Реферат по предмету "Финансы"


Финансирование образования 2

--PAGE_BREAK--1.2. Налогообложение, как фактор, влияющий на финансирование образования.
Льготное налогообложение – эффективный инструмент, стимулирующий развитие экономической самостоятельности высших учебных заведений, повышение их финансовой обеспеченности.
Пунктом 3 статьи 40 Закона РФ «Об образовании» предусматриваются существенные налоговые льготы для высших учебных заведений, устанавливая, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов. П. 5 ст. 33 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вводит специальное положение: денежные средства, полученные высшими учебными заведениями в результате внешнеэкономической деятельности, не подлежит изъятию и налогообложению.
Другими словами, положения законодательства РФ об образовании признают любую экономическую деятельность высшего учебного заведения, осуществляемую им в рамках его основных уставных задач, непредпринимательской и не подлежащей налогообложению никакими налогами. Но для целей налогообложения отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности. Так, согласно п/п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. При этом подчеркивается, что реализация товаров подлежит налогообложению.
Таким образом, ст. 149 НК РФ ограничивает применение льгот по НДС для государственных вузов лишь услугами в сфере образования.
Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений, в том числе образовательных учреждений, и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений.
Бюджетные образовательные учреждения освобождаются от уплаты транспортного налога.
От уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные образовательные учреждения. Обязанность платить земельный налог возникает только в том случае, если образовательное учреждение сдает земельный участок в аренду.
Плата студентов за обучение является одним из источников внебюджетного финансирования вузов. НК РФ предусматривает возможность уменьшить налогооблагаемый доход физического лица на социальные налоговые вычеты, к которым относятся вычеты на обучение (ст. 219 НК РФ). Его могут получить налогоплательщики, у которых в течение истекшего года были расходы на обучение, а также на обучение их детей в возрасте до 24 лет не дневной форме обучение в образовательных учреждениях, в размере не более 38 000 рублей.
Особенность положений НК РФ о налоге на прибыль организаций состоит в том, что они не предусматривают существование вообще никаких налоговых льгот по этому налогу. Основные положения, призванные благоприятствовать деятельности образовательных учреждений, сосредоточены в ст. 251 НК РФ, определяющей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по указанному налогу. В частности не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
НК РФ исходит из принципа налогооблагаемости любых доходов государственных высших учебных заведений от платных услуг любого рода, в том числе образовательных. То есть, подвергаются налогообложению доходы от платных услуг и иной деятельности государственных высших учебных заведений, признаваемые в то же время в силу БК РФ доходами бюджета. Другими словами государство в некотором отношении начинает подвергать налогообложению свои собственные доходы.
Таким образом, провозглашенные законом «Об образовании» государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер. Реализующие их положения налогового законодательства позволяют облагать образовательные учреждения налогами аналогично коммерческим организациям, в том числе в части образовательной деятельности.

Глава 2. Направления совершенствования финансирования
образования.
2.1.   ГИФО.
В положении об условиях и порядке проведения в 2002-2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств установлено следующее:
1. Эксперимент по переходу на финансирование высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) проводится в 2002-03 годах(2002/03 – 2003/04 учебные года).
2. ГИФО – свидетельство о результатах сданного гражданином единого государственного экзамена с соответствующей записью, удостоверяющей категорию финансового обязательства, являющееся основанием для предоставления вузу бюджетных средств на обучение в нем этого гражданина в течение всего срока обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом.
3. Состав вузов, участвующих в эксперименте, утвержден Министерством образования РФ: (на 2004 год)
1)                 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный технический университет»;
2)                Марийский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской;
3)                Марийский государственный университет;
4)                Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»;
5)                Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева;
6)                Якутский государственный университет имени М.К. Амосова.
4. По завершении эксперимента студентам, принятым в вузы на основе финансовых обязательств, гарантируется обучение на следующих условиях:
студент государственного вуза, частично оплачивающий обучение в соответствии с договором между ним и вузом, завершает обучение на тех же условиях, что и в период эксперимента;
студент государственного вуза, принятый на бесплатной основе завершает обучение на бесплатной основе.
