МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Филиал г. Ярославль РЕФЕРАТ по дисциплине «Физическая культура» на тему «Исходные понятия физического воспитания. Определение «физическая культура». Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. Понятие здоровья». Студента 2 курса, группы АС-29
Научный руководитель Алексеева Маргарита Тимофеевна Оценка: о (подпись) Ярославль 2007 г. Содержание. Введение. 1. Исходные понятия физического воспитания. 2. Определение «физическая культура». 3. Основы здорового образа жизни студента. 4. Физическая культура в обеспечении здоровья. Понятие здоровья. Список используемой литературы.
Введение. Теория физического воспитания, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях «физическое воспитание» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство»,
«физическая культура» и «спорт». Исходные понятия физического воспитания. Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, социально-экономическими и др.), в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура как совокупность специфических и материальных ценностей, в том числе в система физического
воспитания. Основная цель политики государства в области физической культуры – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения. Удручающие статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в России ухудшилось состояние здоровья населения. Министерством образования России с Госкомспортом России, Минздравом и РАО проделана существенная работа по формированию законодательного, нормативно-правового
и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования. Традиционная система физического воспитания на современном этапе нуждается в усилении оздоровительной направленности, улучшении материальной обеспеченности, разнообразии форм и методов работы. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений является обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности студентов. «Физическое
воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека» (Энциклопедический словарь) Всестороннее физическое воспитание является одной из важнейших задач общества. Важнейшим средством в достижении данной цели является развитие двигательных качеств: силы, гибкости, выносливости, ловкости, быстроты и др которые определяют отдельные стороны двигательных возможностей
человека. Качеств, которыми каждый человек наделен от рождения. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах как учебной, так и спортивной деятельности. Применительно к физической культуре используют термин «физические качества». В процессе роста и развития организма, физические качества претерпевают изменения.
Определение «физическая культура». «Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека» (Энциклопедический словарь) Физическая культура – основа здорового образа жизни. Физическая культура объединяет многие компоненты: культуру двигательной активности, закаливание, дыхание, массаж, питание, использование факторов природы. О физической культуре следует говорить в первую очередь
с учетом этих компонентов, тогда становится очевидным, что она – основа и движущая сила формирования здорового образа жизни. Если принять условно уровень здоровья за 100% , то 20% зависит от наследственных факторов, 20% - от внешне-средовых условий, от экологии, 1-% - от деятельности системы здравоохранения, 50% -зависит от образа жизни, который человек сам себе организовывает. Основы здорового образа жизни студента.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Правильный режим дня предусматривает строгий и разумный распорядок, по возможности, постоянное время подъема и утренней гигиенической гимнастики, водных процедур и завтрака, ухода на учебу или работу, обеденного перерыва и возвращения домой, приема пищи и отдыха, спортивных занятий и домашней работы,
культурного досуга, вечерней прогулки и отхода ко сну. Закрепленный многолетними повторениями, такой распорядок дня постепенно становится привычным и более легким в повседневной реализации. Впоследствии это находит полезное выражение не только во внешних проявлениях любой выполняемой деятельности, но и в протекании сложных внутренних процессов человеческого организма. Сон - неотъемлемая составная часть режима дня. Во время сна организм отдыхает, восстанавливает и накапливает
силы. Особенно большое значение имеет сон для нервной системы, клетки которой острее других реагируют на утомление, больше страдают от недосыпания. Способствуя улучшению питания нервных клеток, сон закономерно снимает утомление, предупреждает истощение, восстанавливает запасы энергии для любой последующей деятельности. Рационализация умственного и физического труда обеспечивает согласованную деятельность всего организма, его взаимодействие с окружающей средой. Утомление, вызываемое как умственной, так и физической деятельностью
человека, развивается, прежде всего, в центральной нервной системе. В целях предупреждения перегрузки ЦНС применяются специально разработанные принципы рационализации труда, оптимизации выполняемых трудовых операций. Рационализация физического труда направлена на устранение лишних движений работающего, установление оптимального ритма напряжения и расслабления различных мышечных групп. Этим обеспечивается попеременное чередование возбуждения и торможения участков коры головного
мозга, регулирующих деятельность мышц, участвующих в осуществляемом трудовом процессе, вследствие чего работающий человек утомляется значительно меньше. Предупреждению перегрузки ЦНС способствует переключение на другой вид работы, например, выполнение упражнений производственной гимнастики или физкультурной паузы. При этом важно, чтобы в эти упражнения вовлекались группы мышц, не участвующие в рабочих операциях. Закаливание - это тренировка защитных сил организма или его приспособление
к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды. Жизненная сущность закаливания заключается в совершенствовании механизмов образования, сохранения и отдачи тепла или, иначе говоря, в тренировке терморегуляторного аппарата. Этот процесс протекает при активном участии центральной нервной системы. Систематические воздействия воздуха, воды и солнечных лучей на тело человека способствуют формированию
условных рефлексов, приспосабливающих организм к температурным колебаниям окружающей среды. Особенно эффективно такие рефлексы приспособления образуются при занятиях физической культурой и спортом, когда человек попадает в условия повышенных требований к организму: пловец в прохладной воде, лыжник на морозном воздухе, стайер на жаркой летней дорожке и т.д. Благотворное влияние закаливания заключается не только в том, что повышается сопротивляемость организма
к различным заболеваниям, прежде всего простудным, но и в том, что при закаливании укрепляется нервная система человека, заметно активизируется обмен веществ в организме, улучшается деятельность сердца, легких, других органов. И как закономерное следствие всего этого - повышается общая выносливость и работоспособность закаленной личности. Наиболее широко в наше время распространены закаливание воздухом, водой (обтирание, обливание, купание) и солнцем. Рациональное питание в здоровом образе жизни.
Активные занятия физической культурой и спортом, а также физическим и умственным трудом вызывают повышенный расход энергии. Восполнение израсходованной энергии за счет рационального питания - одна из важных жизненных задач каждого цивилизованного человека. В состав суточного пищевого рациона должны входить белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Потребляемая вами пища должна быть разнообразной по составу, доброкачественной, обладать приятным вкусом (вызывать аппетит) и хорошо усваиваться.
Белки - основной материал для построения клеток и тканей организма. В рационе юношей и девушек студенческого возраста, организм которых еще не закончил расти и формироваться, количество белков в пище должно быть достаточным для этих целей и составлять около 2-х г в сутки на каждый кг массы тела. Жиры являются не только важным источником энергии, но выполняют и пластическую функцию (участвуют в построении тканей вашего организма).
Человек получает жиры из сливочного масла, молока и молочных продуктов, сыров, яиц, жирных сортов мяса, а также из растительных масел, в которых содержатся и необходимые организму витамины. Углеводы - основной энергоноситель для работающих мышц. Источниками углеводов для человека являются сахар, мед, фрукты, крупы, хлебобулочные изделия, овощи, картофель. Пропорциональное соотношение между белками, жирами и углеводами в рационе питания студента,
занимающегося физической культурой и спортом, должно быть близким к I : 0,8 : 4 , то есть заметное преимущество отдается основному энергоносителю вашего организма – углеводам. Организм студентов испытывает повышенную потребность в витаминах. Их недостаток в пище приводит к различным неблагоприятным последствиям. Скажем, недостаточность витамина С вызывает быструю утомляемость при умственной и физической деятельности,
снижает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. При отсутствии витамина В возникают повышенная нервная возбудимость, боли в мышцах и др. неприятности. Минеральные соли участвуют в регуляции обмена веществ, роста и развития организма, одновременно являясь необходимым строительным материалом для формирования костей скелета, зубов, волос и других тканей тела. Вода в суточном рационе студента должна составлять 2 – 2,5 литра.
Она содержится во всех продуктах, особенно в первых блюдах, молоке, кофе, чае и других напитках. Хорошо утоляют жажду минеральные воды типа "Боржоми", "Нарзан", "Ессентуки", кисловатые фруктово-ягодные соки, лимон, отвар шиповника. Последние, кроме того, еще и хорошо витаминизированы. Физическая культура в обеспечении здоровья. Понятие здоровья.
Одним из наиболее действенных средств сохранения и укрепления здоровья является физическая культура. Грамотные и систематические занятия физической культурой, помимо красивой фигуры и привлекательного внешнего вида (правильная, гордая осанка, хорошее, пропорциональное телосложение и т.д.), создают благоприятные условия для деятельности внутренних органов, приводят к развитию и совершенствованию не только мышечной системы, но и всех других функциональных систем организма.
Весьма благотворно мышечная работа отражается на деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и особенно нервной системы. При выполнении физических упражнений находит свое яркое выражение гармоническое единство физической и психической деятельности человека. Именно в связи с этим психическая деятельность людей в конечном итоге находит свое жизненное выражение в форме явных или скрытых мышечных движений. Эту, искусно завуалированную природой истину, в свое время
блестяще преподнес человечеству основоположник русской физиологической школы Иван Михайлович Сеченов в своей фундаментальной работе “Рефлексы головного мозга” следующей впечатляющей формулировкой: “Все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви,
создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение”. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое, духовно-нравственное благополучие. Здоровый образ жизни – привычное выполнение человеком определенных правил повседневной жизни, способствующих приобретению и приумножению здоровья, а также высокого уровня учебно-трудовой деятельности. Здоровье - это гораздо лучше, чем отсутствие диагноза, чем состояние предболезни или "
практического здоровья". Список используемой литературы. 1. Гаврилов О. К. Физкультура. М.: Мир, 1987; 2. Жидкова А. П Новиков Ю. В. Ключ к здоровью. М.: Знамя, 1984; 3. Коробков А.В Головин В.А Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |