Реферат по предмету "Финансы"


Учетная политика организации и пути ее совершенствования в коммерческой организации на современн

--PAGE_BREAK--
2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Процедура формирования учетной политики.

Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско­льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед­ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике. [20, стр.514]

В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити­ки:

1) по аналогии со сходными операциями;

2) исходя из общих определений и критериев;

3) на основе признанной практики.

В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня­тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух­галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не­посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера­ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите­рии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательст­ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан­ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус­тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи­ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал­терскому учету.

Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, т.е., другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах. Это означает:

·        во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой.

·        во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров. [14, стр.75]

В рамках группы взаимосвязанных организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Коорди­нирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.

Процесс формирования учетной политики состоит из этапов:

1)                                  определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2)                выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал­терского учета;

3)                обоснование исходных положений построения учетной по­литики;

4)                идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;

5)                                  выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;

6)                                  оформление избранной учетной политики.

Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста­навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа­ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер­ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со­става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз­работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта­пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще­ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет­ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по­верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе­мой  соответствующих критериев.  На  шестом,  заключительном, этапе избранная  учетная  политика  получает  соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

На выбор способа ведения учета влияют факторы (см. схему 3)
Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, то есть, другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах.
2.2. Порядок принятия учетной политики и контроль за ее соблюдением.

Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утвержда­ется руководителем организации. [18, стр.42] Фор­мирование же ее наряду с другими фун­кциями относится к компетенции глав­ного  бухгалтера.   В   разработке   учетной   политики   организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяетсоответствующие корректировки учетной политики, может  целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в сис­теме бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распо­рядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имею­щие большой опыт работы, досконально знающие специфику дея­тельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйст­венном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исклю­чена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или незави­симых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес­печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис­сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт­роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по­рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра­цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч­ные результаты деятельности организации, а также точности со­блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере­сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае­мые администрацией решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществля­ют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государст­венные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внут­ренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной полити­ки характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государствен­ных органов, как правило, преследует лишь одну цель – установле­ние соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтер­ского учета требованиям и предписаниям законодательства.

[14, стр.77-79]

Таким образом, фор­мирование учетной политики же относится к компетенции глав­ного  бухгалтера.   Но в разработке   учетной   политики   организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб.
2.3. Документальное оформление учетной политики.

Учетная политика, избранная органи­зацией, подлежит оформлению соответ­ствующей документацией, основное на­значение которой состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить едино­образную и по возможности точную реализацию их всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем организации. Необходимость в этом обусловливается двумя факторами:

·        во-первых, нор­мальная деятельность организации невозможна без упорядоченности ее внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтер­ский учет;

·        во-вторых, влияние учетной политики (главным образом составляющих ее методических приемов и способов) на результаты работы организации столь существенно, что требует решения (фор­мального и по существу) ее первого руководителя.

К числу документов, оформляющих учетную политику, в част­ности, относятся приказы и распоряжения руководителя организа­ции, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционе­ров, участников товарищества и др.). Выбор типа документа зави­сит от внутреннего распорядка организации и характера закрепля­емого в нем вопроса учетной политики. Организации, основанные на единоначалии, наиболее часто используют в данной области та­кой вид распорядительных документов, как приказ руководителя (генерального директора, президента и т. п.).

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского Учета (графики документооборота, план организации бухгалтерско­го учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, Должностные инструкции и др.). Цель их издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных организа­ций, а также технические аспекты использования различных эле­ментов учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной поли­тике, важны учредительные документы (устав, учредительный до­говор и др.), закладывающие основы построения хозяйственной и управленческой систем организации. Наряду с определением предмета деятельности организации, ее статуса, порядка функцио­нирования учредительные документы должны отражать ряд вопро­сов бухгалтерского учета. Обычно в них включают следующие формулировки:

·                   бухгалтерский учет и отчетность ведутся в соответствии с тре­бованиями, установленными действующим законодательством (включение этого положения избавляет от необходимости подроб­но описывать методику и процедуры бухгалтерского учета);

