Предмет: Доходы бюджета
Тема: Финансовый контроль и бюджетирование
Введение
Порядок государственного (муниципального) финансового контроля доходов бюджета. Эффективность государственного (муниципального) финансового контроля доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Бюджетирование, ориентированное на результат, оценка эффективности политики доходов бюджета (на примере бюджета субъекта РФ или местного бюджета)
Заключение
Литература
Введение
Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно- целевого бюджетирования, меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами.
1. Порядок государственного (муниципального) финансового контроля доходов бюджета. Эффективность государственного (муниципального) финансового контроля доходов бюджетов бюджетной системы РФ
Важным элементом бюджетного процессаявляется контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовойсистемы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процессагосударственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системыневозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налоговв бюджетгосударства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.
Основное назначение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системойстраны. Финансовый контроль призван обеспечивать:
правильность составления бюджетовразличных уровней и их исполнения;
соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
эффективное и целевое использования средств государственного бюджетаи внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержкирегионов;
пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.
Объектом финансового контроля является бюджетная системаи бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогови сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средстви налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения,посколькузаконом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.
Формы и методы финансового контроля
Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.
Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:
предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении сметбюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджетадо момента его принятия;
текущий (оперативный) контроль.Он осуществляется в процессе исполнения бюджетаи направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетностиоб исполнении бюджетаи бухгалтерских документов;
последующий контроль –это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение сметбюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджетана очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.
Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процессавыполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.
Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:
а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметырасходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетомпо налогами другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;
б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;
в) экономический анализ,который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также сметбюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная системаявляется одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;
г) ревизия.Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.--PAGE_BREAK--
В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:
комплексные ревизии.Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетоми внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.
Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы.
Органы государственного финансовогоконтроля
В рамках бюджетного процессамногие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядителибюджетных средств.
Президентский контроль за состоянием государственных финансовосуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политикина всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.
Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль. В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:
предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджетеи других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;
текущий контроль – при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетана заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль – при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных исполнительной властью.
В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджетена очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.
Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами: получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении бюджета; получать от государственных финансовыхорганов оперативную информацию о ходе исполнения бюджета; выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет, и др. Законодатели регулярно получают сведения о состоянии государственных финансовчерез специально созданный контрольный орган – Счетную палату. Основной задачей Счетной палаты является проведение внешнего аудита бюджета. Ее функции и статус будут рассмотрены нами более подробно.
В системе исполнительной властиконтрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядителии распорядителибюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.
Министерство финансов РФявляется органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителямии получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджетаРФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетоввсех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции.
Функцию бюджетного контролявыполняет также Главное управление федерального казначейства, входящее в состав Министерства финансов.Казначействокак орган, ответственный за исполнение бюджета, призвано контролировать процесс формирования и расходования государственных средств. Оно осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителейи получателей; контролирует поступление и использование внебюджетных средств. Казначействоежемесячно информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета, состоянии бюджетной системыи финансовых операциях Правительства. Министру финансов такая информация предоставляется ежедневно.
В сфере финансового контроля органы казначействаимеют следующие права:
производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смети иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета;
получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджетаи внебюджетных фондов;
требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений, контролировать их устранение;
приостанавливать операции по счетам организаций, использующих бюджетные средства, при непредставлении ими необходимых бухгалтерских и финансовых документов;
изымать документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджетаи внебюджетных фондов;
выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением предусмотренного законом штрафа. Исполнение таких предписаний является обязательным;
налагать на банки или другие финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход бюджетаи внебюджетные фонды, а также бюджетных средств, перечисленных на счета получателей; вносить в Центральный банк представления о лишении их лицензий на совершение банковских операций.
Широкие контрольные полномочия в рамках бюджетного процессапредоставлены налоговым органам. Налогиявляются основой доходной части государственного бюджета, поэтому без налаженной системы контроля за их уплатой бюджетная системане может эффективно функционировать.
Контроль за поступлением налоговых доходовв бюджетгосударства осуществляют система органов Министерства РФ по налогами сборами Государственный таможенный комитет.Министерство по налогами сборамведет учет налогоплательщиков, контролирует соблюдение ими налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогови других обязательных платежейв бюджети внебюджетные фонды. Полномочия таможенного комитета распространяются на отдельные виды налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью: НДС, акцизына экспортируемые и импортируемые товары, таможенную пошлину.
Помимо названных органов, в проведении финансового контроля участвуют главные распорядителии распорядителибюджетных средств. Такой контроль называется ведомственным.Он направлен на то, чтобы обеспечить целевое использование бюджетополучателями выделенных средств, их своевременный возврат, а также представление отчетности и внесение платы за пользование бюджетными средствами. Для осуществления этих функций в министерствах и ведомствах существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения. Они проверяют законность финансово-хозяйственных операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение сметбюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой характер расходов, выявляют хищения средств и другие нарушения, проверяют правильность ведения бухгалтерского учета. Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства. продолжение
--PAGE_BREAK--
Помимо государственного и внутриведомственного контроля, важное значение имеет и так называемый внутрихозяйственный контроль. Он проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налоговв бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру.
Для проведения контрольных мероприятий финансовые органы государства и сами бюджетополучатели могут привлекать аудиторские службы. В мировой практике аудиторский контроль распространен очень широко. В настоящее время эта система получает развития и в России. Целью аудита является проверка финансовой и бухгалтерской отчетности организации, степени ее достоверности, а также законности проводимых финансовых операций.
Аудиторские проверки подразделяются на внешние и внутренние. Внутренний аудитпроводится аудиторской службой самой организации. Его задача – это сбордополнительной информации для принятия управленческих решений, повышения эффективности работы организации, увеличения рентабельности и рационального использования производственных ресурсов. Внутренний аудит проводится по инициативе руководства, и организация самостоятельно покрывает все связанные с ним расходы. Отличие внешнего аудитазаключается в том, что его выполняют специальные аудиторские фирмы на основе договора. Такие проверки могут проводиться по решению государственных финансовыхи контрольных органов, банков, организаций–партнеров и др.
Счетная палата как орган финансового контроля
Важное место в системе государственного финансовогоконтроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.
Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджетаи бюджетов федеральныхвнебюджетных фондовпо объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственныхсредств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджетаи бюджетоввнебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджетаи внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;
контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджетаи результатах проводимых контрольных мероприятий.
Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач в соответствии она обладает организационной и функциональной независимостью.Она обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджетаи бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов. Эта работа включает в себя: оперативный контроль за исполнением бюджетав отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета; экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; подготовку заключений по исполнению федерального бюджетаотчетного года и их представление в Федеральное Собрание; подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.
Важнейшими направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.
Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется в следующих формах:
контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджетаи бюджетоввнебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;
определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в бюджетдоходов от госсобственности;
контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долгаРоссии, за использованием кредитных ресурсов;
контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджетаи государственного долгаРФ.
Счетная палата проводит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджетаи бюджетоввнебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они:
получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
используют федеральную собственность либо управляют ею;
имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.
Все названные субъекты обязаны предоставлять информацию, необходимую для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а также по ее запросам. Неправомерный отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации влечет за собой уголовную ответственность. Счетная палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные аудиторские фирмы и отдельных экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.
При выполнении своих служебных обязанностей инспекторам Счетной палаты предоставлены следующие права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к делу прилагается опись или копия изъятых документов. Вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.
О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются в периодическом издании «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации», а также на официальном сайте www.ach.gov.ru.
Если в ходе ревизии были выявлены нарушения, наносящих государству прямой ущерб и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание подписывается Председателем Счетной палаты или его заместителем. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.
Экспертно-аналитическая деятельностьСчетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондови федеральной собственности, а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий:
предварительный контрольпроекта бюджетабудущего года;
оперативный контрольв процессе исполнения бюджетатекущего года;
последующий контроль (комплексная документальная ревизия исполненного бюджета).
Таким образом, в течение каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетамитрех лет – прошлого, текущего и будущего. Бюджетпрошлого года находится в стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более подробно.
В ходе предварительного контроляпоказатели, заложенные в проект бюджетана очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными о ходе исполнения бюджетатекущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и внутренних заимствований. Учитывается информация о социально-экономическом положении страны, прогнозы развития экономики в целом, отдельных отраслей и регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения: продолжение
--PAGE_BREAK--
соответствие законопроекта Бюджетному кодексу и другим нормативным актам;
прогноз исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета;
основные характеристики бюджетаи его особенности;
доходы и расходы федерального бюджета;
государственный долги заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств;
взаимоотношения федерального бюджетас бюджетамидругих уровней и внебюджетными фондами;
программная часть проекта бюджета, и др.
