Обучение технике рывка Тяжелая атлетика является весьма травма опасным видом спорта, так как работать приходится с очень большими весами. Чтобы исключить получение травм нужно в совершенстве владеть техникой рывка, целесообразно каждое из них разучивать по частям. Для этого используются подводящие рывковые упражнения, выполняемые из различных исходных положений, с сохранением поз в граничные моменты фаз, соответствующих классическим упражнениям во время подъёма
штанги. При освоении техники спортсмен может наиболее эффективно использовать физические и психические возможности спортсмена при подъёме штанги максимального веса. При разучивании техники классических упражнений хорошо используются имитирующие подводящие упражнения с основной части урока. В процессе тренировок, на первых занятиях, вес штанги удерживают постоянным, без его увеличения, для прочного закрепления навыков и совершенствования в технике упражнение выполняют
со штангой разного веса, в том числе и максимального. Долгие годы исследований и тренировок дали понять, что нерационально в начале обучения акцентировать внимание на силовой подготовке, целесообразнее сосредотачивать его на формировании навыков и воспитании умений развивать максимальные усилия в короткие промежутки времени. Установление навыка появляется с умением правильно повторять упражнение.
По мере нарастания тренированности и овладения основами спортивной техники рекомендуется переходить к выполнению упражнений с отягощением разной степени. Как правило, чтобы быстрее и тщательней закрепить двигательные навыки, занятия должны проводиться регулярно. При длительных перерывах в занятиях двигательный навык начинает разрушаться. Пропуск занятий – сильный тормоз к овладению техникой упражнения.
Преждевременный переход к выполнению упражнения со штангой переменного веса с большим числом надбавок заметно ухудшает технику упражнений. Плохое воздействие оказывает преждевременное участие в соревнованиях. Сильно разрушает навык многократное повторение со штангой тяжелого веса. По программе тренировок новички сначала должны освоить рывок, затем толчок от груди и только после этого приступят к разучиванию техники подъёма на грудь.
Последовательность обучения. Самые первые занятия, когда изучается сама техника рывка, играют большую роль в развитии спортсмена, поскольку рост результата напрямую зависит от владения техникой. Современная методика тренировок нашла применение двух последовательностей упражнений: подъём штанги на грудь, толчок от груди и рывок; рывок, толчок от груди (штанга берётся со стоек, подъём на грудь). Наиболее распространена вторая методика тренировок.
Новичкам упражнения следует осваивать в следующем порядке: рывок с полуприседом, рывок разножкой (полуприседом), толчок от груди полуприседом, подъём на грудь с разножкой. В зависимости от упрочнения навыков в классических упражнениях используют более вспомогательные упражнения, но без целенаправленного воздействия на развитие силы мышц рук и плечевого пояса. Аппарат кровообращения у новичков-подростков плохо адаптирован к новым условиям, которые создаются
в период подъема тяжести и натужывания, а в рывке натуживание проявляется на не продолжительное время и не всегда ощущается. Однако оно очень сильно проявляется при подъёме на грудь и в фазе выталкивания из крайне-нижнего положения. Техника соревновательного рывка. Такая техника используется при поднятии штанги в тяжелой атлетике. Результаты упорных тренировок во многом зависят от того насколько развитие скоростно-силовых качеств
тяжелоатлета сочетается с правильной техникой подъёма штанги. Только при гармоническом сочетании этих качеств можно добиться серьезных результатов. Скорость перемещения снаряда, ритмовая структура, динамические характеристики и определённые положения частей тела спортсмена в зависимости от фазы подъёма штанги, во многом зависят оптимальной техники. Причём существует положительная взаимосвязь между рациональными позами в граничные моменты фаз и другими
параметрами (скоростью, ритмовой структурой и другими динамическими характеристиками). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что рациональные позы в граничные моменты фаз являются одним из ведущих звеньев, определяющих техническую грамотность тяжелоатлета. Перед началом рывка спортсмен тщательно готовится: ставит стопы на ширине таза с естественным разворотом носков симметрично относительно середины грифа, не фаланговые суставы больших пальцев находятся точно
под грифом, колени развёрнуты в стороны соответственно развороту носков, ширина хвата в рывке равна приблизительно двойной ширине плеч атлета или ширине плеч + длина руки, сжатой в кулак и натянутой в сторону, захват в замок, т.е. пальцы кисти находятся сверху большого пальца, спина прямая или слегка прогнута, в поясничной части, голова удерживается в одной плоскости с туловищем. Начало рывка можно разделить на две части. Первая часть начинается с момента приложения усилия к штанге
и заканчивается моментом отделения штанги от помоста (МОШ). В МОШ руки в локтевых суставах полностью выпрямлены, плечи немного впереди грифа, атлет стоит с опорой на полных ступнях. Задача этого действия состоит в том, чтобы создать жёсткое взаимодействие между звеньями кинематических цепей в системе “атлет – штанга – опора”. Направление усилий должно быть близким к вертикальному.
Вторая часть начинается от МОШ до первого максимума разгибания коленных суставов атлета и заканчивается моментом натяжения в мышцах задней поверхности бедра, при этом снаряд начинает перемещаться в направлении отлета. Поза в конце фазы следующая: голени принимают вертикальное положение; плечевые суставы значительно перемещены вперёд за линию грифа; руки прямые; атлет стоит на полных ступнях; штанга находится в зоне коленных суставов. Главная задача данного действия заключается в перемещении снаряд по оптимальной траектории,
сообщить ему необходимую скорость и принять рациональную динамическую скорость перед подрывом. Следующий этап начинается с момента активного уменьшения углов в суставах нижних конечностей и заканчивается прекращением сгибания ног в коленных суставах. Поза в конце действия следующая: плечевые и локтевые суставы находятся в одной вертикальной линии с грифом; штанга расположена выше уровня коленных суставов; её местоположение зависит от ширины хвата и морфологического телосложения спортсмена; атлет стоит с
опорой на полных ступнях. Основная задача этого действия – это сохраняя оптимальное взаимодействие между опорой и снарядом, добиться выполнения фазы в режиме ударного взаимодействия атлета с опорой на момент окончания сгибания ног в коленных суставах. Плечи следует перемещать вверх в вертикальной плоскости, в противном случае будет отмечаться снижение вертикальной составляющей скорости движения штанги и увеличение её горизонтальной составляющей. Важнейшей особенностью выполнения этой фазы является наличие опоры на
всей ступне. Следующее действие выполняется с момента начала разгибания ног в коленных суставах и заканчивается моментом прекращения разгибания в коленных, тазобедренных и сгибания в голеностопных суставах. В конце этого действия положение тела должно быть следующим: ноги почти полностью выпрямлены; плечи приподняты; руки в локтевых суставах активно сгибаются; опоры на ступни почти нет; атлет перегруппировывается на уход в подсед. Самое главное в этом действии достичь максимальной скорости движения штанги.
Главным требованием к выполнению действия является мгновенное переключение от выполнения предыдущего действия к следующему с последующей максимальной амплитудой движения в суставах нижних конечностей. Следующим действием необходимо подсесть под штангу. Выполняется от момента окончания разгибания в суставах нижних конечностей и туловища и завершается моментом начала взаимодействия атлета с опорой. Задача – постоянно воздействовать на снаряд и, отталкиваясь
от него, устремляться в позу опорного подхода. После этого штангу необходимо зафиксировать в опорном подседе с сохранением устойчивого равновесия в рамках ограниченной ступнями ног площади опоры. Далее начинается действие подъема из приседа.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |