МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ РЕФЕРАТ По предмету: физическая культура По теме: «Заболевание желудочно-кишечного тракта. Средства физической культуры для профилактики и лечения заболевания желудочно-кишечного тракта» Выполнил: Савченко В. Проверил: Соловьёв Е. Г. Березники 2006
Содержание • Введение ….3 • Клинико-физиологическое обоснование ….4 • Как поддерживать нормальную работу желудочно-кишечного тракта 7 • Механизм действия физических упражнений ….11 • Самоконтроль при занятиях оздоровительными упражнениями 14 • Методика построения оздоровительных занятий …16 • Схема занятия оздоровительной гимнастикой …17 • Рекомендуемые оздоровительные упражнении при заболевания
ЖКТ 18 • Примерный комплекс упражнений при гастрит с секреторно недостаточностью (пониженной кислотности)… 23 • Примерный комплекс упражнений для профилактики обострении язвенной болезни и 12-ти перстной кишки … 25 • Примерный комплекс упражнений при язвенной болезни 12-ти перстной кишки и при гастрите с повышенной секрецией ….27 • Физиологические изменения в желудочно-кишечном тракте во время выполнения физических упражнений….29 • Приложение 1. Дыхательные упражнения по
Котешовой И.А 30 • Дисбактериоз… 32 • Список литературы….39 Введение Оздоровительная гимнастика является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном выборе физических упражнений. За последние годы среди студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе,
наблюдается тенденция роста числа заболеваний ЖКТ. За период с 1999 по 2005 год процент заболеваний возрос с 14 % до 19 %. Анализ 450-ти медицинских карт студентов показал, что наиболее часто встречаются такие заболевания как: гастродуодениты, гастриты, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки, холециститы, энтероколиты. Клинико-физиологическое обоснование Нервный аппарат
ЖКТ связан со всей нервной системой организма, т.е. процессы переваривания пищи протекают под руководством высших отделов центральной нервной системы (ЦНС). При нарушениях в деятельности ЦНС могут возникать отклонения в функционировании органов пищеварения. Вместе с тем патологические рефлексы с желудочно-кишечного тракта закономерно отражаются на функциональном состоянии ЦНС. Все это говорит о важной роли состояния органов пищеварения в поддержании физиологического
равновесия организма (гомеостаза), в сохранении здоровья и трудоспособности человека. Заболевания ЖКТ по своей этиологии подразделяются на инфекционные и неинфекционные. Этиологические факторы неинфекционной природы многообразны. К их числу относится: нейрогенный фактор – нарушение нервной регуляции пищеварения; пищевой фактор – употребление грубой, острой, недоброкачественной пищи; химический фактор – воздействие щелочей и кислот,
солей тяжелых металлов, лекарственных веществ и пр. Инфекция чаще всего поражает кишечник, печень, желчевыводящие пути, может вызвать и заболевания желудка (флегмонозный гастрит). Заболевания пищеварительной системы подразделяются на функциональные и органические. Функциональные заболевания желудка: 1. Гастроптоз – опущение желудка. Причины, обуславливающее это заболевание: ослабление мускулатуры брюшного пресса, значительное похудание,
астеническое состояние, сидячий образ жизни и т.п. 2. Пилороспазм – спазм привратника. Чаще всего возникает рефлекторно при заболевании других отделов пищеварительной системы (язве 12-ти перстной кишки, колите). Функциональные заболевания кишечника подразделяются на двигательные расстройства, пищеварительную и всасываемую недостаточность. Острый и хронический гастриты – органические воспалительные заболевания
слизистой желудка. При остром гастрите поверхностно поражена слизистая вследствие воздействия острой, раздражающей или грубой трудно- перевариваемой пищи. Причиной возникновения хронического гастрита является злоупотребление алкоголем и курением, неполноценность питания в виде недостатка в пище белков животного происхождения, витаминов группы А, В, С, и выполнение интенсивной физической нагрузки непосредственно после приема пищи.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - является органическим заболеванием, при котором в верхней части в деятельности ЦНС пищеварительного тракта появляется своеобразный язвенный процесс. Развитие этого заболевания обуславливается многими причинами. К локальным причинам относятся: пищевой фактор, воздействие никотина и алкоголя, нарушение кровоснабжения в самом желудке, возникновение воспалительного очага при воздействии желудочного сока на слизистую и
т.п. К факторам общего воздействия относятся нарушения в деятельности ЦНС, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение и др. Функциональные расстройства печени и желчевыводящих путей- нарушения функции печени проявляются более или менее постоянно при всех заболеваниях ЖКТ. Распространенное заболевание – дискенезия желчевыводящих путей – функциональные нарушения тонуса и моторики желчного пузыря и желчных путей.
При указанных заболеваниях оздоровительная гимнастика, применяемая в комплексе с различными средствами лечения, выполняет следующие задачи: 1. общее укрепление и оздоровление организма; 2. воздействие на нейрогуморальную регуляцию пищеварительных процессов; 3. улучшение крово- и лимфообращения в брюшной полости и малом тазу; 4. улучшение трофической функции ЦНС; 5. развитие функции полного дыхания;
6. укрепление мышечной системы и, в частности, мускулатуры брюшного пресса, спины, малого таза. 7. оказание положительного воздействия на нервно-психическую сферу больного, повышение его эмоционального состояния. Основой организации лечебного процесса при заболеваниях ЖКТ является режим. Его составными частями являются режим питания и режим движений. Это связано с тем, что на функциональное состояние пищеварительной системы активно влияют не только
пища, но и условия внешней среды, в частности движения, физические упражнения. Как поддерживать нормальную работу желудочно-кишечного тракта? Зная технологию желудочно-кишечного тракта, нам следует поступать в соответствии с ней. И если ранее были отклонения, то они потихоньку станут выравниваться, а затем желудочно-кишечный тракт заработает нормально. Итак, практические рекомендации:
Пейте жидкости до еды Из раздела о ферментах нам известно, что на пищу выделяются пищеварительные соки, содержащие их. Если вы выпьете какую-либо жидкость (молоко, компот, просто воду и т. д.), то разбавите и смоете в нижележащие отделы желудочно-кишечного тракта эти ферменты. В итоге пища будет лежать в желудке, пока организм не синтезирует и не выделит новые ферменты, либо проскочит не обработанной желудочными соками в нижележащие отделы, где подвергнется гниению и бактериальному
разложению с последующим всасыванием этих продуктов в кровяное русло. Ваша жизненная сила будет тратиться на синтезирование дополнительной порции ферментов и на обезвреживание продуктов гниения от непереваренной пищи. Происходит перенапряжение секреторного аппарата желудка, двенадцатиперстной кишки. Вместо нормальных 700—800 миллилитров желудочного сока с концентрацией 0,4—0,5% соляной кислоты вам будет необходимо секретировать в 1,5—2 раза больше!
