Об уровневом подходе в физикеАвтор считает, что всегодняшних науках, включая физику, преобладает т.н. линейныйобщеметодологический подход. Линейный значит, действующий в пределах одногоэтажа, одной плоскости, не осознающий, что такое уровневость и не признающийпо-настоящему иерархию изучаемых явлений, процессов, законов, с точки зрения ихкачественного уровня. Т.е. недооценивающий качественный аспект иориентирующийся в основном на аспект количественный в данном случае намногообразие исследуемых объектов.
При линейном подходе для исследователейболее важна внешняя форма, а не содержание, суть, упор делается на структуру,структурное многообразие, а отнюдь не на функцию. Это есть следствиепреобладающего анализа и дифференциации но не синтеза и интеграции объектовисследования, а также самих субъектов институтов, которые созданы дляпроведения исследовательских работ. Т.е. линейный подход подход узкихспециалистов.Корни линейного подхода вт.н. парадигме относительности,
когда основной упор делается на вычленении изнекоего мало исследованного целого множества известных, хорошо изученных современем частных, причем все частные изучаются в равной степени, они, с точкизрения исследователя, равны относительно друг друга А относительно Ботносительно В и т.д. получается линейный ряд, или некая плоскость, состоящаяиз А, Б, В, .При таком подходе важноезначение приобретает процесс вычленения и группировки, т.е. систематизации,
классификации, идентификации. Процветает феноменология внешнее описательствоявления, события, объекта, работа с формой . Начинается самая настоящая охотаза новыми разновидностями по принципу чем больше частностей, деталей, нюансов, тем лучше . Разновидности для исследователя качественно с точки зрениявыполняемой функции не различаются.По мнению автора, это совершенно закономерный этап становления науки как таковой, когда сначалаэкстенсивно описывается мир, собираются все данные о мире.
Но с течениемвремени линейность исчерпывает себя. Ее потенциал не безграничен.На смену линейному подходуидет уровневый подход. Для многих сегодняшних ученых он непонятен и в силуэтого неприемлем. Ведь в основе его лежат другие базовые посылки а парадигма абсолютности с ее принципом абсолютности, согласно которому заотносительным следует абсолютное высшего уровня, т.е. не совпадающее сначальным,
примитивным абсолютом, например, Ньютона и Лапласа б в миредействует лишь один закон или, по крайней мере, ограниченная группа первичныхзаконов, которые работают на любом из уровней, хотя форма их реализацииразнится от уровня к уровню. В соответствии с таким подходом, законы микромира,мезомира, макромира едины. Нынешнее разделение квантовых и релятивистскихзаконов до некоторой степени условно и свидетельствует о зацикленностиисследователей на внешних формах и слабом интересе к тому, что скрывается заформой.
Уровневый подход основан насинтезе. По мнению автора, его можно рассматривать как интенсивный способпознания мира.Любой объект при уровневомподходе рассматривается только как система. Предполагается, что система можетявляться составной частью надсистемы системы более высокого порядка и, в своюочередь, состоит из субсистем систем низкого порядка . Внутри уровня развитиесистемы непрерывно, переход с уровня на уровень дискретен.
См. также по этомуповоду труды Г.Альтшуллера и разработанную им теорию решения изобретательскихзадач.Особое значение при такомподходе приобретает самоорганизация, традиционно не изучаемая физикой. Вместе стем, было бы ошибкой связывать то, о чем говорит автор, с синергетикой.Синергетический подход идеализирует случайность, спонтанность непредсказуемостьразвития процесса своего рода физический экзистенциализм , и в силу этого ондалек от парадигмы абсолютности.
