Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физическая культура в основной период трудовой деятельности

РЕФЕРАТ дисциплина: Теория и методика физической культуры ТЕМА: Физическая культура в основной период трудовой деятельности План 1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности 2. Физическая культура в рамках трудового процесса 3. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда 4.

Физическая культура в быту трудящихся Литература 1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве. Связь физической культуры с трудовой деятельностью

прослеживаются во многих аспектах. 1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатывание, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии. 2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью или локальной

нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда. 3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления

типичных заболеваний и травм. Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки. Внедрение физической культуры, таким образом, в научную организацию труда (НОТ) является существенной необходимостью. НОТ предусматривает оптимальное взаимодействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда, на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического

физического развития трудящихся. Данная цель конкретизирована в следующих специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности. 1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности. 2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной

динамике (ускорению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности и замедлению темпов ее снижения). 3. В послерабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда. От успешного решения этих задач зависит здоровье человека, его творческое долголетие и общественно-полезная активность. Эти задачи конкретизируются в зависимости от содержания

и характера труда, особенностей производственных условий, пола, возраста трудящихся, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры: 1) в рамках трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок. 3) вне производства, но в связи с его требованиями.

2. Физическая культура в рамках трудового процесса Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая в основном имеет три формы: вводная гимнастика, физкультурные паузы и физкультминуты. Для понимания их сути и отличительных особенностей требуется хотя бы в основных чертах представлять динамику оперативной работоспособности в течение рабочего дня, поскольку смысл всех форм производственной

гимнастики заключается прежде всего в оптимальном оперативном управлении динамикой работоспособности, содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья работающих. Оперативная работоспособность человека, как показали исследования в лабораториях и на производстве, на протяжении рабочего дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. В типичном случае – при достаточно высоком темпе трудовых действий, значительной напряженности и продолжительности

рабочего дня – показатели ее вначале возрастают, затем стабилизируются и в конце снижаются. При этом чередуется три периода (или фазы): • период врабатывания (примерно первые 0,5-1 ч работы), когда на основе «настраивания» регуляторных процессов и активизации функций организма увеличиваются внешние показатели работоспособности, растет производительность труда. • период стабилизации, когда наблюдаются устойчиво высокие показатели работоспособности. o период относительного и прогрессирующего

снижения оперативной работоспособности (период утомления), когда производительность труда уменьшается. Представленная динамика оперативной работоспособности в различных условиях трудового процесса видоизменяется. Нередко на фоне утомления (перед обеденным перерывом и в конце рабочего дня) показатели труда временно повышаются. Это явление получило название «конечного порыва» оно возникает в силу мобилизации работающих систем, как своеобразная условно – рефлекторная реакция на момент окончания работы.

Также динамика работоспособности зависит от характера производственной деятельности, психической нагрузки, гигиенических условий и т.п. Вводная гимнастика - организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания (содержание см. лекция №14) . Физкультурная пауза – выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного адаптивного отдыха. Физкультминуты – представляют собой кратковременные перерывы

в работе от 1 до 3 мин, когда выполняются 2-3 физических упражнения. 3. Физическая культура на производстве вне рамок труда Из предыдущего видно, что непосредственно в процессе труда существуют довольно жесткие ограничения для использования всего многообразия факторов физической культуры. Гораздо большие возможности в этом отношении имеются в дорабочее, послерабочее время и во время обеденного

перерыва, если он достаточно продолжителен. Ряд факторов физической культуры, которые могут быть применены в дорабочее время с пользой для труда и здоровья трудящихся, пока не получили широкого распространения, если не считать вводной гимнастики. Это объясняется неразработанностью методики производственной физической культуры. В принципе ясно, что целесообразно разработанные комплексы общеподготовительных и специально подготовительных упражнений, более содержательные, чем вводная гимнастика, выполняемые до начала работы

могут повысить эффективность физической культуры в системе НОТ. То же самое можно отнести к использованию факторов физической культуры во время обеденного перерыва. При его значительной продолжительности (около часа) и хорошо организованном обеде, занимающем не более половины этого времени, с большой пользой может быть применен ряд физических упражнений, направленных на активизацию восстановительных процессов и общую оптимизацию состояния организма.

С этой целью применяются прогулочная ходьба, непродолжительные игры и развлечения спортивного характера, не связанные с большой нагрузкой (настольный теннис, бадминтон) и ближе к концу перерыва – гимнастические упражнения общего и специализированного воздействия. Используются все шире компоненты физической культуры с восстанавливающей, корригирующей, общеобразовательной направленности в послерабочее время. В целях ускорения послерабочего восстановления применяют физические

упражнения общего и специализированного воздействия. 4. Физическая культура в быту трудящихся К основным формам использования трудящимися физической культуры в быту относятся - базово-пролонгирующая физическая культура; - гигиеническая и рекреативная физическая культура; - оздоровительно-реабилитационная физическая культура; - базовый спорт. Базово-пролонгирующая физическая культура: Направленность данной формы заключается в том, чтобы пролонгировать

ту базу общей физической подготовки, которая была заложена в процессе физического воспитания в период обучения. Она используется на основе индивидуальных запросов, интересов и потребностей практически здоровыми людьми. Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятельные занятия. Секции ОФП создаются для желающих заниматься физическими упражнениями, но не проявивших склонность к занятиям определенным видом спорта.

Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в кол-ве 20-25 человек в одной группе. Занятия проводятся -3 раза в неделю в среднем по 1,5-2 часа. Главная задача в секции состоит в обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленности, гарантирующей сохранение здоровья и высокую работоспособность. Средствами являются разнообразные физические упражнения из легкой атлетики, гимнастики, спортивных

игр и т.д. Удельный вес физической подготовки значительно больше, чем технический. Методика занятий осуществляется в соответствии с методическими принципами физического воспитания. Соблюдается трехступенчатое построение занятий. Самостоятельные занятия. Они решают ряд задач – от простой профилактики и послерабочего восстановления работоспособности до достижения высокой физической подготовленности. Средства – оздоровительный бег, атлетическая гимнастика,

калланетика, стретчинг и др. Количество занятий в неделю от 3 до 7 . Недельный объем от 2 до 10 часов. Занятия с периодичностью менее 3-х раз в неделю не оказывают заметного положительного влияния на состояние организма. Гигиеническая и рекреативная физическая культура: Основное назначение данного направления заключается в оперативной оптимизации организма человека в рамках повседневного быта и расширенного отдыха. Гигиеническую функцию в этом аспекте выполняет утренняя

гимнастика; рекреативную, связанную с восстановлением работоспособности после трудового дня – занятия различными видами, такими, как туристические походы, водный туризм, лыжные прогулки и т.д. Утренняя гимнастика является самой массовой формой занятий физическими упражнениями в быту различных контингентов трудящихся. Ее основное назначение связано с переводом организма от пассивного состояния к деятельному. Рекреативная форма физической культуры используется в выходные и праздничные дни с целью

снятия кумулятивного утомления, восстановления работоспособности, укрепления здоровья, организации культурно-развлекательного досуга. Наиболее массовыми видами физической рекреации являются туризм, спортивные игры, купание, рыбная ловля, поход в лес за грибами. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура: Термин «реабилитация» по определению Всемирной организации здравоохранения, означает помощь больному

в достижении им социально-профессиональной полноценности на которую он способен в рамках существующего заболевания. Оздоровительно-реабилитационное направление представлено следующими основными формами: 1) группами ЛФК при больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и т.д.; 2) группами здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.; 3) самостоятельными занятиями по предписанной врачами (методистами

ЛФК) программе и методике. Занятия в группах ЛФК осуществляется, как правило, специалистами физкультурно-медицинского профиля. Группы здоровья формируются с учетом состояния здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность занимающихся в одной группе может быть от 15 до 20 человек. Занятия носят общеоздоровительный характер для людей не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, и специально направленный лечебный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании разнообразных упражнений. Занятия проводятся обычно 3 раза в неделю по 45-90 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока – 40-45%, в дальнейшем может постепенно увеличиваться до 60 %. В методике проведения занятий центральное место занимает строго индивидуальное дозирование нагрузки

и отдыха. Мера доступности определяется методистом, врачом и самим занимающимся. Нагрузка считается доступной, если после занятий наблюдаются небольшая и приятная усталость, чувство удовлетворения, небольшое потоотделение. Самостоятельные занятия носят как общеобразовательно-профилактический, так и специально направленный лечебный характер. Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно применять циклические формы физических упражнений аэробного характера.

Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека, фактором разностороннего развития, укрепления здоровья. Занятия различными видами спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры, функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях. При коллективах физической культуры создаются спортивные секции (по видам спорта), в которых могут заниматься все желающие при наличии разрешения врача и хорошей физической

подготовленности. Тренировочный процесс осуществляется круглогодично в течение многих лет. Секционные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с учетом закономерностей спортивной тренировки. Численный состав одной группы зависит от вида спорта и уровня спортивной квалификации. В возрасте 20-30 лет, организм находится в стадии эволюционного развития, во многих видах спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, тяжелая атлетика и др.) можно достигнуть хороших спортивных результатов.

На рубеже 30-40 лет спортивная активность и спортивные результаты снижаются. Спорт постепенно заменяется базово-пролонгирующей физической культурой, а в дальнейшем гигиенической и рекреативной физической культурой. Литература 1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. -М.: Физкультура и спорт,

1991. 2. Теория и методика физического воспитания / Под. ред. Б.А. Ашмарина М.: Просвещение, 1990. 3. Теория и методика физического воспитания /Под. ред. Б.А. Ашмарина М.: Просвещение, 1979. 4. Фурманов А. Г Юспа М. Б. Оздоровительная физическая культура: Учебник для студентов вузов Мн.: Тесей,2003. 5. Холодов

М.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд. испр. и доп М.: Академия, 2001. 6. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. –М.: Советский спорт, 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.