Поэтому со временем в желудке развиваются несварение, пониженная кислотность, гастрит и другие расстройства. Помимо этого, жидкость быстро проходит в нижеследующие отделы, которые выполняют свою функцию и имеют свою рН среды. Эта среда также произвольно меняется, смывается защитный слой слизи, и вот уже налицо язвенный процесс в двенадцатиперстной кишке и другие нарушения в этом отделе. Пейте жидкости ( воды, соки, кампоты и др. ) до еды, за 10-15 минут.
Не пейте ничего 1-2 часа после еды В зависимости от вида пища находится в желудке 2—3 часа, а в тонком кишечнике 4—5 часов. Примерно через 2—4 часа пищеварительный процесс только набирает силу в тонком кишечнике. Переваривание и всасывание пищевых веществ происходят в определенных зонах тонкого кишечника. Выпитая жидкость мигом проскочит желудок и не только разбавит пищеварительные соки тонкого кишечника, но и смоет пищевые вещества мимо полей их усвоения.
В итоге вы опять ничего не получите, а будете кормить гнилостных бактерий. Если же возникнет (особенно в начале перехода на правильное питание) острое желание утолить жажду, то прополощите рот и сделайте 2—3 небольших глотка. С переходом на правильное питание вас уже не будет мучить жажда. Тщательно пережевывайте пищу и ничем не запивайте
Это дает возможность прогнать через слюнные железы кровь, очистить ее от токсинов и других ненужных веществ. Фермент лизоцим нейтрализует их вредное влияние. Высокая щелочность слюны способствует поддержанию нормального кислотно-щелочного равновесия организма. Акт жевания усиливает перистальтику. Если пища плохо измельчена, то от этого страдает как полостное, так и пристеночное пищеварение, а в толстом кишечнике эти крупные частицы пищи становятся доступными
микроорганизмам, гниют и образуют завалы каловых камней. Принимайте пищу в хорошем расположении духа Усталость, боль, страх, горе, беспокойство, депрессия, гнев, воспаления, лихорадка и тому подобное приводят к тому, что пищеварительные соки перестают выделяться и нормальная перистальтика пищеварительного тракта замедляется или совсем останавливается. Шутки и смех за столом способствуют расслаблению и успокоению.
Пусть за столом царят мир и радость. Если Вы испытываете эмоциональное напряжение — пропустите один или несколько приемов пищи, пока не успокоитесь. Если Вы устали, то перед едой отдохните немного. Не принимайте слишком горячую или холодную пищу, а также необычную в большом количестве Пищеварительные ферменты активны только при температуре нашего тела. Если пища будет холодна или горяча, то они начнут полноценно свое действие только тогда, когда пища
станет нормальной, то есть приобретет температуру тела. Принимайте напитки и пищу умеренной температуры. Не увлекайтесь необычной или непривычной пищей. Вводите в пищевой рацион незнакомую пищу постепенно и увеличивайте ее количество понемногу. Это правило особенно важно соблюдать при переходе на свежерастительный рацион. Ешьте только тогда, когда проголодаетесь Естественное чувство голода надо отличать от извращенного
и патологического чувства «что-нибудь пожевать». Настоящее чувство голода появляется лишь тогда, когда пища прошла все стадии пищеварения и усвоения. Только тогда концентрация питательных веществ в крови несколько снижается. Эти сигналы поступают в пищевой центр, и вы чувствуете настоящее чувство голода. Ложное чувство голода появляется тогда, когда имеются расстройства в работе желудочно-кишечного тракта. При правильном питании это патологическое расстройство исчезает при условии, что вы хорошо до этого
очистили свой организм. Никаких «перекусов» между едой. Ешьте только при появлении здорового чувства голода. Процесс очищения желудочно-кишечного тракта и перехода на правильное питание очень трудный и возможно длительный. Для его облегчения и ускорения следует очень хорошо очистить желудочно-кишечный тракт и весь организм в целом, а также привести в норму нарушенный обмен веществ вашего организма.
Для этого существуют, специально разработанные биоинженерией, препараты тяньши. Двойная целлюлоза - Прекрасное средство для профилактики злокачественных образований, уменьшает потребность в пище, предотвращает появление ожирения, способствует очищению желудочно-кишечного тракта. Антилипидный чай - Улучшает процесс пищеварения, тонизирует, усиливает микроциркуляцию крови, является природным чистильщиком кровеносных сосудов. Хитозан -
Способствует установлению биологического равновесия в организме, замедляет процесс старения тканей, повышает иммунитет, ускоряет процесс заживления ран, способствует быстрому очищению организма. Механизм действия физических упражнений Физические упражнения показаны больным, находящимся в фазе затухающего обострения, а также в фазе неполной и полной ремиссии. В период обострения и при осложненном течении заболевания
ЖКТ занятия физическими упражнениями должны быть прекращены. При заболеваниях ЖКТ большое значение имеют упражнения для рук с участием крупных и средних мышечных групп, укрепляющих нервную и сердечно-сосудистую системы. Упражнения для туловища с участием мышц брюшного пресса, а также специальные упражнения для брюшного пресса улучшают работу нервной системы, активизируют кровообращение в области живота, регулируют деятельность
ЖКТ и стимулируют обменные процессы в тканях. Упражнения для ног во всех исходных положениях нормализуют функцию нервной системы, улучшают крово- и лимфообращение во всех органах, особенно ЖКТ, тренируют сердечно сосудистую и дыхательную системы, активизируют обменные процессы в тканях. Дыхательные упражнения при заболеваниях ЖКТ оказывают местное воздействие на органы брюшной полости за счет изменения положения диафрагмы – при вдохе (диафрагма опускается) и выдохе (поднимается).
Это вызывает повышение и понижение внутрибрюшного давления, что улучшает пищеварение и увеличивает перистальтику кишечника – в результате ускоряется передвижение каловых масс. Кроме того, дыхательные упражнения обогащают кровь кислородом, благоприятно влияя на окислительно-восстановительные процессы в органах пищеварения, и способствуют быстрейшему заживлению язв (желудка, 12-перстной кишки) и эрозий. Гастрит. Для больных с секреторной недостаточностью, чрезмерные нагрузки
не показаны. В фазе затухающего обострения наиболее эффективны элементарные гимнастические упражнения, выполняемые в медленном темпе, с ограниченной амплитудой движений конечностями, в исходном положении лежа на спине. Не рекомендуются активные упражнения для брюшного пресса. Занятия физическими упражнениями проводятся до приема пищи за 1,5-2 часа или через 2-2,5 часа после еды. При ослаблении двигательно-эвакуаторной функции желудка рекомендуется после еды занимать положение
на правом боку и выполнять элементарные упражнения для левой руки и ноги в сочетании с дыхательными упражнениями. Для улучшения двигательно-эвакуаторной функции желудка выполняют обычную ходьбу продолжительностью до 30 мин но не ранее чем через 30-45 мин после еды. Для активации трофических процессов в желудке применяются упражнения с ограниченным воздействием на мускулатуру брюшного пресса и спины, а также массаж.
При гастрите с сохраненной или повышенной секрецией применяется та же методика, что и при язвенной болезни. При язвенной болезни упражнения выполняются в исходном положении стоя, сидя и лежа без задержки дыхания, движений руками, ногами, туловищем. Также включаются упражнения со снарядами (весом до 1,5 кг.), с передвижением на координацию, игры. Широко используется ходьба в медленном темпе 3-4 км.(70-90 шаг./мин.). Дискинезия кишечника. При заболеваниях кишечника терапевтический эффект физических упражнений
во многом определяется правильным выбором исходных положений тела, так как внутрикишечное давление существенно изменяется при перемене положения тела. Повышение давление в кишечнике сопровождается усилением тонуса ее мускулатуры и снижением перистальтических колебаний. Упражнения, выполняемые в положении стоя, больше повышают тонус мускулатуры кишечника. Также действуют и упражнения для брюшного пресса, которые могут даже усилить спастические явления кишечника
и ухудшить состояние больного. Противоположный эффект вызывают исходные положения лежа на спине, упора стоя на коленях. Выполнение в этих положениях элементарных общеукрепляющих и дыхательных упражнений активизирует кишечную перистальтику. Холецистит с дискинезией желчных путей. Наилучшие условия для кровообращения в печени, образования и выделения желчи создаются в положении лежа. Также действуют дыхательные упражнения. Для усиления влияния диафрагмы применяют дыхательные упражнения
в исходном положении лежа на правом боку, левом боку и лежа на спине. Выполнение упражнений в исходном положении – упор – стоя на коленях способствуют расслаблению мышц брюшного пресса и разгрузке позвоночного столба Самоконтроль при занятиях оздоровительными упражнениями. Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием и функциональным состоянием организма. Основные задачи самоконтроля: • осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью;
• освоить простейшие методы самонаблюдения, научиться простейшим способам записи наблюдений; • научиться анализировать и оценивать показатели самоконтроля; • закрепить и применять на практике полученные знания. Самоконтроль включает наблюдения и анализ объективных и субъективных состояний организма. К объективным относятся показатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические – длина тела, масса, окружность грудной клетки и др.; функциональные – частота сердечных сокращений
(ЧСС), глубина дыхания и др. Субъективными показателями принято считать самочувствие, настроение, чувства утомления и усталости, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями и т.д. Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника. (Табл.1). Записи в дневнике самоконтроля должны быть содержательными и полезными, для этого нужно учиться наблюдать и записывать. Следует избегать многословных записей.
Предпочтительно пользоваться общепринятыми сокращениями типа «хор.», «удов.», «плох.» или применять систему символов «+», «+», «–», выражая, например, оценку хорошего, удовлетворительного и плохого самочувствия. Самочувствие – субъективное ощущение человеком своего состояния. Сон – очень чуткий показатель состояния организма человека. Различают крепкий, спокойный и беспокойный сон, а так же бессонницу.
Следует отмечать продолжительность сна и его нарушения, например, трудное засыпание. Аппетит – отмечается как хороший, удовлетворительный и плохой. ЧСС – чрезвычайно информативный показатель организма человека тренированности его сердечно-сосудистой системы и аппарата дыхания. В покое ЧСС колеблется от 40 до 70-80 уд./мин. При средних по объему и интенсивности нагрузках ЧСС достигает 130-150, а при значительных и больших
нагрузках – до 200 и более ударов в минуту. Дыхание. Большой информативностью о потенциальных возможностях дыхательного аппарата обладает показатель ЖЕЛ (жизненная емкость легких) – максимальный объем воздуха, который человек может вдохнуть после глубокого выдоха. Измерения ЖЕЛ проводятся при помощи водного или сухого спирометра. При самоконтроле достаточно информативным являются пробы с задержкой дыхания на вдохе или выдохе.
Масса тела. Большое значение при самоконтроле следует придавать наблюдениям за массой тела. Измерять массу тела следует по возможности еженедельно, в одно и то же время, на одних и тех же весах. Величина массы тела дает представление о развитии основных тканей организма – мышечной, костной и жировой. Показатели силы мышц, динамика результатов – яркие и объективные признаки правильного построения тренировочного процесса. Для самоконтроля за уровнем своей физической подготовленности желательно использовать одно
или несколько контрольных упражнений. Систематически повторяя это упражнение, по динамике результатов судят об эффективности тренировочного процесса, о правильности выбора средств. В дневнике самоконтроля необходимо коротко записывать содержание тренировочного занятия и связанные с этим ощущения. Методика построения оздоровительных занятий. Занятия оздоровительными физическими упражнениями проводятся в виде микроциклов, которые подразделяются
на два периода: вводный (или подготовительный) и основной. Во вводном (подготовительном) периоде основная задача – преодолеть сниженную адаптацию к физической нагрузке, восстановить (обычно отстающие от возрастных нормативов), двигательные навыки и физическую работоспособность, добиться желания активно и систематически заниматься физическими упражнениями. Основной период предназначен для задач дальнейшего восстановления и укрепления здоровья.
Физические упражнения направлены на то, чтобы поддержать достигнутые результаты реабилитации и добиться полного выздоровления. Во вводном периоде используются упражнения для всех мышечных групп, в спокойном темпе. Ритмично, обязательно в сочетании с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление. Нагрузка на мышцы брюшного пресса должна быть ограничена. В основном периоде при систематических занятиях постепенно увеличивается общий объем, амплитуда и интенсивность
физических упражнений, вводятся упражнения с отягощениями, на координацию движений, с сопротивлением партнера, в равновесии и т.п. Принцип сочетания: напряжение – расслабление – дыхательные упражнения соблюдается обязательно! В выборе исходных положений (И.п.) при заболеваниях ЖКТ предпочтение отдается: лежа на спине, на правом или левом боку, упор стоя на коленях. Диафрагмальное дыхание выполняется во всех перечисленных исходных положениях.
Количество упражнений в комплексе и количество повторений каждого зависит от особенностей течения болезни и физической подготовленности. Схема занятия оздоровительной гимнастикой. I. Вводная часть: подсчет ЧСС, дыхательные упражнения, упражнения для коррекции осанки. II. Подготовительная часть: общеразвивающие упражнения на все группы мышц, оздоровительная ходьба, бег, ходьба с высоким подниманием бедра, «захлестом» голени, ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней
стороне стопы, перекаты с пятки на носок, скрестным шагом, и др.; ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. III. Основная часть – комплекс специальных упражнений, подобранных с учетом формы заболевания, физической подготовленности. IV. Заключительная часть: упражнения на растягивание работающих мышц, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышечных групп. Подсчет ЧСС. В занятие включаются 75 % специальных упражнений и 25 % общеразвивающих и дыхательных.
