Реферат по предмету "Финансы"


Прибыль предприятия и пути ее увеличения используя финансовую отчетность ОАО Белорусские продукты

--PAGE_BREAK--1.    Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых, согласно установленному законодательными актами порядку, из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).
2.    Прибыль (убыток) от реализации основных средств определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от реализации основных средств, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых, согласно установленному законодательными актами порядку, из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и остаточной стоимостью основных средств, а также затратами по реализации основных средств.
Безвозмездная передача товаров (работ, услуг) и иных ценностей (в том числе товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг) в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа в объем реализации не включается.
При определении прибыли от реализации товаров принимаются издержки, приходящиеся на фактически реализованные товары.
3.    В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность получателя от операций, непосредственно не связанных с производством товаров (работ, услуг) включая доходы, полученные от операций по сдаче имущества в аренду (лизинг), а также безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (в том числе основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника.
К расходам от внереализационных операций, учитываемым для определения облагаемой налогом прибыли в порядке относятся: расходы по аннулированным производственным заказам (договорам), по производствам, не давшим продукции; отчисления в резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством; восстановление резерва при восстановлении сомнительных долгов; суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение условий договоров (учитываются в составе внереализационных расходов при определении облагаемой налогом прибыли в том отчетном периоде, в котором указанные средства перечислены с банковского счета организации); суммы возмещения убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания и другие расходы, не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) [12].
Далее определяется налогооблагаемая прибыль. Она формируется следующим образом:
Налогооблагаемая прибыль
=
Прибыль отчетного периода

Выплаты (дивиденды), облагаемы налогом на доходы

Налог на недвижимость

Льготируемая прибыль
К выплатам (дивидендам) относятся:
¾        выплаты участнику (акционеру) организации при ее ликвидации либо при выходе участника (акционера) из состава участников организации в денежной или натуральной форме и в размере, превышающем сумму его взноса (вклада) в уставный фонд, определенную без учета увеличения такого взноса (вклада), произведенного за счет собственных источников этой организации. При этом размер выплат участнику (акционеру) и сумма его взноса (вклада) подлежат пересчету в доллары США по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на день выплат и на день внесения взноса (вклада). Для участника (акционера) коммерческой организации с иностранными инвестициями сумма взноса (вклада) определяется с учетом суммы разницы, зачисленной в резервный фонд такой организации;
¾        выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации хотя бы одного из участников (акционеров) [12].
Кроме этого, прибыль к налогообложению уменьшается на сумму налога на недвижимость исчисленного в соответствии с Законом РБ от 23.12.1991г. «О налоге на недвижимость» с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом от 28.12.2003г., Инструкцией «О порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость юридическими липами» ГНК РБ от 10.05.2001г. №40 с изменениями и дополнениями.
Льготы, применяемые при исчислении прибыли зависят от организационно-правовой формы предприятия.
В соответствии с п. 32 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 31.01.2006г. №19 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль» прибыль организаций облагается налогом по ставке 24 процента.
Транспортный сбор:
Таким образом, чистая прибыль предприятия будет равна:
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
=
Налогооблагаемая прибыль

Налог на недвижимость

Налог на прибыль

Транспортный сбор
Таким образом, финансовые результаты работы предприятия (прибыль, убыток) формируются в результате реализации продукции (товаров, работ, услуг), основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных и прочих активов, а также внереализационных доходов и расходов.

2.СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ, ИСТОЧНИКИ        ИНФОРМАЦИИ
Основными аналитическими и управленческими задачами анализа прибыли являются:
1.       Оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности предприятия, поскольку прибыль является основным показателем хозяйственной деятельности;
2.       Оценка деятельности предприятия в динамике, что достигается путем сопоставления данных предыдущего и отчетного периодов;
3.       Оценка выполнения плана, реализуется при сравнивании плановых показателей с фактическими;
4.        Выявление и количественное измерение влияния факторов формиро­вания показателей прибыли и оценка ее качества;
5.        Изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибы­ли;
6.       Планирование прибыли на предстоящий период;
7.       Выявление резервов роста прибыли;
8.       Разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.
   Основной же задачей, как и при анализе других показателей, является реальное отражение хозяйственного процесса на предприятии для принятия правильных управленческих решений.
Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушений дого­ворной, технологической и финансовой дисциплины.
Источниками информации для анализа формирования и использования прибыли на предприятии являются:
¾   формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли, «Расчетный баланс доходов и расходов» (финансовый план);
¾   формы бухгалтерской отчетности №1 «Бухгалтерский баланс», №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
¾   данные текущего бухгалтерского учета по счету 99 «Прибыли и убытки» [1, с. 114].
Основными актами законодательства, регламентирующими учет и отчетность по финансовым результатам в Республики Беларусь являются:
Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 17 мая 2005 г. № 278-З).
Данный  Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Согласно ст. 2 Закона бухгалтерская отчетность — система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Бухгалтерский учет представляет систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кроме этого, важно отметить, что статьей 4 вышеназванного Закона установлено, что одной из основных задач бухгалтерского учета и отчетности является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.
Следовательно, согласно Закону учет финансовых результатов является важнейшей задачей и приоритетом всей системы учета в Республике Беларусь.
Типовой план счетов и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета (в ред. постановления Минфина от 13.11.2004 N 153), утв.  Постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 30.05.2004 N 89 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 5 сентября 2004 г. N 8/9975).
Типовой план счетов и Инструкция предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета, на которых происходит регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности (имущества, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
В соответствии с Разделом VIII «Финансовые результаты» Инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета установлены счета учета, предназначенные для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.
Доходы в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности организации подразделяются на:
доходы по видам деятельности;
операционные доходы;
внереализационные доходы.
Расходы организации подразделяются на:
расходы по видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы.
Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утв.  Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2004 № 181 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 января 2005 г. N 8/10451).
Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (далее — Инструкция) определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей.
Данная инструкция разработана как национальный стандарт учета и является промежуточным этапом внедрения международных стандартов учета и отчетности.
Инструкция по бухгалтерскому учету «расходы организации», утв.                                              Постановлением  Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2004 № 182 (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 21 января 2005 г. N 8/10452).
Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации» определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля 2005 г. № 16 «О бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. постановления Минфина от 22.12.2005 N 178) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 марта 2005 г. N 8/10745).
Постановлением утверждены типовые формы бухгалтерской отчетности:
бухгалтерский баланс (форма 1);
отчет о прибылях и убытках (форма 2);
отчет о движении источников собственных средств (форма 3);
отчет о движении денежных средств (форма 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);
отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов, исходя из характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения (доходы от обычных видов деятельности или прочие поступления — операционные, внереализационные).

3.АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И ФАКТОРОВ
ЕЁ ИЗМЕНЕНИЯ
Партнерское торговое предприятие  ОАО «Белорусские продукты» г. Поставы, ул. Ленина, д. 121.
Ассортимент выпускаемой продукции – сырая, копченая и вареная колбаса в искусственной оболочке.
Технология производства предусматривает использование специальных рецептур, разработанных специалистами фирмы Raffus — производителя мясоперерабатывающего оборудования высшего качества с мировым именем.
Действующие производственные мощности свинофермы и птицефабрики позволяют обеспечить сырьевую базу для проектируемого мясоперерабатывающего комплекса. Годовое производственное потребление сырья (мяса) — 1,8 тыс. тонн.
Планируемый объем выпуска готовой продукции на 2007г — 1,5 тыс. тонн на сумму — 25,11 млн. руб. на основе действующих производственных мощностей и их реконструкции.
Рынком сбыта продукции являются предприятия оптовой и розничной торговли, предприятия общественного питания г. Поставы, а также собственная торговая сеть фирмы.
Персонал фирмы укомплектован высококвалифицированными специалистами, занятыми разведением сельскохозяйственных животных, переработкой сельхозпродукции и ее реализацией. Общая численность персонала – 150 человек.
Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками вследствие организации производства фирмы по замкнутому технологическому циклу — от самостоятельного выращивания кормов и зерна до переработки и реализации продуктов сельхозпроизводства через собственную торговую сеть.                                         
Предметом и целью деятельности ОАО «Белорусские продукты» является содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства в продуктах питания и сельхозпродукции, в товарах народного потребления, а также более полного эффективного использования местных сырьевых и трудовых ресурсов.
В указанных выше целях ОАО «Белорусские продукты» осуществляет:
  — производство и реализацию продуктов питания и сельхозпродукции;
В состав АО «Белорусские продукты» входят следующие основные подразделения:
¾             миниптицефабрика;
¾             свино-откормочная ферма;
¾             складские помещения размером 2001 кв.м;
¾             холодильники;
¾             магазин площадью 250м.кв;
¾             магазин площадью 50 м.кв;
¾             кафе;
¾             миниресторан (на трассе «Поставы-Минск»).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Юридический статус предприятия:
ОАО «Белорусские продукты» зарегистрировано администрацией г. Поставы, свидетельство №682 от 26 октября 2006 года.
Юридический адрес предприятия:
г. Поставы, ул. Ленина, д. 121
В настоящее время в штате АО «Белорусские продукты» состоит 150-и человек, которые являются специалистами в области сельского хозяйства. Штат находится в составе комплектации, ведется профессиональный отбор сотрудников, разрабатываются планы и программы подготовки персонала.
Динамика основных показателей хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Белорусские продукты»  рассматривается за 2005-2006 год (Таблица 3.1).
Таблица 3.1 Динамика основных показателей ОАО «Белорусские продукты»        за 2005-2006   г.г. в действующих ценах                                 
Показатель
Период
Отклонение
Темп роста, %
2005 г.
2006 г.
1
2
3
4
5
Товарооборот, тыс.руб.
120 458
127 152
6 694
105,56
Доходы от реализации, тыс.руб
23 854
24 150
296
101,24
Уровень дохода, %  к товарообороту в действующих ценах
19,80
18,99
-0,81
95,91
Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, тыс.руб.
4 471
4 526
55
101,22
Уровень налогов и др. обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к товарообороту
3,71
3,56
-0,15
95,89
Расходы на реализацию, тыс.руб.
16 764
16 125
-639
96,19
Уровень расходов, в % к товарообороту
13,92
12,68
-1,24
91,12
Прибыль (убыток) от реализации товаров, тыс.руб.
2 619
3 499
880
133,61
Прибыль (убыток) от реализации товаров, в % к товарообороту (рентабельность продаж)
2,17
2,75
0,58
126,58
Прибыль (убыток) от операционных доходов (расходов), тыс.руб.
48
56
8
116,67
Прибыль (убыток) от внереализационных операций, тыс.руб.
102
144
42
141,18
Прибыль (убыток) за отчетный период, тыс. руб.
2 769
3 699
930
133,60
Среднегодовая стоимость основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, тыс.руб.
21 546
23 698
2 152
109,99
Фондоотдача, тыс.р.
5,59
5,37
-0,23
95,97
Среднегодовая стоимость товарных запасов, тыс.руб.
13 250
13 987
736
105,56
Торговая площадь, м2
110
110
0
100,00
Товарооборот на 1м2 торговой площади, тыс.руб.
1 095
1 156
61
105,56
Примечание. Источник: собственная разработка
                                     
Рассмотрим структуру предприятия и функции отдельных подразделений.   ( рис.3.1 ).
Директор организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность предприятия перед государством и трудовым коллективом.
Отдел материально-технического снабжения занимается обеспечением предприятия материально техническими средствами, организует связи с поставщиками.
Отдел сбыта организует реализацию товаров, обеспечивает связи с покупателями, занимается маркетинговой деятельностью, организует продвижение товаров на рынок.
Транспортный отдел обеспечивает доставку приобретенных товаров на склад и доставку товаров покупателям.
Отдел бухгалтерского учета занимается ведением бухгалтерского учета и обеспечивает финансовую деятельность предприятия.
Требования и распоряжения главного бухгалтера (лица, его заменяющего) по вопросам соблюдения правил ведения учета, документального оформления хозяйственных операций и представления в бухгалтерию для учета необходимых документов и сведений, являются обязательными для всех структурных подразделений и работников предприятия.

Рисунок 3.1. Структура ОАО «Белорусские продукты»
Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера определяются статьей 7 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.94 г. № 3321-ХII с изменениями и дополнениями (последние изменения внесены Законом РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ О бухгалтерском учете и отчетности» № 42-З от 25 июня 2002 года).
Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
       Учетная информация обрабатывалась, как автоматизировано с использованием программных средств, так и вручную. Форма учета – журнально-ордерная, с формами учетных регистров и первичных документов, рекомендованных Министерством финансов республики Беларусь.
Все виды оперативного учета и контроль торгово-закупочной деятельности и вверенного имущества обеспечивают руководители структурных единиц и подразделений предприятия в установленном порядке.
Организацию и ведение сводного учета издержек обращения, составление и представление сводной бухгалтерской отчетности по предприятию обеспечивает главный бухгалтер.
Согласно учетной политике предприятия ОАО «Белорусские продукты»  основные средства отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление без НДС, за исключением основных средств, вводимых в эксплуатацию законченным капитальным строительством, независимо от источника финансирования. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случае достройки, до оборудования, реконструкции, модернизации, а также в случаях переоценки по решению правительства. Лимит стоимости основных средств определен в размере, превышающем 30 базовых величин. При этом к основным средствам относятся предметы, полезный срок использования которых более одного года.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации линейным способом. Начисление амортизации производится в порядке, установленном Положением о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Минфином РБ 19 февраля 1993 года № 26.
Затраты на ремонт основных производственных фондов в ОАО «Белорусские продукты» включаются в состав издержек обращения текущего периода.
Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, определяемой по сумме фактических затрат на их приобретение, по договоренности с передающей стороной или экспертным путем, а в отчетности – по остаточной стоимости.
Стоимость нематериальных активов погашается по нормам амортизационных отчислений исходя из срока их полезного использования. В случае если срок полезного использования нематериальных активов не определен, то устанавливать его по каждому полученному (переданному) активу с оформлением в установленном порядке приказом (распоряжением) по предприятию.
Материальные ресурсы – материалы (сырье, материалы, комплектующие изделия, запасные части и агрегаты, топливо и ГСМ), тара, МБП – учитываются по цене их приобретения без учета НДС и включаются в состав себестоимости продукции.
Товарами признаются изделия, приобретенные у сторонних организаций для последующей их реализации.
По торговой деятельности в ОАО «Белорусские продукты» ведется раздельный учет выручки от реализации, валового дохода и прибыли от реализации товаров, облагаемых налогом на продажу.
Учет товаров на балансовом счете  «Товары» ведется по покупной стоимости с последующим списанием товаров по мере их реализации в дебет счета 90 «Реализация».
Таможенные платежи, транспортные и прочие расходы, связанные с закупкой и транспортировкой товара, произведенные предприятием, включаются в покупную стоимость приобретаемых по импорту товаров и отражаются на счете  «Расходы на реализацию» с последующим списанием в дебет счета 90 «Реализация» в установленном законодательством порядке.
Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров, других материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и признание полученной прибыли согласно учетной политики ОАО «Белорусские продукты» производится по мере отгрузки и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Моментом определения выручки от реализации товаров, в котором на основании соответствующих документов должны быть отражены в бухгалтерском учете реализация и прибыль, считается момент отгрузки товаров.
 Торговое предприятие ОАО «Белорусские продукты» является прибыльным. Прибыль от реализации продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 880 тыс. руб. Рентабельность продукции в 2005 году составила 2,17%, в 2006 году – 2,75%. Предприятие имеет положительную динамику увеличения товарооборота и валового дохода.
Бухгалтерский учет на  ОАО «Белорусские продукты» ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности», на основе которого разработана учетная политика ОАО «Белорусские продукты». Предприятие применяет план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцию по его применению, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2005 г. № 89. На основании данного плана счетов, на предприятии разработан типовой план счетов с разбивкой по субсчетам и аналитическим счетам, отражающим особенности деятельности предприятия.
Анализ прибыли отчетного года начинается с изучения динамики за 2005-2006 годы массы прибыли и изменения ее структуры. Для этого на основании  формы № 2«Отчет о прибылях убытках» составляется таблица 3.2.
Таблица 3.2. Анализ динамики и состава прибыли ОАО «Белорусские             продукты» за  2005-2006 г., тыс. руб.
Показатель
2005 г.
2006 г.
Изменение
Темп роста прибыли, %
Сумма, тыс.руб
Удельный вес,       %
Сумма, тыс.руб
Удельный вес,         %
Суммы
Удельного веса
(гр.4/гр.2*100)
1
2
3
4
5
6
7
8
Прибыль от реализации товаров
2619
94,58
3 499
94,59
880
0,01
133,61
Сальдо операционных доходов (расходов)
48
1,73
56
1,51
8
-0,22
116,67
Сальдо внереализационных доходов (расходов)
102
3,68
144
3,89
42
0,21
141,18
Общая сумма брутто прибыли
2769
100
3 699
100
930
0
133,60
Примечание. Источник: собственная разработка
В 2005-2006 гг. конечный финансовый результат предприятия ОАО «Белорусские продукты» представлял собой прибыль: в 2005 году – в сумме 2769 тыс. руб., в 2006 году – 3699 тыс. руб. Доходы от операционных  операций возросли с 48 тыс. руб. в 2005 году до 56 тыс. руб. в 2006 году., от внереализационных операций – с 102 тыс. руб. в 2005 году до 144 тыс. руб. в 2006 году. Общая сумма брутто-прибыли за 2006 г. увеличилась на 33,6 процента, или на 930 тыс. рублей.
       Анализ данных таблицы 3.2 показывает, что наибольшую долю в составе  общей прибыли занимает прибыль от реализации продукции: в 2005 году она составила 94,58 процента, а в 2006 году ее фактическая доля составила 94,59 процента. Повышение ее удельного веса на 0,11 процентных пункта с положительной стороны характеризует деятельность предприятия. Вес других составных частей прибыли  составил по сальдо прочих операционных доходов и расходов 1,51 (-0,22 процентных пункта), прибыли от внереализационных операций – 3,89 (+0,21 процентных пункта).
Увеличение внереализационных доходов на 42 тыс.руб. (0,21 процентных пункта), а также увеличение результатов по прочим операционным доходам на        8 тыс. руб. (-0,22 процентных пункта) явились благоприятными факторами, оказавшими влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в связи с этим прибыль ОАО «Белорусские продукты» в 2006 году увеличилась на 50 тыс.руб. по сравнению с 2005 годом.
Следует отметить, что предприятие выполнило плановые показатели по росту прибыли от реализации продукции, операционных и внереализационных доходов. Структура  прибыли от реализации товаров не претерпела существенных изменений за 2005-2006 гг.
Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема оптового товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и среднего уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Для определения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту( по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние на прибыль изменения уровня валового дохода и уровня издержек обращения определяют умножением фактического оптового товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике по ним и делением на 100. Аналогично рассчитывают влияние на прибыль от реализации товаров изменения уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода.
Большое влияние на сумму прибыли от реализации товаров оказывает изменение оптовых цен. При повышении оптовых цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль. И наоборот, снижение оптовых цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценового фактора на прибыль от реализации товаров определяют приемом абсолютных разниц, т.е. уменьшение или увеличение объема товарооборота за счет изменения оптовых цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров( по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100.
Для изучения влияния факторов на общую прибыль составляют таблицу 3.3.
Большинство факторов положительно повлияло на динамику прибыли ОАО «Белорусские продукты».
В связи с повышением оптовых цен товарооборот ОАО «Белорусские продукты» возрос на 25755 тыс.руб. и за счет этого прибыль от реализации товаров увеличилась в динамике на 559 тыс.руб. ( 25755* 2,17/100).
Таблица 3.3 Расчет влияния факторов на изменение динамики прибыли       ОАО «Белорусские продукты» в 2006 году
Факторы
Влияние на динамику прибыли
расчет
сумма
Изменение товарооборота в действующих ценах
 + 6694 х 2,17 / 100
+ 146
В том числе за счет повышения цен на товары
(127 152 — 101 397) х 2,75 /100
+ 708
Изменение уровня  дохода, в % к товарообороту
127 152 х (+55) /100
+ 70
Изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, в % к товарообороту
127 152 х (+0,15) / 100
+ 191
Изменение уровня расходов на реализацию, в % к товарообороту
127 152 х (+1,24) / 100
+ 1577
Изменение финансовых результатов (прибыли) от реализации прочих активов

+ 8
Изменение суммы (прибыли) внереализационных доходов (расходов)

+42
Итого:

2742
 
Примечание. Источник: собственная разработка
Следует отметить, что такой расчет влияния ценового фактора на прибыль неточен, так как допускается, что все издержки обращения (расходы на реализацию) находятся в прямой зависимости от изменения продажных цен на товары. В действительности только определенная часть торговых расходов зависит от изменения оптовых цен.
Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 2742 тыс. руб., в том числе, за счет изменения:
изменение товарооборота в действующих: +146 тыс. руб.,
повышения цен на товары: +708 тыс. руб.,
изменение уровня доходов от реализации: +70 тыс. руб.,
изменение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода: +191 тыс. руб.,
    продолжение
--PAGE_BREAK--изменение уровня расходов на реализацию: +1577 тыс. руб.,
изменение финансовых результатов от реализации прочих активов: +8 тыс. руб.,
изменение суммы внереализационных доходов( расходов): +42 тыс. руб.,
Основная доля прибыли в 2006 году была получена за счет увеличения количества реализованных систем очистки воды, а также за счет повышения цены реализации. Основным резервом роста прибыли предприятия ОАО «Белорусские продукты» в 2006 году является снижение издержек производства и увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта) систем очистки воды.
Торговое предприятие может понизить свои издержки путем оптимизации величины товарных запасов с отслеживанием суммы остатков, доли оплаченных товаров в общей сумме запасов и т.д., снижения размера потребления тепло- и энергоресурсов.
Объемы реализации можно увеличить, во-первых, за счет приобретения новых рынков сбыта, во-вторых, за счет расширения ассортимента систем очистки воды.

4.АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПО ОСНОВНОМ
 НАПРАВЛЕНИЯМ
Распределение прибыли производится в соответствии с Законом о на­логах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов, уставом предприятия. Предприятия должны обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, банка­ми, поставщиками и потребителями, вышестоящими и другими организа­циями, финансирование затрат на развитие науки и техники, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих произ­водств; социальное развитие и материальное стимулирование за счет за­работанных средств.
Создание правильных соотношений при распределении прибыли меж­ду основными направлениями обеспечивается эффективностью и реаль­ностью основной пропорции — потребление и накопление, так как это яв­ляется основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности производства и торговли.
Налогооблагаемая прибыль формируется от прибыли, которая направляется на удовлетворение потребностей общества (в виде налогов) и предприятия. За счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, производятся отчисления в благотворительные фонды, уп­лачиваются экономические санкции. Оставшаяся сумма представляет со­бой чистую прибыль, которая действительно остается предприятию.
Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из  прибыли вычесть сумму, облагаемую по ставкам налога на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), на­лог на недвижимость, а также затраты и расходы, учитываемые при ис­числении льгот по налогу на прибыль.
После уплаты налогов прибыль распределяется следую­щим образом: одна часть используется на расширение произ­водства (фонд накопления), а вторая  -    на материальное поощре­ние работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.
Так, прибыль, полученная на предприятии должна быть распределена по соответствующим направлениям: на уплату в бюджет, выплату налогов и т.д. Рассмотрим подробно, по каким направлениям была распределена прибыль на предприятии, для этого воспользуемся приложением к балансу и формой «Отчет о движении источников собственных средств» и составим следующую аналитическую таблицу 4.1.
Таблица 4.1.  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
Наименование показателей
Ед. изм.
2005 г.
2006 г.
Отклонение (+, -)
1. Прибыль отчетного года
млн. руб.
24,4
30,4
6
2. Налогооблагаемая прибыль
млн. руб.
24,4
30,4
6
3. Налог на прибыль и иные платежи
млн. руб.
6,8
9,1
2,3
4. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
млн. руб.
17,6
21,3
3,7
5. Прибыль, направленная:
а) в фонд накопления
млн. руб.
б) в фонд потребл.
млн. руб.
в) другие цели
млн. руб.
6. Нераспределенная прибыль отчетного года
млн. руб.
17,6
21,3
3,7
Как показывает анализ, в распоряжении предприятия в 2005 г. осталось 17,6 млн. руб. прибыли, в 2006 г. – 21,3 млн. руб. прибыли.
В процессе формирования и использования фондов накопления и потребления за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль. Однако, как показал анализ, сумма средств, направленная в фонды равна нулю и соответственно стимулирующая функции не была реализована.
5. Резервы роста прибыли и совершенствования системы её распределения Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции. Резервы роста прибыли выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов по получению прибыли.
Определение резервов роста прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчетов.
Выделяют три этапа этой работы:
  аналитический;
организационный;
функциональный.
На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы роста прибыли, на втором разрабатывают комплекс экономических, социальных и организационных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически регулируют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
В процессе анализа необходимо выявить неиспользованные возможности роста прибыли на ОАО «Белорусские продукты», которые имели место в 2006 году и связаны с определенными недостатками в хозяйствовании. Для этого составим  таблицу 5.1.
  Таблица 5.1. Алгоритм расчета возможностей роста прибыли от реализации товаров за счет изучения и использования опыта работы лучшего торгового предприятия
Показатели
Однотипное предприятие
ОАО «Белорусские продукты»
ООО «Ветразь»
Фактический оптовый товарооборот за  2006 г., в действующих ценах, тыс.руб.
127 152
135 573
Сумма прибыли за 2006 г. от реализации товаров, тыс.руб.
3 499
4 200
Уровень в процентах к обороту
2, 75
3,098
Отклонение по уровню прибыли от реализации товаров, в % к обороту по сравнению с данными лучшего предприятия
-0,348

Рост суммы прибыли за счет изучения и использования опыта работы лучшего предприятия ( 127 152 * 0,348/100)
+442

     
      Примечание. Источник: собственная разработка
        Лучших результатов по уровню рентабельности продаж в 2006 году достигло ООО «Ветразь». Если бы ОАО «Белорусские продукты» в отчетном году изучило опыт работы ООО «Ветразь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль от реализации товаров возросла бы на 442 тыс.руб.
         За анализируемым период ОАО «Белорусские продукты» имело возможность получить  прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения.  Арендная плата в месяц составляла 180 тыс.рублей. За 2006 г. расходы по аренде складского помещения составили        2 160 тыс.руб. Таким образом, ОАО «Белорусские продукты» недополучило прибыли в сумме 2 160 тыс. рублей.  
 Выявленные возможности роста валового дохода ОАО «Белорусские продукты» представлены в таблице 5.2.
Таблица 5.2. Обобщение выявленных возможностей роста прибыли за ОАО «Белорусские продукты» 2006 год
Неиспользованные возможности роста прибыли
Размер неиспользованных возможностей
сумма, тыс. руб.
уровень в % к обороту
Возможности роста прибыли за счет изучения и использования опыта работа лучшего предприятия.
442
0,348
Возможности роста прибыли за счет отказа от аренды ненужного складского помещения.
2 160
1,699
Всего
2 602
2,047
Примечание. Источник: собственная разработка
В процессе анализа на ОАО «Белорусские продукты» необходимо выявить, изучить и обобщить реальные резервы роста прибыли, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности.
       В 2006 г. предприятие имеет возможность увеличить торговую площадь до 50 м2.Для этого рассчитаем резерв роста прибыли за счет увеличения торговой площади.
Резерв роста прибыли за счет увеличения торговой площади определяется по формуле
                                            ,                                                    
где РTВ – возможное увеличение торговой площади;
               П  – фактическая прибыль от реализации товаров;
              РT – фактическая торговая площадь.
В ОАО «Белорусские продукты» резерв роста за счет увеличения торговой площади рассчитывается по формуле
                                        (тыс. руб.)                         
Если ОАО «Белорусские продукты» в 2006 году  снизит расходы на оплату труда за счет сокращения одного штатного сотрудника, то резерв роста прибыли составит 1 675  тыс.рублей. В отчетном году заработная плата одного продавца составила 1 200 тыс.руб., отчисления от заработной платы 475 тыс. руб.
Резервы роста прибыли предприятия ОАО «Белорусские продукты» представим в таблице 5.3.
Таблица 5.3.Обобщение резервов увеличения суммы прибыли    предприятия ОАО «Белорусские продукты» на 2006 г. Прогнозные резервы роста прибыли
Размер прогнозных резервов
сумма, тыс. руб.
уровень в % к обороту
 Рост прибыли за счет увеличения торговой площади
1590
1,250
 Рост прибыли за счет снижения расходов на оплату труда
1675
1,317
Всего
3265
2,567
        Примечание. Источник: собственная разработка
         В 2006г. ОАО «Белорусские продукты» имело возможности роста прибыли.  Если бы предприятие в отчетном году изучило опыт работы ООО «Ветразь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль от реализации товаров возрасла бы на 442 тыс.руб.
        За анализируемым период ОАО «Белорусские продукты» также имело возможность получить  прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения.  Таким образом, ОАО «Белорусские продукты» за 2006 год недополучило прибыли в сумме 2 602 тыс. рублей.
       Но можно и нужно разработать меры по устранению и предупреждению недостатков в деятельности анализируемого предприятия, выявить и использовать резервы максимизации прибыли и рентабельности.
       В процессе анализа на ОАО «Белорусские продукты» были выявлены реальные резервы роста прибыли, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности. Рост прибыли за счет увеличения торговой площади составит 1 590 тыс.рублей., а за счет снижения расходов на оплату труда на сумму 1 675 тыс.рублей. Таким образом, прогнозные резервы роста прибыли на предприятии составляют 3 265 тыс.рублей.
      Для реализации выявленных резервов увеличения прибыли необходимо разработать экономические, организационные, социальные мероприятия и принять меры по их полному и качественному выполнению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:
•    в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;
•  используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской дея­тельности и производительности труда;
• выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и яв­ляется важнейшим финансовым ресурсом предприятия.
Источниками информации для экономического анализа любого предприятия являются бизнес-планы по формированию прибыли, формы бухгалтерской отчетности № 1 «Бухгалтерский баланс», №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Прибыль относится к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия.
Как показал анализ формирования и использования прибыли ОАО «Белорусские продукты», данное предприятие успешно работает на рынке, в рассматриваемом периоде оно улучшило свои финансовые результаты.
  В процессе анализа на ОАО «Белорусские продукты» были выявлены реальные резервы роста прибыли, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности. Рост прибыли за счет увеличения торговой площади составит 1 590 тыс.рублей., а за счет снижения расходов на оплату труда на сумму 1 675 тыс.рублей. Таким образом, прогнозные резервы роста прибыли на предприятии составляют 3 265 тыс.рублей.
Кроме того, за анализируемый период ОАО «Белорусские продукты» имело возможность получить  прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения.  Таким образом, ОАО «Белорусские продукты» за 2006 год недополучило прибыли в сумме 2 602 тыс. рублей.
Но можно и нужно разработать меры по устранению и предупреждению недостатков в деятельности анализируемого предприятия, выявить и использовать резервы максимизации прибыли и рентабельности.
Для реализации выявленных резервов увеличения прибыли необходимо разработать экономические, организационные, социальные мероприятия и принять меры по их полному и качественному выполнению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.       Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / Под. общ. ред. В. И. Стражева. – Мн.: Вышэйшая школа, 2006. – 480 с.
2.       Андронова В. Н., Мизиковский Е. А. Учет и анализ финансовых активов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 215 с.
3.       Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. – М: Финансы и статистика, 2005. – 332 с.
4.       Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 520 с.
5.       Бородина Е. И. Финансы предприятий. – М.: Банки и биржи, 1996. – 208 с.
6.       Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. – М.: ПРИОР-СТРИКС, 2001. – 382 с.
7.       Веснин В. Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада Лтд», 1997. – 268 с.
8.       Гаретовский Н.В. Финансовые методы стимулирования интенсификации производства. — М.: Финансы, 2000. – 299 с.
9.       Грачев А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. Учебно-практическое пособие. – М. ИНФРА-М, 2003. – 208 с.
10.  Дробоздина Л. А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, 2002. – 479 с.
11.  Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 194 с.
12.  Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы и прибыль. Утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 31 января 2004 г. №19 (НРПА РБ 09.03.2006, рег. №8/10662).
13.  Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 354 с.
14.  Ковалев В. В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 210 с.
15.  Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. – М.: Перспектива, 2006. – 652 с.
16.  Налоговый кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.
17.  Павлова Л. Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы, «ЮНИТИ», 1999. – 437 с.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.