--PAGE_BREAK--
2. Основные направления денежно-кредитного регулирования в РК
2.1 Задачи и функции Центрального банка в осуществлении денежно-кредитного регулирования
Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен. Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления: — официальной ставки рефинансирования;
— уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;
— нормативов минимальных резервных требований;
— в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.
Основной задачей денежно кредитной политики Национального Банка Казахстана является обеспечение устойчивости национальной валюты Республики Казахстан: ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
— уровни ставок вознаграждения по кредитам Национального Банка Казахстана банкам;
— норматив минимальных обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке Казахстана, в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам и видам привлеченных средств (резервные требования);
— операции на открытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг;
— кредиты банкам;
— интервенция на валютном рынке. Интервенция на валютном рынке, являясь одним из инструментов денежно-кредитного регулирования, имеют двоякое значение: во-первых, с их помощью регулируется денежная масса, находящаяся в обращении; во-вторых, регулируется валютной курс национальной денежной единицы;
— введение в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы кредитных операций отдельных видов;
— официальная учетная (дисконтная) ставка.
Основные функции Национального Банка РК в осуществлении денежно-кредитного регулирования:
— устанавливает ставку рефинансирования, а также ставки вознаграждения по операциям РЕПО и ставкам вознаграждения по кредитам «овернайт» и «овердрафт». Ставка рефинансирования устанавливается в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по кредитам, уровням инфляции и инфляционных ожиданий. Ставки вознаграждения используются Национальным Банком Казахстана для воздействия на рыночные ставки вознаграждения в рамках осуществляемой государственной денежно-кредитной политики;
— в целях регулирования объемов кредитов, представляемых банками, для снижении рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков и акционеров банков Национальным Банком Республики Казахстан используется также механизм резервных требований, рассчитываемых как процент от общей суммы обязательств за вычетом обязательств перед банками, и устанавливается в размере не более 40 процентов. При нарушении норматива минимальных обязательных резервов Национальным Банком Казахстана начисляется и взыскивается штраф. При прекращении деятельности банка Национальный Банк Казахстана в недельный срок возвращает банку зарегистрированные в Национальном Банке Казахстана средства;
— используя косвенные методы денежно-кредитного регулирования в случае невозможности приостановления инфляционных процессов, Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Говоря о компетенции Национального Банка Республики Казахстан, нельзя не сказать о его полномочиях в области валютного регулирования;
— являясь основным органом валютного регулирования, Национальный Банк Казахстана определяет сферу и порядок обращения в Республике Казахстан иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, вводит необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан валютных операций;
— согласно Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахстана регулирует курс национальной валюты страны к иностранным валютам. Он же устанавливает официальный курс для целей бухгалтерского учета, таможенных и налоговых платежей;
— рамках осуществления денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана вправе проводить интервенцию на валютном рынке. Под интервенциями Национального Банка Казахстана на валютном рынке понимается купля-продажа иностранной валюты на межбанковском или биржевом рынке для воздействия на курс казахстанского тенге. Интервенции на валютном рынке осуществляются Национальным Банком Казахстана самостоятельно с использованием любых видов валютных сделок через любые банки и валютные биржи.
2.2 Основные ориентиры денежно-кредитной политики в условиях устойчивого экономического роста
Нестабильность на мировых финансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, повлияла на темпы развития Казахстана. Это проявилось в снижении возможностей отечественных банков привлекать внешние финансовые ресурсы, а, следовательно, сокращении объемов кредитования внутренней экономики. Помимо этого, в результате резкого скачка цен на мировом рынке продовольственных товаров существенно усилилось инфляционное давление на экономику.
Во исполнение поручений Президента Республики Казахстан был разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы (далее – План). Настоящий План определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
При разработке прогнозов показателей денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы использовалась модель трансмиссионного механизма. При расчетах использовались предположения, что в среднесрочном периоде темпы роста мировой экономики и конъюнктура мировых товарных рынков будет благоприятствовать развитию экономики Казахстана. Кроме того, за основу расчетов и предположений взяты параметры Среднесрочного плана социально-экономического развития страны на 2007-2009 годы (далее – Среднесрочный план). Кроме того, предполагалось, что согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2007 год, расходы республиканского бюджета на 2007 год по сравнению с расходами бюджета 2006 года увеличатся на 28,1%.
Прогнозирование потенциальной инфляции на 2007-2009 годы по модели P-star показывает, что в условиях значительного притока иностранного капитала, избытка ликвидности на внутреннем финансовом рынке, роста расходов государственного бюджета сохранится инфляционный фон развития экономики, хотя динамика инфляции будет иметь понижательную тенденцию в среднесрочном периоде (рис. 2).
Учитывая большую зависимость дальнейшего состояния экономики страны от цен на энергоресурсы, особенно на нефть, и притоков капитала в страну, при разработке прогноза инфляции на 2007-2009 годы рассматривались 3 сценария развития экономики:
— сценарий «умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларов США за баррель, приток капитала ниже среднегодового притока капитала в страну за последние 2 года);
— сценарий «умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларов США за баррель, приток капитала выше среднегодового притока капитала в страну за последние 2 года);
— сценарий «высокие цены на нефть» (цены на нефть выше 60 долларов США за баррель).
Рисунок 2 – Прогнозируемый уровень инфляции за 2008-2009 годы
Фактически по итогам сентября 2009 года инфляция в годовом выражении также замедлилась и составила 5,8%, что является самым минимальным уровнем, начиная с сентября 2003 года (в декабре 2008 года – 9,5%). Данный уровень инфляции в 3,5 раза ниже максимального значения уровня инфляции за последние годы, наблюдавшегося в летние месяцы 2008 года. Цены на продовольственные товары выросли на 3,6% (в декабре 2008 года — на 10,8%), непродовольственные товары – на 6,6% (на 5,7%), платные услуги – на 8,0% (на 11,4%).
Таблица 1 – Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007 — 2009 годы (сценарий «умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала») на конец периода
2006
2007
2008
2009
Инфляция (в среднем за период), %
8,6
6,2-7,2
6,0-7,0
6,0-7,0
Официальная ставка рефинансирования, %
9,0
8,0
7,5
7,5
Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США
19,1
21,3
23,2
25,2
изменение в %
170,4
11,3
8,9
8,7
Денежная база, млрд. тенге
1501
1828
2221
2468
изменение в %
126,5
21,8
21,5
11,1
Денежная масса, млрд. тенге
3716
5046
6439
7753
изменение в %
79,9
35,8
27,6
20,4
Депозиты резидентов, млрд. тенге
3115
4272
5464
6574
Кредиты банков экономике, млрд. тенге
4736
6161
7766
9647
Уровень монетизации экономики, %
38,1
42,5
45,9
46,9
Таблица 2 – Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007 — 2009 годы (сценарий «умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала») на конец периода
2006
2007
2008
2009
Инфляция (в среднем за период), %
8,6
7,3-8,3
6,9-7,9
6,9-7,9
Официальная ставка рефинансирования, %
9,0
9,0
8,5
8,5
Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США
19,1
24,1
28,1
32,1
изменение в %
170,4
26,2
16,6
14,2
Денежная база, млрд. тенге
1501
2129
2683
3293
изменение в %
126,5
41,8
26,0
22,7
Денежная масса, млрд. тенге
3716
5375
7040
8877
изменение в %
79,9
44,7
31,0
26,1
Депозиты резидентов, млрд. тенге
3115
4528
5901
7460
Кредиты банков экономике, млрд. тенге
4736
6682
8914
11153
Уровень монетизации экономики, %
38,1
44,5
48,4
51,3
Таблица 3 – Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007 — 2009 годы (сценарий высоких цен на нефть) на конец периода
2006
2007
2008
2009
Инфляция (в среднем за период), %
8,6
8,2-9,2
8,0-9,0
8,0-9,0
Официальная ставка рефинансирования, %
9,0
9,7
9,5
9,5
Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США
19,1
25,4
31,8
37,7
изменение в %
170,4
33,0
25,3
18,4
Денежная база, млрд. тенге
1501
2295
3190
4170
изменение в %
126,5
52,8
39,0
30,7
Денежная масса, млрд. тенге
3716
5636
7850
10249
изменение в %
79,9
51,7
39,3
30,6
Депозиты резидентов, млрд. тенге
3115
4700
6552
8662
Кредиты банков экономике, млрд. тенге
4736
7151
10033
13062
Уровень монетизации экономики, %
38,1
46,6
54,0
59,2
Фактически в октябре 2009 года чистые международные резервы Национального Банка в текущих ценах выросли на 0,7% (или на 132,9 млн. долл. США) и составили 20,2 млрд. долл. США (с начала года – на 1,7%).
Основным фактором роста международных резервов Национального Банка послужило увеличение активов в золоте на 8,9% (с начала года – на 25,0%) в результате проведенных операций и роста его цены на мировых рынках на 4,3%. При этом, продажа валюты на внутреннем валютном рынке, операции по обслуживанию внешнего долга Правительства и снижение остатков на корреспондентских счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке были частично нейтрализованы поступлением валюты на счета Правительства в Национальном Банке. В результате чистые валютные запасы (СКВ) в октябре 2009 года снизились на 0,4% (с начала года – на 0,9%).
За октябрь 2009 года международные резервы страны в целом (в текущих ценах), включая активы Национального фонда в иностранной валюте (по предварительным данным 23,7 млрд. долл. США), выросли незначительно, на 0,1%, и составили 44,5 млрд. долл. США (с начала года – снижение на 6,0%). Активы Национального фонда в национальной валюте составили 600 млрд. тенге (облигации АО «ФНБ «Самрук-Казына» и АО «НХ «КазАгро»).
Денежная база в октябре 2009 года сжалась на 6,7% и составила 2563,7 млрд. тенге (с начала года – расширение на 68,1%) вследствие снижения чистых внутренних активов Национального Банка, в основном, за счет роста обязательств перед Правительством и банками (по краткосрочным нотам).
За октябрь 2009 года узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, сжалась на 7,3% до 2041,7 млрд. тенге (с начала года – расширение на 36,8%).
За сентябрь 2009 года денежная масса выросла на 2,7% до 7255,0 млрд. тенге (с начала года – на 15,8%) за счет увеличения как чистых внешних, так и внутренних активов банковской системы.
За сентябрь 2009 года объем наличных денег в обращении вырос на 0,3% и составил 809,7 млрд. тенге (с начала года – снижение на 5,6%), депозиты в банковской системе также выросли, на 3,0%, до уровня 6445,3 млрд. тенге (с начала года – рост на 19,2%). Опережающие темпы роста депозитов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении обусловили повышение доли депозитов в структуре денежной массы с 88,6% в августе 2009 года до 88,8% в сентябре 2009 года.
Также Правительством прагматично сформирован проект республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом возможного ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках. Доходы бюджета на этот период рассчитаны исходя из мировой цены на нефть 60 долл. США за баррель. Правительство скорректировало параметры проекта республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом необходимости обеспечения фискальной устойчивости в среднесрочном периоде. Доходы бюджета в 2009 году уточнены с учетом снижения мировой цены до 40 долл. США за баррель. Сокращены неприоритетные расходы, а финансирование некоторых программ перенесено на более поздние сроки. При этом социальные расходы не сокращены.
Трехлетний республиканский бюджет в текущих условиях становится ключевым инструментом поддержания экономической активности. Совокупный спрос и деловая активность будут обеспечены за счет сохранения высокого уровня бюджетных расходов, направляемых, в первую очередь, на финансирование приоритетных инфраструктурных и индустриальных проектов, развитие сельского хозяйства, обеспечивающих спрос на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике, а также на развитие человеческого капитала.
В условиях замедления темпов экономического роста Правительство будет осуществлять контрцикличную бюджетную политику, а Национальный Банк – мягкую денежно-кредитную политику. Однако по мере стабилизации экономики и финансового сектора денежно-кредитная и фискальная политики будут ужесточены с целью обеспечения макроэкономической стабильности, в том числе поддержания низких темпов инфляции.
Правительство и Национальный Банк будут контролировать состояние платежного баланса и валютного курса.
С учетом изменяющихся внутренних и внешних условий, накопившихся отраслевых дисбалансов в экономике Правительство разработает в 2009 году Стратегию социально-экономического развития Казахстана до 2020 года. Она обозначит четкие приоритеты и индикаторы развития страны на ближайшие десять лет с учетом:
— повышения устойчивости экономики к внешним вызовам; проведения структурных реформ для улучшения инвестиционного климата в стране; — модернизации инфраструктуры;
— развития человеческого капитала;
— ускоренной диверсификации экспорта, в первую очередь, за счет развития агропродовольственного сектора;
— повышения эффективности государственного аппарата;
— эффективного управления внешним долгом страны.
Это будет первая национальная стратегическая программа развития страны, учитывающая новые принципы планирования, ориентированного на результат.
продолжение
--PAGE_BREAK--