Реферат по предмету "Финансы"


Расходы торгового предприятия, анализ и планирование издержек обращения

Курсовая работа

тема: Расходы торгового предприятия, анализ и планирование издержек обращения
Содержание

Введение…………………………………………………………….…………….3

Часть 1.

Характеристика расходов торгового предприятия (классификация и номенклатура статей)…………………………………………….……......5

Значение, цели и задачи анализа издержек обращения торгового предприятия…………………………………………………………….....11

Информационное обеспечение анализа и издержек обращения………13

Часть 2.

2.1. Анализ издержек обращения в целом по предприятию и статьям действующей номенклатуры……………………………………………..16

2.2. Анализ динамики уровня издержек обращения………………………….22

2.3. Факторный анализ издержек обращения…………………………...……..28

Часть 3.

Выводы по результатам анализа и рекомендации по снижению расходов торгового предприятия с целью наиболее эффективного использования хозяйственных ресурсов………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………46
Введение

Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства — удовлетворение потребностей населения — и доводит товары от производства до потребления — поддерживая равновесие между предложением и спросом, баланс интересов производителя и потребителя.

С началом реформ 90-х годов Россия осуществляет процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, которые затронули и сферу торговли.

По сравнению с периодом «административно-командной» экономики цели и задачи торгового предприятия изменились коренным образом. Характер его деятельности приобрел форму предпринимательского бизнеса, основанного на использовании различных видов организационных структур и организационно-правовых предприятий (государственные и муниципальные предприятия, общества, хозяйственные товарищества). В настоящее время изменились и условия функционирования предприятия как основного звена рыночной экономики, и связь с другими субъектами рынка.

В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод, что в современных условиях, наряду с общими экономическими знаниями, возрастает роль специальных знаний в области хозяйственно-финансовой деятельности торговых предприятий, а именно, снижение издержек обращения на предприятиях торговли.

Проблема снижения издержек обращения очень актуальна как для России, так и для каждого отдельно взятого предприятия. Умение снижать издержки – залог здоровья предприятия и предпринимательской деятельности.

Объект исследования – предприятие торговли.

Предмет исследования – особенности издержек обращения и пути их снижения на торговых предприятиях.

Цель исследования – изучить особенности издержек обращения на основе их анализа, определить пути их снижения на предприятии торговли.

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

— выявить особенность издержек обращения на торговых предприятиях;

— дать организационно-экономическую характеристику предприятия розничной торговли;

— предложить рекомендации по снижению расходов торгового предприятия с целью более эффективного использования хозяйственных ресурсов.
Часть 1.

Характеристика расходов торгового предприятия (классификация и номенклатура статей)

Любая предпринимательская структура в процессе функционирования потребляет ресурсы – материальные, трудовые, финансовые. Потребленные ресурсы формируют расходы предприятия – важнейший экономический показатель ее деятельности.

Формирование расходов производства на предприятии является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия, охваченного системой управленческого финансового учета.

Предприятие в процессе своей деятельности несет различные по экономическому содержанию и целевому назначению расходы: на производство и реализацию продукции, расширение и совершенствование производства; удовлетворение разнообразных социально-культурных потребностей членов трудового коллектива и другие. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов.

Бухгалтерский стандарт ПБУ определяет расходы организации как уменьшение ее экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников) имущества1. Расход есть отток экономических выгод именно данной организации. Поэтому суммы, взимаемые организацией от имени третьих лиц и перечисляемые в их адрес (например, косвенные налоги – НДС, акцизы, налог с продаж и т.п.), не являются расходами.

Классификация расходов торгового предприятия может быть проведена по разным признакам:

В зависимости от экономического характера, расходы делятся на:

— Материальные расходы;

— Затраты на оплату труда;

— Отчисления на социальные мероприятия;

— Амортизация основных фондов и нематериальных активов;

— Другие расходы.

По звеньям торговли выделяют:

— Затраты оборота розничной торговли;

— Затраты оборота оптовой торговли;

— Затраты оборота общественного питания2.

Большое значение для управления расходами имеет группировка их по торгово-технологическими операциям: закупка товаров, транспортировка, складирование, хранение, предпродажная подготовка, реализация, предоставление дополнительных услуг.

Могут быть выделены расходы, связанные с отдельными видами деятельности:

— Основная деятельность, связанная с реализацией товаров;

— Деятельность по предоставлению дополнительных услуг;

— Управленческая деятельность;

— Рекламная деятельность и так далее.

В зависимости от объекта калькулирования затрат:

— В целом по предприятию;

— По структурным подразделениям;

— По товарным группам;

— По отдельным контрактам или видами торговых соглашений.

По характеру отнесения затрат на объекты калькулирования:

— прямые затраты (которые могут быть прямо отнесены на объект расчетов);

— непрямые расходы (которые относятся на объект калькулирования расчетным путем на основе заранее выбранной базы расчета).

В зависимости от вида ресурсов, потребление которых приводит к расходам, выделяют:

— Расходы на содержание персонала (трудовых ресурсов) предприятия;

— Расходы на использование средств производства (амортизация, аренда, содержание основных фондов);

— Расходы на формирование и использование материально-технических ресурсов (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, энергия, топливо, вода, тара, спецодежда);

— Расходы на использование заемных финансовых ресурсов (проценты за кредит).

По степени однородности все затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные. Простые затраты имеют однородное содержание, например: заработная плата, амортизационные отчисления, проценты за кредит, расходы на тару. В состав комплексных расходов включают разнородные элементы, например: расходы на аренду и

содержание основных фондов, расходы на хранение, доработку, подсортировку и предпродажную подготовку товаров.

В зависимости от времени получения результатов от затрат интересным является разделение расходов на отсроченные (дискретные) и не отсроченные (непрерывные). Такая группировка связана с тем, что в некоторых случаях предприятие не имеет возможности четко определить, когда будет получена отдача от понесенных затрат. Если расходы влияют на результат в отчетном периоде, они считаются непрерывными. Если отдача от них будет иметь место в неопределенном будущем, они считаются отсроченными или дискретными. Примером таких расходов обращения являются расходы на рекламу, страхование, амортизационные отчисления и на капитальный ремонт и т.п. Эти расходы прямо не зависят от объемов хозяйственной деятельности предприятия, и оценить их влияние на экономическую эффективность деятельности предприятия достаточно трудно.

В зависимости от порядка отнесения затрат в классификации оборотных затрат конкретного периода различают:

— Расходы, которые полностью относятся на оборотные затраты во время их появления (по их фактической величине);

— Расходы, которые включаются в состав оборотных затрат при передаче материальных ресурсов в эксплуатацию (50%) и при выбытии из эксплуатации (50%), например, стоимость спецодежды, предметов, инструментов, хозяйственного инвентаря;

— Расходы, которые относятся к издержкам обращения расчетным путем, на протяжении длительного периода (амортизация основных средств, нематериальных активов, отчисления на капитальный ремонт независимо от срока фактического осуществления расходов).

По степени целесообразности и экономической отдачи все затраты предприятия можно оценить как полезные и бесполезные. Пропорция деления расходов по данному признаку зависит от степени использования ресурсного потенциала предприятия. Если ресурсный потенциал предприятия используется неэффективно или не дает ожидаемой отдачи, то часть издержек обращения является бессмысленной.

Для обоснованного контролирования расходов их разделяют на контролируемые и неконтролируемые. Эта классификация имеет большое значение для управленческого контроля, особенно на предприятиях с развитой структурой управления, и широко используется в системе учета затрат и результатов. Контролируемые затраты, в свою очередь, разделяются по центрам ответственности — за конкретными подразделениями предприятия, от эффективности деятельности которых они зависят3. Например, центром ответственности по затратам на проведение ремонта помещений является организационно-техническая служба, по расходам на рекламу — рекламная служба или отдел маркетинга, за транспортными расходами — транспортно-эксплуатационный отдел, закупочные расходы — коммерческий отдел и т.д.

Для обоснования управленческих решений наиболее важным признаком классификации расходов обращения является признак их эластичности, то есть зависимости от объема товарооборота предприятия.

В зависимости от степени реагирования на изменение объемов товарооборота оборотные затраты предприятия делятся на условно-постоянные и переменные.

К условно-постоянных расходов (Зпост) принято относить такие затраты, величина которых не меняется в результате изменения объемов товарооборота.

Переменные расходы (Зпер) объединяют те виды затрат, величина которых изменяется с изменением объемов товарооборота.

Для определения соотношения между изменением величины расходов и объема производства используется коэффициент реагирования затрат. Значение коэффициента (Кр.з.) определяется по формуле:

Кр.з= (%З)/(%Т),

Где % З — процент (темп) изменения затрат за исследуемый период;

% Т — процент (темп) изменения объема товарооборота.

Коэффициент реагирования затрат свидетельствует об изменении величины издержек обращения торгового предприятия при изменении объема товарооборота на 1%.

Если рассматривать условно-постоянные затраты, то коэффициент реагирования равен 0.

Динамика, соответствующая функциональным изменениям (объем производства, товарооборота) классифицирует затраты на:

— Постоянные расходы – расходы, имеющие место вне зависимости от объема производства (расходы на содержание зданий, административного аппарата).

— Переменные расходы – расходы, непосредственно связанные с объемом производства, изменяющиеся в зависимости от объема (расходы на сырье, полуфабрикаты, оплату труда).

Номенклатура издержек обращения представляет собой совокупность издержек в разрезе отдельных статей. Действующая в настоящее время на предприятиях оптовой, розничной торговли и общественного питания но-менклатура статей издержек обращения определена Методическими реко-мендациями по бухгалтерскому учету затрат и включает следующие статьи издержек обращения:

1. Транспортные расходы.

2. Расходы на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.

5. Расходы на амортизацию.

6. Расходы на ремонт основных средств.

7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и других быстроизнашивающихся материалов и малоценного имущества.

8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

10. Расходы на рекламу.

11. Потери товаров и технологические отходы.

12. Расходы на тару.

13. Прочие расходы.

Предприятие для собственных нужд может сократить (объединив от-дельные статьи) или расширить (выделив из прочих расходов отдельные ста-тьи) номенклатуру статей издержек обращения. Перечень расходов, которые могут быть отнесены на ту или иную статью издержек обращения, определя-ется отраслевыми методическими рекомендациями.

Значение, цели и задачи анализа издержек обращения торгового предприятия

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.

Анализ издержек обращения – это важнейший инструмент управления торговым предприятием. Необходимость планирования и анализа издержек обращения растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину издержек. При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы группировки, учета, анализа и контроля издержек обращения.

Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат.

Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе коммерческой деятельности.

Экономический анализ издержек обращения позволяет выявить возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности.

Подходы к проведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачи проведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количество рассчитываемых показателей различаются.

При анализе издержек обращения необходимо:

использовать информацию об издержках обращения данной организации и организаций – конкурентов;

учитывать изменение факторов внутренней и внешней среды, влияющих на затраты4.

Правильная организация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.

Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергии и материалов. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.

Создание системы анализа и управления издержками обращения позволяет достичь:

— Стратегической направленности принятия решений в области управления издержками.

— Четкого определения объектов управления, не зная причин появления тех или иных видов издержек, нельзя говорить об управлении ими.

— Планирования, направленного на упреждение негативных последствий изменения внешнего окружения бизнеса.

Управление издержками поставлено на системную основу, а не осуществляться время от времени5.

Задачи анализа издержек обращения состоят в том, чтобы дать общую оценку выполнения плана издержек обращения, как в целом, так и в разрезе статей, установить факторы и размеры их влияния на уровень издержек обращения и разработать мероприятия по мобилизации выявленных резервов в ходе анализа.

Информационное обеспечение анализа и издержек обращения

Затраты по доведению товаров от производства до потребителей (покупателей), выраженные в денежной форме, называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий и организаций. Состав издержек регламентируется «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг)», утвержденными Министерством труда, Министерством финансов, Министерством экономики и Министерством статистики и анализа.

Издержки обращения торговых предприятий измеряются и изучаются в сумме и по уровню. Уровень издержек обращения представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Он является одним из важнейших качественных показателей оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий и показывает, сколько процентов занимают издержки обращения в розничной (продажной) стоимости товаров. В торговле заложены неисчерпаемые возможности относительного снижения издержек обращения при повышении качества торгового обслуживания населения, сокращении затрат времени покупателей на приобретение товаров. Однако используются эти возможности недостаточно.

Задачи анализа издержек обращения, как было сказано выше, — не только изучить выполнение плана и дать объективную оценку соблюдению их сметы, но и выявить резервы сокращения расходов и разработать меры по их использованию путем устранения непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительства и обеспечения наиболее экономного, целесообразного и эффективного использования средств и труда. В процессе анализа необходимо также изучить динамику издержек обращения, выявить и измерить влияние основных факторов на их размер

Информационное обеспечение содержит два относительно независимых элемента: документальное обеспечение и компьютерное (в том числе программное) обеспечение анализа издержек обращения. В свою очередь, документальная база издержек обращения включает данные учетных регистров (журналов-ордеров, оборотно-сальдовых ведомостей и пр.), данные сч. 44 «Расходы на продажу» и его субсчетов, сведения экономического анализа, статистические данные, отчетность (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», соответствующие строки формы № 5), данные предыдущих проверок и т.д6. Компьютерное обеспечение представляет сложный информационно-технический комплекс, в состав которого входят компьютерные сети, офисное оборудование, программные продукты и иные элементы. Основным требованием, предъявляемым к информационной базе анализа издержек обращения, является ее рациональность, под которой мы понимаем качество информации, ее адекватность запросам пользователей, в первую очередь управленческим кадрам.
Часть 2.

2.1. Анализ издержек обращения в целом по предприятию ООО «Ассорти» и статьям действующей номенклатуры

Торговое предприятие «Ассорти» осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Балашова и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в Балашовском Муниципальном Банке, круглую печать и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Торговое предприятие ООО «Ассорти» было создано 01 ноября 2000 г. в соответствии с действующим на территории России законодательством. В своей деятельности оно руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также соответствующими законодательными актам в сфере предпринимательской деятельности.

Участники общества имеют право участвовать в управлении делами общества, занимать в обществе должности, соответствующие их- квалификации, принимать участие в распределении прибыли, получать информацию о деятельности общества и знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности. Уставный капитал общества составляет 50 тыс. рублей.

Основной целью деятельности ООО «Ассорти» являются:

-наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей потребителей продукцией, реализуемой предприятием в соответствии с уставными видами деятельности;

-получение прибыли и реализация на ее основе социально-экономических интересов членов трудового коллектива и учредителей.

Основным видом деятельности ООО «Ассорти» является осуществление розничной торговли продовольственными товарами (чай, кофе, конфеты, кондитерские изделия и т.п.).

Ассортимент продаваемой продукции насчитывает более 100 наименований кондитерских изделий:

Печенье, крекеры, хрустящие и пикантные закуски

Вафли

Пряники

Сладкие кондитерские изделия, конфеты

Сладости кондитерские,

Конфеты мармеладные

Конфеты восточные

Ириски и карамель, леденцы

Какао и шоколадные изделия

Конфеты шоколадные ассорти, шоколадные наборы

Чай, кофе и т.д.

Общая площадь ООО «Ассорти» 523 м2, в том числе торговая составляет 226,5 м2. Основное направление торговой деятельности происходит в 6 торговых точках г. Балашова, 2 из которых являются торговыми павильонами на торговых базах города (в собственности данной фирмы) и 4 отдела в крупных продуктовых магазинах города (арендованная торговая площадь). Также ООО «Ассорти» имеет в аренде склад и офис, который используется для торговли в розницу, а также служит местом хранения продукции закупленной для дальнейшей реализации.

Численность работников составляет 22 человека, из них 3 человек АУП, 7 человек вспомогательный персонал и 12 человек торгово-оперативный персонал.

Учредительными документами ООО «Ассорти» являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Учредительные документы содержат условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений.

Высшим органом ООО «Ассорти» является общее собрание его участников, а его исполнительным органом является директор
ООО «Ассорти» назначенный общим собранием. Опубликование сведений о результатах ведения дел ООО «Ассорти» не требуется.

Как и любое юридическое лицо, Общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество действует на основании Устава, утвержденного учредителями, в котором определены цели деятельности, уставной фонд Общества, права и обязанности участников общества, порядок управления деятельностью и другие вопросы.

Система управления – это система построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное достижение целей организации.

На предприятии используется линейная-функциональная структура управления. Она характеризуется разделением деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации и функционирования. Данная структура определяет возможность достаточно четкой специализации функций и однозначности подчинения.

/>

Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Ассорти»

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

Реализация кондитерских изделий;

Организация собственных торговых павильонов для реализации приобретенных у юридических и физических лиц товаров;

На ООО «Ассорти» обработка бухгалтерской информации автоматизирована. Автоматизированная форма учета, основная на использовании программного обеспечение «1-С Предприятие», начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности. В соответствии с учетной политикой на предприятии применяется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета с использование программного продукта.

На данном предприятии не производится экономический анализ хозяйственной деятельности, это объясняется отсутствием специалиста в данной области.

Доведение товаров от производства до потребителей связано с определенными затратами материальных, денежных и трудовых ресурсов на транспортирование, хранение, подработку, подсортировку, фасовку, упаковку и продажу товаров.

В торговле, как отрасли сферы товарного обращения, формируются расходы по реализации потребительских товаров, которые и являются предметом исследования в данной главе.

Таблица 1 –Анализ состава и структуры расходов ООО «Ассорти» за 2010 год

Виды расходов

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+;-)

Темп роста, %

сумма, тыс. руб.

удель-ный вес, %

сумма, тыс.

руб.

удельный вес, %

сумма, тыс.

руб.

удель-ный вес, %

А

1

2

3

4

5

6

7

Расходы всего,

в т.ч.

2300

100

2349

100

49

-

102,1

Издержки обращения

2024

88,0

2015

85,78

-9

-2,22

99,55

Прочие расходы

59

2,56

66

2,80

7

0,24

111,9

Проценты к уплате

15

0,65

-




-15

-0,65

-

Текущий налог на прибыль и другие аналогичные платежи

202

8,79

268

11,42

66

2,63

132,7

В динамике произошло увеличение общей суммы расходов торгового предприятия на 49 тыс. руб. или на 2,01 %. Наибольшую долю в общей сумме расходов занимают издержки обращения – более 85 % как в прошлом, так и в отчетном годах. Произошло их сокращение по сумме на 9 тыс. руб., или на 0,45 %. Это является положительным моментом.

Темп роста прочих расходов на предприятии увеличился на 11,9 %, что оценивается отрицательно, так как величина темпа роста прочих расходов преобладает над темпом роста товарооборота. При абсолютном увеличении суммы прочих расходов на 7 тыс. руб., произошел их относительный перерасход на 4,43 тыс. руб., что отрицательно сказывается на финансово-хозяйственной деятельности предприятия и свидетельствует о некачественном учете работы предприятия (наличие штрафов, пени, неустоек, убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде и др.).

Прочие расходы на данном предприятии представлены следующими видами.

Таблица 2 –Анализ прочих расходов торгового предприятия «Ассорти» по статьям затрат в 2009-2010гг.

Наименование статей издержек обращения

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+;-), тыс. руб. от

Темп роста, %

сумма, руб.

уд. вес, %

сумма, руб.

уд. вес, %

суммы, руб.

уд. веса, %

А

1

2

3

4

5

6

7
Штрафы, пени неустойки за нарушение условий договора или признанные организацией к уплате
1,05

1,7

3,0

4,5

1,95

2,8

285,7

Суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок давности

-

-

-

-

-

-

-

Суммы недостач, потерь и порчи актив, оформленных в соответствии с законодательством

0,2

0,42

-

-

-0,2

-0,42

0

Перечисление средств (взносов, выплат и т.п.) и передача имущества, выполнение работ, оказание услуг, связанные с благотворительностью

57,75

97,88

63,0

95,5

0,19

-2,38

109,1

Итого

59,0

100

66,0

100

7

-

111,9



Наибольший удельный вес в прочих расходах занимает статья расходов, направленная на перечисление средств (взносов, выплат и т.п.), связанные с благотворительностью (95% в отчетном году), это положительно характеризует деятельность руководства в социальном аспекте эффективности торговой деятельности. Но в то же время увеличилась сумма штрафов (на 2,8 тыс.руб) выплаченных предприятием, это говорит о недостаточном контроле финансового аспекта деятельности (просрочка платежей, невыполнение обязательств договора, нарушение сроков предоставления отчетности в налоговые органы).

Анализируя данные формы №2 бухгалтерской отчетности в отношении налогов, уплачиваемых предприятием, можно сделать вывод о том, что налоги относятся непосредственно к расходом. И как другие виды расходов ведут к уменьшению экономических выгод (т.е. прибыли) предприятия. Хотя согласно Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» налоги, уплачиваемые предприятием не включаются в статьи расходов.

На анализируемом предприятии в состав налогов, отраженных в форме №2 включен единый налог на вмененный доход (ЕНВД), и, например, в 2007 году рассчитан следующим образом:

Сумма налога за 1 квартал = 226,5 м2 х 1800 х 1,096 х 1 х15% =67025,88;

67025,88 х 4кв= 268103,52 в год,

где 1800- базовая доходность в месяц, тыс.руб.,

1,096 – коэффициент дефлятор,

1- корректирующий коэффициент базовой доходности.

Таким образом, от размера расходов предприятия непосредственно зависит и величина финансовых результатов деятельности, а соблюдение предприятие торговли режима экономии и оптимизации расходов обеспечивает повышение рентабельности его работы и конкуренции на потребительском рынке.
2.2. Анализ динамики уровня издержек обращения

В торговле как отрасли сферы товарного обращения, формируются издержки обращения, которые и являются предметом исследования в данной главе.

От размера издержек обращения предприятия непосредственно зависит и величина финансовых результатов деятельности, а соблюдение предприятием торговли режима экономии и оптимизации расходов обеспечивает повышение рентабельности его работы и конкуренции на потребительском рынке.

Таблица 3 – Анализ издержек обращения ООО «Ассорти» за 2010год

Показатели

Ед. изм.

Прошлый

Отчетный

Отклоне-ние (+;-)

Темп роста, %

Оборот розничной торговли

руб.

6048

6335

287

104,75

Издержки обращения:
















— сумма

руб.

2024

2015

-9

99,52

— уровень

%

33,5

31,8

-1,7

-

Относительная экономия (перерасход)

руб.










107,7



Относ.экономия=-1,7*6335/100=-107,7

Уровень издержек обращения на предприятии снизился на 1,7 %, что оценивается положительно, так как сумма издержек обращения уменьшается, а объем товарооборота растет. При абсолютном уменьшении суммы издержек обращения на 9 тыс. руб., или на 0,48 %, произошла их относительная экономия на 107,7 тыс. руб., что оценивается положительно.

Таблица 4 – Анализ динамики издержек обращения торгового предприятия «Ассорти», 2008-2010гг.

Показатели

Ед.измерения

Годы

Темп изменения к 1-му году,%







2008

2009

2010




А

Б

1

2

3

4

Оборот розничной торговли

Тыс. руб.

5834

6048

6335

108,5

Издержки обращения

Тыс. руб.













-сумма

%

1685

2024

2015

119,5

-уровень

%

28,9

33,5

31,8

х

Анализируя динамику издержек обращения за 3 года мы видим, что темп роста издержек обращения выше по сравнению с темпом роста оборота розничной торговли. А также мы видим увеличение в 2008 году удельного веса издержек обращения (на 4,6%), «скачкообразность» изменения издержек говорит о нестабильном ведении финансово-хозяйственного процесса.
/>

Рисунок 2 – Динамика издержек обращения предприятия ООО «Ассорти» за 2008-2010гг.

Таблица 5 – Анализ динамики суммы и уровня издержек обращения по отношению к обороту розничной торговли

Показатели

Ед. изм.

Издержки обращения

Отклонение (+;-),

тыс. руб.

Темп роста, %

Сумма относительной экономии(перерасхода), тыс.руб.

прошлый год

отчетный год

А

Б

1

2

3

4

5

Оборот розничной торговли

руб.

6048

6335

287

104,75

Х

Сумма издержек обращения всего,

в том числе:

руб.

2024

2015

-9

99,5

Х

— условно-постоянных

руб.

489,3

530,5

41,2

108,42

Х

— условно-переменных

руб.

1534,7

1484,5

-50,2

96,72

Х

Уровень издержек обращения всего,

в том числе:

%

33,47

31,8

-1,67

Х

-105,8

— условно-постоянных

%

8,09

8,37

0,28

Х

17,74

— условно-переменных

%

25,38

23,43

-1,95

Х

-123,54

В сокращении общей массы издержек обращения на 0,5 % мы можем проследить рост условно-постоянных издержек обращения на 8,42 % и снижение условно-переменных на 3,28 %. Данный факт нельзя оценить положительно, т.к условно-постоянные издержки, это издержки, величина которых изменяется или остается постоянной независимо от объема и структуры товарооборота, они должны быть оплачены, даже если предприятие не осуществляет реализацию, и характеризуется высоким финансовым риском в случае ухудшения деятельности предприятия, так как оно не сможет достаточно быстро сократить условно-постоянные издержки (расходы на аренду и содержание зданий, амортизацию и др.)

Таблица 6 – Расчет влияния изменения физического объема товарооборота на сумму и уровень издержек обращения предприятия ООО «Ассорти» в отчетном 2010 году

Статьи затрат

Прошлый год

Издержки обращения прошлого года в пересчете на фактический оборот розничной торговли

Влияние изменения объема товарооборота на сумму и уровень издержек обращения

сумма, тыс.руб.

уровень, %

сумма, тыс.руб.

уровень, %

сумма, тыс.руб.

уровень, %

А

1

2

3

4

5

6

Условно-переменные

489,3

8,09

512,5

8,09

23,20

Х

Условно-постоянные

1534,7

25,38

1534,7

24,23

Х

-1,15

Итого

2024

33,46

2047,2

32,32

+23,20

-1,15

Увеличение объема розничной торговли на 287 тыс.руб. привело к относительному перерасходу условно-переменных издержек обращения на 23,20 тыс.руб., а уровень условно-постоянных снизился на 1,15%. Рассмотрим влияние изменения цен, тарифов и ставок на издержки обращения.
Таблица 7 – Расчет влияния изменения цен, тарифов и ставок на сумму и уровень издержек обращения

Группы статей затрат

Издержки обращения

Индекс цен, ставок, тарифов

Сумма и уровень издержек обращения отчетного года в ценах прошлого года

Изменение суммы и уровня издержек обращения

прошлый год

отчетный год

Статья расходов, зависящие от уровня транспортных тарифов:

сумма

уровень,%

78,5

1,30

86,34

1,37

1,1

78,49

1,39

7,85

-0,02

Статья расходов на оплату труда

сумма

уровень,%

981,6

16,23

1041,05

16,44

1,267

821,66

14,5

219,39

1,94

Статья расходов, сумма которых зависит от уровня розничных цен на потребительские товары (аренда, расх на содерж.зданий, ком.усл., хранение)

сумма

уровень,%

437,3

7,23

493,2

7,79

1,118

441,15

7,79

52,05

0

Статья расходов, сумма которых зависит от уровня отпускных цен на потребительские товары (Аморт, расх.на сод.ОС) сумма

уровень,%

526,6

8,71

394,45

6,23

1,118

352,82

6,23

41,63

0

Итого: сумма

уровень,%

2024

33,4

2015

31,8




1694

29,90

321

1,9

Оборот, к которому исчислены издержки

обращения

6048

6335

1,118

5666

-

Расчет влияния проводится следующим образом:

-все издержки обращения группируются в зависимости от того, какой индекс влияет на их величину;

-рассчитывается скорректированная величина издержек обращения, путем деления фактически произведенных затрат на соответствующий индекс;

-определяется размер влияния, как разница между фактически произведенными затратами и их скорректированной величиной.

Исходя из данной методики мы видим размер влияния цен, тарифов на разные группы затрат, например, изменение транспортных тарифов вызывало сокращение издержек обращения на 7,85 тыс.руб., влияние индекса заработной платы сопровождается сокращением уровня расходов на 1,94%.

Закономерностью формирования издержек обращения является снижение их уровня при росте объема товарооборота. Это не исключает того, что в отдельные периоды наблюдается рост издержек обращения, который вызван определенными экономическими процессами (ростом цен, тарифов, заработной платы).
2.3. Факторный анализ издержек обращения

Факторный анализ представляет собой комплексное системное изучение и измерение воздействия факторов на величину результативных показателей.

Для анализа и учета издержек обращения важное место имеет классификация видов затрат, в целях более детального изучения анализа затрат и возможностями управления ими, издержки обращения группируются по следующим признакам (таблица 16).
Таблица 8 – Анализ издержек обращения торгового предприятия по статьям затрат в отчетном периоде (2009-2010 гг.)

Наименование статей издержек обращения

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+;-), тыс. руб. от

Темп роста, %

∑ относительной экономии (перерасхода)

сумма, руб.

уровень, %

сумма, руб.

уровень, %

сумма, руб.

уровень, %

А

1

2

3

4

5

6

7

8
Транспортные расходы
78,5

1,3

86,3

1,37

7,8

0,07

109,8

4,44

Расходы на оплату труда

859,6

14,22

911,6

14,39

52

0,17

106,0

10,77

Отчисления на социальные нужды

122,0

2,02

129,45

2,05

7,45

0,03

106,1

1,90

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

437,3

7,23

483,5

7,64

46,2

0,41

110,56

25,98

Амортизация основных средств

52

0,86

47

0,75

-5

-0,11

90,4

-6,97

Отчисления в ремонтный фонд

-

-

-

-

-

-

-

-

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

-

-

9,7

0,16

-9,7

-0,16

-

-10,14

Расходы на рекламу

36,8

0,61

17,6

0,28

-19,2

-0,33

47,8

-20,91

Потери товаров и технологические отходы

-

-

-

-

-

-

-

-

Расходы на тару

-

-

-

-

-

-

-

-

Прочие затраты

437,8

7,24

329,85

5,21

-107,95

-2,03

75,34

-128,60

Итого

2024

33,4

2015

31,8

-9

-1,6

99,5

-101,36

Данные таблицы 8 свидетельствуют об увеличении объема издержек обращения по некоторым статьям, что отрицательно сказывается на ценовой политике ООО «Ассорти». Однако оценка изменений в разрезе статей показывает обоснованность увеличения сумм затрат, поскольку повышение уровня издержек в основном связано с ростом условно-постоянных затрат (расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание(коммунальные услуги) и аренду зданий, и пр.), минимизация которых существенно затруднена из-за государственного регулирования большинства таких расходов. Вместе с тем положительной тенденцией является уменьшение объема издержек по некоторым группам условно-переменных расходов, например расходов по рекламе. Увеличение расходов на хранение, подработку, подсортировку товаров нельзя однозначно расценивать как негативный момент в финансово-хозяйственной деятельности организации, так как повышение уровня таких издержек может привести к росту объема прибыли.

В целом, оценивая картину издержек обращения в анализируемой организации, подчеркнем двойственность многих статей издержек (расходы по оплате труда, расходы на рекламу и т.д.), которая проявляется во влиянии как на финансовые параметры (сумма прибыли, уровень рентабельности продаж и др.), так и на нефинансовые параметры деятельности организации (уровень социальной активности и комфортности, качество обслуживания покупателей, уровень обеспеченности социальными льготами).Уровень относительной экономии (перерасхода) рассчитывается как, отклонение издержек обращения по уровню * Р отч(6335,00) / 100. Данный показатель говорит о том, при уменьшении издержек обращения в отчетном году на 9 тыс. руб, в разрезе статей произошла экономия на 101,36 тыс.руб., что оценивается положительно.
Статья «Транспортные услуги» представлена на предприятии расходами по оплате услуг сторонних организаций за перевозку товаров от производителя, в текущем году произошло увеличение темпов роста данных расходов на 9,8%, что привело к относительному перерасходу издержек обращения на 4,4 тыс.руб.
Таблица 9 – Анализ динамики затрат по статье «Расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, оборудования и инвентаря» за отчетный период

Показатели

Прошлый год
Отчетный год
Отклонение

(+;-) от

Темп роста, %

сумма, руб.

уд. вес, %

сумма, руб.

уд. вес, %

суммы, руб.

уд. веса, %
Расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, всего, в том числе :
437,3

100

483,5

100

24,0

-

90,45
расходы на содержание здания
130,4

28,25

155,05

32,06

32,4

3,81

118,9
расходы на содержание оборудования
6,8

1,55

12,3

2,54

5,5

0,99

180,8
расходы на аренду здания и т.д.
306,9

70,20

316,15

65,4

9,25

-4,8

103,01

Анализируя затраты по статье «Расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, оборудования и инвентаря» мы видим увеличение расходов на содержание оборудование, это связано с тем, что на предприятии не проводятся мероприятия по модернизации и обновлению основных фондов, а имеющиеся средства требуют уже больших затрат на тех.обслуживание и ремонт торгового оборудования .

Таблица 10 – Анализ суммы и уровня относительной экономики (перерасхода) по статье «Расходы на оплату труда»

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+;-) по

Сумма относительной экономии (перерасхода), руб.

сумма, руб.

уровень, %

сумма, руб.

уровень, %

сумме, руб.

уровню, %

А

1

2

3

4

5

6

7

1.Расходы на оплату труда, всего,

в том числе:

859,6

100

911,6

100

52

-

106,0

1.1. Оплата труда по должностным окладам, сдельным расценкам за выполненную работу

437,8

50,9

464,1

50,9

26,3

0

106,0

1.2. Выплаты, связанные с районным регулированием заработной платы

131,3

15,2

139,2

15,3

7,9

0,1

106,0

1.3. Процентная надбавка за непрерывный стаж работы с тяжелыми природно-климатическими условиями в условиях Крайнего Севера и районах, приравненных к ним местностям

131,3

15,2

139,2

15,3

7,9

0,1

106,0

1.4. Доплата за работы в праздничные и выходные дни

28,6

3,3

36,1

3,9

7,5

0,6

126,2

1.5. Оплата ежегодных отпусков

86,2

10,0

95,4

10,4

9,2

0,4

110,6

1.6. Премирование по результатам труда

44,4

5,4

37,6

4,2

-6,8

-1,2

84,7
--PAGE_BREAK--Анализируя данные таблицы 10 видим, что наибольший удельный вес (50,9%) в составе заработной платы составляют выплаты по тарифным ставкам, окладам как в прошлом году так и в отчетном. Темп роста 104,5% выплат по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам соответствует темпу роста общего фонда заработной платы. Премии и вознаграждения в суммовом размере по сравнению с прошлым годом уменьшились на 6,8 тыс.руб., это говорит о том, что руководство предприятия не уделяет должного внимания поощрению своих работников, а задача правильной организации заработной платы и стимулирования труда сводится к обеспечению материальной заинтересованности торговых работников в достижении наилучших результатов работы .
На статью расходов «Амортизация ОС» относятся суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, рассчитанные линейным способом. Расходы по данной статье уменьшились на 9,6%, что привело к экономии издержек обращения на 6,97 тыс.руб. За период с 2009 по 2010 год в ООО «Ассорти» показатель Фондовооруженности снизился на 2,1%, т.е. на одного работника стало приходиться на 2,2тыс.руб меньше основных фондов. При этом объем реализации, приходящийся на 1 рубль основных фондов, увеличился на 7%. Это произошло за счет снижения фондоемкости на 7,9 %.

Уровень рентабельности основных фондов увеличился, увеличение составило 10,6%, причиной является увеличение производительности труда. Но в динамике мы наблюдаем снижение показателя фондоемкости, фондовооруженности и фондооснащенности, из этого следует, что данному предприятию необходимо обновление и пополнение ОФ. Техническое состояние ОФ ухудшается, сумма износа уменьшается на конец года. Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: предприятие эффективно использует ОФ, но отрицательным моментом в работе можно считать то, что фонд не обновляется и не модернизируется.

В отчетном году появились расходы по статье «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» включающие в себя стоимость материалов, потребленных при упаковке и фасовке товаров, так как специфика реализуемых товаров предполагает упаковку и фасовку продукции, особенно это касается продажи новогодних подарков.

Снижение суммы расходов на 19,2 тыс.руб., (или на 52,2%) по статье «Расходы на рекламу» нельзя оценить как положительный момент, хотя это и привело к относительной экономии издержек обращения на 20,91 тыс.руб., так как реклама, является фактором прямого воздействия на объем продаж и при эффективной рекламе, есть возможность увеличения объемов продаж на 3%. Анализируя качество и эффективность рекламы продукции и деятельности ООО «Ассорти» сделаны выводы о ее несовершенстве и низком качестве воздействия. Расходы по рекламе направлены на печатанье информации в местных газетах и на изготовление фирменных упаковок во время новогодних продаж. Требуются крупные вложения в переоформление витрин, изготовление стендов и рекламных щитков, расходы на проведение рекламных выставок-продаж, данный вид рекламной деятельности совсем не ведется на предприятии.

Рассмотрим более подробно динамику расходов по статье «прочие затраты».

Таблица 11 – Анализ динамики по статье «Прочие затраты» за отчетный период

Состав затрат
Прошлый год
Отчетный год

Отклонение (+;-) от

Темп роста, %

сумма, руб.

уд.вес, %

сумма, руб.

уд.вес, %

суммы, руб.

Уд.вес, %

А

1

2

3

4

5

6

7
Прочие затраты, всего, в т.ч.:
437,8

100

329,85

100

-107,95

-

75,34
износ нематериальных активов
-

-

-

-

-

-

-

расходы по обеспечению нормальных условий труда и ТБ

23,4

5,35

14,0

4,24

-9,4

-1,11

59,82
расходы на приобретение хозяйственных материалов
84,2

19,23

56,0

16,97

-28,2

-2,6

66,5

расходы по ведению кассового хозяйства; оплата консул-тационных, информационных и аудиторских услуг. всего

83,6

19,09

85,95

26,05

2,35

6,96

102,8
командировочные расходы
44,2

10,09

23,4

7,09

-20,8

-3

52,94
представительские расходы
59,6

13,61

24,3

7,36

-35,3

-6,25

40,77
расходы по ведению расчетного счета
28,5

6,51

34,2

10,36

5,7

3,85

120,0
% к уплате
13,4

3,06

-

-

-13,4

-3,06

-

расходы, связанные с оформлением документов

38,9

8,88

16,6

5,03

-22,3

-3,85

42,67
Прочие расходы по продаже
29,0

6,62

42,8

12,95

13,88

6,33

147,5
расходы на оплату почтовых услуг, телефонной связи
18,4

4,2

23,2

7,03

4,8

2,83

126,08
Налоги, относимые на издержки
-

-

-

-

-

-

-
Расходы на канцелярские товары и подписку периодических изданий для служебного использования
14,6

3,36

9,4

2,92

-5,2

-0,44

64,38
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Изменение уровня статьи « Прочие затраты», по данным таблицы 19 составляет 2,03%, что привело к относительной экономии издержек обращения на 128,60 тыс.руб., данная статья имеет положительную динамику снижения расходов, так как произошло сокращение расходов по данной статье на 107,95 тыс.руб.или на 24,66%, а именно снижение расходов по таким статьям как «Командировочные расходы» на 47%, «Представительские расходы» на 59%, это говорит о налаживании на предприятии режима экономии оптимизации расходов. «Расходы по ведению кассового хозяйства; оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг» повысились на 2,8%, значит, что руководство понимает значимость работы по информационной обеспеченности.

Статьи, на которых сократился темп роста, а именно «Расходы по обеспечению нормальных условий труда и ТБ» (почти в 2 раза), «Расходы, связанные с оформлением документов», «Расходы на канцелярские товары» (в 1,5раза) свидетельствуют о рационально построенной работе предприятия.

Не соблюдается режим экономии по статье расходов на телефонную связь (оплата мобильной связи в компании), темп роста 26 % и значительно выросли расходы по продаже на 47,5%, это означает, что предприятие уделяет внимание прогрессивным методам продажи товара и это может способствовать увеличению объема продаж.

Экономия издержек — существенный фактор укрепления финансового положения, повышения рентабельности предприятий торговли, служит экономической предпосылкой снижения розничных цен на потребительские товары.
Часть 3.

Выводы по результатам анализа и рекомендации по снижению расходов торгового предприятия с целью наиболее эффективного использования хозяйственных ресурсов.
Поиск возможностей уменьшения издержек и проведение мероприятий по сокращению затрат, ориентирована на устранение достаточно небольших источников затрат. Для исследуемой организации наиболее приемлема стратегия сокращения расходов.
Проведя анализ внешних и внутренних факторов воздействия на деятельность предприятия можно рекомендовать следующие возможные меры во избежание угроз или не использования возможностей:

Всевозможные меры для удержания клиента: скидки, дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблем с клиентом;

Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами.

Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка. При очень бедственном положении конкурента, предложить ему объединиться для устранения других конкурентов.

Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы.

Перезаключение договоров имеет смысл делать только тогда, когда новый поставщик имеет хорошую репутацию или значительно более выгодные условия для сотрудничества.

Попытка получения налоговых льгот.

Учитывая что, предприятие в финансовом положении ограничено, необходимо начать с действий, которые не требуют значительных затрат. Обычно это меры организационно-управленческого характера, которые при целенаправленной реализации позволят предприятию значительно сократить уровень издержек обращения.

Предлагаемые мероприятия по сокращению расходов торгового предприятия.

1) по переходу на другой налоговый режим.

Торговое предприятие со штатной численностью работников 22 человека должно поставить задачу минимизации налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством. Для этого рассчитаем два варианта налогообложения при переходе на УСН.

Переход на данный режим носит добровольный характер, при данном режиме уплачивается единый налог, который освобождает юридических лиц от уплаты тех же налогов, что и при ЕНВД. Основные критерии перехода:

1. Доход за 9 месяцев не должен превышать 15 млн.руб., с учетом инфляции 1,241 (18615 млн.руб.)

2.Численность не должна превышать 100 человек

3.Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн.руб.

Объект налогообложения:

а) доходы, ставка 6%, б)доходы-расходы, ставка 15%.

Определим сумму налога для первого варианта (ставка 6%):
/>;
определим чистую прибыль предприятия:
/>
Определим сумму налога для второго варианта (ставка 15%):
/>;
определим чистую прибыль предприятия:
/>
По результатам проведенного анализа можно отметить, что для предприятия наиболее эффективным является уплата УСН при объекте налогообложения «доходы-расходы», при которой сумма чистой прибыли составляет 1058 тыс. руб., а общая сумма налогов и сборов, уплачиваемых торговым предприятием, составляет 195 тыс. руб.

Экон. эффект составит: Сумма текущего налога 268 тыс.руб.- сумма рассчитанного налога 195 тыс.руб=73 тыс.руб.
2) по высвобождению численности персонала. Развитие современных средств транспорта, информационных систем, систем связи и телекоммуникаций открывает большие возможности для быстрого распространения информации, технологий, товаров и финансовых ресурсов. Внедрение современной компьютерной программы 1С: Склад на предприятии обеспечивает, сокращение времени выполнения заказа и увеличение его качества.
Предприятие имеет в своём подчинении 2-х кладовщиков. Старший кладовщик отвечает за поставленную от поставщиков продукцию и её отпуск по торговым точкам.

Для проведения данного мероприятия была составлена усредненная фотография рабочего дня.

Согласно фотографии рабочего дня (ФРД) можно предположить, что время на работу у кладовщика составляет 66% от времени смены (Тсм.). Другие затраты рабочего времени выглядят так:

— подготовительно-заключительное время: Пз = 30 мин. или 6,0% от Тсм.

— время на обслуживание рабочего места: ОБС = 15 мин. Или 3% отТсм.

— потери времени по оргпричинам: ПО = 20 мин. Или 4% от Тсм.

— время на отдых и личные надобности: ОЛН = 15 мин. Или 3% от Тсм.

-потери из-за нарушения трудовой дисциплины: ПНД= 93мин. Или 18% от Тсм.

-оперативное время (фактически отработанное): ОП = 327 мин. Или 66% от Тсм.

Согласно ФДР имеют место нарушения трудовой дисциплины:

Кпнд = (ПНД+ОЛН)/Тсм,

где Кпнд – коэффициент потерь времени по нарушению трудовой дисциплины; ОЛН – время на отдых и личные надобности; ПНД – потери времени по нарушению трудовой дисциплины.

Кпнд = (93+15)/480 = 22,5%

Таким образом, предлагается сократить штат отдела на одного работника и приобрести для этого отдела программу «1С: склад».

Таблица 12 – Усредненный баланс рабочего времени рабочих склада

Категории работ

Затраты времени, мин.

В процентах к итогу, Тсм

Подготовительно-заключительная работа

30

6

Время на обслуживание рабочего места

15

3

Потери времени по оргтехпричинам

20

4

Время на отдых и личные надобности

15

3

Потери времени из-за нарушения трудовой дисциплины

93

18

Оперативное время

327

66

итого

480

100

Так как оперативное время должно занимать порядка 95% от времени смены (а фактически – 66%), то вычислим экономический эффект от снижения численности сотрудников.

Заработная плата кладовщика составляет 3000 руб., ежеквартальная премия 50%: 3000*0,5=1500 руб.

При расчете данной экономии берутся не 12 месяцев, а 10 мес., так как при сокращении работников предприятие обязано выплатить ему средне месячную заработную плату за 2 месяца (с учетом индекса роста среднемесячной заработной платы).

1) Экономия по з/п = 3000*1,267*10мес+1500*1,267*4кв =45612 руб.

Расходы на программу 1С: Склад – 14000 руб.

Амортизация программы со сроком не более 3-х лет

14000/3 = 4666,6 руб.

Расходы на установку программы – 2500 руб.

Расходы на обучение персонала – 1500 руб.

2) Годовая экономия = (1500 + 2500 + 4666,6) – 45612 = -36945 руб.

Таким образом, проведенные расчеты показывают возможность сокращения ставки кладовщика и получение экономической выгоды в размере 36945 руб. за год.

3) по проведению рекламной компании.

За данный период на предприятии не осуществлялось должного вложения денежных средств в рекламу, удельный вес расходов на рекламу составляет 0,87 % от общей массы издержек обращения, а по сравнению с 2008 годом данный показатель имеет тенденцию снижения на 52,2%. Исходя из практического опыта, реклама – это двигатель торговли, это означает необходимость проведения рекламной компании.

Размещение рекламы осуществлялось в газетах: «Город», «Балашовская правда», причем данные расходы имели место только в предновогодние праздники, с целью увеличении объема продаж новогодних подарков для крупных организаций. При выборе средств размещения рекламы проанализируем охват целевой аудитории и затраты на одного человека. При расчете охвата целевой аудитории следует учитывать, что в среднем он достигает 70% от тиража газеты. Результаты расчета затрат на рекламу представлены в таблице 13.

Таблица 13– Затраты на проведение рекламной кампании.

Газета «Балашовская правда»

Газета «Город»

Рекламный баннер в районе КПТ г. Балашова

Тираж, экземпляров

18000

25000




Охват целевой аудитории (70%) тиража

12600

17500




Охват аудитории, проживающих в данном районе (70%)







34500

Стоимость рекламы в месяц

1152

880

8500

Затраты на одного человека

0,10

0,05

0,25

На основе данных можно сделать вывод, что газета «Город» является наименее затратной в расчете на одного человека и с наибольшем тиражом, но у рекламного баннера наибольший охват аудитории.

Для осуществления рекламных мероприятий необходимо проведение рекламной компании: два месяца – информативная реклама, несколько других – напоминающая (с чередованием в четыре месяца) и в предновогодние праздники — два месяца.

Затраты на рекламу составят:

880 * 8мес = 7040 рублей (газета «Город»)

1152 * 6 мес = 6912 рублей (газета «Балашовская правда»)

8500 *2 мес = 17000 рублей (рекламный баннер)

Общие затраты на рекламу относимые на себестоимость по статье коммерческие расходы составят:

7040+6912+17000 = 30952 рублей

По оценке специалистов своевременная и эффективная рекламная компания может повлиять на увеличение объема продаж в размере до 3% .

Плановая выручка от продажи составит:

6335 * 1,03 = 6525 тыс. руб.

Год.эф.= 6525 тыс.руб-30,9 тыс.руб=6494 тыс. руб.,

Абсолютное увеличение выручки от продажи при проведении эффективной рекламы составит: 6525тыс.руб.-6494тыс.руб.= 31 тыс.руб.

4) по сдаче в аренду складского помещения.

После анализа площадей зданий выяснилось, что имеется складское помещение площадью 280 м. кв., состоящее из 2-х отделенных помещений которое используются на 60%, т.е. не используется вовсе, площадь равная 110 м. кв. Учитывая данный факт, для более эффективного использования занимаемой площади было бы целесообразно сдать его в аренду. Для того чтобы население заинтересовалось данным предложением, необходимо провести рекламу. В качестве рекламы может быть выбрана бегущая строка на телевидении, прокат которой осуществляется 30 раз в день. Стоимость одного слова 180 руб. Реклама будет состоять из 7 слов: «Сдаётся помещение в аренду на оптовой базе по ул. Гагарина-8». Проведение рекламы будет длиться 20 дней, поэтому расходы составят:

4*180*20=25200 руб.

Обратившись в риэлтерскую компанию предприятие получило предложение в котором, стоимость аренды за 1 кв. метр равен 120 рублей в месяц.

Выручка в год составит:

110 * 120 * 12 = 158,4 тыс. руб.

158,4 -25,2= 133,2тыс. руб.

Производимые текущие платежи по аренде складов составляют 316,15 тыс. руб в год, с учетом индекса изменения тарифов (1,118) расчет на следующий год будет составлять:

316,15*1,118=353,46 тыс.руб.

Сумма затрат на аренду помещений в год составит: 353,46 тыс.руб.-133,2 тыс.руб.=220,26 тыс.руб.

Рассчитаем совокупный экономический эффект от проведения предлагаемых мероприятий.

Таблица 14 – Предполагаемый экономический эффект.

Мероприятие

Снижение расходов предприятия в результате проведенных мероприятий, тыс.руб.

1.Переход на УСН

73,0

2. Сокращение штата

36,9

3.Рекламные мероприятия

31,0

4. Доход от субаренды

133,2

Итого

274,1

Таким образом, при оптимальном внедрении данных мероприятий возможен эффект сокращения расходов предприятия на 274,1 тыс.руб.
Заключение

В условиях рыночных отношений любая торговая организация должна быть ориентирована на потребителя. Именно потребители, покупатели определяют организационно-техническую политику предприятия. Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и процветание в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием.

Правильное и точное выполнение всех мероприятий в установленные сроки позволит рассматриваемому предприятию осуществить реализацию поставленных задач, достичь главной цели организации — снизить расходы торгового предприятия с целью наиболее эффективного использования хозяйственных ресурсов, что в свою очередь приведет к быстрому и значительному росту эффективности всей деятельности организации в целом.
Список литературы


1. Налоговый кодекс РФ. Часть I и II. С изменениями на 1 июля 2005г.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.98 г. № 60н.

Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле. – М.: Бератор – Пресс, 2005. – 389 с.

Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 2006. – 719 с.

Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Экономика, 2008. – 310 с.

Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 360 с.

Болтовская А.А. Особенности учета транспортных расходов в торговле // Российский налоговый курьер. – 2010. — № 17. – с. 18-21.

Богатырева Е.И. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет. – 2009г. – № 12. – с. 25 – 31.

Бурыкин А.И. Аналитеческая проверка издержек обращения в процессе аудита // Аудиторские ведомости. – 2010. — № 11. – с. 14 – 28.

Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – Минск: Высшая школа, 2009. – 199 с.

Васин Ф.П. Управленческий учет: учебное пособие. – М., 2008. – 350с.

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега – Л, 2009. – 576 с.

Гарифуллин К.М., Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – Казань; Изд-во КФЭИ, 2010 – 512 с.

Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М., 2010. – 345 с.

Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2008. – 336 с.

Котляров С.А. Управление затратами. — Спб.: Питер, 2009. – 311 с.

Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: Новое знание, 2009. – 544 с.

Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. — Мн. Новое знание, 2010.

Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ Маркетинг, 2009 – 580 с.

Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 248 с.

Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2009. – 645с.

Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Л.А.Брагина, Г.П. Данько – М.: ИНФРА – М, 2010. – 311 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.