Федеральное агентство по образованию
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.
ФИЛИАЛ в г. ТОЛЬЯТТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме: Правовоеположение зон чрезвычайной экологической ситуации
г. Тольятти, 2010.
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие зоны чрезвычайнойэкологической ситуации
Глава 2. Порядок образования ифункционирования зон чрезвычайной экологической ситуации
Глава 3.Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Одним из условий нормального существования и развитиячеловека, а также общества в целом, является благоприятная экологическаяобстановка, экологическая безопасность.
Экологическая безопасность – это состояниезащищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иныхобъектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных измененийкомпонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природныхявлений и противоправных деяний.
Угроза экологической безопасности выражается вповышенной вероятности гибели отдельных природных объектов, существенногозагрязнения, отравления или заражения окружающей среды.
Масштабы негативного воздействия на окружающую средуопределяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости,возможности устранения, воздействия на жизнь и здоровье населения.
Контроль за состоянием окружающей среды со стороныгосударства выражается в детальном правовом регулировании данного вопроса.
Актуальность темы обусловлена усилением негативногоантропогенного воздействия на окружающую среду, и, как следствие, необходимостиболее четкого правового регулирования взаимодействия человеческого общества сокружающей средой.
Одним из способов такого регулирования являетсясоздание территорий с особым режимом экологопользования, в том числе зонэкологического бедствия и зон чрезвычайной экологической ситуации.
Цель данной контрольной работы – дать характеристикуправового режима зон чрезвычайной экологической ситуации.
Для достижения цели, необходимо выполнить следующиезадачи:
Глава1. Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации
Чрезвычайная ситуация — этообстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии,опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которыемогут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людейили окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушениеусловий жизнедеятельности людей.1
Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимостиот количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказалисьнарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а такжеграницы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Ониподразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные,межрегиональные, федеральные. Чрезвычайные ситуации природного и техногенногохарактера подразделяются на:
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, врезультате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация инарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации),не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибшихили получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет неболее 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальныхпотерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс.рублей;
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, врезультате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территорииодного поселения или внутригородской территории города федерального значения,при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размерматериального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также даннаячрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локальногохарактера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера,в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух иболее поселений, внутригородских территорий города федерального значения илимежселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, врезультате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территорииодного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавшихсоставляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материальногоущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, врезультате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух иболее субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавшихсоставляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материальногоущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, врезультате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либоразмер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей. 2
Под чрезвычайными ситуациями иногда понимают не толькоэкологические и иные ситуации, связанные со стихийными бедствиями, взрывамимагистральных трубопроводов, наводнениями, землетрясениями и т.д. Такиенарушения окружающей среды нередко затрагивают целые экосистемы и носятустойчивый характер, для ликвидации последствий которых, как правило,необходимы большие сроки и громадные материальные средства.
Зонами чрезвычайной экологическойситуации объявляются участки территории, где в результате хозяйственной и инойдеятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающейприродной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественныхэкологических систем, генетических фондов растений и животных. 3
Признаки зоны чрезвычайной экологической ситуации:
— начало процесса разрушения экологических систем;глобальное загрязнение среды, многократно превышающее ПДК;
— дефицит пресной воды, истощение поверхностных иподземных вод, потеря плодородия почв, полное истощение лесов, оскудениеживотного мира; резкое увеличение заболеваемости и смертности.
Зонами чрезвычайной экологическойситуации или экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их частии их водосборные площади, где в результате хозяйственной деятельности илиприродных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животномуи растительному миру, состоянию окружающей природной среды.4
Глава 2. Порядок образования и функционирования зончрезвычайной экологической ситуации
Зоны чрезвычайной экологическойситуации объявляются указами Президента или постановлениями Правительства РФ вслучаях крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, повлекших нарушение
экологического равновесия, уничтожение естественныхэкологических систем, угрожающих здоровью и жизни людей на основании заключениягосударственной экологической экспертизы.
Инициаторами объявления территории зоной чрезвычайнойэкологической ситуации являются органы государственной власти субъектов РФ илиорганы местного самоуправления этих территорий.
Инициаторами объявления территории зоной чрезвычайнойэкологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти,органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления этих территорий. Дляпостановки вопроса об объявлении территории зоной чрезвычайной экологическойситуации инициатор подготавливает материалы о состоянии окружающей природнойсреды и организует разработку программы экологической реабилитации территории.Затем инициатор объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуацииобращается в Правительство РФ с обоснованием необходимости объявлениятерритории в таком качестве. По поручению Правительства РФ Минприроды Россиипроводит государственную экологическую экспертизу материалов о состоянииокружающей природной среды. По ее результатам Минприроды России подготавливаети вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «Об объявлениитерритории зоной чрезвычайной экологической ситуации».
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяютсяназначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации изаконодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ поликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций,установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию сисполнительными органами государственной власти и органами местногосамоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.5
В зоне чрезвычайной экологической ситуации проводятсяследующие мероприятия:
во-первых, ограничение, приостановление, прекращениеили перепрофилирование экологически вредных производств,
во-вторых, осуществление мероприятий по восстановлениюпотерь в природной среде, оздоровлению окружающей среды,
в-третьих, компенсация вреда здоровью граждан, выдачаэкологического пособия и других льгот.
Финансирование затрат по оздоровлению зонэкологического бедствия, компенсации причиненного вреда, осуществлениеразличного рода экологических льгот производится за счет средств предприятий,учреждений, организаций, — непосредственных виновников деградации природнойсреды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального,региональных и муниципальных бюджетов.
Общее руководство созданием и функционированием зончрезвычайных (а не только экологических) ситуаций в целом Правительствовозложило на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). МЧС РФ действуетна основе Положения «О Российской системе предупреждения и действий вчрезвычайных ситуация», утвержденного Правительством РФ 18 апреля 1992 г.Положение подразделяет всю систему предупреждения и действия на две подсистемы:территориальную и функциональную.
В рамках территории и функций МЧС РФ координирует своисвязи с органами Минприроды, Госкомсанэпиднадзора, МВД, МИД Безопасности,Минсельхоза, Госатомнадзора, Госгортехнадзора, Минздрава, Минэкономики, Минфинаи т.д. Финансовые средства на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуацийрасходуются из резервного фонда Правительства РФ. Основанием для расходованиясредств является решение Правительства РФ, которое принимается на основе заявкиМЧС, Минфинансов, Минэкономики. Выделенные средства расходуются на выполнениеаварийно-спасательных работ, оказание материальной помощи пострадавшим,развертывание и содержание временных пунктов проживания.6
Глава 3.Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплексмероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможноеуменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранениездоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде иматериальных потерь в случае их возникновения.7
Для осуществления данных мероприятий создана Единаягосударственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входитрешение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических нормпо обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ,направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивостифункционирования организаций, а также объектов социального назначения вчрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления,сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайныхситуациях;
организация своевременного оповещения и информированиянаселения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
прогнозирование и оценка социально-экономическихпоследствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсовдля ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора иконтроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защитенаселения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарныхакций;
реализация прав и обязанностей населения в областизащиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в ихликвидации;
международное сотрудничество в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций.8
Ликвидация чрезвычайных ситуаций включаетаварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновениичрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровьялюдей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальныхпотерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действияхарактерных для них опасных факторов.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силамии средствами организаций, органов местного самоуправления, органовисполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложиласьчрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленномзаконодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органовисполнительной власти.
Важной предпосылкой минимизации неблагоприятныхпоследствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в областизащиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены в деятельность по ликвидациитаких ситуаций.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайныхситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательныхучреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей испециалистов организаций, а также сил единой государственной системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайныхситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессиональногообразования, повышения квалификации, на курсах, в специальныхучебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.9
Комплекс мероприятий по оздоровлению экологическойобстановки, включая реабилитацию нарушенных природных комплексов, снижениеуровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую средуоформляется в виде проекта федеральной целевой Программы неотложных мер поулучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки издоровья населения.
Функции государственного заказчика федеральной целевойПрограммы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды,санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения возлагаются наинициатора объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации,который осуществляет разработку проекта Программы совместно с местнымиприродоохранительными и санитарно-эпидемиологическими органами управления иконтроля, научно-исследовательскими и проектными организациями.
Подготовка федеральной целевой Программы включает всебя два аспекта:
— разработку неотложных мер и мероприятий по улучшениюсостояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровьянаселения;
— создание условий для субъектов хозяйствования вцелях организации устойчивого социально-экономического развития территории.
Источниками финансирования Программы являются целевыесредства федерального бюджета; средства бюджетов различных уровней; средствапредприятий-экологопользователей, загрязняющих окружающую среду, и ихотраслевых объединений; средства экологического фонда; заемные средства(кредиты). Используются также средства благотворительных фондов и иностранныеинвестиции.
Организация деятельности по выполнению утвержденнойПрограммы и ответственность за ее выполнение возлагаются на главу администрациитерритории, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации.
По истечении срока выполнения этой Программыадминистрация территории подготавливает материалы о состоянии окружающей средыи реализации мероприятий Программы и представляет их на государственнуюэкологическую экспертизу.
Вопрос о снятии статуса зоны чрезвычайнойэкологической ситуации принимается по результатам государственной экологическойэкспертизы по истечении срока, который был установлен Правительством РФ приподготовке решения об объявлении зоны. Госкомэкология РФ подготавливает ивносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «О снятии с территориистатуса зоны чрезвычайной эко-логической ситуации». После рассмотрения иодобрения материалов государственной экологической экспертизы Правительство РФпредставляет Президенту РФ этот проект для принятия соответствующего решения.10
Предупреждение и ликвидация последствий вредноговоздействия вод должны осуществляться федеральными органами исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местногосамоуправления, иными собственниками водных объектов, которые обязаны приниматьмеры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод,таких, как наводнения, затопления и подтопления; разрушения берегов, плотин,дамб и других сооружений; заболачивания и засоления земель; эрозии почв,образования оврагов, оползней, селевых потоков.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, дляпредупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод ПравительствомРФ и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ могут создаватьсяспециальные комиссии, решения которых, принятые в пределах их полномочий,являются обязательными для всех граждан и юридических лиц.
Водопользователи в случае стихийных бедствий и аварийна водных объектах призваны принимать участие в мероприятиях по предупреждениюи ликвидации последствий вредного воздействия вод. Эти мероприятия проводятсяпо согласованию с федеральным уполномоченным Правительством РФ государственныморганом исполнительной власти в области управления использованием и охранойводного фонда и с органами местного самоуправления.
Правительством РФ утвержден План взаимодействияфедеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску испасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации; ежегодноутверждается план основных мероприятий РФ по вопросам гражданской обороны,предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; утверждены Федеральныецелевые программы «Создание и развитие Российской системы предупреждения идействий в чрезвычайных ситуациях», «Защита от наводнений населенныхпунктов, народнохозяйственных объектов, сельскохозяйственных и других ценныхземель в Приморском крае».
Значительную угрозу представляет подтопление. В целяхзащиты городов, населенных пунктов, хозяйственных и других объектов отподтопления подземными водами, предотвращения аварийных ситуаций и улучшениясанитарно-эпидемиологической и экологической обстановки систематическипринимаются постановления Правительства РФ, одобряются меры по защите отподтопления территорий Российской Федерации. Среди них:
разработка концепции защиты освоенных территорийРоссии от подтопления и его неблагоприятных последствий; организация и введениеучета наличия и состояния подтопленных земель на территориях РоссийскойФедерации;
обеспечение контроля за соблюдением нормативныхтребований при использовании подверженных подтоплению земель включая ихзастройку и эксплуатацию зданий и сооружений;
разработка и осуществление неотложных организационныхи инженерных мероприятий по защите территорий от подтопления; изучениепроцессов подтопления территорий промышленных районов и сельскохозяйственныхземель.
Одним из распространенных в России видов стихийныхбедствий и подтоплений являются ежегодные паводки в апреле — мае. Ежегоднымпостановлением Правительства РФ, например «Об организации безаварийногопропуска паводка… года», предусматривались обеспечение безопасности иинформирование населения, подготовка его возможной эвакуации, организациямедицинской помощи и жизнеобеспечения, комплекс первоочередныхпротивопаводковых работ по защите городов, населенных пунктов и хозяйственныхобъектов, расположенных на паводкоопасных территориях.
Подобные постановления адресуются: Федеральномуагентству водных ресурсов; Министерству РФ по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральнойслужбе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Министерствупромышленности и энергетики РФ; органам исполнительной власти субъектов РФ,т.е. организаций, заинтересованных в предупреждении высокого весеннего паводка.
Паводковые комиссии, создаваемые Правительством РФ и(или) органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местногосамоуправления, являются наиболее распространенными из специальных комиссий дляпредупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Комиссиямпредоставляются широкие права, в частности по приостановлению водопользования всоответствии с ВК РФ; внесению предложений и принятию решений, за неисполнениекоторых устанавливается и применяется административная ответственность всоответствии с КоАП РФ; ограничению прав собственности на водные объекты согласноГК РФ.
Обильные водостоки как на европейской, так и наазиатской части России актуализируют проблемы предупреждения вредноговоздействия вод. Наводнения на реках Лене и Кубани уже в XXI в., повлекшиечеловеческие жертвы и принесшие значительный ущерб поселениям, имуществу,потребовали пересмотра отношения общества, государства к финансированиюпротивопаводковых мероприятий, к принятию срочных мер, предусмотренных воднымзаконодательством.
Против виновных в невыполнении требованийзаконодательства возбуждены уголовные дела, за короткий период с федеральнойпомощью восстановлен г. Ленск в Республике Саха (Якутия), перенесены на болеевысокие места строения ряда поселений в Краснодарском крае.11
Законодательством предусматривается порядокорганизации работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях. Вчастности, в ней сказано, что владелец инфраструктуры и перевозчик принимаютнезамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий,стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающихнарушение работы железнодорожного транспорта. Для принятия указанных внастоящем пункте мер владелец инфраструктуры и перевозчик за счет собственныхсредств должны содержать специализированные подразделения по ликвидациичрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, переченькоторых определяется федеральным органом исполнительной власти в областижелезнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными федеральнымиорганами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры состоронними специализированными организациями.
Порядок действий участников перевозочного процесса привозникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераопределяется федеральным органом исполнительной власти в областижелезнодорожного транспорта. При этом грузоотправитель, грузополучатель(отправитель, получатель в случае повагонной отправки грузобагажа) обязаныобеспечить немедленное направление мобильного подразделения или своихпредставителей на место транспортного происшествия в зависимости от еготяжести.
Федеральный орган исполнительной власти в областипредотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера иликвидации последствий стихийных бедствий, органы исполнительной властисубъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, регулирующим защиту населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,оказывают владельцам инфраструктур и перевозчикам помощь в ликвидациипоследствий таких ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасностидвижения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа.
Федеральный орган исполнительной власти в областижелезнодорожного транспорта, владельцы инфраструктур и перевозчики входят вединую государственную систему предупреждения и ликвидации последствийчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.12
Заключение
Состояниеокружающей природной среды во многих регионах страны продолжает оставатьсянапряженным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов, почв значительнопревышает установленные нормативы, растут площади земель, отчуждаемых подразмещение отходов.
В рядерегионов из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты,обостряется проблема сохранения биоразнообразия животных и растительныхсообществ. К числу таких регионов относятся крупнейшие агломерации — Московскаяи Санкт-Петербургская, промышленные районы Центральной России, СреднегоПоволжья, Среднего и Южного Урала, Кузбасса. Все это отрицательно сказываетсяна здоровье населения, особенно детей.
С цельюснижения влияния неблагоприятного экологического фактора на здоровье населенияпринимаются различные меры правового характера. Так, например, ПостановлениемПравительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 утверждена Федеральная целеваяпрограмма «Экология и природные ресурсы России (2002 — 2010 годы)»
ВПрограмме утверждается, что реализация мероприятий по экологической реабилитациизагрязненных территорий положительно скажется на состоянии здоровья населения,проживающего в регионах и городах с неблагоприятной экологической обстановкой.Социальная эффективность Программы характеризуется улучшением условийпроживания населения, особенно в экологически неблагополучных регионах (более90 млн. человек), снижением риска заболеваний, обусловленных загрязнениемокружающей природной среды, сохранением генетического фонда и обеспечениемнормальных условий для жизни будущих поколений.
Список используемойлитературы
1. Федерального закона «О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года (Принят Государственной Думой 11ноября 1994 года)
2. Федеральный закон «Об охранеокружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (Принят Государственной Думой20 декабря 2001 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года)
3. Постановления Правительства РФ от21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера»
4. Приказ МПР РФ от 6 февраля 1995 г.N 45 Об утверждении «Временного порядка объявления территории зонойчрезвычайной экологической ситуации»
5. С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин, М.В.Пономарев. Комментарий к Водному КодексуРоссийской Федерации (постатейный) ЗАО Юстицинформ, 2007 г.
6. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В.,Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. «Обохране окружающей среды». – Изд-во «Ось-89» 2006 г. – 480 с.
7. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. -М.: Изд-во«Юристъ», 2005. — 670с.
8. Доржиев Ж.Б., Хамнаев И.В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. –Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. 292 с.