5. Число студентов, обучение которых осуществляется за счет средств, распределяемых на основе финансовых обязательств, без доплаты со стороны студентов, должно составлять не менее 50 процентов от общего числа студентов, зачисленных в вуз, в том числе не менее 25 процентов от общего числа студентов по каждой специальности.
6. Если гражданин не вошел в число лиц, обучающихся только за счет бюджетных средств, и стоимость обучения превышает размер финансового обеспечения выданного ему финансового обязательства, он заключает с вузом договор на свое обучение и вносит разницу между стоимостью обучения и величиной финансового обеспечения финансового обязательства в порядке, установленном указанным договором.
В соответствии с приложением к приказу Минобразования России от 26.03.03. №1194 категория ГИФО определяется исходя из соответствия, между пороговыми значениями приведенной суммы баллов, соответствующей определенным значениям финансового обязательства, и приведенной суммой баллов, полученной гражданином по учебным дисциплинам. Приведенная сумма баллов рассчитывается как среднее арифметическое результатов экзаменов по всем конкурсным предметам специальности вуза. Для лиц, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, а также окончивших с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, категория финансового обязательства устанавливается на основе балла, полученного поступающим при сдаче профильного экзамена. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, зачисленный в вуз для обучения по сокращенным программам, устанавливается третья категория финансового обязательства.
В основу нового механизма финансирования положена необходимость решения следующих задач:
– переход к финансированию результатов деятельности вуза по количеству и качеству оказанных услуг;
– сохранение гарантий получения гражданами бесплатного высшего профессионального образования;
– усиление рыночных начал в распределении бюджетных средств между вузами;
– стимулирование повышения качества образовательных услуг;
– выравнивание условий доступа к получению высшего образования для детей из малообеспеченных семей.
Финансирование на основе ГИФО имеет ряд преимуществ перед традиционной сметной системой финансирования:
1)                введение ГИФО не предполагает переход на всеобщее платное образование;
2)                в условиях проводимого эксперимента меняется действующая система бюджетного финансирования. Новый порядок планирования и финансирования предусматривает рыночный механизм распределения средств на основе ГИФО, при котором объем бюджетного финансирования зависит от выбора студента. Тем самым бюджетные средства направляются в наиболее конкурентоспособные вузы, обеспечивающие высокий уровень качества образовательного процесса;
3)                дифференциация ГИФО по категориям приведет к тому, что в ведущие вузы прибудут абитуриенты, получившие более высокие оценки по ЕГЭ. Соответственно, финансирование этих вузов будет значительно превышать финансирование вузов, имеющих низкий рейтинг на рынке образовательных услуг.
Но, как и любая новация, система финансирования на основе ГИФО имеет и определенные недостатки:
1)                рыночная модель распределения бюджетных ресурсов не всегда приводит к достижению структуры спроса на кадры высшей квалификации, необходимой обществу;
2)                модель финансирования вузов на основе ГИФО представляет собой лишь иной способ распределения бюджетных  ресурсов, заложенных в федеральном бюджете на очередной финансовый год. В размерах ГИФО учитываются не нормативные потребности в бюджетных средствах, а только возможности бюджета в очередном году;
3)                ГИФО не учитывает дифференциации стоимости обучения по разным специальностям;
4)                на основе ГИФО распределяется только часть бюджетных средств, обеспечивающих оплату труда, начисления на оплату труда и часть прочих расходов;
5)                размер ГИФО каждой категории определяется до начала учебного года исходя из двух показателей: объема бюджетных средств, распределяемых на основе ГИФО, и предполагаемого соотношения абитуриентов. Первый показатель является константной величиной и определяется возможностями бюджета, а второй может сильно отличаться от предполагаемого ввиду невозможности точно предвидеть результаты ЕГЭ по категориям.
Отмеченные недостатки системы финансирования на основе ГИФО проявились в ходе подведения результатов первого этапа эксперимента. По результатам реализации первого этапа эксперимента в 2002 г. Министерство образования РФ изменило условия проведения эксперимента на 2003-2004 гг.:
– снижены размеры финансового обеспечения ГИФО всех категорий (см. приложение №2);
– отменена льгота для поступающих в вузы в рамках целевого приема;
– в целях стимулирования вузов и абитуриентов, поступающих на специальности, особо значимые для социально-экономического развития регионов, по этим специальностям были установлены более высокие размеры ГИФО и ограничение на общее число таких лиц по всем специальностям.
В ходе эксперимента по-прежнему наблюдались негативные тенденции, такие как рост стоимости обучения в вузах, участвующих в эксперименте, уменьшение числа принятых на бесплатное обучение, уменьшение приема по техническим специальностям и увеличение – по специальностям в области экономики и управления. Кроме того, эксперимент оказался затратным, намного превысив смету.
Для повышения эффективности функционирования он должен быть существенно изменен путем расчета стоимости ГИФО исходя из нормативов финансовых затрат. Они должны лечь в основу стоимости ГИФО третьей категории, которую получили наибольшее число выпускников вузов в 2003 г. (42,7%) [7, 53]. Стоимость остальных категорий ГИФО должна рассчитываться на основе повышающих (для первой и второй категорий) и понижающих (для четвертой и пятой категорий) коэффициентов к базовой стоимости.
Образовательные ваучеры (ГИФО), несмотря на то, что этой идее уже более ста лет, не нашла практического применения в вузах ни одной страны мира, в том числе в США, откуда эта идея позаимствована [14, 118].
2.2.    Образовательный кредит.
По оценкам социологов, готовность семей платить за образование в последние годы возрастает. Социологические исследования показали, что почти 33 % семей «безусловно готовы» и еще почти столько же «скорее готовы» к значительным затратам для получения ребенком высшего образования. Однако в настоящее время лишь 25-30 % семей потенциально могут принимать участие в финансировании образования своих детей. При этом регулярно платить за высшее образование могут далеко не все семьи, которые это вынуждены делать уже сейчас.
В настоящее время в России существует несколько способов оплаты обучения в вузе с помощью заемных средств, в том числе обычный потребительский кредит, финансовая помощь вуза и специальный образовательный кредит.
Потребительский кредит не подходит для будущих студентов дневного отделения, поскольку является краткосрочным, предоставляется на срок до 3 лет, начисляемые проценты достаточно велики. Кроме того многие действующие программы выдачи подобных ссуд предусматривают залог имущества, что не могут себе позволить очень многие граждане нашей страны.
Можно взять кредит на обучение в самом вузе. Однако даже там, где эта система используется, кредит предоставляется не всем абитуриентам.
Наконец, можно взять специальный образовательный кредит. Предоставление его государством предусматривается в законе РФ «Об образовании» и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
В настоящее врем предоставление гражданам государственного образовательного кредита занимается только Сбербанк России, который разработал и утвердил в июне 2000 г. порядок предоставления кредитов физическим лицам на оплату обучения в образовательных учреждениях. Он предоставляет кредит созаемщикам – учащемуся и его представителям. Учащийся – физическое лицо в возрасте от 14 лет. Представителями могут быть родители, усыновители, попечители и другие физические лица.
Банк может отказать в предоставлении кредита если:
1)                выбранный вуз не имеет государственной аккредитации;
2)                при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.
Представитель учащегося приносит в банк паспорт, справки о его доходах и доходах поручителей (в ней указывается среднемесячный доход за последние 6 месяцев с указанием всех удержаний за этот срок), анкеты, паспорта поручителей и залогодателей, согласие супругов поручителей и залогодателей на заключение договоров залога и поручительства. Сам учащийся пишет заявление на получение кредита, показывает паспорт и предъявляет договор о подготовке специалиста.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инженерная геология и гидрогеология
Реферат Класификация месторождений
Реферат Лекции по бурению
Реферат Методы обессоливания нефти и нефтяного сырья (тяжелых остатков)
Реферат Модели эпитермальной минерализации критические сопоставления
Реферат Нефть в пластовых условиях
Реферат Безинерциальные заряды и токи. Гипотеза об эквивалентности 2-х калибровок
Реферат Методы разработки месторождений высоковязких нефтей и природных битумов
Реферат Вычисление стока воды и стока наносов
Реферат Минералогия и петрография кианитсодержащих пород Борисовских сопок
Реферат Управление конфликтами в педагогическом коллективе Теоретические основы
Реферат Выбор и расчет оборудования для депарафинизации нефтяных скважин в условиях НГДУ ЛН
Реферат Газометрия скважин во время бурения
Реферат Развитие искусства в Нидерландах
Реферат Проект разведочной скважины глубиной 540 метров