СОДЕРЖАНИЕ: 1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями 2. Массовый спорт. Его цели и задачи. 3. Определение понятия «система физических упражнений» 4. Спорт высших достиже¬ний 5. Спортивная классификация. Её структура. 6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в
учебное и свободное время. 7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа. 8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической 9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий 1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова
disport — игра, развле¬чение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное толкование термина «спорт». В зарубежной пе¬чати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оз¬доровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по фи¬зической культуре
и спорту каждое из этих понятий имеет четкое оп¬ределение. «Cпорт» — обобщенное понятие, обозна¬чающее один из компонентов физической культуры общества, истори¬чески сложившийся в форме соревновательной деятельности и специ¬альной практики подготовки человека к соревнованиям. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические
упражнения (например, бег), но при этом спортсмен' всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование без¬относительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, пере¬двигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходь¬бы и медленного бега.
Этот уважаемый человек не спортсмен, он физ¬культурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здо¬ровья и работоспособности. Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают догово¬риться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособ¬ности,
и как зрелище, и как профессиональный труд. Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его от¬дельных направлений, их принципиальное отличие. 2. Массовый спорт. Его цели и задачи. Массовый спорт дает возможность миллионам людей со¬вершенствовать свои физические качества и двигательные возможнос¬ти, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие,
а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современ¬ного производства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скоррек¬тировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходи¬мыми умениями и навыками,
приятно и полезно провести досуг, до¬стичь физического совершенства. Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи при¬общается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в до¬школьном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее рас¬пространение в студенческих коллективах.
Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая про¬грамма по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здорово¬му студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спор¬ту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное.
Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент. Более подробно мы остановимся на этом несколько позже. 3. Определение понятия «система физических упражнений» В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического воспитания могут представлять сту¬дентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.
.Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функ¬циональные системы организма. В некоторых из них имеются сорев¬новательные элементы. В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэро¬бика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем
каратэ, у-шу, йоги. К особенностям организации учебных занятий отдельными систе¬мами физических упражнений следует отнести некоторые ограниче¬ния в их выборе. Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «физическая культура» могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому целые разделы, например, из сис¬темы «йоги», основанные на длительной медитации, длительном
рас¬слаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определен¬ный оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для ре¬гулярных занятий в обязательное учебное время из-за их крайне из¬бирательного воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных упражнений в учебных заня¬тиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства. При занятиях отдельными системами физических упражнений, там где это возможно, не исключается и организация
мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий. Кафедрами физического воспи¬тания разрабатываются специальные дополнительные зачетные требо¬вания и нормативы, отражающие суть каждой системы физических упражнений. Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, они оцениваются
в очках и вхо¬дят в итоговую оценку практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» за каждый семестр или учебный год. Организационные основы занятий студентов различными система¬ми физических упражнений в свободное время те же, что и при орга¬низации занятий различными видами спорта. Так же могут быть орга¬низованы секции и группы для занятий одной из систем физических упражнений. Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья
(самочув¬ствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, по¬движность в суставах. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно освоить эти системы (включая разделы медитации). В частности, можно организовать самостоятельные груп¬пы для занятий, например «стретчингом», т.е. системой
специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности сус¬тавов. Изучение отдельных ^систем в ограниченные часы групповых заня¬тий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект. 4. Спорт высших достиже¬ний Наряду с массовым спортом существует спорт высших достиже¬ний, или большой
спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массо¬вого. Это достижение максимально возможных спортивных результа¬тов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как ре¬корды и победы на крупнейших международных соревнованиях вно¬сят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэ¬тому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие
спортивные фо¬румы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные ауди¬тории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и ми¬ровые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олим¬пийских играх. Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших дости¬жений — пока единственная модель деятельности, при которой у вы¬дающихся рекордсменов функционирование почти всех систем орга¬низма может проявляться в
зоне абсолютных физиологических и пси¬хических пределов здорового человека. Это позволяет не только про¬никнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и оп¬ределить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабаты¬ваются поэтапные планы многолетней подготовки
и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходи¬мый уровень достижения функциональных возможностей спортсме¬нов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате. 5. Спортивная классификация. Её структура. Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, ис¬пользуется единая спортивная классификация.
Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленнос¬ти спортсменов, их спортивные результаты и достижения» Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и зва¬ний разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег ~ тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, ко¬торая опирается
на статистическую достоверность установленной тру¬доемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6—8 лет регулярной и напряженной спортивной подго¬товки. Реально возможные сроки достижения .нормативов и требова¬ний отдельных разрядов и званий — это и определенные временные ориентиры как для начинающих, так и для высококвалифицирован¬ных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду слу¬жит критерием эффективности учебно-тренировочного
процесса. Структура спортивной классификации предусматривает присвое¬ние следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим). Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шаш¬ках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать. iСпортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международ¬ного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер»
в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России» Спортив¬ные звания присваиваются пожизненно. Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выраже¬ны в мерах времени, длины, веса и других количественных показате¬лях.
Разрядные требования определяются такими положениями: - занять определенное место на соревнованиях того или иного мас¬штаба; - добиться определенного количества побед над спортсменами со¬ответствующих разрядов. Спортивная классификация носит подвижный, динамичный харак¬тер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортив¬ной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в тео¬рии и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащен¬ность и др.
6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время. Возрастные особенности студенческой молодежи, специ¬фика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выде¬лить в особую категорию студенческий спорт. Организационные особенности студенческого спорта: • доступность и возможность заниматься спортом в часы обяза¬тельных учебных занятий по дисциплине «Физическая культу¬ра» (элективный курс в
основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении); • возможность заниматься спортом в свободное от учебных акаде¬мических занятий • время в вузовских спортивных секциях и груп¬пах, а также самостоятельно; • возможность систематически участвовать в студенческих спор¬тивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по из¬бранным видам спорта). Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту
сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для ре¬гулярных занятий. Спорт в высшем учебном заведении Учебная программа по физической культуре предусмат¬ривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спор¬тивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упраж¬нений
для систематических занятий в процессе обучения в вузе. Спорт в элективном курсе физического вое питания студентов — эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в ко¬торой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа пред¬ложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть вклю¬чены только те
виды спорта, которые связаны с повышенной двига¬тельной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п. Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студен¬та, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскет¬больным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда
имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании. Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготов¬ки (например, у мужчин — бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекла¬дине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах
ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обяза¬телен для других. Подобная практика часто носит вынужденный харак¬тер — из-за ограниченности мест занятий и других причин.
Спорт в свободное время студентов Спорт в свободное время — неотъемлемая часть физичес¬кого воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятель¬ной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планер¬ный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финанси¬руются в вузах ректоратом, общественными организациями,
коммер¬ческими структурами, спонсорами Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты. Самостоятельные занятия — одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно со¬кратить временные затраты на организованные тренировочные заня¬тия и проводить их в наиболее удобное время.
Самостоятельная спор¬тивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фи¬гуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном
и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы. Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек рождается лишь с задатком таких природных дарований, которые оп¬ределяют красоту человеческого тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоничес¬кое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти при¬родные дарования нуждаются в активном развитии
и совершенство¬вании. В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями труда и быта, именно регулярные занятия физически¬ми упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека. Такие заня¬тия могут восполнить то, что было упущено в детстве. Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями,
каким видом спорта и каким образом заняться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая культура» предус¬матривает обязательные учебные занятия со спортивной направлен¬ностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов
Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студен¬тов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации. Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к опре¬деленному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить
недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А слу¬чайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению ак¬тивности, а значит, занятия не будут эффективными. Из далекой древности дошел до нас призыв древнегреческого мыс¬лителя Сократа «Познай самого себя!». Поэтому объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготов¬ленности, а также предварительное ознакомление с «возможностями» различных видов
спорта необходимы для осознанного и оправданного выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершен¬ствования. При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений: • укрепление здоровья, коррекция недостатков физического разви¬тия и телосложения; • повышение функциональных возможностей организма; • психофизическая подготовка к будущей профессиональной дея¬тельности и овладение жизненно необходимыми умениями и на¬выками;
• активный отдых; • достижение наивысших спортивных результатов. 1) Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции не¬достатков физического развития и телосложения Здоровье выступает ведущим фактором, определяющим полноцен¬ное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотвор¬ность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, фи¬зическая культура и спорт широко используются для укрепления здо¬ровья.
Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными исследованиями установленно, что организм физически активных 50—60-летних мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни. В современном обществе, особенно у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность,
кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, всё его виды, которые связаны с ак¬тивной двигательной деятельностью, призваны способствовать нор¬мальному функционированию основных систем организма, совершен¬ствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья. Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия отдель¬ными видами спорта, системами физических упражнений могут спо¬собствовать развитию определенных органов и систем организма.
С помощью соответствующим образом подобранных физических упраж¬нений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность трудной клетки, жизненную емкость легких). Коррекция недостатков физического развития и телосложения. Можно объяснять недостатки физического развития и телосложения наследственностью, условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подобные недостатки постоянно портят настроение, и нередко
порождают комплекс неполноценности. Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью физических упражнений: труднее всего рост и те особенности телосло¬жения, которые связаны с формой основных скелетных костей. Значи¬тельно легче — масса тела и отдельные антропометрические показате¬ли (окружность бедра, грудной клетки и др.). Но прежде чем принимать решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформи¬ровать свое твердое представление об идеале.
Только после этого следует принимать решение о выборе вида спорта или системы физических упражнений — различные виды спор¬та и упражнения по-разному будут способствовать решению вами по¬ставленной перед собой задачи. Не случайно представителей различных видов спорта отличают ха¬рактерные антропометрические показатели: у гимнастов — хорошее развитие плечевого пояса и мышц верхних конечностей, мышцы ниж¬них конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка,
мышцы бедра и т.д. (более подробная характеристика отдельных видов спорта будет дана в следующем разделе). Однако наибольшие возможности, например в избирательной кор¬рекции отдельных недостатков телосложения, представляют регуляр¬ные занятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми уп¬ражнениями, которые и направлены преимущественно на решение подобных задач. 2) Повышение функциональных возможностей организма
Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая куль¬тура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каж¬дого учебного года) за динамикой физической подготовленности каж¬дого студента. С этой целью используются три обязательных простей¬ших теста, отражающих уровень развития основных физических ка¬честв: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой под¬готовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин; общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин).
Оцен¬ки выполнения этих тестов производятся в очках. Пройдя через тесты в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку состояния силы мышц, общей выносливости (характеризующей главным образом работоспособность сердечно-со¬судистой и дыхательной систем) и отчасти быстроты (отчасти, так как быстрота, как уже указывалось, входит только одной из составляющих в число качеств, определяемых результатом в беге на 100 м).
На осно¬вании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональ¬ных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества (быстроты, силы, вы¬носливости). Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид спорта, который поможет «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность
к проявлению конкретного качества. Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить мотивацию выбора. В первом случае — оздорови¬тельная направленность, разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учебных зачетных нормативов в «отстающем» тесте). При этом следует сознавать, что успехи в избранном виде спор¬та, по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае возможно достичь значительных спортивных ре¬зультатов.
Конечно, выбор за самим студентом, но, думается, что первый ва¬риант можно рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй — для студентов с хо¬рошей предварительной общей физической и спортивной подготов¬ленностью. 3) Выбор видов спорта и систем физических упражнений для ак¬тивного отдыха Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине
«Физическая культу¬ра» воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» от однооб¬разного аудиторного учебного труда. Право студента выбирать различ¬ные виды спорта, системы физических упражнений только поддержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большая эффектив¬ность занятий, польза активного отдыха. Существенную роль в возникновении и протекании эффекта актив¬ного отдыха играют не только особенности предшествующего утомле¬ния (умственного, физического, нервно-эмоционального), но
и психо¬логическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Так, если человек легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими, эмоционален в спорах, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в ра¬боте и склонен к однородной деятельности без постоянного переклю¬чения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физически тяжелую работу, значит,
ему подойдут занятия длительным бегом лыжным спортом, плаванием, велоспортом; а если замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и систе¬мами физических упражнений без отвлекающих факторов в этом слу¬чае помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение. Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный отдых, и занятия проводятся
преимущественно в свободное время. 4) Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и на¬выками также предполагают направленный выбор видов спорта, сис¬тем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Так, если ваша будущая профессия требует по¬вышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дис¬танции,
лыжные гонки и т.п.). Если ваш будущий труд связан с дли¬тельным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного ту¬ризма и альпинизма необходимо будущим экспедиционным работни¬кам; гребля и плавание — гидрологам; верховая езда — ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д. Использование прикладных видов спорта и систем физических уп¬ражнений для обеспечения психофизической
надежности и безопас¬ности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квали¬фикации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональ¬ную подготовленность, на Степень владения прикладными двигатель¬ными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому чело¬веку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы.
И хотя из этого мо¬лодого человека уже не получится пловец экстра-класса, он достигнет другой цели — заблаговременно подготовит себя к будущей профес¬сии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни. Более подробно о профессионально-прикладной подготовке см. гл. 10. 5) Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной подготов¬ки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологи¬чески тяжелой спортивной
подготовкой к достижениям высоких ре¬зультатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек дол¬жен хорошо представить себе и объективно оценить все его плюсы и минусы, сопоставить цели с реальными возможностями, так как в воз¬расте 17—19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5—8-лет¬нюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире. Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте
— от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разрабо¬таны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы много¬летней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установ¬лены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки.