Рассмотрим уровневый подходна примере энергии.Сегодня основные виды энергиив физике рассматриваются по парам потенциальная кинетическая, электрическая магнитная, тепловая механическая, причем каждая пара рассматриваетсяавтономно, независимо друг от друга, потому что разные разделы физики механика,электродинамика, термодинамика и др. по существу не связаны или относительномало связаны между собой. В этом проявляется принцип противостояния А Б ипринцип разобщенности, или частности
А и Б сами по себе, В и Г оторваны от нихи также выступают самостоятельно А Б В Г и т.д Вс вместе, навзгляд автора, и характеризует т.н. парадигму относительности, согласно которойвс относительно всему и единой, универсальной точки отсчета не существует.Уровневая физика, которойпридерживается автор, принципиально не обращает внимания на виды энергии формыпроизводимой работы . Энергия не соизмеряется с количественной стороны, адолжна быть охарактеризована с качественной
точки зрения. Поэтому главным здесьявляется качественная оценка произведенных действий с точки зрения их реальноговлияния на окружающие системы и степени действительной, а не кажущейся,активности.При таком подходе мывынуждены либо вкладывать иной смысл в традиционные определения, либо вводитьдругие определения в базовый физический аппарат. Поэтому автор в своих работахпридерживается следующей классификации иерархически высшая энергия замыкает уровень сверху
Е1 базовый уровень, оптимальное кинетическая, магнитная, механическая, инертная в идеальных условиях результат самоиндукции иерархически низшая энергия замыкает уровень снизу либо, иначе, относится к энергии более низкого порядка Е0 возникает в ходе отклонения от оптимального потенциальная, электрическая, тепловая, гравитационная. является следствием индукции, при взаимодействии с индуктором Поскольку уровневая шкалаоткладывается по оси OY, то изменение энергетических уровней прослеживается
от0 до 1 относительные показатели применяется т.н. коэффициент оптимальности соответствуетнорме, или оптимальному, снижение коэффициента отклонению от нормы, котороесистема пытается самопроизвольно преодолеть в ходе самоорганизации благодаряпринципу отрицательной обратной связи .При достижении системой возникаетрезонанс, который позволяет выйти в надсистему, т.е. дискретно перейти надругой уровень. 1 при этом обращается в нуль-штрих ,и отсчет можно производить по новой.
Количество энергии порцияэнергии в пределах рассматриваемого уровня, т.е. от 0 до 1, будет постоянной,или заданной, величиной.Существуют препятствия длядостижения, т.е.для выхода в надсистему нужны дополнительные условия.Уровень подуровень внутриуровня есть показатель степени единства составляющих системы, ее целостности.Чем выше уровень, тем целесообразней расходуется энергия, т.к. при ееодинаковом количестве можно произвести больше полезной работы, с точки зренияактивности системы, придания ей большей мобильности и устойчивости.
Болеевысокий уровень это уровень действительного, а не видимого, движения.Спин-спиновый момент движениянебесных тел о нем мы говорили в предыдущих докладах соответствует нижнейгранице уровня, спин-орбитальный верхней. Особый интерес вызывает подуровень, накотором напряжение в системе достигает наивысшего значения. отвечаетза предельно возможные прецессии и нутации.С позиции данного видения мира, нам теперь проще понятьвнутреннюю иерархию в любых физических объектах
системах . Скажем, вкристалле. И проще понять, что же такое уровневость. На нижнем исходном, сточки зрения кристаллической решетки уровне в атоме внутри негогенерируется магнитная энергия, а, так сказать, на внешних границах электрическая. Внутри молекулы генерируется магнитная энергия, молекула в целомкак система генерирует электрическую. Кристалл как общность атомов или молекулвнутри себя генерирует магнитную энергию, на границах раздела
электрическую.Т.е. нижнему уровню будет присуща электрическая энергия, верхнему магнитная вместе с тем, поскольку та же модель будет характерна не только для уровня вцелом, но и для подуровней внутри уровня они входят составной частью вуровень , то, с определенной точки зрения, магнитная энергия одного уровня подуровня может нами же восприниматься как электрическая энергия другого,более высокого уровня подуровня , и это зависит от точки зрения уровневогонаблюдателя, так сказать, от того, насколько высоко он забрался.
То же длякинетической и потенциальной энергии кинетическая энергия одного уровня намиже может восприниматься как потенциальная энергия другого.Подобный подход позволяетмоделировать системы в развитии. Он работает с динамическими состояниями. Принем не используются абсолютные показатели, поскольку парадигма абсолютностиисходит из того, что вс в мире постоянно меняется, включая те величины,которые, с точки зрения парадигмы относительности, являются стабильными,например, масса, скорость света и некоторые другие.
Литература О.Я.Бондаренко. Обидеологических основах новой физики на правах рукописи . Бишкек, 2001.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |