/>/>/> Влияниеатмосферных загрязнений на здоровье населения
Сегодня городская средаво многом агрессивна по отношению к человеку. Помимо очевидного вредноговлияния на наше здоровье загрязненного воздуха горожанин оказывается еще и взоне воздействия целого ряда факторов, влияющих на наши органы чувств и нервнуюсистему, а через них (а зачастую – и непосредственно) – на общее состояниеорганизма. [14]
Живущим сегодня напланете Земля 5,3 млрд. человек ежегодно необходимо 6,4 млрд. тонн кислорода.Без кислорода человек погибает через 4-5 минут. В спокойном состоянии онпропускает через легкие 10-11 тыс. литров воздуха в сутки. При сильнойсолнечной радиации и высокой температуре, а также при тяжелых физическихнагрузках эта потребность возрастает в 3-5 раз.
Жизнь и здоровье человеказависят от качества воздуха. Качество атмосферы сказывается на хромосомныханомалиях наших клеток и на нашем потомстве.
Наличие в воздухе вредныхвеществ, пыли, промышленных отходов вызывает болезни органов дыхания, острыереспираторные заболевания, аллергии, рост злокачественных раковыхновообразований, повышенную детскую смертность. [8]
Долгое время мы считали,что грязный воздух в Петербурге – всего лишь досадное неудобство. А городскаяпыль, скрипящая на зубах, опять-таки мелочь, в которой сами граждане и виноваты– не надо на свежем воздухе рот разевать.
Сегодня ни одинпрофессионал не отважится продемонстрировать такую легкость суждений – ученыеначинают склоняться к убеждению, что растущая заболеваемость в Северной столице– результат запущенной экологии. Состояние атмосферы многомиллионного городадавно перевалило за опасную черту. Вот что рассказал корреспонденту газеты«Курьер» руководитель Института общественной экологической экспертизы РАН, членЕвропейской и Американской Ассоциаций исследователей рака, доктор медицинскихнаук Вениамин Худолей.
«Динамика состоянияздоровья петербуржцев за последнее десятилетие заставляет насторожиться. Содной стороны, смертность в городе в последние годы несколько снизилась, что неможет не радовать. С другой – кривая заболеваемости неумолимо ползет вверх. Ина этот процесс не может не влиять состояние окружающей среды.
В атмосфере Петербургаприсутствует целый набор вредных и токсичных веществ. Львиная доля веществ –результат работы автотранспорта. Для справки: в выхлопе автомобиля содержитсяболее 200 веществ и две трети из них – канцерогены. Воздействие такого букетавызывает не только болезни органов дыхания, но и рак, а также заболеваниядругих внутренних органов и кожи. Было подсчитано, что из-за грязногоатмосферного воздуха в Санкт-Петербурге возникают дополнительно более 1100 тыс.хронических заболеваний и 320 случаев смертей от злокачественных опухолей.
Не так давно вСанкт-Петербурге начал функционировать регистр новообразований – современнаясистема всеобъемлющего учета онкологических заболеваний. Выяснилась довольномрачная картина: Северная столица является «лидером» по заболеваниям раком средигородов-миллионников России. Если в 1990 г. Показатель онкологической заболеваемости составлял 326,7 человека на 100 тыс. населения, то в 1999 г. – уже 400,1. Десять лет назад в городе было зарегистрировано около 16 тыс. новых случаеврака, а в 1999 г. – почти 19 тыс. Это очень тревожная цифра.
Самый распространенныйтип злокачественных опухолей у мужчин – рак легкого. Рак желудка у сильногопола постепенно уступает второе место раку кишечника. В последние годы у нас вмире резко увеличились темпы роста заболеваемости раком предстательной железы.У женщин на первом месте — рак молочной железы.
Основная причинавозникновения новообразований – канцерогены, токсичные химические вещества,насыщающие окружающую среду. Вызывают рак и биологические агенты – вирусыгепатита В и С, иммунодефицита.
