Реферат по предмету "Экология"


Изучение производственной деятельности лечебнооздоровительного комплекса Радуга

--PAGE_BREAK--1.2 Платежи за загрязнение окружающей среды


Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования. Формирование экономического механизма взимания платы за загрязнение окружающей среды следует рассматривать поэтапно.

В основе современной системы платежей лежат методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий, оценка экономического ущерба и методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства. Согласно этим документам рассматривались два методических подхода к расчету платы:

— плату определяют исходя из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного только в результате превышения установленных нормативов);

— плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий.

Поскольку определение экономического ущерба сопряжено с рядом методических трудностей, предпочтение отдавалось второму подходу. Однако в целом методические разработки не имели практического значения. Кроме того, до конца 1980-х годов в России доминировал подход к загрязнению окружающей среды как преступной деятельности, которая устраняется путем применения жестких административных методов [18, с.35].

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в том числе через канализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

— размещение отходов.

По своей экономической сути норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годового удельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещение затрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня загрязнения.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов (сбросов) и показателей относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода 4-го класса токсичности показателей, учитывающих классы токсичности отходов. Показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества рассчитываются как величина, обратная предельно допустимой концентрации данного вещества в атмосферном воздухе или водном объекте.

Базовые нормативы платы ежегодно умножаются на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а также корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономического района. Коэффициенты экологической ситуации могут быть увеличены решением органов исполнительной власти субъектов Федерации:

— для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, на территории национальных парков, заповедников, в эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции (до двух раз);

— для природопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферу городов и промышленных центров — на 20%.

Установлены два вида базовых нормативов платы:

— за нормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, (в пределах ПДВ, ПДС);

— за сверхнормативные (сверхлимитные) выбросы.

Таким образом, в России используется система двухставочного платежа: плата за выбросы, осуществленные в пределах установленного норматива и плата за сверхнормативные выбросы (в размере пятикратной ставки за нормативные выбросы).

Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

— себестоимость продукции — в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);

— прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов.

Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный, и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли [15, с.136].

При взимании платежей за загрязнение предусмотрены льготы, которые играют стимулирующую роль для предприятия. Эти льготы не имеют самостоятельного значения, а реализуются при налогообложении доходов, имущества предприятий.

Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы» используются следующие виды льгот: изъятие из налогооблагаемой базы определенных объектов, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.

Таким образом, из налогооблагаемой прибыли предприятия исключаются суммы:

— реинвестируемые внутри предприятия на природоохранные нужды или используемые на финансирование долевого участия в строительстве и эксплуатации региональных объектов экологической инфраструктуры;

— взносов в экологические фонды.

При налогообложении имущества предприятия исчисляемая для целей налогооблагаемая база уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов природоохранного назначения. А для малых предприятий при приобретении природоохранного оборудования, проведении ими научно-исследовательских и конструкторских работ используется инвестиционный налоговый кредит в размере 10% цены закупленного и введенного в действие оборудования, изготовленного в России, в котором стоимость закупленных за пределами страны составляющих не превышает 40% общей стоимости.

Размеры платежей корректируются территориальными природоохранными органами с учетом освоения предприятием средств, выделяемых на природоохранные мероприятия. Основой для этого является план мероприятий, проводимых предприятием, согласованный с Примерным перечнем природоохранных мероприятий. Корректировке подлежат только 90% суммы платежей (10% направляются в федеральный бюджет для финансирования деятельности территориальных органов охраны природы). Все расчеты основываются на проектно-сметной документации предприятия, в состав которой входит эколого-экономический паспорт предприятия.

Практически предприятия осуществляют следующие действия в связи с платежами за загрязнение:

— плановые и фактические расчеты платежей поквартально и в целом за год (расчеты могут уточняться по окончании планового периода в сторону как увеличения, так и снижения в зависимости от фактических затрат);

— планирование и учет природоохранных затрат;

— согласование и утверждение расчетов платежей в природоохранных органах;

— отчеты перед природоохранными органами и налоговой службой.

Средства от платежей за загрязнение (плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов) перечисляются в бесспорном порядке в доходы бюджетов всех уровней, в том числе:

— 90% в доход бюджетов федерального, регионального и местного уровней (10, 30, 60%) соответственно;

— 10% — в доход федерального бюджета для финансирования деятельности органов государственного управления в области охраны окружающей среды.

Контроль за правильностью расчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение в территориальные бюджеты осуществляют специально уполномоченные территориальные подразделения по охране окружающей природной среды; за поступлением 19% в доход федерального бюджета — Госналогслужба совместно с территориальными органами охраны природы.

В случае занижения предприятием размеров платежей в бюджет с него взыскивается из прибыли вся сумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф (основанием является акт о выявленных нарушениях, составляемый контролирующими органами). В случае несвоевременного поступления средств взыскивается пеня (процент от суммы платежа за каждый день просрочки). Излишние платежи, поступившие в результате неправильного их начисления, подлежат возврату по письменному заявлению предприятия в течение 30 дней с даты его поступления или зачету в счет будущих периодов.

Если платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке или прекращении деятельности этого предприятия [19, с.264].

Таким образом, значение платежей за загрязнение заключается в стимулировании предприятий к самостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, а также в аккумулировании средств для их проведения.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты действия экономического механизма взимания платы за загрязнение.

1.Отсутствует целостная система права: принятые законы (о предприятии, о налогообложении) не соответствуют природоохранному законодательству.

2.Различаются методологические базы расчета платы за загрязнения, сохраняя традиции ведомственного подхода (например, разно гласил по нормативам платы за сброс сточных вод промышленного происхождения между природоохранными органами и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства).

3.Фактически не взимается плата за загрязнения, превышающие ПДВ, вследствие сложности установления и доказательства причинно-следственных связей.

4.Размеры индексации платежей за загрязнение не соответствуют реальности.

5.В условиях прогрессирующего экономического спада производства предприятия не в состоянии платить большие штрафы, что приводит к усилению административно-правовых форм воздействия на предприятия.

6.Корректировка платежей за загрязнение не имеет законодательного статуса, она зависит от конкретных ответственных лиц. В результате, как показывает практика, льготы по платежам не выполняют своей стимулирующей функции и не всегда обоснованы.

7.При несоблюдении сроков уплаты и других нарушениях по платежам, направляемых в систему внебюджетных экологических фондов, нормы налогового законодательства не применяются.

Перспективы развития экономического механизма взимания платы за загрязнение окружающей среды определяются следующими направлениями:

1)развитием природоохранного законодательства, в том числе по упорядочению использования льгот по платежам за загрязнение;

2)формированием рыночных институтов природопользования, дополняющих систему правового и административно-экономического механизма;

3)введением действенной системы контроля над незарегистрированными источниками загрязнения;

4)введением новых видов платежей с учетом региональных особенностей хозяйственной деятельности, а также технологических особенностей производства, например взимание платы за загрязнение почв, особенно в районах интенсивного земледелия; взимание платежей за особо опасные виды загрязнения; введение платежей на топливо и др.;

5)использованием системы компенсационной ответственности и штрафных санкций за загрязнение окружающей среды в ходе военных действий, испытаний оружия, уничтожения боеприпасов и вооружений;

6)усовершенствованием механизма индексации базовых ставок в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции.

С экономической точки зрения плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия на нее является платой за пользование ассимиляционным потенциалом природной среды.



    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Методы расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу 2.1 Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы


Основным видом деятельности ЛОК «Радуга» является предоставление комплекса лечебно-оздоровительных услуг. Предприятие общей площадью 7,3093 га расположено на левом берегу Камы в 10 км. от г.Набережные Челны. Количество сотрудников:

-                   АУП –22 чел.

-                   медицинский персонал – 42чел.

-                   производственный персонал – 62 чел.

На территории предприятия расположены следующие участки: котельная, сварочный пост, мазутохранилище, спальные и оздоровительные корпуса, сауна, прачечная и столовая.

По данным инвентаризации на предприятии находится 3 источника загрязнения атмосферного воздуха (2 организованных, 1 неорганизованный), выделяющих 11 вредных веществ (основное топливо) и 14 вредных веществ (резервное топливо).

Источниками выделения загрязняющих веществ в атмосферу являются:

-                   котлы котельной, работающие на газе (резервное топливо — мазут; годовой расход газа — 153 тыс.мЗ/год, годовой расход мазута- 104 т/год);

-                   наземные мазутные емкости (две емкости) — при закачки и хранении;

-                   электросварочный аппарат (расход электродов УОНИ-13/65 — 30 кг/год) — при проведении сварочных работ.

Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу ЛОК «Радуга» представлен в таблице 2.1.



--PAGE_BREAK--2.2 Проведение расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу


Разработка проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для источников ЛОК «Радуга» выполнена в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями».

Материалы представлены в объеме согласно требованиям «Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ для предприятий».

Расчет категории опасности предприятия ЛОК «Радуга» представлен в таблице 2.2 и 2.3
Таблица 2.2.

Расчет категории опасности предприятия (КОП) (основное топливо)

Расчет категории опасности предприятия (КОП) (основное топливо)

ПДК с.с

мг/мЗ

Класс опасности

Годовой выброс,

т/год

Значение КОП

1

2

3

4

5

Железо ( П, Ш) оксиды

0,04

3

0,00013

0,00

Марганец и его соединения

0,001

2

0,00004

0,02

Азот (IV) оксид

0,04

2

0,153591

5,75

Азот (В) оксид

0,06

3

0,024959

0,42

Сероводород

0,008

2

0,000062

0,00

Углерод оксид

3,00

4

0,552789

0,22

Фтористые газообразные

соединения

0,005

2

0,00004

0,00

Фториды неорг. плохо растворимые

0,03

2

0,00002

0,00

Бенз(а)пирен

0,000001

1

0,0000001

0,02

Углеводороды пред. (С12-С19)

1

4

0,012752

0,02

Пыль неорганическая (SiО2 70-20%)

0,10

3

0,00002

0,00



КОП = 6,45

КОП

Категория опасности предприятия – 4
Таблица 2.3.

Расчет категории опасности предприятия (КОП) (резервное топливо)

Расчет категории опасности предприятия (КОП) (основное топливо)

ПДК с.с

мг/мЗ

Класс опасности

Годовой выброс,

т/год

Значение КОП

1

2

3

4

5

Железо ( П, Ш) оксиды

0,04

3

0,00013

0,00

Марганец и его соединения

0,001

2

0,00004

0,02

Азот (IV) оксид

0,04

2

0,348576

5,75

Азот (II) оксид

0,06

3

0,056644

0,42

Углерод черный

0,008

2

0,128186

0,00

Сера диоксид

3,00

4

0,61152

0,22

Сероводород

0,005

2

0,000064

0,00

Углерод оксид

0,03

2

0,552789

0,00

Фтористые газообразные

соединения

0,000001

1

0,0,00004

0,02

Фториды неорг. плохо растворимые

1

4

0,0,00002

0,02

Бенз(а)пирен

0,10

3

0,0,0000007

0,00

Углеводороды пред. (С12-С19)





0,013166



Мазутная зола (в пересчете на ванадий)





0,010977



Пыль неорганическая (SiО2 70-20%





0,00002





КОП = 42,37

Согласно «Рекомендаций, по делению предприятий на категории опасности в зависимости от массы и видового состава выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ» ЛОК «Радуга» относится к 4 категории опасности КОП = 6,45 (основное топливо) и КОП = 42,37 (резервное топливо).

Расчет концентраций и рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе выполнен по программе «Эколог» версии 1.31, разработанной фирмой «Интеграл» г. Санкт-Петербург.

«Эколог» — программа автоматизированного расчета концентраций и рассеивания вредных примесей в атмосфере без учета влияния застройки, реализующая методику, изложенную в ОНД — 86, согласована в Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова и рекомендована к использованию.

Исходные данные и результаты расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе приведены

Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, представлены в таблице 2.4 на основании данных многолетних наблюдений Татарского Республиканского центра по гидрометеорологии.

Расчет производится в прямоугольнике с размерами сторон 3000 м * 3000 м в узлах сетки с шагом 50 м. Центр расчетного прямоугольника находится в точке с координатами: х = 1500, у = 1500. Угол перебора направлений ветра 10°. Чтобы показать концентрации загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны и у спального корпуса, произведен расчет в заданных точках с координатами:

т.1 (х=1585, у = 1500);

т.2 (х = 1680, у= 1600);

т.З (х- 1725, у = 1500);

т.4 (х= 1675, у = 1430);

т.5 (х= 1545, у = 1500).


Таблица 2.4.

Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере

Наименование характеристики

Величина

Коэффициент, зависящий от стратификации

атмосферы, А

160

Коэффициент рельефа местности

1,0

Средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года, С

25,3

Средняя максимальная температура наружного воздуха

наиболее холодного месяца года, С

-18,4

Среднегодовая роза ветров, % :



С

8

СВ

9

В

8

ЮВ

9

Ю

13

ЮЗ

20

З

19

СЗ

14

Штиль

18

Скорость ветра по средним многолетним данным, повторяемость превышения которой, составляет 5 %, м/с

9
    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Результаты расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ЛОК «Радуга»
Расчеты рассеивания для обоснования норм ПДВ проводились от всех источников предприятия при самых неблагоприятных условиях.

Данные о загрязнении атмосферного воздуха получены в долях ПДК в виде изолиний концентраций по всему полю расчетного прямоугольника.

Результаты расчетов концентраций и рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы от источников предприятия приведены в таблицах 3.1, 3.2.

Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы приведен в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень

загрязнения атмосферы

Наименование вещества

Макс.расчетные концентрации в долях ПДК без учета фона на границе СЗЗ

Координаты расчетной точки

Источники, дающие наибольший вклад в макс. концентрацию

Принадлежность источника

X


У

№ист

%вклада

1

2

3

4

5

6

7

Железо (ИДИ) оксиды

0.18

1585

1500

6001

100

Сварочный пост

Марганец и его соединения

0.24

1585

1500

6001

100

Сварочный пост

Сероводород

0.19

1585

1500

0002

100

Мазутохрани-лище

Фтористые газообразные соединения

0.12

1585

1500

6001

100

Сварочный

пост

Углеводороды предельные С 1 2 -С19

0.29

1585

1500

0002

100

Мазутохрани-лище







--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.