--PAGE_BREAK--
4.
ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ТЕРРИТОРИИ
4.1. Расчет индекса экологического состояния территории
Таблица 4.1.
Структура территории города Сургут (1 января 2008г)
Наименование показателя
Уровень показателя
га / %
Площадь городской территории
26420,12/ 100
лесной фонд
9755 / 37
земли сельскохозяйственного назначения
2102,95/8
водный фонд
459/ 1,7
земли поселений
3905,4/ 14,7
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения
10197,77/ 38,6
Таблица 4.2.
Показатели качества территории лесного фонда
Показатель
Норматив/фон, шт./га
Текущее значение, шт./га
Площадь территории нарушения, га
Плотность основных пород деревьев
4000
3200
3230
Таблица 4.3.
Показатели качества земли сельскохозяйственного назначения
Показатель
Норматив/фон,
мг/кг
Текущее значение
Площадь территории нарушения, га
Содержание гумуса
4/4
3,5
1239
Концентрации хим. веществ в почве
3
4,5
80,6
ВСЕГО
1319,6
Таблица 4.4.
Показатели качества водного фонда
Показатель
Норматив/фон, мг/дм3
Текущее значение, мг/дм3
Площадь территории нарушения, га
Проточные воды:
Содержание железа
0,3
2,4
459
Содержание нефтепродуктов
0,2
0,52
340
Непроточные воды:
Концентрации хим. веществ в водных слоях и донных отложениях
1,5 мг/100 г сухого грунта
1,72 мг/100 г сухого грунта
127
Таблица 4.5.
Показатели качества атмосферного воздуха земель поселений
Показатель концентрации в атм. воздухе
Норматив/фон, тыс.т
Текущее значение, тыс.т
Площадь территории нарушения, га
Твердые вещества
50/45
17
1219
Диоксид серы
1,2/1,2
1,1
543
Оксид углерода
35/35
19,4
2004
Диоксид азота
60/45
38,0
1104
Таблица 4.6.
Показатели качества земли в промышленной зоне
Показатель
Норматив/фон, мг/кг
Текущее значение
Площадь территории нарушения, га
Концентрации хим. загрязнителей в почвенном слое
250/300
343
9190
Содержание нефтепродуктов
45/50
78,6
6400
ВСЕГО
15590
Объект расположен в Уральском федеральном округе. Исследуемая областьлежит в умеренном географическом поясе. На основании формулы (4.1) рассчитаем значение индекса загрязнения рассматриваемой территории [6].
Ik= (4.1)
где Sij — площадь территории i-й зоны с j-м нарушением;
S— общая площадь территории;
Рij — текущий уровень j-й учитываемой характеристики нарушения экологической ситуации в i-й зоне;
Рijф — фоновый уровень нарушения, по j-й характеристике в районе расположения территории;
ПДК
ij
— ПДК j-го загрязнения в i-й зоне.
Таблица 4.7
Данные по расчету индекса экологического состояния территории
В соответствии с формулой (4.1) индекс загрязнения составил 1,02. Это означает, что в целом за период хозяйственного использования территории города Сургута ее экологическое состояние ухудшилось по сравнению с фоном на более чем 100 процентов или в 1,02 раз. Очень сильно пострадали земли водного фонда и земли промышленности-они практически полностью изменены, поскольку Сургут – это промышленный центр Ханты-Мансийского Автономного Округа и даже по структуре территории в нем преобладает участок занятый масштабными промышленными объектами. Велика нагрузка на земли поселений – поскольку скученность населения на определенной территории высока за счет использования многоэтажных строений. Более чем на 100 процентов были изменены земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения – это говорит о высокой урбанизированности территории, что является типичным для северных городов. Приоритетность же восстановления земель выглядит следующим образом: земли поселений, лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, водного и промышленности.
К основным и обязательным мероприятиям можно отнести:
· рекультивация загрязненных земель;
· Строительство ливневой канализации, очистка сточных вод;
· установка фильтров на все выхлопные установки, чтобы уменьшить загрязнение атмосферного воздуха;
· высадка деревьев.
4.2. Оценка эколого-экономического ущерба при загрязнении открытых водных объектов в результате сбросов аварийно химически опасных веществ
В соответствии с федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным и внесение платы за указанное воздействие не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, ей нанесенного. В рамках действующего законодательства структура эколого-экономического ущерба, связанного с воздействием аварийно химически опасных веществ (АХОВ) на окружающую среду, может быть представлена в виде: Цущерб=Цэкол+Цэкон,
где Цэкол — затраты на реабилитацию загрязненной территории или плата за нанесение вреда окружающей среде;
Цэкон – затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления объектов и сооружений, расположенных на загрязненной территории.
При оценке эколого-экономического ущерба вследствие крупномасшабного сброса АХОВ в открытые водные объекты могут быть предусмотрены дополнительные санкции за нанесение вреда животному и растительному миру и ущерба, связанного с нарушением водохозяйственной деятельности и рыбного промысла. Поэтому для оценки эколого-экономического ущерба при крупномасштабных сбросах АХОВ представляется целесообразным установить на рассмотрение следующих составляющих эколого-экономического ущерба:
· плату за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты;
· размер вреда, причиненного растительному и животному миру;
· размер понесенных убытков, включая упущенную выгоду;
Оценку эколого-экономического ущерба можно привести в четыре этапа:
· оценка количества АХОВ, поступившего при аварии в водный объект;
· оценка распределения загрязняющей примеси в пространстве и во времени;
· определение области (в пространстве и во времени) с неприемлимыми значениями концентрации АХОВ и анализ возможных последствий загрязнения;
· расчет экономических показателей;
В большинстве случаев общее количество (масса) сброса является основным показателем опасности чрезвычайной ситуации. Общее количество (масса) сброса является определяющим фактором по установлению величины платы за сброс в поверхностные водные объекты: Спов=К*Кэв*Кинд*Нбаз*Мвод
где: Мвод – масса загрязняющего вещества, поступившего в поверхностный водный объект, т;
Нбаз – базовый норматив платы за сброс в водный объект одной тонны загрязняющего вещества;
Кинд – коэффициент индексации платы за загрязнение;
Кэв – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния поверхностных водных объектов по бассейнам морей и основных рек;
К – повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ.
Основным загрязняющим веществом в округе в целом и в отдельных его городах являются нефтепродукты.
В результате аварии в поверхностные воды города Сургута попало 0,01 т нефти и нефтепродуктов (табл. 1), т.е. Мвод=0,01 т. Базовый норматив платы за сброс в водный объект одной тонны загрязняющего вещества равен 44350 р. [7]. Коэффициент индексации платы за загрязнение равен 1. Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния поверхностных водных объектов по бассейнам морей и основных рек равен 1,2 [21].
Спов=1,2*1*44350*0,01=532,2 р. (плата за сброс).
Для оценки параметров пятна АХОВ целесообразно воспользоваться соотношением, описывающим изменение во времени концентрации примеси:
в котором:
М – масса растворимого АХОВ, попавшего в водоток;
Wn– объемный расход в рассматриваемом створе;
t— время, отсчитываемое с момента появления примеси в рассматриваемом створе;
zи Lzрассчитываются по формулам:
где:
L– расстояние (по руслу) от места сброса до рассматриваемого створа;
tD– время добегания потока от места сброса до рассматриваемого створа;
Vзi– объем циркуляционных зон, имеющихся в проточных водоемах;
Wni– объемный расход реки в районе i-той циркуляционной зоны;
Dпр– приведенный коэффициент продольной дисперсии, затабулированный для различных глубин и коэффициента шероховатости русла водотока, имеющий размерность расстояния.
Dпр=2 м; L=100 м
Lz=0,005
tD=3600 сек; Vзi=100; Wni=320; М=0,01
Подставив данные в приведенные выше формулы, получим:
z=36,3
С1=1,7*10-9
Продолжительность прохождения зоны загрязнения с концентрацией АХОВ может быть определена из соотношения:
Условие для выражения 1: при С*≥Сmaxexp(-Lz),
Условие для выражения 2: при С*≤Сmaxexp(-Lz).
где Сmax– максимальное значение концентрации примеси в заданном створе, определяемое по формуле:
Сmax=1,7*10-9
Продолжительность прохождения зоны загрязнения с концентрацией АХОВ изменяется от 12574 сек до 251539 сек.
В случае крупномасштабного сброса в водный объект АХОВ уровень загрязнения таков, что следует ожидать полного уничтожения рыбных запасов в смысле потери их потребительской ценности. Плата за вред, причиненный растительному и животному миру, может определяться как ущерб от полной потери рыбопродуктивности водного объекта Срыб:
С рыб=Ро*S*Ц*
где: Ро – рыбопродуктивность водного объекта (масса улова за год с единицы площади);
S– площадь водного объекта, утрачивающего рыбохозяйственное значение;
Ц – средняя для водного объекта оптовая цена рыбы.
Ро=0,06 т;
S=100 м2;
Ц*=50 р.
С рыб=300 р.
В ходе расчетов были вычислены:
· оценка распределения загрязняющей примеси в пространстве и во времени составляет 1,7*10-9;
· плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, которая составила 532,2 р. (плата за сброс);
· размер вреда, причиненный рыбному хозяйству составляет 300 р.;
Значения не велики за счет малой величины массы выброшенного растворенного АХОВ. Но это единичный случай, в природе же существует эффект аккумуляции, который усугубляет любую аварийную ситуацию[8,9].
5.
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ
В основе управления риском лежит принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба. Стратегическая цель управления риском — стремление к повышению уровня благосостояния общества (максимизация материальных и духовных благ) при обязательном условии: никакая практическая деятельность, направленная на реализацию цели, не может быть оправдана, если выгода от нее для общества в целом не превышает вызываемого ею ущерба (оправданность практической деятельности).
Политика в области управления риском должна реализовываться в рамках строгих ограничений техногенного воздействия на природные экосистемы (экологический императив). Управление риском – анализ самой рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, как правило в форме нормативного акта, направленного на минимизацию риска, поиск путей сокращения риска[10].
Управление риском решает две основные задачи:
1. Анализ величины экологического риска и принятие решений, направленных на ее снижение до пределов, соответствующих приемлемому уровню риска;
2. Анализ цены экологического риска и реализация методов ее снижения.
Наиболее полной схемой алгоритма управления риском на мой взгляд можно считать:
Этап 1. Идентификация и анализ риска.
Этап 2. Анализ альтернативных методов управления риском.
Этап 3. Выбор методов управления риском.
Этап 4. Исполнение выбранного метода.
Этап 5. Мониторинг результатов и совершенствование системы.
К числу наиболее часто встречающихся конкретных методов трансформации рисков относятся следующие:
· Отказ от рисков;
· Снижение частоты ущерба или предотвращение убытка;
· Уменьшение размера убытков;
· Разделение риска (дифференциация и дублирование);
· Аутсорсинг риска[11]. продолжение
--PAGE_BREAK--