·                   отчетным годом для ведения бухгалтерского учета считается период с  1 января по 31 декабря включительно;

·                   финансовые результаты деятельности устанавливаются по дан­ным годового бухгалтерского отчета (если собственники согласова­ли промежуточные отчетные даты, например на 1-е число каждого месяца, квартала, по состоянию на которые они хотят получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности организа­ции, состоянии ее имущества и счета прибылей и убытков, то уч­редительные документы должны фиксировать такие даты);

·                   бухгалтерский отчет организации за год рассматривается и утверждается общим собранием акционеров (в акционерных об­ществах) или собранием участников (в обществах с ограниченной ответственностью и др.);

·                   перед представлением общему собранию акционеров годовой бухгалтерский отчет должен быть проверен и подтвержден назна­ченным последним независимым аудитором. [14, стр.79-80]

Очевидно, что различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, органи­зационные и отдельные технические способы ведения бухгалтерско­го учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя организации, ибо согласно действующему законодате­льству именно на нем лежит вся полнота ответственности за орга­низацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правила­ми, устанавливаемыми главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета в организации.
2.4. Изменения в учетной политике.

Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что принятая организацией учетная политика применяется по­следовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях измене­ния законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих ре­гулирование бухгалтерского учета, разработки орга­низацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее де­ятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансово­го года. [16, стр.31]

Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной по­литики хозяйственной ситуации, под которой понимаются внутрен­ние и внешние условия функционирования организации. В частно­сти на учетную политику могут оказать влияние такие события в хо­зяйственной жизни, как: запрет или ограничение той или иной деятельности; изменение условий договоров, заключаемых с потреби­телями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с госу­дарственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг; введение или отмена государственного регулирова­ния цен на продукцию; реструктурирование источников формирова­ния финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономиче­ской деятельности; ужесточение или либерализация налогового ре­жима; уровень инфляции и др. [14, стр.85]

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетно­сти. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выра­жении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указа­ние на то, что включенные в бухгалтерскую отчет­ность за отчетный год соответствующие данные пе­риодов, предшествовавших отчетному, скорректи­рованы. [16, стр.31]

Последствия изменений тех или иных способов, составляю­щих учетную политику организации, неодинаковы. Если измене­ния касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же методических прие­мов может отразиться на финансовых результатах деятельности организации и тем самым изменить картину ее финансового по­ложения, что в свою очередь повлияет на выводы и действия по­льзователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны быть оценены в стоимостном выражении на основании выверен­ных организацией данных (результатов инвентаризации) на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтер­ского учета.

Последствия изменений в учетной политике могут быть оце­нены:        1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений; 2) как непогашенная величина первоначальной стои­мости активов. Например, при переходе от оценки готовой про­дукции по фактической производственной себестоимости к оцен­ке по нормативной производственной себестоимости последствия могут быть измерены исходя из стоимости одного и того же объе­ма готовой продукции двумя способами. Отклонение фактиче­ской себестоимости от нормативной составит сумму, квалифици­руемую как последствие изменения учетной политики, поскольку на эту сумму в момент перехода уменьшится (если отклонение положительное) или увеличится (если отклонение отрицательное) прибыль организации. [14, стр.85-86
]

В связи с изменением учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при пе­реходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая разница включена в издержки производства (обращения) или отнесена на чистую прибыль либо капитализирована. Порядок списания указанной разницы предполагает установление не только источника, за счет которого это делается, но и времени списания. Оно может быть произведено единовременно в период, когда выявлена разница, или в течение некоторого времени (полгода, год или др.), следую­щего за этим периодом. При решении данного вопроса во внима­ние принимаются такие факторы, как финансовое состояние орга­низации, возможные налоговые последствия, предписания бухгал­терских правил.

Пример.Организация принимает решение отказаться от начисления в новом году тех или иных резервов предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств и т. д.). Остатки резервов, числящиеся по состоянию на 31 декабря отчетного года, должны быть присо­единены к прибыли отчетного года.
Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению подлежат изменения в ней (имеется в виду необ­ходимость издания соответствующего распорядительного доку­мента и доведение его до сведения всех заинтересованных дол­жностных лиц и других работников организации).
2.5. Раскрытие учетной политики в отчетности.

