Кафедра «Денежно-кредитные отношения и банки» КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
«ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Выполнила:
студентка группы БД3-4
Балакирева Е.
Проверила:
доц. Захарова О.В…
Москва 2008
Балакирева Екатерина группа БД3-4
ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по курсу «Деньги, кредит, банки»
«Обязательное страхование вкладов – проблемы и перспективы»
ПЛАН
Введение
Глава 1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования вкладов.
1.1. Понятие и виды систем страхования вкладов.
1.2. Обязательное страхование вкладов как необходимое условие функционирования современной сберегательной системы.
1.3. Цели участников системы страхования вкладов.
Глава 2. Анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов.
2.1. Мировой опыт формирования и функционирования системы страхования вкладов.
2.2. Становление и функционирование систем страхования вкладов в США и Германии.
2.3. Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования вкладов.
Глава 3. Основные направления развития системы страхования вкладов в России.
3.1. Современное состояние системы страхования вкладов в России.
3.2. Способы построения системы страхования вкладов в России.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
Основными задачами современной российской экономики являются повышение капитализации банковской сферы, увеличение объемов инвестиций и долгосрочного кредитования реального сектора экономики, развитие ипотечного кредитования. В решении этих задач важнейшее значение имеет привлечение в банковскую сферу свободных денежных средств граждан. Поэтому задача увеличения мобилизации финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет для нашей страны макроэкономическую значимость.
Не привлеченные в хозяйственный оборот накопления населения теряют свою покупательную способность в результате инфляции и лишают предприятия необходимых кредитных и инвестиционных ресурсов. По мнению большинства отечественных экспертов, занимающихся данной проблемой, главным фактором, препятствующим решению этой задачи, является низкий уровень доверия граждан к коммерческим банкам, который связан с последствиями финансового кризиса 1998 года.
Таким образом, чтобы повысить доверие населения к банковской системе страны, развивать рынок банковских услуг, необходимо введение различных способов обеспечения исполнения банками обязательств перед гражданами – вкладчиками.
Для этого Банк России и Правительство РФ реализуют различные мероприятия. Одним из основных можно назвать принятие в 2003 году Федерального Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», который в целом положительно повлиял на развитие сберегательного дела в современной России… Этот закон устанавливает организационные основы системы страхования вкладов и обеспечивает необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.
По данным Международного Валютного Фонда, страхование банковских вкладов принято более чем в 70-ти странах: США и Канаде, всех европейских, 10 африканских, 12 латиноамериканских и 8 азиатских государствах[1], на Украине, в Казахстане и Армении. По мнению экспертов Всемирного банка, страхование вкладов направлено на защиту интересов мелких вкладчиков и укрепление стабильности банковской системы: гарантируя сохранение сбережений вкладчиков, механизм страхования вкладов поощряет их доверять свои сбережения банкам и предотвращает массовое изъятие вкладов в случае кризиса[2].
Вопросы развития теории сберегательного дела давно являются предметом изучения ряда зарубежных и отечественных ученых, таких, как: Г. Десмонда, П. Роуза, Р. Келли, Ю. Кашина, О. Лаврушина, А. Ольщаного, Г. Панова и других. Они изучали проблему сущности и экономического значения сбережений граждан как элемента инвестиционного потенциала страны. Многие ученые занималась более узкой темой, посвященной системе страхования вкладов. Здесь можно выделить таких российских ученых как А. Аникин, В. Виноградов, А. Вишневский, И. Ларионова, А. Турбанов. Из зарубежных ученых этой проблемой занимались К. Гавальд, Г. Гарисия, Ж. Стуфле. Они
разработали теоретическое обоснование и сформулировали требования к практической организации систем защиты сбережений населения в кредитных организациях.
Однако ряд вопросов страхования вкладов физических лиц до сих пор являются нерешенными. В первую очередь это касается особенностей организации и функционирования системы страхования вкладов в условиях переходной экономики.
Главной цельюисследования в моей работе является анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и основные направления и перспективы ее развития в России.
В своей курсовой работе я поставила ряд задач, которые необходимо рассмотреть:
o Рассмотреть основные понятия и виды системы страхования вкладов;
o проанализировать зарубежный опыт, выявив его элементы, пригодные для использования в условиях переходной экономики в нашей стране;
o рассмотреть основные направления развития системы страхования вкладов в России и способы ее совершенствования.
Глава 1. Понятие и экономические предпосылки создания системы страхования вкладов
1.1. Понятие и виды систем страхования вкладов
Система страхования вкладов — это комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства финансового учреждения[3].
Система страхования базируется на следующих принципах:
- обязательность участия в системе страхования вкладов;
- снижение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае, когда банки не выполняют своих обязательств;
- прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
- накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных взносов банков-участников системы страхования вкладов.
Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года.
Основная задача системы обязательного страхования банковских вкладов — защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в банках[4].
Защита финансовых интересов граждан является одной из важных социальных задач во многих странах мира. Система страхования вкладов обязательна во всех государствах-членах Европейского Сообщества, она действует в США, Японии, Бразилии, а также в странах СНГ — на Украине, в Казахстане и Армении[5].
Все существующие системы страхования вкладов в мире можно классифицировать по ряду признаков.
1. По способам организации систем страхования существуют два основных вида, которые выделяются согласно методологии Международного валютного фонда:
- система положительно выраженных гарантий;
- система не выраженных прямо гарантий.
Согласно мнению Мирошникова В.А., заместителя генерального директора Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», суть этих систем можно раскрыть в таких названиях, как:
- системы законодательных гарантий (чаще именуемые как страховые системы);
- системы общих государственных гарантий (называемые гарантийными)[6].
Для первого типа систем характерно наличие законодательно установленной процедуры возмещения потерь вкладчикам при банкротстве банка, который входит в систему страхования вкладов. Клиенты банка заранее знают, какова страховая сумма, на которую они могут рассчитывать. Такая система создает уверенность вкладчиков в сохранности своих средств благодаря ее предсказуемости, а также способствует аккумулированию свободных денежных ресурсов в банках.
Второй вид систем характеризуется отсутствием четкого законодательства, определяющего способы защиты вкладов, но при этом предполагается, что государство гарантирует вложенные в банки денежные средства. Возможность получить возмещение и его сумма будут зависеть от сложившейся ситуации, от принятого государственными органами решения, которое определяет сроки, суммы и другие условия выплат. В основу этого вида систем положено доверие граждан к государству, что характерно для стран с жестким централизованным управлением и с сильной зависимостью банков от государственных структур.
Вопрос об использовании систем гарантирования вкладов решается в каждой стране по-своему. Например, в Новой Зеландии и Австралии вообще отказались от каких-либо страховых систем, но при этом были установлены жесткие требования к раскрытию информации, что усилило экономический контроль[7].
2. По организации участия банков в страховой системе выделяют:
- системы обязательного участия банков;
- системы добровольного участия.
Систему обязательного страхования вкладов отличает участие в ней практически всех банков, что позволяет всем кредитным организациям стать членами системы страхования и дает равные гарантии клиентам разных банков. Но в этом случае ослабевает мотивация и желание клиентов искать и выбирать надежный банк, а рост банковских издержек за счет выплат в страховой фонд увеличивает цену банковских услуг. Подобные системы существуют в США, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран[8].
Добровольная система позволяет банкам самостоятельно принимать решение об участии в ней. Банки, не участвующие в системе страхования вкладов, обладают меньшей конкурентоспособностью на рынке банковских продуктов, так как клиенты начинают с настороженностью относиться к таким банкам и идут на риск внесения депозита, рассчитывая на получение более высокого дохода.
Поэтому привлекать клиентов в негарантированные банки приходится путем установления более высоких процентных ставок по вкладам, а банковские издержки при этом растут.
Несмотря на добровольность вступления в систему страхования, регулирующие органы предусматривают некоторые ограничения в деятельности таких банков. Например, они могут потребовать наличие страхового обеспечения, без которого не выдаются лицензии на осуществление конкретных операций, банкам отказывают стать членами банковской ассоциации и т.п. Таким образом государство старается стимулировать банки к вступлению в страховую систему на основе самостоятельно принятого рещения.
3. По размерам гарантий системы страхования вкладов можно разделить на три разновидности:
- полные;
- ограниченные;
- дискреционные.
Полные системы гарантируют выплаты по всем депозитам. Это повышает доверие со стороны клиентов.
Ограниченные системы обеспечивают только частичное покрытие вкладов клиентов. В основном гарантии предоставляются мелким вкладчикам, плохо ориентирующимся в обстановке на рынке, а для крупных сохраняется мотивация верного выбора банка. Для коммерческих банков такая система позволяет облегчить работу с мелкими клиентами, а благодаря снижению объемов взносов— сократить банковские издержки и не завышать цены на свои услуги. Небольшая трудность использования этого вида системы состоит в определении размера страхуемой суммы депозита.
Дискреционная система представляет собой разновидность ограниченной системы, предусматривающей расширение объекта страхования в периоды кризиса банковской системы. По сравнению с другими видами она является более гибкой.
4. По степени государственного участия, системы страхования депозитов могут быть:
- государственными:
- частными;
- смешанными.
Государственные системы чаще всего формируются при введении обязательного страхования вкладов. В этом случае страховая организация создается как государственная, которая действует на некоммерческой основе. Ресурсы этой организации образуются из государственных средств и взносов банков. В такой форме организованы страховые системы в США (Федеральная корпорация страхования депозитов), в Великобритании (Фонд защиты депозитов)[9].
В частных системах страхование вкладов осуществляется специальными организациями, финансирование деятельности которых осуществляется за счет взносов банков-участников, а государство не вмешивается в эти процессы. Такие системы созданы в ФРГ — Фонд страхования депозитов частных банков, во Франции — Фонд депозитного страхования «Механизм солидарности», в Люксембурге – Ассоциация страхования депозитов[10].
В смешанных системах страхования вкладов государство и банки в равной степени участвуют в формировании ресурсов страховой организации. Примером является страховая система Японии, где уставный капитал «Корпорации по страхованию депозитов», действующей с 1971 года, сформирован правительством, Банком Японии и частными банками равными долями[11].
5. По организации финансирования выплат или способу аккумулирования средств страхового фонда системы разделяются:
- с финансированием;
- без финансирования.
Система страхования вкладов с финансированием предполагает, что для выплат страховых возмещений формируется специальный фонд за счет регулярных взносов банков-участников. Это способствует укреплению доверия к системе, а при наступлении страхового случая ускоряет процесс выплаты возмещения вкладчикам.
В системе страхования без предварительного финансирования необходимые для компенсации средства изыскиваются только при возникшей необходимости, к примеру, при банкротстве банка. Такой вид системы является менее предпочтительным. Во-первых, при системном кризисе, когда разоряется множество банков, собрать нужную сумму денег будет трудно или даже невозможно. Во-вторых, процесс сбора средств для выплаты страхового возмещения занимает определенное время. Это провоцирует панику среди вкладчиков, подрывает их доверие ко всей страховой системе. При этом цели системы страхования вкладов, заключающиеся в быстрой ликвидации последствий кризиса и обеспечении стабильности банковской системы, не достигаются. Однако накопленный опыт развитых стран показывает, что средств страхового фонда, особенно в случае системного кризиса, бывает недостаточно. Поэтому во многих случаях используется финансовая поддержка государства для урегулирования последствий банковского кризиса.
В настоящее время в 38 странах применяются системы страхования депозитов с предварительным финансированием. Например в Нидерландах средства страхового фонда формируются в случае банкротства какого-либо банка и установлен верхний предел общего количества собираемых средств[12].
1.2. Обязательное страхование вкладов как необходимое условие функционирования современной сберегательной системы
На современном этапе развития отечественной экономики возникает необходимость в изменении банковской системы Российской Федерации и, как следствие, ее модернизации.
Потребность в кардинальных реформах банковской системы является давно осознанной объективной необходимостью. Также существует мнение, что реформа банковской системы запоздала на несколько лет и необходимо принимать срочные меры по ее модернизации и развитию.
Несмотря на все принимаемые меры по улучшению банковской системы нашей страны, Банк России не всегда в состоянии адекватно оценивать ситуацию в банках и прогнозировать развитие банковской системы в целом. Необходимость коренных изменений банковской системы России вызвана целым рядом объективных проблем, среди которых можно выделить наиболее существенные:
- недостаточная капитализация банковской системы;
- отсутствие у банков с российским капиталом долгосрочных финансовых ресурсов для кредитования субъектов экономики;
- доверие населения к банковской системе России невелико.
Главная причина данного явления — финансовая ненадежность большинства существующих финансовых институтов и значительные потери населения от крушения крупнейших московских частных банков в период реформ 90-х годов.
Самым тяжелым последствием банковских кризисов различных стран стал тотальный кризис недоверия населения к банковской системе. Никакими административными мерами невозможно заставить население хранить свои свободные денежные средства в банках. Необходимо проведение серьезных экономических мер и создание объективного нормативно – правового обеспечения функционирования системы защиты банковских вкладов.
В этих условиях вопрос о создании системы, которая позволила бы защитить вклады граждан от риска быть потерянными, выходит на первый план при реализации мероприятий по восстановлению доверия населения к отечественным банкам.
В России по-прежнему существуют политическая и экономическая нестабильность, которые являются следствием:
- снижения сберегательной активности и увеличения размеров потребления за счет накопительных средств при падении интереса к доходам, получаемым в виде процента по вкладам;
- снижения активности населения по вложению средств в государственные и корпоративные ценные бумаги;
- перевод средств из рублевых вкладов в валютные.
Перед современным российским государством стоят важные задачи внутреннего характера, касающиеся стимулирования экономического роста и повышения уровня защищенности прав и законных интересов человека и гражданина.
В последнее время государство нашей страны стало все больше обращать внимание на практически не задействованный ранее в России ресурс и потенциал сбережений населения. Поскольку именно банки играют роль основного посредника между инвестором и производственным сектором, то объем финансовых ресурсов, направляемых банками в реальную экономику, сильно ограничен. Именно поэтому для российского государства, перед которым стоит проблема экономического роста, очень важно вернуть доверие населения к банкам, чтобы аккумулировать сбережения физических лиц в банковской системе и впоследствии инвестировать привлеченные средства в производство.
Таким образом, экономическая задача — привлечение инвестиций, неразрывно связана с социальной проблемой — защитой интересов вкладчиков.
В программных документах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России ставилась задача о необходимости формирования общероссийской системы страхования вкладов. Эту позицию активно поддержали представительные и законодательные органы государственной власти и банковское сообщество. Одновременно успешное развитие экономики в последние годы позволило сформировать прочный фундамент для создания системы защиты банковских вкладов.
Для решения поставленной задачи важнейшим актом в этой сфере является принятие ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в 2003 году и создание системы страхования вкладов.
В настоящее время система защиты банковских вкладов существует в странах с исторически сложившейся рыночной экономикой, являясь при этом неотъемлемой частью банковской системы. На Западе данная схема получила большое распространение и в силу своей развитости подразумевает под собой более широкое понятие, а именно «систему страхования вкладов».
Страхование банковских вкладов можно определить как правоотношения по защите интересов физических лиц, заключивших с банком договор банковского вклада или банковского счета, при наступлении определенных страховых случаев за счет фонда обязательного страхования вкладов, формируемого Агентством по страхованию вкладов из уплаченных банками страховых взносов, а также за счет иных средств.
Страхование вкладов осуществляется в силу Закона о страховании вкладов и не требует заключения договора страхования (п. 3 ст. 5 Закона). Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков, имеющих разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Поэтому рассматриваемые отношения отнесены к такой форме страхования как обязательное страхование (ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[13], ст. 935 ГК, ст. 1 Закона о страховании вкладов).
Однако вопрос о сущности страхования вкладов и его месте в системе российского права неоднозначен. М.И. Брагинский и В.В. Витрянский относят его к взаимному страхованию при обязательном страховании[14]. По мнению профессора В. Сергеева, страхование банковских вкладов страхованием в традиционном правовом понимании не является. Аргументами в защиту этой точки зрения ученый называет специфичные цели, как укрепление доверия населения к банковской системе России и стимулирование привлечения в эту систему средств граждан; отзыв у банка, принявшего вклад, лицензии на осуществление банковских операций или введение моратория на удовлетворение им требований кредиторов как единственные виды страхового случая.[15]
Кредитная организация несет обязанность обеспечивать сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательствперед вкладчиками, обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования. Важнейшим способом законодательного обеспечения защиты прав и интересов граждан, заключивших договор банковского вклада или банковского счета является введение системы обязательного страхования вкладов физических лиц. Правовые, финансовые и организационные основы функционирования указанной системы установлены Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[16]. Закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. Помимо названного закона, отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными актами Банка России.
Основой для принятия решения о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент вкладчиков, получающих полное возмещение. В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения. В России при принятии Закона размер страхового возмещения соответствовал 1,34 доли ВВП на душу населения, что характеризовало национальную систему защиты вкладов как соответствующую наилучшей мировой практике.
К плюсам такой системы можно отнести простоту расчета страхового возмещения, что делает систему страхования понятной для общества. Недостатком такой системы является снижение заинтересованности вкладчиков в мониторинге финансового состояния банков.
С 2006 года в России была введена многоступенчатая шкала страховки. Помимо стопроцентной гарантии для суммы в 100 тысяч рублей каждые дополнительные 100 тысяч, прибавляемые к размеру выплат, гарантируются на 90%.
Средний размер вклада в банках-участниках системы страхования вкладов — 13,6 тыс. руб2. В результате, в Законе учтены все возможные и необходимые величины по формированию и возмещению средств для функционирования системы страхования вкладов. Таким образом, обеспечены равные условия поддержки со стороны государства для больщинства вкладчиков в стране, одинаковые конкурентные условия по привлечению вкладов граждан для всех банков, в том числе для банков с государственным участием.
Принятие и реализация законодательства о страховании вкладов привели к тому, что многие российские банки заново пересмотрели свои стратегические планы. Многие банки по-новому взглянули на процессы управления, внутреннего контроля. Они усовершенствовали процедуры принятия деловых решений, раскрыли ранее непрозрачные структуры собственности, улучшили качество кредитных портфелей, привели экономические нормативы и показатели финансовой устойчивости в соответствие с требованиями законодательства.
Участие в системе страхования вкладов и уплата страховых взносов в фонд страхования вкладов обязательны для всех кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц3.
1.3. Цели участников системы страхования вкладов
Закон о страховании вкладов включает в состав участников системы страхования вкладов вкладчиков; банки, имеющие разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц; Агентство по страхованию вкладов (далее – Агентство); Банк России. В правоотношениях страхования Агентство признается страховщиком, банки — страхователями, а вкладчики — выгодоприобретателями.
Помимо субъектов, названных в качестве участников системы страхования вкладов, к их числу можно причислить иПравительство РФ, которое имеет право осуществлять управление системой страхования вкладов и контроль за ее функционированием путем участия его представителей в совете директоров Агентства.
Участниками системы страхования вкладов могут являться также банки – агенты, которые, действуя от имени и за счет Агентства, осуществляют прием от вкладчиков заявления о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплаты возмещения по вкладам1.
Для построения эффективно работающей системы страхования вкладов необходимо определить, какие цели преследует создание этой системы. То есть, каких результатов от ее функционирования ожидает государство, банковское сообщество и общество в целом2.
Государство, в первую очередь, заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация сбережений населения, их вовлечение в инвестиционный процесс. Что касается стран с исторически сложившейся рыночной экономикой, важнейшую роль в этом процессе играют такие учреждения, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.
В настоящее время коммерческие банки являются преимущественно частными предпринимательскими структурами, они не берут на себя решение общегосударственных или региональных экономических и социальных задач, если это не приносит им прибыль. Но от них требуется понимание того, что банковский бизнес призван нести определенную долю ответственности за социально экономическое состояние общества. То есть должны быть найдены такие формы взаимодействия государства и банков, которые будут стимулировать их к участию в реализации общественных целей.
Одним из направлений деятельности кредитных организаций является
инвестиционная деятельность, в процессе которой они инвестируют не
собственные, а привлеченные средства, а значит, риск подобных инвестиций
полностью перекладывается на их клиентов.
Основной риск лежит на банках, поскольку именно они занимаются рискованной деятельностью. Если банк имеет крупных вкладчиков и у них возникнет необходимость изъятия своих средств, то банку придется искать источники финансирования, иначе
он будет иметь большие проблемы. По различным причинам может произойти чрезмерное изъятие вкладов населением, поэтому большинство банков тщательно
отслеживают состав источников финансирования.
Таким образом, банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.
Что касается самих вкладчиков, не раз лишавшихся в той или иной форме своих
сбережений, то их заинтересованность в системе страхования вкладов заключается в стремлении сохранить право собственности на свои денежные средства, внесенные в качестве вклада в банк.
Вкладчики тоже несут определенный риск. Закон о страховании банковских вкладов физических лиц не предусматривает возвращения вкладчикам всех вложенных в банк средств. «Если вы гарантированно хотите вернуть себе все деньги — размещайте по 100 тысяч рублей в разных банках33», потому что, если страховой случай наступил в
отношении нескольких банков, в которых у вкладчика есть вклады, размер страхового возмещения рассчитывается в отношении каждого банка отдельно.
Российский закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:
· защита прав и законных интересов вкладчиков банков;
· укрепление доверия к банковской системе;
· стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
По мнению А.Ф.Пенкина, можно назвать также несколько иных причин-целей, по которым страна вводит систему страхования вкладов, и, следовательно, чего она ждет
от этой системы:
- обеспечение защиты владельцев небольших вкладов;
- укрепление доверия общества к банковской системе путем создания регламента
для реструктуризации несостоятельных банков; накопление сбережений и
поощрение экономического роста;
- обеспечение конкуренции между небольшими и вновь созданными банками и крупными и/или государственными банками;
- установление границ для рисков государства понести убытки при банкротстве отдельного банка или группы банков;.
Конечно, только страхование вкладов не может обеспечить уверенности в том, что финансовая система будет здоровой. Задача обеспечения финансовой стабильности в стране должна решаться совместными усилиями всех заинтересованных органов: Банка России, органа банковского надзора и Агентства по страхованию вкладов. Стремление только за счет создания системы страхования вкладов разрешить проблему недоверия общества к государству и банкам, обеспечить финансовую стабильность в стране невозможно без реформирования всей правовой, финансовой и институциональной базы государства.
Глава 2. Анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов
2.1. Мировой опыт формирования и функционирования системы страхования вкладов
В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют уже в 95 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов1.
За последнее десятилетие обязательные системы страхования вкладов введены в большинстве бывших социалистических государств, в том числе в странах СНГ и Балтии: сегодня они функционируют во всех странах, вошедших в Европейское сообщество, а также в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Армении, Молдове и Таджикистане.
В Европе с 1994 года действует Директива Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов». В соответствии с этим документом каждое государство – член ЕС осуществляет контроль за созданием и развитием на своей территории одной или нескольких систем гарантирования депозитов. При этом ни одно кредитно-финансовое учреждение, получившее разрешение на банковскую деятельность, не может принимать вклады, не будучи членом одной из таких систем. Директива предусматривает уровень гарантирования вкладов в размере не менее 20 тыс. евро на одного вкладчика.
Банковская система сильно подвержена кризисным явлениям, которые
могут затрагивать не только финансово-устойчивые банки, но и их клиентов.
Существенный урон стабильному функционированию кредитных
организаций может нанести изъятие вкладов физическими лицами, причем этот
процесс может приобрести стихийный характер и охватить большое число банков,
вызвать остановку проведения ими расчетных операций, привести к спаду экономической активности.
Последствия таких потрясений наносят огромный вред экономике страны, причем затраты на восстановление платежеспособности не столь велики, как потеря доверия к банкам со стороны вкладчиков.
Поэтому правительства многих стран были вынуждены создать условия и выработать способы борьбы, связанные с массовым изъятием вкладов и кризисных ситуаций в банковской системе и экономике.
Решения о создании систем страхования депозитов многие страны
принимали в периоды кризисов банковских систем: в США во время «Великой
Депрессии», в Великобритании — во времена банковского кризиса 70-х годов прошлого столетия2.
За последнее время большинство стран мира часто сталкивалось с кризисом банковской системы, что заставило их ввести страхование вкладов для стабилизации финансовой системы и предотвращения потенциальных банкротств отдельных банков в будущем.
Банковские кризисы поражали как развитые страны (США, Испанию, Норвегию, Финляндию, Швецию, Японию), так и развивающиеся, в основном страны Латинской Америки.
Эффективность функционирования системы защиты вкладов зависит от многих
факторов. Как показывает мировой опыт, деятельность институтов страхования вкладов и ее совершенствование осуществляется с учетом реформирования специальных институтов надзора и реструктуризации банковской системы, а также усиления аудита банковской деятельности. Только благодаря тесной координации этих институтов позволяет поддерживать стабильность банковской системы.
Обязательным условием нормальной работы банков является наличие систем поддержки их функционирования. Такие системы имеются практически во всех зарубежных странах с исторически сложившейся рыночной экономикой и выполняют две взаимосвязанные функции:
1. обеспечивают финансовую поддержку банков, оказывающихся в трудных финансовых ситуациях, на грани неплатежеспособности;
2. защищают вкладчиков от полной потери их сбережений путем выплаты страхового возмещения по вкладам.
Таким образом, удается избежать массового изъятия вкладов населением.
В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны имеют системы гарантирования страхования банковских вкладов (см. Приложение 1).
В целом системы страхования банковских вкладов сводятся к двум типам: американская и германская.
В 1933 г. была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Американская система страхования депозитов является старейшей и наиболее авторитетной в современном мире. Ведущую роль в этой модели играет государство, а
не банки. ФКСД ориентирована на защиту интересов вкладчиков коммерческих банков. Страховой фонд, которым управляет ФКСД, образуется из взносов банков. Страховой случай наступает при банкротстве банка или его закрытии государственными контролирующими органами. Тогда вкладчикам выплачивается страховое возмещение.
