Реферат по предмету "Финансы"


Экономическое содержание бюджета и повышение его роли в современных условиях

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов и статистики
РЕФЕРАТ
на тему:
«Экономическое содержание бюджета и повышение его роли в современных условиях»
МИНСК, 2008
Существование бюджетных отношений вне государства невозможно, поскольку их функционирование предопреде­лено объективной необходимостью удовлетворения общест­венных потребностей посредством государства.
Однако этот факт не может быть использован как аргу­мент для причисления бюджетных отношений к надстроечным. Бюджет лишь обусловлен наличием государства, но бюджетные отношения объективны, являются частью общей системы экономических отношений и должны рассматри­ваться в составе базиса, а не надстройки.
Выступая формой существования объективных финансо­вых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассмат­риваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функ­ционирующие, специфические денежные отношения, скла­дывающиеся у государства с предприятиями, организация­ми и населением, — бюджетные отношения.
Для раскрытия природы бюджета необходимо опреде­лить специфику бюджетных отношений в системе финансо­вых отношений.
К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение час­ти финансовых ресурсов, связанных с формированием и ис­пользованием централизованного фонда денежных средств, а также их вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чисто­го дохода путем изъятия его части в виде налогов и неналого­вых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.
Однако для понимания специфики бюджетных отноше­ний требуется более глубокая характеристика их сущност­ных особенностей.
Кроме названных, к ним правомерно отнести следующие:
бюджетные отношения опосредуют безвозмездное дви­жение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, ненало­говых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;
объектом бюджетного перераспределения может высту­пать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;
сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса, так как отношения возника­ют лишь при формировании, распределении и использова­нии бюджетных средств;
участниками бюджетных отношений выступают: госу­дарство (в лице органов власти различных уровней) и пред­приятия, организации, учреждения, население, т.е. почти все участники общественного производства — при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;
бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы благодаря широкому спектру действия: государство стремится учитывать потребности расширенно­го воспроизводства и через бюджетные расходы формирует пропорции перераспределения финансовых ресурсов между подразделениями общественного производства, отраслями, территориями и т.д.;
бюджетные отношения строго регламентируются бюд­жетным и налоговым законодательством .
Учет специфики бюджетных отношений необходим при разработке оптимальной модели их построения и определе­ния направлений движения бюджетных потоков при реализации бюджетной политики в условиях перехода экономики в Республике Беларусь.
Несмотря на значительное количество опознавательных характеристик, единой терминологии в отношении бюджета до настоящего времени не выработано. Термин «бюджет» в монографиях, учебных пособиях, научных статьях, а также законодательных актах используется для обозначения раз­личных по своей природе объектов.
В ряде определений бюджета его сущность заменяется формой проявления бюджетных отношений (план, фонд, фор­ма и др.) или их ролью (фактор, регулятор и др.).
А.Ю. Казак рассматривает бюджет как «совокупность де­нежных отношений,… как основной финансовый план,… как важнейший финансовый регулятор...».
В учебном пособии «Государственный бюджет» под редакцией М.И. Ткачук бюджетом называется "… основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и ис­пользования централизованного фонда денежных средств" .
В учебнике «Общая теория финансов» под редакцией Л.А. Дробозиной бюджет рассматривается как «основной централизованный фонд денежных средств».
Между тем экономическая сущность объективных бюд­жетных отношений остается неизменной в различных общественно-экономических формациях. Меняются лишь их формы, роль в общественном воспроизводстве и т.д.
В. К. Сенчагов возражает против однозначного определе­ния бюджета и пишет: «Нам представляется, что экономи­ческое содержание бюджета не может быть определено од­нозначно; его сущность неразрывно связана с той конкрет­ной ролью, которую он играет как план формирования и ис­пользования централизованного общегосударственного фон­да финансовых ресурсов» .
Сущность бюджета должна опреде­ляться однозначно и раскрывать его природу как экономи­ческой категории. Именно поэтому некоррект­но определять бюджет как фонд, план, фактор, форму и т.п.
В учебнике «Бюджетная система Российской Федера­ции» под редакцией М.В. Романовского бюджет определя­ется как «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд».
Представляется наиболее точным определение бюджета, приведенное В.М. Родионовой: «Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюдже­та» .
Что касается законодательных актов, то в них еще более игнорируется природа бюджетных отношений.
Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Рес­публики Беларусь и государственных внебюджетных фон­дах» в разделе «Основные термины и определения» представ­ляет бюджет как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социально­го развития Республики Беларусь или соответствующих ад­министративно-территориальных единиц...».
Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образова­ния и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отноше­ний, фактор реализации экономических законов и др.
В данном случае мы имеем дело со смешением терминоло­гических понятий «бюджет», «бюджетный фонд, или фонд денежных средств», «финансовый план государств, или бюджетный план». Вместе с тем, следуя правилам формаль­ной логики, каждый определяемый объект должен иметь только ему присущие определение и термин.
В процессе своего функционирования бюджетные отно­шения материализуются в бюджетном фонде. Правомерно сказать, что бюджетный фонд выступает лишь как матери­альная форма, а не сущностное выражение бюджета.
Соблюдение единого методологического подхода к терми­нологии не позволяет называть бюджет документом в виде «Росписи государственных доходов и расходов» или «Сметы доходов и расходов государства», или «Баланса доходов и расходов». Правильней было бы назвать такой Документ «бюджетным планом», в котором бюджет как система денеж­ных отношений выражен количественно. Иначе говоря, со­ставляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план — основной финансовый документ страны, в котором отражается движение централизуемой части ВВП.
Бюджетный план является организационной формой во­площения бюджетных отношений и принимает силу закона. В нем отражаются доходы государства, направления и про­порции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления фи­нансовой политики страны.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного про­цесса и регламентируются законодательством. Утвержден­ный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его ис­полнения формируется бюджетный фонд.
Бюджетный план доминирует в общей системе финансо­вых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их фи­нансовые взаимоотношения с государством. Это обусловливает необходимость прогнозирования платежей в бюджет­ный фонд и ассигнований из него в финансовых планах эко­номических агентов.
Устанавливаемые в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и ассигнованиям обладают всеобщностью и охватывают, по сути, всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая активное воздействие на процесс их образования и использова­ния. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, создаваемый экономическими субъектами, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая тем самым влияние на принятие субъектами хозяйствования ре­шений, касающихся их текущей хозяйственной деятель­ности. В этом проявляется распределительная функция бюджета.
Вместе с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию, «пре­дупреждая» о нежелательных тенденциях с целью своевре­менного корректирования бюджетной политики.
Бюджетные взаимоотношения после утверждения бюд­жетного плана как закона страны принимают форму госу­дарственных обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финанси­рования становятся выражением финансовой политики го­сударства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.--PAGE_BREAK--
Итак, именно государственный бюджет аккумулирует и перераспределяет почти половину (иногда и больше) национального дохода многих стран, около 2/3 всех денежных средств государства, что дает возможность правительству реализовать свою экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому намечаемые программы экономического и социального развития, выполнение функций государства во многом зависят от объема бюджета, его структуры, содержания доходов и расходов.
Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на раз­витие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздейство­вать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, ма­териальную и производственную сферы, а также на отдельные отрас­ли хозяйства и социальной сферы.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюд­жета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной эко­номики, применяя разные методы в процессе формирования и ис­пользования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:
1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предло­жение на отдельные виды услуг, товаров, работ.
2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных про­грамм, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относят­ся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие топливно-энер­гетического комплекса, создание новых рабочих мест на основе рас­ширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундамен­тальных научных исследований и др.
3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, местного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства и др.).
4. Выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (дляфермерских хозяйств, венчурных и других ма­лых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию, и т. п.).
5.Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорции в развитии экономики, поддерж­ки предпринимательства и т. д. (стабилизационный фонд, стратеги­ческие и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.).
Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществля­емом государством для обеспечения социальных гарантий всем чле­нам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сфе­ры, содержание социально-культурных учреждений, оказание помо­щи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов.
Бюджет оказывает существенное влияние на деятельность отдель­ных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъя­тии налогов и других доходов в бюджет.
Для благоприятного воздействия бюджета на общественные про­цессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регу­лирования. К таким предпосылкам можно отнести: устойчивость де­нежного обращения в стране, наличие законодательных актов, опре­деляющих четко рамки и содержание бюджетного процесса, обязанности, права и взаимоотношения его участников. Важное зна­чение имеет также научный аппарат, позволяющий реально обосно­вать объем и оптимальное распределение бюджетных ресурсов, ра­циональные формы изъятия налогов, сборов и методы финансирования расходов исходя из интересов всего общества. Такой аппарат должен базироваться на развитии научной теории в области экономических исследований, формирования и использования бюд­жета, а также на применении прогрессивных методов исчисления всех его статей на основе экспериментальных оценок, моделирования отдельных взаимосвязей и прогнозирования их результатов, выбора оптимальных решений.
Сфера действия бюджета в рыночной экономике весьма широкая, она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные регионы и страну в целом. Государство, руководст­вуясь основными принципами регулирования, с учетом конкретной ситуации может с помощью бюджета, кредита, инвестиционной по­литики и других экономических инструментов влиять на развитие экономики и уровень жизни населения.
Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегией их дальнейшего развития в каждой стране на определенном историче­ском этапе. Вместе стем, можно выделить и общие черты, характер­ные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет нало­говых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюд­жет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития.
Разнообразием отличается расходная часть бюджета, в которой планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Поскольку в условиях рынка предприятия, малые фирмы функционируют за счет собствен­ных ресурсов, а в случае их недостатка используют заемные средства, сфера бюджетных ресурсов ограничена. Бюджет финансирует в ос­новном важные государственные программы (экологические, инве­стиционные, конверсии и т. п.), а также в виде субсидии оказывает финансовую поддержку фермерским хозяйствам, малому бизнесу и др. Существенное место занимают военные расходы и ассигнования на содержание правоохранительных органов, обеспечивающих внут­реннюю и внешнюю безопасность граждан, защиту их собственности, юридических и имущественных прав.
С ростом государственного долга повышается и доля расходов на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание аппарата государственного управления и другие непроизводительные цели. Для финансирования всех прогнозируемых в государственном бюд­жете расходов необходимо, чтобы они покрывались доходами. Однако очень часто расходы превышают прогнозируемые поступления и за­тем мобилизованные доходы. В таком случае возникает дефицит бюд­жета.
Дефицит бюджета — означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает вследствие многих объективных и субъективных причин. Наиболее распростра­ненным явлением становится ограниченность финансовых возможно­стей государства мобилизовать необходимые доходы. Это может быть в результате спада или торможения производства, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, содейст­вующих несбалансированности экономики, снижению эффективно­сти хозяйствования.
Причина бюджетного дефицита кроется и в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности, эффективности. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и систе­мы расчетов нерациональная налоговая, инвестиционная и кредит­ная политика.
Возникший как результат отрицательных явлений в экономиче­ской и политической жизни страны бюджетный дефицит усугубляет их, так как влечет за собой эмиссию денег, ускорение инфляции, бо­лее резкую несбалансированность экономики и соответственно тяже­лые социальные последствия для населения.
Для сокращения дефицита бюджета существуют два главных на­правления: увеличение доходов и уменьшение (торможение) объема расходов. Увеличение доходов может происходить за счет выявления новых источников поступлений или расширения уже действующей базы доходов. При этом нецелесообразно усиливать налоговое бремя, поскольку, таким образом снижаются стимулы к труду, а значит сокращается материальная база налоговых поступлений в бюджет только рост экономической активности и доходов предприятий, орга­низации, а также населения создает реальные условия увеличения массы денежных поступлений в бюджет.
Не менее сложной является проблема уменьшения расходов бюд­жета, которая должна решаться только с учетом целесообразности значимости отдельных затрат, выбранных приоритетов развития эко­номики. Подход и механизм сдерживания бюджетных расходов при дефиците различны в отдельных странах. Он проявляется в упраздне­нии или сокращении ранее намеченных программ, передвижении сроков их реализации. Широко применяется и метод автоматического уменьшения всех расходов бюджета, если его дефицит значительно превышает допустимые размеры. Любое решение об увеличении расходов сопровождается их компенса­цией за счет роста доходов либо снижением расходов по другим статьям.
Использование активной экономической формы бюджетного де­фицита допускает только увеличение расходов, содействующих рас­ширению производства товаров народного потребления, повышению занятости населения, экономному потреблению сырья, материалов и других факторов, обеспечивающих экономический рост. Но и при этом бюджетный механизм финансирования необходимо строго под­чинить реальным достижениям, т. е. бюджетные ассигнования выде­лять под обоснованную программу, возможно под залог и по мере получения определенного эффекта. В каждом случае бюджетный де­фицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производительном характере решающей части расходов и наличии рационального механизма финансового маневра государ­ственными ресурсами.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, отметим, что определение бюджета не может вызывать разночтений. Оно должно рас­крывать сущность категории и основываться на главной его характеристике: бюджет является составной частью финан­сов, центральным звеном финансовой системы.
Бюджетные отношения сопровождают движение множе­ства денежных потоков, связанных с образованием и исполь­зованием бюджетного фонда.
Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, т.е. придает им определенные формы: налоги, сборы, трансферты др. Бюджет становится важным элемен­том в системе государственного регулирования экономиче­ских и социальных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
Свиридович В. Устойчивость бюджета в финансовой стабилизации в Республике Беларусь // Банковский вестник. – 2007. — № 28. – С 2-5.
Сорокина Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 234 с.
Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 798 с.
Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб.пособ. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.
Ткачук М.И., Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А. и др. Государственный бюджет: Учеб.пособ. /Под общ.ред. М.И. Ткачук. – Мн.: Выш.шк., 1995. – 240 с.
Тренев Н.Н. Управление финансами. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 494 с.
Финансово-бюджетная политика государства / Под ред. А.С.Головачева, Н.Березиной. – Мн.: Экоперспектива, 1999. – 132 с.
Финансы: Учеб.пособ. / Под ред. Проф. А.М.Ковалевой.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика 2007.-384с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.