План
Введение стр. 2
Глава 1. История отношений России и ВТО стр. 3
1.1. Возникновение ВТО стр. 3
1.2. ВТО сегодня стр. 5
1.2.1. Принципы и функции стр. 5
1.2.2. Страны-участницы стр. 6
1.3. Россия и ВТО стр. 6
Глава 2. Финансовые аспекты вступления России в ВТО стр. 10
2.1. Цели России стр. 10
2.2. Анализ финансовых аспектов стр. 11
2.1.1. Положительные финансовые аспекты стр. 11
2.2.2. Отрицательные финансовые аспекты стр. 14
2.3. Российский финансовый сектор после вступления стр. 16
Глава 3. Россия на пути к ВТО сегодня стр. 19
3.1. Изменения в российском законодательстве стр. 19
3.2. Присоединение к ВТО и российские регионы стр. 20
3.3. Последние данные стр. 21
Заключение стр. 24
Список использованной литературы и ресурсов интернета стр. 25
Введение
Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики. Эта тема довольно актуальна сегодня, она обсуждается в СМИ и среди профессионалов. У обычных граждан нашей страны ВТО вызывает не меньший интерес.
Мы будем исследовать финансовые аспекты вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Именно от развития финансового сектора нашей страны после присоединения к ВТО зависит функционирование многих важных отраслей национальной экономики, а также социальные и политические изменения.
В первой главе нам предстоит изучить историю Всемирной торговой организации, её основные принципы и функции. Ещё мы рассмотрим историю отношений ВТО и Российской Федерации.
Вторая глава – это основная часть нашей работы. В ней мы опишем цели вступления России в ВТО и финансовые аспекты, которыми обусловлено это вступление. Мы покажем потенциальное соотношение экономических выгод и потерь от присоединения РФ к Всемирной торговой организации.
В третьей главе мы увидим, насколько готова наша страна к вступлению в ВТО на сегодняшний момент. Насколько подготовлен российский бизнес, регионы и различные отрасли экономики.
В заключении нам бы хотелось показать, что присоединение к ВТО – это очень важный момент для нашей страны. К нему мы идём на протяжении долгого времени, за которое мы серьёзно осознали всю необходимость совершенствования нашей экономики в соответствии с международными стандартами. А также мы доказали, что сами можем участвовать в разработке таких стандартов и правил, как государство, которое играет важную роль на мировой арене.
Глава 1. История отношений России и ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключённого в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.1
1.1. Возникновение ВТО
В XIX веке роль мировой торговли начала заметно возрастать. Это заставило индустриальные страны поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис развитые страны пытались преодолеть путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта. Но это ещё раз доказало, что при таких возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вудсе были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, а также предложить заинтересованным странам устав этой организации и взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года. Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.2
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина начала снижаться. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами. Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года.3 Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи с возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
1.2. ВТО сегодня
На данный момент Всемирная торговая организация отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.
Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе (Катар).
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.
1.2.1. Принципы и функции
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
отказ от использования количественных и иных ограничений;
транспарентность (прозрачность) торговой политики;
разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров и др.
Важнейшими функциями ВТО являются:
контроль за выполнением соглашений и договорённостей пакета документов Уругвайского раунда;
проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
разрешение торговых споров;
мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
сотрудничество с международными специализированными организациями.4
1.2.2. Страны-участницы
На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота.5
В организацию входят такие страны, как Австралия, Япония, Республика Корея, Аргентина, Турция, Новая Зеландия, Китай, Куба, Марокко, Саудовская Аравия, Мексика, Европейское сообщество, Филиппины, Бразилия, Индия и др. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединённых термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется мировая торговля товарами и услугами.
1.3. Россия и ВТО
В 1946 году СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий её участия в ВТО.6
Во время переговоров у России возникали разногласия со странами-участницами ВТО, которые также входили в РГ. Проблемы с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
Вступление РФ во Всемирную торговую организацию откладывалось несколько раз по различным причинам. В августе 2008 года это произошло из-за обострения ситуации на Кавказе. Поэтому в сентябре этого же года Россия заявила, вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года. Присоединение также откладывалось из-за начавшегося в мире финансового кризиса, который заставил задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании экономики. К тому же вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли.
В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Владимир Путин сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Беларусь и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз. Но в ВТО могут вступать только страны, а не союзы. Хотя Всемирная торговая организация поощряет создание зон свободной торговли и региональных таможенных союзов (так пояснил директор Института торговой политики Государственного университета — Высшая школа экономики Александр Данильцев). Но чёткой схемы присоединения к ВТО «всем вместе» нет. Сейчас реальным статусом единого союза, уточняет эксперт, пользуется лишь Евросоюз.7
7 декабря 2010 года в Брюсселе прошёл саммит Россия—ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. Позже лидеры и России, и ЕС назвали подписанный меморандум историческим.8
Подводя итог первой главы, хочется отметить, что Россия на протяжении 16-ти лет долго и упорно взвешивала все «за» и «против» вступления в ВТО, готовясь тем самым стать её полноправным членом. Кто-то вполне может не понять политику нашей страны, ведь мы идём к ВТО как раз с того момента, как организация стала преемницей ГАТТ. И если мы с самого начала не смогли найти компромисс, то навряд ли Россия сможет сосуществовать с другими странами в ВТО, не ущемляя своих интересов. Но, мы думаем, что такой затянувшийся период вступления – это большая, проделанная работа по достижению наиболее выгодного соотношения преимуществ от присоединения к организации и уступок со стороны России.
Рассмотрим финансовые аспекты вступления РФ в ВТО, которые кажутся нам наиболее важными, в следующей главе.
Глава 2.
Финансовые аспекты вступления России в ВТО
Мы живём в эпоху глобализации, и Всемирная торговая организация – яркое тому подтверждение. Однако мы никогда бы не заговорили ни о глобализации, ни о ВТО, если бы всё это не приносило бы соответствующие выгоды. Например, за всего лишь десятилетний период существования организации (с 1995 по 2005 год) рост экономики Индии составил 330%, Китая – 480%, Чили – 550%, Вьетнама – 575%.9 Такой резкий скачок экономики связан с выходом указанных стран на мировой рынок.
Но вместе с выгодами могут прийти и потери. Чтобы избежать их необходимо проанализировать экономическую ситуацию внутри страны, а также в мире. Этим мы и займёмся во второй главе, чтобы понять, насколько выгодно присоединение РФ к ВТО.
2.1. Цели России
Итак, как мы уже выяснили, участие в ВТО даёт стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.10
Ко всему вышеперечисленному можно также добавить, что Россия – это единственная страна, входящая в «Большую 8-ку» и в «Большую 20-ку», но не состоящая в ВТО. А также можно вспомнить цитату вице-премьера Алексея Кудрина на Всемирном экономическом форуме в Давосе 28 января 2010 года: «Россия рискует оказаться на задворках установленных новых, посткризисных правил мировой торговли, если не станет членом ВТО». Всё это говорит о том, насколько важно РФ в ближайшее время определиться с присоединением к организации.
2.2. Анализ финансовых аспектов
В принципе, все аспекты можно разложить соответственно целям, которые поставила перед собой Россия. Тогда мы увидим плюсы вступления в ВТО. Но нам также придётся идти и на уступки, которые будут показывать негативные стороны нашего решения.
2.1.1. Положительные финансовые аспекты
Свободный доступ на мировые рынки наших товаров даст возможность преодолеть те заградительные барьеры, которые ставят многие страны, защищая собственного производителя. Это интересно для сырьевых отраслей, для металлургов и для некоторых отраслей химической промышленности. Так как Россия сегодня специализируется главным образом на топливно-сырьевых товарах, то она рискует (если не включится в то глобальное конкурентное пространство, которое уже охвачено в настоящее время ВТО) превратиться в изолированную, замкнутую экономическую систему. Даже если учесть, что многие рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь:
Среднее и тяжёлое машиностроение
Оборонная промышленность
Интеллектуальные технологии – высокие технологии, инновации.11
А ещё появится возможность для развития производственной кооперации (создание совместных предприятий, проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.).
Несколько лет назад Герман Греф, выступая в Госдуме, сказал, что Россия ежегодно теряет 4 миллиарда долларов из-за антидемпинговых процедур в отношении российских производителей. И всё по причине того, что РФ не состоит в ВТО.12 Статистика, действительно, показывает, что ущерб российских экспортёров от антидемпинговых процедур и квотных ограничений на зарубежных рынках за последние годы составил более 2,5 миллиардов долларов. Таким образом, можно сказать, что после вступления Россия добьётся ослабления дискриминации своей экономики на международных ранках.
Положительным финансовым аспектом вступления в ВТО для России является повышение деловой активности:
Рост инвестиционной привлекательности России (привлечение дополнительных инвестиций).
Приход западных финансовых корпораций откроет источники получения дешёвых и долгосрочных кредитов.
Также возможно улучшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придётся пойти на смягчение таможенного режима. Вполне вероятно, что увеличившийся объем импорта компенсирует снижение пошлин.
На финансовую сторону изучаемого вопроса будут оказывать влияние и другие аспекты. Например, которые связаны с внедрением в российское законодательство соответствующей практики внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортёры и импортёры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников внешнеэкономической деятельности, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.
В итоге, такая адаптация нашего законодательства к международным нормам приведёт к цивилизованному бизнесу и к его прозрачности, а также к снижению коррупции.
Если оценивать ситуацию в общем, то можно отметить, что положительные финансовые аспекты повлекут за собой социально значимые изменения – рост производства в наиболее сильных и конкурентных отраслях будет означать рост уровня жизни в стране (рост рабочих мест, занятости, зарплат; повышение культуры производственных отношений; рост демографии; снижение преступности).
2.2.2. Отрицательные финансовые аспекты
После вступления в ВТО российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придётся конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками. Таким образом, может произойти поглощение производства зарубежными компаниями. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.13
Также возникают угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров. После присоединения к ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. Весьма сложные проблемы будут у автомобилестроения, сельхозмашиностроения, целого ряда других отраслей промышленности (прежде всего связанных с замещением импорта), банковской и страховой деятельности и т.д.14 Хотя, как уже отмечалось ранее в параграфе 2.2.1, для многих отраслей такие проблемы могут стать хорошим стимулом, чтобы укрепить свои позиции.
Считается, что наибольший ущерб от вступления России в ВТО понесёт сектор банковских услуг. Представляется, что открытие этой отрасли должно быть дозированным. В этом случае присоединение к ВТО не окажет заметно отрицательного воздействия на эту важную сферу экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе. В то же время России не помешала бы здоровая иностранная конкуренция на отечественных рынках банковских и страховых услуг. Вступление в ВТО, хотя вопросы регулирования банковской деятельностью и не являются для этой организации приоритетными, будут подталкивать реформирование банковской системы России в направлении большей приближённости по своим стандартам к мировому уровню.
Примерно такими же могут быть последствия вступления в ВТО и для сектора страховых услуг, который по мировым масштабам ещё больше отстаёт от международного уровня, чем сектор банковских услуг. В настоящее время в стране действуют законодательные нормы ограничения доли иностранного капитала во всем уставном капитале страховых фирм в размере 15%, хотя реально эта доля не превышает 5%. Зарубежных инвесторов и брокеров останавливают как неразвитая инфраструктура страхового рынка, так и низкий уровень спроса в стране на страховые услуги. Либерализация рынка страховых услуг в России, включая создание благоприятных условий для иностранных страховщиков, привела бы к заметному улучшению инвестиционного климата в стране, росту иностранных и отечественных инвестиций, в том числе и в производственный сектор, что способствовало бы модернизации и росту экономики.15 Подробнее развитие финансового сектора РФ после вступления в ВТО разберём в параграфе 2.3.
Негативное воздействие ВТО проявится в росте цен. России придётся в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведёт к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоёмких производств.
Также, считается, что в России произойдёт отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов.
В общем, очевидно, что практически все отрицательные аспекты – это полные противоположности положительным аспектам. То есть всё зависит от того, как наша страна среагирует на изменения после вступления в ВТО. Если России удастся обернуть все потенциальные минусы в свою сторону, то у нас получится избежать также противоположные негативные социальные проблемы (наплыв дешёвого импорта может привести к закрытию ряда самых слабых производств, не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы).
2.3. Российский финансовый сектор после вступления
Итак, теперь ситуация с возможными выгодами и потерями от присоединения к ВТО стала яснее. Безусловно, уступки с нашей стороны неминуемы. Но в наших силах, как утверждают эксперты, сделать всё возможное, чтобы по максимуму выиграть от этого вступления.
Мы уже рассматривали в параграфе 2.2.2 возможные негативные последствия, связанные с приходом более сильных иностранных компаний на российский рынок. В частности, мы уделили внимание проблемам, с которыми столкнуться банковский и страховой сектор. Теперь давайте рассмотрим это более подробно.
Существует мнение, что наши банки, страховые компании и пенсионные фонды ещё слишком малы для того, чтобы конкурировать с иностранцами. Вступление в ВТО приведёт к уничтожению российских финансовых институтов, иностранные банки соберут деньги населения и вывезут их за рубеж. А также сейчас многие высказываются за то, чтобы продолжать защищать рынок финансовых услуг с тем, чтобы российские финансовые институты могли встать на ноги. Но при отсутствии реальной угрозы конкуренции со стороны иностранных компаний у наших финансовых компаний отсутствуют необходимые стимулы к совершенствованию своей деятельности. Именно там, где развитие сферы услуг происходило в условиях сильной иностранной конкуренции (инвестиционные банки), российские институты сегодня вполне конкурентоспособны. Отрасли, защищённые от конкуренции – банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды – большей частью не способны сегодня эффективно осуществлять свои функции.
Неразвитость финансовых институтов очень дорого обходится экономике. Для российской экономики надёжные расчёты провести невозможно, поэтому сошлёмся на исследования для других стран. По оценкам американских экономистов Раджана и Зингалеса, с учетом межстрановых и межотраслевых различий отрасли в странах с высоким уровнем финансового развития растут в долгосрочной перспективе в среднем на 1 % в год быстрее, причём, естественно, от финансовой неразвитости в первую очередь проигрывают такие сложные отрасли, как машиностроение, фармацевтика, микроэлектроника и др. Отсутствие хорошо развитого современного финансового сектора, безусловно, является одной из наиболее важных проблем для России. Если вступление в ВТО позволит эту проблему решить за счёт прихода иностранных финансовых институтов и страховых компаний, то экономика России в целом от этого только выиграет.
Примечательно, что конкуренция со стороны иностранных банков уже начинает становиться реальностью: крупнейшие российские компании уже держат большую часть своих средств в зарубежных банках, многие вышли на иностранный рынок заимствований.16
Скорее всего, главным барьером для прихода иностранных банков является плохой инвестиционный климат. Приток банковского капитала в Россию будет происходить по мере развития рыночных институтов, снижения политического риска, реформы регулирования, роста иностранных инвестиций и развития нового российского бизнеса, в том числе мелкого и среднего, и пройдёт некоторое время, прежде чем на российской банковской сцене появятся крупные иностранные игроки. Самые эффективные из российских банков смогут воспользоваться этим временем, чтобы укрепить свои позиции. Кроме того, даже после прихода иностранных финансовых институтов у российских банков, страховых компаний и пенсионных фондов останется возможность работать на рынке розничного обслуживания населения.
Также ведутся дискуссии о либерализации контроля над оттоком капитала, но это напрямую не связано с вступлением в ВТО. Эффективность такого контроля зависит от конкретной ситуации в стране, потому что, как показывает практика, в каких-то странах он был целесообразен, а в каких-то нет. Безусловно, либерализация вывоза капитала повысит благосостояние потребителей, так как они получат доступ к более эффективным сберегательным инструментам.
Но для того, чтобы капитал не утекал, а, наоборот, притекал в страну, нужно улучшать российский инвестиционный климат. А меры по либерализации оттока капитала не являются достаточными для этого улучшения и привлечения иностранного капитала, и они не могут заменить собой меры связанные с проведением судебной реформы, улучшением бухгалтерского учёта, аудита, совершенствования закона о банкротстве, укрепления корпоративного управления, повышения качества регулирования финансовой системы и т.д.
Таким образом, можно подчеркнуть, что как бы российская экономика не боялась столкнуться с потенциальными проблемами после присоединения к ВТО, с точки зрения развития экономики в целом, необходимо нарушить то монопольное положение, в котором в настоящий момент находятся российские компании (в частности, банки, страховые компании и пенсионные фонды). У отечественного финансового сектора будет время подготовиться к конкурентной борьбе, т.к. вступление в ВТО не приведёт к мгновенному приходу иностранных финансовых институтов.
Главный вопрос состоит не в том, вступать или не вступать в ВТО, а в том, что делать для развития финансового сектора.
Глава 3. Россия на пути к ВТО сегодня
Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет.
На первом этапе в рамках РГ происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.17
3.1. Изменения в российском законодательстве
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р был утверждён План мероприятий по приведению законодательства РФ в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы.
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, законы: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ), «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров(от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
3.2. Присоединение к ВТО и российские регионы
В ходе подготовки национальной экономики к предстоящему членству России во Всемирной торговой организации, Министерство экономического развития и торговли РФ уделяет постоянное внимание взаимодействию с субъектами Федерации. С лета 2001 г. начался активный диалог с российскими регионами в рамках процесса присоединения России к ВТО.
Этот диалог подразумевает непосредственное общение членов и экспертов российской переговорной делегации с производителями, представителями местных властей, научных кругов, общественных организаций. За период 2001-2005 гг. Минэкономразвития РФ при участии Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, торгово-промышленных палат и региональных Администраций провело более 130 конференций, семинаров, круглых столов в субъектах Федерации на тему «Присоединение России к ВТО и интересы отечественного бизнеса». При этом, если в начале указанного периода мероприятия в регионах проводились в основном по инициативе центра, то, начиная со второй половины 2002 г., эта инициатива стала постепенно переходить в регионы. С 2003 г. в Минэкономразвития и Информационное бюро по присоединению России к ВТО стали регулярно поступать просьбы и предложения от региональных Администрации, крупных промышленных предприятий, ВУЗов оказать содействие в организации и проведении семинара, круглого стола или конференции по теме присоединения к ВТО.
Накопленный опыт работы в регионах убедительно демонстрирует в целом позитивное отношение национального бизнеса к будущему членству России в ВТО. Об этом, в частности, свидетельствовали результаты анкетирования участников конференций в регионах 2004-2005 гг.
Более 70% опрошенных заявили о поддержке присоединения РФ к ВТО. Что касается критического или негативного отношения к членству в ВТО, то, как показали многочисленные дискуссии, первопричиной подобного настроя в абсолютном большинстве случаев являлось отсутствие достоверной информации о ВТО, правах и обязанностях её членов, особенностях присоединения разных стран.18
3.3. Последние данные
В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви).19
В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 миллиардов долларов в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 миллиардов долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).
Недавно стало известно, что в 2012 году пошлины на иномарки могут вернуться на докризисный уровень. В таком случае они будут составлять не 30%, как сейчас, а 25%.
Такое снижение предусмотрено условиями вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. И если переговоры будут завершены в этом году, то со следующего пошлины должны снизиться. Глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков пояснил, что абсолютное большинство пошлин в первый год членства страны в мировом торговом клубе остаётся на прежнем уровне (это мы рассматривали выше). Но это правило не распространяется на ставки, которые были подняты временно в качестве антикризисной меры, как это было с автомобилями. В дальнейшем в течение трёх лет пошлины на легковые машины будут снижаться каждый год на один процент, а затем за семь лет плавно доведены до 15 процентов.20
Половина опрошенных россиян (52%) уверены, что с вступлением России в ВТО качество управления компаниями будет постепенно улучшаться и в перспективе достигнет мирового уровня. Причём 7% опрошенных вполне допускают, что качество управления приблизится к мировому уровню в кратчайший срок.21
Итак, мы можем сказать, что Российская Федерация за 16 лет своего долгого пути к ВТО, действительно, хорошо подготовилась. Это говорит о том, что Россия, как самая большая страна и экономически значимое государство, рассчитала все свои силу, чтобы стать достойным участником Всемирной торговой организации.
Наша страна готова совершенствовать свою экономику, выходить на новый уровень международной торговли и участвовать в выработке её правил.
Заключение
Россия прокладывает свой путь в ВТО в течение 16 лет. Сейчас мы фактически стоим «на пороге» этой организации. Неизвестно, предстоит ли нам в ближайшее время снова отложить вступление, и по каким причинам. Но одно понятно уже точно. В стратегической перспективе у России нет другого пути, кроме активной интеграции в систему мировых хозяйственных связей в рамках правил Всемирной торговой организации. Вступление в ВТО позволит России успешно взаимодействовать с мировым хозяйством, получить для страны систематизированное деловое законодательство, совместимое с международным правом и ряд других неоспоримых преимуществ в международной торговле.
Мы думаем, что РФ не зря потратила такое количество времени, взвешивая все «за» и «против» вступления во Всемирную торговую организацию. Эксперты достаточно хорошо оценили все положительные и отрицательные аспекты (в частности, аспекты финансового сектора) данного события, нашли необходимые компромиссы с Рабочей группой и на данный момент уже представили возможные последствия. И после изучения материала по данной теме можно с уверенностью говорить о том, что эти последствия будут, в основном, выгодны для нашей страны.
На примере финансового сектора мы достаточно подробно описали преимущества, которые есть у России, а также проблемы, с которыми ей, в любом случае, придётся столкнуться после вступления в ВТО. Но, можно ещё раз отметить, что Российская Федерация уже успела себя подготовить к этому. И, мы надеемся, что любые трудности позволят развиваться экономике нашей страны только в правильном направлении.
Список использованной литературы и ресурсов интернета
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011).
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О техническом регулировании».
Федеральный закон от 08.11.2005 N 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О таможенном тарифе“.
Литература
Вдовиченко О.М. Развитие механизма государственного регулирования внешней торговли России в связи со вступлением в ВТО. — М., 2008.
Кожевина О.В. Вступление России в ВТО. Материалы научно-практической конференции. – Барнаул, 2009.
Россия в ВТО: мифы и реальность // Центр экономических и финансовых исследований и разработок. – М., 2001.
Халевинская Е. Д., Вавилова Е. В. Всемирная торговая организация и российские интересы. – М., 2009.
Публикации периодической печати
Зыкова Т. Знак ВТО // Российская газета. 2011. №5401 (25).
Кукол Е. В ВТО — на троих // Российская газета. 2009. №4929 (105).
Кукол Е. Инвестор пошёл клубом // Российская газета. 2011. №5406 (30).
Соловьёв В. Россия вступила в планы Евросоюза // Коммерсантъ. 2010. №227 (4527).
Ресурсы интернета
ru.wikipedia.org
www.wto.ru
www.wto.org
surin.marketolog.biz
www.rcc.ru
www.consultant.ru