Опыт ФКСД используется в системах страхования вкладов в банках Канады, Великобритании и Японии.
Второй тип распространен в Западной Европе и основывается на германском опыте.
В Германии существуют государственная и частная системы гарантий вкладов, которые отличаются как списком банков-участников, так и объемом компенсации.
В отличие от Германии в большинстве других стран «недострахованные» суммы можно получить только после банкротства банка. Такие доплаты предусмотрены, например, в Америке, Великобритании, Японии, Франции.
С 19 февраля 1982г. в Великобритании начал действовать Фонд обязательного страхования банковских вкладов. Он образован на основе законодательного распоряжения органов власти, является самостоятельным юридическим лицом. Вклады всех без исключения банков страхуются, кроме отдельных филиалов иностранных банков. Еще одной особенностью данного фонда является страхование вкладов только в фунтах стерлингов, находящиеся на счетах в Великобритании. Максимальный размер страхового
возмещения для одного вкладчика определен в 100% до 2 000 фунтов стерлингов и 90% от 2 000 до 33 000.
Во Франции Фонд депозитного страхования называется «механизм солидарности» и управляется Французской ассоциацией банков. «Механизм солидарности» охватывает все банки, находящиеся на территории Франции, включая и филиалы иностранных банков. Не подпадают под страховую защиту депозиты зарубежных отделений французских банков, межбанковские депозиты и вклады в иностранной валюте3.
Как и в других странах, страховой фонд формируется из взносов банков. Их величина определяется по специальной шкале с учетом объема депозитов каждого банка, но не может превышать 30 млрд. франков. Сумма страхового возмещения на одного вкладчика не может превышать 70 000 евро.
В Японии существует корпорация по страхованию депозитов с 1971 г. Ею управляют комитет, куда входят также управляющий Банком Японии и представители частных банков. Участие в системе страхования депозитов является обязательным для всех городских банков, валютных и сберегательных банков, а также кредитных кооперативов. Система закрыта для местных отделений иностранных банков. Страховое возмещение выплачивается из фонда, который образуется из ежегодных взносов в размере 0,008% застрахованных депозитов банка. Компенсация вкладчикам выплачивается только в том случае, если их депозиты были выражены в иенах.
В Венгрии страхование распространено также на вклады юридических лиц.
В Эстонии власти произвели основательный пересмотр банковской системы, закрыв еще в 1992г. три проблемных банка и создав на их базе новый Северный эстонский
банк. Вкладчики закрытых банков получили лишь частичную компенсацию.
В основном в большинстве стран мира стараются придерживаться обязательной формы участия банков в системе страхования. Средства системы формируются за счет отчислений коммерческих банков с учетом риска проводимых ими операций. В случае
недостатка средств системы для полной выплаты по вкладам, государство часто
оказывает временную финансовую поддержку на условиях обязательной возвратности выданных средств4.
Таким образом, можно сказать, что все экономически развитые страны имеют сейчас систему защиты банковских вкладов.
Изучив моделей защиты банковских вкладов в зарубежных странах можно выделить следующие принципы ее эффективной организации:
- защита мелких вкладчиков;
- система защиты банковских вкладов не должна создавать необоснованных преимуществ для отдельных субъектов банковской системы, то есть должна сохраняться конкурентная среда;
- важным фактором является организация финансирования путем выплат
компенсации при наступлении неблагоприятных последствий для вкладчиков и неисполнения банками своих обязательств;
- возможность значительного сокращения количества банков, не вступивших в систему страхования банковских вкладов и преобладание значительного количества иностранных банков на российском рынке банковских услуг.
2.2. Становление и функционирование систем страхования вкладов в США и Германии
Срочные вклады — наиболее стабильная часть привлекаемых ресурсов, позволяющая банку осуществлять кредитование на длительные сроки по достаточно высокой ставке1. Обеспечение защиты значительной части ресурсов в структуре банковских пассивов рассматривается в большинстве зарубежных стран как необходимая, стратегически важная задача государства.
Существующие в мире системы страхования вкладов похожи на две основные модели – американскую и германскую.
1. Система страхования вкладов в США.
В США функционирует развитая система кредитных институтов. Она была создана по британскому образцу, а в настоящее время сама является примером для других стран, ставших на путь создания систем этого типа.
В отличие от ряда других стран система специальных сберегательных учреждений в США сложилась без прямого участия государства и представлена в настоящее время либо частными акционерными, либо взаимными (кооперативными) кредитными институтами. Система сберегательных институтов включает три главных типа учреждений: ссудо-сберегательные ассоциации, сберегательные банки и кредитные союзы2.
Сберегательные учреждения являются важным элементом кредитной системы страны. Проблема страхования вкладов тесно связана с обеспечением эффективного надзора за деятельностью кредитных институтов.
В США все коммерческие банки делятся на национальные (имеющие федеральную лицензию) и банки штатов, которым лицензии выдаются органами банковского надзора отдельных штатов. Национальные банки обязаны быть членами Федеральной резервной
системы (ФРС), а банки штатов могут по своему усмотрению входить или не входить в ФРС. Фактически только часть мелких банков не входит в ФРС.
Национальные банки находятся в ведении особого федерального органа — Управления контролера денежного обращения, которое осуществляет лицензирование банков, ревизию, надзор и их ликвидацию. Для банков штатов соответствующие функции выполняют органы банковского надзора штатов. Принципиальных различий по характеру операций междунациональными банками и банками штатов не имеется.
Федеральная резервная система осуществляет надзор за деятельностью банков-участников. В основном она проверяет, соответствуют ли установленным нормативам и правилам финансовые показатели банков, а также выполнение ими минимальных резервных требований.
Также за сберегательными учреждениями осуществляет надзор еще один федеральный регулирующий орган — Управление контроля над сберегательными учреждениями. Государственная система страхования вкладов ФКСД имеет право осуществлять надзор только за банками штатов, не входящими в ФРС.
Американский закон о страховании вкладов предусматривает единственное ограничение, исходя из размера вкладов одного вкладчика в одном кредитном институте (в настоящее время — 100 тыс. долл.).
В соответствии с Законом о банковской деятельности первая государственная система страхования вкладов была образована в США в 1933 году. С 1 января 1934 года ФКСД начала свою деятельность на временной основе, с 23 августа 1935 года — на постоянной3.
В международной практике известны системы страхования вкладов, обязательные для всех кредитных институтов, и добровольные системы. В США действует обязательная
система страхования вкладов. При этом размеры взносов банков в фонд страхования вкладов и суммы выплат вкладчикам утверждаются законодательно.
Страхованию подлежат все вклады в банках — участниках ФКСД, и их гарантийные обязательства перед клиентами. Страхуются вклады физических и юридических лиц, включая государственные и частные предприятия. В основном этому принципу следуют и другие зарубежные страны, хотя существуют и некоторые отклонения от такой практики.
Создателем действующей сейчас в США системы страхования вкладов выступает государство. Первоначальный капитал страховых фондов был сформирован из средств казначейства и федеральных резервных банков, входящих в состав Федеральной резервной системы США. Потом страховой фонд ФКСД пополнялся за счет регулярных взносов банков.
Аккумулированные государственные платежи и взносы банков размещаются в специально созданном фонде страхования вкладов, размер которого устанавливается в отношении к сумме страхуемых вкладов.
Американская система страхования вкладов предусматривает при наступлении страхового случая возмещение вкладчикам вложенных средств в неполном размере. Для целей страхования суммы вкладов, размещенные одним вкладчиком в одном банке на разных вкладах, объединяются, но вклады одного физического лица в разных банках страхуются по отдельности.
Деятельность ФКСД нацелена в первую очередь на предотвращение банкротств банков, поскольку при этом вкладчики фактически не несут потерь независимо от размера и типа их вкладов. Контроль за деятельностью ФКСД осуществляет конгресс и федеральное правительство.
ФКСД осуществляет надзор за банками, привлекающими вклады и являющимися
ее участниками, в целях обеспечения их надежности, устойчивости и соблюдения ими законодательства. При совершении банком незаконных или чрезмерно рискованных
операций ФКСД вправе исключить его из системы защиты интересов вкладчиков, что влечет за собой отзыв у него лицензии и последующее закрытие.
Проведение ликвидационных мероприятий в банках – участниках ФКСД, лишенных права на привлечение вкладов, также возложено на ФКСД.
С недавнего времени ФКСД стала практиковать систему мер финансового и юридического характера по защите интересов вкладчиков. Эта система получила название операции по покупке и принятию на себя обязательств. Подобного рода операции ФКСД сокращают расходы государства на цели поддержания финансовой устойчивости самой корпорации.
Можно сказать, что американской системой страхования
вкладов накоплен значительный как положительный, так и отрицательный
опыт развития и становления системы страхования банковских вкладов, который целесообразно учитывать в развитии отечественной системы страхования вкладов.
2. 2. Система страхования вкладов в Германии
Кредитная система Германии состоит из центрального банка страны — Немецкого федерального банка, коммерческих или кредитных банков, а также специализированных кредитных институтов4. Немецкая кредитная система — высокоразвитая, отличающаяся разнообразием кредитных институтов и эффективностью их функционирования.
Аккумуляция сбережений населения, как источник их ресурсов, играет важную роль и пользуется поддержкой со стороны государства, так как высокая склонность к сбережению является в этой стране частью национального менталитета.
Проблема защиты интересов вкладчиков возникла в Германии в период мирового экономического кризиса 1929-1933 годов, который был в этой стране таким же острым, как и в США.
В настоящее время в Германии, как и во многих других странах, действует
принцип двойного надзора за банками: со стороны специального государственного органа — Федерального ведомства контроля над кредитным делом и со стороны центрального банка страны — Бундесбанка.
Саморегулирование кредитной системы представлено предпринимательскими союзами и тремя группами универсальных банков. Особенную роль играет Федеральный союз германских банков. Подобные союзы также созданы группой сберегательных банков и группой кооперативных банков. Государственные органы надзора осуществляют тесное сотрудничество с этими союзами.
Наряду со специальным органом надзора за банковской сферой в Германии действуют специальные органы страхования вкладов. Сначала страхование вкладов практиковалось сберегательными и кооперативными учреждениями и лишь на более позднем этапе оно было распространено на другие банки, которые работают со вкладами.
В Германии действует система государственного страхования вкладов, представленная Государственным фондом страхования вкладов. Этот фонд отличается от частных фондов страхования вкладов числом банков-участников и размерами выплачиваемых вкладчикам возмещений.
В случае банкротства банка размер выплат из средств Государственного фонда страхования вкладов составляет 90% объема вклада, не превышающего 20 000 евро. Таким образом, если размер вклада оценивается в 1000 евро, то вкладчик получит 900 евро, а если 30 000 евро, то — 20 000 евро. Вклады в немецких государственных банках — так называемых Ландесбанках5 и Шпаркассен – гарантированы государством к возмещению на 100%.
Созданная в Германии в 1978 году система страхования вкладов с тех пор не подвергалась
существенным изменениям.
Характерной особенностью германской системы защиты вкладчиков, отличающей ее от большинства других стран, является разветвленная сеть системы страхования вкладов, в которую входят Фонд страхования депозитов частных банков, Фонд
страхования депозитов сберегательных касс и Страховой фонд кооперативных банков.
Эти страховые фонды характеризуются следующим образом:
- страхование вкладов охватывает банки и их филиалы, действующие на территории Германии и стран ЕС;
- страховые фонды формируются за счет взносов банков-участников;
- страхованию подлежат вклады в любой валюте;
- никто не имеет права вмешиваться в деятельность фондов страхования вкладчиков;
- системный банковский кризис не рассматривается в качестве
страхового случая.
Страхуются практически все виды вкладов за некоторым исключением. Например, страхованию не подлежат обязательства банка в отношении своих руководителей и учредителей, являющихся физическими лицами, и требования к банку членов его наблюдательного совета.
В Германии действует смешанная система аккумуляции средств банков, предусматривающая небольшие по объему страховые взносы. Основная ставка взносов составляет 0,03% в год от суммы вкладов. До определенной суммы страхуются в полной мере все вклады. Это относится к любым видам вкладов — как текущим, так и сберегательным. Каждому вкладчику гарантируется возврат вклада в полном объеме, если он не превышает 30% от величины собственного капитала банка.
Банк может быть исключен из числа участников Фонда страхования
вкладов в случае нарушения банком его устава, несвоевременного и
неполного перечисления банком сумм взносов и т.д. Исключение банка из фонда ведет к его автоматическому исключению из Федерального союза немецких банков и наоборот.
Действующий в Германии Фонд страхования депозитов сберегательных касс является дополнительным механизмом защиты интересов вкладчиков. Особый статус сберегательных касс как организаций, находящихся на государственном обеспечении, является надежной гарантией.
Другим элементом защиты сберкасс являются страховые резервы Ландесбанков, создаваемые в объеме 1% от суммарных небанковских вкладов. Для их формирования Ландесбанки ежегодно перечисляют указанную сумму до тех пор, пока резервы не достигнут 50% общего объема застрахованных вкладов.
Рассмотрев зарубежный опыт функционирования систем страхования вкладов можно сделать определенные выводы.
На выбор конкретной модели системы страхования вкладов решающее влияние
оказывают как особенности исторического развития страны, так и специфика экономических и политических проблем, которые необходимо решить при ее создании.
Создание эффективной системы страхования вкладов актуально для всех стран с переходной экономикой. Введение такого института — один из важнейших факторов предотвращения банковских кризисов.
Из всех действующих сейчас зарубежных систем страхования вкладов наиболее действенными, эффективными и отвечающими поставленным перед ними задачам, являются системы страхования вкладов в США и Германии.
Американская система страхования вкладов представляет собой старейшую и наиболее авторитетную систему страхования в мире.
В Германии же исторически сложился наиболее выраженный тип универсальных банков, которые осуществляют широкий круг операций, как депозитно-ссудных, так и инвестиционных… Действующая в Германии система страхования вкладов подтвердила свою эффективность в периоды банковских кризисов.
2.3. Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования вкладов
В современной экономике существует множество рисков, которые могут привести к наступлению страхового случая для банков и их вкладчиков. Из них особо следует выделить один — моральный риск, имеющий непосредственное отношение к системе страхования вкладов.
Моральный риск является наиболее специфичным для некоторых систем.
Под моральным риском понимается риск того, что действия по сокращению последствий рискованных или опасных действий повысят вероятностьсовершения таких действий. В данном случае под моральным риском подразумевается стимулирование рисковой деятельности банков или лиц, получающих возмещение в результате наступления страхового случая1. Такое поведение может быть, когда у вкладчиков существует уверенность в полной защищенности их интересов и возврате вложенных ими средств даже в случае банкротства банка. В подобных ситуациях владельцы вкладов
фактически не заинтересованы в получении и анализе информации о финансовом состоянии банка, они не считают необходимым оценивать риски, связанные с вложением финансовых средств в банк.
Вкладчики могут выбирать банки без учета их финансового положения, а что
означает, что главным критерием выбора банка будет являться только уровень процентных ставок по вкладам. В результате средства вкладчиков могут оказаться в распоряжении банков, осуществляющих высокорисковые операции.
Чтобы избежать подобных случаев в некоторых странах системы страхования вкладов специально не обеспечивают стопроцентную компенсацию вклада любому вкладчику, тем самым перекладывая часть риска даже на самого мелкого вкладчика.
Гарантированное возмещение вкладов в случае банкротства банка позволяет лицам,
контролирующим его деятельность, реализовывать более рискованную стратегию по сравнению с той, которую они проводили бы в случае отсутствия системы страхования вкладов2.
Уменьшению морального риска системы страхования вкладов может способствовать наличие четкой, законодательно оформленной базы, позволяющей вкладчику банка иметь представление о механизме ее функционирования. При этом органы банковского надзора должны иметь определенный набор предупредительных и принудительных мер по решению возникших у банков финансовых проблем. Также, если
указанные меры не принесли должного результата, то органы банковского надзора должны быть наделены полномочиями, чтобы закрыть или санировать обанкротившиеся банки.
Моральный риск может быть уменьшен при помощи установления жестких требований к банкам. Прежде всего, стандартов корпоративного управления, управления рисками отдельными банками. Эти требования будут наиболее эффективны, если они применяются согласованно.
Угроза морального риска может быть также уменьшена в результате соблюдения рыночной дисциплины акционерами, а также крупнейшими кредиторами и владельцами крупных вкладов, которые несут риск потери своих средств в случае ухудшения финансового состояния банка.
К мерам по ограничению морального риска можно отнести также публикацию информации о финансовом состоянии отдельных банков; о видах вкладов, подлежащих страхованию, об уровне покрытия; приоритетности предъявлений требований вкладчиков и кредиторов на активы обанкротившегося банка.
Задача уменьшения морального риска может быть решена при помощи банковского регулирования, регламентирующего порядок создания новых банков, требований к минимальному размеру капитала, квалификации директоров и менеджеров.
Роль системы страхования вкладов нельзя оценить однозначно, так как она может создавать стимулы как обеспечивающие стабильность кредитной системы страны, так и ослабляющие, потому что обусловливает возможности покрытия банками убытков, возникающих при проведении ими высокорисковых операций.
Можно сказать, что система страхования вкладов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать условия и заинтересованность всех участвующих сторон в укреплении кредитной системы страны.
При разработке мер по ограничению морального риска следует определить круг подлежащих страхованию вкладов, уровень покрытия, возможности совместного страхования вкладов, приоритетность предъявления требований вкладчиков и кредиторов на активы обанкротившегося банка.
Моральные риски присущи и российской системе страхования вкладов. Роль и значение морального риска в российской системе страхования вкладов пока еще несопоставимы с его ролью и значением в зарубежных странах. Это связано, прежде всего, с тем, что при разработке системы страхования вкладов в России проблеме морального риска не уделялось должного внимания, что может впоследствии сказаться на эффективности дальнейшего функционирования системы страхования вкладов3.
В целях повышения эффективности системы страхования вкладов все банки -участники должны находиться в сфере постоянного и действенного надзора со стороны государственных органов. Страхование вкладов не может быть результативным без
тщательного банковского надзора.
Надзор за деятельностью банков осуществляется в целях обеспечения их надежности и устойчивости. Он заключается в контроле за выполнением банками требований, предусмотренных банковским законодательством. Указанные требования формируют рамки поведения банков, способствующие поддержанию стабильности банковской системы.
Основными целями банковского надзора в комплексе мер по защите интересов вкладчиков являются:
- защита вкладчиков от высокорисковой банковской политики;
- поддержание стабильности банковского сектора при помощи предотвращения системных банковских кризисов;
- защита фонда страхования вкладов от неэффективного
управления его средствами4.
Банковский надзор включает в себя дистанционный, или документарный, надзор за банками, осуществляемый на основе банковской отчетности, и инспектирование, представляющее собой проверки банков на местах. В зависимости от исторически
сложившихся особенностей кредитных систем различных стран, виды надзора используются везде неодинаково.
В некоторых странах, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор, в других, например в США, — на регулярное и всестороннее изучение состояния конкретного банка по результатам инспекционных проверок5.
Практика надзора в зарубежных странах отличается разнообразием как форм его организации, так и органов надзора. Как правило, банковский надзор осуществляют центральные банки (Бразилия, Греция, Индия, Испания, Португалия, Россия). Но имеются и отклонения от этой практики. В отдельных странах (Германия, Финляндия, Япония)
существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк делит полномочия по надзору с другими государственными органами, например, министерством финансов.
Довольно часто надзор за банками относится к компетенции только министерства
финансов (Австрия, Канада, Норвегия) или специально созданных надзорных органов (Бельгия, Швеция)6.
Иногда наряду с традиционными государственными органами надзора (центральным банком или министерством финансов) он также осуществляется органом страхования вкладов (США).
В большинстве стран органы страхования вкладов не выполняют функций надзора, но они тесно сотрудничают с центральными банками или другими специально созданными надзорными структурами.
Во Франции функции надзора за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию – государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно взаимодействующий с ним.
Государственные органы банковского надзора осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с внешним и внутренним аудитом (Великобритания, Нидерланды, Франция), что значительно облегчает и ускоряет процедуру надзора.
В Германии государственный орган страхования вкладов тесно
взаимодействует с аудиторским объединением, осуществляющим
проверки банков на предмет рискованности проводимых ими операций7.
В условиях стабильной кредитной системы к кредитным институтам предъявляются обычные требования, установленные органами банковского надзора. При выявлении у банков различных признаков финансовой неустойчивости органы банковского надзора осуществляют их принудительную санацию.
Целью подобных мер является кардинальное улучшение ситуации в проблемном
банке еще до того, как она станет необратимой, что повлечет за собой выплату вкладчикам возмещения из фонда страхования вкладов.
Часто вкладчики и кредиторы банка не располагают информацией относительно финансового положения банка и, в результате его банкротства, теряют вложенные средства. Только полное раскрытие информации о рисках банков дает возможность иметь представление о реальном финансовом состоянии банка.
Раскрытие информации должно сделать операции банков не только прозрачными, но и повысить эффективность банковского надзора.
Орган банковского надзора должен обладать полномочиями по применению к проблемному банку принудительных мер воздействия. Они могут предусматривать и реструктуризацию банка.
Таким образом, можно сказать, что для обеспечения надежной защиты интересов вкладчиков недостаточно наличия лишь системы страхования вкладов. Она должна быть дополнена эффективным надзором за банками со стороны государства. Различные
формы риска, которым подвержены банки, в случае отсутствия надлежащего надзора, могут привести к системным банковским кризисам и ситуации, при которой средств фонда страхования будет недостаточно для осуществления выплат вкладчикам в размере, предусмотренном законодательством.
--PAGE_BREAK--Глава 3. Основные направления развития системы страхования вкладов в России
3.1. Современное состояние системы страхования вкладов в России
Цели создания системы страхования в России, ее основные принципы, подходы к допуску банков, порядок и условия выплаты возмещения по вкладам, статус и основные направления деятельности Агентства но страхованию вкладов нашли отражение в законодательных документах и нормативных актах Банка России.
Основой российской законодательной базы системы страхования вкладов является закон, утвержденный Федеральным Собранием осенью 2003 года Федеральный закон №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», определяющий основные механизмы создания, финансирования и управления системой
страхования вкладов.
В соответствии с действующим законодательством создаваемая в России система страхования вкладов распространяется на вклады физических лиц и лишь те из них, которые предусмотрены законом. Так, страхованию не подлежат вклады физических лиц:
— открытые в связи с предпринимательской деятельностью;
— переданные в доверительное управление;
— па предъявителя;
— размещенные в зарубежных филиалах российских банков.
Законодательством зарубежных стран обычно предусматривается страхование только вкладов в национальной валюте. В России при разработке Закона была учтена национальная специфика, а именно склонность населения к хранению значительной части сбережений в иностранной валюте. Поэтому система страхования была распространена как на рублевые, так и на валютные вклады.
В Законе нашел отражение порядок расчета возмещения но вкладам в иностранной
валюте: сумма возмещения рассчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.
Состояние банковского сектора Российской Федерации после вступления в силу Закона характеризуется в целом положительной динамикой, общим экономическим ростом, стабильностью национальной валюты, ростом доходов и восстановлением доверия населения к банкам.
Улучшаются структура и качество активов. Кредиты, выданные реальному сектору экономики, составляют основную часть активов российских банков. Причем постоянно увеличивается доля кредитов нефинансовому сектору.
Но кредиты предприятиям и организациям идут в основном не на финансирование капитальных вложений, а на пополнение их оборотных средств. Кроме того, займы предприятиям реального сектора по-прежнему относятся к очень рискованным вложениям.
В стране отсутствуют четкие процедуры возврата средств заемщиками по заключенным кредитным договорам. Сравнительно малая доля средне- и долгосрочных кредитов вызвана дефицитом долгосрочной ресурсной базы у банков и все еще высоким уровнем кредитных рисков в реальном секторе экономики.
В последние годы зависимость банковского сектора от вкладов населения заметно возросла. Главным источником роста ресурсной базы банковской системы являются вклады населения. В банки начал вкладывать деньги средний класс, причем преобладают валютные вклады. Такая ситуация объясняется тем, что те деньги, которые раньше просто лежали у населения «под матрасом», теперь постепенно вкладываются в банки. Это отражает валютную структуру средств, находящихся на руках у населения, то есть доллару по-прежнему верят больше11.
В июле 2004 года депутаты Госдумы приняли закон «О выплатах Банках России по вкладам физических лиц в признанных банкротами в банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц в банках РФ». Этот закон уже сыграл свою роль в стабилизации экономики и налаживании доверия граждан.
Целями Федерального закона являются установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в призванных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, и укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации2.
Согласно этому документу, государство обещает вернуть деньги вкладчикам разорившихся банков. Банк России будет гарантировать сумму вклада, не превышающую 100 тыс. рублей клиентам только тех кредитных организаций, которые не участвуют в системе обязательного страхования вкладов.
Для того, чтобы система страхования вкладов в полной мере отражала ситуацию в банковской сфере, она должна обладать достаточными ресурсами, позволяющими производить возмещения и покрывать свои расходы. При создании системы страхования вкладов ключевыми параметрами, влияющими на возможность своевременного возмещения вкладов, являются размер резерва и величина взносов в систему.
Основой для принятия решения о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент вкладчиков, получающих полное возмещение.
В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения3. В России при принятии Закона «О страховании вкладов» размер страховой выплаты составлял 1,34 доли ВВП на душу населения. В связи с этим можно сказать, что национальная система защиты вкладов соответствовала наилучшей мировой практике.
Таким образом, можно сказать, что система страхования вкладов в нашей стране на данном этапе продолжает активно развиваться, но о полном завершении ее становления говорить пока рано. Формирование системы страхования вкладов должно закрепить положительную тенденцию роста вкладов населения, работая на рост прибыли банков за счет увеличения ресурсной базы и сроков размещения привлеченных ресурсов. Необходимо осуществить меры, позволяющие и заинтересовать население в размещении средств на длительный период с получением дохода, превышающего уровень ожидаемой инфляции, и предусматривающие компенсацию при досрочном изъятии средств и связанные с этим непредвиденные расходы банка.
3.2. Способы построения системы страхования вкладов в России.
Необходимость системы страхования вкладов населения обсуждаласьеще на первых этапах перехода к рыночным отношениям. С учетом западного опыта в этой области в 1994 году был разработан специалистами банковского дела и передан в Государственную Думу первый вариант закона.
Пройдя все стадии обсуждения, в ноябре 1995 года он был принят Государственной Думой как Закон «Об обязательном страховании вкладов граждан». Но последующие процедуры принятия его Советом Федерации и Президентом страны он не прошел и был возвращен на доработку.
Что касается стран с переходной экономикой и недостаточно устойчивой банковской системой, страховые системы являются более надежными. Поэтому для России наиболее подходит именно страховая система.
Такой подход реализован в последнем варианте Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», утвержденном в конце 2003 года. При его подготовке был использован опыт других стран, а также учтена специфика российских условий.
Введение закона о страховании вкладов имеет очень важное значение для России по следующим причинам.
1. Несмотря на улучшение обстановки как в экономике, так и в
банковском секторе, это еще не свидетельствует об устойчивости экономического роста. Поэтому введение закона может способствовать оздоровлению банковской системы за счет реализации более строгого контроля за банковской деятельностью и проведения отбора банков в страховую систему.
2. Российские вкладчики на сегодня не имеют много альтернатив для сохранения своих сбережений. Еще недостаточно широко используется рынок ценных бумаг, а инвестиционные фонды, иногда приносящие высокие доходы, не могут обеспечить сохранение вложенных средств. Введение закона о страховании вкладов создаст полную уверенность частных клиентов банков в сохранности своих средств.
3. Повышение доверия к банкам обеспечит дополнительный приток свободных денежных средств частных вкладчиков.
4. Через систему страхования депозитов можно решать и другие проблемы регулирования и стимулирования развития банковского дела.
Принятый Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» по многим положениям превосходит все предшествующие варианты проектов. К примеру, в нем предусмотрено более высокое страховое возмещение, равное 100 тыс. рублей, выплаты производятся по всем банкам-банкротам, что создает возможность распределять вклады по разным банкам в пределах застрахованных сумм возмещения.
По этим параметрам закон можно охарактеризовать как социально ориентированный.
В отношении банков, выступающих в роли страхователей, страховые взносы установлены на едином уровне — в размере 0,15% от расчетной базы, в состав которой входят суммы остатков средств на страхуемых счетах физических лиц.
Внедряемая в России страховая система является обязательной, а значит банки, имеющие лицензию от Центрального Банка, либо должны принять в ней участие, либо лишиться этой лицензии и практики работы с населением.
Кроме того, предполагается, что банки, которые собираются войти в страховую систему, должны пройти отбор по определенным критериям, по которым можно судить об их финансовой устойчивости и надежности.
Особое значение в системе страхования вкладов имеет организация движения денежных средств, от эффективности которой зависит функционирование самой системы.
Основное назначение страховой системы состоит в обеспечении своевременных выплат вкладчикам обанкротившихся банков. В этом случае не будет паники среди вкладчиков, повысится доверие к банкам, так как страховая система обеспечивает выплату заранее известной суммы вклада.
Для реализации поставленной задачи Агентство, выполняющее функции страхового фонда, должно заботиться о постоянном наличии денежных средств в фонде.
Банковские кризисы, во время которых могут происходить массовые выплаты вкладчикам, случаются не часто. Поэтому в периоды стабильной работы банковской системы финансовые ресурсы страхового фонда оказываются свободными и могут быть использованы для эффективного их вложения в доходные инструменты рынка. Они должны иметь достаточную степень надежности, что проявляется в реализации принципов возвратности, прибыльности и ликвидности инвестируемых ресурсов. Такими инструментами могут быть государственные ценные бумаги, выпускаемые на федеральном уровне, ценные бумаги высоконадежных российских эмитентов, паи инвестиционных фондов, размещающих свои средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции других иностранных эмитентов.
Таким образом организуются потоки денежных средств, обеспечивающие постоянный приток денежных средств в страховой фонд, его сохранность и прирост от эффективного вложения, а также служащие основой для осуществления страховых выплат.
Оценивая принятый закон о страховании вкладов, отвечающий требованиям современной обстановки в России, О.А.Тихонова предлагает походы, которые будут
способствовать совершенствованию страховой системы. В частности, единообразная основа определения страховых взносов не содержит каких-либо стимулов, которые могли бы способствовать улучшению банковского менеджмента1, а также введение повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от размера вклада.
Одной из основных проблем, которые необходимо решить при формировании системы страхования вкладов — это установление взаимосвязи между размером страховых взносов, уплачиваемых банками, и степенью риска их деятельности. В принятом законе рискованность банковской деятельности учитывается на этапе допуска банков в систему страхования. Но это разовое мероприятие. Показатели банка, который прошел процедуру допуска в систему страхования по результатам проведенной проверки, могут измениться.
Поэтому необходима постоянная система наблюдения за качеством банковской деятельности, построенная с учетом опыта других стран и с ориентацией на текущие потребности развития отечественной банковской системы.
Для решения этой задачи нами О.А. Тихонова предлагает введение системы дифференциации взносов банков в страховой фонд. В основу этой системы заложены два основных принципа:
— учет рискованности деятельности банков;
— стимулирование формирования банками длительной ресурсной базы2.
Другой проблемой современной банковской системы России является краткосрочная ресурсная база коммерческих банков, которая осложняет взаимоотношения с реальным сектором экономики, предъявляющим спрос на длительные кредиты, и создает сложности в банковском менеджменте в связи с поиском дополнительных ресурсов.
Российские коммерческие банки используют различные формы привлечения денежных средств. Основным источником их формирования выступают депозиты. Среди депозитных источников преобладающее значение имеют вклады физических лиц.
Таким образом, можно сказать, что создаваемая в России система страхования вкладов – это своеобразный синтез американской и европейских систем страхования вкладов, трансформированных с учетом особенностей российской кредитной системы и национального менталитета.
В ее основу легли три основных принципа, позаимствованных у американской и европейских систем: обязательность участия банков, накопительный порядок формирования резервов за счет взносов банков и ограничительный характер выплат
возмещения.
В то же время отдельные аспекты систем страхования вкладов, широко используемые зарубежными странами, не получили распространения в России, что обусловлено спецификой задач, стоящих перед российской системой страхования вкладов в настоящий момент.
Например, при создании системы страхования вкладов в России во внимание принимались особенности структуры российской кредитной системы, наличие кредитной организации, лидирующей на рынке сбережений физических лиц – Сбербанка России.
С учетом этого момента был адаптирован опыт США, то есть, исключен этап создания специального органа страхования вкладов сберегательных банков, который имел место в этой стране.
Отдельные элементы немецкого опыта, например, наличие независимых
фондов страхования вкладов, для российских условий также явились неприемлемыми из-за таких обстоятельств, как преобладание конкуренции взаимопомощью.
При создании системы страхования вкладов в России также в нее не были
включены вклады юридических лиц, потому что главной целью являлась защита интересов частных вкладчиков, а не юридических лиц.
В итоге можно сказать, что отечественные экономисты делают правильный шаг при создании системы страхования вкладов, ориентируясь на опыт зарубежных стран. Сейчас у нашей страны есть хорошая возможность создать стабильную и эффективную систему страхования без метода проб и ошибок, а воспользоваться уже имеющимися теорией и практикой зарубежных стран.
Заключение
Анализ зарубежного опыта функционирования и отечественной практики формирования систем страхования вкладов позволяет сделать ряд выводов и по дальнейшему совершенствованию и развитию системы страхования вкладов в Российской Федерации.
1. Разнообразие применяемых в мировой практике систем страхования депозитов, с одной стороны, дает возможность для выбора наиболее оптимального из вариантов, но с другой, — осложняет такой выбор. В России вопрос о необходимости введения системы страхования вкладов поднимался неоднократно, и был подготовлен ряд проектов.
Необходимость совершенствования системы страхования вкладов в России является необходимостью, которая:
- будет способствовать дальнейшему оздоровлению банковской системы за счет усиления контроля за банковской деятельностью и проведения отбора банков в страховую систему;
- повысит доверие клиентов за счет их уверенности в возврате своих средств;
- расширит ресурсную базу коммерческих банков и улучшит её структуру, что обеспечит и соответствующий рост банковских активов, и расширение банковской деятельности в целом;
- через систему страхования депозитов можно решать ряд проблем регулирования банковской деятельности.
2. Любая страховая система может успешно функционировать при правильно выбранной структуре, выполняющей функции страхового фонда.
Для условий России при создании системы страхования вкладов необходимо:
- обеспечить ведущую роль государства в этой системе;
- выделить структуру на роль страхового фонда в форме государственной организации;
- использовать более жесткую модель страховой системы в части участия в ней коммерческих банков и контроля за их деятельностью.
3. Необходимость страхования вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к ней со стороны вкладчиков, снижением социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная система страхования вкладов может обеспечить регулирование потоков денежных средств населения в виде вкладов в банках и в виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической политики.
4. Изучив опыт построения систем страхования вкладов за рубежом показал, что с учетом национальных приоритетов и экономического потенциала в Российской Федерации была создана система страхования вкладов, при разработке которой учтен положительный опыт функционирования систем страхования вкладов в США и европейских странах.
5. В целях эффективной защиты интересов вкладчиков, укрепления доверия к кредитной системе страны в целом, снижения морального риска была разработана законодательная основа механизма страхования вкладов, предусмотренная Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
6. Особенности современного периода экономического развития России были приняты во внимание отечественными экономистами при разработке основных принципов системы страхования вкладов. Так, важнейшими Из них являются: обязательное участие в ней банков, осуществляющих свою деятельность на территории страны и привлекающих во вклады средства физических лиц; снижение рисков наступления неблагоприятных для вкладчиков последствий в случае неисполнения банками своих обязательств в результате банкротств; прозрачность деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.
7. Основной целью создания систем страхования вкладов является защита интересов вкладчиков-физических лиц. В дальнейшем система страхования вкладов может быть распространена и на вклады юридических лиц.
8. Наиболее развитыми и продуманными на сегодняшний день являются системы страхования вкладов в Европе, в частности, Германии, и в США. Данные виды систем страхования депозитов прошли длительный этап развития, поэтому их опыт следует учесть при построении отечественной системы страхования вкладов.
9. Важным моментом при построении системы страхования вкладов является управление рисками, наиболее распространенным среди которых является моральный риск, а также совершенствование надзора за деятельностью банков со стороны как государства, так и самих банков.
Список литературы
1. Официальные источники
1. Федеральный закон от 29.07.2004 №96-ФЗ «О выплатах Банка России но вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 20.08.2004 №106-ФЗ, от 29.12.2004 №197-ФЗ, от 20.10.2005 №132-Ф3).
2. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов
3. Аникин A.B. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. — М.: Дело. 2004 г.
4. Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. — М.: Дело, 2002 г.
5. Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. — М.: Дело, 2007 г.
6. Банковское дело. Под ред. О.И, Лаврушина. — М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002 г.
7. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю.А. — М.: Экономика, 2004 г.
8. Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. — М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2003 г.
9. Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия планирование. — М.: ИКЦ «ДИС», 2007 г.
10. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга 3. Издание дополненное, исправленное. М.: «Статут», 2002; Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу (части второй) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2005г.
11. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность коммерческого банка: Учебно- практическое пособие. — М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2005 г.
12. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное дело. — М.: Объединение «ЮНИТИ». Банки и биржи, 2004 г.
13. Горбунов А.Р. Управление финансовыми потоками и организация финансовых служб предприятий, региональных администраций и банков. Издание второе, дополненное и переработанное. — М.: Издательская фирма «Анкил». 2000 г.
14. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. Учебное пособие. Под ред. Е.А. Суханова. — М.: Учебно- консультационный центр ЮрИнфоР, 2004 г.
15. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. Учебник для ВУЗов. Под ред. О.А. Паршиной. — М.: Учебно- консультационный центр ЮрИнфоР, 2005 г.
16. Деньги, кредит, банки.: Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ, 2003г.
17. Денежное обращение и кредит капиталистических стран / Под ред. Красавиной Л.Н. — М., Финансы, 2002 г.
18. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. — СПб, 2003 г.
19. Иванов В.В. Анализ надежности банка: практическое пособие. — М,: РДЛ, 2002 г.
20. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. — СПб: «Питер», 2000 г.
21. Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. — М.: Финансы и статистика, 2000 г.
22. Ларичев В.Д. Злоупотребления в сфере банковского кредитования. Методика их предупреждения. — М.: Учебно-консультационный цент «ЮрИнфоР», 2005 г.
23. Лялин Д.Ю. «Фонд обязательного страхования вкладов: правовые и организационные проблемы формирования», М., Инфра-М, 2003 г.
24. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. — М.: ИНФРА-М, 2003 г.
25. Мирошников В.А. Формирование системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: актуальные вопросы., М., «Агентство по страхованию вкладов», Банковский конгресс, 2004 г.
26. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков./Перевод с английского Д.В. Виноградова. — М.: Аспект-Пресс, 2001 г.
27. Мурзина А. Система страхования вкладов глазами банкиров // Эксперт РА. 2006.
28. Устав Фонда страхования вкладов Федерального союза германских банков. — М.: ЦБ РФ. — 2001. Пер. с нем.: Statut des Einlagensicherungsfonds.
29. Тихонова О.А. «Системы страхования вкладов: перспективы совершенствования в Российской Федерации», М., Дело, 2005 г.
30. Организация сберегательного дела.: Под ред. Корнеевой Р.В. — М.: Финансы и статистика, 2002 г.
31. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. — М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2001 г.
32. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. — М.: Финансы и статистика, 2006 г.
33. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. — М.: ИНФРА — М, 2001 г. Чарльз Дж. Вульфер. Энциклопедия банковского дела и финансов. Издание на русском языке. — М.: Корпорация «Федоров», 2000 г.
34. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М.: ИНФРА — М, 2003 г.
35. Синки Джозеф Ф. Управление финансами в коммерческом банке.- М.: Catallaxy, 2004 г.
36. Справочник кризисного управляющего /Под ред. проф. Уткина Э.А. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2005 г.
37. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации.- М., Деньги и кредит, 2002 г.
38. Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.
39. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. — М., Финансы и статистика, 2002 г.
40. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска / Под ред. М.И. Баканова.-М.: Финансы и статистика, 2004 г.э
41. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. — М.: Финансы и статистика, 2001 г.
3. Статьи из периодических изданий
42. Актуальные проблемы банковской системы в 1999 году (на вопросы журнала «Деньги и кредит» отвечает Председатель Банка России В.В. Геращенко). — М., Деньги и кредит, 2006 г. № 1.
43. Вестник Банка России. 2004. № 58.
44. Воронин Д.В. Россия накануне введения системы гарантированных вкладов граждан. — М., Банковское дело, 1997, №3.
45. Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России. — М., Деньги и кредит, 2000, № 7.
46. Гуманков К. Системный страх перед банками// «Финанс». — 12.12.2005.
47. Екушов А. Система управления ресурсами банка// «Банковские технологии». – 2003 г., №9.
48. Засловская О. Банковским вкладчикам пора разработать новую тактику.// Известия. — 2004. — № 180.
49. 3ахаров B.C. России необходима стабилизация банковской системы. — М., Экономика и жизнь, 2004 г.
50. Иогансен И. Почем гарантии для народа. — М., Итоги, 26.11.2002, № 47.
51. Канаматов К.М. Страхование банковских депозитов и АРКО. — М., Деньги и кредит, 2005 г, № 4.
52. Кашин Ю.И. Сберегательный процесс и Сберегательный банк// «Вопросы экономики», 2004 г., №2.
53. Клевалина Е., Гришин А. Страховка от кризиса// «Московский комсомолец». — 28.03.2005.
54. Котина О.И. Системы страхования вкладов: обзор зарубежной практики // Деньги. 2005. №3.
55. Ларионова И.В. Гарантирование (страхование) вкладов граждан.//Бизнес и банки, — 2004, №42.
56. Ларионова И.В. Гарантирование (страхование) вкладов граждан// «Бизнес и банки», 05.11.2004.
57. Литук О.Н. Стратегический подход к реструктуризации коммерческих банков. — М., Деньги и кредит, 2000, № 11.
58. Медведев П.А. Банковское законодательство в условиях кризиса. — М., Деньги и кредит, 2006, № 1.
59. Мельников А.Г. О необходимости целостной системы гарантирования вкладов и ликвидации банков. — М., Деньги и кредит, 2002, № 10.
60. Мязина Е. Два закона о главном. Гарантом вкладов и ликвидатором розничных банков станет АРКО. — М., Известия, 03.10. 2002 г.
61. Ольшанный А.И. Какой должна быть система страхования банковских вкладов в России // Банковское дело. 2003. № 4.
62. Орлова Н., Моисеев И. Страхования вкладов граждан в банках может и не быть — оно никому не нужно. А не нужно оно многим. После выборов в Четверг. — М., Финансовые Известия, 22.05.2003 г.
63. Парамонова Т.В. Проблемы развития банковской системы России. — М., Деньги и кредит, 2000, №11.