--PAGE_BREAK--
1.2. Полномочия Центрального банка РФ
по отношению к кредитным организациям
Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, за соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов. При этом преследуется главная цель – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции он осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора.
Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», осуществляются через Комитет банковского надзора, объединяющая структурные подразделения Банка России, обеспечивающая выполнение его надзорных функций.
Для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. При этом должны соблюдаться обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.
Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах они осуществляются через главные территориальные управления Банка России.
Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательства:
1) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;
2) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
3) максимальный размер крупных кредитных рисков;
4) нормативы ликвидности кредитной организации;
5) нормативы достаточности собственных средств (капитала);
6) размер валютного, процентного и иных финансовых рисков;
7) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
8) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) лругих юридических лиц;
9) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставляемых кредитной организацией своим участникам.
Для осуществления своих функций банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания выявленных в их деятельности нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний, непредставления информации либо предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф до 0,1 процента минимального размера уставного капитала или ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций либо отозвать лицензию.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
Центральный банк Российской Федерации выполняет следующие функции по отношению к кредитным организациям:
1) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
2) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
3) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
4) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Действующая в России система пруденциального надзора в целом соответствует ключевым принципам эффективного банковского надзора, определенным Базельским комитетом по банковскому надзору («Комитетом Кука»). ЦБР осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:
- регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.); определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
- регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
- установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
- регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;
- надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБР, проверка деятельности кредитных организаций.
Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы Российской Федерации. Он организует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.
Глава 2. Структура Центрального банка РФ
2.1. Департаменты ЦБ РФ и их задачи
В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения:
1. Сводный экономический департамент
2. Департамент исследований и информации
3. Департамент наличного денежного обращения
4. Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России
5. Департамент регулирования расчетов
6. Департамент бухгалтерского учета и отчетности
7. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций
8. Департамент банковского регулирования и надзора
9. Главная инспекция кредитных организаций
10. Департамент операций на финансовых рынках
11. Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках
12. Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
13. Департамент платежного баланса
14. Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
15. Юридический департамент
16. Департамент полевых учреждений
17. Департамент информационных систем
18. Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом
19. Финансовый департамент
20. Департамент внутреннего аудита и ревизий
21. Департамент международных финансово-экономических отношений
22. Департамент внешних и общественных связей
23. Административный департамент
24. Главное управление недвижимости Банка России
25. Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России
26. Главное управление безопасности и защиты информации
Рассмотрим функции и задачи некоторых из них.
Сводный экономический департамент является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, осуществляющим мониторинг и анализ состояния экономики и разработку долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.
Департамент исследований и информациизанимает одно из ведущих мест в структуре Банка России, так как результаты его работы являются основой для формирования банковской политики и выработки перспектив ее развития. В его функции входит, во-первых, анализ текущих тенденций, причем не только в банковской сфере, но и в экономике в целом, поскольку одна из задач любого центрального банка — стимулирование экономического роста на стабильной основе; во-вторых, прогнозирование хозяйственной конъюнктуры в денежно-кредитной системе и на основе этого составление программ действий, с тем чтобы руководство Центрального банка РФ было осведомлено о проблемах, с которыми придется столкнуться в перспективе, и могло выработать методы их преодоления; в-гретьик, создание информатнионной базы для проведения макроэкономических исследований.
Департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирмявляется структурным звеном Банка России, которое обеспечивает выполнение возложенных на Банк России функций государственной регистрации кредитных организаций, выдачи лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом. Основной задачей департамента является осуществление надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России кредитными организациями на стадии регистрации и лицензирования.
Задачей департамента банковского регулирования и надзора является методическое и организационное обеспечение функций Банка России в сфере пруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций.
Главная инспекция кредитных организацийзанимается организацией инспекционной деятельности территориальных учреждений Банка России, координацией их работы при подготовке и проведении инспекционных проверок. Кроме того, в задачи этого департамента входит нормативное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности подразделений инспектирования кредитных организаций в территориальных учреждениях Банка России.
Департамент полевых учреждений Банка России– подразделение центрального аппарата Центрального банка РФ, предназначенное для руководства банковской деятельностью полевых учреждений Банка России. На него возлагаются: руководство подчиненными учреждениями; участие в организации кассового исполнения бюджета и внебюджетных фондов; проведение экономии, работы и анализа в полевых учреждениях Банка России; организация кассовой работы, прогноза, анализа и обеспечения платежного и налично-денежного оборотов, эмиссионно-кассовых операций, операций с валютой иностранных государств, их учета и отчетности по ним: осуществление мер по своевременному обеспечению воинских формирований денежной наличностью; проведение контрольно-ревизионной работы и реализация материалов ревизий и проверок в полевых учреждениях: организация безналичных расчетов и операций по вкладам военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований; организация бухгалтерского учета и отчетности, руководство ими; правовое обеспечение деятельности; изучение, подбор и расстановка офицерских кадров и гражданского персонала; обеспечение полевых учреждений вычислительной техникой и бланками банковской документации; обобщение и распространение передового опыта работы полевых учреждений, организация хранения архивных документов. Иные функции полевых учреждений определяются федеральными законами и нормативно-правовыми актами Банка России.
Непосредственную работу по внутреннему аудиту Банка осуществляет Департамент внутреннего аудита и ревизий, положение о котором также утверждается Советом директоров. Среди основных задач этого департамента — обеспечение наблюдения за соответствием совершенных в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России путем регулярного проведения комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности территориальных учреждений Банка России, а также предприятий и организаций, входящих в систему Банка России. Департамент осуществляет также проверку организации выполнения учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов, регулирующих их деятельность, а также проверку выполнения ими отдельных функций и правил совершения отдельных операций Банка России путем проведения аудиторских проверок отдельных направлений (участков) деятельности Банка России. Кроме этого, он проводит независимую оценку информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям, а также проверку фактов, связанных с финансовыми нарушениями, допускаемыми работниками системы Банка России.
Департамент проводит большую методическую работу. В сферу его деятельности входит подготовка нормативно-методической документации по практической организации внутреннего аудита и ревизий в Банке России, ее кодификация и периодическое обновление, а также участие в рассмотрении проектов нормативных документов Банка России по вопросам, относящимся к компетенции департамента, и обеспечение подразделений службы главного аудитора Банка России методическими документами по проведению ревизий и аудиторских проверок. Департамент определяет порядок и правила проведения ревизий (проверок) отдельных участков работы учреждений, предприятий и организаций Банка России, принимает меры по совершенствованию практической организации контрольно-ревизионной работы в учреждениях Банка. В качестве основного организующего звена он отвечает за обеспечение планирования и регулярного проведения ревизий работы учреждений Банка России, состоящих на самостоятельном балансе, организует их взаимодействие со структурными подразделениями центрального аппарата Банка России по вопросам проведения проверок работы учреждений Банка России, осуществляет контроль за устранением недостатков, выявляемых ревизиями. Аналогично он осуществляет планирование, организацию и проведение аудиторских проверок отдельных операций и направлений работы Банка России, а также проверок соблюдения подразделениями и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов, включая инструкции и другие указания Банка России. За ним также закреплена координация работы ревизионных отделов (управлений, секторов) главных управлений (национальных банков) Банка России и других учреждений системы Банка России в интересах обеспечения эффективности системы внутреннего аудита в Банке России.
В процессе своей деятельности департаменты центрального аппарата Банка России тесно взаимодействуют между собой. Так департамент банковского регулирования и надзора является заказчиком ряда инспекционных проверок. Он же является и потребителем «продукции», которую производят работники главной инспекции кредитной организации. В свою очередь, на основании актов проведенных инспекционных проверок задача департамента регулирования и надзора заключается в том, чтобы сделать выводы о качестве представляемой коммерческими; банками отчетности. Департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирм совместно с подразделениями безопасности, эмиссионно-кассовой работы проводит отбор наиболее достойных претендентов на занятие высоких должностей в коммерческих банках. Сводный экономический департамент и департамент банковского регулирования и надзора взаимодействуют с главной инспекции кредитной организации, департаментом валютного регулирования и департаментом валютного контроля при планировании мероприятий по предотвращению сбоев в деятельности коммерческих банков. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций совместно с департаментом инспектирования осуществляет мероприятия по выводу коммерческого банка из состояния «старения».
2.2. Территориальные подразделения Банка России
Эффективность выполнения возложенных на департаменты центрального аппарата Банка России функций во многом зависит от успешной работы территориальных подразделений этого банка, поскольку на них ложится основная нагрузка по реализации его функций.
Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) — обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждениях Банка России, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.
Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации.
Территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации является Главным управлением.
Современная система территориальных учреждений Банка России представлена 59 главными управлениями (ГУ), 20 национальными банками (НБ).
Территориальные подразделения Банка России представлены территориальными учреждениями и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ). Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Функции, задачи и основные направления деятельности территориальных органов Банка России определяются Типовым положением, утверждаемым Советом директоров. Территориальные учреждения ЦБ РФ обычно создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.
Территориальные учреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводят первичную ее обработку в рамках своих полномочий, а затем отсылают ее в департаменты центрального аппарата. В свою очередь, работники центрального аппарата систематизируют сведения, поступающие из регионов, и анализируют их. На основе такого анализа могут составляться прогнозы развития экономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания и функционирования территориальных учреждений Банка России обусловлена не только тем, что они являются центрами аккумуляции и обработки информации о финансовом положении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет обеспечить взаимоконтроль работы всех подразделений Банка России.
В организационном плане территориальные учреждения Банка России включают отделы либо управления в зависимости от направленности и масштабов осуществляемой ими деятельности. Организационная структура территориального учреждения Банка России зависит от ряда факторов, определяющими среди которых являются число самостоятельных банков в данном регионе (чем больше банков, тем уже специализация надзорных органов) и масштабы деятельности коммерческих банков на подведомственной территории.
Определенную нагрузку в реализации функций Банка России несут и расчетно-кассовые центры, которые являются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Расчетно-кассовые центры создаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения банка России на основании приказа начальника территориального учреждения. Полномочия РКЦ определены Типовым положением. Основными функциями РКЦ являются:
- осуществление расчетов между кредитными организациями и проведение контроля по этим расчетам через корреспондентские счета, открытые в РКЦ;
- хранение ценностей и кассовое обслуживание коммерческих банков;
- кассовое исполнение бюджета;
- проведение операций с ценными бумагами и операций неторгового характера в иностранной валюте.
Таким образом, РКЦ организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства РФ и Центрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков. продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 3. Инструменты денежно-кредитной политики
Центрального банка РФ
3.1. Денежно-кредитное регулирование экономики –
основная функция Центрального банка
Как орган денежно-кредитного регулирования Центральный Банк регулирует состояние денежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.
В ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации «Банке России» говорится, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, разрабатываемой и проводимой ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что ЦБ РФ берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта федерального бюджета. Одновременно ЦБ РФ исходит их анализа развития экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.
Как и в 1990-е годы, так и в настоящее время при формулировании целей денежно-кредитной политики Банк России исходит из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты. Постоянной стратегической целью денежно-кредитной политики в России является последовательное снижение инфляции.
Низкий уровень инфляции рассматривается Банком России как наилучший вклад денежно-кредитной политики в создание благоприятных условий для достижения устойчивого долгосрочного и динамичного роста экономики. Последовательное снижение инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов, уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации капиталов, необходимых России для модернизации основных фондов, укреплению на этой основе тенденции долгосрочного экономического роста.
Следует подчеркнуть, что снижение инфляции согласуется как с первой целью деятельности Банка России, сформулированной ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», так и Конституцией РФ. По конституции основная функция Банка России – защита и обеспечение устойчивости курса рубля.
При принятии решений в области денежно-кредитной политики Банк России ориентируется не только на общий уровень инфляции, но также на уровень базовой инфляции. При этом он исходит из того, что на инфляционные процессы влияют как монетарные, так и структурные факторы, на которые не оказывает прямого воздействия денежно-кредитная политика.
В 2007 году общему уровню инфляции на потребительском рынке 11,9% соответствовала базовая инфляция 11,0%, в 2008 эти цифры составляли соответственно 13,3% и 13,6%, в 2009 – 8,8% и 8,3%. На 2010 год поставлена цель ограничить общей уровень инфляции на потребительском рынке в пределах 9-10%, в 2012 – 5-7% (Приложение 2).
Снижение инфляции – конечная цель денежно-кредитной политики. Следует иметь ввиду, что ЦБ РФ, как и любой другой банк не в состоянии достичь конечной цели напрямую. Он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Такой промежуточной целью может быть таргетирование денежной массы, уровня процентных ставок, таргетирование и стабилизация валютного курса.
Важным элементов денежно-кредитной политики является механизм ее реализации. Он представляет собой совокупность методов (способов) и инструментов воздействия Центрального банка на объекты денежно-кредитной политики для достижения промежуточных и конечных целей. К основным инструментам м методам денежно-кредитной политики по ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» (ст.35) относятся:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Банк России ежегодно, не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год (ст. 45 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)»).
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
- концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
- краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
- сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
- прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
- целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
- основные показатели денежной программы на предстоящий год;
- варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Согласно «Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов», в ближайшие годы Банк России намерен завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.
При этом Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного уменьшения. В предстоящий трёхлетний период главной целью денежно-кредитной политики остаётся снижение инфляции до 9% -10% в 2010 г. и 5-7% в 2012 г.
Установленный в январе 2009 года широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины позволяет Банку России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке с целью курсообразования. Динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Банк России будет использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объема на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.
С целью обеспечения соответствия объёма денежной массы спросу на деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. По мере замедления инфляционных процессов, Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. В рамках управления ликвидностью Банк продолжит расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.
Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.
Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010—2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации (Приложение 3).
В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал — на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.
В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскую нефть может составить 58 долларов США за баррель.
Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.
В рамках третьего варианта в 2010 году предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3,0%.
Банк России не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировом рынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году возрастет до 80 долларов США за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал — 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.
Прогноз платежного баланса до 2012 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта “Юралс”: в пределах 45—87 долларов США за баррель в 2011 году и 45—95 долларов США за баррель в 2012 году.
В 2011—2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В 2012 году в условиях низких цен на нефть в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов США. Согласно второму варианту прогноза профицит счета текущих операций составит 16,9 млрд. долларов США. В третьем и четвертом вариантах прогноза при умеренном росте дефицита баланса доходов и текущих трансфертов в 2012 году ожидается положительное сальдо счета текущих операций в размере 48,0—83,2 млрд. долларов США.
Отрицательное сальдо финансового счета в 2011 году в первых трех вариантах прогноза значительно сократится по сравнению с 2010 годом, а в четвертом варианте станет положительным. В 2012 году на фоне активизации привлечения капитала банковским сектором сальдо финансового счета будет положительным.
В условиях первого варианта прогноза в 2011 году предполагается небольшое увеличение валютных резервов — на 3,7 млрд. долларов США. Согласно второму и третьему вариантам профицит текущего счета существенно превысит дефицит финансового счета, что приведет к росту резервов на 21,6—51,2 млрд. долларов США. В четвертом варианте положительные сальдо счета текущих операций и финансового счета обеспечат рост резервов на 88,9 млрд. долларов США. В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов на 10,2—106,7 млрд. долларов США.
В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4—5,5%.
3.2. Роль ЦБ РФ в поддержании устойчивости и ликвидности кредитных организаций
3.2.1. Политика минимальных резервов
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств.
Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с 1 июля 2004 года по 31 октября 2009 года действовало Положение от 29 марта 2004 года № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций»).
Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).
Резервируемые обязательства кредитных организаций сгруппированы в следующие категории:
-«обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами» – включает обязательства перед юридическими лицами-нерезидентами (в том числе обязательства перед банками-нерезидентами), а также обязательства перед индивидуальными предпринимателями-нерезидентами, в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского (корреспондентского) счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами);
-«обязательства кредитной организации перед физическими лицами» – включает обязательства перед физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами банковского вклада (в том числе удостоверенные сберегательными сертификатами), банковского счета;
-«иные обязательства» кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.
Не включаются в состав резервируемых обязательствследующие обязательства:
- денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;
- облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
- обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);
- обязательств перед другой кредитной организацией, зарегистрированной в установленном порядке и действующей на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций, обязательств перед международной финансовой организацией, осуществляющей свою деятельность на основе международного договора о ее создании с участием Российской Федерации, а также обязательств перед Внешэкономбанком, Банком России, возникающих в результате заключения договоров (за исключением обязательств по выпущенным долговым ценным бумагам и процентам по ним), и обязательств перед государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и (или) обязательств перед инвесторами, не являющимися кредитными организациями, возникающих в рамках оказания финансовой помощи по планам участия государственной корпорации «Агентства по страхованию вкладов» в предупреждении банкротства в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»;
- задолженность, возникающая между обособленными подразделениями кредитной организации.
В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.
С начала 11 октября 2007 года до 1 сентября 2008 года ЦБ повышал нормативы обязательных резервов на 0,5 процентных пункта на каждом этапе. Тогда в период с 1 по 17 сентября проценты минимальных резервов по обязательствам перед физическими лицами в рублях и по иным обязательствам в рублях и обязательствам в иностранной валюте составили 5,5% и 6% соответственно, после чего Банк России понизил нормативы обязательных резервов на 4 процентных пункта. С 1 мая по 1 августа 2009 нормативы резервов ежемесячно увеличивались на 0,5 процентных пункта. С августа и по настоящий момент процент обязательных резервов равен 2,5% (Приложение 4).
Рис.1. Нормативы обязательных резервов, %
Источник: официальный сайт ЦБ РФ (www.
cbr.
ru)
Банк Росси использует также механизм усреднения обязательных резервов. Право на использование механизма усреднения обязательных резервов предоставляется стабильной кредитной организации (в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 № 766-У с изм.), отвечающей следующим критериям:
1) не допускала недовзноса в обязательные резервы, не имела штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов, непредставленного расчета размера обязательных резервов в течение установленного периода;
2) выполнила обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения;
3) не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам и процентам по ним.
Усреднение обязательных резервов предполагает, что в счет выполнения обязательных резервов принимается усредненный остаток денежных средств на корреспондентском счете (корреспондентском(их) субсчете(ах)) кредитной организации, открытом(ых) в Банке России.
Кроме того, Банк России до 1 марта 2010 года предоставил возможность использования усреднения обязательных резервов, независимо от классификационной группы, присвоенной ей в результате оценки экономического положения. Установленный ЦБ РФ коэффициент усреднения обязательных резервов (0,6) позволяет кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России.
Усредненная величина обязательных резервов с января 2009 года по январь 2010 года с 37 до 203,5 млрд. руб. Доля КО, использовавших право на усреднение, также постепенно увеличивалась и в январе составила 76,4% от общего числа действовавших КО.
Повышая нормативы обязательных резервов, Банк России, при прочих равных условиях, сокращает банковскую ликвидность. Как правило, кредитные организации реагируют на уменьшение своей ликвидности сокращением объемов предоставляемых кредитов. Но, как мы видим, на практике данный эффект отсутствует – темп прироста объема размещенных средств в период с 1 января по 1 ноября 2008 года были положительными – 37%. Понижая нормативы минимальных резервов, ЦБ РФ увеличивает ликвидность. И все-таки, после существенного роста до февраля 2009 года происходило снижение объемов кредитования. Тем не менее, уровень этого показателя был заметно выше докризисного уровня (Приложение 7).
Рис.2. Темпы роста объемов кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных физическим лицам, организациям, кредитным организациям,
(месяц к предыдущему месяцу) %
Источник: официальный сайт ЦБ РФ (www.
cbr.
ru) продолжение
--PAGE_BREAK--