Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Техника упражнений с лентой в художественной гимнастике

Курсовая работа на тему Техника упражнений с лентой в художественной гимнастике Содержание Введение 1 Общие особенности техники упражнений в художественной гимнастике 2 Общие закономерности техники упражнений с предметами 3 Техника упражнений с лентой 3 Техника типичных упражнений с лентой 12 Заключительные выводы 15 Литература 16 Введение Художественная гимнастика — ациклический, сложнокоординирован-

ный вид спорта. В целом упражнения классификационной программы пред-ставляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласован-ных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, целью работы над техникой в художественной гимнастике является искусство выразительного

движения. Одна из основных задач технической подготовки тела связана с ис-кусством владения своим телом в естественных условиях. Специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования, прежде всего, координа-ции движений. Упражнения с предметами являются основой классификационной про-граммы по художественной гимнастике. В настоящее время используются следующие предметы: обруч, булавы, скакалка, мяч, лента. В связи с различ-ной формой и фактурой предметов различается и техника владения ими.

Существование конкретных разновидностей в упражнениях с предме-тами и их специфика определяются двумя факторами. Первый из них — принципиально возможные кинематические формы движений самого предме-та как независимого снаряда. Второй — это произвольные движения гимна-стки (типа движений без предмета). Сочетание этих двух факторов приводит к применяемым в художественной гимнастике разновидностям упражнений с предметами. Рассмотрим более подробно особенности техники упражнений с лен-той в художественной гимнастике.

1 Общие особенности техники упражнений в художественной гимнастике Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анато-мо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяет применять их в занятиях с группами различного воз-раста и подготовленности.

От других видов упражнений они отличаются це-лостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения. Целостность упражнений характеризуется одновременностью выпол-нения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок и фик-саций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предпола-гает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.

Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площад-ке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силы движений. Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необхо-димой последовательности

(циклично). Целостность, динамичность, танцевальный характер выполнения уп-ражнений тесно взаимосвязаны. К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, обще-развивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и с предметами (мячом, скакал-кой, лентой, обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением. Эти средства предоставляют большие возможности для разносторон-него воздействия на занимающихся: повышение

у них функциональных воз-можностей организма, обогащение знаниями в области художественной гим-настики и смежных с ней практических и теоретических дисциплин, двига-тельным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности дви-гательных реакций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной работе, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, красивой осанки, легкой походки,

грациозности, изящества движений. К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, ма-хи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами. Разновидностями шагов и бега являются следующие движения. Мягкий шаг. Он выполняется перекатом с носка на всю стопу с незна-чительным сгибанием ноги в коленном

суставе. Высокий шаг выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и го-лень образуют прямой угол). Острый шаг выполняется резко, отрывисто, из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед, стопа другой ноги — на носок. Широкий шаг выполняется выпадом вперед с разноименным движе-нием рук. Перекатный шаг выполняется из стойки на носках небольшим перека-том с носка на всю стопу, одновременно с этим сгибая и затем разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую вперед-книзу.

Движение повторя-ется с другой ноги. Пружинный шаг выполняется аналогично перекатному шагу, но в бы-стром темпе, резко и энергично. Бег. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохра-няют соответствующие названия (высокий бег, острый бег, широкий бег и т.д.). Бег, в отличие от ходьбы, имеет безопорную фазу и выполняется интен-сивнее шага. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть раз-личными.

Пружинные движения характеризуются одновременным сгибанием во всех суставах и последующим их разгибанием. Они выполняются равномерно, непрерывно, упруго, с большим мышечным напряжением и различной скоро-стью. Пружинные движения могут быть одновременные, поочередные и по-переменные. Разновидностями пружинных движений могут быть: пружинные движения руками — сгибание и разгибание рук из различных исходных по-ложений в различные конечные положения; пружинные движения ногами — из стойки

на носках одновременно или попеременно; туловищем из круглого приседа на всей стопе или на носках; целостно — выполняется с равномер-ным напряжением сгибанием туловища, рук и ног. «Волны» и волнообразные движения характеризуются последователь-ным сгибанием и разгибанием суставов. «Волны» выполняются руками, туло-вищем, целостно, равномерно без излишнего мышечного напряжения. «Вол-на» руками выполняется из исходного положения руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разводя лопатки,

по-следовательно разогнуть руки во всех суставах. «Волна» туловищем характе-ризуется последовательным протеканием гребня «волны» в поясничном, груд-ном и шейном отделах позвоночника. Она может выполняться в упоре стоя на коленях, в седе на пятках, в стойке на носках и т.д. Исходным положением для целостной «волны» является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед коленный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы

позвоночника, круг руками вперед-книзу выполняется равномерно. Махи выполняются руками, ногами и туловищем. Маховые движения туловищем связаны с наклонами вперед, в сторону, назад и с поворотами. Ма-хи руками и ногами выполняются в основных и промежуточных плоскостях, в различных направлениях, по дуге и кругу, одноименно, разноименно, пооче-редно и последовательно. Взмахи выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом).

Для взмахов характерен начальный толчок и продолжение движения по инерции в других звеньях тела. При взма-хе последовательность движений такая же, как и при «волне», но скорость не-равномерная -максимальная в начале и затухающая к концу. Равновесия подразделяются на статические и динамические. Статиче-ские равновесия делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные равновесия выполняются с вертикальным положением туловища, с различны-ми положениями свободной

ноги и рук. Горизонтальные равновесия выпол-няются с горизонтальным положением туловища и разделяются на переднее (туловище наклонено вперед), заднее (туловище наклонено назад), боковое (туловище — в сторону). Сложность равновесия зависит от величины опоры, положения туловища и свободной ноги. Динамические равновесия — это равновесия с изменением положения туловища и свободной ноги. Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной.

Повороты на двух ногах — переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной — од-ноименные и разноименные. Одноименные повороты выполняются на правой ноге в правую сторо-ну, на левой ноге — в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой — в правую, с различными положениями сво-бодной ноги, туловища, рук. Сложность поворотов зависит от количества гра-дусов, на

которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туло-вища в момент поворота. Прыжки в художественной гимнастике делятся на прыжки толчком двух ног и одной. Прыжки толчком двух ног: выпрямившись, согнув ноги назад, касаясь, «разножка» продольно и поперек и т.д. К прыжкам толчком одной относятся: скачок, открытый, закрытый-открытый, шагом, перекидной и т.д. К элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др.

К элементам народных танцев относятся русский попеременный, припадание, веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д. 2 Общие закономерности техники упражнений с предметами Из общей механики известно, что всякое физическое тело может со-вершать две основные формы движения: вращательное и переместительное. Предметы могут совершать указанные движения как самостоятельно, так в руках гимнастки. Вращение свободного предмета. В рассматриваемых упражнениях час-то встречаются свободные

движения предмета после бросков, а в случае с же-сткими предметами — после катов. Большинство предметов (обруч, скакалка, булава, мяч), находящихся в свободном состоянии (в полете), как правило, со-вершают составное движение. Это означает, что они вращаются вокруг оси, проходящей через центр тяжести, и одновременно перемещаются по некото-рой траектории, зависящей от силы и характера броска. Следует помнить, что во всех случаях ось вращения проходит через центр тяжести или центр масс

предмета. Это строгая физическая закономерность, и никаких других вариан-тов вращения движущегося предмета не существует. Одной из динамических характеристик вращательного движения предмета является так называемый момент инерции предмета. Момент инер-ции физического тела — это степень сопротивления данного тела внешним вращающим воздействиям. Перемещение свободного предмета. Свободный предмет всегда пере-мещается по параболе.

Форма параболической траектории движения предмета зависит от характера и силы броска, которым задается переместительное дви-жение. Высота, форма траектории, характер горизонтального смещения, если оно есть, а также другие кинематические характеристики (например, время, в течение которого предмет находится в полете) зависят от исходных условий вылета снаряда. Эти исходные условия полностью описываются вектором на-чальной скорости полета предмета.

Вектор начальной скорости предмета — это характеристика, которая включает в себя как скалярные величины, то есть численные величины, так и векторную характеристику, то есть направление скорости в момент вылета предмета. Зная эту исходную характеристику, мож-но узнать характеристики перемещения предмета в полете. Следует помнить, что для каждого определенного значения начальной скорости полета харак-терна совершенно определенная траектория предмета. Движение предмета по параболической траектории носит «плоский» характер.

Это означает, что параболическая траектория всегда располагается в вертикальной плоскости, что объясняется действием силы тяжести на пред-мет. При прочих равных условиях бросок под углом дает меньшую высоту вылета. С этой закономерностью движения предмета связано и горизонталь-ное смещение. Между горизонтальным смещением предмета и вертикальной составляющей существует обратная зависимость: чем больше одна величина, тем меньше другая. Еще одна существенная характеристика кинематики предмета

— это время его безопорного движения. В общем случае время (t) определяется сле-дующей формулой: , где g — ускорение свободного падения, h — максимальная высота броска предмета. Из данной формулы вытекает, что время определяется исключительно высотой. Таким образом, перемещение предмета по горизонтали не влияет на длительность безопорного движения предмета. Все элементы кинематики имеют большое значение, так как в интер-вале времени между броском и ловлей

предмета гимнастка может произволь-но двигаться. Очевидно, что от момента броска до момента ловли гимнастка должна перемещаться вслед за предметом со средней скоростью, равной гори-зонтальной составляющей перемещения самого предмета. Только тогда воз-можна точная ловля предмета, так как спортсменка оказывается в зоне его па-дения. 3 Технические моменты упражнений с лентой В процессе овладения упражнениями с предметами гимнастки приоб-ретают разнообразный двигательный опыт,

совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей. Упражнения с лентой способствуют развитию подвижности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координа-ции, связанной с умением выполнять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения только рукой. Упражнения с лен-той характеризуются слитностью, динамичностью и пластичностью движе-ний.

Основа техники движений с лентой заключается в непрерывном поддер-жании инерции полета ленты при последовательном выполнении различных рисунков. Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразными движениями тела (прыжками, бегом, равновесиями и т.д.), оказывают значи-тельное физиологическое воздействие на организм в целом. Упражнения с лентой делятся на махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски. В начале изучения упражнений с лентой необходимо освоить хват па-лочки.

Ее держат свободно тремя пальцами — большим, указательным и средним. Конец палочки слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть ненапряженным, чтобы можно было легко, без зна-чительных усилий вынуть палочку из руки. Махи и круги в зависимости от величины радиуса вращения ленты мо-гут быть большими, средними и малыми. При выполнении больших махов и кругов палочка и кисть составляют прямую линию.

Махи и круги выполняют-ся в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях по часовой и против ча-совой стрелки. Восьмерки, как и махи, делятся на малые, средние и большие, выпол-няются последовательными поворотами кисти или всей руки внутрь или на-ружу. Восьмерки подразделяются на вертикальные и горизонтальные и вы-полняются в трех основных и промежуточных плоскостях, по полу и по воз-духу. Махи, круги и восьмерки лентой при их изучении на месте сопровож-

даются пружинными движениями ног. Змейки бывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и гори-зонтальные (зубцы горизонтально полу), выполняются по полу и по воздуху. Змейки выполняются только движением кисти, при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием (вертикальная змейка), либо отведением и приведением (горизонтальная змейка). Змейки выполняются быстро, но с полной амплитудой, хват палочки свободный.

Зубцы ленты должны быть час-тыми, одинаковыми по высоте. Обучение начинается с движений по полу. Ри-сунок змейки не должен изменяться из-за соприкосновения ее с полом. При движении змейки по воздуху повышается частота движений кистью. Основ-ными ошибками исполнения являются вялый рисунок, змейка с большими и широкими зубцами. Спирали выполняются круговыми движениями предплечья и кистью, локоть свободно согнут.

Витки спирали должны быть одинаковыми по вели-чине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальными и горизонтальными (соответственно витки вертикально полу или горизон-тально), направление движения определяется по часовой стрелке или против нее. При выполнении вертикальной спирали палочку держат параллельно по-лу, при выполнении горизонтальной — палочка обращена вверх или вниз. Возможные ошибки — нарушение формы витков и их наклонное положение.

Броски лентой относятся к сложным движениям, поэтому в условиях школы они могут применяться только на секционных занятиях. На уроке по физической культуре они не используются из-за сложности движений и мето-дического неудобства. 4 Техника типичных упражнений с лентой Согласно правилам лента в руке гимнастки должна непрерывно дви-гаться. Это требование объясняется не только традициями, но и чисто техни-ческими условиями.

Непрерывное, упорядоченное в форме махов, спиралей, змеек и т. д. движение позволяет держать ленту постоянно «расправленной». Скорость движения ленты должна быть оптимальной. Слишком вялое движе-ние при махах и кругах приводит к тому, что конец ленты становится не-управляемым. Наоборот, слишком быстрое и резкое движение является при-чиной хлеста, завязывания и узла и других ошибок. Лента подчиняется об-щим закономерностям волнообразных движений с передачей механического импульса,

возбуждаемого рукой гимнастки, от одного конца предмета к дру-гому. Начальный импульс возникает при колебательном движении конца па-лочки и зависит как от частоты колебаний, так и от распределения масс лен-ты. Для того чтобы колебательное движение сохранялось по всей длине лен-ты, для достижения устойчивой скорости колебания предмет утяжеляют за счет дополнительного слоя у основания (около 1 м) и подкрахмаливания. Правильный хват — одно из важных условий правильного выполнения

движений с лентой. Палочку свободно держат большим, указательным и средним пальцами, при этом ее конец слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть свободным. Указательный палец являет-ся как бы продолжением палочки. При ловле указательный палец не фиксиру-ется. Махи и круги. Существует ряд разновидностей махов: в горизонталь-ной, вертикальной, боковой плоскостях.

Сгибание руки в локтевом суставе обеспечивает большой радиус движения ленты. Большие круги выполняются прямой рукой. Важно при этом сохранить круговую форму движения ленты на протяжении всего упражнения. Поэтому круги выполняются сильным, активным движением руки с акцентом вверх, иначе возможно касание тела, которое карается правилами. Наиболее типичны сочетания больших кругов с равновесиями и прыжками.

Гимнастка выполня-ет 2 круга, что позволяет сохранить оптимальную скорость движения предме-та. Наибольший наклон туловища совпадает с положением палочки вперед-вверх-назад, что позволяет сохранить напряженной руку и соответственно большую амплитуду движения ленты. Сама по себе техника выполнения кру-гов не представляет трудности, однако условия сохранения равновесия значи-тельно усложняются. Большие круги в лицевой плоскости связаны с выполнением прыжков.

Например, прыжок касаясь кольцом через ленту. Элемент выполняется с ин-тенсивного разбега с горизонтальной спиралью. Последний шаг разбега сов-падает с замахом ленты влево, что позволяет поменять плоскость движения ленты (перевести в лицевую). В фазе толчка палочка опускается вниз и прохо-дит около толчковой ноги. Сразу же после выполнения прыжка гимнастка, со-храняя инерционный полет ленты, делает энергичный отмах в горизонталь-ной плоскости. Средние махи и круги чаще всего сочетаются с простейшими движе-ниями, например

бегом через ленту, элементами полуакробатики и т.п. Наиболее типичной разновидностью кругов являются восьмерки, кото-рые подразделяются на вертикальные и горизонтальные и могут быть боль-шими, средними и малыми в зависимости от работы всей рукой, предплечьем или кистью. Змейки и спирали. При выполнении змеек и спиралей локоть слегка согнут, рука расслаблена, кисть работает активно, выполняя соответственно сгибание-разгибание или круговое движение.

Техника их выполнения зависит от правильного хвата. Существуют вертикальные и горизонтальные разновид-ности змеек и спиралей. Выполнение змеек и спиралей усложняется за счет сочетания с различными движениями без предмета. Например, при повороте на 720° для выполнения мелкого рисунка необходима активная работа ки-стью, что, в свою очередь, является сбивающим фактором при выполнении собственно поворота, скорость же вращения

«растягивает» рисунок ленты, увеличивая высоту витков, конец ленты становится неуправляемым. Бросок ленты. В движениях такого рода можно выделить несколько характерных фаз. 1-я фаза — захват ленты у основания палочки. 2-я фаза — замах, который характерен для всех бросковых движений с предметами. Вы-пуск предмета —3-я фаза, которая совпадает с прыжком, что увеличивает вы-соту вылета предмета. Все три указанных технических действия проделыва-ются в короткий промежуток времени

— это позволяет сохранить предвари-тельный рисунок ленты. 4-я фаза — свободный полет ленты. 5-я — изготовка к ловле. 6-я фаза —ловля за палочку. 7-я — перевод ленты в мах. Заключительные выводы Лента отличается относительно малой автономностью движений. В этом отношении упражнения с лентой весьма близки к упражнениям без предмета.

Когда в 70-е годы упражнения с лентой обогатились бросками, это повысило ее роль как автономно движущегося предмета. Это подняло техни-ческую сложность упражнений, их зрелищность. Выделяются две основные группы упражнений с лентой. Первая груп-па — махи и круги, вторая — броски. Эти движения могут выполняться в ли-цевой и горизонтальной плоскостях, а также в переднезадней, в частности, в боковой.

Амплитуда махов и кругов может быть различна, и в этой связи вы-деляются большие, средние и малые круги. Для современных упражнений с лентой наиболее специфичны последние из них. Малые круги могут быть единичными, что нетипично, и многократными в форме змеек и спиралей, характеризующихся сочетанием произвольных движений рукой и кистью. На-пример, возможны движения рукой в горизонтальной плоскости с одновре-менным колебанием ленты по вертикали.

Бросковые движения различаются рядом относительно самостоятель-ных признаков, такими, как форма ленты (развернутая, сложенная, скручен-ная), хват (за конец палочки, за основание), направление (вверх, вперед-вверх, в сторону-вверх, назад-вверх), высота (высокие, средние, малые), способы ловли (за конец палочки, за основание, за ленту). Рассматривая действия с лентой, следует говорить о взаимодействии гимнастки с лентой, то есть о системе «гимнастка — лента». Согласно прави-лам лента в руке гимнастки должна непрерывно

двигаться. Это требование объясняется не только традициями, но и чисто техническими условиями. Не-прерывное, упорядоченное в форме махов, спиралей, змеек и т.д. движение позволяет держать ленту постоянно «расправленной». Литература 1. Гимнастика: Уч. пособие / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Мень-шиковой. — М.: Академия, 2005. — 448 с. 2. Художественная гимнастика: учебник /

Под ред. Т.С. Лисициной. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 232 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.