1. Определите прибыль, уровень ее прироста, силу воздействия операционного рычага, порог рентабельности, запас финансовой прочности в стоимостном и относительном выражениях
Таблица 1. Варианты сочетания постоянных и переменных затрат и их влияние на результаты деятельности (при росте выручки от реализации и неизменных постоянных затратах)
Показатель
Вариант и период 1
Вариант и период 2
Вариант и период 3
Вариант и период 4
Вариант и период 5
Выручка от реализации, тыс. руб.
Переменные затраты, тыс. руб.
Валовая маржа, тыс. руб.
Постоянные затраты, тыс. руб.
11000,0
9300,0
1700,0
1500,0
12001
10146,3
1854,70
1500,0
13093,09
11069,62
2023,47
1500,0
14284,56
12076,96
2207,60
1500,0
15584,46
13175,97
2408,49
1500,0
Прибыль, тыс. руб.
200,00
354,7
523,47
707,60
908,49
Прирост прибыли, тыс. руб.
–
154,7
168,77
184,13
200,89
Сила воздействия операционного рычага
8,5
5,2
3,9
3,1
2,6
Порог рентабельности, тыс. руб.
9375,0
9375,0
9375,0
9375,0
9375,0
Запас финансовой прочности, тыс. руб.
1625,0
2626,0
3718,09
4909,56
6209,46
Вывод: Сила воздействия операционного рычага снижается, по мере возрастания выручки от реализации.
2. Рассчитайте воздействие изменения уровня постоянных затрат на результаты деятельности предприятия, сделайте соответствующие комментарии по вариантам
Таблица 2. Варианты сочетания постоянных и переменных затрат и интерпретация результатов (при данной выручке от реализации и переменных затратах и меняющихся постоянных затратах)
Показатель
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
1
2
3
4
5
Выручка от реализации, тыс. руб.
12000,0
12000,0
12000,0
12000,0
Переменные затраты, тыс. руб.
10146,3
10146,3
10146,3
10146,3
Валовая маржа, тыс. руб.
1853,7
1853,7
1853,7
1853,7
Постоянные затраты, тыс. руб., и их прирост по сравнению с вариантом 1, %
1500,0
1515,0
1836,0
1618,5
Прибыль, тыс. руб.
353,7
338,7
17,7
235,2
Сила воздействия операционного рычага
5,24
5,47
104,72
7,88
Порог рентабельности, тыс. руб.
9740,25
9837,66
11922,08
10509,74
Запас финансовой прочности, тыс. руб., (% к выручке от реализации)
19%
18%--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
1,4
1,4
1,385
1,296
Постоянные затраты, тыс. р.
400
400
404
400
428
415
416
Прибыль, тыс. р.
1598,6
1598,6
1598,6
300
300
200
260
Экономические и финансовые результаты, достигаемые на каждом временном интервале деятельности предприятия, отражаются в отчете о его прибылях и убытках. Рассмотрим на конкретном примере механизм управления результатами деятельности предприятия на основе маржинального подхода. Требуется, используя категорию маржинального дохода, выбрать оптимальный уровень цены на производимую предприятием продукцию.
В процессе разработки финансовых проектировок бизнес-плана предприятия рассчитан ряд уровней цен на производимую продукцию. Этот ряд соответственно составил: Ц1 = 10 тыс. руб./шт., Ц2 = 8 тыс. руб./шт., Ц3= 6 тыс. руб./шт., Ц4= 5 тыс. руб./шт. Рыночная цена конкурентов на продукцию аналогичного назначения составляет 9 тыс. руб./шт. Условно-переменные расходы предприятия, приходящиеся на единицу изготавливаемой продукции, составляют 2 тыс. руб./шт. Величина условно-постоянных затрат предприятия в расчете на год его деятельности равна 25 млн. руб.
Величина скидки, которуюпредприятие предоставляет оптовым потребителям своей продукции, установлена в размере 40%. Максимальная загрузка производственных мощностей предприятия обеспечивает годовой выпуск продукции в размере 16 тыс. шт. Проанализируем влияние предлагаемых вариантов цены реализации продукции на деятельность предприятия. На основе результатов выполненного анализа сформулируем рекомендации по выбору оптимального уровня цены на продукцию, производимую предприятием.
Для этого рассчитаем необходимые для принятия управленческого решения финансово-экономические показатели и результаты расчетов сведем в таблицу.
Варианты цены реализации продукции
№
Наименование показателей
Вар-т
1
Вар-т
2
Вар-т
3
Вар-т
4
Вариант конкурентов
1
Цена единицы продукции, тыс. р.
10000
8000
6000
5000
9000
2
Скидка оптом потребителям, тыс. р.
4000
3200
2400
2000
3600
3
Выручка от продажи единицы продукции, тыс. р.
6000
4800
3600
3000
5400
4
Величина переменных расходов, приходящихся на единицу продукции, тыс. р.
2000
2000
2000
2000
2000
5
Величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции, тыс. р./шт.
4000
2800
1600
1000
3400
6
Величина критического объема продаж, шт.
3125
4166,7
6250
8333,3
3571,4
7
Прибыль от реализации продукции, тыс. р.
39000
19800
600
-9000
29400
Необходимо сделать выводы по каждому из вариантов.
По мере снижения цены видно, что производство становится все менее прибыльным, а в конечном итоге ещё и убыточным (вариант 4), в то время как при максимально высокой цене предприятие получит наибольшую прибыль (вариант 1). Даже больше чем у конкурентов, а это дает стимул дальнейшего развития. Следовательно первый вариант цены более предпочтителен. Можно возразить, сказав, что самые высокие цены не всегда пользуются спросом у населения, НО! Население также любит скидки, а при такой цене предприятие может реализовывать продукцию по максимальным скидкам, которые в денежном выражении (не в процентном) опять таки самые высокие. Таким образом, подведем итог, что вариант цены 1 – 10 000 руб. наиболее благоприятный.