Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образовательного учреждения Тюменской области
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра государственно-правовых дисциплин
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансово-экономические основы местного самоуправления»
Тема. Муниципальный долг
Выполнила: студентка 4 курса
Заочного факультета
Специальности«Юриспруденция»
Зачётная книжка № 07221
Срок обучения3,5 г.
Мелентьева О.В.
Проверил:
Тюмень 2010
Содержание
Введение
§1 Муниципальное заимствование
§2 Муниципальный долг
§3 Муниципальные долги городских округов, муниципальных районов, на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по состоянию на 2010 год
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения общественно значимых целей. Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль, более того, надежная финансовая система – является стержнем в развитии и успешном функционировании экономики региона и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.
Сегодня ставятся новые цели и задачи, при которых бюджетная политика должна быть направлена, с одной стороны, на развитие экономики в посткризисный период, а с другой — на решение важнейших социальных задач, при этом необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы автономного округа.
Должно быть понимание того, что доходы автономного округа не безграничны и, следовательно, предстоит серьезная работа по стимулированию экономического роста, улучшению качества администрирования налоговых и неналоговых доходов, необходимо принять решения по приоритизации расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально значимых результатов.
Муниципальный долг — в РФ — совокупность долговых обязательств муниципального образования. Различают следующие формы долговых обязательств муниципального образования:
— кредитные соглашения и договоры, заключенные муниципальным образованием;
— займы муниципального образования, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
— договоры о предоставлении муниципальных гарантий или договоры поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
— долговые обязательства юридических лиц, переоформленные в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Целью работы является изучение и муниципального долга. Задачами данной работы является изучение: 1) муниципального заимствования; 2) муниципального долга; 3) муниципальные долги городских округов, муниципальных районов на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 2010 год.
Муниципальное заимствование
«В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленным представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных органов государственной власти.
Целью муниципальных заимствований является получение органами МСУ дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для финансирования общих потребностей муниципальных образований, не обеспеченных доходами. Привлеченные муниципальные долговые обязательства, как правило, погашаются за счет бюджетных средств (доходов), финансовых ресурсов, полученных от продажи муниципальной собственности, а также новых заимствований» [2, стр.86].
Институт муниципальных заимствований как система отношений, возникающих в связи с аккумулированием муниципальными образованиями временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, представляет собой важнейший инструмент для ликвидации бюджетного дефицита, достижения баланса доходов и расходов бюджета в целом, а также для привлечения инвестиционных ресурсов.
«Проблема правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заимствований является сегодня одной из наиболее актуальных в системе финансового права Российской Федерации. С учетом того, что система правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере, развивается медленно, российское законодательство еще сохраняет ряд недостатков, присущих прежней системе правового регулирования: пробелы и неразрешенность отдельных правовых аспектов, а в ряде случаев противоречивость правовых определений и норм. По-прежнему отсутствуют четкие и ясные принципы государственной политики и механизмы ее реализации в сфере государственных и муниципальных заимствований. Неопределенность механизмов действия норм федерального законодательства в сфере заимствований негативно влияет на развитие данного института в регионах. В силу этого правоотношения в сфере заимствований должны стать объектом компетентного научного исследования и правового регулирования, прежде всего на федеральном уровне.
Принятие субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельных нормативных правовых актов в сфере заимствований часто приводит к возникновению правовых коллизий между федеральным, региональным и местным законодательством. Вместе с тем возросшая за последние годы экономическая роль заимствований субъектов РФ и муниципальных образований как отражение тенденции перераспределения финансовой ответственности за реализацию государственных инвестиционных проектов от центра к регионам, с одной стороны, и возросших социальных требований населения к региональной власти и органам местного самоуправления, с другой, требует сегодня ясного и четкого нормативного правового регулирования»[1, стр.47-48].
«Государственное заимствование субъекта РФ с экономической точки зрения -это кредитное отношение, опосредующее возвратное движение стоимости в денежной форме, в котором данный субъект выступает в качестве должника, а с правовой точки зрения — это договор займа, в котором данный субъект выступает в качестве заемщика.
Под муниципальными заимствованиями в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства»[4, стр.56-57].
Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с БК РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
Муниципальные образования вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте, предоставлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). При этом указанные заимствования и предоставление гарантий не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования.
В соответствии с БК РФ предельный объем муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в этом же году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств бюджета.
Муниципальный долг
«Государственный или муниципальный долг — обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.
Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета»[5, стр.24].
«В соответствии со Ст. 100 БК под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.--PAGE_BREAK--
Долговые обязательства МО могут существовать в форме:
Кредитных соглашений и договоров;
Займов осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
Договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов и других уровней бюджетной системы РФ;
Договоров о предоставлении муниципальных гарантий»[2, стр.87-88].
В объем муниципального долга включаются: основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по кредитам, полученным МО; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным МО.
«Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (Ст. 101 БК). Органы СМУ используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет» [2, стр.88].
Муниципальные долги городских округов, муниципальных районов на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Ниже будет представлена информация о муниципальных долгах городских округов, муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по состоянию на 1 августа 2010 года1.
Таблица 1.
Муниципальные долги городских округов, муниципальных районов автономного округа по состоянию на 01 августа 2010 год
Всего муниципальный долг
В том числе
Бюджетные кредиты из бюджета автономного округа
Из них
Кредиты кредитных организаций
Муниципальные гарантии
На временные кассовые разрывы и иные цели
На досрочный завоз продукции
г. Нефтеюганск
0,00
0,00
г. Сургут
1 427 407,80
31 000,00
31 000,00
849 487,80
г.Ханты-Мансийск
0,00
0,00
г. Нижневартовск
110 000,00
110 000,00
г.Мегион
14 000,00
14 000,00
14 000,00
г. Урай
0,00
0,00
г.Когалым
0,00
0,00
г. Радужный
336870.4
0,00
336870.4
г. Лангепас
20 000,00
20 000,00
20 000,00
г. Нягань
335 000,00
0,00
0,00
335 000,00
г.Пыть-Ях
239 389,00
239 389,00
г.Покачи
51 000,00
9 000,00
9 000,00
42 000,00
г. Югорск
44 000,00
44 000,00
44 000,00
Белоярский район
13 498,90
13 498,90
13 498,90
Березовский район
135 693,80
135 693,80
135 693,80
Кандинский район
103 218,50
68 418,50
68 418,50
34 800,00
Сентябрьский район
61 085,60
61 085,60
61 085,60
Сургутский район
195 279,10
195 279,10
195 279,10
Советский район
244 040,00
0,00
244 040,00
Ханты-Мансийский район
44 207,60
44 207,60
44 207,60
Нижневартовский район
1 538,60
1 538,60
1 538,60
Нкфтеюганский район
0,00
0,00
0,00
ИТОГО
3 376 229,30
442 443,00
118 000,00
324 443,00
1 422 066,90
1 511 719,40 продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение
Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
Муниципальный долг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по состоянию на 1 августа 2010 года составляет 11 379 030, 2 рубля.
В том числе облигационный займ автономного округа 6 000 000.00 рублей, государственные гарантии автономного округа 4 008 280,9 рублей, бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ 1 370 749,3 рублей.
Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
2) займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.
Список использованных источников
Нормативно-правовые источники
Конституция Российской Федерации // Москва. Известия. 1995.
Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Закон Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002, № 161-ФЗ.
Закон Российской Федерации «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» СЗ РФ 1998 г. № 8 Ст.224.
Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001.
Закон Тюменской области «О местном самоуправлении» // Законы Тюменской области (1994-2001 г.г.) Сборник. ТЗ Тюмень 2001г.
Устав г.Тюмень // Тюменский курьер № 34 от 19.03.2005.
Распоряжение Администрации г.Тюмени № 377 от03.12.1998 г. «О заключении контрактов с руководителями муниципальных унитарных предприятий, учреждений».
Литература основная
Андрейкин В.Г. Киричук С.М. Система местного самоуправления. Тюмень: Изд. «Вектор-Бук», 2003г. – 252 с.
Девятов С.А. Финансово-экономические основы местного самоуправления. Учебное пособие. Тюмень: «Тюменская Государственная Академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»). 2009. – 272 с.
Климанов В.В., Гринфельдт, Климанова О.А., Яговкина В.А. Муниципальное бюджетное право. – Муниципальные финансы: уч. пособие 4.1. М.: АХН, 2005 г. – 316 с.
Савранская О.Л., Исупова С.С., Миронова Н.И. Организация управления муниципальным образованием. – Муниципальное управление: уч. пособие 4.2. М.: АНХ. 2005 г. – 301 с.
Широков А., Юркова С. Управление муниципальным имуществом в условиях муниципальной реформы. Муниципальная власть. – 2004 г. — № 4. дополнительная
Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации. [Текст] / Е.М.Андреева // Государство и право. – 2001. — № 3- С. 31.-37.
Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. [Текст] / А.Г.Воронин, В.А.Лапин, А.Н.Широков. – М.: «Дело», 1998. – 128 с.
Ковешников Е.М. Муниципальное право [Текст] / Е.М.Ковешников. – М.: Изд-во «Норма», 2000. – 284 с.
Другие информационные источники
Информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант-Плюс».
www.admhmao.ru