Реферат по предмету "Финансы"


Отчет по производственной практике на примере ИФНС России

--PAGE_BREAK--
Раздел 2.Финансы организации

2.1. Цели и функции финансового планирования
Сущность и направления перестройки финансового планирования при переходе от административно-командной к рыночной экономике

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались «сверху». Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Финансовое планирование— это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

· Содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

· Дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

· Служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов

Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

· Бюджет как  экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

· Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

· Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции — от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены — от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

· Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

· Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана)   подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

Краткосрочное и долгосрочное планирование

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).




2.2.Процесс планирования
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.




2.3.

Методы и виды финансового планирования

В практике финансового планирования применяют следующие методы:

·        экономического анализа,

·        нормативный,

·        балансовых расчетов,

·        денежных потоков,

·        метод многовариантности,

·        экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализаиспользуется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъёктом либо для субъёкта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъёкта — это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.

Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.

Метод многовариантностирасчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Например, в одном  варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом — рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.

Методы экономико-математического моделированияпозволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

1)Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения  важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный  характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.  Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.

В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.

Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое  определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных  тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

·     прогноза отчета о прибылях и убытках;

·     прогноза движения денежных средств;

·     прогноза бухгалтерского баланса.

Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

Прогноз движения денежных средств — отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.

После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:

·        определение источников долгосрочного финансирования;

·        формирование структуры и затрат капитала;

·        выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.

2)Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.

Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:

·        рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений

·        определяется сумма затрат

·        определяется выручка от реализации продукции.

Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:

·        прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.

·        Косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.

Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.

3)Оперативное финансовое планирование, которое необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платёжного календаря, кассового плана и кредитного плана.

Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественного финансового планирования, так как за  все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.




3. Бюджетная система Российской Федерации

3.1. Бюджетные учреждения
Инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области (далее — Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее — ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Самарской области  (далее — Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

Инспекция имеет сокращенное наименование: ИФНС России по Самарской области.

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.

Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Управления ФНС по КБР.

Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.

Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Управления по представлению руководителя Инспекции.

Руководитель Инспекции:

·                   организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции;

·                   распределяет обязанности между своими заместителями;

·                   представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание;

·                   утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции ее работников;

·                   издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;

·                   назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции;

·                   представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;

·                   решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;

·                   привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Инспекция в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.

Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.



    продолжение
--PAGE_BREAK--
3.2.Принципы, формы и методы финансирования бюджетного учреждения
О расходах бюджетов субъектов Российской Федерации можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах.

В материальном смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, выделяемые из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение задач и функций субъекта Российской Федерации.

В экономическом смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации представляют собой отношения, возникающие в процессе распределения бюджета как централизованного фонда данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений – отношениях по расходованию бюджета как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях. С экономической точки зрения, данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений.

В правовом смысле расходы бюджета субъекта Российской Федерации представляют собой часть бюджета как финансово-планового акта, а именно расходную часть бюджета. Известно, что бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В этом смысле правовой акт об утверждении бюджета представляет собой роспись доходов и расходов субъекта Российской Федерации. Бюджет, будучи оформленным, в виде правового акта, придает экономическим отношениям по расходованию бюджета субъекта Российской Федерации (расходным бюджетным отношениям) характер правовых отношений.

Субъект Российской Федерации предоставляет денежные средства субъекту бюджетного финансирования не в силу существующего между ними денежного обязательства, а в силу того, что субъект Российской Федерации в процессе предоставления этих денежных средств реализует свою функцию публичного характера, выступая в качестве политического субъекта.

Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации: 1) бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета; 2) бюджетное кредитование – возвратное предоставление денежных средств из бюджета; 3) погашение долговых обязательств бюджета.

Основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) получение максимального эффекта при минимуме затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

5) бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований. Формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание социальных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Минимальные государственные социальные стандарты – государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

Согласно общепринятому определению, бюджетное финансирование, предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности. В социалистических странах бюджетное финансирование включает финансирование хозрасчётных предприятий и организаций и бюджетное финансирование. Из государственного бюджета финансируются, как правило, вложения в основные и оборотные фонды вновь строящихся предприятий, а также выделяются дополнительные средства при недостатке собственных ресурсов действующим предприятиям. В капиталистических странах бюджетное финансирование осуществляется в порядке бюджетного финансирования и заключается в покрытии расходов на субсидирование монополий, государственные капиталовложения, развитие инфраструктуры, стимулирование экспорта, содержание государственного аппарата, вооружённых сил и различных административных и социально-культурных учреждений за счёт средств бюджета.

В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

2) финансирование по системе «брутто-бюджет» — применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;

5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

8) межбюджетных трансфертов;

9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

10) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Рассмотрим названные формы расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ассигнования, которые выделены бюджетным учреждениям, расходуются исключительно на: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; командировочные и иные выплаты работникам. Кроме того, бюджетные учреждения могут расходовать выделенные им бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг как по заключенным ими государственными контрактами, так и на основе обычных договоров гражданско-правового характера. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Характеризуя отношения, возникающие в процессе бюджетного финансирования бюджетных учреждений, отметим, что само бюджетное правоотношение заканчивается на связке «субъект Российской Федерации – бюджетное учреждение».

При выплате трансфертов населению бюджетное учреждение действует в качестве представителя субъекта Российской Федерации, выступая от его имени. Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Государственный контракт, финансируемый за счет бюджета субъекта Российской Федерации, это договор, заключаемый органом государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета субъекта Российской Федерации. По общему правилу, государственные контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

Конкурсная система заключения контрактов призвана обеспечить максимальную гласность и максимальный контроль, что выступает средством борьбы с коррупцией в среде государственного аппарата, максимальную эффективность использования бюджетных денежных средств.

Государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации и координацию их проведения выступает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Совокупность государственных контрактов формирует государственный заказ субъекта Российской Федерации.

Закупки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации товаров (работ, услуг) на суммы, меньшие, чем 2000 МРОТ, осуществляются посредством обычных гражданско-правовых договоров.

Бюджетные кредиты подразделяются на два вида: а) предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям.

В первом случае бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При этом способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательства должно иметь высокую степень ликвидности. Данные бюджетные кредиты всегда предоставляются на условиях возмездности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита негосударственному юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.

Бюджетные кредиты государственным предприятиям выдаются без предоставления заемщиком обеспечения возврата кредита. Кроме того они могут быть как процентными, так и беспроцентными. Это отличает их от бюджетных кредитов, предоставляемых негосударственным организациям.

Бюджетные кредиты обеих видов выдаются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетом субъекта Российской Федерации.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерации при условии включения их в целевую программу субъекта Российской Федерации либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Предоставление бюджетных инвестиций из бюджетов субъекта Российской Федерации юридическим лицам, не являющимися государственными унитарными предприятиями, влечет возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием субъекта Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включается в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и указанным юридическим лицом об участии субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиции.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом. В расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) государственной власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан ежеквартально информировать орган законодательный (представительный) государственной власти субъекта Российской Федерации о расходовании средств резервного фонда.

Бюджетные средства, будучи выделенными, из бюджета субъекта Российской Федерации, пройдя все стадии распределения и перераспределения, в конечном счете, доходят до лиц, которые именуются получателями бюджетных средств и которые будут осуществлять потребление этих средств в тех или иных формах (например, путем выплаты заработной платы своим работникам).

К числу основных получателей бюджетных средств относятся:

а) бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных ассигнований;

б) государственные унитарные предприятия;

в) негосударственные юридические лица;

г) органы местного самоуправления, представляющие местные бюджеты, являющиеся получателями бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, субсидий из регионального бюджета;

д) государственные внебюджетные фонды регионального уровня.

В области расходов бюджета имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов. Бюджетные расходы не решают насущных проблем социальной политики государства, что связано с низким уровнем выплат населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что снижает возможности развития экономики и длительной стабилизации финансового положения страны.

В связи с этим необходимо:

— обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;

— концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

— усиление контроля за использованием бюджетных средств.


3.3.
Формы бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, т. е. использованием тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Министерство финансов Российской Федерации в отдельных случаях может разрешать федеральным органам исполнительной власти вести бухгалтерский учет в организациях, находящихся в их ведении, по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных методических документов.

Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на схеме 1.

При мемориально-ордерной форме учета проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами — накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие постоянные номера:

-мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) Ф.381;

-мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюджетных средств на субсчетах счетах 090, 091, 097, 100, 101, 102) Ф.381;

-мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников) Ф381;

-мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) Ф.323;

-мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям) Ф.405;

-мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) Ф.408;

-мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) Ф.386;

-мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств) Ф.438;

-мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) Ф.438;

-мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания) Ф.398;

-мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания) Ф.411;

-мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) Ф.396;

-мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам)) Ф.409;

-мемориальный ордер 15 (свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях) Ф.406;

По остальным операциям и по операциям «сторно» составляются отдельные мемориальные ордера ф.274, которые нумеруются, начиная с 16 за каждый месяц в отдельности.

Отдельные мемориальные ордера составляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня получения первичного документа.

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизации учета, кроме того, и руководителем группы учета.

Все мемориальные ордера регистрируются в книге «Журнал — Главная» ф.308. Учет в книге «Журнал — Главная», как правило, ведется по субсчетам.

Книга «Журнал — Главная» открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в ней производятся по мере составления мемориальных ордеров, а при составлении мемориальных ордеров — накопительных ведомостей один раз за месяц. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам, как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы «Сумма по ордеру». Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету.

Для обеспечения раздельного учета операции по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и др.), субсчету присваивается отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам — 1, по средствам, полученным за счет внебюджетных источников: 2 — по предпринимательской деятельности, 3 — по целевым средствам и безвозмездным поступлениям).

Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях, машинограммах и др.). Порядок записей в регистрах учета изложен в соответствующих разделах Инструкции. Формы регистров приведены в приложении к инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированным и менее квалифицированными работниками.

Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:

-трудоемкость учета, вызываемая, прежде всего многократным дублированием одних и тех записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);

-отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета, он часто отстает от синтетического учета;

-формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходиться производить выборку и группировку данных текущего учета.

Основными особенностями журнально-ордерной формой учета являются:

-применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

-совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

-отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

-сокращение количества записей, благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой, свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов открываются они на месяц, на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Как правило, журналы-ордера имеют различную форму.

Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо с вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов. Во втором случае в журналы-ордера записывают итоги вспомогательных ведомостей.

В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале. Например, в журнал-ордер по счету 12 «Касса» записываются только те операции, по которым счет «Касса» кредитуется. Операции, по которым счет «Касса» дебетуется, будут записаны в Главную книгу. Тем самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам. Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.

В ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещается с аналитическим. Причем расположение данных аналитического учета обеспечивает получение необходимых показателей для составления периодической и годовой бухгалтерской отчетности без дополнительных выборок и группировок. Самостоятельный аналитический учет (в карточках или книгах) ведется при данной форме учета лишь по тем синтетическим счетам, в развитие которых открывается большое количество аналитических счетов, например по учету материала, основных средств и др.

Хозяйственные операции записываются в журнал-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись журнала является одновременной и хронологической записью. Необходимость ведения специальных хронологических регистров при данной форме учета отпадает. Не составляется и мемориальные ордера, поскольку все показатели записываются в журналах в разрезе корреспондирующих счетов.

Для сверки правильности записей в журналах-ордерах подсчитывают общий итог по кредиту счета и записывают его в журнал непосредственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в отдельных графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных ведомостей по журналу, в которых синтетический учет совмещается с аналитическим.

Оборотные ведомости составляются лишь по тем счета, в которых аналитический учет ведется самостоятельно.

Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу.

Кредитовый оборот переносит в Главную книгу с соответствующего журнала, а оборот по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге — расшифровка дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится сальдо на начало следующего месяца записывается в соответствующей колонке Главной книге.

Для проверки правильности записей в главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.