Реферат по предмету "Экология"


Проблемы природных ресурсов России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ

ВЫПОЛНИЛА СТ-КА ГР. Б-201
ГРЕЧКОСЕЙ А. А.
ПРОВЕРИЛ ДОЦЕНТ
ТУЗЛУКОВ О. Г.

Ростов-на-Дону 2007
 

Содержание
 
Введение
1. Общие сведения по загрязнению природных ресурсов
1.1 Загрязнение воздушной среды
1.2 Шумовое загрязнение
1.3 Загрязнение водных объектов
1.4 Деградация земельных угодий
1.5 Использование недр и минеральных ресурсов
1.6 Использование лесных массивов, растительного и животногомира
1.7 Радиационное загрязнение
2. Меры по охране природных ресурсов
2.1 Экологические программы
2.2Конкретные меры, проводимые для улучшения состояния окружающей среды и здоровьялюдей
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
Природные ресурсы — компоненты природы, которые непосредственно участвуют(или могут быть использованы) в материальном производстве и непроизводственнойдеятельности.
Количество, качество и сочетание ресурсов определяют природно-ресурсныйпотенциал территории. Последний является важным фактором размещения населения ихозяйственной деятельности; оказывает влияние на специализацию хозяйства.
Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, котороеносит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А. И. Герцена о том,что" природа не может перечить человеку, если человек не перечит еёзаконам". С одной стороны, природная среда, географические и климатическиеособенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Этифакторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять наобщественное развитие труда.
С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека.История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельностилюдей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Немецкий философначала 19 века Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперёдот несовершенного к более совершенному. Критерии прогресса – в развитии разума,общественной нравственности, что лежит в основе совершенствования всех сторонжизни общества.
Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитиенаучно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу,привели к нарушению экологического равновесия на планете.
Возросло потребление в сфере материального производства природныхресурсов. За годы после второй мировой войны было использовано столькоминерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Посколькузапасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы,они будут исчерпаны, по расчётам учёных через несколько десятилетий. Но дажеесли и ресурсы, которые постоянно возобновляются, на деле быстро убывают,вырубка леса в мировом масштабе значительно превышает прирост древесины,площадь лесов, дающих земле кислород, уменьшается с каждым годом.
Главный фундамент жизни – почвы повсюду на Земле деградируют. В то времякак Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, ныне один сантиметрпочвы погибает за три года.
Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды,пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромныхколичествах попадают в реки и озёра. Сильно загрязнены Дунай, Волга. Позаключению специалистов, в некоторых районах 80% всех болезней вызванынедоброкачественной водой.
Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы. Концентрациявредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многихгородах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота,являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несутгибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическуюугрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях.
Исчезает вокруг городов чистый воздух, реки превращаются в сточныеканавы, повсюду груды мусора, свалки, искалеченная природа – такова бросающаясяв глаза картина безумной индустриализации мира.
Главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причиних возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путейи способов их разрешения.

1. Общиесведения по загрязнению природных ресурсов
 
1.1 Загрязнениевоздушной среды
 
Загрязнение воздушной среды является актуальной проблемой, особенно вкрупных городах, где естественная вентиляция весьма слаба, а количествостационарных и подвижных источников загрязнения велико. Во многих городахусловия жизни из года в год ухудшаются по мере роста выбросов в результатеинтенсивного потребления топлива промышленными предприятиями и автотранспортом.С позиций здравоохранения главная опасность состоит в том, что различныезагрязнители действуют на человека непрерывно. По данным Государственногодоклада о состоянии окружающей среды Российской Федерации, вклад загрязнениявоздуха в общую заболеваемость населения составляет от 16,7% в относительноблагополучных городах до 44,6% в сильно загрязненных. Промышленные центры ирайоны, перегруженные объектами тяжелой промышленности, нефтегазовой игорнорудной отраслей, районы добычи и переработки цветных металловхарактеризуются особо неблагоприятной экологической обстановкой. К нимотносятся в первую очередь Тюменская область, Красноярский край, Урал, Кузбасси ряд промышленных районов европейской части страны. В атмосферном воздухеболее 200 городов и промышленных центров России с населением свыше 60 млн.человек (40% всего население) отмечается превышение допустимых концентрацийвредных веществ. Случаи пятикратного превышения ПДК отмечены более чем в 120городах. Больше всего городов с высоким уровнем загрязнения атмосферырасположено в Московской, Самарской, Иркутской и Свердловской областях, гдесконцентрированы крупнейшие предприятия химической, нефтехимической,металлургической, машиностроительной и других отраслей.[1]
В городах с предприятиями черной металлургии воздух загрязнен пылью,бензопиреном, диоксидом азота и другими вредными веществами.
Влияние загрязненного воздуха на здоровье населения может варьировать отпостоянных жалоб жителей на неприятные навязчивые запахи до статистическидостоверного увеличения заболеваемости и смертности. В городах с развитойметаллургической промышленностью взрослое население в 1,5 раза чаще страдаетболезнями органов кровообращения, в 1,7 раза – органов пищеварения. Дети в 1,2- 1,4 раза чаще страдают болезнями органов дыхания и пищеварения, кожи,слизистой оболочки глаз. Важно подчеркнуть, что прослеживается четкая связьуказанных уровней заболеваемости со специфическими для данной группыпредприятий компонентами загрязнения. Эта связь и является одной из главныхопорных точек при обосновании системы природоохранных мероприятий.
Проживающие в центрах размещения нефтехимии и оргсинтеза ведет кувеличению (по сравнению с относительно чистыми городами) заболеваемости детейбронхиальной астмой, поражениями кожи и слизистой оболочки глаз.
Для оздоровления атмосферного воздуха разрабатываются и реализуютсяфедеральные целевые программы, программ по реабилитации территорий и ихучастков, программы реконструкции и реорганизации вредных производств.[2]
1.2 Шумовоезагрязнение
 
