--PAGE_BREAK--
Глава 2. НДС — важный источник формирования бюджета.
Замена НДС налогом с продаж
Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые — с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота (далее НсП).
Скажем сразу, что позицию властных структур по вопросу замены НДС налогом с продаж нельзя назвать согласованной. Минфин России считает эту идею абсолютно нереальной. Дело в том, что поступления от налога с продаж до его отмены составляли порядка 60-63 млрд руб. в год, в то время как сумма поступлений от НДС, как уже было отмечено выше, превышает 1 трлн руб.
Еще в 2004 году в беседе с журналистами начальник Экспертного управления при Президенте РФ А. Дворкович заявил о необходимости отмены НДС и введения вместо него налога с продаж.[18]
По мнению некоторых влиятельных чиновников, замена НДС налогом с продаж как решение проблем с администрированием НДС вполне возможна. Так, министр экономического развития и торговли Г. Греф еще 16 февраля 2006 года на заседании президиума общероссийской организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» сообщил, что, «если не найдем иных механизмов по администрированию НДС, мы можем вернуться к этому варианту». Речь шла о замене НДС налогом с продаж.
Что касается предпринимательского сообщества, то по этому вопросу с недавних пор бизнесмены занимают единую позицию: они согласны с заменой НДС на НсП. Как заявил 27 октября 2006 года Председатель «Деловой России» Б. Титов, замена НДС на налог с продаж — это наиболее приемлемый вариант решения проблемы с НДС.
Экспертное управление при Администрации Президента поручило подготовить доклад о концепции нового налога группе экспертов во главе с М. Куликовым из Центра исследования проблем налогообложения. Эта группа представила на суд общественности разработанный ею детальный план замены НДС налогом с продаж 10 марта 2007 года в Финансовой академии при Правительстве РФ.
Результаты проведенных группой экспертов расчетов показали, что в случае полной отмены НДС и введения налога с продаж со ставкой 10% снижение доходов бюджета в 2004 году составило бы 209 млрд руб., или 1,2%, от ВВП (при расчетной собираемости налога с продаж в розничной торговле и секторе платных услуг 60%).
Для обеспечения перехода на новый налог с нулевыми потерями для бюджета ставка налога должна составлять 14% (при указанной выше собираемости НсП в сферах розничной торговли и платных услуг). Только при повышении собираемости НсП с потребителей до уровня 95% переход на ставку НсП 10% будет безубыточным для бюджета.
Основными достоинствами налога с продаж авторы исследования считают: прост в исчислении; гораздо дешевле в администрировании и т.д.
Эксперты признают, что у налога с продаж есть и недостатки. Это прежде всего сложности с практическим регулированием налога. В исследовании группы экспертов из Центра исследования проблем налогообложения говорится, что во многих странах, использующих (или использовавших) этот налог, существует практика дифференциации ставок по видам и группам товаров. В результате администрирование налога с продаж, которое в теории должно быть простым и недорогим, на практике далеко не всегда оказывается таковым.[13]
Однако налог с продаж, имеющий широкую налоговую базу и взимаемый на этапе розничной торговли, обладает ещё одним существенным недостатком: в отличие от НДС, весь доход приходится собирать на конечном этапе торговой цепочки, состоящей из мелких предприятий, для которых включение в налоговую систему может стать непомерным бременем. В связи с этим известный теоретик НДС А. Тэйт сделал вывод, что однократно взимаемый налог с розничных продаж эффективен при сравнительно низких ставках, но при повышении ставок администрирование этого налога становится все более сложным. При ставке налога 5% выгода в случае уклонения от уплаты налога перекрывается штрафами, которые должен будет уплатить налогоплательщик, если факт уклонения будет установлен. При ставке 10% уклонение от уплаты налога сулит уже больше выгод, а при ставке 15-20% — становится чрезвычайно выгодным. В США ставка налога с продаж не превышает ни в одном из штатов 8,25%. Из всех стран только Исландия попыталась установить его на уровне, сравнимом с НДС.[14]
Также стоит отметить, что налог с продаж в отличие от НДС, во-первых, создает кумулятивный эффект и потому не является экономически нейтральным налогом, а во-вторых, не позволяет поддерживать экспортеров. Введение налога с продаж приведет к недостатку финансов даже у высокорентабельных предприятий в сфере нефтяной промышленности. НДС является показателем высокой фискальной техники государства, и налог с продаж с этой точки зрения будет шагом назад. США с их налогом с продаж, безусловно, отстали от цивилизованного мира. Отказываться от НДС только потому, что существуют злоупотребления, означает перекладывать риски, которые должно нести государство (во всех странах, где введен НДС, существуют незаконные схемы возмещения), на налогоплательщиков.[4]
Таким образом, при введении налога с продаж придется компенсировать выпадающие доходы другими налогами, то есть возникнет необходимость пересмотра всей действующей системы налогообложения, что на современном этапе нецелесообразно. Необходимо идти по пути совершенствования действующей системы налогов.
Таким образом, вопрос о том, по какому пути пойдет реформа администрирования НДС, до сих пор остается открытым.
P.S.: Налогоплательщики знают одну совершенно точную примету, когда они смогут говорить, что в налоговом администрировании дела идут в гору. Когда представители ФНС и Минфина будут говорить не недОимка, а недоИмка, значит, что-то сдвинулось в положительную сторону. Потому что недОимка происходит от слова доить, а недоИмка — от слова иметь. Когда это произойдет, значит, что-то поменялось и в сознании, и в отношении налогоплательщиков.
2.1. Роль НДС в формировании бюджета
Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.
Налог на добавленную стоимость играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации. Поступление от НДС в 2002 году составило 770,6 млрд. руб., что составляет 35,3 % суммы дохода бюджета.
Как упоминалось ранее в 2003 году сумма полученная от налогообложения возрастет на 175,6 млрд. руб. Это свидетельствует о неизменно возрастающей роли налога на добавочную стоимость в формировании доходов бюджета РФ. Совершенно очевидно, чем выше доля конкретного налога в общей налоговом поступлении, тем более значимым признается этот налог. Из этого следует, что налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых налогов в Российской Федерации.
2.2. Сравнительный анализ систем налогообложения добавленной стоимости в странах ЕС и России
В начале 1990-х гг. в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества, в том числе внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям.
Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г. 44,5%, в 2000 г. – 42,2 %, в 2001 г. – 47%, а в 2002 г. его доля составила 44,8%. Следовательно, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.[19]
Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.
Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)
Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства – обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах – членах.
Доля НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рис. 1
Рис. 1. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран
Из приведенного рисунка видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.
Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений, несмотря на то что французская система НДС представляетсобой более гибкую структуру чем в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Структура государственного бюджета Франции проиллюстрирована в табл.1.
Таблица
Структура государственного бюджета Франции
Вид налогов
Удельный вес %
Налог на добавленную стоимость
41,4
Подоходный налог на физических лиц
18,1
Налог на предприятия
10,6
Пошлины на нефтепродукты
7,3
Прочие налоги
15,2
В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений. Это видно из табл. 2.
Таблица
Структура доходов бюджета Дании
Статьи доходов
Удельный вес %
Подоходный налог с физических лиц
48
Налог на добавленную стоимость
19
Акцизы
17
Налог на доходы корпораций
8
Налог на имущество
4
Отчисления на социальное страхование
3
Таможенные пошлины
1
Итого
100
В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.
В Великобритании главное место среди косвенных налогов также принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны.[5]
В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.
Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России, можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.[15,c.110-112]
Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.
Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.
Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.
Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.
В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.
Глава 3. Совершенствование налогового администрирования НДС в России
В среднесрочной перспективе одним из основных направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах и механизмов его применения на практике является принятие действенных мер, обеспечивающих как законные права налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, так и пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения.
Особое значение имеет реализация комплекса мер, связанных с администрированием НДС, являющегося одним из основных налоговых источников федерального бюджета, и, соответственно, одним из наиболее обременительных налогов для налогоплательщиков.
3.1. Проблемы администрирования НДС в России
В 2009 году мировое финансовое сообщество будет отмечать 55 лет налогу на добавленную стоимость. Именно в 1954 году французский экономист М. Лоре предложил заменить налог с оборота на налог на добавленную стоимость. Во Франции этот налог был введен в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны — суммы НДС, взимаемые на каждой стадии производственного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик. С 1967 года НДС был утвержден в качестве основного для стран-членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. НДС применяется в 135 странах мира, то есть очень популярен среди неблагополучных и развивающихся стран.[6]
Стоит отметить, что НДС не взимается в США, то есть его применяют не все экономически развитые страны. В Японии НДС претерпел столь большие изменения, что существенно отличается от других стран, — его ставка составляет 5% и возмещение из бюджета сумм налога не производится.
Не обошел этот налог и нашу страну. В соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» взимание НДС на территории России началось с 1 января 1992 года.
Таким образом, в 2007 году российскому НДС исполнилось 15 лет, и все это время он является одним из бюджетообразующих налогов (см. таблицу №1), в 2006 году на его долю приходиться порядка 20% от всех поступлений в федеральный бюджет, и около 25% от всех налоговый поступлений.
Поступление НДС в бюджетную систему Российской Федерации в 2004-2006 годах[8]
Однако этот налог по-прежнему является одним из самых сложных, запутанных и конфликтных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная практика по налоговым спорам, где рассмотрение конфликтов, связанных с исчислением и уплатой НДС составляют большинство.[7]
Среди причин, которые побудили чиновников различных ведомств задуматься о реформировании НДС, на одном из первых мест находится фактическое положение дел со сбором этого налога. Статистические данные свидетельствуют, что здесь не все благополучно.
Во-первых, общий сбор НДС очень важен для формирования доходной части государственного бюджета. Как известно, НДС относится к небольшому числу тех налогов, поступления которых в бюджет являются наиболее значительными. В 2004 году в бюджет было собрано 749,08 млрд руб. НДС, а в 2005 году — 1 025,66 млрд руб., что составило примерно пятую часть от всех сборов налогов в 2005 году.
Во-вторых, НДС является единственным налогом, большие суммы которого не только поступают, но и возвращаются из бюджета налогоплательщикам. Причем за последние годы проявилась тенденция к сокращению разницы между поступившими и возвращенными суммами.
В 2006 году рост сбора НДС по стране в целом составил всего около 3%. Если сравнить это с темпами роста валового внутреннего продукта, то отставание очевидно.
Росстат обнародовал данные о налоговой задолженности по состоянию на 1 января 2007 года. По сравнению с 1 января 2006 года общая задолженность увеличилась на 4,3%, в том числе по НДС — на 16,3%.
Но есть и региональная статистика. По сообщению УФНС по г. Москве в 2006 году рост сбора НДС увеличился на 42,7% по сравнению с 2005 годом. Налоговые инспекторы считают, что это произошло за счет усиления налогового администрирования.[12]
Недостатки НДС
НДС имеет ряд недостатков. Прежде всего отметим, что уровень собираемости этого налога не превышает 60-80%. Об этом заявлял еще 15 марта 2005 года на заседании «круглого стола» Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков директор департамента финансовой политики Минфина России А. Саватюгин.
Недобросовестные возмещения НДС при помощи различных схем приносят колоссальный ущерб бюджету. Огромное количество схем ухода от налогообложения, сложность администрирования налога и пробелы в законодательстве помогают недобросовестным предпринимателям проводить операции по незаконному возмещению НДС.
Пока нет удовлетворительных по точности оценок размера недополучения НДС. По словам заместителя министра финансов С.Д. Шаталова, в течение года из-за различных схем и махинаций, например из-за воровства из бюджета с использованием фирм-однодневок, бюджет теряет до 700 млрд. руб.[16] И невозможность таких точных оценок тоже можно отнести к недостаткам НДС.
Такие проблемы характерны не только для России. По сообщению сайта Банкир.Ру от 22 сентября 2006 года таможенные службы Великобритании и Голландии раскрыли схему мошенничества с возвратом НДС. Бюджет этих стран недополучил огромные суммы НДС. В результате расследования был закрыт международный банк First Curacao, находившийся на Карибских островах, так как через него проходили нелегальные платежи. Всего бюджеты двух государств недополучили налога примерно на 6,5 млрд долларов.
Схема, которая использовалась мошенниками, нередко применяется и в России. Она носит название «карусельная». Суть ее в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки НДС и присваивают разницу. НДС в бюджет при этом не перечисляется. Подобные схемы ухода от налогообложения проводятся через большое число компаний, что затрудняет расследование таких махинаций.
Налогом недовольны и предприниматели. В первую очередь бизнесменов не устраивают постоянные отказы в возмещении налога при экспорте продукции. Как неоднократно отмечали представители различных предприятий, налоговые органы практически никогда не укладываются в отведенный для возмещения НДС срок. Более того, как утверждают предприниматели, в большинстве случаев возмещения НДС удается добиться только через суд. Президент РСПП А. Шохин, выступая перед журналистами 9 декабря 2006 года, заявил, что «100% НДС возмещается только через суд».
Нередко налоговые инспектора возбуждают заведомо проигрышные дела, связанные с возмещением НДС. Втянутым в такие дела организациям приходится долго ожидать возмещения НДС. По оценкам некоторых предпринимателей, возврата налога приходится ждать по 9-12 месяцев. Это отвлекает из оборота компании значительные средства.
Неоправданно высоки административные издержки, которые несут предприниматели при возмещении налога. Это приводит в конечном счете к увеличению стоимости продукции или оказываемых услуг. Себестоимость товаров и услуг увеличивается от расходов на оформление документов, оплату работы бухгалтеров, занимающихся на некоторых крупных предприятиях лишь вопросами начисления, уплаты и возврата НДС. Такие затраты в масштабах страны пока, к сожалению, никто не подсчитывал.[11]
Можно сделать вывод, что издержки и бизнеса, и государства, связанные с администрированием НДС, крайне высоки. продолжение
--PAGE_BREAK--