Счетная палата может также вносить предложения по корректировке различных параметров бюджетана этапе его обсуждения Государственной Думе.
Оперативный контрольисполнения бюджетапроводится в течение года. Счетная палата в проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.
Основными приемами оперативного контроля являются:
анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками бюджетного процесса;
обработка копий первичных платежных документов, предоставляемых Министерством финансов и Центральным банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;
анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета;
обобщение результатов контрольных мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;
выборочные экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;
экспертные оценки.
На основе данных оперативного контроля Счетная палата составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. В нем отражаются фактические показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим итогом, то есть за истекший период с начала года. Отчет утверждается Коллегией Счетной палаты и после этого направляется обеим палатам парламента.
После окончании финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизиюуже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счетаказначейства, документы по исполнению федерального бюджетав Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.
По результатам комплексной ревизии составляются первичные акты, число которых измеряется несколькими сотнями, и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджетаза соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.
Экспертно-аналитической деятельностьСчетной палаты заключается в экспертизе проектов законов, международных договоров, федеральных программ и других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондови федеральной собственности, а также в подготовке аналитических материалов по вопросам финансового контроля.
Счетная палата проводит экспертизу проектов:
федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;
законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;
международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.
По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений.
Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета
Завершающей стадией бюджетного процессаявляется составление отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение законодателями. В конце каждого года министр финансов издает распоряжение, в соответствии с котором начинается подготовка отчета об исполнении федерального бюджетаи бюджетовгосударственных внебюджетных фондов. Отчет составляется казначействомв соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона о бюджете. Исходными данными для него служат отчеты главных распорядителей, распорядителейи получателей бюджетных средств.
На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средствсоставляют свои годовые отчеты, в которых отражается информация об их доходах и расходах, выполнении заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, использовании выделенных субвенций, бюджетных кредитови ссуд, а также закрепленного за ними государственного имущества. Государственные заказчикиготовят сводный отчет об использовании бюджетных средств, выделенных им по госзаказам. Отчеты по всем подведомственных учреждений сводятся и обобщаются главными распорядителями.
Отчет от исполнении федерального бюджетаза истекший год утверждается в форме закона. Для этого он должен быть представлен Правительством в Государственную Думу не позднее 1 июня следующего года. В этот же срока законопроект должен быть направлен в Счетную палату для подготовки заключения. Одновременно с ним в Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетовфедеральных целевых бюджетных фондов, а также ряд других материалов:
отчет о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
отчет Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, кредитов;
отчет Министерства финансов о предоставленных государственных гарантиях;
отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ;
отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;
сводные отчеты о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
сводные отчетные сметыдоходов и расходов бюджетных учрежденийпо главным распорядителямбюджетных средств;
реестр федеральной собственности на начало и конец года;
отчет о состоянии внешнего и внутреннего долгаРФ на начало и конец года;
отчет Федерального казначействао рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.
В течение полутора месяцев после того, как отчет был направлен в Думу, Счетная палата проводит его проверку. При этом используются материалы контрольно-ревизионной деятельности. Итогом работы Счетной палаты является заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, которое включает в себя:
1) заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификациирасходов и каждому главному распорядителю, в котором отражаются суммы расходов по целевому назначению и факты нецелевого использования средств. Если часть средств была израсходована нецелевым образом, в заключении указывается, кто из руководителей организации принял такое решение, а также кто из должностных лиц казначействадопустил осуществление платежа;
2) заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификациирасходов и каждому главному распорядителю, по которым допущено расходование средств сверх утвержденных ассигнованийили сверх бюджетной росписи;
3) заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных законом о бюджетеили бюджетной росписью; продолжение
--PAGE_BREAK--
4) анализ предоставления и погашения бюджетных кредитови ссуд; заключения по фактам предоставления кредитов и ссуд с нарушением закона;
5) анализ предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям; заключения по фактам незаконного их предоставления; расследование случаев, в которых такие обязательства исполнялись за счет средств бюджета;
6) анализ бюджетных инвестиций и заключенных договоров с точки зрения соблюдения государственных интересов; заключения по фактам незаконного предоставления инвестиций;
7) анализ выполнения заданий по предоставлению государственных услуг, соблюдения установленных для них нормативов финансовых затрат.