В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установлен¬ных этапов спортивного пути, который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки. 7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа. Специфика каждого вида спорта или системы физических упражнений всегда накладывает свой отпечаток на планирование учебно-тренировочных занятий. Однако в каждом виде спорта или в системе физических упражне¬ний
всегда присутствуют его. основные разделы: • перспективное планирование; • годичное планирование; • текущее и оперативное планирование. Перспективное планирование многолетней подготовки Из года в год увеличивается число тренировочных заня¬тий и соревнований, растет общий объем нагрузки. От этапа к этапу многолетней подготовки изменяется соотношение различных средств, используемых в тренировочном процессе (рис 1). Перспективное планирование спортивной подготовки студента за¬ключается в том, чтобы
обеспечить непрерывность тренировочного 'процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему под¬готовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения ((включая учебные и производственные практи¬ки, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспектив¬ный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена. Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении
вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Перспективное планирование в данном слу¬чае состоит в постепенном усложнении задач по освоению обязатель¬ного программного и элективного учебного материала, В конечном счете это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спор¬тивно-технических нормативах и требованиях. Перспективное планирование в спортивном учебном отделении имеет свои особенности.
С одной стороны, оно предусматривает посте¬пенное усложнение учебно-тренировочного процесса по годам обуче¬ния, с другой — может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного за¬ведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуаль¬ных видах спорта. Перечень и уровень зачетных спортивно-технических нормативов и требований к студентам по годам обучения
разрабатываются кафед¬рой физического воспитания с учетом общей физической и спортив¬ной подготовленности учебных групп по каждому из видов спорта. Иногда студентам ставятся задачи достичь' или подтвердить опреде¬ленные спортивные разряды по годам обучения в вузе. В каждом вузе наряду с обязательными зачетными требованиями по общей физической и профессионально-прикладной физической подготовке студентам должны быть заблаговременно объявлены спор¬тивно-технические нормативы
и требования по годам обучения, а не только на предстоящий семестр. Это позволит им представлять сте¬пень трудности освоения учебно-тренировочного материала не только на предстоящий семестр, но и на перспективу. Особенности перспективного планирования в конкретном виде спорта или долгосрочного плана занятий какой-либо системой физи¬ческих упражнений полностью раскрываются на лекции. Текущее и оперативное планирование Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного
процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы трени¬ровочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, со¬ревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспе¬чивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивыс¬ших возможностей на основных соревнованиях. С одной стороны, планируются определенные «блоки» из серии тренировочных
занятий с конкретными задачами подготовки, с дру¬гой — проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью спортсмена путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого «блока» трениро¬вочных занятий. Текущее планирование в основном и спортивном отделениях суще¬ственно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном — со¬ревновательные упражнения, (на вспомогательных
дистанциях и их отрезках, в нестандартных упражнениях, не используемых в офици¬альных соревнованиях). Оперативное планирование, или управление учебно-тренировоч¬ным процессом, — определяет степень физической, технической, так¬тической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.
Современные технические средства позволяют оперативно полу¬чать и доводить до занимающихся информацию о динамических и ки¬нематических характеристиках движений, реакции основных функци¬ональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это по¬зволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств. Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном
и спортивном отделениях, но в каж¬дом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои от¬личия. Об этом речь должна идти на лекции по данной теме. 8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической Представив общую структуру подготовленности спорт¬сменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать сред¬ства и методы их
совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствова¬ние напрямую зависит от уровня развития физических качеств — силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психичес¬кой устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготов¬ленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства,
на психические качества спортсмена (сме¬лость, решительность). Физическая подготовленность в избранном виде спорта Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем, организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специаль¬ную. Связующее звено между ними — вспомогательная подготовлен¬ность.
Общая физическая подготовленность предполагает разносторон¬нее развитие физических качеств, слаженность их проявления в про¬цессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка особенно акцентируется на I - II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и «сквозные» тесты по ОФП (бег 100, 2000 м — женщины,
3000 м — мужчины, и спе¬циальные силовые упражнения для женщин и мужчин). Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требо¬ваний ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов; специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений. Вспомогательная физическая подготовленность, с одной стороны, восполняет необходимые повышенные требования к развитию опреде¬ленных физических качеств в
данном виде спорта или системе физи¬ческих упражнений, а с другой — служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей. Так, для спортивной специализации в лыжных гонках недостаточ¬ны общие требования в беге на 3 км ни по заданному времени (на оценку 5 очков), ни по длине дистанции. В этом случае в предсезонный пе¬риод подготовки может быть введен (в учебной группе «лыжников») дополнительный
тест, например в беге на 5—10 км с соответствующи¬ми требованиями к скорости преодоления этих дистанций. Такая вспомогательная физическая подготовка поможет более плавно перейти к специализированной подготовке и к определенным соревнова¬тельным дистанциям в лыжных гонках (15, 30, 50 км). Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно тех физических качеств, возможностей органов и функциональных, систем организма, с которыми непосредственно свя¬заны достижения
в избранном виде спорта. Специальная подготовлен¬ность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствую¬щую направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения. Техническая подготовлен¬ность в избранном виде спорта или
СФУ На содержание технической подготовки в каждом виде спорта влияют любые измене¬ния в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного инвентаря и т.д. В структуре технической подготовленности выделяются базовые и до¬полнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невоз¬можно осуществлять соревновательную борьбу по правилам.
