Реферат по предмету "Химия"


Сравнительное изучение психотропной активной гетероциклических производных гамма-аминомасляной и

--PAGE_BREAK--МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование выполнено на 612 крысах-самцах линии Вистар массой 180-220 г и 496 мышах-самцах линии BALB/Cмассой 25-30 г.

В настоящем исследовании изучена психотропная активность 7 новых производных нейромедиаторных аминокислот – ГАМК и глутаминовой, соединений с лабораторными шифрами: РГПУ-195, РГПУ-196, РГПУ-197, РГПУ-198, РГПУ-199, РГПУ-200 и РГПУ-201, синтезированных на кафедре органической химии Российского государственного педагогического университета им. А.Н. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)*.

Соединения растворялись в физиологическом растворе и вводились в дозах, составляющих 1/10 от молекулярной массы (мг/кг): РГПУ-195,  РГПУ-197,  РГПУ-198 – 22 мг/кг; РГПУ-196 – 27 мг/кг; РГПУ-199,  РГПУ-200 – 29мг/кг; РГПУ-201 – 24 мг/кг. Пирацетам, фенибут и фенотропил применялись в терапевтически эффективных дозах –400 мг/кг, 25 мг/кг, 25 мг/кг соответственно.Контрольные группы животных получали физиологический раствор в эквивалентном объеме.

*Приносим искреннюю благодарность зав. кафедрой органической химии Российского государственного педагогического университета им. А.М. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) ЗДН, д.х.н., профессору А.М. Берестовицкой и старшему научному сотруднику, к.х.н. О.С. Васильевой, предоставивших исследуемые вещества для нашей работы.

В качестве препаратов позитивного контроля на различных этапах исследования использовались: мелипрамин – 16 мг/кг, анальгин – 100мг/кг, диазепам – 1 мг/кг.

С целью предварительной рандомизации по степени чувствительности/устойчивости к действию патологических факторов и фармакологических веществ в тесте-предикторе «эмоциональный резонанс» (И.В. Жданова, Р.Н. Кордзадзе, Ю.Г. Пляшкевич, 1991) животные разделялись на поведенчески низкоактивных (НА) – прогностически высокочувствительных, высокоактивных – прогностически низкочувствительных и среднеактивных (СА) –составляющих основную массу протестированных крыс и предположительно среднечувствительных к экзогенным воздействиям. (Судаков К.В., Петров В.И., 1997; Середенин С.Б., Бадыштов Б.А. и др., 2001; Коплик Е.В., 2002; И.В. Ганнушкина и др., 2004).

Для изучения нейропсихотропной активности соединений использовались следующие психофармакологические тесты: тест «открытое поле» (ОП) (Хаунина Р.А., Лапин И.П. 1976 г., Воронина Т.А. 1982; Гельман В.Я., Кременевская С.И., 1990); тест «приподнятый крестообразный лабиринт» (ПКЛ) (Pellow S. et al., 1985); тест «условная реакция пассивного избегания» (УРПИ) (Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П., 1991; Воронина Т.А., Островская Р.У., 2000), «тест экстраполяционного избавления» (ТЭИ) (Бондаренко Н.А., 1992.), тесты «вращающийся стержень» (Караев А. Л, Козлова Г.С. и др., 2004 г.)и «вертикальный экран-сетка» (Калуев А.В., 2002; Nagatani T. et al., 1987); «принудительное плавание с грузом» (Суркова В.В., Тюренков И.Н., 1979; Сейфулла Р.Д, 1998; Морозов И.С., Клейменова Н.Н. 1998; Воронина Т.А., Островская Р.У., 2000);  «методика конфликтной ситуации» (вариант Vogel) (Воронина Т.А., Середенин С.Б., 2000); «модель пролонгирования снотворного действия барбитуратов» (Воронина Т.А., Неробокова Л.Н., 2000); тест термического раздражения хвоста путем погружения в воду температурой 58оС (Судаков С.К. и др., 1995; Савельева К.В. и др., 1997);тест раздражения лап электрическим током до вокализации (Гузеватых Л.С., Валуйских Д.В., Воронина Т.А., 2005); тест подвешивания мышей за хвост (ПМХ) (SteruL. etal., 1985) и методика принудительного плавания по Порсолту (Porsolt R.D. et al., 1977).

Изучение нейропротекторного действия соединений проводилось с использованием следующих моделей нейропсихопатологии:

— модели острой генерализованной гипоксии: нормобарической гипоксии с гиперкапниейи гемической гипоксии, вызванной нитритной интоксикацией  (нитрит натрия 250 мг/кг подкожно) (Воронина Т.А., Островская Р.У., 2000);

— модели хемоиндуцированного эпилептогенеза вызванного введением пикротоксина (5 мг/кг) и коразола (90 мг/кг), (Воронина Т.А., Неробокова Т.Н., 2000).

— модели острого стресса: модель острого эмоционально-болевого стресса, вызываемого путем подвешивания животных за дорсальную шейную кожную складку на высоте 1,5м от пола длительностью 12 часов (Островский О.В., Дудченко Г.П., 1985; Аряев В. Л., Кресюн В. И. 1990); модель острого гипергравитационного стресса., вызываемого путем вращения на специальной центрифуге в горизонтальной плоскости в краниокаудальном векторе при величине перегрузки 6g
. (Гаевый М.Д., 2000).

— модель хронического стресса: 48-часовой депривации парадоксальной фазы сна(Вознесенский А.Г. и др., 1989; Воронина Т.А. и др., 1990; Jouvet et al. 1964)

Стресспротекторное действие соединений оценивалось по влиянию на психоневрологический статус животных в тестах ОП, УРПИ, ПКЛ и ТЭИ. На модели гипергравитационного стресса данные психофармакологические тесты сочетались с оценкой выраженности неврологического дефицита по шкале McGrawи «стрессорной триады»- гипертрофии надпочечников, инволюции тимуса (на торсионных весах проводилось взвешивание органов с определением относительной массы в мг/100г веса животного) и степени изъязвления слизистой желудка (по шкале Перцова С.С., 1995).

Нейрофармакологический анализ возможных механизмов действия соединений РГПУ-195 и РГПУ-201 проведен в соответствии с требованиями «Руководства по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ» — Фармакологический государственный комитет, МЗ РФ, Москва, 2005".

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием параметрического t-критерия Стьюдента, непараметрического U-критерия Манна-Уитни, точного критерия Фишера, методом однофакторного дисперсионного анализа, критерия Стьюдента с поправкой Бонферони для множественных сравнений, а также критериев Ньюмена-Кейлса и Данна для множественных сравнений. Обработка данных производилась с помощью пакетов программ MicrosoftExcelXP, STATISTICA5.0, Biostatistics4.03. Статистически значимыми расценивались эффекты при p

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данные о влиянии исследуемых веществ на двигательную и ориентировочно-исследовательскую активность животных представлены на рис.1.

Рис 1. Влияние однократного введения соединений на параметры поведения животных в тесте «открытое поле».Обозначения: * —
p
Помимо этого соединения РГПУ-197, РГПУ-201 достоверно повышали количество заходов в центральную зону ОП, уменьшали число актов груминга и фекальных болюсов — проявляли анксиолитическое действие. Результаты теста ОП позволяют сделать выводы о наличии психостимулирующего действия у соединений РГПУ-198 и РГПУ-199, о наличии анксиоседативных свойств у соединений РГПУ-195, РГПУ-196, РГПУ-201 и анксиоактивирующих – у соединения РГПУ-197.

В тесте «Условная реакция пассивного избегания»уживотных, получавших перед обучением РГПУ-195, РГПУ- 197, РГПУ-198, РГПУ-201, латентный период захода в темный отсек был достоверно больше, а количество заходов – меньше, чем у животных контрольной группы на всех этапах воспроизведения (через 24 часа, на 7-й, 30-й и 60-й день после обучения), что говорит о положительном влиянии на память и наличии ноотропных свойств (Рис.2.). Соединения РГПУ-195, РГПУ-197 и РГПУ-201 достоверно превосходили по выраженности ноотропного эффекта «эталонный ноотроп» пирацетам.

Рис 2. Влияние соединений на латентный период первого захода в темный отсек у подвергшихся гравитационной ишемии животных в тесте УРПИ.

Обозначения: * —
p
p
Результатытеста «приподнятый крестообразный лабиринт» подтвердили наличие анксиолитической активности у соединений РГПУ-195, РГПУ-197 и РГПУ-201, поскольку перечисленные соединения и препараты достоверно увеличивали продолжительность времени, проводимого животными в открытых рукавах лабиринта по сравнению с показателем животных контрольной группы (Рис.3.).




Рис.3. Влияние соединений на продолжительность времени, проводимого животными в открытых рукавах в тесте «приподнятый крестообразный лабиринт»

Обозначения: * —
p

В тесте «Экстраполяционного избавления» соединения РГПУ-195, РГПУ-197, РГПУ-201 достоверно по сравнению с показателем группы контроля уменьшали латентный период двигательной активности (скорость ориентировочных реакций) и латентный период подныривания (скорость решения экстраполяционной задачи) – как на этапе обучения навыку избавления, так и на этапе его воспроизведения, что свидетельствует о положительном влиянии указанных соединений на обучаемость и память, характеризующих состояние когнитивной функции, и подтверждают наличие ноотропной активности, которая у соединений РГПУ-195, РГПУ-197, РГПУ-198, РГПУ-201 выражена в большей степени, чем у препарата сравнения пирацетама, а у РГПУ-201 – чем у фенибута и фенотропила, что подтверждает результаты теста УРПИ.Под влиянием однократного введения РГПУ-195, РГПУ-197, РГПУ-201 время иммобилизации (поведенческий коррелят депрессии) на этапе обучения достоверно уменьшалось, а количество прыжков (активных попыток избежать угрожающей ситуации) возрастало по сравнению с показателями животных группы контроля, что говорит об антидепрессантных свойствах данных соединений. В тестах «подвешивания мышей за хвост» (Рис.4.) и принудительного плавания по Порсолту эти вещества также достоверно уменьшали у животных продолжительность иммобилизации, что подтверждает наличие антидепрессантных свойств. В наибольшей степени этот эффект был выражен у соединения РГПУ-201 и РГПУ-197, при этом РГПУ-201 превосходило по активности специфический антидепрессант мелипрамин.



Рис.4. Влияние соединений на продолжительность иммобилизации животных в тесте подвешивания мышей за хвост. Обозначения: * —
p

Животные, которым вводились производные глутаминовой кислоты РГПУ-198 и РГПУ-199, избегали открытых рукавов в тесте «приподнятый крестообразный лабиринт», а в «тесте экстраполяционного избавления» увеличивали продолжительность иммобилизации и латентный период подныривания (замедляли решение экстраполяционной задачи), что вероятно связано с усилением тревожности под влиянием указанных веществ, которая, как известно, снижает скорость реакции и затрудняет целенаправленную деятельность.

Соединения РГПУ-195, РГПУ-197, РГПУ-201 проявляют специфическую ноотропную активность, что выражается в улучшении под их влиянием процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации как в динамике, так и в условиях амнезирующего действия холинолитика скополамина и острого эмоционально-болевого стресса.

Соединения РГПУ-195 и, в большей мере, соединение РГПУ-201 значительно повышали физическую работоспособность и ускоряли адаптацию к повторяющимся форсированным физическим нагрузкам в тесте принудительного плавания с грузом.

Рис.5. Влияние соединений на физическую работоспособность в «тесте принудительного плавания с грузом», вес которого составляет 20% от массы тела животного. Обозначения: * —
p
p

Соединения РГПУ195, РГПУ-196, РГПУ-197, РГПУ-201 в тесте конфликтной ситуации по Вогелю устраняли явления страха и тревожности перед действием наказующего болевого фактора и приводили, тем самым, к растормаживанию мотивации удовлетворения жажды, увеличивая число наказуемых взятий воды из поилки, что доказывает наличие у них специфической анксиолитической активности (Рис.6.).

Косвенно наличие такого рода активности подтверждается наличием у данных соединений способности потенцировать и пролонгировать снотворный эффект производного барбитуровой кислоты тиопентала натрия, свойственной большому числу специфических анксиолитических и седативных средств и наиболее выраженной у РГПУ-195.

Рис.6. Влияние соединений на поведение животных в тесте «конфликтная ситуация, вариант
Vogel»Обозначения: * —
p
p

Соединения РГПУ-195, РГПУ-197 и РГПУ-201 в условиях острой генерализованной гипоксии проявили противогипоксическую активность (Таблица 1)

Таблица 1.

Влияние соединений на продолжительность жизни животных в условиях гиперкапнической и гемической гипоксии

Группы

Гиперкапническая гипоксия

Гемическая гипоксия

ЛПА, сек.

(М ±
m)

%

Время жизни, сек. (М ±
m)

%

Контроль

1220±32,59



1811±37,86



Фенибут

1721±37,28*
#

141%

2669±37,57
**

147,4%

Пирацетам

1645±36,86*

134%

2522±36,92
**

139,3%

Фенотропил

1811±36,80**
#

148%

2856±37,58
**#

157,7%

РГПУ-195

1739±37,66*
#

142,5%

2786±36,65
**#

153,8%

РГПУ-197

1838±37,87**
#

150,7%

2903±36,13
**#

160,3%

РГПУ-201

1848±37,55**
#

157,5%

2885±36,10
**#

159,3%

n=8

n=8
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление бизнес-единицами: децентрализация предпринимательства
Реферат Are Drugs The Answer Essay Research Paper
Реферат Оценка резервов увеличения прибыли предприятия
Реферат Организация аудита
Реферат Недоношенные дети. Патологии недоношенных детей
Реферат Підсумки здійснення судочинства Вінницьким апеляційним адміністративним судом на початку своєї процесуальної діяльності
Реферат Организационно правовые формы предприятий в Республике Беларусь сравнительный анализ преимуществ
Реферат Экология Китая
Реферат Столкновение века нынешнего и века минувшего
Реферат Радикальные течения в общественной мысли и их представители
Реферат Систематизация и структурирование учебного материала в процессе изучения темы физики
Реферат Проектування інформаційної системи збору даних землевпорядкування для автоматизації процесу оцінки земельних ділянок
Реферат Постхолецистэктомический синдром. Хирургия
Реферат Политическая борьба за различные альтернативы развития России в первые десятилетия ХХ века
Реферат Художник Василий Иванович Суриков