В заключении Счетной палаты могут содержаться и другие материалы, определенные постановлениями Думы или Совета Федерации.
После того, как заключение Счетной палаты было направлено в Думу, нижняя палата парламента начинает рассматривать отчет об исполнении федерального бюджета. Продолжительность его рассмотрения определена Бюджетным кодексом и составляет полтора месяца. Государственная Дума заслушивает доклад руководителя Федерального казначейства, доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Генерального прокурора о соблюдении законности в области бюджетного законодательства; а также заключение Председателя Счетной палаты. Могут быть также заслушаны доклады руководителей высших органов судебной власти о том, какие бюджетные споры и нарушения бюджетного законодательства рассматривались судами в отчетном году.
После рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджетаГосударственная Дума принимает решение о его утверждении. Если фактически исполненный бюджетне соответствует принятому закону, и при этом режим сокращения и блокировки расходовне вводился, отчет может быть отклонен.
2. Бюджетное ориентирование на результат, оценка эффективности политики доходов бюджета (на примере субъекта РФ или местного бюджета
Бюджетирование, ориентированное на результат(ы), БОР (Performance budgeting)— методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами. Также известны названия данной методологии, как «бюджетирование по результатам» и «программно-целевой подход».
Бюджетная реформа, ориентированная на внедрение БОР в системе органов исполнительной власти в Российской Федерации, осуществляется с 2004 года. Координатором реформы является Министерство финансов Российской Федерации(Департамент бюджетной политики, Департамент межбюджетных отношений). В широком смысле переход к принципам БОР включает:
• Переход в федеральных органах исполнительной власти к управлению по результатам и среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат (СБОР);
• Проведение реформы межбюджетных отношений;
• Проведение оптимизации сети бюджетных организаций;
• Повышение эффективностии результативности бюджетных расходов.
Нормативная база, регулирующая введение БОР, включает:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 (ред. от 23.10.2004 г.) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», в том числе: Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах, Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования; [2]
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»; [3]
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 259 «Об утверждении положения о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006—2008 годы». [4]
Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи:
1. Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства должны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
3. Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. Переход к утверждению перспективного финансового плана Правительством Российской Федерации.
4. Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности.
Заключение
На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики, которые рассчитаны также и на среднесрочную перспективу в числе которых является:
-повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;
-ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;
-создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
-продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;
-повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
-более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;
-повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
-финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;
-модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;
-комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;
-принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
-создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения.
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
Литература
1)Бюджетный кодекс РФ (Принят Государственной Думой РФ 17 июля 1998).
2)Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2002г.
3)Вавилов Ю.Н. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2005г.
4)Врублевский О.В., Романовский М.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. М.: Юрайт, 2000г.
5)Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики, 2004г., №4.
6)Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2006г., №5.
7)Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.
8)Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2006 году //Вопросы экономики. 2006. №4.
9)Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006г.
10)Лавров А.Н, Климанов В.В. Перспективы реформирования бюджетной системы. //Экономист, 2005г., №23, С.77.
11)Поляк Г.А. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.
12)Романовский В.А. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2006г.
13)Сидорович О.А. Бюджетное устройство в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005г.
14)Суник Б.Е. Государственная политика и бюджетный кодекс //Встреча. 2003г., №2.
15)Хурсевич С., Сибиряков С. Бюджетная политика. //Финансы. 2005г., №1.
16) Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2002г., С.29.
17)Бюджетный кодекс РФ (Принят Государственной Думой РФ 17 июля 1998).
18)Бюджетный кодекс. Ч. 2. Гл. 4. Ст. 19.
19)Бюджетный кодекс. Ч. 2. Гл. 5. Ст. 28.
20)Романовский В.А. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2006г.
21)Бюджетный кодекс. Ч. 3. Гл. 24. Ст. 230.
22) Поляк Г.А. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г., С.52-54.
23)Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2006 году //Вопросы экономики. 2006. №4., С.20.
24) Хурсевич С., Сибиряков С. Бюджетная политика. //Финансы. 2005г., №1., С.29-30.
25) Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2006г., №5.
26) Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006г., С.100.
27)Вавилов Ю.Н. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2005г., С. 182-187.
28)Вавилов Ю.Н. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2005г., С.188-192.
29) Суник Б.Е. Государственная политика и бюджетный кодекс //Встреча. 2003г., №2., С.22.
30)Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики, 2004г., №4.
31)Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.
32)Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1., С.44-52.