ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕФИНАНСАМИ 2
1.1. ФИНАНСЫ, ИХ РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА 2
1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НАПРЕДПРИЯТИИ 4
1.3. СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 15
2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. 19
2.1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВПРЕДПРИЯТИЙ. 19
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ. 22
2.3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ. 27
2.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ. 28
Введение
Рыночная экономика предполагает становление и развитиепредприятий различных организационно — правовых форм, основанных на разныхвидах частной собственности, появление новых собственников — как отдельныхграждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой видэкономической деятельности, как предпринимательство — это хозяйственная деятельность,т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции,выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимыхпотребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой ввыборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятиирешений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых,ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот виддеятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец,предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условияхразвитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей.Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово- хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит нетолько от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимостифинансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той долиприбыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов.Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которойвыгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.
Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого дляприобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами,покрытие потребности в капитале.
1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕФИНАНСАМИ
1.1. ФИНАНСЫ, ИХ РОЛЬ ИФУНКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
Финансыпредставляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессесоздания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства ииспользования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворениясоциальных нужд общества. Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства:производство, распределение и потребление. Областью возникновения ифункционирования финансов является вторая стадия воспроизводственногопроцесса, когда происходит распределение стоимости произведенногообщественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения,связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающихспецифическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсыобразуются на стадии производства, когда создается новая стоимость иосуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовыхресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимостьреализована.
В общейсовокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы:финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения),страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельностисубъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждоезвено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуруфинансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую системугосударства (рис. 1.1).
/>
Рис. 1.1. Структурафинансовой системы
Финансысубъектов хозяйствования являются основным элементом приведенной схемы ипредставляют собой денежные отношения, связанные с формированием ираспределением финансовых ресурсов. Формируются финансовые ресурсы за счеттаких источников, как: собственные и приравненные к ним средства (акционерныйкапитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления идр.); мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценнымибумагами; поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии,субвенции, страховое возмещение и т.п.).
Страхованиепредставляет собой совокупность перераспределительных отношений междуучастниками страхового договора по поводу создания за счет денежных взносовцелевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба всвязи с последствиями происшедших страховых случаев. Государственные финансыявляются важнейшим средством перераспределения стоимости общественного продуктаи части национального богатства. В основе их лежит система бюджетов ивнебюджетные фонды, главное назначение которых состоит в финансированииотдельных целевых мероприятий.
Каждоезвено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подзвенья взависимости от отраслевой принадлежности субъектов, форм собственности,характера деятельности и других факторов со своей организационной структурой,функциями, целями и задачами. Существо взаимосвязей между выделенными сферамии звеньями финансовой системы состоит во взаимном финансовом обеспечении ихдеятельности и выражается в виде налогов, сборов, отчислений, пошлин, штрафов,ассигнований и др. В основе этих взаимосвязей находятся финансы хозяйствующихсубъектов, точнее финансовое обеспечение воспроизводственных затрат,осуществляемое в трех формах: самофинансирование, кредитование,государственное финансирование. Оптимизация соотношения между перечисленнымиформами финансового обеспечения осуществляется государством путем применяемойим финансовой политики.
Процессфункционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределаходного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их впроизводственном процессе, реализация произведенной продукции и получениеконечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики происходитсмещение приоритетов в объектах и целевых установках системы управленияобъектом хозяйствования. Как известно, укрупненными и относительносамостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общихфункций управления, являются денежные средства (точнее финансовые ресурсы),трудовые ресурсы, средства и предметы труда. В централизованно планируемойэкономике приоритеты в управлении этими объектами, как правило, нерасставлялись. Такой подход был понятен и вполне естествен. Присущие этому типуэкономики тотальное планирование, централизация, а также лимитирован-ностьресурсов с необходимостью предусматривали введение жесткого их фондирования.Свобода в манипулировании ресурсами, их взаимозамещении была весьмаограниченной. Кроме того, предприятия были поставлены в жесткие финансовыерамки и не могли выбирать наиболее рациональную (по их субъективному мнению,естественно) структуру всех используемых ресурсов.
Вусловиях рыночной экономики эти ограничения в значительной степени снимаются(отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), аэффективное управление предполагает оптимизацию ресурсного потенциалапредприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управленияфинансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно онитрансформируются в основные и оборотные средства, а также в средствастимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия вцелом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условияхприобретают первостепенное значение, поскольку это — единственный вид ресурсовпредприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагомв любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсовважна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный),однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия.Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппаратауправления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.
Финансысубъекта хозяйствования выполняют три основные функции:
формирование,поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциалапредприятия;
обеспечениетекущей финансово-хозяйственной деятельности;
обеспечениеучастия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.
