Правоваяоснова охраны и рационального использования водных ресурсов
охрана водаокружающий среда
В своё время,исследуя диалектику природы, Фридрих Энгельс указывал, что вторжение человека вприродные процессы без прогнозирования и учёта последствий этого вторжения,приведёт к тому, что сначала человек имеет те результаты, на которые онрассчитывал, а далее в последующем – непредвиденные последствия, которые оченьчасто уничтожают значение первых. И именно сейчас актуальность этого положениясильно возросла, так как охрана окружающей среды становится важнейшей сторонойгосударственной политики, международных отношений и уклада жизни многихнародов, одной из главенствующих проблем научного общества.
Техническийпрогресс сильно и безжалостно нарушает природную гармонию, нанося непоправимыйвред, что в конечном итоге пагубно сказывается на здоровье людей. Всемизвестно, что распространение и само существование растений и животных на нашейпланете неразрывно связано с наличием пригодной для их жизни воды. Там, гдевода в изобилии, всё живое размножается быстрее, и наоборот, там, где воды малоили она загрязнена, жизнь замирает и развивается медленнее. Лишь в условияхблагоприятного водного режима природная среда обеспечивает существованиенормально развивающихся и жизнеспособных растительных и животных сообществ.
Важноотметить, что вода всегда оказывала существенное влияние на формированиечеловеческой культуры и развитие цивилизации значительно больше, чем другиеприродные ресурсы. Реки, озёра и часто подземные воды во всех странах мираиграли важную роль в размещении производительных сил городов и другихнаселённых пунктов. Человек использует воду повсеместно: для приготовленияпищи, для выращивания культур, для добычи и обработки полезных ископаемых, дляперемещения. Вода участвует практически во всех производственных процессах. Иконечно же этот природный ресурс нуждается в защите.
Охрана водпредставляет собой деятельность людей, направленную на сохранение,восстановление и улучшение природных запасов воды на земле. Обеспечивается этоправовыми, естественнонаучными, техническими и экономическими средствами.Главную роль в этих вопросах занимает государство.
Водноезаконодательство находится в совместном ведении России и её субъектов и состоитиз Водного кодекса РФ (Федеральный закон от 03.06.2006 №74-ФЗ (с изменениями идополнениями) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иныхнормативных правовых актов Российской Федерации и её субъектов. С их помощью мыдадим определение водных ресурсов и сопряжённых с ним понятий, рассмотримобъекты и субъекты водных отношений и задачи водного законодательства.
В определенииВодного кодекса водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которыенаходятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. Подводными объектами понимается природный или искусственный водоём, водоток илииной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеетхарактерные формы и признаки водного режима, а именно, изменение во времениуровней, расхода и объёма воды в водном объекте.
Водноезаконодательство регулирует отношения в области использования и охраны водныхобъектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную воднуюсреду: поддерживание оптимальных условий водопользования; качестваповерхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным иэкологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения иистощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а такжесохранения биологического разнообразия водных экосистем. Эти цели водногозаконодательства должны реализовываться на основе принципа устойчивого развитияэкономики и улучшения состояния окружающей среды.
Подобнодругим отраслям экологического законодательства водное законодательствовзаимодействует с нормами международного права, с гражданским, санитарным,земельным, административным и финансовым законодательством.
Объектомводных отношений является водный объект или его часть. Совокупность водныхобъектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащихвключению в государственный водный кадастр, образуют водный фонд. Водныйкадастр – это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах,использовании и охране водных объектов, о водопользователях. Кадастр ведётся вРоссии по единой системе и основывается на данных государственного учёта вод.
Водныеобъекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических,морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные иподземные водные объекты.
К поверхностнымводным объектам относятся:
1. моряи их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2. водотоки,воды которых находятся в состоянии постоянного движения (реки, ручьи, каналы);
3. водоёмы(озёра, пруды, обводнённые карьеры, водохранилища);
4. болота;
5. природныевыходы подземных вод (родники, гейзеры);
6. ледники– движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения, снежники –неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земнойповерхности в течении всего тёплого времени года или его части.
Поверхностныеводные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределахбереговой линии. Береговая линия или граница водного объекта определяется для:
· моря –по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – полинии максимального отлива;
· реки,ручья, канала, озера, обводнённого карьера – по среднемноголетнему уровню вод впериод, когда они не покрыты льдом;
· пруда,водохранилища – по нормальному подпорному уровню воды;
· болота– по границе залежи торфа на нулевой глубине.
К подземнымводным объектам относятся:
1. бассейныподземных вод;
2. водоносныегоризонты.
Границыподземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством онедрах.
Объектамиводных отношений являются также обособленные водные объекты – замкнутые,небольшие по площади и непроточные искусственные водоёмы, не имеющиегидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Обособленныйводный объект относится к недвижимому имуществу и является составной частьюземельного участка. Если продажа, залог и совершение других сделок, которыемогут повлечь отчуждение водных объектов, не допускается, то обособленныеводные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке,предусмотренном гражданским м земельным законодательством.
Участникамиводных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,муниципальные образования и водопользователи – физические и юридические лица.От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальныхобразований в водных отношениях выступают соответственно органы государственнойвласти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местногосамоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативнымиправовыми актами.
К полномочиямРоссии, в частности, относятся:
· определениегосударственной политики в области использования и охраны водных объектов;
· установлениепорядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов;
· установлениепорядка использования водных объектов;
· определениепорядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водныхобъектов и режима использования их территорий;
· определениережима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральнойсобственности, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округовсанитарной охраны;
· заключениеи выполнение международных договоров России в области использования и охраныводных объектов.
В РоссийскойФедерации устанавливается государственная собственность на водные объекты,которая может быть федеральной или субъекта Федерации.
Муниципальнаяи частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта невлечёт изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальнойсобственности находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд;ими управляют органы местного самоуправления. Водопользователь-гражданин можетиспользовать водные объекты для собственных нужд свободно без причинения вредаокружающей среде. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин,а также водопользователь-юридическое лицо вправе использовать водные объектытолько после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает угражданина с наступлением совершеннолетия, а у юридического лица – с моментаего государственной регистрации. Лицензия на водопользование является актомспециально уполномоченного государственного органа управления использованием иохраной водного фонда, признающимся основанием возникновения прававодопользования. В зависимости от способов и целей водопользования в лицензииуказываются сведения о водных объектах, о водопользователях и водопотребителяхи их обязательствах, пространственных границах и местах забора воды, сведения олимитах водопользования, требования по рациональному использованию, охраневодных объектов и окружающей среды.
Специальноуполномоченный государственный орган управления использованием и охранойводного фонда – Министерство природных ресурсов и экологии РоссийскойФедерации, а в его составе – Федеральное агентство водных ресурсов – осуществляетсвои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы.Основными его функциями являются:
· планированиерационального использования водных объектов, включая установление лимитовводопользования;
· ведениемониторинга, кадастра и учёта поверхностных и подземных вод;
· осуществлениегосударственного контроля за использованием и охраной водных объектов исоблюдением режима их водоохранных зон;
· осуществлениелицензирования в области использования и охраны водных объектов;
· разработкаводохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водныхресурсов;
Водохозяйственныебалансы – это расчётные материалы, сопоставляющие потребность в воде симеющимися на данной территории водными ресурсами. Балансы предназначены дляоценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам исоответствующим территориям субъектов РФ, используются для принятия решений повопросам использования и охраны водных объектов. На основе водохозяйственныхбалансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данныхгосударственного водного кадастра разрабатываются федеральные, бассейновые итерриториальные программы, с соответствующим уровнем финансирования.
Государственныймониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений загидравлическими и гидрохимическими показателями их состояния. С его помощьювыявляются негативные процессы и возможности их возникновения, определяетсяэффективность природоохранных мероприятий, предотвращаются вредные последствия.
В целяхинформационного обеспечения комплексного использования водных объектов,целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планированияи разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод иликвидации его последствий создаётся водный реестр (Постановление от 28.04.2007 г.№253 «О порядке ведения государственного водного реестра»). Водный реестрпредставляет собой систематизированный свод документированных сведений о водныхобъектах. В государственном водном реестре осуществляется государственнаярегистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектовв пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, атакже прекращения договора водопользования. Документированные сведениягосударственного водного реестра относятся к государственным информационнымресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесённойзаконодательством РФ к категории ограниченного доступа.
Дляразработки схем комплексного использования и охраны водных объектовосуществляется гидрографическое районирование территории Российской Федерации.Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себясистематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использованиии являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий по охране водныхобъектов, расположенных в границах речных бассейнов.
Схемыкомплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целяхопределения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты, определениепотребностей в водных ресурсах в перспективе, обеспечения охраны водныхобъектов, определения основных направлений деятельности по предотвращениюнегативного воздействия вод.
Собственникиводных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов,предотвращают их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры поликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектовфизические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственныемероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ идругими федеральными законами.
Одной изосновных задач органов по регулированию использования и охране вод привыполнении возложенных на них функций является проведение мероприятий,предупреждающих нарушения установленных условий водопользования, выявлениепричин и последствий нарушения водного законодательства, оформление документовдля привлечения виновных лиц к ответственности. Административнаяответственность является наиболее распространённым и широко применяемым напрактике видом юридической ответственности. Кодекс РФ об административныхправонарушениях устанавливает перечень правонарушений в сфере водопользования,совершение которых влечёт административную ответственность, например:самовольный захват водных объектов и самовольное водопользование, забор воды снарушением планов водопользования, загрязнение и засорение вод и другие. Так,руководствуясь статьёй 8.13 кодекса можно привлечь к ответственности занарушение правил охраны водных объектов, например: за нарушение требований кохране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение илиистощение, – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере отодной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трёх тысяч дочетырёх тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати до сорока тысяч рублей.Статья 8.14 содержит ответственность за нарушение правил водопользования истатья 8.15 – ответственность за нарушение правил эксплуатации водохозяйственныхили водоохранных сооружений и устройств.
Заэкологические преступления, то есть общественно-опасные действия (бездействия),посягающие на экологический правопорядок и причиняющие вред природной среде,здоровью человека или создающие реальную угрозу такого причиненияустанавливается уголовная ответственность. Главной нормативной формой,регламентирующей уголовную ответственность за экологические преступленияявляется Уголовный кодекс Российской Федерации. Уголовная ответственность зазагрязнение водоёмов наступает по статье 250 Уголовного кодекса РФ. В нейустановлено, что если загрязнение, засорение, истощение поверхностных илиподземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение ихприродных свойств повлекли причинение существенного вреда животному илирастительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству – наказываютсяштрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платыили иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью насрок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либоарестом на срок до трех месяцев./>/> Те жедеяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибельживотных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо взоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – наказываютсяштрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы илииного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либоисправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишениемсвободы на срок до двух лет. />/>А деяния,предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие понеосторожности смерть человека, – наказываются лишением свободы на срок до пятилет.
Каждыйздравомыслящий человек обязан заботится о сохранении природы на земле, ибо речьидёт о сохранении жизни и человеческой цивилизации. Увеличилось давлениечеловека на планету из-за стремительных темпов развития промышленности,сельского хозяйства и транспорта. Наблюдается постоянный рост численностинаселения, расширяются масштабы антропогенного воздействия на природу. Ещё причинамироста правонарушений является хищническая направленность отдельных категорийлюдей на обогащение в условиях рыночной экономики, ошибки планирования,недисциплинированность должностных лиц и граждан, стремление руководителейопределённого ранга обеспечить себе хозяйственную и политическую карьеру и т.п.
При этомрасширилась сфера правового регулирования в области защиты окружающей среды,ужесточились и увеличились экологические требования и наказание за ихнарушение. Подавляющее большинство вскрытых экологических правонарушений, в томчисле и в области охраны вод, расцениваются как административныеправонарушения. Проблемой является реальное взыскание наложенных штрафов.Органы административной юрисдикции, к сожалению, не придают должного значенияэтим вопросам, поэтому часть административно-правовых мер не исполняются попричине истечения срока либо другим причинам. Складывается впечатлениебезнаказанности нарушителей и влечёт возникновения подобных нарушений состороны других лиц. Также не нужно опасаться применять меры уголовнойответственности, повышая эффективность наказания за экологическиеправонарушения.