Физиологическая кривая нагрузки многовершинная. Исходные положения в упражнениях различны. Темп выполнения упражнений медленный (ТМ), средний (ТС), быстрый (ТБ). Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:3. Таблица 1 Рекомендуемые упражнения при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Содержание упражнений Методические рекомендации 1.
И.п. – лежа на спине, руки вниз (вдоль туловища), ноги согнуты, стопы на полу. Диафрагмальное дыхание. Описание в приложении 1 2. И.п. – лежа на спине, руки вниз (вдоль туловища). 1 – согнуть правую ногу (колено к груди – вдох). 2 – И.п. (выдох). 3 – то же левой ногой. Темп медленный 3. И.п. – то же, что упражнение № 2. 1 – согнуть ноги к груди (вдох).
2 – И.п. (выдох). Темп медленный 4. И.п. – то же, что упражнение № 2, руки за головой. 1 – поворот вправо, локти соединить (вдох). 2 – И.п. (выдох). 3 – то же влево (вдох). 4 – И.п. Ноги при повороте туловища остаются на месте 5. И.п. – лежа на спине, руки вниз. 1 – правая нога вправо, левая рука влево. 2 – И.п. 3 – левая нога влево, правая рука вправо.
4 – И.п. При отведении нога скользит по полу 6. И.п. – лежа на спине, руки за головой. 1 – поворот вправо, правую ногу согнуть (выдох). 2 – И.п. (вдох). 3 – поворот влево, левую ногу согнуть (выдох). 4 – И.п. Коленом коснуться локтя 7. И.п. – лежа на спине, руки за головой ноги согнуты. 1 – таз вверх (вдох). 2 – И.п. (выдох). На вдохе живот округлить, на выдохе – втянуть 8.
И.п. – лежа на спине, руки вниз. 1 – правую ногу вертикально, левую руку вперед. 2 – И.п. 3 – левую ногу вертикально, правую руку вперед. 4 – И.п. Рукой коснуться носка противоположной ноги 9. И.п. – лежа на спине, руки за головой. Массаж копчика – таз вправо и влево с постепенным ускорением темпа. (16-30 раз). Диафрагмальное дыхание (6-8 раз).
Массаж между лопатками и ниже – верхняя часть туловища вправо и влево (16-24 раза). Верхняя часть туловища неподвижна Таз на месте 10. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на полу, руки в стороны, таз вверх. 1 – 4 – круговые движения таза вправо. 5 – 8 – то же влево. Темп медленный 11. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты на ширине плеч, руки за головой.
1 – плечи вверх (вдох). 2 – И.п. (выдох). Поясница плотно прижата к полу, локти – точно в стороны 12. И.п. – то же, что упражнение № 11. 1 – плечи вверх, согнуть правую ногу, тянуться левым локтем к правому колену. 2 – И.п. 3 – то же согнуть левую ногу, тянуться правым локтем к левому колену. 4 – И.п. Темп медленный 13. И.п. – то же, что упражнение № 11, руки вверх. 1 – поднять плечи, поворот туловища вправо, руки вперед.
2 – И.п. 3 – то же влево. 4 – И.п. Тянуться руками вправо от колен 14. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты, руки вниз. 1 – колени вправо. 2 – И.п. 3 – колени влево. 4 – И.п. Колени не разводить, коснуться пола 15. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты на ширине плеч, руки вверх. 1 – колени вправо. 2 – И.п. 3 – колени влево. 4 –
И.п. Коленями коснуться пола 16. И.п. – лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты. 1 – колени врозь. 2 – И.п. Стопы от пола не отрывать, колени разводить как можно шире 17. И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ноги вертикально под углом 90°. 1 – 4 – круговые движения ногами против часовой стрелки. Постепенно увеличивать радиус круга 18. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в стороны.
1 – правая нога вертикально. 2 – И.п. 3 – левая нога вертикально. 4 – И.п. Кисти лежат одна на другой, подбородок на кистях 19. И.п. – то же, что упражнение № 18, ноги согнуты. 1 – правая нога вертикально. 2 – И.п. 3 – левая нога вертикально. 4 – И.п. Ноги в коленях не сгибать 20. И.п. – лежа на животе, руки в стороны, ноги согнуты под углом 90°.
1 – ноги вправо. 2 – И.п. 3 – ноги влево. 4 – И.п. Темп медленный 21. И.п. – лежа на животе, руки вверх. 1 – одновременно плечи и ноги вверх. 2 – И.п. Руки и голова на одной линии 22. И.п. – то же, что упражнение № 21. 1 – правая рука и левая нога вертикально. 2 – И.п. 3 – левая рука и правая нога вертикально.
4 – И.п. Тянуться рукой вверх, пяткой вниз 23. И.п. – лежа на животе, руки в стороны. 1 – правую ногу к левой ладони. 2 – И.п. 3 – левую ногу к правой ладони. 4 – И.п. Ладони вверх 24. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в стороны. 1 – правое колено к правому локтю. 2 – И.п. 3 – то же левой ногой. 4 – И.п. Таз от пола не отрывать 25. И.п. – лежа на животе, руки согнуты, локти прижаты к ребрам.
1 – разгибая руки, наклон назад (вдох). 2 – И.п. (выдох). Позвоночник вверх – вперед, таз от пола не отрывать 26. И.п. – то же, что упражнение № 25. 1 – согнуть правую ногу назад, левой рукой тянуться к носку. 2 – И.п. 3 – то же с левой ноги, правой рукой тянутся к носку. 4 – И.п. Темп медленный 27. И.п. – упор лежа на предплечьях, опора на носки.
1 – упор лежа. 2 – И.п. Тянуться пятками вниз 28. И.п. – лежа на животе прогнувшись, руки вверх. 1 – 4 – одновременные скрестные движения рук и ног («ножницы»). Подбородок не поднимать 29. И.п. – упор стоя на коленях. 1 – правая рука в сторону (вдох). 2 – правая рука на левое плечо, правым плечом коснуться пола, поворот головы влево (выдох). 3 – 4 И.п. 5 – 8 то же с левой рукой.
Кисти точно под плечами 30. И.п. – то же, что упражнение № 29. 1 – 2 прогнуть спину, голова назад (вдох). 3 – 4 округлить спину, подбородок к груди (выдох). На выдохе живот втянуть 31. И.п. – то же, что упражнение № 29. 1 – правым коленом к левой кисти. 2 – И.п. 3 – левым коленом к правой кисти. 4 – И.п. Голова, спина находятся на одной линии 32. И.п. – то же, что упражнение № 29. 1 – мах согнутой правой
ногой назад. 2 – И.п. 3 – мах согнутой левой ногой. 4 – И.п. Спину держать прямо 33. И.п. – то же, что упражнение № 29. 1 – выпрямляя правую ногу, мах назад. 2 – И.п. 3 – выпрямляя левую ногу, мах назад. 4 – И.п. Спину в пояснице не прогибать 34. И.п. – то же, что упражнение № 29. 1 – таз вправо. 2 – И.п. 3 – таз влево. 4 – И.п. Руки от пола не отрывать 35.
И.п. – то же, что упражнение № 29. 1 – 2 выпрямить правую ногу назад, сед на левую пятку. 3 – 4 то же левой ногой. «Полушпагат» 36. И.п. – то же, что упражнение № 29. 1 – отвести правую ногу в сторону. 2 – И.п. 3 – то же левой ногой. 4 – И.п. Поднять колено до уровня таза. Колено, голень, стопа на одной линии 37. И.п. – то же, что упражнение № 29. 1 – выпрямить правую ногу в сторону.
2 – И.п. 3 – выпрямить левую ногу в сторону. 4 – И.п. Нога на уровне таза 38. И.п. – то же, что упражнение № 29, упор на предплечьях. 1 – сед на пятки. 2 – И.п. Темп медленный 39. И.п. – то же, что упражнение № 38. 1 – сед между пяток. 2 – И.п. Темп медленный 40. И.п. – то же, что упражнение № 38, опора на носки. 1 – выпрямить ноги. 2 – И.п. Темп медленный 41. И.п. – упор стоя на коленях.
1 – плавный вдох. 2 – медленный выдох. 3 – задержать дыхание. На задержке дыхания несколько раз быстро втянуть живот 42. И.п. – лежа на правом боку, правая рука за головой, левая – вниз (вдоль туловища). 1 – одновременно левая рука вверх, левая нога в сторону. 2 – И.п. Ногу в колене не сгибать 43. И.п. – то же, что упражнение № 42. 1 – равую ногу назад, правую
руку вперед. 2 – махом перевести правую ногу вперед, правую руку назад. Ногу в колене не сгибать 44. И.п. – то же, что упражнение № 42. 1 – согнуть левую ногу к груди, рука вверх. 2 – И.п. Темп медленный 45. И.п. – то же, что упражнение № 42. Диафрагмальное дыхание. Приложение 1 46. И.п. – лежа на правом боку, левая рука в упоре перед грудью, правая над головой. 1 – ноги в сторону. 2 – И.п. Поднять ноги максимально.
46а. И.п. – то же, что упражнение № 46, ноги согнуты. 1 – ноги в сторону. 2 – И.п. Поднять ноги максимально 47. И.п. – лежа на правом боку, упор на правое предплечье, ноги в сторону. 1 – 4 – поочередное сгибание ног. Держать ноги на весу 48. И.п. – лежа на правом боку, левая рука в упоре перед грудью, правая под головой, ноги скрестно.
1 – туловище вверх. 2 – И.п. Туловище максимально вверх 49. И.п. – лежа на правом боку, упор на предплечье правой руки. Левая рука на полу, на уровне груди, левая нога вертикально на 45°. 1– 4 – круговые движения левой ногой вперед. 5 – 8 же назад. Ногу в колене не сгибать, носок оттянуть 50. И.п. – то же, что упражнение № 49, левая нога вертикально
на 90°. 1– 4 – круговые движения стопой вперед. 5 – 8 то же назад. Движение с максимальной амплитудой 51 – 60. Упражнения с № 42 по 50 в И.п. – на левом боку. Таблица 2 Примерный комплекс упражнений при гастрите с секреторной недостаточностью (пониженной кислотности). Содержание упражнений Методические указания 1. И.п. – лежа на спине, руки вниз (вдоль туловища). 1 – руки согнуть в стороны (кисти к плечам).
2 – руки в стороны (вдох). 3 – руки согнуть в стороны кисти к плечам (выдох). 4 – И.п. Темп средний 2. И.п. – то же, что упражнение № 1. 1 – правое колено к животу (выдох). 2 – И.п. (вдох) 3 – левое колено к животу (выдох). 4 – И.п. (вдох) Темп средний 3. И.п. – то же, что упражнение № 1. 1 – согнуть ноги в коленях. 2 – колени врозь. 3 – сомкнуть колени. 4 – И.п. Колени максимально в стороны 4.
И.п. – лежа на правом боку, упор на правом предплечье. 1 – левое колено к животу, левую руку отвести назад (выдох). 2 – И.п. (вдох). Темп средний 5. И.п. – то же, что упражнение № 4, лежа на левом боку. 6. И.п. – упор стоя на коленях. 1 – правую ногу выпрямить и максимально отвести назад. 2 – И.п. 3 – то же левой ногой. 4 – И.п. Руки и ноги перпендикулярны полу, голова слегка приподнята 7.
И.п. – то же, что упражнение № 6. 1 – наклон головы вперед (подбородок к груди) и округлить спину (вдох). 2 – наклон головы назад, прогнуть спину (выдох). Руки в локтях не сгибать На выдохе свести лопатки 8. И.п. – то же, что упражнение № 6. 1 – одновременно правую руку вверх и левую ногу назад. 2 – И.п. 3 – одновременно левую руку вверх и правую ногу назад. 4 – И.п. Рука, голова, туловище и нога на одной линии 9.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – 4 – круговые движения туловища вправо. 5 – 8 – то же влево. Таз на месте 10. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед. 1 – мах вперед правой ногой. 2 – И.п. 3 – то же левой ногой. 4 – И.п. Темп средний 11. И.п. – то же, что упражнение № 10. 1 – мах назад правой ногой, левая рука вверх. 2 – И.п. 3 –то же левой ногой, правая рука вверх.
4 – И.п. Темп средний 12. И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – поворот туловища вправо. 2 – И.п. 3 – то же влево. 4 – И.п. Темп средний 13. И.п. – то же, что упражнение № 12. 1 – наклон вперед, правой рукой коснутся носка левой ноги. 2 – И.п. 3 – то же, левой рукой коснутся носка правой ноги. 4 – И.п. Ноги в коленях не сгибать Оздоровительную гимнастику можно применять в фазе затухающего обострения
этих заболеваний и в фазе ремиссии – для профилактики обострений. Таблица 3 Примерный комплекс упражнений для профилактики обострений язвенной болезни и 12-ти перстной кишки. Содержание упражнений Методические указания 1. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – руки через стороны вверх (вдох). 2 – И.п. (выдох). На вдохе задержка дыхания на 4 сек 2.
И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1 – наклон вправо, скользя руками по боковой поверхности туловища. 2 – И.п. 3 – то же влево. 4 – И.п. Темп медленный 3. И.п. – то же, что упражнение № 2. 1 – наклон вперед (выдох). 2 – И.п. (вдох). Руками коснуться пола 4. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – поворот туловища вправо, руки вправо (вдох). 2 –
И.п. 3 – то же влево. 4 – И.п. Темп медленный 5. И.п. – то же, что упражнение № 4. 1 – наклон вперед, правой рукой коснутся носка левой ноги. 2 – И.п. 3 – то же, левой рукой коснутся носка 4 – И.п. Руки перпендикулярно полу 6. И.п. – о.с руки на пояс. 1 – выпад правой. 2 – И.п. 3 – выпад левой. 4 – И.п. Спину держать прямо 7. И.п. – сед ноги врозь, руки вперед.
1 – наклон к правой ноге. 2 – И.п. 3 – то же к левой ноге. 4 – И.п. Пытаться лечь животом на бедро, смотреть на носок 8. И.п. – сед ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон вперед, руки вперед. 2 – И.п. Смотреть вперед 9. И.п. – лежа на спине, руки за головой. 1 – согнуть ноги к груди (вдох). 2 – И.п. (выдох).
Темп медленный 10. И.п. – лежа на спине, колени к груди, руки на коленях. 1 – колени вверх (вдох). 2 – И.п. (выдох). Руками оказывать сопротивление 11. И.п. – лежа на спине, ноги прямые, руки в стороны. 1 – поворот таза и ног вправо. 2 – И.п. 3 – то же влево. 4 – И.п. Темп медленный 12. И.п. – лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты.
1 – поворот туловища вправо. 2 – И.п. 3 – то же влево. 4 – И.п. Темп медленный 13. И.п. – сед на пятках с наклоном. 1 – 2 упор лежа на бедрах. 3 – 4 И.п. «Кошечка» Оздоровительную гимнастику можно применять в фазе затухающего обострения этих заболеваний и в фазе ремиссии – для профилактики обострений. Таблица 4 Примерный комплекс упражнений при язвенной болезни и 12-ти перстной кишки и при гастрите
с повышенной секрецией. Содержание упражнений Методические указания 1. И.п. – лежа на спине, руки вниз, ноги согнуты в коленях. Диафрагмальное дыхание: 1 – 2 вдох. 3 – 4 выдох. На вдохе брюшная стенка поднимается, на выдохе – втягивается 2. И.п. – то же, что упражнение № 1. 1 – кисти в кулак, носки на себя. 2 – И.п. Темп средний 3. И.п. – то же, что упражнение № 1 .
1 – согнуть правую ногу. 2 – И.п. 3 – согнуть левую ногу. 4 – И.п. Темп средний 4. И.п. – лежа на спине, руки скрестно на груди (кисти к плечам). 1 – руки в стороны (прямые). 2 – И.п. Темп средний 5. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты. 1 – колени врозь. 2 – И.п. Ступни вместе, колени максимально в стороны 6.
И.п. – то же, что упражнение № 5. 1 – правая нога вертикально. 2 – И.п. 3 – левая нога вертикально. 4 – И.п. Ноги прямые 7. И.п. – лежа на правом боку, упор на предплечье. 1 – левую руку вверх, левую ногу вертикально (вдох). 2 – И.п. (выдох). Темп средний 8. И.п. – то же, что упражнение № 7, на левом боку. Темп средний 9. И.п. – лежа на спине, руки на пояс.
1 – правую ногу отвести вправо. 2 – И.п. 3 – левую ногу влево. 4 – И.п. 10. И п. – лежа на правом боку, правая рука под головой. 1 – левую ногу назад. 2 – И.п. 3 – колено к животу. 4 – И.п. Темп средний 11. И п. – то же, что упражнение № 10, на левом боку. Темп средний 12. И.п. – лежа на правом боку, ноги согнуты.
Диафрагмальное дыхание. Приложение 1 13. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты, стопы на полу, руки в стороны. 1 – колени вправо. 2 – И.п. 3 – колени влево. 4 – И.п. Колени не разъединять Оздоровительную гимнастику можно применять в фазе затухающего обострения этих заболеваний и в фазе ремиссии – для профилактики обострений. Физиологические изменения в желудочно-кишечном тракте во время выполнения физических упражнений.
Основные вопросы физиологии органов желудочно-кишечного тракта при выполнении физических упражнений пока не изучены. Однако установлено, что при этом висцеральный кровоток перераспределяется по направлению к работающим группам мышц и может снижаться до 50-80 % от контрольного (существующего в покое). Такие изменения кровотока могут также возникать при гипертермии, дегидратации и приеме некоторых лекарственных средств (например, НПВС). Функции автономной (вегетативной) нервной системы также изменяются при выполнении
физических упражнений. При выполнении тяжелых физических упражнений и стрессе преобладают функции симпатической нервной системы. При выполнении обычных упражнений (физической зарядке или во время активного отдыха) происходит адаптация вегетативной нервной системы и некоторое преобладание парасимпатического ее отдела. Известно, что во время физических упражнений изменяется выработка гормонов желудочно-кишечного тракта, что приводит к нарушениям двигательной активности, всасывающей способности и изменению других функций
органов желудочно-кишечного тракта. Механические эффекты от бега, прыжков и других физических упражнений, которые приводят, к повышению внутрибрюшного давления, также могут изменять функции органов желудочно-кишечного тракта. Основные органы, участвующие в переваривании питательных веществ, (желудок и толстая кишка) особенно чувствительны к ишемии, возникающей при тяжелых физических упражнениях. Приложение 1 Дыхательные упражнения по Котешевой И.
А. 1. Верхнегрудное: И.п. — стоя ноги врозь, левая рука лежит на груди, правая на животе. Вдох носом - грудная клетка поднимается вверх, на выдохе носом — опускается. Руки контролируют движение. 2. Нижнегрудное (реберное): И.п. — стоя ноги врозь, кисти рук — пальцами плотно обхватывают нижние боковые отделы грудной клетки. На вдохе нижнебоковые отделы грудной клетки расширяютсяв стороны, на выдохе грудная клетка опускается
в и.п кисти рук сдавливают ее. Вдох производится через нос, выдох - через губы, сложенные трубочкой. 3. Брюшное (диафрагмальное): И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Левая рука на груди, правая на животе. На вдохе брюшная стенка поднимается вверх вместе с рукой, левая рука, лежащая на груди, остается неподвижной. На выдохе живот втягивается, лежащая на нем правая рука надавливает на живот. Вдох через нос, выдох — через губы, сложенные трубочкой.
4. Полное (смешанное): дыхание является наиболее целесообразным и физиологичным. И.п. — сидя в позе «Кучера». После выдоха производится медленный вдох через нос, при котором совершается волнообразное движение живота и грудной клетки в такой последовательности: живот выпячивается, нижние отделы грудной клетки расширяются в стороны, верхние отделы поднимаются вверх и вперед. Живот в конце указанных движений несколько втягивается, плечи и ключицы приподнимаются.
Выдох осуществляется в обратной последовательности. Выдох должен быть в 1,5-2 раза длиннее вдоха. Все движения выполняются плавно, непрерывно. 5. Втягивание живота (поза «Орла»): И.п. — стоя, ноги врозь, небольшой наклон вперед, руки на полусогнутых коленях. После полного вдоха медленно выдохнуть и втянуть при этом брюшную стенку как можно больше. На паузе после выдоха выпячивать и втягивать брюшную стенку как можно чаще и больше.
Повторять не менее 3-х раз, стараясь по мере тренировки увеличить число движений брюшной стенки (до 15-20 раз) и их глубину. Дисбактериоз Дисбактериоз - это состояния, при которых нарушается нормальный микробный состав кишечника. В норме в желудочно-кишечном тракте проживает масса бактерий, которые выполняют самые разнообразные полезные функции. Так, они борются с чужаками, которые случайно попали в организм, синтезируют ряд витаминов (в основном, группы В), которые организм человека не вырабатывает самостоятельно, помогают
переваривать пищу и т.д. При этом у разных видов бактерий свои функции, а многие из них при чрезмерном размножении способны вызывать расстройства пищеварения. Однако у здорового человека этого не происходит. Численность популяции каждого вида микробов, живущих в кишечнике, регулируется дарвиновскими законами: чрезмерно размножившиеся не находят себе пищи, и лишние умирают, либо другие микробы создают им невыносимые условия для жизни.
Однако бывают ситуации, в которых этот баланс нарушается. К ним относятся всевозможные иммунодефициты (имеются в виду настоящие иммунодефициты, которые встречаются при СПИДе, раке крови, при лечении злокачественных опухолей лучевой и химиотерапией; состояний, которые некоторые врачи называют "пониженным иммунитетом" на самом деле не существует). При попадании "чужака" или при появлении каких-либо патогенных свойств у "своих"
бактерий, иммунная система обычно действует безотказно и уничтожает этот микроб (в том числе с помощью его "лояльных к организму хозяина-человека" собратьев). При резком же ослаблении иммунной защиты у человека, «бактерии- агрессоры» беспрепятственно размножаются со всеми вытекающими отсюда (в прямом смысле слова) последствиями. Вторая причина - длительная и мощная антибактериальная терапия.
В подавляющем большинстве случаев обычные курсы антибиотиков не вызывают дисбактриоза. А если и вызывают, то он проходит самопроизвольно, без участия врачей, так как по окончании лечения кишечник вновь заселяется нормальной микрофлорой, которая вытесняет бактерии, успевшие там прижиться, из числа нечувствительных к действию принимавшегося антибиотика. Длительные курсы сильных антибиотиков широкого спектра действия могут так хорошо "вычистить"
кишечник, что там останутся только те "монстры", которых не берет даже эта терапия. Степень их агрессивности такова, что нормальные микробы, даже если и попадают в кишечник, не могут с ними конкурировать. К сожалению, хорошие - почти всегда слабые. Здесь это тоже справедливо. Третья причина состоит в том, что в кишечнике могут создаться такие условия, в которых нормальная флора существовать не может.
Какая-то часть нормальных бактерий размножается, а какая-то не может, баланс нарушается - и возникает дисбактериоз. Причинами такого положения могут стать нарушения переваривания отдельных веществ в связи с отсутствием некоторых ферментов. Например, некоторые люди не могут переваривать сахар, содержащийся в молоке (так называемая лактазная недостаточность). При этом микробы сбраживают этот сахар, кислотность среды сдвигается в сторону более кислой, в которой
многие микроорганизмы из числа нормальной флоры не могут размножаться. Примеров таких нарушений масса: непереносимость белка злаковых - глютена, белка молока (казеина), сахара, содержащегося в грибах, и т.д. Однако в подавляющем большинстве случаев, когда врач (особенно этим грешат педиатры) ставит диагноз «дисбактериоз», необходимо четко представлять себе, какие причины могли бы его вызвать. Основные перечислены выше. В остальных случаях (в подавляющем большинстве) понос (основной
симптом дисбактериоза) связан с чем-то другим. Поэтому лечение дисбактериоза в первую очередь должно быть направлено на ликвидацию причин, приведших к его развитию. Как лечить и нужно ли лечить дисбактериоз. Дисбактериоз кишечника - нарушение равновесия в качественном и(или) количественном составе флоры кишечника. В кишечнике живут "хорошие" бактерии, помогающие организму переваривать пищу, вырабатывать витамины и т.п.
Но если иммунная система организма не в порядке или хороших бактерий маловато, то в кишечник могут проникнуть и размножиться "плохие" микроорганизмы (стафилококк, кандида и др.). Дети особенно чувствительны к такому неблагоприятному фону, как дисбактериоз кишечника. В последние 10 лет увеличилась частота таких форм дисбактериоза, которые сопровождаются псевдоаллергическими реакциями на пищу, расстройствами пищеварительной системы.
Это связано с ухудшением экологической обстановки, часто встречающейся патологией беременности, ранним переходом на искусственное вскармливание и неправильным питанием детей до 1 года, а также нерациональным использованием во время беременности матери и с первых дней жизни ребенка различных медикаментозных средств (в том числе антибиотиков). Дисбактериоз кишечника, возникший на первом году жизни, может привести к формированию в более старшем возрасте таких заболеваний как дискинезия желчевыводящих путей и кишечника,
хронические гастродуоденит, колит, проктосигмоидит, атопический дерматит, нейродермит, бронхиальная астма. За счет ослабления иммунной системы ребенок с дисбактериозом кишечника может часто и длительно болеть. Дисбактериоз кишечника требует коррекции. Нарушения микрофлоры легче корригируются в грудном возрасте и за счет устранения неблагоприятного фона осуществляется не только лечение имеющихся дисфункциональных расстройств, но и профилактика развития тех заболеваний, о которых говорилось выше.
Диагноз дисбактериоза ставится по данным анализа на дисбактериоз и жалобам. Для лечения применяют КИП (комплексный иммуноглобулиновый препарат), бактериофаги, бифидумбактерин, ацилакт, бификол, лактобактерин, примадофилюс, линекс и др. Если у ребенка отмечаются кожные проявления (атопический дерматит, крапивница, пиодермия), то, наряду с общим лечением (ферменты, стабилизаторы мембран тучных клеток) и коррекцией дисбактериоза кишечника,
применяется местное лечение. При правильном вскармливании и уходе риск развития и рецидивов дисбактериоза кишечника значительно уменьшается (соответственно уменьшается и риск развития хронических заболеваний, возникающих на фоне дисбактериоза). Мы рекомендуем, по возможности, как можно дольше сохранять грудное вскармливание. Если по каким-то причинам это невозможно, то переход на искусственные адаптированные смеси должен осуществляться постепенно. Также постепенно вводится прикорм.
Другим важным фактором в питании ребенка грудного возраста является стабильность. Учитывая несовершенство пищеварительной функции детей до 1 года, каждое новое блюдо в их рационе является стрессовым фактором, требующим адаптации. Поэтому частые необоснованные изменения питания могут вызывать развитие дисбактериоза. Желательно сдать анализ кала на дисбактериоз при появлении неблагоприятных стрессовых факторов: любое заболевание, ослабляющее иммунную систему (корь, ветряная оспа, грипп, скарлатина, кишечные
инфекции и т.д.); изменение характера питания; переезд в другую климатическую зону; пищевые отравления; использование антибиотиков, сульфаниламидов, гормональных препаратов; плановые оперативные вмешательства; сильные психо-эмоциональные воздействия. Также желательно сделать анализ при появлении запоров, поносов, плохого аппетита или сна, болях в животе, кожных "аллергических" высыпаний. Когда дисбактериоз лечить не нужно. Существуют ситуации, когда нарушения в составе нормальной кишечной
флоры не требуют микробиологической коррекции. Состояние микрофлоры кишечника у детей до 3 лет очень вариабельно. Различные факторы, такие как прорезывание зубов, ОРЗ, введение новых продуктов могут приводить к нарушениям состава микрофлоры кишечника. Эти отклонения могут быть временными и не приводить к нарушениям функций кишечника. Если дисбактериоз кишечника не сопровождается стойкими проблемами со стороны желудочно-кишечного тракта
(запоры, поносы, непереваренная пища, слизь или зелень в кале, непереносимость каких - то продуктов, боли и вздутие живота, обильные срыгивания или рвоты, снижение аппетита), аллергическими реакциями (экзема, атопический дерматит, пищевая аллергия), отставанием в развитии, то можно избрать выжидательную тактику и лечения не проводить. Но при этом нужно проводить контрольные исследования фекалий на состояние микрофлоры (кал на дисбактериоз), чтобы знать какая идет динамика, и хватает ли организму собственных
сил для выравнивания баланса кишечной микрофлоры. У более старших детей и взрослых встречаются компенсированные формы дисбактериоза кишечника, когда возможностей организма хватает, чтобы дисфункция не развилась. Обычно у таких людей длительно отсутствует или резко снижен какой-либо из трех видов нормальной кишечной флоры (бифидобактерии, лактобактерии, кишечная палочка), но при этом может быть увеличено количество других нормальных бактерий, и тогда эти бактерии берут на себя функции недостающих.
Если человек не предъявляет никаких жалоб микробиологической коррекции проводить не нужно. Есть ситуации, когда в кишечнике присутствует условно-патогенная флора, устойчивая к терапии, но при этом опять же жалоб нет. Это может быть связано с низкой протеолитической активностью ферментов этой флоры или, иначе говоря, низкой патогенностью (болезнетворностью). В этих случаях можно оставить эту слабо патогенную флору в покое.
Существуют вторичные дисбактериозы кишечника, возникающие на фоне других заболеваний, сопутствующие им и проходящие практически самостоятельно при излечении от основного заболевания. Такими заболеваниями являются: глистные и паразитарные инвазии; хронические инфекционные заболевания (геликобактериоз, микоплазмоз, хламидиоз и др.); эндокринные заболевания (сахарный диабет, тиреотоксикоз и т.д.). Обычно дисбактериоз в этих случаях отягощает течение основного заболевания, но лечить нужно
прежде всего главную причину, ограничившись минимальной микробиологической коррекцией нарушений состава микрофлоры кишечника. Таким образом, при решении вопроса о необходимости коррекции дисбактериоза врач должен прежде всего ориентироваться на состояние пациента. В ситуациях, когда дисбактериоз не вызывает стойких отклонений от нормальных функций организма можно избрать выжидательную тактику с контролем динамики или ограничиться поддерживающей терапией.
Также не требуют микробиологической коррекции следующие отклонения в составе кишечной микрофлоры: увеличение количества кишечной палочки с нормальной ферментативной активностью (более 300 - 400 млн/г); увеличение количества кишечной палочки со сниженной ферментативной активностью (более 10%), если нет жалоб; увеличение количества энтерококков более 25%, если нет жалоб; присутствие негемолизирующих кокков (эпидермальный или сапрофитный стафилококк, стрептококки) до 25%, если нет жалоб; наличие условно-
патогенных микробов (гемолизирующая кишечная палочка, протей, клебсиелла, лактозонегативные энтеробактерии, золотистый стафилококк) в количествах, не превышающих 10%, если нет жалоб (это могут быть транзиторные бактерии); наличие грибов Candida в количестве 104 или любых условно-патогенных бактерий в количестве, не превышающем 103 (нормальные значения); любое увеличение числа бифидо- и лактобактерий; снижение числа бифидо- и лактобактерий до 106 ; снижение количества кишечной палочки с нормальной ферментативной
активностью до 100 млн/г у детей до 1 года и до 200 млн/г у старших детей и взрослых; снижение количества кишечной палочки с нормальной ферментативной активностью не требует назначения коли-содержащих препаратов (колибактерин), т.к. чаще всего такое снижение является вторичным в ответ на существование в организме очагов хронической инфекции (часто глистов) и кишечная палочка самостоятельно восстанавливается при ликвидации этих очагов. Если врач видит выраженный дисбактериоз по анализам, но при этом отсутствие
каких-либо существенных жалоб, т.е. несоответствие анализа клинической картине, нужно обязательно подробно выяснить правильно ли собран анализ (стерильная посуда и ложка для забора материала, сроки доставки в лабораторию). При сомнениях, анализ желательно повторить. Список литературы 1. Белов, В.И. Психология здоровья. Спб. : Респекс, 1994. 272 с. 2. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья.
Молодость до 100 лет. М. Химия,1993. 400 с. 3. Белов, В.И. Жизнь без лекарств. СПб. : Респекс, 1994. 494 с. 4. Корхин, М.А. Лечебная физкультура в домашних условиях. М.А Корхин, И.М. Рабинович. Лениздат 1990г. 144 с. 5. Коробейников Н.К. Физическое воспитание. М. : Высш. шк 1989г 245 с.
6. Котешова И.А. Лечение и профилактика заболеваний органов дыхания. М : Эксмо, 2003. 352 с. 7. Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова ; под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой ; Спб Сова; М. : Эксмо, 2003. 512 с. 8. Мошков, В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренни болезней.
3-е изд.; М. ; Медицина, 1977. 375 с. 9. Пиманов, С.И. Эзофадит, гастрит, язвенная болезнь. М. : Медицинска книга, 2000. 377 с. 10. Справочник практического врача ; под ред. А.И. Воробьева. 2-е изд стереотипное. М. : Медицина, 1982. 656 с. 11. Тревис, С.П. Гастроэнторология /
С.П. Тревис, Р.Х. Тейлор, Д. Д. Мисевич. Пер. с англ. ; под ред. проф. С.И. Пиманова. М. : Медицинская литература. 2002. 627 с. 12. Учебник для институтов физ. культуры ; под ред. В.П. Правосудова ; М. : Физкультура и спорт, 1980. 415 с. 13. Физическая культура студента. / Учебник ; под ред.
В.И.Ильинича. М. : Гардарики, 2005. 448 с. 14. Щадилов, Е. Чистка печени в домашних условиях. (Серия «Исцели себя сам») ; Спб. : Питер, 1999. 224 с. (Серия «Исцели себя сам»)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |