Реферат по предмету "Экология"


Вода чудо природы

Федеральное агентствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего государственного образования
«Новосибирскийгосударственный педагогический университет»
Факультетначальных классов
Кафедра экологии сметодикой преподавания
Конспектвнеклассного урока
«Вода чудоприроды»
Выполнила:
Студентка 3 курса группы 06 – Купино
Ващенко Елена Геннадьевна
Проверил:
Ердаков Лев Николаевич
г. Купино
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Конспектвнеклассного урока на тему: «Вода – чудо природы»
Заключение
Списокиспользуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
Всё, что потребляет организм, называется ресурсом, а водаявляется одним из главных ресурсов для жизни человека. Без неё не можетсуществовать не одно живое органическое существо, ведь оно не застраховано отпотерь воды и поэтому запас её в организмах нуждается в постоянном пополнении.
Что такое вода – как ресурс? Какие она имеет свойства исостояния? Как происходит круговорот воды в природе? Каковы её запасы на земле,неисчерпаемы ли они? Насколько богата Новосибирская область водными запасами?Эти и многие другие вопросы учитель должен суметь донести до понимания детей, акак этого достичь я хочу показать в конспекте внеклассного урока «Вода – чудоприроды».
Я – практик, и очень много работаю с детьми по привитиюим основ экологической культуры, ведь их надо закладывать с самого раннегодетства. Познание детьми сегодняшнего мира в значительной мере будетспособствовать охране природе в мире завтрашнем. При усвоении детьмиэкологических знаний, воспитании бережного отношения к природе существеннуюроль играют внеклассные и внешкольные формы работы.
Разработка и проведение внеклассных мероприятий сиспользованием краеведческого материала способствует развитию у детей, преждевсего, интереса к изучаемой живой и неживой природе, экологического мышления,воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды.Именно по этому, мне интересно отразить практическую работу, которую можнопроводить при ознакомлении детей с водой. В заключении к реферату, я расскажу,как можно вести работу по охране водных ресурсов в свободное от уроков время.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО УРОКА НА ТЕМУ: «ВОДА – ЧУДОПРИРОДЫ»
Предшествующая работа:
До занятия детям предлагается нарисовать: снежинки,облака, росу на растениях, айсберги, ледники, реки, озера и моря.
Учитель: Каждый из вас мечтает хоть раз в жизни увидетьчудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболеезамечательных из них – вода. Вот эти фантастические узоры инея, узорчатыекружева падающих снежинок, причудливые формы облаков, мерцание капелек росы,громадные айсберги, ледники, полосы голубых рек, озёр, морей и океанов, безднаторфяных болот, мир растений и животных – всё это вода (демонстрацияиллюстраций).
Вся жизнь человека, животных и растений с первых их днейпоявления на земле была связана с водой. Недаром живые организмы на 60 – 98 %состоят из воды. Всё, что мы с вами увидели, создано благодаря тому, что водаобладает замечательным свойством, присущим только ей одной, находиться в трёхсостояниях: твёрдом, жидком и газообразном, и конечно же, благодаря её неутомимымпомощникам – солнцу и ветру.
А теперь внимательно послушайте рассказ А.Дитриха «Почемуидёт дождь» и будьте готовы ответить на вопросы:
1.Что нужно, чтобы вода превратилась из жидкого вгазообразное состояние?
2. Как образуются дождь и снег?
3. Испаряют ли растения воду и как?
4. Какую воду растения могут поглощать (чистую илигрязную) и какую они отдают обратно в атмосферу?
Рассказ А.Дитриха «Почему идёт дождь»
Давным-давно это было. Однажды Солнце, накатавшисьвдоволь по небу, устало и, вытирая платком золотой лоб, пробормотало:
— Уф! Ну и жара! Пить хочется!
Глянуло оно на землю — а там: моря – океаны плещутся,реки играют, ручьи звенят. Попыталось Солнце дотянуться до воды, но не тут-тобыло.
— Пить хочу! – рассердилось Солнце.
— Пить-пить! Пить-пить! – зашумели в лесах проснувшиесяптицы. – Скорее напьёмся, а то Солнце нам ничего не оставит.
— Ш-ш-ш! – зашептали деревья. – Надо спрятаться в теньреки и ручья, а то небесная печка не оставит на всей земле ни капли воды.
— Пить хочу! – третий раз крикнуло Солнце.
— Может вам чайку ещё подать? – заворчал спросонья Ветер.
Он был ужасно лохматый и не выспавшийся. Вылез из горногоущелья, в котором ночевал, потянулся, зевнул и сказал:
— Так тебе, Светилушко, пить хочется? Сейчас мы это устроим.Ты грей посильнее моря да океаны, вода в них превратится в водяной пар, алёгкий тёплый воздух, поднимаясь от земли, захватит его с собой в небо. Ну и я,конечно, тебе помогу. Как наготовим мы с тобой из пара туч да облаков, я соберуих вместе, поднатужусь, дуну изо всех сил и пригоню их тебе. Взялось Солнце задело, стало греть – сушить моря и океаны, поплыли к небу невидимые капельки.Невидимые потому, что они были совсем крошечные – в обыкновенной капле ихпоместилось бы миллион. И поднималось этих капелек больше, чем песчинок впустыне.
Всё выше и выше поднимались они, всё холоднее и холоднееим становилось. Ведь на большой высоте всегда очень холодно. А вспомните, когдазимой в морозный денёк ребята бегут по двору – пар изо рта так клубами и валит!Это потому, что в тёплом воздухе, который мы выдыхаем, много влаги. На холодемельчайшие невидимые частички воды соединяются, сливаются друг с другом, растути становятся видимым паром. Так случилось и с капельками, которые с земли внебо уплыли. Высоко – высоко поднялись они и превратились в пар – туман. Надлесами, над полями заклубились огромные облака. Долго бились Ветер и Солнце,стараясь поднять белоснежные облака ещё выше. Солнце жарило и парило во всю,Ветер тоже так старался, что по всей земле пошла пыль столбом.
А бесчисленным капелькам только того и надо. Встретится внебе пылинка, поднятая ветром, — они скок на неё и поехали! Уцепится одна капляза пылинку, другая кричит: «Подвинься! Я тоже хочу прокатиться!» Слилисьмаленькие капельки в одну большую, вырвалась она из облаков и на землю. А рядоммиллионы точно таких же. Хлынул дождь. Рассердилось солнце.
— Как же так? – Говорит оно Ветру. – Я работаю – работаю,а что получилось? Нет, видно так у нас ничего не выйдет.
А Ветру очень понравилось гонять облако по небу да лепитьиз туч всякую всячину. Почесал он в затылке и говорит:
— Терпение, ваше солнечное сиятельство. Этот раз не вышло– другой раз получится. Начнём сначала. Только грей теперь леса. В зелёныхлистьях деревьев всегда много влаги, и находятся листья высоко над землёй, ктебе поближе. Высушишь листья и напьёшься.
Снова взялось Солнце за работу. Изо всех сил лес греет.Горячо листьям, засохли бы они, да спасибо, корни выручают: высасывают водуиз-под земли и шлют её листьям. А листья эту влагу щедро отдают Солнцу. Толькокак Солнце ни греет лист, а нагреть не может: капельки, улетая, всё времяохлаждают лист, забирая с собой немножечко тепла. Миллионы листьев в лесу, икаждый отдаёт немного влаги. Вот и опять поплыли по небу невидимые потоки,выросли из них пушистые облака. А Ветер подхватил их, понастроил из них башни идворцы, понаделал зверей и птиц и очень был доволен. Но опять пошёл дождь и всёиспортил.
Совсем рассердилось солнце, стало звать ветер.
— Где ты, — кричит. – Ветер?! Ветер как услыхал — шмыг испрятался под пушистые облачные перины. Искало его солнце, искало — нигде нет.Наконец заглянуло к самому горизонту, заглянуло под облака. Ба! Вот оно где, голубчик!Хотело солнце сказать Ветру всё, что оно о нём думает, да не успело –закатилось.
С тех пор и повелось: поднимается солнце – пить то емухочется – но и землю греть, воду к небу поднимать: а вдруг, мол, получится,вдруг удастся напиться!
Но к вечеру в страхе стихает и прячется. Солнцезаглядывает под облака, ищет обманщика, сердится, краснеет, хочет крикнуть дане может — горло совсем пересохло. И со злости закатывается. А вода поднятая внебе в виде пара, из туч возвращается назад, обернувшись летним дождём илизимним снежком. (Беседа о прочитанном по заданным вопросам)
Звучит музыка А.Живцова «Летний дождь», входит Вода(можно взять на роль Воды ученицу старших классов) и говорит:
— Здравствуйте ребята! А вот и я –
Вездесущая вода.
В морях и реках обитаю,
Но часто по небу летаю
А как наскучит мне летать,
На землю падаю опять.
Вода проводит с детьми беседу о том, где она встречается,а потом берёт счёты и говорит: «Итак, каковы же мои запасы на земле? Онисоставляют: 1,4млрд. куб. м. Из них:
— на моря и океаны приходится 1,3 млрд.куб.м (97,2%)
— в глубоких слоях суши, на глубинах свыше 80 м – 28,8млн. куб. м;
— в почвах и поверхностных горных породах, в реках,озёрах, болотах – 4,17 куб. м (0,3%);
— в ледниках – 4,5 млн. куб. м (0,3%);
— в атмосфере – 0,12 куб. м (0,001%).
На пресную воду, которая так необходима для всего живого,приходится всего 2% от общих запасов воды». (Детям, соотношение воды, лучшепоказать на круговой диаграмме, где соотношение показано разными цветами).
А теперь ребята отгадайте кроссворд, используя загадки сключевым словом «Осадки»
РОСА
СНЕГ
ТУМАН
ДОЖДЬ
КРУПА
ИНЕЙ
— Скажите, что ещё относится к осадкам? ( град, изморозь)
— Как образуется роса?
Предполагаемый ответ.
Роса начинает образовываться вечером. Всю ночь она лежитна поверхности трав, деревьев. Днём она исчезает, т.к. Солнце вначале нагреетземлю, которая затем отдаёт своё тепло растительности и воздуху. Ночью жепервой остывает земля, затем трава и соприкасаясь с ними, ещё тёплый воздух,охлаждаясь отдаёт им водяной пар в виде капелек росы.
Вода: Итак, роса начинает выпадать вечером. Своего обилияона достигает в предутренние часы. Её появление на поверхности связано сколебанием температур воздуха. С повышением температуры воздуха увеличиваетсяего способность содержать водяной пар. Предельно возможное содержание водяногопара в воздухе при данных температурах (при которых выпадают осадки), составляет:
-30`С – 0,44 г/куб.м;
-20`С – 1,08 г/куб.м;
-10`С – 2,35 г/куб.м;
0`С – 4,86 г/куб.м;
+10`С – 9,41 г/куб.м;
+20`С – 17,32 г/куб.м;
+30`С – 30, 38 г/куб.м.
Температурная шкала должна быть размешена на доске.
— Следовательно, для того, чтобы выпала роса, нужно,чтобы температура воздуха понизилась до определённой точки.
Вода предлагает детям решить несколько задач, например:
« В 15 часов температура воздуха составляет +20`С. В этовремя в 1 куб.м воздуха содержалось 9,41г водяного пара. При какой температуревоздуха выпадает роса?
Ответ: +10`С (смотрим таблицу).
По аналогии можно объяснить образование инея, изморози ипр.
Подводя итог, учитель говорит:
— Превращение воды, из жидкого в газообразное состояние,называется испарением. Этот процесс возможен благодаря солнцу. Вода состоит измолекул, которые двигаются в разные стороны и с разной скоростью. Чем большесолнце греет, тем сильнее дует ветер, тем больше вылетает их с воднойповерхности или влажной почвы в воздух, тем больше этих молекул устремляются сего потоками вверх, где образуются облака. Но для того, чтобы вода изгазообразного состояния снова превратилась в жидкое или твёрдое, нужны твёрдыечастицы, так, в совершенно чистом воздухе, а такого на планете нет, образованиедождя, снега или града невозможно.
Дождевая вода просачивается в землю, проходя через почву,она обогащается в ней питательными веществами и всасывается корнями растений. Адальше в растениях она поднимается по тонким каналам – трубочкам, которых встволе, в ветках, в листьях видимо-невидимо (показывает). По ним вода и бежитнапоить – накормить каждую клеточку растения. Но зелёные растения не толькопоглощают воду, они её и отдают обратно в воздух. В зелёном листе вся нижняяповерхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями –устьицами. Под влияниями температуры и влажности воздуха они — то открываются,то закрываются, как форточки в домах. Когда эти форточки открыты – из листьевиспаряется влага, и новые порции воды снова поступают в них. Поэтому летомзелёный лист всегда холодный.
Зеленые листья растений испаряют в атмосферу совершенночистую воду. Вода же, являясь самым сильным растворителем, может содержать всебе в больших количествах различные вредные вещества. Эти вещества вместе сводой всасываются корнями и оседают в растениях, отчего наши зеленые друзьясильно видоизменяются или совсем погибают. Огромное количество – 650 трлн.тводы в год – переводят из земли в воздух все растения земного шара. Взрослаяберёза «выпивает» около 70 л воды в день, а испаряет – 60 л. Сосновый лес (1га) испаряет в течении лета 470 тонн воды.
К одному из удивительных свойств воды относится то, чтонаходясь в растениях, она превращается в такое состояние, которое ей позволяетне замерзать даже при температуре -30`С. Если охладить такую воду до
-70`С, она превращается не в лёд, а в особое состояние,из которого, чтобы превратить её в жидкую нормальную воду, потребуетсятемпература 650 – 700`С. Поэтому, даже в сильные, трескучие морозы деревья,кустарники не замерзают зимой.
Вода: Где же вы, капельки родные, моросящие, колючие,студёные, тёплые, озорные?
Вы и тучки, и туман,
И ручей, и океан,
И снежинки, и роса,
И кристаллики для льда.
Голос (магнитофонная запись):
Плывём,
Похожие на стадо,
В настороженной тишине
По небу
Тёмных туч армада,
У каждого – дождик на спине.
Вода:
Всё давно готово
К приёму гостя дорогого,
Здесь каждый кустик,
Каждый пруд
Желает дать тебе приют,
И просят тучи, просят
На землю воду сбросить!
Ф. Миронов
Голос:
Матушка родная,
Водица дорогая,
Очень добродушная,
Мягкая, послушная,
Мы над городом плывём,
Ему дождик отдаём,
А к тебе, когда придём,
Много грязи принесём.
Вода:
Плывёт по небу облако
Над сушей и водой,
Всему, чего касается,
Оно грозит бедой.
Ложится тень от облака
На синюю волну.
Дельфин увидел облако –
Уходит в глубину.
И дикий зверь от облака,
Как бешеный бежит,
Пшеница пригибается,
И яблоня дрожит.
Дождём исходит облако
Над степью золотой,
И плачут в поле чибисы
Над мёртвою водой.
М. Дудин
Вода проводит беседу с детьми о том, как они могут помочьоблаку, чтобы в нём всегда находились чистые капельки воды. В заключении онаговорит: « Растения не только в атмосферу дают чистую воду, но и очищают воздухот пыли, вредных газов. Очистительная способность поверхности нашей Земли на 60– 80% зависит от растений, где особая роль принадлежит лесам (особеннохвойным). Лес преобразует и поглощает вредные химические и атмосферныезагрязнения. Так, один гектар елового леса за год усваивает 32 тонны частиц пыли,сосновый 36 тонн».
Ну, а в конце, Вода говорит: « А теперь встречайтедолгожданный озорной дождик проливной». Выходят девочки дождинки (из этого жекласса), каждая несёт над собой облако, изображая действия, говорит слова:
Туча тучу
Повстречала.
Туча туче проворчала:
— Что гуляешь
На пути?
Прочь с дороги,
Дай пройти!
Отвечала туча туче:
— Ты меня
Не трогай лучше!
Я гуляю, где хочу.
Если тронешь –
Проучу!
Туча тучу -
Лбом, лбом.
А по небу –
Бом, бом!
Бой над городом
Грохочет,
Уступить никто не хочет.
Бились тучи
Целый час,
Искры сыпались
Из глаз.
Подрались они всерьёз –
Довели себя
До слёз.
В. Орлов
Вода: Итак, на землю капельки упали, ну куда же онипопали? ( Дети должны составить рассказ на основе ключевых слов: почва,подземные воды, родник, озеро, река, растение, воздух).
Учитель: Новосибирская область богата водными запасами.Здесь встречается более 369 рек — общей протяжённостью их длинны 12 тыс. км.Обь является самой крупной рекой. Она протянулась с севера на юг области нарасстояние белее 400 км. Тихо и спокойно несут свои воды реки: Васюганья,Барабы, Кулунды – Омь, Тара, Каргат, Чулым, Карасук, Баган и др. зимой онипокрываются льдом, который служит надёжной защитой от замерзания всей толщиводы, а следовательно, спасает водных животных от верной гибели.
Так, какое же ещё есть удивительное свойство у воды? (Ответ:все тела при замерзании сжимаются, а вода ниже 4`С наоборот расширяется,превращаясь в лёд увеличивает свой объём, поэтому лёд легче воды. Вот почемулопаются на морозе закупоренные бутылки, в которых замёрзла вода.)
Новосибирская область изобилует озёрами (3500 водоёмов).Есть среди них пресные, солёные и горько-солёные (показывает на карте озёра срозовой окраской – соленые). К самым крупным относятся: Чаны, Сартлан,Убинское, Малые Чаны, Урюм и др. подземные воды в левобережье лежат недалеко отповерхности, примерно – 1-2м. они часто засолены и непригодны, также каксолёные озёра, для питья и технических нужд. Пресные же воды лежат в нижнихгоризонтах на глубине 80 – 150 м, а в некоторых местах Кулунды ещё глубже (300– 350 м). Таким образом, несмотря на обилие водных бассейнов в Новосибирскойобласти, пресной, пригодной для питья воды, мало. Всего для использованиязабирается в год 1036,3 млн. куб. м пресной воды, что составляет 84,5% общеголимита забора. Причём, на долю рек, озёр приходится 907,5 млн. куб. м, наподземные воды – 128,5 млн.куб. м. Из общего количества забранной пресной водыиспользуется: 543,7 млн. куб. м (52,2%) на производственные нужды; 320,4 млн.куб. м (30,9%) для хозяйственно-питьевых нужд; 172,2 млн. куб. м (16,5%) наорошение, сельскохозяйственное водоснабжение и другие нужды. Так вот, из всейзабранной в течении года воды 725 млн.куб. м (70%) её неочищенной илинедостаточно очищенной сбрасывается снова в водоёмы. А это значит, что вода основноймассы рек, озёр без специальной обработки не пригодна для питья, водопроводнуюже воду нельзя использовать без кипячения. В такой воде невозможна Жизнь.Поэтому неслучайно, что даже за последние годы, количество различных видов рыбсильно сократилось. Под охраной находятся: стерлядь, нельма, осётр, пелядь,муксун. Практически исчез налим – коренная сибирская рыба, показатель чистотыводоёма.
Вода:
Так вот почему
Ко мне больные реки
Явились на приём,
Вползли ручьи – калеки
В мой сумеречный дом.
К ногам моим припали,
Чтоб спасла их от беды,
От едких химикалий
Ослепшие пруды.
И я сказала: — Идите
Из комнаты моей
И у людей ищите
Защиты от людей.
По С. Кирсанову
Вода выясняет с детьми, как они могут помочь ей(закрывать кран; понапрасну не тратить воду; садить растения; следить зачистотой береговых линий; высаживать быстрорастущие кустарники, деревья дляукрепления берегов; расчищать реки, озера, пруды; выпускать листовки; вестиразъяснительную работу). Вода прощается с детьми и уходит.
Учитель, в заключение, делает вывод о замечательныхсвойствах воды и говорит: « Вода действительно является чудом природы: без неёневозможна жизнь животного, растения, человека, но запасы воды на Землеограничены, их нельзя ни заменить, ни увеличить. Учеными установлено, что завсю свою жизнь Земля уже поставила из своих недр – глубины более 75% всех еёводных запасов (вода входит в состав летучих веществ, идущих по трещинам иразломам земной коры, с извержениями вулканов и, как правило, идёт на подпиткуподземных вод). Однако, процесс водообразования происходит очень медленно. Внастоящее время население земного шара приближается к 6 млрд. человек. Из нихоколо 1,3млрд. не обеспечены питьевой водой, тогда как в больших городах засутки расходуется 200 – 300 л воды на одного человека. С каждым годом, всёбольше и больше, вода становится непригодной для потребления, а это смерть длявсех нас. [1, c.193 -201]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении, хочу рассказать, какую дополнительнуюработу (вне занятий) я с ребятишками провожу по экологическому воспитанию.Во-первых, мы уже несколько лет ведём «жалобную книгу» природы, в которойфиксируем жалобы, поступающие от растений, животных, окружающей среды. В этойкниге есть жалобы и от воды на загрязненные водоёмы и на неразумное потреблениеводы. Все поступившие жалобы мы обсуждаем и составляем ответы на них: что мыможем сделать, чтобы исправить положение. К ответу мы прикладываем рисунки отом, как мы поняли жалобу и ответили.
Во- вторых, продолжая тему воды, можно создать проект«Капелька» (в данный момент он у нас в разработке). Это проект бережливых. Сутьего – в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных насбережение запасов чистой пресной воды.
Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос:«Где мы теряем воду?» Мы установили контроль за водопроводными кранами, чтобыустановить, как и сколько дети сами пользуются водой. Возле водопроводныхкранов мы установили предупреждающие знаки, которые дети изготовили сами. Приэтом, придумываем, как и дома сократить потребление воды при выполненииразличных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья и др.
На конец учебного года планируется праздник, на которомКапелька наградит самых бережливых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шипунова, Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшегошкольного возраста: пособие / Т.Я.Шипунова. — Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1994.– 273С.
2. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты/И.В.Цветкова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с.
3. Шилов, И.А. Экология: Учебник для биол. и мед. спец. вузов/ И.А. Шилов.– Москва: Высшая школа, 2006. – 512с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Троянский конь", программы-паразиты
Реферат Дыхательная недостаточность 2
Реферат Ценные бумаги. Основные понятия, классификация
Реферат Clockwork Orange Essay Research Paper A Clockwork
Реферат Kadelphianism Essay Research Paper KadelphianismPsychologists often refer
Реферат Лов рыбы снюрреводом
Реферат Тепловое, шумовое и другие виды загрязнений атмосферы
Реферат Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого 2
Реферат Разработка программного продукта на языке высокого уровня Составление программы.
Реферат Анализ резульиатов посещения занятий
Реферат Анализ управления собственным капиталом Открытого акционерного общества (ОАО "Монтаж-Сервис")
Реферат Кондон, Билл
Реферат Взаимосвязь ВПК и экономической политики
Реферат Работа с функциями в языке программирования Си
Реферат Корпоративные информационные порталы (опыт создания и эксплуатации, эффективность функционирования)