В крупных городах России 25% населения живет в зонах вредного действияшума, еще 20 – 25% — в зоне акустического дискомфорта. Пока в нашей стране нетспециального закона, защищающего людей от шумовых воздействий в их квартирах,сколь-либо действенные меры в этой области отсутствуют.
Между тем давно доказано, что шум может наносить серьезный ущербздоровью. По данным специальных исследований, люди, живущие в зонеакустического дискомфорта, чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями,болезнями центральной нервной системы, нарушениями дыхания и сна, большеподвержены нервозам и астеническим состояниям.
Согласно официальной статистике, источники шума, которые превышаютсанитарные требования, составляют в России около 50%.
Для борьбы с шумовыми загрязнениями необходимы следующие организационныемеры на межведомственном и муниципальном уровнях:
разработка более совершенных транспортных схем в населенных пунктах,строительство объездных магистралей, перераспределение транспортных потоков;
расширение магистралей с интенсивным движением транспорта, ихзаглубление, строительство экранов;
максимальное удаление жилых и общественных зданий при новом строительствеот магистралей и улиц городского значения;
строительство вдоль улиц с оживленным движением транспорта толькошумозащищенных домов;
обязательное остекление лоджий и балконов, тройное остекление окон,устройство клапанов для проветривания в первом эшелоне жилых домов, выходящихфасадами на улицы с уровнем шума выше 65 дБА;
дополнительное озеленение автомобильных и железнодорожных магистралей.[3]

1.3 Загрязнениеводных объектов
 
Урбанизация в сочетании с развитием промышленности оказывает весьмазаметное влияние на гидрологические циклы, причем не только в количественном,но и в качественном отношении. Доступные водные ресурсы в районах, окружающихгорода, нередко истощаются или деградируют до такой степени, что предельныезатраты на водоснабжение значительно возрастают. Это вызвано, во-первых,необходимостью поисков и освоения водных ресурсов на большем отдалении отгорода, а во-вторых, ростом затрат на очистку и обработку воды из-за ухудшенияее качества.
Истощение водных ресурсов вызвано в первую очередь неадекватной политикойцен на воду, низкой эффективностью мероприятий по ее экономии, охране ирациональному использованию. Чрезмерная откачка подземных вод нередко приводитк просадке грунта, разрушению городских зданий и сооружений, понижению уровнягрунтовых вод, их засолению.
Большинство водных объектов не отвечает санитарно-гигиеническим ирыбохозяйственным нормативам по качеству воды, поскольку почти 40% сбрасываемыхв них сточных вод относится к категории загрязненных. Из-за нестабильной работыбольшинства предприятий, их тяжелого финансового положения, а такженедостаточности бюджетного финансирования водоохранные мероприятия осуществляютсяв мизерных объемах.
В настоящее время около 90% забираемых для нужд водоснабженияповерхностных и не менее 30% подземных вод подвергается обработке, но системыочистки и водопроводные сооружения не всегда обеспечивают подачу населению водыгарантированного качества.
Не снижаются потери воды во внешних сетях при транспортировке отводоисточников до потребителей. Значительные объемы забранной воды теряются впроцессе промышленного производства из-за несовершенства применяемой технологиии разного рода утечек. В коммунальном хозяйстве из-за изношенностиводопроводных сетей и низкого качества запорной арматуры теряется в среднемболее 20% подаваемой потребителям воды.
Общий расход воды на одного жителя России в сутки составляет примерно 400л, при этом основная часть её (83%) отбирается из поверхностных вод суши, 13%из подземных источников, 4% из морских водоёмов. [4]
Около половины населения страны вынуждена пользоваться водой, несоответствующей санитарно-гигиеническим требованиям по причине плохойводоочистки и неудовлетворительного состояния коммунальных водопроводов. Из 60тыс. централизованных водопроводов около 13% не отвечает необходимым санитарнымтребованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, полного комплекса очистныхсооружений и обеззараживающих установок. По данным статистической отчетности,каждая пятая проба питьевой воды не отвечает требованиям по химическим, каждаявосьмая – по бактериологическим показателям (45% из них представляют опасностьв эпидемиологическом отношении).
Все внутренние и окраинные моря России испытывают интенсивнуюантропогенную нагрузку, прежде всего Балтийское, Азовское и Чёрное. Для морскихберегов, особенно на юге страны, характерно развитие абразионных процессов,более 60% береговой линии подвержено разрушению, размыву и подтоплению, чтонаносит значительный ущерб народному хозяйству и является дополнительнымисточником загрязнения морской среды.
1.4Деградация земельных угодий
 
Состояние земельных ресурсов России продолжает ухудшаться. Происходитдеградация почвенного покрова, на 43% площади пашни уменьшилось содержаниегумуса (в Нечернозёмной зоне доля таких почв достигла 45%).Крайне негативно сказываетсяснижение культуры земледелия, обусловленное кризисом сельского хозяйства. Несокращаются площади земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Земли населённых пунктов, находящиеся в ведении городских, сельских,поселковых администраций, составляют уже 38,6 млн га и продолжают расширяться.Увеличиваются техногенные нагрузки на землю в самих городах и прилегающих к нимтерриториях ввиду уплотнения жилищной застройки и расширения промышленных зон.Всё большие масштабы приобретает загрязнение и захламление земель в результатеградостроительной деятельности, При аварийных ситуациях в сбросовых коллекторахи водонесущих коммуникациях, из-за растущих выбросов в атмосферу тяжёлыхметаллов предприятиями цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
Города влияют на экологическую ситуацию далеко за пределами ихсобственных границ. Выбросы от промышленных источников и транспортараспространяются на прилегающую территорию, становясь причиной загрязнениясельскохозяйственной продукции, ухудшения состояния древостоя и снижения егофитоцидной роли. Например, для Московской агломерации зона антропогенноговлияния простирается на 200 км от границ города, Тульской – на 120,Среднеуральской – на 300.
Значительное загрязнение почв тяжёлыми металлами и мышьяком выявлено вреспубликах Бурятия, Дагестан, Мордовия и Тыва, Красноярском и Приморскомкраях. В Западно-Сибирском и Северо-Кавказском регионах, республиках Коми иБашкортостан, регионах Среднего и нижнего Поволжья острой становится проблема загрязненияземель нефтью и нефтепродуктами.[5]
Земли населённых пунктов подвержены воздействию и трудно прогнозируемыхгеологических явлений и процессов, таких как подтопление, оползни, разрушениевечной мерзлоты, приводящих к образованию карстовых пустот и воронок;развивается термокарст, происходит тепловая осадка, криогенное вспучивание,термоэрозия, увеличивается сейсмическая опасность. этим процессом охваченоболее 74% наших городов (792 из 1064), причём наиболее тревожная ситуациянаблюдается в районах вечной мерзлоты.
Для 55% регионов России самой острой признана проблема нарушения земель впроцессе хозяйственной деятельности и невыполнения обязательных работ по ихрекультивации; для 30% эта проблема оценена как имеющая приоритетный характерна значительной части территории. В их число вошли регионы с развитойдобывающей промышленностью, а также северные территории с низким потенциаломсамовосстановления экосистем на нарушенных землях. Общая площадь земель,нарушенных при добыче и переработке полезных ископаемых, геологоразведочныхработах, торфоразработках и строительстве, достигла 1млн га.
Максимальное загрязнение земель отмечается в регионах с развитойперерабатывающей промышленностью, с высокой плотностью населения, а также вместах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В ряде случаевэксперты оценили ситуацию в указанных регионах как «экологический кризис назначительной части территории».[6]
1.5 Использованиенедр и минеральных ресурсов
 
Тяжёлое экономическое положение многих предприятий добывающейпромышленности, отсутствие эффективного механизма природопользования и охраныприродных ресурсов, недостатки в нормативных документах, регулирующих ихиспользование, приводят к усилению вредного влияния горных работ на окружающуюсреду.
Не решается проблема комплексного использования минерального сырья.Некомплексная переработка приводит к росту содержания вредных примесей вотходах обогатительных фабрик, существенно усиливая загрязнение окружающейсреды.
Несмотря на значительное сокращение объемов добычи и переработки руд встране и общее уменьшение числа аварий, противоаварийная устойчивостьпотенциально опасных объектов горнорудной отрасли остаётся на низком уровне.По-прежнему не решаются проблемы сверхнормативного износа технологическогооборудования, несвоевременного обновления основных фондов, низкого уровняинженерного обеспечения производственных сооружений.
Серьёзную экологическую проблему представляют ликвидированные нефтяные игазовые скважины. На территории Тюменской, Архангельской, Астраханскойобластей, Республики Коми находится более 15 тыс. разведочных скважин, ихсостояние реально никем не контролируется. Между тем частью из них были вскрытыпласты с высоким содержанием токсичных и агрессивных компонентов, и эти объектыпотенциально опасны. Немалую опасность представляют пустоты, образовавшиеся втолще пород при разработке Верхнекамского месторождения калийных солей.
На нефтяных месторождениях России и прилегающих территориях расположеноболее 248 тыс. км промысловых трубопроводов различного назначения. По нимтранспортируются высокоагрессивные продукты – нефть, пластовая вода, попутныйнефтяной газ, сероводород, что приводит к интенсивной коррозии проводящей сети.Надёжность трубопроводных систем снижается, количество аварий растёт; вближайшие годы эти процессы могут приобрести обвальный характер. Особеннотяжёлая ситуация сложилась на месторождениях с падающей добычей – в АО«Татнефть», «Башнефть», «Нижневолжскнефть», «Саратовнефтегаз», расположенных внаиболее заселённых районах.[7]
1.6Использование лесных массивов, растительного и животного мира
 
Большая часть земельного фонда России (1600 млн га) в той или инойстепени покрыта разнообразной растительностью; она представляет большуюценность и является базой естественных возобновляемых ресурсов. В результатеширокомасштабной хозяйственной деятельности происходит её деградация, обеднениегено- и ценозофонда, упрощение и нивелирование фитоценотической структуры,снижение стабильности природных экосистем, ослабление или утратасредообразующей и средозащитной функции растительного покрова.
По данным государственного учёта лесного фонда (2001 г.), общая площадьземель этого фонда и лесов, не входящих в него, составила около 1200 млн га, изкоторых 1110,6 млн га находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства.
В 2001 г. пожарами было охвачено 860 тыс. га лесных земель, примерно 90%из них – антропогенного происхождения. Ущерб от лесных пожаров в целом поРоссии составляет порядка 3 млрд руб. в год. Общая площадь очагов вредителей иболезней леса – около 4 млн га, в том числе очагов болезней леса – около 1 млнга.
В Прикаспийском регионе продолжаются процессы опустынивания, особенно натерритории Республики Калмыкия, в Ставропольском крае и Ростовской области. Нерешаются проблемы сохранения растительности тундры, занимающей около третитерритории России.
Озеленение городов и населённых пунктов зачастую проводится стихийно, безнадлежащей правовой и экономической базы; пока здесь очень мало положительныхпримеров. Уровень обеспеченности зелёными насаждениями на душу населения крайненизок и заметно уступает принятым нормам.
Сохранение биологического разнообразия животного мира, в том числе рыбныхресурсов, — приоритетная проблема, решение которой связано с охраной, контролеми регулированием использования объектов животного мира и среды их обитания.Большинству видов беспозвоночных ещё не грозит полное исчезновение, носостояние мест их обитания неуклонно ухудшается, главным образом из-зауничтожения, трансформации и разобщения естественных сообществ.
По имеющимся данным, популяции многих ценных видов охотничьих животныхнаходятся в состоянии депрессии. Особенно быстро сокращается численность дикихкопытных в Центральном и Северо-Западном регионах. Одна из причин этого –браконьерство; ежегодно фиксируется более 50 тыс. фактов незаконной охоты, аобщее их количество намного больше. Быстро растут масштабы незаконной добычи ипродажи редких видов животных и растений, занесённых в Красную книгу РоссийскойФедерации.
Неконтролируемые заготовки ягод, грибов, ценных видов лекарственныхрастений существенно подрывают их запасы. Во многих регионах России из-заухудшающейся экологической обстановки в водоёмах снижается уровеньвоспроизводства промысловой рыбы. Особенно критическая ситуация сложилась понаиболее ценным видам рыб (осётр, стерлядь, нельма, сиг, омуль, лосось и др.) –как из-за загрязнения водной среды обитания, так и из-за высокой интенсивностипромысла (в том числе незаконного).[8]

1.7Радиационное загрязнение
 
Контроль за радиационной обстановкой в России входит в компетенциюсистемы радиационного мониторинга (СРМ) Росгидромета. При этом приняторазличать радиационное загрязнение атмосферы (приземного слоя воздуха), водныхобъектов, местности, а также загрязнение, возникающее в районах размещенияпредприятий атомной энергетики и промышленности, исследовательских организацийи других радиационно-опасных объектов.
К основным проблемам в данной области относятся:
отсутствие надёжных технологий хранения ядерных отходов;
низкие темпы модернизации объектов атомной энергетики, недостаточныйуровень безопасности при проведении на них ремонтных работ, несвоевременнаязамена выработавших свой ресурс элементов технологического оборудования;
накопление в лечебных учреждениях и на промышленных предприятиях неиспользуемыхили подлежащих замене изделий, имеющих радиационную защиту из обеднённогоурана;
использование радиоизотопных сигнализаторов обледенения летательныхаппаратов с просроченным сроком эксплуатации и др.;
Загрязнение атмосферы в основном связано с переносом ветрамирадиоактивной пыли с поверхности почвы, загрязнённой радионуклидами (в основномпродуктами испытаний ядерного оружия, проводимых в прежнее время). В рядерегионов России радиационная ситуация резко ухудшилась после радиационныхаварий на Чернобыльской АЭС и ФГУП ПО «Маяк».
В результате чернобыльской аварии на загрязнённой части Европейскойтерритории России (ЕТР) заметно возросло содержание радионуклидов в воздухе.Так, например, в окрестностях Брянска этот показатель примерно в 4 раза превышаетфоновый уровень для ЕТР. Повысилось содержание техногенных радионуклидов и в100-километровой хоне вокруг ПО «Маяк» на Южном Урале. В окрестностях нормальнофункционируют АЭС и других радиационно-опасных объектов подобного повышения ненаблюдалось.
Радиационное загрязнение водных объектов на территории России в последнеевремя повсеместно уменьшилось.
Радиационное загрязнение местности обнаружено только в отдельныхрегионах; на большей части территории России мощность экспозиционной дозы (МЭД)гамма-излучения составляет 6-20 мкР/ч, то есть находится в пределахестественных колебаний радиационного фона. Наибольшие площади загрязненныхземель по-прежнему находятся на территориях Брянской и Тульской областях, гдепосле чернобыльской аварии наблюдаются повышение значения МЭД, мало меняющиесяза год. Это приводит к многочисленным негативным последствиям, в том числе крадиационному загрязнению животноводческой продукции. Так, в Брянской области в2002 г. было загрязнено 32% молока и 3% мяса. В 2001 г. эти показателисоставляли соответственно 4,9% и 1,6%; их рост был вызван не ухудшениемобъективных характеристик продуктов, а принятием более жёстких санитарных норм.[9]
 

2. Меры поохране природных ресурсов
 
2.1 Экологическиепрограммы
 
За последние годы в России стало больше внимания уделяться вопросамэкологической безопасности. Создание специализированной природоохранной системыявилось первым шагом на пути разрешения противоречий между потребителямиприродных ресурсов и обществом, заинтересованном в их разумном использованиипод контролем государства.
В настоящее время приняты важные законы: «О защите населения и территорийв чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»; «Водный кодекс»;«О радиационной безопасности»; «Об особо охраняемых природных территориях»; «Омелиорации земель»; «Об охране окружающей среды». Реализуются федеральныецелевые программы, направленные на обеспечение населения высококачественнойводой, а также многочисленные экологические программы.
Законодательством страны ещё в 1997 г. были определены основныеприродоохранные требования, ограничения и запреты, установлены виды нарушений,влекущие за собой применение мер ответственности. В целом речь идёт обэкологизации большинства отраслей экономики; но этот процесс нельзя ограничитьтолько разработкой правовых документов и принятием мер по их реализации.
Среди экологических программных документов, реализуемых в настоящеевремя, особо следует отметить федеральную целевую программу «Экология иприродные ресурсы России (2002-2010 годы)», утверждённую постановлениемПравительства РФ № 860. Эта ФЦП имеет большое значение и для развития отдельныхрегионов, так как её цели и задачи конкретизированы в 186 региональныхпрограммах (34 из них имеют минерально-сырьевую направленность, 27 –водохозяйственную, 71 – лесохозяйственную, 54 – природоохранную).
Для нормализации экологической ситуации в ряде регионов странызавершается внедрение федеральной целевой программы по оздоровлениюэкологической обстановки р. Волги и её притоков, восстановлению ипредотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна. В рамкахрешения проблемы водосбережения продолжается разработка федеральной целевойпрограммы по обеспечению населения России питьевой водой.
Ежегодно подготавливается межведомственный «Государственный доклад осостоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», утверждаемыйПравительством РФ. Он обеспечивает общественность и государственные органыуправления объективной аналитической информацией о состоянии окружающей среды,природных ресурсов и реализации экологической политики государства. В 2004 г.отдельным томом был выпущен «Государственный доклад о состоянии водных ресурсовРоссийской Федерации в 2002 году».
Экологическая безопасность – одно из важных звеньев системы национальнойбезопасности страны; в связи с этим были приняты ряд нормативных документов исозданы специализированные федеральные структуры, включая Межведомственнуюкомиссию Совета безопасности РФ по экологической безопасности. В её задачивходит анализ состояния и подготовка прогнозов экологической безопасности,подготовка соответствующих вопросов к рассмотрению на заседаниях СоветаБезопасности. Комиссия, в частности, обсуждала такие вопросы, как ввозтоксичных отходов из-за рубежа, загрязнение подземных вод, истощение ирасхищение лесных ресурсов, концепцию экологической безопасности России. По еёпредставлению Правительством РФ был принят ряд постановлений, определяющихсостав, содержание, порядок финансирования и сроки выполнения организационных,управленческих и технических мероприятий экологического характера федеральногои регионального уровня.
В рамках своей компетенции Министерство природных ресурсов РФ принимаетнепосредственное участие в оценке экологической обстановки на территории страныпри установлении зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологическогобедствия, в реализации Концепции перехода России на модель устойчивогоразвития, в разработке политики экологической безопасности, сохраненияестественного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
Важную роль в укреплении экологической безопасности играет внедрениерезультатов научных исследований; все планы этого направления должны бытьобеспечены реальной финансовой базой.
В апреле 1996 г. был издан Указ Президента РФ №440 «О концепции переходаРоссийской Федерации к устойчивому развитию». В развитие данного документаМинэкономики РФ подготовило соответствующую Концепцию; в её рамках проводитсябольшая работа по преодолению негативных экологических тенденций ипереориентации рыночных отношений на цели устойчивого развития страны.
Согласно Концепции, устойчивым считается развитие экономики, при которомне разрушаются природные основы существования и функционирования народногохозяйства, когда антропогенные воздействия на окружающую среду не превышают еёспособности к самовосстановлению. Следовательно, переход к устойчивому развитию– это поэтапное сокращение нагрузок на окружающую среду до экологическидопустимых пределов. Такой переход невозможен без исправления допущенных ранееошибок в области охраны окружающей среды.
Принимаются новые экстренные меры:
— усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рациональногоиспользования природных ресурсов;
— установить систематический контроль за использованием предприятиями иорганизациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;
— усилить внимание к вопросам по предотвращению загрязнений и засоленияпочв, поверхностных и подземных вод;
— уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функцийлесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира,предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
— усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.
 
2.2Конкретные меры, проводимые для улучшения состояния окружающей среды и здоровьялюдей
 
Все те меры, которые приведены выше, рассматриваются в общих чертах.Рассмотрим их более детально.
1. Зеленые насаждения:
Для улучшения охраны зеленых зон и лесопарковых территорий необходимоопределить их четкие границы. Должны быть установлены и благоустроены в нихместа длительного и кратковременного отдыха населения. Организована охрана исвоевременная очистка данных территорий. Значительную роль играет проведениеработ по расширению в городах и пригородных зонах площади зеленых насаждений,создание новых парков, садов, скверов. Также строго ограничивать отводземельных участков в лесах зеленых зон городов, лесных защитных полосах идругих лесах первой группы, для целей, не связанных с развитием лесногохозяйства. Надо сказать, что в данное время в этой области очень многонарушений, что связано с плохо развитой законодательной системой.
2. Полезные ископаемые:
В целях уменьшения потерь полезных ископаемых при их добыче ипереработке, а также предупреждения загрязнения окружающей среды отходамипроизводства. Внедрение более эффективных способов и систем разработкиместорождений полезных ископаемых и технологических схем переработкиминерального сырья, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономическицелесообразное извлечение из недр запасов основных и совместно с нимизалегающих полезных ископаемых, а также использование содержащихся в нихкомпонентов, имеющих промышленное значение.
Строительство или реконструкция цехов, фабрик, установок по комплекснойпереработке сырья, отвалов и шлаков, выделение капитальных вложений на этицели, определение сроков завершения перехода указанных предприятий на работу,обеспечивающую комплексное использование полезных ископаемых.
Кроме этого принимаются такие меры, как:
— обеспечение организации производства нового, более совершенногооборудования и аппаратуры для очистки промышленных выбросов в атмосферу отвредных газов, пыли, сажи и других веществ;
— проведение соответствующих научных исследований иопытно-конструкторской работ по созданию более совершенной аппаратуры иоборудования для защиты атмосферного воздуха от загрязнения промышленнымивыбросами;
— осуществление на предприятиях, в организациях и учреждениях шефмонтажаи наладки газоочистного и пылеулавливающего оборудования и аппаратуры;
— осуществление государственного контроля за работой газоочистных ипылеулавливающих установок на промышленных предприятиях.
3. Охрана земель:
Землепользователи обязаны проводить эффективные меры по повышениюплодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных,агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий попредотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать засоления,заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняками, а также другихпроцессов, ухудшающих состояние почв.
Мероприятия по мелиорации и охране земель, полезащитному лесоразведению,по борьбе с эрозией почв и другие меры, направленные на коренное улучшениеземель, предусматриваются в государственных планах развития народного хозяйстваи осуществляются соответствующими министерствами, ведомствами иземлепользователями;
Промышленные и строительные предприятия, организации, учреждения обязаныне допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственнымии другими отходами, а также сточными водами.
4. Охрана вод:
Одной из главных задач является регулирование водных отношений в целяхобеспечения рационального использования вод для нужд населения и народногохозяйства. Кроме того, существуют и другие задачи:
— охрана вод от загрязнения, засорения и истощения;
— предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;
— улучшение состояния водных объектов;
— охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укреплениезаконности в области водных отношений.
Запрещается ввод в эксплуатацию:
— новых и реконструированных предприятий, цехов и агрегатов, коммунальныхи других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение изасорение вод или их вредное воздействие ;
— оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов допроведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление,подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв;
— осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений всоответствии с утвержденными проектами;
— водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии сутвержденными проектами ;
— гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропускапаводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;
— буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующимиустройствами и установление в соответствующих случаях зон санитарной охраны;
— запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренныхпроектами мероприятий по подготовке ложа.
Все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которыемогут причинить вред здоровью населения, а также повлечь уменьшение рыбныхзапасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явлениявследствие изменений физических, химических, биологических свойств вод,снижение их способности к естественному очищению, нарушение гидрологического игидрогеологического режима вод.
В целях поддержания благоприятного водного режима рек, озер,водохранилищ, подземных вод и других водных объектов, для предупреждения воднойэрозии почв, заиления водоемов, ухудшение условий обитания водных животных, дляуменьшения колебания стока устанавливаются водоохранные зоны лесов, а такжепроводятся лесомелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другиемероприятия.
В связи с такой обстановкой, были установлены следующие меры:
1) Предотвращение загрязнения внутренних морских и территориальных вод иоткрытого моря нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными дляздоровья людей или для живых ресурсов моря, вследствие сброса или потерь судамии другими плавучими средствами указанных веществ и смесей, содержащих этивещества.
2) Давать обязательные указания об устранении нарушения установленныхправил по операции с веществами, вредными для здоровья людей или для живыхресурсов моря, и смесями, содержащими эти вещества свыше установленных норм.
5. Немаловажное значение для охраны окружающей среды имеет выбортерритории для строительства новых и расширения существующих городов и другихнаселенных пунктов. Следует выбирать территории на земляхнесельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства либона сельскохозяйственных землях худшего качества, имея ввиду использование этихземель и в случаях, когда для их освоения необходимо проведение специальныхинженерных мероприятий.
Первоочередному освоению подлежат свободные от застройки земли,находящиеся в пределах границ, установленных для этого города или другогонаселенного пункта.
Из всех проблем, названных выше, выплывает главная проблема — проблемаздравоохранения. Ведь за тот ущерб, который мы принесли природе и приносим ейкаждый день, она нам отплачивает, но только в двойном размере. Сейчас оченьтрудно встретить абсолютно здорового человека. Поэтому нужно проводитьмероприятия по оздоровлению внешней среды, обеспечению санитарной охраныводоемов, почвы и атмосферного воздуха.
Большее внимание нужно уделять санитарным требованиям, предъявляемым кпланировке и застройке населенных пунктов:
1) планировка и застройка населенных пунктов должны предусматриватьсоздание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения.
2) жилые массивы, промышленные предприятия и другие объекты должныразмещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредныхфакторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.
3) при проектировании и строительстве городов и поселков городского типадолжны предусматриваться: водоснабжение, канализация, устройства уличныхпокрытий, озеленение, освещение, обеспечение санитарной очистки и другие видыблагоустройств.
4) при предоставлении земельных участков под строительство, утверждениенорм проектирования, проектов планировки и застройки населенных пунктов, вводев эксплуатацию жилых домов, зданий культурно-бытового назначения, промышленныхи других предприятий и сооружений требуется обязательное заключение органовсанитарно-эпидемиологической службы.
5) порядок согласования с органами санитарно-эпидемиологической службыпроекта строительства и реконструкции предприятий, зданий и сооруженийопределяется законодательством РФ.
В пределах зеленых зон допускается размещать: здания и сооружения,обслуживающие пригородное лесное и сельское хозяйство.
— железнодорожные, водные и автомобильные подъезды к городу ;
— станции и линии электропередач;
— расположенные в пределах зеленых зон населенные пункты не подлежатдальнейшему территориальному развитию;
— при планировке пригородной и зеленой зон необходимо предусматриватьпроведение комплексных мероприятий по охране природы и предупреждениюзагрязнения внешней среды, включающих предотвращение загрязнения водоемов неочищеннымисточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий ихозяйственно-бытовой канализации.

Заключение
Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса — в изменениипроизводственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания.Научно-технический прогресс создаёт не только «перегрузки» дляприроды; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращениянегативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства.
Наиболее важным из аспектов этой проблемы является то, что нужнораспространять информацию об охране природы среди населения. Например, книжныеиздательства должны выпускать не только брошюры, но и также различные книжныеиздания. Кроме них этой проблемой должны заниматься или по крайней мере уделятьбольшее внимание СМИ, т.е. должны увеличивать эфирное время, отведенное дляпрограмм, затрагивающими экологические проблемы.
Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить сутьтехнологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер.
Одно из направлений такого развития — создание безопасных производств.Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организовантаким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, авновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт самаприрода: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которыевыделяют кислород, необходимый для дыхания животных.
Безотходным является такое производство, в котором всё исходное сырье, вконечном счете, превращается в ту или иную продукцию. Если учесть, что 98%исходного сырья современная промышленность переводит в отходы, то станетпонятной необходимость задачи создания безотходного производства.
Расчёты показывают, что 80% отходов теплоэнергетической, горнодобывающей,коксохимической отраслей годны в дело. При этом получаемая из них продукциязачастую превосходит по своим качествам изделия, изготовленные из первичногосырья. Например, зола тепловых электростанций, используемая в качестве добавкипри производстве газобетона, примерно в два раза повышает прочностьстроительных панелей и блоков. Большое значение имеет развитиеприродовосстановительных отраслей (лесное, водное, рыбное хозяйство),разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих технологий.
Экологически чистыми являются и некоторые альтернативные (по отношению ктепловым, атомным и гидроэлектростанциям) источники энергии. Необходимбыстрейший поиск способов практического использования энергии солнца, ветра,приливов, геотермальных источников.
Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любойдеятельности, связанной вмешательством в природную среду. Необходимаэкологическая экспертиза всех технических проектов.
Ещё Ф. Жолио-Кюри предупреждал: «Нельзя допустить, чтобы людинаправляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумелиоткрыть и покорить».
Время не ждёт. Наша задача всеми доступными методами стимулировать всякуюинициативу и предприимчивость, направленную на создание и внедрение новейшихтехнологий, способствующих решению любых экологических проблем. Способствоватьсозданию большого числа контрольных органов, состоящих извысококвалифицированных специалистов, на основе чётко разработанногозаконодательства согласно международным соглашениям по экологическим проблемам.Постоянно доносить информацию до всех государств и народов по экологиипосредством радио, телевидения и прессы, тем самым поднимать экологическоесознание людей и способствовать их духовно-нравственному возрождению согласнотребованиям эпохи.

Списоклитературы
 
1.        Глушкова В.Г.,Макар С.В. Экономика природопользования: Учебное пособие. – М.: Гардарики,2003. – 448 с.: ил.
2.        Голуб А.А.,Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов: Учебное пособие для вузов. — М.: АспектПресс, 2001. — 319 с.
3.        Кавешников Н.Т., КаревВ.Б., Кавешников А.Н. Управление природопользованием; Под ред. Н.Т.Кавешникова. – М.: КолосС, 2006. – 360 с.: ил. – (Учебники и учебные пособиядля студентов высших учебных заведений).
4.        Гирусов Э.В.Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Э.В.Гирусова; Предисловие д-ра экономических наук Председателя Госкомэкологии РФВ.И.Данилова-Данильяна. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. – 455 с.
5.        Зайцев О.А.,Радугин А.А., Экономика природных ресурсов: Учебное пособие для вузов/ Научныйредактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 460 с.
6.        Фомин В.А.,Экономика природопользования. Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2001 – 450 с.
7.        Аксаков А.Е.Управление природопользованием. Учебное пособие для вузов. – М.: Закон и право,2002. – 365 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :