Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Жизнедеятельность человека и Хартия Земли

Содержание

1

Жизнедеятельность человека и Хартия Земли 1

Содержание 2

Введение 3

1. Человек в жизненном цикле 4

1.1. Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания" 5

1.2. Взаимодействие человека со средой обитания 6

2. Хартия Земли - устойчивое развитие 7

2.1. Принципы Хартии Земли и их реализация 8

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Хартия Земли — документ, провозглашающий основополагающие принципы справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке.

Актуальность исследования определяется повышенным интересом народонаселения Земли к результатам жизнедеятельности человека.

Целью работы стало изучение вопросов жизнедеятельности человека и основных принципов Хартии Земли.

Для раскрытия поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- Классифицировать условий для человека в системе "человек — среда обитания";

- Раскрыть основные принципы Хартии Земли и пути их реализации.

Структура работы: введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы.


1. Человек в жизненном цикле

Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство1.

В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

В составе окружающей среды выделяют:

Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания2.

1.1. Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания"

В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:

- Рост численности населения и урбанизация

- Рост потребления энергии

- Массовое использование транспорта

- Рост затрат на военные цели

Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания":

- Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.

- Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.

- Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.

- Чрезвычайно опасные. Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

1.2. Взаимодействие человека со средой обитания

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:

- устранением источников опасности;

- повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

Безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них3.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде4.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.


Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.

За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".

2. Хартия Земли - устойчивое развитие

Хартия Земли — документ, провозглашающий основополагающие принципы справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Данный документ состоит из 16 принципов, представляющих собой концентрированное выражение концепции устойчивого развития, принятом ООН в качестве базового ориентира5.

Мы вступили в критический момент истории Земли. Наше время — время выбора. Человечество должно выбрать своё будущее. Будущее таит в себе и большую опасность, и большую надежду. Для того, чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что, несмотря на огромное многообразие культур и форм жизни, мы являемся одной семьей и одним взаимосвязанным мировым сообществом с общей судьбой.

Человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом — планета Земля — существует благодаря уникальному живому сообществу. Силы природы делают наше существование опасным и непредсказуемым приключением, однако, Земля предоставила нам все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества, благополучие людей зависят от сохранения биосферы и всех ее экологических систем, богатого разнообразия растений и животных, плодородной почвы, чистой воды и воздуха. Забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой но бесконечны, является задачей всех народов.

2.1. Принципы Хартии Земли и их реализация

I. УВАЖЕНИЕ И ЗАБОТА О ЖИВОМ СООБЩЕСТВЕ

1. Уважать Землю и все живое во всем его многообразии.

• Признавать, что все живое на Земле взаимозависимо, и любая форма жизни имеет свою ценность независимо от пользы, которую представляет для человечества.

• Верить во врожденное чувство достоинства каждого человека и в интеллектуальный, творческий, этический и духовный потенциал человечества.

2. Заботиться о живом сообществе с пониманием, состраданием и любовью.

• Признавать, что право на владение, контроль и использование природных ресурсов предполагает обязанность предотвращать вред, наносимый окружающей среде, и защиту права людей.

• Признавать, что с развитием свободы, знаний и возможностей возрастает наша ответственность за улучшение благосостояния людей.

3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества.

• Обеспечивать со стороны сообществ на всех уровнях гарантию прав человека и его основных свобод и предоставлять каждому человеку возможность полностью реализовывать свой потенциал.

• Стремиться к установлению экономической и социальной справедливости, основанной на предоставлении каждому человеку надежных и достаточных средств к существованию, и обеспечению экологически благоприятной среды.

4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.

• Признавать, что свобода действий каждого определяется нуждами будущих поколений.

• Передавать будущим поколениям ценности, традиции и институты, которые обеспечивают процветание человеческих и биологических сообществ на Земле6.

Для реализации этих четырех общих принципов необходимы:

II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ

5. Защищать и сохранять единство экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни.

• Принимать на всех уровнях общества такие планы и правила по устойчивому развитию, которые включали бы в себя как неотъемлемую часть все многообразие аспектов сохранения и восстановления окружающей среды.

• Выявлять и сохранять жизнеспособные природные и биосферные резервы, включая неосвоенные земли и водные пространства, для защиты систем жизнеобеспечения Земли, сохранения биоразнообразия и природного наследия.

• Поддерживать возрождение находящихся под угрозой исчезновения видов, популяций и экосистем.

• Выявлять и искоренять нежизнеспособные или генетически модифицированные организмы, вредные для живых сообществ и окружающей среды данного региона, и предотвращать их внедрение.

• Управлять использованием восстанавливаемых ресурсов, таких как чистая вода, почва, лесные и морские ресурсы, и делать это таким образом, чтобы интенсивность их использования не превышала скорость восстановления и чтобы не нарушалась их жизнеспособность.

• Управлять добычей и использованием невосстанавливаемых ресурсов, таких как минералы и ископаемые топливные продукты, минимизируя риск их истощения и предотвращая серьезный вред окружающей среде.

6. Использовать в качестве оптимального метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а в случае недостатка информации — стратегию «предосторожности».

• Избегать действий по нанесению серьезного и необратимого вреда окружающей среде, если имеющаяся научная информация по данным вопросам неполна или неубедительна.

• Обязать лица или организации, осуществляющие действия, способные причинить вред окружающей среде, предоставлять доказательства экологической безопасности своих действий и привлекать к ответственности за причиненный ущерб.

• Гарантировать, что в процессе принятия решений должны учитываться такие факторы, как кумулятивные, долгосрочные, непрямые, широкомасштабные и глобальные последствия деятельности человека.

• Предотвращать загрязнение окружающей среды и накопление радиоактивных, токсичных или любых других отравляющих веществ.

• Избегать военных действий, наносящих вред окружающей среде.

7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.

• Сокращать объем материалов, используемых в системах производства и потребления, практиковать их повторное использование и переработку, обеспечивая полную ассимиляцию любых отходов.

• Эффективно и экономно использовать энергию, практикуя применение возобновляемых источников энергии, таких как солнце и ветер.

• Способствовать разработке и внедрению в эксплуатацию экологически чистых технологий.

• Вводить в систему рыночного ценообразования полную стоимость экологической и социальной составляющих цены на продукцию и услуги сферы обслуживания, а также позволить потребителям выбирать продукцию, которая удовлетворяет социальным и экологическим стандартам.

• Обеспечивать всеобщий доступ к мерам по охране материнства и ответственного деторождения.

• Способствовать формированию таких жизненных укладов, которые бы соотносили качество жизни и потребляемые материальные блага с возможностями нашего, имеющего пределы, мира7.

8. Продвигать изучение экологической стабильности и осуществлять открытый обмен информацией в этой области и ее повсеместное применение на практике.

• Поддерживать международные исследования и техническое сотрудничество в области устойчивого развития, уделяя особое внимание потребностям развивающихся государств.

• Уважать и сохранять традиционные знания и духовную мудрость, присущие разным культурам, которые способствуют защите окружающей среды и благополучию человека.

• Обеспечивать свободный доступ к информации, в том числе генетической, жизненно важной для здоровья человека и сохранения окружающей среды.

III. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

9. Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив.

• Гарантировать право каждого человеке на доступ к незагрязненной питьевой воде, чистому воздуху, безопасным для здоровья продуктам питания, незараженной почве, право на жилье с соответствующими санитарными условиями, используя необходимые для этого национальные и международные ресурсы.

• Обеспечивать каждого человека знаниями и ресурсами, необходимыми для достижения устойчивых средств к существованию, а также создавать специальные системы социальной защиты для тех, кто не может обеспечивать себя самостоятельно.

• Признавать отверженных, защищать уязвимых, помогать страдающим и уважать их право развивать свои возможности и реализовывать свои стремления.

10. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали устойчивому развитию человека в духе справедливости8.

• Содействовать справедливому распространению материальных благ внутри одного государства и между разными странами.

• Поддерживать развивающиеся государства, оказывать им интеллектуальную, финансовую, техническую и социальную помощь, а также освободить их выплаты обременительных международных долгов.

• Следить за тем, чтобы вся мировая торговля способствовала устойчивому использованию ресурсов, защите окружающей среды и установлению прогрессивных трудовых стандартов.

• Требовать от многонациональных корпораций и международных финансовых организаций прозрачности в их деятельности на благо общества и корректировать последствия их деятельности.

11. Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания.

• Защищать права женщин и девочек и положить конец насилию, совершаемому против них.

• Обеспечивать активную роль женщин во всех сферах экономической, политической, гражданской, социальной и культурной жизни, признавать их как полноправных партнеров, как лиц, принимающих решения, т.е.

руководителей, а также лиц, получающих пенсии, страховые премии и пособия, равные с мужчинами.

• Укреплять институт семьи и обеспечивать воспитание всех членов семьи в духе любви и безопасности.

12. Поддерживать право каждого человека без исключения на жизнь в такой природной и социальной среде, которая обеспечивала бы поддержку их достоинства, здоровья и духовного благополучия, уделяя особое внимание правам коренных и малочисленных народов9.

• Искоренять дискриминацию во всех ее проявлениях: по расовой принадлежности, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, вероисповеданию, национальному, этническому и социальному происхождению.

• Защищать права коренных народов на их духовность, знания, земли и ресурсы, а также на присущую им практику поддержания средств к устойчивому существованию.

• Уважать и поддерживать права молодых людей, предоставляя им возможность играть существенную роль в формировании устойчивых сообществ.

• Сохранять и восстанавливать объекты, значимые для культурной и духовной жизни.

IV. ДЕМОКРАТИЯ, НЕНАСИЛИЕ И МИР

13.Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию10.

• Защищать право каждого человека на получение ясной и своевременной информации об экологической обстановке, а также обо всех планах развития и деятельности, которые могут повлиять на его судьбу или вызвать его интерес.

• Поддерживать местные, региональные и глобальные гражданские общества и обеспечивать полное участие всех заинтересованных сторон в процессах принятия решений.

• Защищать права на свободу, выражая мнений и несогласия, на организацию мирных собраний и организаций.

• Институциировать эффективный и своевременный доступ к административному и независимому судебному производству, включая средства судебной защиты против нанесения вреда окружающей среде или угрозы нанесения такого вреда.

• Искоренять коррупцию во всех государственных и частных институтах.

• Укреплять местные сообщества, предоставляя им возможность заботиться об окружающей среде, и возлагать ответственность за решение экологических проблем на те правительственные инстанции, в которых они могут быть решены с максимальной эффективностью.

14. Вводить в системы формального и неформального образования, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития11.

• Обеспечивать всех, особенно детей и молодежь, возможностью получить образование, которое будет способствовать их вкладу в устойчивое развитие.

• Способствовать вкладу искусства и науки в процесс устойчивого развития.

• Усиливать роль средств массовой информации в освещении экологических и социальных проблем.

• Признавать важность морального и духовного образования для достижения устойчивого образа жизни.

15.Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.

• Предотвращать проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий.

• Ограждать диких животных от длительных или неизбежных страданий при охоте или рыбной ловле.

• Предотвращать или уменьшать, по мере возможности ловлю или уничтожение животных, которые не являются целью охоты.

16.Создавать Культуру Толерантности, Ненасилия и Мира.

• Поддерживать взаимопонимание, солидарность и сотрудничество между всеми людьми и народами.

• Реализовывать стратегии предотвращения насильственных конфликтов и использовать подходы корпоративного решения проблем, экологических конфликтов и других спорных вопросов.

• Демилитаризовывать системы национальной безопасности до уровня непровокационной оборонительной позиции и конвертировать ресурсы для мирных целей, включая становление окружающей среды12.

• Уничтожать ядерное, биологическое и отправляющее оружие, а также любой другой вид оружия массового поражения.

• Гарантировать, что использование космического пространства должно служить целям мира и защиты окружающей среды.

• Признавать, что мир есть общность, созданная на основе справедливых отношений между людьми и культурами.


Заключение

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Как никогда прежде в истории человечества общая судьба и предназначение убеждают нас в необходимости поиска нового пути. Такое обновление может быть достигнуто с помощью принципов Хартии Земли. Для его реализации нам необходимо осознать и принять на себя обязательства распространения ценности и цели Хартии.

В жизни часто происходит столкновение приоритетов тех или иных важных ценностей. Это означает, что сделать выбор достаточно сложно. Однако мы должны найти гармонию между разнообразием и единством, свободой и общественным благом, краткосрочными целями и долговременными планами. Каждый человек, семья, организация и сообщество играют свою важную роль. Искусство, наука, религия, образовательные институты, средства массовой информации, деловые круги, неправительственные организации и правительства обязаны разрабатывать и предлагать созидательное управление. Для эффективного управления необходимо взаимодействие между правительством, гражданским обществом и представителями бизнеса.


Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2010г.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности», 2004 г. №1, с. 4-10).

3. Белов СВ. Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности» 2007 г. №2, с. 37-40, №3_c. 37-43).

4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учебных заведений (С.В. Белов и др. под общ. Ред. С.В. Белова) М. Высшая школа, 2010.

5. Русак ОН и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. «Лань» 2009 г.

6. Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2010 г.

7. Архив журнала «"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" http://www.novtex.ru/bjd/.

8. Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/


1 Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2010 г.


2 Архив журнала «"Безопасность жизнедеятельности" http://www.novtex.ru/bjd/.


3 Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2010г.


4 Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2010г.


5 Белов СВ. Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности» 2007 г. №2, с. 37-40, №3_c. 37-43).


6 Архив журнала «"Безопасность жизнедеятельности" http://www.novtex.ru/bjd/.


7 Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/


8 Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/


9 Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/


10 Архив журнала «"Безопасность жизнедеятельности" http://www.novtex.ru/bjd/.


11 Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/


12 Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нациоанальная валюта
Реферат Облік та контроль операцій з векселями в системі управління фінансовими ресурсами комерційних
Реферат Петропаловская крепость: исторический миф и градостроительная реальность
Реферат ІНФОРМАЦІЙНІ ВІЙНИ У МІЖНАРОДНИХ ВІДНОСИНАХ
Реферат Отечественная война 1941-1945г.г. Битва под Москвой.
Реферат Религиозные движения в Византии и на Руси в Средние века и генезис русского мистического сектантства
Реферат Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в развитие
Реферат Освобождение Севастополя и Крыма в Великой Отечественной войне
Реферат Институт суда присяжных заседателей
Реферат Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучен
Реферат Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты
Реферат Прямые инвестиции
Реферат Проблема «Запад — Россия — Восток», её философские аспекты
Реферат Самостоянье человека - залог величия его
Реферат Педагогическая технология развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой