Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мичуринский государственный аграрный университет»
Кафедра
Реферат
на тему:
Эволюция казначейской службы в России
Выполнил: студентка 3 курса
31Б группы
Проверил:
Мичуринск 2008г
В настоящее время все более актуальными становятся вопросы совершенствования казначейской системы исполнения федерального бюджета и формирование аналогичных систем для исполнения бюджетов территорий.
Эволюция развития казначейской системы
В 15 в. появились первые государственные учреждении русского средневековья — казенные дворы. Они стали началом системы централизованного управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли так называемые приказы — службы, которые ведали государственными доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах.
В 17 в. по указу царя Алексея Михайловича был образован Счетный приказ — высший финансово-контрольный орган. В Счетный приказ поступали недоимки прошлых лет и остатки от ассигнованных по разным ведомствам сумм со всего государства.
Петр I кардинально реформировал систему государственного управления. Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. Самыми важными из них были три: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам. Высшим органом финансового управления в стране стал сенат. Кроме того, государство было разделено на 45 провинций, во главе каждой поставлены воеводы, а при них, территориальные представители финансовых коллегий: камерир и рентмеистер (или казначей). Казначей принимал поступавшие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство состояло при губернской канцелярии. Реформа ввела новую — коллегиальную систему управления.
В эпоху же правления императрицы Елизаветы Петровны доходы и расходы не поддавались даже приблизительному учету. Происходит постепенное разрушение созданной при Петре 1 системы государственных учреждений, ведавших финансами.
Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 г правового акта «Учреждения для управления губерний Российской Империи». В каждой губернии создаются казенные палаты, которые, начинают выполнять функции представительств финансовых органов на местах. Губернии делятся на уезды и в каждом уезде свой уездный казначей — финансовый чиновник низшего звена, назначаемый на эту должность на 3 года. А в конце столетия, в период правления Павла 1, учреждается должность государственного казначея. С этого времени управление финансами государства становится самостоятельным и централизованным.
Новый (XIX) век и новый император Александр I вносят в финансовую систему государства кардинальные изменения. В 1802 г. подписывается манифест «Об учреждении министерств». Это стало начальным этапом министерской реформы Александра I .
Какое-то время параллельно министерству сохраняет свое существование и государственное казначейство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, остаточных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов. Однако вскоре в структуре министерства финансов учреждается департамент государственного казначейства, которому были подчинены все центральные и местные финансовые структуры.
В начале 19 в Российской Империи окончательно складывается четкая структура органов казначейства — от центрального (департамента государственного казначейства) до местных (губернских и уездных).
Позднее, в 1837 г. полномочия всех уездных казначеев были унифицированы единой инструкцией, в которой были точно определены предметы их деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм и т.д.
Александром II во второй половине 19 в. произошло реформирование финансовой системы страны. В это время воплощаются в жизнь принципы рационализации и единства бюджета.
Составление общей отчетности по губерниям было поручено не государственному контролю, а казенным палатам, которые фактически играли роль представителей департамента государственного казначейства в губерниях. Казенным палатам теперь было предписано вести все бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам.
Таким образом, реформы 60-70-х годов оказали непосредственное влияние на весь строй финансового управления в России. Они позволили качественно оформить государственный контроль над бюджетными средствами и привели к упрочнению места казначейства в финансовой системе империи. А государственное казначейство стало существовать как единая система исполнительных органов власти.
Принципиально важным является и тот факт, что одновременно значительно возрастают роль и функции казначейств. А в 1896 г. происходит официальное слияние казначейских касс с банковскими, и органы казначейства начинают оказывать банковские услуги населению. На первых порах это были наименее сложные операции: размен денег, покупка и продажа билетов государственного казначейства, уплата процентов по купонам от главнейших процентных бумаг, операции сберегательных касс.
С 1899 г. казначействам также предписывается распределять в определенном процентном соотношении между государственной казной и земствами поступающие поземельные сборы.
В начале 20 в. значение казначейства еще более усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства и усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.
Предметами ведения казначейств в то время были:
прием и хранение принадлежащих государственному казначейству доходов;
производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;
выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов;
счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу.
Банковские операции: открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.
Казначейство начинает активно участвовать в государственном кредитовании. Значительно увеличивается объем операций по покупке-продаже ценных бумаг.
Революцией 1917 г. был завершен этап казначейского исполнения государственного бюджета. Постановлением правительства в октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы. Завершился этот процесс в 1926 г. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных изменений просуществовала весь советский период развития государства.
Федеральное казначейство в Российской Федерации
Органы федерального казначейства в Российской Федерации были образованы сравнительно недавно, однако их развитие шло высокими темпами и в настоящее время в РФ сложилась ситуация, не позволяющая эффективно использовать современную казначейскую систему исполнения бюджетов. Это связано с тем, что полномочия органов казначейства, установленные в период их образования, видоизменились в связи с новыми социально-экономическими реалиями. Как показывает практика, нормативно-правовое регулирование организации и функционирования органов казначейства отстает от тех темпов, которыми развивается эта структура.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ федеральное казначейство является одним из участников бюджетного процесса и обладает бюджетными полномочиями. Главное предназначение казначейства как государственного института — обеспечение точного учета и управление государственными финансовыми ресурсами. Эта задача охватывает широкий спектр функций, выполнение которых органами федерального казначейства адекватно его роли в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в стране.
Согласно Бюджетному кодексу РФ основной задачей Федерального казначейства является проведение кассовых операций в ходе исполнения федерального бюджета, контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства, распределение поступающих в бюджетную систему доходов между соответствующими бюджетами, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, составление отчётности об исполнении федерального и консолидированного бюджетов.
Сегодня исполнением бюджетов (местных, региональных, федерального) на территории страны заняты три уровня финансовых органов: федеральное казначейство, финансовые органы регионов, финансовые органы муниципальных образований. Казначейская система исполнения федерального бюджета позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования; снизить стоимость обслуживания внутреннего долга в результате увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля; ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечных получателей.--PAGE_BREAK--
Для повышения эффективности управления государственными бюджетными средствами в Российской Федерации возможна и целесообразна трансформация органов федерального казначейства в кредитные учреждения, сочетающие как функции по управлению бюджетными средствами на стадии исполнения бюджета, так и функции кредитного учреждения в части организации расчётов, движения наличности и реализации государственных ценных бумаг.
К числу важнейших стратегических задач развития российской казначейской системы следует отнести совершенствование нормативно-законодательной базы функционирования казначейской системы РФ и существенное расширение выполняемых функций органами, федерального казначейства по управлению бюджетом, регулированию долговых отношений и активов, финансированию капитальных расходов, федеральных целевых программ, участию в банковско-кредитной сфере, на фондовом рынке.
В связи с трудностями взаимодействия казначейских органов и кредитных учреждений напрашивается вывод о настоятельной необходимости создания бюджетного казначейского банка.
На казначейство также следует возложить общую ответственность за поиск новых источников финансирования государственных органов и, в частности, за развитие рынка государственных ценных бумаг. Казначейство может и самостоятельно выпускать собственные ценные бумаги — казначейские обязательства с предполагаемым сроком погашения до 3-5 лет.
Неотъемлемыми элементами работы Федерального казначейства является постоянное совершенствование организации труда, развитие нормативной базы, казначейских технологий.
В 2007 г. было продолжено совершенствование работы по обеспечению исполнения федерального бюджета по расходам, по переводу главных распорядителей на электронный документооборот. Большая работа была проделана по формированию отчётности об исполнении федерального и консолидированного бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Были приняты, проверены и консолидированы материалы по бюджетной отчётности за 2006 г., представленные главными распорядителями бюджетных средств. На их основе сформирована сводная отчётность Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета за 2006 г.
На начало 2008 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 22384 муниципальных образования, имеющих самостоятельный бюджет. Из них 61,4% выбрали вариант с осуществлением органами Федерального казначейства кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. Остальные муниципальные образования выбрали варианты с передачей органам Федерального казначейства отдельных функций.
Кроме того, органы Федерального казначейства осуществляют контроль за операциями с межбюджетными трансфертами из федерального бюджета в форме субсидий и субвенций в рамках исполнении региональных и местных бюджетов.
Важным моментом в осуществлении контрольной деятельности Федерального казначейства является обеспечение открытости контрольных материалов для всех заинтересованных лиц, активная работа созданных в центральном аппарате Федерального казначейства Контрольных советов.
В 2007 г. в рамках развития системы внутреннего контроля и аудита был проведён анализ материалов контрольных мероприятий, позволивший выявить направления деятельности территориальных органов Казначейства России, наиболее подверженные рискам, и была начата работа по формированию комплекса мер, направленных на их минимизацию.
В 2008 г. Федеральное казначейство должно решить следующие задачи:
— участие в разработке нормативных правовых актов по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов государственных внебюджетных фонд;
— подготовка к экспериментальному внедрению системы оптимизации расчётов, что позволит свести к минимуму наличный денежный оборот в бюджетной сфере;
— проведение экспериментального внедрения ряда организационно-технических мероприятий в рамках проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации»;
— разработка двух административных регламентов Федерального казначейства по исполнению государственных функций по приёму, составлению и представлению бюджетной отчётности по организации исполнения судебных актов;
— обеспечение формирования ежемесячного обзора по финансовому состоянию сектора государственного управления;
— развитие системы электронного документооборота со всеми участниками бюджетного процесса;
— разработка показателей мониторинга функциональной деятельности Федерального казначейства и т.д.
Список использованной литературы
Астахов А.А.: совершенствовать подготовку кадров финансовой системы// Финансы.- 1999.-№7.- 3-5 с.
В Авангарде бюджетных реформ// Финансы.- 2008.- №8.- 3-8 с.
Гусев С.И., Швецов Ю.Г. О роли федерального казначейства в финансовой системе государства// Финансы.- 2004.- № 11.- 23-25 с.
Демидов А.Ю. Управленческий учет в органах федерального казначейства// Финансы.- 2008.- № 5.- 24-27 с.