Реферат по предмету "Экология"


Анализ экологического состояния города Сургут

--PAGE_BREAK--
4.     
ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ТЕРРИТОРИИ

4.1. Расчет индекса экологического состояния территории


Таблица 4.1.


Структура территории города Сургут (1 января 2008г)

Наименование показателя

Уровень показателя

га / %

Площадь городской территории

26420,12/ 100

лесной фонд

9755 / 37

земли сельскохозяйственного назначения

2102,95/8

водный фонд

459/ 1,7

земли поселений

3905,4/ 14,7

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения

10197,77/ 38,6


Таблица 4.2.

Показатели качества территории лесного фонда

Показатель

Норматив/фон, шт./га

Текущее значение, шт./га

Площадь территории нарушения, га

Плотность основных пород деревьев

4000

3200

3230

Таблица 4.3.

Показатели качества земли сельскохозяйственного назначения

Показатель

Норматив/фон,

мг/кг

Текущее значение

Площадь территории нарушения, га

Содержание гумуса

4/4

3,5

1239

Концентрации хим. веществ в почве



3



4,5



80,6

ВСЕГО





1319,6



Таблица 4.4.

Показатели качества водного фонда

Показатель

Норматив/фон, мг/дм3

Текущее значение, мг/дм3

Площадь территории нарушения, га

Проточные воды:

Содержание железа

0,3

2,4

459

Содержание нефтепродуктов

0,2

0,52

340

Непроточные воды:



Концентрации хим. веществ в водных слоях и донных отложениях

1,5 мг/100 г сухого грунта

1,72 мг/100 г сухого грунта

127


Таблица 4.5.

Показатели качества атмосферного воздуха земель поселений

Показатель концентрации в атм. воздухе

Норматив/фон, тыс.т

Текущее значение, тыс.т

Площадь территории нарушения, га

Твердые вещества

50/45

17

1219

Диоксид серы

1,2/1,2

1,1

543

Оксид углерода

35/35

19,4

 2004

Диоксид азота

60/45

38,0

1104


Таблица 4.6.

Показатели качества земли в промышленной зоне

Показатель

Норматив/фон, мг/кг

Текущее значение

Площадь территории нарушения, га

Концентрации хим. загрязнителей в почвенном слое



250/300



343



9190

Содержание нефтепродуктов

45/50

78,6

6400

ВСЕГО





15590



Объект расположен в Уральском федеральном округе. Исследуемая областьлежит в умеренном географическом поясе. На основании формулы (4.1) рассчитаем значение индекса загрязнения рассматриваемой территории [6].
Ik=                     (4.1)
где Sij — площадь территории i-й зоны с j-м нарушением;

S— общая площадь территории;

Рij — текущий уровень j-й учитываемой характеристики нарушения экологической ситуации в i-й зоне;

Рijф — фоновый уровень нарушения, по j-й характеристике в районе расположения территории;

ПДК
ij
— ПДК j-го загрязнения в i-й зоне.

Таблица 4.7

Данные по расчету индекса экологического состояния территории



В соответствии с формулой (4.1) индекс загрязнения составил 1,02. Это означает, что в целом за период хозяйственного использования территории города Сургута ее экологическое состояние ухудшилось по сравнению с фоном на более чем 100 процентов или в 1,02 раз. Очень сильно пострадали земли водного фонда и земли промышленности-они практически полностью изменены, поскольку Сургут – это промышленный центр Ханты-Мансийского Автономного Округа и даже по структуре территории в нем преобладает участок занятый масштабными промышленными объектами. Велика нагрузка на земли поселений – поскольку скученность населения на определенной территории высока за счет использования многоэтажных строений. Более чем на 100 процентов были изменены земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения – это говорит о высокой урбанизированности территории, что является типичным для северных городов. Приоритетность же восстановления земель выглядит следующим образом: земли поселений, лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, водного и промышленности.

К основным и обязательным мероприятиям можно отнести:

·                    рекультивация загрязненных земель;

·                    Строительство ливневой канализации, очистка сточных вод;

·                   установка фильтров на все выхлопные установки, чтобы уменьшить загрязнение атмосферного воздуха;

·                    высадка деревьев.

        

4.2. Оценка эколого-экономического ущерба при загрязнении открытых водных объектов в результате сбросов аварийно химически опасных веществ


В соответствии с федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным  и внесение платы за указанное воздействие не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, ей нанесенного. В  рамках действующего законодательства структура эколого-экономического ущерба, связанного с воздействием аварийно химически опасных веществ (АХОВ) на окружающую среду, может быть представлена в виде:  Цущерб=Цэкол+Цэкон,

где Цэкол  — затраты на реабилитацию загрязненной территории или плата за нанесение вреда окружающей  среде;

Цэкон – затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления объектов и сооружений, расположенных на загрязненной территории.

         При оценке эколого-экономического ущерба вследствие крупномасшабного  сброса АХОВ в открытые водные объекты могут быть предусмотрены дополнительные санкции за нанесение вреда животному и растительному миру и ущерба, связанного с нарушением водохозяйственной деятельности и рыбного промысла. Поэтому для оценки эколого-экономического ущерба при крупномасштабных сбросах АХОВ представляется целесообразным установить на рассмотрение следующих составляющих эколого-экономического ущерба:

·     плату за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты;

·     размер вреда, причиненного растительному и животному миру;

·     размер понесенных убытков, включая упущенную выгоду;

     Оценку эколого-экономического ущерба можно привести в четыре этапа:

·     оценка количества АХОВ, поступившего при аварии в водный объект;

·     оценка распределения загрязняющей примеси в пространстве и во времени;

·     определение области (в пространстве и во времени) с неприемлимыми значениями концентрации АХОВ и анализ возможных последствий загрязнения;

·     расчет экономических показателей;

В большинстве случаев общее количество (масса) сброса является основным показателем опасности чрезвычайной ситуации.  Общее количество (масса) сброса является определяющим фактором по установлению величины платы за сброс в поверхностные водные объекты: Спов=К*Кэв*Кинд*Нбаз*Мвод

где: Мвод – масса загрязняющего вещества, поступившего в поверхностный водный объект, т;

Нбаз – базовый норматив платы за сброс в водный объект одной тонны загрязняющего вещества;

Кинд – коэффициент индексации платы за загрязнение;

Кэв – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния поверхностных водных объектов по бассейнам морей и основных рек;

К – повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ.

Основным загрязняющим веществом в округе в целом и в отдельных его городах являются нефтепродукты.

В результате аварии в поверхностные воды города Сургута попало 0,01 т нефти и нефтепродуктов (табл. 1), т.е. Мвод=0,01 т. Базовый норматив платы за сброс в водный объект одной тонны загрязняющего вещества равен 44350 р. [7]. Коэффициент индексации платы за загрязнение равен 1. Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния поверхностных водных объектов по бассейнам морей и основных рек равен 1,2 [21].

Спов=1,2*1*44350*0,01=532,2 р. (плата за сброс).

Для оценки параметров пятна АХОВ целесообразно воспользоваться соотношением, описывающим изменение во времени концентрации примеси:


в котором:

 М – масса растворимого АХОВ, попавшего в водоток;

Wn– объемный расход в рассматриваемом створе;

t— время, отсчитываемое с момента появления примеси в рассматриваемом створе;

zи Lzрассчитываются по формулам:
где:

L– расстояние (по руслу) от места сброса до рассматриваемого створа;

tD– время добегания потока от места сброса до рассматриваемого створа;

Vзi– объем циркуляционных зон, имеющихся в проточных водоемах;

Wni– объемный расход реки в районе i-той циркуляционной зоны;

Dпр– приведенный коэффициент продольной дисперсии, затабулированный для различных глубин и коэффициента шероховатости русла водотока, имеющий размерность расстояния.

Dпр=2 м; L=100 м

Lz=0,005

tD=3600 сек; Vзi=100; Wni=320; М=0,01

Подставив данные в приведенные выше формулы, получим:

z=36,3

С1=1,7*10-9

Продолжительность прохождения зоны загрязнения с концентрацией АХОВ может быть определена из соотношения:
Условие для выражения 1: при С*≥Сmaxexp(-Lz),

Условие для выражения 2: при С*≤Сmaxexp(-Lz).

где Сmax– максимальное значение концентрации примеси в заданном створе, определяемое по формуле:
Сmax=1,7*10-9

         Продолжительность прохождения зоны загрязнения с концентрацией АХОВ  изменяется от 12574 сек до 251539 сек. 

         В случае крупномасштабного сброса в водный объект АХОВ уровень загрязнения таков, что следует ожидать полного уничтожения рыбных запасов в смысле потери их потребительской ценности. Плата за вред, причиненный растительному и животному миру, может определяться как ущерб от полной потери рыбопродуктивности водного объекта Срыб:

С рыб=Ро*S*Ц*

где:    Ро – рыбопродуктивность водного объекта (масса улова за год с единицы площади);

         S– площадь водного объекта, утрачивающего рыбохозяйственное значение;

         Ц – средняя для водного объекта оптовая цена рыбы.

Ро=0,06 т;

S=100 м2;

Ц*=50 р.

С рыб=300 р.

         В ходе расчетов были вычислены:

·       оценка распределения загрязняющей примеси в пространстве и во времени составляет 1,7*10-9;

·       плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, которая составила 532,2 р. (плата за сброс);

·       размер вреда, причиненный рыбному хозяйству составляет 300 р.;

  Значения не велики за счет малой величины массы выброшенного растворенного АХОВ. Но это единичный случай, в природе же существует эффект аккумуляции, который усугубляет любую аварийную ситуацию[8,9].
5.     
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ

В основе управления риском лежит принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба. Стратегическая цель управления риском — стремление к повышению уровня благосостояния общества (максимизация материальных и духовных благ) при обязательном условии: никакая практическая деятельность, направленная на реализацию цели, не может быть оправдана, если выгода от нее для общества в целом не превышает вызываемого ею ущерба (оправданность практической деятельности).

Политика в области управления риском должна реализовываться в рамках строгих ограничений техногенного воздействия на природные экосистемы (экологический императив). Управление риском – анализ самой рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, как правило в форме нормативного акта, направленного на минимизацию риска, поиск путей сокращения риска[10].

Управление риском решает две основные задачи:

1. Анализ величины экологического риска и принятие решений, направленных на ее снижение до пределов, соответствующих приемлемому уровню риска;

2. Анализ цены экологического риска и реализация методов ее снижения.

Наиболее полной схемой алгоритма управления риском на мой взгляд можно считать:

Этап 1. Идентификация и анализ риска.

Этап 2. Анализ альтернативных методов управления риском.

Этап 3. Выбор методов управления риском.

Этап 4. Исполнение выбранного метода.

Этап 5. Мониторинг результатов и совершенствование системы.

К числу наиболее часто встречающихся конкретных методов трансформации рисков относятся следующие:

·       Отказ от рисков;

·       Снижение частоты ущерба или предотвращение убытка;

·       Уменьшение размера убытков;

·       Разделение риска (дифференциация и дублирование);

·       Аутсорсинг риска[11].    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат History Project Essay Research Paper Need a
Реферат Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания
Реферат Методика проведения географических экскурсий в пределах левобережья Дона у с.Подгорное
Реферат Изменение качества водных ресурсов Калининградской области в зависимости от характера загрязнения
Реферат Учёт затрат формирование и методы калькулирования себестоимости
Реферат Исполнительная власть понятие и место в системе разделения властей. Функции исполнительной влас
Реферат Romeo And Juliet Fate Or Free Will
Реферат Самый таинственный герой романа ЛН Толстого Война и Мир
Реферат Государственный аппарат России в 1900 – 1917 г.г.
Реферат Загальнодержавні податки та їх значення для бюджету
Реферат Сжатие данных методами Хафмана и Шеннона-Фано
Реферат Пути повышения эффективности реализации муниципальной политики в сфере физической культуры и
Реферат Путешествия и туризм
Реферат Король Лир (King Lear)
Реферат Общественные взгляды Тургенева