Реферат по предмету "Экология"


Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

Контрольная работа
 
Предмет:«Экологическое право»
Тема: «Вопросы»
Вариант 6

Москва 2008
Содержание
1. Общая характеристикаправа природопользования 
2. Правовой режим зончрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия 
Список литературы

1.

Общаяхарактеристика права природопользования
 
Виды пра­ваэкологопользования можно подразделить на три основных группы:
— в зависимости отобъектов права экологопользования может быть общим или специальным, то естьосуществляемым без каких-либо разрешений либо по специальному разрешению;
— в зависимости отсубъектов право экологопользования можно подразделить на правоэкологопользования организаций и право экологопользования граждан. Такоеподразделение юридически обусловлено тем, что если граждане имею общуюэкологическую пра­воспособность, то организации – специальную;
— в зависимости отвидов эксплуатируемых природных объектов и их состояния правоэкологопользования можно подразделить на виды: земле­пользование,водопользование, недропользование и т.п.
В зависимости отстепени правовой урегулированности фактического пользования человеком природныхресурсов и способов регламентации этого использования различают:
— естественные условиясуществования человека (потребление кис­лорода, облучение солнцем и т.п.);
— общедоступное(общее) пользование природными ресурсами;
— регламентируемоеправо экологопользования – эксплуатация при­родных объектов, как находящихся всобственности государства, так и не подлежащих индивидуализации, которые возникаютпо разрешениям.
Общедоступное (общее)экологопользование не требует разрешения компетентных государственных органовили предприятий, за которы­ми природные объекты закреплены. Право на такоепользование воз­никает непосредственно из законов или иных нормативно-правовыхактов, регулирующих экологопользование. Это право принадлежит лю­бомупредприятию или гражданину там, где это не запрещено законом.
Различают бессрочноепользование природными объектами, то есть пользование без заранееустановленного срока, и временное пользование. Понятие и содержание праваэкологопользования  приведены на рис. 1 и 2.[1]
/>
Рис. 1. Понятие праваэкологопользования
/>
Рис. 2. Содержаниеправа экологопользования
Объектом праваэкологопользования является прежде всего мате­риализованная субстанция, которойвозможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом праваэкологопользования атмосфер­ный воздух, ибо он не материализован и имневозможно обладать как вещью.
Нематериализованныесубстанции могут являться объектом права экологопользования лишь при условии,что они являются частью тех природных объектов, которыми можно обладать каквещами. Так, в нормально функционирующей в природных процессах почве имеетсяпочвенный воздух, поскольку для произрастания растений необходим воздушныйрежим почвы. Поэтому данным почвенным воздухом экологопользователь пользуется всоставе материализованного объекта – земельного участка, предоставленного ему впользование. В связи с этим юридическим объектом экологопользования могут бытьлишь зе­мельные участки, участки для разработки недр, водные объекты или ча­стиих, участки леса для заготовки древесины и других лесопользова­нии, имеющихпобочный характер, а также охотничьи угодья и иные участки обитания дикойфауны.
Субъектами праваэкологопользования могут быть граждане РФ, а также иностранцы и организации,учреждения и предприятия, включая иностранные юридические лица.
Содержание праваэкологопользования включает наличие несколь­ких правомочий: правасобственности, права владения, права пользо­вания и права внутрихозяйственногоуправления природным объек­том, предоставленным в пользование, владение,собственность или аренду.
Право владенияприродным объектом как правомочие права эколого­пользования имеет два основныхаспекта: отграничение предоставлен­ного в пользование природного объекта ивнутрихозяйственную орга­низацию его территории (территориально-хозяйственноеустройство). Иначе говоря, владение предполагает наличие двух групп правоотно­шений;правоотношения по обеспечению защиты прав экологопользо­вания и правоотношенияпо организации используемого природного объекта. Так, установление границземельного участка гражданина на местности дает ему право требоватьопределенного поведения от треть­их лиц: запрещать проезд, проход по земельномуучастку, сенокошение на нем и т.п. Закрепленные же в порядкевнутрихозяйственного земле­устройства составные части землепользования колхозадают, во-первых, право органам по контролю за землепользованием требовать отколхоза точного соблюдения целевого назначения внутрихозяйствен­ных участков,определенных внутрихозяйственным землеустройством, во-вторых, право самомуколхозу-землевладельцу требовать от внутри­хозяйственных подразделенийсоблюдать установленные им земельные обязанности.
Право пользованияприродным объектом также имеет два основных аспекта: определенность пределовправа пользования этим объектом и со­блюдение правовой процедуры пользования(правил хозяйственной экс­плуатации).
Правоприродопользования является одним из важнейших ин­ститутов экологического (иприродоресурсового) права, имеющим длительную историю. Данный институт, будучитрадиционным и в целом стабильным, тем не менее подвергся определенным преоб­разованиямв ходе общей правовой реформы, проходящей в России. В первую очередь,специалисты отмечают расширение круга субъ­ектов права природопользования,развитие начала платности, появ­ление новых (для отечественного права) форм,например аренды, концессии, более подробную регламентацию предоставления и пре­кращенияправа природопользования и т. п.
Правоприродопользования – это система норм, регулирующих использование природныхресурсов (объективное); совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи сиспользованием природных ресурсов (субъективное).[2]
В литературевыделяются различные виды права природополь­зования. По критерию объекта – этоправо землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами,животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом В рамкахданной классификации возможно дальнейшее дробление указанного критерия,например по категориям земель. В этом слу­чае различается право пользованияземлями сельскохозяйственно­го назначения, землями поселений, землями, занятымипод транс­порт, и т. п. Таким образом, дополнительным критерием выступают либоцелевое назначение объекта, либо цели деятельности (напри­мер, разведка,разработка живых или минеральных ресурсов конти­нентального шельфа). Покритерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользованияразличается общее и специ­альное право природопользования. Первое характеризуетсяпроизводностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающуюсреду, на свободу передвижения и т.п.; тем, что его реализация не связана снеобходимостью предварительного осуще­ствления каких бы то ни было юридическихдействий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограниченийдвух видов – обоснованных опытом, здравым смыслом (например, право на сбордикорастущих ягод для личного использования), т.е. личностным характеромпользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Взаконодательстве имеются указания на публичные и частные сервитуты при лесо-,земле- и во­допользовании (ст. 21 ЛК РФ, ст. 43 ВК РФ, ст. 276-277 ГК РФ).Понятие сервитута используется для установления права ог­раниченного пользованиячужим имуществом.
Специальноеприродопользование разделяется на комплексное и собственно специальноепользование недрами, лесами и т.п. и осуществляется только на основепредварительного получения в ус­тановленном законом порядке разрешения (лицензии)на осуществ­ление определенного вида деятельности в соответствии с заранееопределенными условиями. Оно характеризуется платностью и не­обходимостьюпринятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом,возложением, наряду с предостав­лением права, и обязанностей. Разновидностьюправа специального водопользования является особое водопользование для обеспече­ниянужд обороны, федерального транспорта и иных государствен­ных потребностей.
Принципы праваприродопользования: его производность от права собственности на природныересурсы; рацио­нальность; экосистемный подход к регулированию природопользова­ния;целевой характер, устойчивость и платность.[3]
По российскомузаконодательству субъектами права природопользования являются: российскиеграждане и их объединения; органы государственного управления; органы местногосамоуправления; совместные предприятия с уча­стием российских и иностранныхфизических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранныегосударства, ме­ждународные организации. Права и обязанности субъектов праваприродопользования, как правило, детально регламентированы за­конодательством.Основания возникновения и прекращения (при­остановления) праваприродопользования устанавливаются по ка­ждому его виду.
Институт юридическойответственности за нарушение права природопользования достаточ­но подробноурегулирован в российском законодательстве. Ответ­ственность за нарушение правалесо-, недро-, водо-, землепользова­ния и другие виды пользования природнымиресурсами установле­на как УК РФ, так и КоАП РФ, в котором, например,содержится большое число составов административно наказуемых посягательств направо природопользования. Частично эти составы указывались выше – при анализеответственности за административные право­нарушения в области охранысобственности на природные ресурсы. Кроме них, в КоАП РФ можно выделить:
— нарушение требованийпо рациональному использованию недр, т.е. выборочную (внепроектную) отработкуместорождений полезных ископаемых, приводя­щую к необоснованным потерям запасовполезных ископаемых, иное нерациональное использование недр, ведущее ксверхнорма­тивным потерям при добыче полезных ископаемых или при перера­боткеминерального сырья (ч. 1 ст. 8.10);
— нарушение режима ис­пользованияземельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водныхобъектов (ч. 2 ст. 8.12);
— нарушение правилводопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод вводные объекты (ч. 1 ст. 8.14);
— нарушение условийразрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа,сапропеля на водных объектах при возведении и  эксплуатации  нефтепроводов и иных работ,  при строительстве и эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений(ч. 2 ст. 8.14); 5) нарушение правил использования минеральных (неживых)ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентальногошельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации (ч. 1 ст. 8.17);
— нарушение условийлицензий на водопользование или разрешения на промысел водных биоресурсов вуказанных акваториях (ч. 2 ст. 8.17);
— нарушение правиллесопользования (ст. 8.25);
— нарушение правилпобочного лесопользования, например сенокошение или выпас скота без лес­ногобилета (ст. 8.26);
— нарушение правилпользования объектами животного мира (ст. 8.37);
— нарушение правилиспользования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо ох­раняемыхприродных территориях либо в их охранных зонах (окру­гах) – ст. 8.39. УК РФтакже предусматривает составы экологиче­ских преступлений, посягающих на правоприродопользования, на­пример в ст. 253, 255 и др.
 
2.Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и
зонэкологического бедствия
 
Экологическаябезопасность – состояние защищенности окру­жающей среды, населения, территорий,хозяйственных и иных объ­ектов от различных угроз, возникающих вследствиенегативных из­менений компонентов окружающей среды в результате антропоген­нойдеятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическаябезопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых,материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования,предотвращения, лик­видации реальных и потенциальных угроз безопасности,смягчения их последствий.[4]
Угроза экологическойбезопасности выражает повышенную ве­роятность гибели отдельных природныхобъектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды,мас­штабы которых определяются исходя из размеров поражения окру­жающей среды,его устойчивости, возможности устранения, воздей­ствия на жизнь и здоровьенаселения.
Масштабы планетарныхнегативных социально-экономических процессов сказываются на состоянииокружающей среды. Отсюда возникает необходимость более чет­кого правовогорегулирования взаимодействия человеческого общест­ва с окружающей средой,которое составляет целостную планетарную систему со всеми присущими ейотношениями и связями. Поэтому ло­кальное нарушение любого ее элемента приведетк изменению, а в ко­нечном счете и к разрушению всей системы.
Кроме особо охраняемыхтерриторий и природных объектов, имеются территории с особым режимомэкологопользования. В ста­тье 57 нового закона «Об охране окружающей среды»предусмотрены зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологическойситуации, которые объявляются таковыми либо решениями Феде­рального СобранияРФ, либо указами Президента РФ по представ­лению специально уполномоченных нато органов государственной экологической экспертизы. Зонами чрезвычайнойэкологической ситуации либо зонами экологического бедствия объявляются участ­китерритории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятель­ности происходятустойчивые отрицательные изменения или уже произошли глубокие необратимыеизменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения или повлекшиесущественное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, расширениеестественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.[5]
/>
Рис. 3. Возникновение,изменение и прекращение права экологопользования
30 мая 2001 годапринят Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении».
Чрезвычайное положениеозначает вводимый в соответствии с Кон­ституцией РФ и настоящим Федеральным конституционнымзаконом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовойрежим деятельности органов государственной власти, органов мест­ногосамоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и формсобственности, их должностных лиц, общест­венных объединений, допускающийустановленные настоящим Зако­ном отдельные ограничения прав и свобод граждан,либо без граж­данства, прав организаций и общественных объединений, а такжевозложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвы­чайногоположения является временной мерой, применяемой исклю­чительно для обеспечениябезопасности граждан и защиты конститу­ционного строя РФ. Чрезвычайноеположение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собойнепосредствен­ную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционномустрою РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвы­чайных мер.
Чрезвычайное положениена всей территории РФ или в ее отдель­ных местностях вводится указом ПрезидентаРФ.
После объявлениятерриторий указанными зонами в них прекра­щается или существенно ограничиваетсяподобная и уже указанная де­ятельность. Финансирование всех указанныхмероприятий осуществ­ляется за счет непосредственных виновников ухудшенияэкологичес­кого состояния на данной территории или за счет средств федерально­гобюджета и бюджетов соответствующих субъектов РФ.
В соответствии сПоложением о классификации чрезвычайных ситу­аций природного и техногенногохарактера, утвержденным Постановле­нием Правительства РФ от 13 сентября 1996г., чрезвычайные ситуа­ции классифицируются в зависимости от количества людей,постра­давших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условияжизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зонраспространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; чрезвычайныеситуации подразделяются на локальные, мест­ные, территориальные, региональные,федеральные и трансгранич­ные.
Под чрезвычайнымиситуациями иногда понимают не только экологи­ческие и иные ситуации, связанныесо стихийными бедствиями, взрыва­ми магистральных трубопроводов, наводнениями,землетрясениями и т.д. Такие нарушения окружающей среды нередко затрагиваютцелые экосистемы и носят устойчивый характер, для ликвидации последст­вийкоторых, как правило, необходимы большие сроки и громадные материальныесредства.
Кроме особо охраняемыхтерриторий и природных объектов, имеют­ся территории с особым режимомэкологопользования. В статье 57 За­кона «Об охране окружающей среды»предусмотрены зоны чрезвы­чайной экологической ситуации и зоны экологическогобедствия, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Со­бранияРФ, либо указами Президента РФ по представлению специ­ально уполномоченной нато государственной экологической эспертизы.
Для борьбы суказанными ситуациями было создано Министерство РФ по делам гражданскомобороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных и иныхбедствий. Положение об этом Министерстве было утверждено 2 августа 1999 г.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий отчрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера» чрезвычайнаяситуация – это об­становка на определенной территории, сложившаяся в результатеава­рии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или ино­го бедствия,которые могут повлечь или повлекли за собой человечес­кие жертвы, ущербздоровью людей или окружающей среде, значи­тельные потери и нарушение условийжизнедеятельности людей; а предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплексмероприя­тий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальновозможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуа­ций, а также насохранение людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде иматериальных потерь в случае их возник­новения.
Инициаторамиобъявления территории зоной чрезвычайной эко­логической ситуации являютсяорганы государственной власти субъек­тов РФ или органы местного самоуправленияэтих территорий.
Зона чрезвычайнойэкологической ситуации объявляется Указом Президента РФ или постановлениемФедерального Собрания РФ по представлению Министерства природных ресурсов наосновании за­ключения государственной экологической экспертизы.
Порядок определениястатуса зон чрезвычайной экологической си­туации утверждает Правительство РФ.
Организацияэкологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации состоит вкомплексе мероприятий по оздоровлению экологичес­кой обстановки, включаяреабилитацию нарушенных природных ком­плексов, снижение уровня воздействияхозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду. Она оформляется в видепроекта феде­ральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состоя­нияокружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения.
Функциигосударственного заказчика федеральной целевой Про­граммы неотложных мер поулучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки издоровья населения воз­лагаются на инициатора объявления территории зонойчрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проектаПрограммы совместно с местными природоохранительными и сани­тарно-эпидемиологическимиорганами управления и контроля, науч­но-исследовательскими и проектнымиорганизациями.
Подготовка федеральнойцелевой Программы включает в себя два аспекта:
— разработкунеотложных мер и мероприятий по улучшению состояния окружающей среды,санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровья населения;
— создание условий длясубъектов хозяйствования в целях организа­ции устойчивогосоциально-экономического развития территории.
Источникамифинансирования Программы являются целевые средства федерального бюджета;средства бюджетов различных уров­ней; средствапредприятий-экологопользователей, загрязняющих ок­ружающую среду, и ихотраслевых объединений; средства экологичес­кого фонда; заемные средства(кредиты). Используются также средства благотворительных фондов и иностранныеинвестиции.
Организациядеятельности по выполнению утвержденной Про­граммы и ответственность за еевыполнение возлагаются на главу адми­нистрации территории, объявленной зонойчрезвычайной экологичес­кой ситуации.
По истечении срокавыполнения этой Программы администрация территории подготавливает материалы осостоянии окружающей среды и реализации мероприятий Программы и представляет ихна государст­венную экологическую экспертизу.
Решение о снятиистатуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается Президентом РФ попредставлению Министерства природ­ных ресурсов РФ на основании заключениягосударственной экологичес­кой экспертизы.
Понятие чрезвычайнаяэкологическая ситуация впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР от 19 декабря1991 г. «Об охране окружающей природной среды», определившей зоны чрезвычайнойэкологической ситуации как участ­ки территории РФ, где в результатехозяйственной и иной деятель­ности происходят устойчивые отрицательныеизменения в окру­жающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естест­венныхэкологических систем, – генетических фондов растений и животных. Федеральныйзакон «Об охране окружающей среды» сохранил отсылочную норму ст. 57 «Порядокустановления зон эко­логического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций», правдавыде­лив для нее целую главу – VIII. Здесь говорится: порядок объявле­ния режима зонэкологического бедствия определяется законода­тельством о зонах экологическогобедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливаетсяфедераль­ным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера, другими Феде­ральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными право­вымиактами субъектов Российской Федерации.[6]
Российскоезаконодательство использует также ряд смежных понятий: «зона экологическогобедствия», «чрезвычайная ситуа­ция», «чрезвычайное положение», «угрозабезопасности», «бедст­вие», «стихийное бедствие», «экологический риск», «зонаэкологи­ческого риска» и пр.
Чрезвычайная ситуация– это обстановка, реально угрожающая жизни значительного числа людей или ихздоровью с необратимы­ми последствиями для трудоспособности, с существеннымматери­альным ущербом, негативными социально-политическими, эконо­мическими,военными, экологическими и иными последствиями. Федеральный закон от 21 декабря1994 г. № 68-ФЗ «О защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и тех­ногенного характера» в ст. 1 устанавливает, что чрезвычайнаяси­туация – это обстановка на определенной территории, сложившая­ся врезультате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного илииного бедствия, которые могут повлечь или повлек­ли за собой человеческиежертвы, ущерб здоровью людей или окру­жающей природной среде, значительныематериальные потери и на­рушение условий жизнедеятельности людей.
Элементамичрезвычайной ситуации являются:
— наличие угро­зы(реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);
— по­следствия(необратимые, существенные, устойчивые, отрицатель­ные);
— необходимостьпринятия дополнительных мер для лик­видации, предотвращения, смягченияпоследствий.
Ситуация при­знаетсячрезвычайной, когда она приобретает новые черты и тенденции, характеризуетсякризисностью положения.
Классификациячрезвычайных ситуаций проводится по различ­ным единичным и комплекснымкритериям. По источнику возник­новения они делятся на внешние и внутренние (ст.3 Закона РФ «О безопасности»), межнациональные конфликты, массовые беспорядки,блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, круп­ные аварии (ст. 4 ЗаконаРФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном по­ложении»); по своим последствиям – навызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либосоци­ально-политические, экономические, экологические и иные послед­ствия; постепени остроты – на реальные и потенциальные (ст. 3 Закона РФ «Обезопасности»), требующие введения чрезвычайного положения немедленно и безпредупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры; по скоростиразвития – на си­туации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие; по сфе­репроявления – на техногенные, экологические, природного, био­генного, зоогенногои фитогенного характера. Так, чрезвычайные ситуации экологического характеравызываются воздействием из­мененной в результате деятельности человекаокружающей среды, состояния почв, недр, ландшафта и проявляются в просадках, оползнях,обвалах, массовой гибели рыбы, покрытии пленкой трети площади водоема и болеепри общей его поверхности до 6 кв. км, переполнении хранилищ промышленными ибытовыми отходами л др. Биогенные и зоогенные чрезвычайные ситуации – это эпиде­мии,пандемии, инфекционные заболевания экзотическими или не­выясненной этиологииболезнями, массовые отравления водой, продуктами питания, массовое появлениеживотных – разносчиков опасных инфекций и т.п. По своим масштабам ониразделяются на глобальные и локальные; по происхождению – на природные и тех­ногенные.В зависимости от нескольких показателей, взятых ком­плексно (размеров ущерба,количества пострадавших, границ рас­пространения поражающих факторов),чрезвычайные ситуации де­лятся на локальные, местные, территориальные,региональные, фе­деральные и трансграничные.
К локальной относитсячрезвычайная ситуация, в результате ко­торой пострадали не более 10 чел., либонарушены условия жизне­деятельности не более 100 чел., либо материальный ущербсостав­ляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, аее зона не выходит за пределы территории объекта про­изводственного илисоциального назначения. К местной относится чрезвычайная ситуация, в результатекоторой пострадали свыше 10 чел., но не более 50, либо нарушены условияжизнедеятельности свыше 100, но не более 300 чел., либо материальный ущербсостав­ляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ и зона чрезвычайной ситуациине выходит за пределы населенного пункта, города, рай­она. Территориальнойявляется чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но неболее 500 чел., либо нару­шены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более500 чел. либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн.МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за преде­лы субъекта РФ. Крегиональной относится чрезвычайная ситуа­ция, в результате которой пострадалисвыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше500, но не более 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн.,но не более 5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации ох­ватывает территориюдвух субъектов РФ. Федеральная чрезвычай­ная ситуация – та, в результатекоторой пострадали свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельностисвыше 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ и зоначрезвы­чайной ситуации выходит за пределы более двух субъектов РФ. На­конец,трансграничной является чрезвычайная ситуация, поражаю­щие факторы которойвыходят за пределы РФ либо которая про­изошла за рубежом и затрагиваеттерриторию РФ (Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного итехногенно­го характера от 13 сентября 1996 г.).
В 2001 г., по даннымМЧС России, в стране произошли 233 чрез­вычайные ситуации природного характера,14,5 тыс. опасных экзо­генных геологических процессов.
Органы, уполномоченныев области управления, контроля и над­зора за чрезвычайными экологическимиситуациями. В систему этих органов входят: МЧС, геофизическая служба Российскойакадемии наук, сейсмическая служба Минобороны России, служба монито­рингагеологической среды МПР России, службы сейсмических и геодинамических охранныхсетей наблюдений Росатома России, службы геодинамических наблюденийМинпромэнерго России, службы инженерно-сейсмометрических наблюдений РосстрояРос­сии, службы контроля деформации земной поверхности Роскартографии,Росгидромет, МПР России.
Понятие экологическоебедствие было введено ст. 59 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охранеокружающей природной среды». Зонами эколо­гического бедствия объявляютсяучастки территории РФ, где в ре­зультате хозяйственной или иной деятельностипроизошли глубо­кие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие суще­ственноеухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушениеестественных экологических систем, дегра­дацию флоры и фауны. В зонеэкологического бедствия прекраща­ется деятельность хозяйственных объектов,кроме связанных с об­служиванием проживающего на территории зоны населения, за­прещаютсястроительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваютсявсе виды природопользования, при­нимаются оперативные меры по восстановлению ивоспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной сре­ды.Как указывалось выше, Федеральный закон «Об охране окру­жающей среды» содержитлишь отсылку к федеральному законода­тельству (ст. 57).
Экологическиебедствия, как и чрезвычайные экологические си­туации, могут быть природного итехногенного происхождения. Стихийные бедствия – это землетрясения, извержениявулканов (например, в результате начавшегося после сильнейшего землетря­сенияна Камчатке и длившегося почти весь 1996 г. извержения двух вулканов –Карымского и Академии наук, входящих в Камчатский вулканический пояс, произошливыброс пепла и газа на высоту 8 км, излияния лавы, вулканические взрывы иземлетрясения в результате окрестности покрылись слоем пепла, изрыты вулкани­ческимибомбами, вода в расположенном на этой территории озере глубиной 60 м идиаметром около 4 км отравлена, рыба погибла, пойма реки Карымской залитагрязевыми потоками); ураганы (шквалы, смерчи), ливневые дожди,сопровождающиеся, как прави­ло, усилением скорости ветра, в результате чегопроисходят подъем уровня воды в реках, затопление населенных пунктов,расположен­ных по берегам рек, скотомогильников, мест хранения пестицидов,топлива и т.п. с последующим смывом в водные источники и значи­тельнымзагрязнением вод; оползни, лесные пожары, наводнения и др.
М.М. Брингчук вразработанном проекте Федерального за­кона «О стихийных бедствиях» определяеттаковыми чрезвычай­ную ситуацию, обусловленную опасными явлениями и процессами,которые порождены силами природы или совместно ими и деятель­ностью людей, азатем дает их перечень в приложении к законопро­екту. В частности, в числоопасных явлений и процессов, которые могут вызвать стихийные бедствия, онвключает:
— опасные геофи­зическиеявления, т.е. землетрясения и извержения вулканов;
— опасные геологическиеявления, т.е. абразии, эрозии, карстовые просадки (провалы) земной поверхности,курумы, обвалы, осыпи, оползни, повышение уровня грунтовых вод, просадки пород,сели и склоновые смывы;
— опасныеметеорологические (агрометеороло­гические) явления, т.е. бури (9–11 баллов),вертикальные вихри, заморозки, засухи, крупный град, лавины, пыльные бури,сильная жара, метели, гололед, дожди (ливни), морозы, снегопады, туманы, атакже смерчи, торнадо, суховеи, ураганы (12–15 баллов), шквалы;
— опасныегидрологические явления, т.е. высокие уровни воды (наводнения, половодья,дождевые паводки, заторы, ветровые наго­ны), затирания плавсредств и их гибельпод напором льда, напоры льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый(труднопроходи­мый) лед, низкие уровни вод, обледенение судов и портовых соору­жений,отрыв прибрежных льдов, ранний ледостав, ранний ледяной покров и припай,сильное волнение (5 баллов и более), сильное ко­лебание уровня моря, озера,сильный тегун в портах, тропические циклоны (тайфуны), цунами;
— природные пожары, т.е.лесные, подземные пожары горючих ископаемых, пожары степных и хлеб­ныхмассивов, торфяные пожары.
Экологические бедствиятехногенного характера могут быть ре­зультатами крупных аварий (например, нанефтепроводах), мас­штабного загрязнения окружающей среды и т.п. Наиболееизвест­ны экологические бедствия в результате аварий на предприятиях, связанныхс атомной энергетикой (авария в 1957 г. на производст­венном объединении «Маяк»со сбросом радиоактивных отходов в реку Теча и загрязнением значительныхтерриторий, авария на Чер­нобыльской АЭС), при ядерных испытаниях (наСемипалатинском полигоне, Новой Земле) и др. Закон РФ от 15 мая 1991 г. в редак­цииот 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергших­ся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС» устанавливает правовойстатус населения и территорий в зоне экологического бедствия, права государственныхорганов, граждан и т.п., в частности, выделяет по ряду показателей (загряз­нениецезием-137, стронцием-90, плутонием-239, 240, ландшафт­ные и геохимическиеособенности почв и т.п.) различные участки территории, объявляемыесоответственно: зоной отчуждения, зоной отселения, зоной проживания с правом наотселение,- зоной прожи­вания с льготным социально-экономическим статусом,границы ко­торых пересматриваются Правительством РФ не реже одного раза в тригода с учетом изменения радиационной обстановки и других факторов.

Список литературы
1. Боголюбов С.А. Экологическоеправо. — М., 2006.
2. Бринчук М.М. Экологическоеправо (право окружающей среды). – М., 2006.
3. Дубовик О.Л. Экологическоеправо. – М., 2008.
4. Ерофеев Б.В. Экологическоеправо России. — М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История открытия элементарных частиц
Реферат Theodore Roosevelt One View Essay Research Paper
Реферат Сообщение кипукамайоков
Реферат Види договорів що регулюють інвестиційний процес
Реферат Должностные лица местного самоуправления особенности правового статуса
Реферат Альпари, Дьюла
Реферат Гражданский иск в уголовном процессе 6
Реферат Аудит расчетов по оплате труда и с подотчетными лицами 2
Реферат Розробка програми маркетингових комунікацій для некомерційного проекту: "За здорову правильну поставу молодого покоління"
Реферат Разработка стратегии выхода на рынок
Реферат Виндзорская династия
Реферат Їна єс обумовлених трансформаційними процесами Європейського Союзу, зміною зовнішньополітичного курсу України та зміною балансу сили в міжнародному середовищі
Реферат Свято-Успенский кафедральный собор Ташкент
Реферат Анализ внутренней среды предприятия
Реферат Гранит