--PAGE_BREAK--Ежеквартально территориальные учреждения ЦБ РФ анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.
Основными тенденциями в мировом наличном денежном обращении являются:[9]
1. Глобализация процессов обращения в Европе в мире в целом. По-видимому, излишне напоминать о введении с 1 января 2002 года единой общеевропейской валюты. Дата 1 мая 2004 года была ознаменована вступлением в Евросоюз еще 10 европейских государств, о чем уже на следующий день с удовлетворением отозвался в своем выступлении на конференции в Риме директор департамента банкнот ЕЦБ Антти Хейнонен. Эту же тенденцию подтверждают слияния и укрупнения коммерческих банков, сокращение числа банковских институтов. Так, например, в США количество банковских учреждений за период с 1991 по 2001 год сократилось с 12 до 8 тысяч.
2. Увеличение объемов и оборота наличности в целом и в отдельно взятых государствах. Достаточно наглядные примеры, подтверждающие как первую, так и вторую тенденции, привели в своих выступлениях представители Федеральной резервной системы США. Доллар США является мировой валютой (2/3 которой циркулируют за пределами США), а Россия и страны бывшего СССР — основные ее потребители (почти треть от общего объема). Похоже на то, что останавливаться на достигнутом США не собираются. Согласно прогнозу Федеральной резервной системы к 2010 году сумма наличных долларов США в обращении может достигнуть триллиона, причем уже 4/5 наличности будут циркулировать за рубежом. Похожую картину для российских рублей читатель может получить, проанализировав статистические данные Банка России.
3. Аутсорсинг в вопросах производства, выпуска в обращение, обработки и уничтожения наличных денег. Многие центральные и резервные банки (Австралия, Великобритания, Швеция, ЮАР и др.) разрабатывают специальные схемы наличного денежного оборота. С целым рядом инициатив по взаимодействию с центральными и коммерческими банками других стран и собственными коммерческими банками выступила Федеральная резервная система США. Силами банковских альянсов, крупнейших инкассаторских компаний (Brink’s, Securicor и др.) и специально созданных для этого компаний создаются крупные кассовые центры. Основной и очевидной целью всех этих мероприятий и программ является снижение операционных расходов по перевозке и обработке наличности.
4. Централизация обработки наличности. Стремясь сократить операционные расходы на обработку наличности, современные банки автоматизируют процессы пересчета денег, проверки их подлинности и др., постоянно сокращая долю ручного труда и расширяя спектр розничных банковских услуг. Разумеется, реализовать концепцию централизованной обработки денег невозможно без механизации и автоматизации процессов обработки наличности. Они осуществляются в различных формах. Это создание более совершенных образцов традиционной банковской техники: счетчиков банкнот и монеты, детекторов подлинности денежных знаков, упаковочной техники и др., применение настольных сортировщиков и мощных сортировочных комплексов с производительностью свыше 100 тыс. банкнот в час, применение многофункциональных банкоматов и создание автоматизированных пунктов банковского самообслуживания. Широкое применение мощных автоматизированных систем позволяет создавать крупные кассовые центры, способные обрабатывать значительные объемы наличности с зачислением на расчетные счета клиентов в реальном масштабе времени.
5. Повышение качества и защитных свойств банкнот и монет. Постоянное совершенствование технологий защиты идет по всем основным направлениям: технологической, полиграфической и физико-химической защиты. Традиционно считается, что каждые 6—7 лет государство должно изменять дизайн и защитные признаки банкнот для борьбы с фальшивомонетничеством. В связи с этим центральные банки и производители денежных знаков совершенствуют бумажную (или полимерную) основу банкнот, усложняют способы печати, применяют голографические элементы защиты, специальные краски, микроперфорацию и т.д. Наиболее характерными примерами являются доллары США серии NexGen (следующего поколения) и российские рубли модификации 2004 года с уникальным защитным признаком MVC (Moire’ Variable Color).[10]
2. СОСТОЯНИЕ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Структура наличной денежной массы в обращении
Денежная масса — весь объём выпущенных в обращение бумажных денежных знаков и металлических монет, денежные средства на текущих счетах в банках. В статистических отчётах зачастую выделяется особо из общего объёма денежных средств в хозяйственном обороте сумма наличных денег.
Денежные агрегаты — виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги). Являются показателями структуры денежной массы и формируются из различных частей денежного обращения.
Представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий:
· М0 — наличные деньги (применяется в странах СНГ, слабо распространён в мире);
· М1 — наличные деньги, чеки, вклады до востребования на текущих счетах;
· М2 — наличные деньги, чеки, вклады до востребования и небольшие срочные вклады, вклады на сберегательных счетах;
· М3 — наличные деньги, чеки, вклады, депозитные сертификаты, облигации государственного займа, казначейские сберегательные облигации, коммерческие бумаги;
· M4 — M3 + неденежные ликвидные активы, хранящиеся в банковских сейфах.
· L — наличные деньги, чеки, вклады, ценные бумаги, все предыдущие агрегаты включаются в L.
В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава.
В России на 01.12.2008 денежный агрегат М2 составил 13 трлн. 226,2 млрд. руб.[11]
По итогам девяти месяцев (январь-сентябрь) 2008 г. денежная масса М2увеличилась на 8,3%, тогда как за аналогичный период 2007 г. ее рост составил 27,8%. Темпы прироста М2 в годовом выражении снизились с 47,5% на 1.01.2008 до 25,1% на 1.10.2008 (48,3% на 1.10.2007). В январе—сентябре соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило сокращение рублевой денежной массы в реальном выражении на 2,1%, тогда как в аналогичный период 2007 г. она увеличилась на 18,7%.
Денежная масса М2(национальное определение) в 2008 году(млрд. руб.)
Дата
Денежная масса М21
Темпы прироста денежной массы %
Всего
в том числе
к предыдущему
месяцу
к 01.01.2008
наличные деньги
(M0)
безналичные средства
01.01.2008
13 272,1
3 702,2
9 569,9
9,1
—
01.02.2008
12 914,8
3 465,7
9 449,1
-2,7
-2,7
01.03.2008
13 080,4
3 487,6
9 592,8
1,3
-1,4
01.04.2008
13 382,9
3 475,5
9 907,4
2,3
0,8
01.05.2008
13 347,7
3 601,4
9 746,3
-0,3
0,6
01.06.2008
13 724,5
3 656,2
10 068,4
2,8
3,4
01.07.2008
14 244,7
3 724,9
10 519,9
3,8
7,3
01.08.2008
14 210,0
3 807,2
10 402,8
-0,2
7,1
01.09.2008
14 530,1
3 887,4
10 642,7
2,3
9,5
01.10.2008
14 374,6
3 904,2
10 470,4
-1,1
8,3
01.11.2008
13 519,7
3 962,2
9 557,6
-5,9
1,9
01.12.2008
13 226,2
3 793,1
9 433,1
-2,2
-0,3
Денежная масса М2(национальное определение) в 2008 году (млрд. руб.)
Дата
Денежная масса М21
Темпы прироста денежной массы, %
Всего
в том числе
к предыдущему
месяцу
к 01.01.2009
наличные деньги
(M0)
Безналичные средства
01.01.2009
13 493,2
3 794,8
9 698,3
2,0
—
01.02.2009
11 990,7
3 312,7
8 677,9
-11,1
-11,1
Денежный агрегат М0за январь—сентябрь увеличился всего на 5,5% (за девять месяцев 2007 г.— на 15,6%). При этом объем наличных денег в обращении значительно сократился в I квартале 2008 г. (6,1% против 1,6% в 2007 г.), тогда как во II и III кварталах наблюдался умеренный рост (7,2 и 4,8% против 10,4 и 6,4% в 2007 г.). Годовые темпы прироста объема наличных денег сократились с 32,9% на 1.01.2008 до 21,2% на 1.10.2008 (34,2% на 1.10.2007). В условиях складывающейся курсовой динамики существенное влияние на замедление темпов роста денежного агрегата М0 оказало повышение спроса населения на наличную иностранную валюту. Нетто-продажи уполномоченными банками иностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам возросли в январе—сентябре 2008 г. до 18,1 млрд. долл. США, что значительно выше, чем в аналогичный период 2007 г. (1,1 млрд. долл. США).
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.10.2008 сократилась относительно 1.01.2008 на 0,7 процентного пункта (до 27,2%), удельный вес депозитов «до востребования» снизился на 3 процентных пункта (до 29,3%), а срочных депозитов — увеличился на 3,7 процентного пункта (до 43,5%).
Рассмотрим структуру наличной денежной массы в обращении по состоянию на 1 января 2009 года. На рисунке 3 приведены сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении.
Банкноты
Монета
Итого
Сумма (млрд. руб.)
4 354,4
23,7
4 378,1
Количество (млн. экз.)
6 415,6
40 052,7
46 468,4
Удельный вес по сумме (%)
99,46
0,54
100,00
Удельный вес по купюрам (%)
13,81
86,19
100,00
Изменение с 1.01.2008 (млрд. руб.)
250,7
3,2
253,9
Изменение с 1.01.2008 (%)
6,11
15,81
6,16
По сумме 99% всей наличной денежной массы составили банкноты и только 1% — монеты. По количеству же денежных знаков монеты составляли 84%, а банкноты — 16%.
На купюры номиналом 5 тыс. рублей приходилось 34% от общей суммы банкнот, номиналом 1 тыс. рублей — 51%, номиналом 500 рублей — 12%, номиналом 100 рублей — 2%, номиналом 50 рублей — 1%:
В общем количестве банкнот купюры номиналом 5 тыс. рублей составили 5%, номиналом 1 тыс. рублей — 34%, номиналом 500 рублей — 16%, номиналом 100 рублей — 17%, номиналом 50 рублей — 9%, номиналом 10 рублей — 19%
Удельный вес монет номиналом 10 рублей составил 18% в общей сумме монет, номиналом 5 рублей — 32%, номиналом 2 рубля — 15%, номиналом 1 рубль — 19%, номиналом 50 копеек — 8%, номиналом 10 копеек — 7%, номиналом 5 копеек — 1%
Удельный вес монет номиналом 10 рублей составил 1% в общем количестве монет, номиналом 5 рублей — 4%, номиналом 2 рубля — 4%, номиналом 1 рубль — 11%, номиналом 50 копеек — 9%, номиналом 10 копеек — 39%, номиналом 5 копеек — 14%, номиналом 1 копейка — 18%
Следует упомянуть, что средний срок службы монет составляет 18-30 лет, а максимальный срок службы бумажных денег — 4-5 лет. Наиболее изнашиваемыми купюрами являются самые используемые маленького достоинства банкноты — 10 руб. и 100 руб. Их срок службы составляет не более 1,5 лет. Купюры в 500 руб. в среднем находятся в обращении 2,1 года, а самые «стойкие» — банкноты в 5000 руб., которые могут работать без замены в течение 4-5 лет.
Выше приведена диаграмма изменения количества наличных денег в обращении за период с 1 января 2008 г. по 1января 2009 г.
Из диаграммы видно, что по состоянию на 1 февраля 2008 г. количество наличных денег сократилось на 352,1 млрд. руб.по сравнению с 1 января 2008 г. Уже на 1 ноября 2008 г. оно составляло 4400,4 млрд. руб. А в последующие 2 месяца колличество наличных денег сократилось, и на 1 января 2009г их колличество в обращении составило 4378,1 млрд. руб. То есть увеличение в течение года произошло всего на 253,9 млрд. руб.[12]
2.2 Скорость обращения денег
Изменение объема денежной массы определяется не только увеличением количества денег в обращении, но и ускорением их оборота.
Скорость обращения денег — количество циклов, полных оборотов, осуществляемых в течение года денежной единицей, используемой в качестве средства обращения и платежей.[13]
Основными показателями, характеризующими скорость оборота денег, являются:
1. Показатель скорости обращения денег в кругообороте доходов – отношение валового национального продукта (ВВП) или национального дохода к денежной массе (агрегату М1или М2);
2. Показатель оборачиваемости денег в платежном обороте, т.е. отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.
Как следует из закона денежного обращения, увеличение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы.[14]
Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за январь—сентябрь 2008 г. на 2,5% (за аналогичный период 2007 г. — на 16,3%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за девять месяцев 2008 г. увеличился с 32,2 до 33,0%. Денежный мультипликатор, рассчитанный по М2 и широкой денежной базе, увеличился с 2,407 на 1.01.2008 до 2,703 на 1.10.2008, или на 12,3% (за девять месяцев 2007 г. — на 14,8%).[15]
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
3.1 Эмиссия наличных денег
Эмиссия денег (по международной терминологии — сеньораж) – это самостоятельная категория, тесно связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата. Если в прогнозируемых кассовых оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается эмиссия денег.
Эмиссия наличных денег осуществляется Центральным банком РФ, так как он имеет монопольное право на выпуск банковских билетов. Размер наличной эмиссии определялся исходя из проектов кассовых планов банков, т.е. прогнозов их кассовых оборотов. Сотрудники Центрального банка проводят анализ и прогнозирование состояния денежного обращения, выясняют тенденции его развития, прогнозируют потребность хозяйственного оборота в денежных средствах на макро- и микроуровнях, устанавливает контрольные цифры минимальной и максимальной границ прироста денежной массы.
На основании этих исследований Центральный банк устанавливает ориентировочный прирост денежной массы в обращении.
Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков в деньгах, требующая их дополнительного выпуска в оборот, постоянно меняется, т.к. зависит от потребности в деньгах их клиентов (юридических и физических лиц). Очевидно, что своевременная доставка денег из центра в такой ситуации вряд ли возможна. Это особенно актуально для России: в связи с огромными расстояниями доставка денег заняла бы довольно много времени, и к моменту их поступления в пункт назначения потребность в деньгах там уже изменилась бы. Следовательно, в данном регионе образуется либо излишек, либо недостаток наличных денег, вследствие чего возникнут различные проблемы в экономике.
продолжение
--PAGE_BREAK--Поэтому в России наличная эмиссия проводится Центральным банком через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ). Они расположены в различных регионах страны и обслуживают находящиеся там коммерческие банки. Эмиссия наличных денег в РКЦ осуществляется через резервные фонды и оборотные кассы.
К основным функциям РКЦ по эмиссионно-кассовой работе относятся:
1) Организация и хранение резервных фондов оборотной кассы и других ценностей;
2) Перечисление в установленном порядке наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу (эмиссия) или наоборот (изъятие);
3) Подкрепление в установленном порядке из своих резервных фондов денежными знаками и монетой в адрес других резервных фондов;
4) Выдача денежных знаков и монет коммерческим банкам;
5) Прием от коммерческих банков в оборотную кассу излишков денежной наличности;
6) Выполнение операций по поручению ЦБ;
7) Ведение учета и отчетности по эмиссионным операциям.
Резервный фонд РКЦ – это место хранения денежных знаков, которые могут быть выпущены в обращение при возникающей потребности в них. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, т.к. они являются резервом, следовательно, не совершают движения. Для получения разрешения на создание этих фондов Главным управлением должны быть представлены в Банк России ходатайство об открытии резервных фондов, а также паспорт денежного хранилища, который подлежит регистрации в Банке России. Основанием для создания фондов является сообщение Банка России Главному управлению о регистрации паспорта денежного хранилища.
Через оборотную кассу РКЦ наличные деньги непосредственно вводятся в оборот. Но при этом коммерческие банки также сдают полученные ими деньги в оборотную кассу. Если количество выданных денег равно количеству полученных от коммерческих банков, эмиссии не происходит. При превышении поступления денег над выдачей их из оборотной кассы происходит изъятие денег из обращения. В этом случае избыточную сумму денег переводят из оборотной кассы РКЦ в резервный фонд. Отличие резервных фондов от оборотной кассы состоит в том, что денежные билеты и монеты не являются деньгами в обращении, хранятся и учитываются отдельно от наличной оборотной кассы и служат резервом на случай необходимости подкрепления оборотной кассы.
Резервными фондами РКЦ распоряжаются региональные управления Центрального банка. Если в процессе действия банковского мультипликатора у большинства коммерческих банков возрастут свободные резервы и соответственно увеличится их потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы не возрастет, РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого на основе разрешения регионального управления Центрального банка РКЦ переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ, т.е. производит эмиссионную операцию.
Однако при осуществлении эмиссии одним РКЦ другой может в то же время изъять аналогичную сумму наличных денег, и общая масса их в обращении не изменится. В Правлении Центрального банка составляется ежедневный эмиссионный баланс, который отражает, произошла ли на данный день эмиссия наличных денег в стране.
Эмиссионный баланс банка России – характеристика состояния денежного обращения в стране. Эмиссионный баланс учитывает операции по выпуску денег в обращение и их изъятию из обращения. Составляется на основе дебетовых и кредитовых авизо, поступающих от территориальных учреждений Банка России. В балансе ежедневно отражаются общие суммы вложения денег из оборотной кассы в резервные фонды и подкрепления кассы из фондов. Состав денег учитывается в балансе по итогам операций за месяц на основе подтверждений территориальных учреждений Банка России о вложенных и изъятых в отчетном месяце из резервных фондов банкнот и монеты в повалютной разбивке, с разделением банкнот на годные и ветхие.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Схема налично-денежного обращения (на примере России)
Из схемы видно, что налично-денежное обращение начинается в расчётно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам – юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению). Часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).[16]
Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных, которые находятся на счетах в коммерческих банках. При эмиссии безналичных денег в результате действия банковского мультипликатора происходит и эмиссия наличных денег.
3.2 Денежно-кредитная политика
3.2.1 Понятие денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет ее центральный банк. Процесс денежно-кредитного регулирования включает 2 этапа. На первом — центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором — измененные параметры передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно — кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости населения, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Приоритетной целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен в стране.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются: установка нормы обязательного банковского резерва (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в Центральном банке для обеспечения резерва); регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам); операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств); валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег).
Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка).
Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Так, изменения в банковской системе меняют типы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.[17]
3.2.2 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежнокредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5‑6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.
Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.
Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.
Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009‑2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.
Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежнокредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.
Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
В этой ситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.
В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.
продолжение
--PAGE_BREAK--