Освоить базовые движения — обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений. Дополнительные движения и действия — это второстепенные эле¬менты движений, характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индивидуальными особенностями.
Именно эти движения и действия формируют индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии, с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески под¬держивается тренером-преподавателем. Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-; координационных видах
спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются. Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для других — ее вариативность, для третьих — экономичность ^ техники, для четвертых — минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства
спортсмена будут сле¬дующие. 1. Достичь высокой стабильности и вариативности специализиро¬ванных движений-приемов, составляющих основу техники данного вида спорта. 2. Последовательно превращать освоенные основы техники в целе¬сообразные и эффективные соревновательные действия. 3. Усовершенствовать структуру двигательных действий с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. 4. Повысить надежность и результативность техники действий спортсмена в экстремальных соревновательных
ситуациях. 5. Совершенствовать техническое мастерство спортсменов исходя из требований спортивной практики и достижений научно-техничес¬кого прогресса в сфере спортивного инвентаря и оборудования. Тактическая подготовлен¬ность в избранном виде спорта или СФУ Активность тактических действий спорт¬смена — важный показатель спортивного. мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю, оказывать на него постоянное
психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование рас¬пространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на кон¬тактные и неконтактные единоборства. Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физи¬ческую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического харак¬тера. Структура тактической подготовленности определяется характе¬ром стратегических задач, диктующих основные
направления спор¬тивной борьбы, эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, сту¬денческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В последнем случае Приходится учитывать такие особенности кон¬кретных соревнований, как характер судейства,
поведение болельщи¬ков, состояние мест соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-такти¬ческие возможности, а также возможности своих партнеров. Психическая подготовленность в избранном виде спорта или СФУ В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специ¬альную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность включает такие качества, как целеу¬стремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и, смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманнос¬тью решений), настойчивость И упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодо¬лении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоцио¬нального возбуждения), самостоятельность и инициативность.
Специфика различных видов спорта накладывает отпечаток на тре¬бования к волевым качествам и их проявлениям в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог Д. Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида. спорта имеются свои ведущие во¬левые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, — целеустремленность. В структуре специальной психической подготовленности следует выделять: • устойчивость спортсмена к
стрессовым ситуациям тренировоч¬ной и особенно соревновательной деятельности; • степень совершенства кинестетических и визуальных воспри¬ятии различных параметров двигательных действий и окружаю¬щей среды; • способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации; • способность воспринимать, организовать и перерабатывать ин¬формацию в условиях дефицита времени; • совершенство пространственно-временного восприятия как фак¬тора, повышающего эффективность технико-тактических дейст¬вий
спортсмена; • способность к формированию в структурах головного мозга опе¬режающих реакции, программ, предшествующих реальному дей¬ствию. Специфика различных видов спорта и особенности отдельных дис¬циплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на Требования к психи¬ке каждого спортсмена, а соответствующие психические качества фор¬мируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической
подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта. 9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сто¬рон его подготовленности. Контролируется выполнение запланированного содержания спор¬тивной подготовки на каждом ее этапе через выяснение состояния раз¬личных сторон подготовленности спортсменов
(физической, техни¬ческой, тактической). Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и опера¬тивный. Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировоч¬ной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макро цикла или этапа. Текущий .контроль направлен на оценку текущих состояний, кото¬рые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов. Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных со¬стояний — срочных реакций организма спортсмена
на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований. Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учеб¬ным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффек¬тивностью спортивной подготовки. Средства и методы контроля могут носить педагогический, психо¬логический и медико-биологический характер.
Они зависят от особен¬ностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и 'других материально-технических возможностей и условий. Поэтому в каж¬дом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упраж¬нений) кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверж¬даются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом определяются методы и средства контроля за эффективностью учеб¬но-тренировочного процесса
на семестр, учебный год, на весь срок обу¬чения в вузе.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |