СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Экономическое значение государственных доходов расходов
1.1 Состав государственных расходов
1.2 Структура государственных расходов и их значение
1.3 Задачи в области государственных расходов
1.4 Состав государственных доходов
1.5 Структура государственных доходов и их значение
2. Финансовый менеджмент и его место в системе управления финансами
2.1 Понятие – финансовый менеджмент
2.2 Функции и задачи финансового менеджмента
2.3 Методы финансового менеджмента
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Система управления финансами в последние годы кардинально изменилась. Однако научно-методическое обеспечение устарело, этим и был вызван бурный рост данной науки в последние годы. Особенностями финансового менеджмента являются его не традиционность и новизна для российских условий. Его появление в Российской Федерации вызвано развитием рыночных процессов, повышением значимости финансовых аспектов хозяйственной деятельности предприятий. В настоящее время в России финансовый менеджмент успешно развивается как наука.
Финансовый менеджмент в системе экономических наук, с одной стороны, представляет собой самостоятельную и весьма специфическую часть такой обширной дисциплины, как менеджмент. Отсюда финансовый менеджмент имеет многие черты и особенности менеджмента как науки, но с другой стороны – это дисциплина, имеющая управленческо- финансовые аспекты, присущие целому ряду прикладных экономических наук, поэтому финансовый менеджмент граничит с такими науками как, финансовый экономический анализ, управленческий учет, рынок ценных бумаг, статистика, ценообразование, налогообложение и другие.
Говоря о экономическом значении доходов и расходов государства, можно сказать что, группировка доходов и расходов при помощи бюджета дает возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью чего происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, группировка доходов и расходов дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
1.1 Состав государственных расходов
Расходы классифицируются:
— по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы.
— по функциональному назначению – на финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата государственного управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.
Все расходы состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.
Основные текущие расходы
Закупка товара и услуг
Оплата труда государственных служащих
Начисления на заработную плату
Платежи по внутренним займам и государственному внутреннему долгу.
Основные капитальные расходы
Капитальные вложения в основные фонды
Капитальное строительство
Реконструкция
Техническое перевооружение
Расширение действующих производств
1.2 Структура государственных расходов и их значение
В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов претерпела существенные изменения – резко сократились бюджетные ассигнования на народное хозяйство, на централизованные капитальные вложения. В связи с приватизацией произошло преобразование значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.
Финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики в условиях действия рыночных механизмов сохраняет актуальность. [ 4, 43]
Основные средства направляются в топливно- энергетический и аграрно-промышленный комплексы, при этом предусматривается финансовая поддержка комплексного переустройства аграрного сектора.
Федеральная инвестиционная программа, финансируемая за счет средств бюджета, должна быть направлена на развитие социального комплекса. Предприятия и организации должны финансироваться главным образом за счет кредитов, предоставляемыми банками для закупок оборудования по производству медицинских препаратов и медицинской техники, сельскохозяйственной техники, транспортного оборудования, средств связи, а так же более широкого использования финансового лизинга.
Большое значение имеют расходы, связанные с социально- культурным мероприятием, которые включают в себя затраты на: образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство.
Значительное внимание должно уделяться социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Должны предусматриваться меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособия по безработице, по упорядочению заработной платы работников бюджетной сферы.
Так же не маловажное значение имеют расходы на оборону, вызванные необходимостью реформирования армии, сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, содержания армии на более высоком профессиональном уровне, поддержания социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.
Осуществление расходов производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:
Достижение максимального эффекта при минимуме затрат
Целевой характер использования бюджетных ассигнований
Предоставления бюджетных средств меру выполнения производственных показателей с учетом использования ранее отпущенных ассигнований
Безвозвратность бюджетных ассигнований
1.3 Задачи в области государственных расходов
— Сократить число федеральных целевых комплексных программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах
— Снизить расходы на содержание государственного аппарата
— Продолжать децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственного и коммерческого финансирования проектов
— Повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах
— Снизить уровень дотации отдельным отраслям
— Усилить контроль использования бюджетных средств
— Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
Состав государственных доходов
В условиях перехода к рынку доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации стали налоги.
Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Сущность налогов проявляется в их функциях:
— фискальная функция состоит в максимально возможной мобилизации средств в бюджетную систему. [ 5, 52]
— регулирующая функция связана с вмешательством государства через налоги в процесс воспроизводства.
Так же к государственным доходам можно отнести средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов.
1.5 Структура государственных доходов и их значение
Как было ранее замечено, что основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. Налоги подразделяются на три группы: [ 1, 9]
Федеральные налоги и сборы--PAGE_BREAK--
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
Региональные налоги
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, его концентрацию и централизацию.[ 6, 84 ]
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах, которые называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджета.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Другими словами, это дополнительная помощь регионам со статусом «особо нуждающиеся в поддержке».
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
Нормативные отчисления от регулирующих доходов
Дотации и субвенции местным бюджетам
Средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований
Средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации
К нормативным отчислениям от регулирующих доходов относятся доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Они наряду с местными налогами сборами относятся к собственным доходам местных бюджетов.
Кроме налоговых поступлений в доходную часть поступают и другие виды платежей: от внешнеэкономической деятельности РФ, от приватизации государственной собственности, от функционирования государственной собственности за рубежом и другие.
2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
2.1 Понятие – финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент – это профессиональная управленческая деятельность по оценке производственных и финансовых направлений деятельности хозяйствующего субъекта, а именно организация денежных потоков предприятия, формирование и использование капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических и тактических целей развития предприятия. [ 8, 156 ]
Финансовая деятельность на предприятии осуществляется финансовым отделом, службой. Свою работу данные структуры осуществляют в соответствии с целями, функциями, задачами и методами финансового менеджмента.
Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности предприятия в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев.
Основные цели финансового менеджмента:
— выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы
— избежания банкротства и крупных финансовых неудач
— максимизация прибыли
— минимизация расходов
— устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия
— рост объемов производства и реализации
— увеличение доходов руководящего состава и владельцев предприятия
— обеспечение рентабельности деятельности.
2.2 Функции и задачи финансового менеджмента
1. Планирование. Включает в себя стратегическое и текущее финансовое планирование, составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий.
2. Участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта.
3. Оценка возможных изменений структуры предприятия
4. Обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних источников краткосрочного и долгосрочного финансирования, выбор оптимального их сочетания.
5. Управление финансовыми ресурсами, управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах, управление ценными бумагами, заемными средствами.
6. Учет, контроль и анализ. Выбор учетной политики, обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Сопоставление отчетных данных с планами и стандартами. [ 7, 46]
В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в финансовом управлении. Так же задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования, обеспечение сбалансированности и сроков поступления денежных средств, обеспечение рентабельности продаж.
2.3 Методы финансового менеджмента
Конкретные формы и методы решения задач финансового менеджмента определяются финансовой политикой предприятия. Разработка и осуществление финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления. Ее роль в централизованном управлении фирмой определяется тем, что она затрагивает все стороны экономической деятельности фирмы – научно-техническую, производственную, материально-техническое снабжение, сбыт. В рамках единой финансовой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления, определяются в глобальном масштабе источники финансовых ресурсов и их распределение в рамках предприятия.
В современных условиях главная собственность финансовой политики предприятий состоит в комплексном использовании финансовых инструментов, причем в зависимости от конкретных условий преобладающее значение в отдельные периоды может придаваться тому или иному инструменту.
Существует три основных категории финансовых инструментов:
— денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете)
— кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты и другие)
— способы участия в уставном капитале (акции)
Основными методами финансового менеджмента, реализуемыми в ходе проведения финансовой политики, являются: прогнозирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции и другие.
Для осуществления этих методов используются приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, дисконтирование и другое.
Основой информационного обеспечения системы финансового менеджмента служит любая информация финансового характера:
— бухгалтерская отчетность
— сообщение учреждений банковской системы
— информация товарных, фондовых бирж.
Заключение
Исходя из вышесказанного, очевидно, что в условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственный за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.
Правильная группировка и распределение государственных доходов и расходов может положительно сказаться на регулировании государственной экономики и может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Список используемой литературы
Налоговый кодекс РФ. Часть первая, вторая. Консультант плюс (ред. от 24.07.2007г.).
2. Федеральный закона № 95 — ФЗ от 29.07.2004г.
Федеральный закон № 58 от 29.06.2004г.
Деева А.И. «Финансы», Москва «Экзамен» 2006 — 320с
Литовченко В.П. «Финансы», Москва ИТК «Дашков и К» 2005 -724с
Ковалева А.М. «Финансы», Москва Издательство «Финансы и Статистика» 2005 — 384с
Тренев Н.Н. «Управление финансами», Москва Издательство «Финансы и Статистика» 2004 – 241с
Моляков Д.С. «Теория финансов предприятия» Москва Издательство «Финансы и Статистика» 2006 – 357с