Необходимо учесть, чтонынешняя картина заболеваемости злокачественными опухолями – есть отражениетого состояния окружающей среды, которое было 20-30 лет назад. За то, что мыделаем сегодня, будут расплачиваться наши дети и внуки.
Важно отметить, что рискзаболеваемости существенно возрастает от совокупного воздействия канцерогенов исамых разнообразных загрязнителей. Возьмем ту же пыль. Не случайно по опасностивоздействия она находится на четвертом месте. Ведь городская пыль – это непросто песчинки или частицы почвы. Это частицы с адсорбированными токсинами –тяжелыми металлами, диоксинами – всей грязью, что присутствует в атмосферебольшого города и в его почвах. В результате воздействие такой пыли губительно.
Один из ведущихспециалистов России в области экологической эпидемиологии Борис АлександровичРевич подсчитал, что ежегодно в России от загрязнения воздуха взвешеннымичастицами (попросту – от пыли) умирает до 40 тыс. человек. Используясовременные методики оценки риска здоровью, Вениамин Худолей пересчитал этиданные для Санкт-Петербурга. Согласно таким расчетам, не менее 130 случаевдополнительных смертей в год город имеет от загрязнения атмосферного воздухапылью.
Среди других агрессивнонаступающих заболеваний – бронхиальная астма у детей. За последние 5 лет онавыросла на 50%. Растут и показатели болезней крови и кроветворной системы,эндокринная патология, врожденные аномалии и пороки развития.
Крометого, в последнее время специалисты в медицинской экологии уделяют пристальноевнимание заболеваниям, приводящим к нарушению репродуктивного здоровья. Этомуспособствуют такие загрязнители среды, как бензол, мышьяк, нефтепродукты, полихлорированныебифенилы, диоксины, а также радиация. Кстати, на мужчин в этом плане прежде обращалимало внимания – доминировали «материнство и детство». Как оказалось, напрасно.
Именномужчины являются самым незащищенным звеном. Хотя исследований причин бесплодиясильной половины Петербурга пока никто не проводил.
Последниегоды большое внимание уделяется стойким органическим загрязнителям, основнымииз которых являются диоксины и полихлорированные бифенилы. Именно они в большейстепени, чем другие соединения, ответственны за нарушение репродуктивного здоровьямужчин, женщин и даже у детей. То, что эти соединения присутствуют всюду вокругнас — факт доказанный. Но на сегодняшний день доподлинно определить их вклад вобщую заболеваемость пока не удается.
Хотянекоторые шаги в этом направлении в Санкт-Петербурге предпринимаются. Комитетпо природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологическойбезопасности администрации Санкт-Петербурга приступил к программе поинвентаризации стойких органических загрязнителей. Несмотря на дороговизну,работы будут проведены, и тогда в Петербурге можно будет оценить воздействиевредных веществ на общее состояние здоровья населения. Это чрезвычайно важно,ведь когда знаешь врага в лицо, понимаешь, как эффективнее с ним бороться». [19]
Шумотвлекает нас, мешает сосредоточиться, вызывает изменения функциональногосостояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Ишемическая болезньсердца, гипертоническая болезнь, повышение содержания холестерина в кровивстречаются чаще у людей, проживающих в шумных районах. Под воздействием шуманарушается сон, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль. Современем это приводит к переутомлению, снижению работоспособности, болезням. [14]
Шум усугубляетэмоциональную нагрузку. Каждый лишний децибел приводит к потерепроизводительности труда на 1%, риск потери слуха увеличивается на 1,5% и на0,5% – сердечно-сосудистых расстройств.
Шум является причиной 11%несчастных случаев на производстве. От шума возможно стойкое снижение слуха,учащение дыхания, ухудшение зрения, расстройство голосовых связок, вегетативнойнервной системы, повышенный риск возникновения язвенной, ишемической и другихболезней. Выявили четкую связь между гипертонией и воздействием шума.
Наиболее чувствительны кдействию шума люди старших возрастов: до 27 лет на шум реагируют около 46%людей, 28-37 лет – 57%, 38-58 лет – 62%, старше 58 лет – 72%. Установлено, чтоженский организм более чувствителен к воздействию шума, особенно высокогоуровня. Чрезмерный шум ослабляет иммунную систему, может стать причинойнервного истощения, в отдельных случаях полового бессилия у мужчин, вызываетпреждевременные роды у женщин. Шум приводит к бессоннице, снижает память,скорость реакции. [8] По статистике сегодня 20 из 150 млн.россиян страдают тугоухостью.
Шум становится причинойпреждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращаетпродолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет. Под влиянием шумаизменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляетсяв изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются улюдей, живущих и работающих в шумной обстановке. [15]
Однако на человекаопасное воздействие оказывает и неслышимый инфразвук. Действие инфразвуковизвестно по усыпляющему эффекту. При воздействии инфразвука в первую очередьнарушается функциональное состояние нервной системы. Эти изменения ведут к заболеваниямпечени, головного мозга, миокарда. Нарушаются биологическое окисление ибиоэнергетические процессы. Не случайно многие исследователи подчеркиваютособое влияние инфразвука на психическую сферу человека: поражаются все видыинтеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляетсяощущение растерянности, тревоги, страха, а при высокой интенсивности инфразвука– чувство слабости до полной прострации, как после сильного нервногопотрясения. При высокой его интенсивности испытуемые жаловались на полнуюпотерю зрения. Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенноевоздействие, если они носят длительный характер.
Таким образом, гарь,пыль, шум, отработанные газы автомобилей, выбросы предприятий – это то, чем мыдышим. Атмосфера больна, а отравлена она человеком. Сам воздух стал мстителем,незаметным повседневным убийцей. [8]
воздухэкологический вредный вещество/>/>/>Экологическое состояние и проблемы воздушного бассейна Санкт‑Петербурга
На территории, гдесегодня расположена Ленинградская область, до Великой Октябрьскойсоциалистической революции 1917 г. располагалась Санкт-Петербургская губерния,большая часть Выборгской и север Новгородской губерний, а также частьОлонецкой. Наиболее интенсивное преобразование природной среды началосьпрактически одновременно с основанием в устье реки Невы крепости и города Санкт-Петербург,строительством Вышневолоцкой водной системы, обводного канала вдоль южногоберега Ладожского озера и заложением судостроительной Олонецкой верфи на рекеСвирь.
Постоянно растущеенаселение новой столицы нуждалось во все большем количестве продовольствия, всвязи с чем крепостными крестьянами осваивались земли, розданные крупнымземлевладельцам. Новый этап в освоении территории области ознаменовалсястроительством железных дорог, связавших Санкт-Петербург с Ревелем,Гельсингфорсом, Москвой, одновременно расширяя антропогенное воздействие наприродную зону.
В послереволюционные годыпромышленное строительство не только в городе, но и в области резко усилилось,продолжая развиваться и по настоящее время. Сегодня основу промышленностиСанкт-Петербурга составляет тяжелая индустрия, главным образом, машиностроение(энергомашиностроение, станкостроение, судостроение, приборостроение). Значительноеразвитие получили химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, стекольная,фарфоро-фаянсовая, текстильная, швейная, обувная и другие отрасли промышленности.В городе насчитывается свыше 2000 промышленных предприятий. [4]
Касаясь общего состояниявоздушного бассейна в Санкт-Петербурге, следует отметить, что наш город невходит в число городов с высоким уровнем загрязнения атмосферы. В целом уровеньзагрязненности воздуха (на протяжении последних пяти лет существенно не изменяется)не превышает установленные санитарные нормы (ПДК) и является самым низким средигородов с населением более 1 млн. жителей. На среднем, относительно благополучном,фоне выделяются районы, где уровень загрязненности существенно превышаетустановленные нормы, причем лишь по отдельным показателям:
1.К западу от Витебской железной дорогиюжнее Обводного канала;
2.Вдоль Московской железной дороги (отОбводного канала до улицы Цимбалина);
3.На правом берегу Невы (южнее устьяОхты);
4.Невский проспект с прилегающимимагистралями;
5.Центр Васильевского острова, район Университета,набережная Лейтенанта Шмидта;
6.Центральная и северная часть островаПетровского (Петроградская сторона);
7.Район Финляндского вокзала. [17]
Индекс комплексногозагрязнения питерского воздуха, который должен находиться в пределах 5 единиц,в нашем городе колеблется от 6 до 14. [12]
Уровень загрязненностиатмосферы над Санкт-Петербургом определяется выбросами около 1000 промышленныхпредприятий, ТЭЦ, котельных и автотранспорта. Основными загрязняющимивеществами, выбрасываемыми ими в воздух, являются пыль, диоксид серы, оксидуглерода (II), оксиды азота, углеводороды (см.Приложение рис. 6). [10]
Высокая концентрацияпроизводства обусловливает все более усиливающуюся степень загрязненияокружающей среды в городе и прилегающих к нему районах. В Санкт-Петербурге –более 44 тысяч стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферу,которые в совокупности выбрасывают до 190 тысяч тонн пыли, сернистого ангидрида,оксидов азота, свинца и т. д. (см. Приложение рис. 7) [4]
За прошедшее после 1990 г. время уровень загрязненности воздуха над городом несколько снизился и в целом не превышаетПДК. Но произошло это не за счет мер по охране природы от загрязнений, а врезультате сокращения объемов производства и, как следствие, сокращениявыбросов вредных веществ. [10]
Характеризуя загрязнениевоздуха от стационарных источников, их снижение, как полагают специалисты,обусловлено также внедрением технологических мероприятий по реконструкции,повышению эффективности существующего и вводу нового газоочистного оборудования.
Для нашего города в число«приоритетных» загрязнителей воздуха входит и фенол. Высокий уровеньзагрязнения воздуха фенолами характерен только для последних пяти лет, и его связываютс открытым сжиганием мусора в контейнерах. [17]
Надолю перечисленных видов выбросов вредных веществ приходится подавляющая часть(более 95%) всей массы выбросов. Общий объем выбросов составляет примерно 430‑450тыс. тонн в год, причем более половины этого объема дает автотранспорт. [10]
В последние годынаметилась тенденция роста количества загрязняющих веществ от автомобильноготранспорта, и в частности от индивидуальных автомобилей, так как количествоавтотранспорта существенно возросло. Интересно отметить, что в Санкт-Петербургепо данным Ленкомэкологии выбросы индивидуального автотранспорта в 1993г. составили107 тыс. тонн, а в 1996 г. – 120 тыс. тонн.
Доля выбросов отавтотранспорта в общем объеме выбросов по городу составляет около 70%, в томчисле углеводородов – 95%, оксида углерода (II) – 89%, диоксида азота – 24%.
Говоря об автотранспортекак о важном компоненте городской инфраструктуры и весомом источникезагрязнения атмосферы, можно отметить основные мероприятия, выполнение которых,как полагают специалисты-экологи, приведет к значительному снижению выбросов:
1. Создание системыбезостановочного движения городского автотранспорта, что позволит снизитьрасход топлива, устранит скопления машин с работающим двигателем;
2. Строительстволотовых (кольцевых) магистралей для отведения массы грузовых и транзитныхавтомобилей в обход города;
3. Увеличение долиавтомобилей, работающих на газовом топливе;
4. Усиление контроляза качеством топлива и техническим состоянием автомобиля;
5. Улучшениеконструкций автомобиля.
Санкт-Петербург уже втечение многих лет относится к числу городов, где выбросы автотранспортапревышают выбросы от стационарных источников, и входит в число 14 городовРоссии, в которых выбросы автотранспорта превышают 100 тыс. тонн в год. [17]
Главным средством борьбыс загрязнением атмосферы является контроль за выбросами предприятий и засостоянием городского транспорта. [10]
В настоящее время весьмазатруднительно ответить на вопрос, какими темпами будет идти начавшийся процессв дальнейшем. Наиболее вероятно, что в XXI веке затронутая проблема будет стоять гораздо острее.[17]