Принятая организацией учетная поли­тика должна раскрываться (предавать­ся гласности) для внешних пользователей финансовой информации. [19, стр.182] В данном случае речь идет о раскрытии в бухгалтерской отчетности  важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Чтобы проанализировать состояние организа­ции на основе ее финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходи­мо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение (ухудшение) дел или корректи­ровку методов исчисления этих показателей. Иными словами, за­интересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

Обычно в публикуемом отчете подлежат описанию не все состав­ляющие учетной политики, а лишь те, которые существенно влияют на представление о финансовом положения организации, ее денеж­ном обороте или результатах ее деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут повлиять на интерпретацию данных. Раскрываться должны способы ведения бухгалтерского учета, без зна­ния, о применении которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней. Очевидно, что главным образом это относится к методическим способам ведения учета. Что касается технического и организационного аспектов системы бухгал­терского учета, то, поскольку их знание не является определяющим для пользователей отчетности, они могут не описываться в отчете.  [14, стр.87-88]

Кроме положений, отличных от общепризнанных, раскрываемая информация об учетной политике должна содержать сведения о по­ложениях, сформированных организацией: в результате выбора, сде­ланного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности организации; в результате нетрадиционного приме­нения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых. В данном случае речь идет о таких сведениях, как: амортизационная политика в отношении основных средств; порядок начисления амортизации по нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подоб­ных ценностей; создаваемые резервы предстоящих расходов; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; способ отражения в отчетности полученных займов и др.

Особое внимание следует уделить описанию изменений в учетной  организации, происшедших как в течение отчетного года, так и в его начале, по сравнению с годом, предшествующим отчетно­му и существенно влияющих (содержательно и количественно) на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности. Речь идет об отчетности как отчетного, так и последующих периодов. Раскрытие этих случаев позволяет оценить характер колебаний тех или иных по­казателей отчетности. Описание должно сопровождаться раскрытием причин изменений и стоимостной оценкой их последствий с тем, что­бы внести полную ясность в вопрос о том, как изменения в учетной политике повлияли на финансовое состояние и финансовые результа­ты деятельности организации.

Информация об учетной политике должна содержать также указание на то, какие новые правила (стандарты) бухгалтерского учета организация стала использовать в отчетном периоде. Такие сведения позволят заинтересованным лицам составить представле­ние о круге нормативных актов, на который ориентируется орга­низация при ведении учета и составлении отчетности, а также оце­нить степень «современности» финансовых данных. [14, стр.88-89]

Таким образом, в процессе функционирования организации возникает необходимость внесения изменений в избранную учетную политику.

Последствия таких изменений могут быть оце­нены:

1) как разница в стоимости активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений;

 2) как непогашенная величина первоначальной стои­мости активов. В случае изменения учетной политики организация должна определить порядок регулирования разниц, возникающих при пе­реходе к использованию новых способов ведения учета. Кроме этого, принятая организацией учетная поли­тика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 6. Нормативні документи, які регулюють роботу Ізоляторів тимчасового тримання (ітт) та діяльність їхніх співробітників 16 Ірозділ
Реферат Право и справедливость
Реферат Волков Валентин Викторович 1881-1964
Реферат Существительное в английской грамматике
Реферат Асноўныя этапы і шляхі развіцця беларускага літаратуразнаўства
Реферат Иван Грозный 16
Реферат Stevie SmithS Not Waving But Drowning Essay
Реферат Монополістична конкуренція (укр)
Реферат Аннотация учебной программы дисциплины «Компьютерные сети»
Реферат Санитарно-гигиенические аспекты планировки, организации и работы родильных домов
Реферат Электронный маркетинг (Укр.)
Реферат Толстой Летучая мышь
Реферат Орден Святого Иоанна Иерусалимского Россия
Реферат Образование древнерусского государства Киевская Русь .
Реферат Политика России в Средней Азии 1881-1886 годах.