-прежнему остаются«нетронутые» участки, т.е. группы твердых промышленных отходов неперерабатываемых и вторично неиспользуемых, но имеющих к тому потенциал.
Результаты анализа сложившейся ситуации позволили перейти кразработке собственно проекта мер по совершенствованию управления отходами. Дляэтого использовался программный продукт «Project Expert», получившие высокиеоценки российских и зарубежных экспертов в области управления инвестиций ипостроения бизнеса. Программа позволила оценить на основе оценки эффективностисуществующих технологий обращения с отходами выбрать наиболее приемлемую ипостроить на ее базе более совершенную модель управления отходами территориигорода.
Проект предполагает учреждение ООО, занимающегосяпереработкой твердых промышленных отходов (деревообрабатывающей и леснойпромышленности) и их последующей продажей в КНР.
Стоимость проекта – 651 000 рублей.
Период окупаемости – 11 месяцев.
Средняя норма рентабельности — 125,25 %.
Чистый приведенный доход – 546600 рублей.
Индекс прибыльности — 1,88.
Организация нового предприятия позволит получить рядположительных эффектов: появятся новые рабочие места, бюджет получитдополнительные налоговые поступления, ожидаемое улучшение экологическойобстановки – позволит снизить уровень социальной напряженности, повыситавторитет местной власти.
В целом проект позволяет достичь поставленной цели — получитьза короткий срок значительный положительный эффект, создав точку роста местнойэкономики на базе более совершенной модели управления отходами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРоссийской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года:офиц. текст. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 32 с.
2. Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер.закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. – М.: Омега-Л, 2007. – 134 с.
3. О минимальномразмере оплаты труда: федер. закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ. — М.: ИНФРА –М, 2008. – 28 с.
4. Об обществах сограниченной ответственностью: федер. закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. — М.: ИНФРА – М, 2008. – 43 с.
5. Об отходахпроизводства и потребления: федер. закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ // Собр.законодательства РФ. – 1998. — № 31. — Ст. 3215.
6. Об акционерныхобществах: федер. закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. — М.: ИНФРА – М, 2008.– 38 с.
7. О порядке ведениягосударственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов:постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 818 //Собр. законодательства РФ. – 2000. — № 43. — Ст. 4718.
8. СанПиН2.1.7.722-98. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов длятвердых бытовых отходов: постановление Правительства Российской Федерации от 16июня 2000 г. № 461 // Собр. законодательства РФ. – 2000. — № 26. — Ст. 2313.
9. О федеральномклассификационном каталоге отходов: приказ Государственного комитета РоссийскойФедерации по охране окружающей среды от 27 ноября 1997 г. № 527 // Собр.законодательства РФ. – 1997. — № 47. — Ст. 4217.
10. Алборов, И. Д.Совершенствование технологии управления окружающей средой регулированиемтехногенной нагрузки / И.Д. Алборов // Вестник Международной академии наукэкологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). — 2008. — Т. 13, № 3. — С.5-7.
11. Баскакова, С. И.Прокурорский надзор за исполнением законодательства в области охраны окружающейсреды / С.И. Баскакова // Экология и промышленность России. ЭКиП. — 2008. — №10. — С. 51-53.
12. Вавилова, Т. Я.Важнейшие проблемы устойчивого развития среды, преобразованной урбанизацией /Т.Я. Вавилова, О.В. Ващенкова // Вестник Международной академии наук экологии ибезопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). — 2008. — Т. 13, № 3. — С. 18-21.
13. Вторая жизнь / Г.Самбале // Твердые бытовые отходы: науч.-практ. журн. — 2008. — № 10. — С.48-51.
14. Галицкова, Ю. М.Необустроенные свалки на городских территориях / Ю.М. Галицкова // ВестникМеждународной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).- 2008. — Т. 13, № 3. — С. 166-170.
15. Иванов, А. К.«Черное золото» на обочинах / А.К. Иванов // Экологический навигатор.- 2008. — № 8. — С. 37-40.
16. Иванова, М.Отходы — богатейший сырьевой ресурс / М. Иванова // Жилищное и коммунальноехозяйство. — 2008. — № 5. — С. 19-20.
17. Как зарабатыватьденьги на отходах из полимеров, используя оборудование австрийской компанииARTEC [Текст] // Пластические массы. — 2008. — № 10. — С. 40-41.
18. Кузнецов, В. А.Комплексная оценка воздействия физических и физических факторов на городскуюокружающую среду / В.А. Кузнецов, Н.П. Тарасова // Экология и промышленностьРоссии. ЭКиП. — 2008. — № 10. — С. 41-43.
19. Михеева, А. С. Ометодологических подходах к эколого-экономическому регулированиюприродопользования / А.С. Михеева // Вестник Российской экономической академииим. Г.В.Плеханова. — 2008. — № 2. — С. 43-45.
20. Модель FEASIBLE,Техническое руководство, Бета версия -1, Министерство по охране окружающейсреды и энергетике Дании / DANCEE и Секретариат Специальной Рабочей группы ОЭСРпо реализации ПДООС. — COWI, Копенгаген, 2009
21. Национальныесистемы управления отходами упаковки / Л.Н. Нестерова // Твердые бытовыеотходы: науч.-практ. журн. — 2006. — № 6 — С. 49-53.
22. Никогосов, Х. Н.Удаление бытовых отходов из многоэтажных зданий / Х.Н. Никогосов // Твердыебытовые отходы: науч.-практ. журн. — 2008. — № 10. — С. 38-39.
23. Основныенаправления в области создания биоразлагаемых термопластов / С.П. Рыбкина, В.А.Пахаренко, Т.С. Шостак, В.В. Пахаренко // Пластические массы. — 2008. — № 10. — С. 47-54.
24. Переработкаполимерных отходов при влиянии ультразвука / Г.В. Семенов, В.В. Ананьев, И.А.Кирш и др. // Пластические массы. — 2008. — № 10. — С. 41-44.
25. Проблема старыхшин / Н.В. Буслаева // Экологический навигатор. — 2008. — № 8. — С. 25-28.
26. Русанова, Ю. А.Источники образования отходов / Ю.А. Русанова // Экологический навигатор. — 2008. — № 8. — С. 29-36.
27. Сочи: комплексноерешение проблемы переработки отходов / Х.Н. Никогосов, А.Б. Лившиц, С.Е.Зайцев, В.И. Гурвич // Твердые бытовые отходы: науч.-практ. журн. — 2008. — №10. — С. 44-45.
28. Трайдакало, Г. В.Дробильно-сортировочное оборудование для переработки КГМ / Г.В. Трайдакало //Твердые бытовые отходы: науч.-практ. журн. — 2008. — № 10. — С. 40-41.
29. Трофименко, Ю. В.Типовая модель управления процессом транспортирования ТБО в муниципальныхобразованиях / Ю.В. Трофименко, С.Н. Просов, В.И. Комков // Экология ипромышленность России. ЭКиП. — 2008. — № 10. — С. 57-61.
30. Цгоев, Т. Ф.Установление опасности — первичная задача экологически безопасного обращения сотходами / Т.Ф. Цгоев, Р.А. Теблоев // Вестник Международной академии наукэкологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). — 2008. — Т. 13, № 3. — С.66-68.
31. Шемет, Н. В.Биодинамическая технология переработки бытовых отходов / Н.В. Шемет // Твердыебытовые отходы: науч.-практ. журн. — 2008. — № 10. — С. 52-59.
32. Becker,Jasper. China’s Growing Pains, National Geographic, March 2007.
33. Cambel,David. Strengthening Urban Solid Waste Management, National SWM Strategy. Asian Development Bank. Septemeber2007.
34. ChinaStatistical Yearbook, National Bureau of Statictics of China, China StatisticsPress, 2006
35. ChinaStatistical Yearbook, National Bureau of Statictics of China, China StatisticsPress, 2008
36. Cointreau,Sandra. Economic Instruments for Solid Waste Management, August 2006.
37. DavidR. Boid, “Northern Exposure: Acute Pesticide Poisonings in Canada”, June 2007.
38. Eng,M., P. Eng, and Gardy M. Wong, A Review of Landfill Gas Experience in China,submitted to the Environment Department, World Bank, November 2008.
39. Fung,Shuk-wai, Handling the Municipal Solid Waste in China, International Institutefor Industrial Environmental Ecnomics, Lund University, 2006.
40. J.Donald Hughes, What is Environmental History? Cambridge, UK: Polity Press, 2006.
41. JonathanP. Bound, Nikolaos Voulvoulis, “Household Disposal of Pharmaceuticals as aPathway for Aquatic Contamination in the United Kingdom,” Environmental HealthPerspectives, 2005.