1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.2.1.СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИНА ПРЕДПРИЯТИИ
Любойбизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:
каковыдолжны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющиедостичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
гденайти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
какорганизовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью,обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Решаютсяэти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевыхподсистем общей системы управления предприятием. Логика ее функционированияпредставлена на рис. 1.2.
/>
Рис. 1.2. Структура ипроцесс функционирования системы финансового управления на предприятии
Организационнаяструктура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также еекадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеровпредприятия и вида его деятельности… Для крупной компании наиболее характернообособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам(финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовыйотдел (рис. 1.3).
/>
Рис.1.3. Организационнаяструктура управления предприятием
На небольших предприятиях роль финансового директораобычно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то,что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либосвязана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезнойдля принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости организационнойструктуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем,принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшемуруководству.
Приведенная на рис. 1.3 схема нетиповая, а состав ееэлементов может варьировать в зависимости от национальных особенностейорганизации бизнеса в той или иной стране, вида компании, ее размера и прочихфакторов. Так, в ФРГ высшим органом управления крупной компанией являетсянаблюдательный совет, включающий владельцев компании, а также представителей ееработников и независимых экспертов. Наблюдательный совет назначает советдиректоров, осуществляющих коллективное руководство оперативной деятельностьюкомпании; один из директоров при этом выполняет функции спикера.
Существуют различные подходы к трактовке понятия«финансовый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментомпонимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличениефинансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другогопредприятия.
Финансовые активы включают:
денежные средства;
контрактное право получить от другого предприятияденежные средства или любой другой вид финансовых активов;
контрактное право обмена финансовыми инструментами сдругим предприятием на потенциально выгодных условиях;
акции другого предприятия.
К финансовым обязательствам относятся контрактныеобязательства:
выплатить денежные средства или предоставить какой-тоиной вид финансовых активов другому предприятию;
обменяться финансовыми инструментами с другим предприятиемна потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация можетвозникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).
Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежныесредства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущимоперациям) и вторичные, или произ--водные (финансовые опционы, фьючерсы,форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
Существует и более упрощенное понимание сущностипонятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основныекатегории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и нарасчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардныеконтракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставномкапитале (акции и паи).
Методы финансового управления многообразны. Основнымииз них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование,самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи,система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, системастимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговыеоперации, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составнымэлементом приведенных методов являются специальные приемы финансовогоуправления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютныхкурсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системыфинансового управления составляет любая информация финансового характера:
бухгалтерская отчетность;
сообщения финансовых органов;
информация учреждений банковской системы;
информация товарных, фондовых и валютных бирж;
прочая информация.
Техническое обеспечение системы финансового управленияявляется самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современныесистемы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты,взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны безприменения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетовприкладных программ.
Функционирование любой системы финансового управленияосуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения.Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказыи распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы,инструкции, методические указания и др.
1.2.2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖЕР, ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯФИНАНСАМИ
В условиях рыночной экономики финансовый менеджерстановится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответствен за постановкупроблем финансового характера, анализ целесообразности использования того илииного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выборунаиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблемаимеет существенное значение для предприятия, он может быть лишь советникомвысшего управленческого персонала. Наконец финансовый менеджер, как правило, —ответственньш исполнитель принятого решения, он также осуществляет оперативнуюфинансовую деятельность. Главное ее содержание состоит в контроле за денежнымипотоками. Финансовый менеджер часто входит в состав высшего управленческогоперсонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важнейших вопросов.
В наиболее общем виде деятельность финансового менеджераможет быть структурирована следующим образом: общий финансовый анализ ипланирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управлениеисточниками средств); распределение финансовых ресурсов (инвестиционнаяполитика и управление активами).
Логика выделения таких областей деятельностифинансового менеджера тесно связана со структурой баланса, как основнойотчетной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия(рис. 1.4).
/>
Рис. 1.4. Ключевые областидеятельности финансового менеджера
Выделенные направления деятельности одновременноопределяют и основные задачи, стоящие перед менеджером. Состав этих задачможет быть детализирован следующим образом.
В рамках первого направления осуществляется общаяоценка:
активов предприятия и источников их финансирования;
величины и состава ресурсов, необходимых дляподдержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширенияего деятельности;
источников дополнительного финансирования;
системы контроля за состоянием и эффективностью использованияфинансовых ресурсов.
Второе направление предполагает детальную оценку:
объема требуемых финансовых ресурсов;
формы их представления (долгосрочный или краткосрочныйкредит, денежная наличность);
степени доступности и времени представления(доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора;
финансы должны быть доступны в нужном объеме и внужное время);
стоимости обладания данным видом ресурсов (процентныеставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данногоисточника средств);
риска, ассоциируемого с данным источником средств(так, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чемсрочная ссуда банка).
Третье направление предусматривает анализ и оценкудолгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:
оптимальность трансформации финансовых ресурсов вдругие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);
целесообразность и эффективность вложений в основныефонды, их состав и структура;
оптимальность оборотных средств;
эффективность финансовых вложений.
Принятие решений с использованием приведенных оценоквыполняется в результате анализа альтернативных решений, учитывающихкомпромисс между требованиями ликвидности, финансовой устойчивости ирентабельности.
Логика выделения основных задач финансовогоменеджмента также в значительной степени определяется содержанием бухгалтерскойотчетности и представлена на рис. 1.5.
/>
Рис.1.5. Структуризация содержанияфинансового менеджмента 1.2.3. ЦЕЛИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Нетрудно сформулировать целую систему целейфинансового управления:
выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
избежаниебанкротства и крупных финансовых неудач;
лидерство в борьбе с конкурентами;
максимизация «цены» фирмы;
приемлемые темпы роста экономического потенциалафирмы;
рост объемов производства и реализации;
максимизация прибыли;
минимизация расходов;
обеспечение рентабельной деятельности и т. д.
Приоритетность той или иной цели по-разномуобъясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса (theories of the firm).
Наиболее распространенным является утверждение, чтофирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход еевладельцам (ProfitMaximization Theory). Обычно этоассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов.Однозначен ли такой вывод?
В рамках традиционной неоклассической экономической моделипредполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизироватьприбыль (обычно подразумевается, что речь идет о прибыли с позиции не разового,но долгосрочного ее получения). В идеале, когда предполагаются равнодоступностьинформации, наличие опытного руководства и других аспектов, достичь такогомаксимума невозможно; при этом суммарный маржинальный доход равен нулю. Именнопоэтому применяется понятие «нормальной» прибыли, т. е. прибыли, устраивающейвладельцев данного бизнеса. Действительно, прибыльность различных видовпроизводств может существенно различаться, что не вызывает тем не менеестремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный.В основе такого подхода лежит и весьма распространенная системаценообразования на производимую продукцию — «себестоимость плюс некаяустраивающая производителя надбавка».
Другие исследователи выдвигают предположение, что в основедеятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемовпроизводства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры олицетворяютсвое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерамисвоей фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью.
В рамках данной теории применяются идругие формальные критепии, в частности, для оценки эффективности данной фирмыв целом очень, распространенным является показатель «доход на акцию»; дляоценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельностьинвестированного капитала» (ROI).Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей не всегдаочевидно.
Пример 1.
Предположим, что некая фирма достигла значения показателя ROI= 30%. Означает ли это, что предоставившуюся возможность размещения капитала сROI = 25%, но в гораздо менее рисковое предприятие следует безоговорочноотвергнуть? Выбор не так прост, как кажется. В частности, новое инвестированиеследует осуществить, если: а) затраты на поиск источников финансированияменьше 25%; б) фирма имеет временно свободный капитал и не может более выгодноразместить его в предприятие с той же степенью риска.
Пример2.
Предположим, что финансовый менеджер компании АА делаетвыбор между двумя альтернативными инвестиционными проектами П1 и П2
Доход на акцию (тыс. руб.) Проект Год1 Год 2 ГодЗ Всего за три года П1 2,6 1,4 0,5 4,5 П2 0,8 1,3 2,7 4,8
Основываясь на критерии максимизации суммарного доходана акцию, следует предпочесть проект П2. Однако верен ли такой вывод? Очевидно,что в этом случае не учтена временная ценность денег. Если последнее принять вовнимание, первый проект может оказаться более привлекательным, посколькуобеспечивает значительно большее поступление денежных средств в первый год;эти средства могут быть реинвестированы и принести дополнительный доход.
Любой фирме в той или иной степени присущ разрыв междуфункцией владения и функцией управления и контроля. Эта проблема усугубляетсяпо мере усложнения форм организации бизнеса. В свою очередь, это привело квозникновению ряда управленческих теорий (Managerial Theories of the Firm).
В основе подобных теорий — наиболее известной из нихявляется «Теория передачи полномочий» (Agency Theory) —лежитпротивопоставление интересов владельцев фирмы и ее управленческого персонала(в случае корпоративного построения фирмы, когда ее владельцы не занимаютсяоперативным управлением, а нанимают соответствующий персонал). Здесь как быобособляются две большие группы физических лиц, имеющих непосредственноеотношение к фирме, — владельцы (акционеры, участники) и управлййеский персонал.Их интересы, могут совпадать далеко не всегда особенно это связано с анализомальтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, авторое — рассчитано на перспективу. Выделяют и более дробные классификацииконфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдаетприоритет своим групповым интересам.
Определеннойразновидностью данной теории является «Теория заинтересованных лиц» (Stakeholder Theory), предполагающая, что цель функционирования любой фирмызаключается в гармониза- • ции конфликтующих целей различных групп юридическихи физических лиц, имеющих непосредственное или косвенное отношение к даннойфирме, — акционеров, наемного управленческого персонала, работников,контрагентов, государственных органов. В частности, фирма должна не только и нестолько стремиться к максимизации прибыли, но и заботиться о социальном положениисвоих работников, охране окружающей среды и др. Это направление получилоособое развитие в рамках бихевиористических подходов к объяснению особенностейорганизации бизнеса.
Однаконаибольшее распространение в последние годы получила «Теория максимизации«цены» фирмы» (WealthMaximization Theory). Разрабатывая этутеорию, исходили из предпосылки, что ни один из существующих критериев —прибыль, рентабельность, объем производства и т. д. — не может рассматриватьсяв качестве обобщающего критерия эффективности принимаемых решений финансовогохарактера. Такой критерий должен:
базироватьсяна прогнозировании доходов владельцев фирмы;
бытьобоснованным, ясным и точным;
бытьприемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих решений, включаяпоиск источников средств, собственно инвестирование, распределение доходов(дивидендов).
Считается,что этим условиям в большей степени отвечает критерий максимизации собственногокапитала, т. е. рыночной цены обыкновенных акций фирмы. Этот подход базируется наследующей основополагающей идее развития общества, разделяемой большинствомэкономически развитых стран Запада, — достижение социального и экономическогопроцветания общества через частную собственность. С позиции инвесторов в основеэтого подхода лежит предпосылка, что повышение достатка владельцев фирмызаключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночнойцены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающеев перспективе рост цены акций, должно приниматься владельцами и/или управленческимперсоналом.
Реализацияданного критерия на практике также не всегда очевидна. Во-первых, он основан навероятностных оценках будущих доходов, расходов, денежных поступлений и риска,с ними связанного. Во-вторых, не все фирмы имеют однозначно понимаемуюфинансовыми аналитиками рыночную цену, в частности, если фирма не котирует своиакции на бирже, определение ее рыночной цены затруднено.
В-третьих,данный критерий может не срабатывать в отдельных случаях. Например, в фирмах сединоличным владельцем или ограниченным их числом, которые могут решиться нарисковое вложение капитала с надеждой на фортуну или получение сверхдивидендовв отдаленной перспективе. Действия, предпринимаемые такими фирмами, могут вопределенной степени снизить цену их акций ввиду той степени риска, котораяприсуща их инвестиционной деятельности.
Такаяситуация сложилась на Западе в 80-х годах, когда получила распространениепрактика покупки контрольного пакета акций корпорации (leveraged buy-out —LBO), финансируемая выпуском новых акций или с помощью кредитов, которыедолжна погасить сама корпорация (обеспечением служат ее активы); такой выкупкомпании нередко организовывался ее менеджерами. LBO-фирмы обычнофункционируют в условиях высокого уровня долгов, а потому более низкой оценкиих собственного капитала, нежели обычные компании. Показатели высокого уровнязаемных средств, ограниченная величина свободных денежных средств,обусловленная большими выплатами процентов кредиторам, понижают рыночную ценуих капитала. Но если фирме повезет, ее владельцы и менеджеры удачливы в своихдействиях, рыночная цена фирмы в долгосрочном плане повысится.
В-четвертых,данный критерий не действует, если перед фирмой ставятся другие задачи, нежелиполучение максимальной прибыли для своих владельцев. Например, приоритетотдается благотворительности и другим социальным целям.
Вслучае неприемлемости критерия максимизации рыночной цены фирмы рекомендуетсяиспользовать абсолютные и относительные показатели прибыли и рентабельности.Необходимо лишь помнить основные недостатки критерия «максимизация прибыли» иоснованных на этом критерии производных показателей. В наиболееакцентированном виде они могут быть сформулированы следующим образом:
существуютразличные виды показателя «прибыль» (прибыль от основной деятельности,балансовая, валовая, до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.),поэтому данная неоднозначность должна устраняться при разработке конкретныхпоказателей оценки эффективности финансовых решений;
данныйкритерий не срабатывает, если две альтернативы различаются размеромпрогнозируемых доходов и временем их генерирования;
критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неопределенностьи риск, связанный с их получением.
Критерий максимизации рыночной цены акций фирмы какнаиболее обоснованный и приоритетный критерий финансового менеджмента применимлишь в том случае, если на рынке капиталов нет ограничений и какой-либодискриминации в установлении цен на ценные бумаги, т. е. в полной мередействует принцип «спрос — предложение». Существуют различные теории рыночногоценообразования ценных бумаг и поведения инвесторов.
Основополагающая идея теории рыночного анализа (Market Analysis Theory) состоит в том, что истинная ценность котируемойценной бумаги определяется только рыночной конъюнктурой и, следовательно,может прогнозироваться по результатам трендового анализа динамики цен. Всоответствии с этой теорией потенциальные инвесторы в своих решениях по покупкеи продаже акций руководствуются главным образом динамикой их цен. Практикаработы крупных фондовых бирж показывает, что данный критерий срабатывает невсегда.
С практической точки зрения более реалистична так называемая«Теория ходьбы наугад» (RandomWalk Theory), согласно которой курсыакций и фьючерсные цены изменяются бессистемно и их нельзя предсказать на базеконъюнктурных данных. Эта теория в дальнейшем послужила основой для разработкигипотезы эффективного рынка(Efficient Market Hypothesis — ЕМН),согласно которой при полном доступе рынка к информации цена акции на данныймомент является лучшей оценкой ее будущей цены.
Основные положения идеи эффективного рынка заключаютсяв следующем. В условиях такого рынка любая новая информация по мере еепоступления немедленно отражается на ценах акций и других ценных бумаг. Болеетого, эта информация поступает на рынок случайно, т. е. нельзя заранеепредсказать, когда она поступит и в какой степени будет полезна. Есть двеосновные характеристики эффективного рынка.
Во-первых,инвестор не имеет логически обоснованных аргументов ожидать большего, чем всреднем, дохода на инвестированный капитал при заданной степени риска. Этововсе не означает, что инвестор не сможет получить или не получит болеевысокого дохода, главное в другом — такой исход не может быть ожидаемым.
Во-вторых,уровень дохода на инвестированный капитал есть функция степени риска (лучшийпример — процентные ставки на краткосрочные ценные бумаги). Точная зависимость,конечно, не известна, ясен лишь характер связи — чем выше риск, тем большедолжен быть доход. Требование более высокого дохода, безусловно, отражается нарыночной цене акций. Основными предпосылками эффективного рынка являются:
множественность покупателей и продавцов;
текущие цены полностью отражают всю доступную информацию;
текущие цены незамедлительно реагируют на поступившуюинформацию;
доступ к любой информации;
сверхдоходы от сделки с ценными бумагами какравновероятное прогнозируемое событие для всех участников рынка невозможны.
Считается, что гипотеза ЕМН на практике можетреализовываться в одной из трех форм: сильная, средняя, слабая. В условияхпервой формы цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующихпериодов (это продолжение теории ходьбы наугад), т. е. потенциальный инвесторне может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды. В условияхвторой формы цены определяются всей доступной для участников информацией.Третья форма означает, что для определения истинной цены акций необходимо знатьнекоторую дополнительную информацию, которая существует в принципе, но неявляется равнодоступной для всех участников. Из приведенных выше предпосылокдве последние как раз и соответствуют исключительно третьей форме гипотезы ЕМН.Безусловно, создание эффективного рынка, возможное в принципе, на практикенереализуемо. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признаетсяаналитиками как эффективный в полном смысле этого слова.
1.3. СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯПРЕДПРИЯТИЯ
В финансовом менеджменте под внутренними и внешнимиисточниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные(заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Однаиз возможных и наиболее общих группировок представлена на рис. 1.6.
/>
Рис.1.6. Структураисточников средств предприятия.
Основным элементом приведенной схемы является собственныйкапитал. Источниками собственных средств являются (рис. 1.7):
уставный капитал (средства от продажи акций и паевыевзносы участников);
резервы, накопленные предприятием;
прочие взносы юридических и физических лиц (целевоефинансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
/>
Рис. 1.7. Структурасобственного капитала предприятия
Косновным источникам привлеченных средств относятся:
ссудыбанков;
заемныесредства;
средстваот продажи облигаций и других ценных бумаг;
кредиторскаязадолженность.
Принципиальноеразличие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридическойпричине — в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту частьимущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.
Основнымиисточниками финансирования являются собственные средства. Приведем краткуюхарактеристику этих источников.
Уставныйкапитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками дляобеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории «уставныйкапитал» зависит от организационно-правовой формы предприятия:
для государственного предприятия — стоимостная оценкаимущества, закрепленного государством за предприятием на праве полногохозяйственного ведения;
для товарищества с ограниченнойответственностью — сумма долей собственников;
для акционерного общества — совокупнаяноминальная стоимость акций всех типов;
для производственного кооператива — стоимостная оценкаимущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;
для арендного предприятия — сумма вкладов егоработников;
для предприятия иной формы, выделенного насамостоятельный баланс, — стоимостная оценка имущества, закрепленного егособственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.
При создании предприятия вкладами в его уставныйкапитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. Вмомент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности наних переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные правана эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выходаучастника из состава общества или товарищества он имеет право лишь накомпенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возвратобъектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставныйкапитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перединвесторами..
Уставный капитал формируется при первоначальноминвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия,а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссияакций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов,прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь вслучаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством иучредительными документами.
Формирование уставного капитала может сопровождатьсяобразованием дополнительного источника средств — премии на акции. Этот источниквозникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене вышеноминала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.
Прибыль является основным источником средств динамичноразвивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как«прибыль отчетного года» и «неиспользованная прибыль прошлых лет», а также взавуалированном виде — как созданные за счет прибыли фонды и резервы. Вусловиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов,основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем вдействующих нормативных документах заложена возможность определенногорегулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующихпроцедур относятся:
варьированиеграницей отнесения активов к основным средствам;
ускоренная амортизация основных средств;
применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов;
порядок оценки и амортизации нематериальных активов;
порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;
выбор метода оценки производственныхзапасов;
порядокучета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальныхвложений;
порядок создания резерва по сомнительнымдолгам;
порядок отнесения на себестоимость реализованнойпродукции отдельных видов расходов;
состав накладных расходов и способ их распределения.Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этоткапитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытковот хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядокформирования резервного капитала определяется нормативными документами,регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставнымидокументами.
Добавочныйкапитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результатепереоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативнымидокументами запрещается использование его на цели потребления.
Специфическимисточником средств являются фонды специального назначения и целевогофинансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные ивозвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственнойдеятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного икоммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлениюплатежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании,и др.
2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
2.1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Всоответствии с Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельностив РСФСР» от 25 декабря 1990г. предприятие — это самостоятельныйхозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, котораяосуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественныхпотребностей.
Какправило, предприятие выступает юридическим лицом, что определяетсясовокупностью признаков: обособленностью имущества, ответственностью пообязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, выступлениемот своего имени. Обособленность имущества выражается наличием самостоятельногобухгалтерского баланса, на котором числится имущество предприятия.
Финансовыеотношения предприятия возникают тогда, когда на денежной основе происходитформирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение заемныхисточников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов,образующихся в результате этой деятельности, их использование на цели развитияпредприятия.
Организацияхозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т.е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителейпредприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источникформирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образованияуставного капитала зависят от организационно — правовой формы предприятия.
Присоздании предприятия уставной капитал направляется на приобретение основныхфондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведениянормальной производственно — хозяйственной деятельности, вкладывается вприобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важнымдоходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируетсяв производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценойреализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежнуюформу — форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает нарасчетный счет предприятия.
Выручка- это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производствопродукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервовпредприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественноразные составные части созданной стоимости.
Преждевсего это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется ввиде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственныхфондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условиемобразования амортизационного фонда является продажа произведенных товаровпотребителю и поступление выручки.
Посколькуматериальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупныекомплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другимиматериальными затратами, износом основных производственных фондов, заработнойплатой работников составляют издержки предприятия по производству продукции,принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержкифинансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, аавансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаровоборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки попроизводству продукции возмещаются.
Обособлениеиздержек в виде себестоимости дает возможность сопоставить полученную отреализации продукции выручку и произведенные затраты. Смысл инвестированиясредств в производство продукции состоит в получении чистого дохода, и есливыручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли.
Прибыльи амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств,вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсампредприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальноеиспользование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначениюпозволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.
Назначениеамортизационных отчислений — обеспечивать воспроизводство основныхпроизводственных фондов и нематериальных активов. В отличие от амортизационныхотчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, еезначительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще однусферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государствомпо поводу распределения созданного чистого дохода.
Прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия — это многоцелевой источникфинансирования его потребностей, но основные направления ее использования можноопределить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли нанакопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.
Амортизационныеотчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсыпредприятия, используемые на его производственное и научно — техническоеразвитие, формирование финансовых активов — приобретение ценных бумаг, вклады вуставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемаяна накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибылииспользуется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношениямежду предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.
Всовременных условиях хозяйствования распределение и использованиеамортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождаетсясозданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой неформируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначенияоставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущностираспределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсовпредприятия.
Посколькуфинансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений,возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организацииопределяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого,принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом:самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование,заинтересованность в итогах финансово — хозяйственной деятельности,ответственность за ее результаты, контроль за финансово — хозяйственнойдеятельностью предприятия.
Самофинансирование- обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий вусловиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемостизатрат по производству продукции и расширению производственно — техническойбазы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие икапитальные затраты за счет собственных источников. При временнойнедостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счеткраткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущихзатратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальныевложения.
Хозяйственнаядеятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью.Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов всоответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовымиресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получении прибыли.
Финансовыересурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:
амортизационныхотчислений;
прибыли,получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;
дополнительныхпаевых взносов участников в товариществах;
средств,получаемых от выпуска облигаций;
средств,мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществахоткрытого и закрытого типов;
долгосрочногокредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);
другихзаконных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий,организаций, граждан).
Принципсамофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающихнеобходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и необеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективнымпричинам. К ним относятся предприятия жилищно — коммунального хозяйства,пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающиеассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонногозначения, хозяйственная деятельность которых не может считатьсяпредпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализациипродукции.
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ.
2.2.1.ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Финансовоепланирование — это планирование всех его доходов и направлений расходованияденежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планированиеосуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания иназначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Исходяиз этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие иоперативные.
Примеромсочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, которыйпринято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании новогопредприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляетсяна период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на болеедлительные периоды не могут быть достоверными.
Бизнес-планне является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегиифинансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях кучастию в создании нового предприятия или финансированию новой производственнойпрограммы.
Составлениебизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, таккак он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практическогоосуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов.Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средстваинвесторов и снижает вероятность банкротства.
Руководствопредприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должноосуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в областикредитной и инвестиционной политики и много другое.
Необходимодобиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе былабы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющемзаинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев,кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности вбудущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.
Какправило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значениенекоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу.Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретениеэлементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортиментавыпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия намного лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), гдестепень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планыдолжны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составнымиэлементами которой являются краткосрочные планы.
Восновном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело сплановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такойпротяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизнипредприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебанияконъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные иликвартальные бюджеты (планы).
Невозможновыработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первуюочередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемыхрасчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценитьстепень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельныхзапланированных действий.
2.2.2.ЦЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Целипланирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планированияможет придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
Бюджеткак экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от еговида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельностионо может запланировать на следующий период. Как указывалось в предыдущемпараграфе, группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляютопределенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же припланировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономическиересурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, кпланированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличениеакционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.
Бюджеткак основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете плановнеобходимо регистрировать фактические результаты деятельнсоти предприятия.Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять такназываемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяетсяпоказателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этихотклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельностипредприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либообластях деятельности предприятия намеченные планы выполняютсянеудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когдаокажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходныхположений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации обэтом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способвыполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджеткак средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостныхпоказателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья илитовара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должнабыть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельныхмероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой ценыпоставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции — отожидаемого объема реализации; величина отпускной цены — от того, каких объемовзакупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Бюджеткак основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период,необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этотпериод. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикамплана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем втой ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
Бюджеткак средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятиябюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшемоперативные решения принимаются на уровне этого подразделения(децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Еслиже бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятиявряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятияоперативных решений.
2.2.3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Организацияпланирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях несуществует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова,и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. Накрупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должнапроизводиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделенийсосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок,реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях ивыдвигаются предложения относительно тех действий, которые было быцелесообразно предпринять в будущем.
Какпоказано п.2.2.2, бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг отдруга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит ивеличины покрытия необходимо знать условия производства и запланированныеотпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многихпредприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которойсодержится повременной план, а также распределение обязанностей иответственности при расчете бюджетных показателей.
Влитературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемыорганизации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down(сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работапо составлению бюджетов начинается «сверху», т.е. руководствопредприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели поприбыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвиженияна более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планыподразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчетпоказателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем ужеруководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единыйбюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общийбюджет (план) предприятия.
Методыbreak-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практикене целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование исоставление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимопостоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
2.2.4.ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ.
Предприятиедолжно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономическихобластях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовомположении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являютсяцентральными элементами внутрифирменного планирования.
Планированиепотребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводитьпланирование использование как основного, так и оборотного капитала. Важнымфактором планирования использования оборотного капитала является планированиевремени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятиядолжно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продуктапотребителем.
Планированиепотребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станкиизнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование,компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
Этоозначает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегическогопланирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки ирасширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности вкапитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основныхисследований по производственным методам.
Планированиеисточников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доходот продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача преждевсего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно вто время, когда возникает такая потребность.
Качественноепланирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не толькововремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который можетих предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которойони будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзяполагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений сдоходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когдарынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.
2.3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.
2.3.1.УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ.
Существуютследующие основные направлен расходования фондов большинства предприятий:закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата посчетам за коммунальные услуги, налоги.
Увеличениеактивов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания,земля — все это активы. Любое увеличение активов означает использование фондов.
Уменьшениепассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковскиезаймы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могутпойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.
Платежисобственникам. В частных предприятиях и товариществах все, что осталось послеувеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорацияхкапитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам ввиде дивидендов.
2.3.2.Управление текущими активами.
Подтекущими активами понимаются активы, которые предприятие может держать впределах года.
Циклоборотного капитала. Текущие активы используются в качестве оборотногокапитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходятопределенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходныхматериалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается вкредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются,превращаясь в ликвидные активы.
Эффективноеиспользование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нуждоборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, онимогут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в видедоходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается всовершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами)посредством:
— планирования закупок необходимых материалов;
— введения жестких производственных систем;
— использования современных складов;
— совершенствования прогнозирования спроса;
— быстрой доставки.
Второйпуть сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетовдебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов,которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов,предъявляемых к оплате.
Третийпуть сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использованииналичных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидныеактивы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочныегосударственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидностьединовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход ввиде процентов.
2.3.3.Управление основными активами.
Косновным активам относятся те, которые фирма использует больше года. Онивключают основной капитал и природные ресурсы. Одной из обязанностейфинансистов является выбор варианта использования имеющихся фондов: наприобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращениепассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнитьстоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерамисокращения расходов, к которому приведет его использование.
Решениео приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметыкапиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку«плюсы» добавочных основных активов обычно проявляются по прошествиинескольких лет.
2.4.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Принципответственности предприятий за результаты своей финансово — хозяйственнойдеятельности реализуется в случае образования убытков, неспособностипредприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ,услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. принаступлении банкротства предприятия. Это представляется естественным ицелесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание ифункционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем,убыточность многих предприятий в России обусловлена объективными причинами, аих ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальнымпотрясениям. В развитых странах уже выработана система контроля, диагностики изащиты предприятий от банкротства (если это возможно и необходимо длянациональной экономики).
Необходимостьконтроля за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия объективновытекает из сущности финансов как денежных отношений. Финансово — хозяйственнаядеятельность предприятий связана с формированием и расходованием денежныхсредств, а следовательно, затрагивает интересы государства, работниковпредприятия, акционеров и всех возможных контрагентов предприятия.
Контрольпроявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и мерывоздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния напредприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет иприменение штрафных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленныхфинансовых ресурсов и т.д.).
Контрольфинансово — хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы.Государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно — ревизионнымуправлением Министерства финансов РФ по отношению к государственнымпредприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своейкомпетенции проводят проверки отдельных сторон финансово — хозяйственнойдеятельности предприятий независимо от их организационно — правовых форм и формсобственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.
Независимыйвневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектомконтроля является деятельность всех экономических субъектов, т.е. предприятийнезависимо от их организационно — правовых форм и видов собственности,объединений предприятий — союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых,региональных и других объединений, а также остальных экономических субъектов,осуществляющих предпринимательскую деятельность, органов государственной властии управления и органов местного самоуправления.
Содержаниемаудиторского контроля являются проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности,платежно — расчетной документации, других финансовых обязательств и требованийэкономических субъектов. Цель аудиторской деятельности — установлениедостоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствиясовершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующемузаконодательству.
Результатомпроверок аудиторской фирмы становится подтверждение или неподтверждениереальности данных, содержащихся в отчетности. Если говорить о всестороннемконтроле за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия, получившемназвание внутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверкуправильности отражения финансовых результатов, полноты и своевременности уплатыналогов в бюджет, распределение прибыли, выплаты дивидендов и пр. Вкупе санализом финансового состояния предприятия на основе специальных показателейвнутренний контроль является инструментом управления финансами предприятия.
Списокиспользованной литературы.
1. Финансовыйанализ./ Ковалёв.— Москва 2000г.
2. Финансыпредприятий./ Е.И.Бородина, Ю.С.Голикова, Н.В.Колчина, З.М.Смирнова.— Москва1995г.
3. Анализ хозяйственно-финансовойдеятельности предприятий./ В.А.Раевский.— Москва 1988 г.
4. Экономика фирмы./Й.Ворст, П.Ревентлоу. — Москва 1994г.