Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Кафедра финансов
Учебная дисциплина: Финансы
Номер группы: КМП — 62
Наименование специальности: Коммерция (торговое дело)
Ф.И.О. студента:Карелина Дарья Сергеевна
Номер зачетной книжки: 062466
Номер варианта контрольной работы: 6
Дата регистрации институтом: "___"____________2007 г.
Дата регистрации кафедрой: "___"___________2007 г.
Проверил:_________________________ (фамилия, имя, отчество)
Новосибирск 2007 год
Задание № 1. Нарисуйте схему финансовых планов в соответствии со звеньями финансовой системы РФ. Укажите, из каких разделов состоят соответствующие финансовые планы. Сделайте выводы.
Финансовые планы
Децентрализованные
Централизованные
(общегосударственные)
/>
/>Централизованные финансовые планы содержат следующие существенные признаки:
их объект – общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне;
охват – сфера финансовой деятельности государства, соответственно и его финансовые взаимоотношения с участниками воспроизводственного процесса;
основная цель – обоснование финансовой политики государства на конкретный период, базирующейся на определении его финансовых возможностей удовлетворения общегосударственных потребностей. Их основные задания намечают доходы и расходы всех централизованных фондов денежных средств, создаваемых на макроуровне, определяют источники, пути их формирования и исполнения;
по форм они всегда являются сводными.
Важнейшим централизованным финансовым планом, распространенным во всех странах мира, является бюджет (федеральный, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в котором находит количественное выражение форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Он разрабатывается в форме баланса, в котором планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой экономического и социального развития страны, ее регионов. При этом особое внимание уделяется полной аккумуляции источников поступлений, рациональному распределению бюджетных ассигнований и бездефицитному сбалансированию бюджета.
К числу централизованных финансовых планов относятся и финансовые планы всех внебюджетных фондов, представляющие собой стоимостные балансы, определяющие все поступления на текущий год и расходы. Движение денежных средств внебюджетных фондов отражается доходов и расходов.
Баланс финансовых ресурсов – это совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.
Баланс денежных доходов и расходов населения отражает движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения имеют следующие источники:
заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;
доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом и от операций в кредитно-финансовой сфере;
социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т.д.).
Расходы включают такие виды как:
потребительские расходы;
налоги, обязательные платежи и добровольные взносы;
денежные накопления и сбережения.
Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ при участии Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.
Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию. Это финансовые планы многочисленных, разных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, учреждений, организаций и ведомств. Они различаются по:
форме собственности (финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, иностранных совместных предприятий, частных фирм и общественных организаций);
отраслевым особенностям (финансовые планы промышленных, сельскохозяйственных предприятий и т.д.);
специфике производства (финансовые планы предприятий материалоёмкого, фондоёмкого, трудоёмкого производства);
сфере деятельности (финансовые планы торговых, закупочных, посреднических предприятий и т.д.);
типу и размеру предприятия (финансовые планы малых, средних и крупных предприятий);
виду предприятий (планы объединений, концернов, холдингов).
Предприятия и организации, работающие на коммерческой основе, независимо от формы собственности составляют финансовые планы в виде баланса.
Баланс состоит из двух частей:
1. Доходы и поступления (прибыль, выручка от реализации имущества, доходы от выпуска акций и облигаций, амортизационные отчисления).
2. Расходы и отчисления (на капитальные вложения, капитальный ремонт, ан покрытие убытка, на содержание зданий, сооружений и объектов социально-культурной сферы и т.д.).
Кроме того, баланс содержит два балансирующих раздела:
1. Кредитные отношения предприятия:
доходы (получение ссуды);
расходы (погашение ссуды и процентов за использование его).
2. Отношения с бюджетом:
налоги и отчисления в государственные и местные бюджеты;
ассигнования из бюджета (только для казенных предприятий).
Финансовые планы бюджетных учреждений носят название приходно-расходных смет, которые состоят из трех разделов:
1. Общая сумма по статьям и источникам финансирования;
из государственного бюджета;
доходы самой бюджетной организации.
2. Оперативно-производственные показатели деятельности (например для школ – количество классов).
3. Расчеты и обоснования по статьям сметы.
Общественные организации составляют финансовые планы, где в доходной части отражаются членские взносы и поступления от проведения платных мероприятий, а в расходной – расходы на функциональную деятельность.
При переходе к рыночной экономике возросло значение и внутрифирменного финансового планирования как решающего условия эффективного управления деятельности предприятии, в связи с чем предприятия, фирмы стали переходить на общемирные стандарты в финансовом планировании, а именно к разработке бизнес-плана, в котором важное место принадлежит финансовому обеспечению всех намеченных мероприятий. Финансовый бизнес-план включает ряд таблиц и балансов: прогноз реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс доходов и денежных расходов.
Все виды финансовых планов в зависимости от периода их действия подразделяются на:
перспективные (определяют движение денежных средств на значительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды);
текущие – это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени;
оперативные – в настоящее время им отводится решающее место, особенно в условиях инфляции (их срок, как правило, менее года), они содержат в себе кратковременные прогнозы поступления доходов, возможности покрытия текущих платежей и т.п.
Тестовое задание:
1. Финансовые отношения материализуются в:
а) денежных фондах домохозяйств (населения);
б) денежных и материальных ресурсах государства;
в) финансовых ресурсах государства и хозяйствующих субъектов;
г) совокупность пунктов а и в;
д) совокупность пунктов а и б.
2. Взаимосвязь категорий «финансы» и «заработная плата» проявляется:
а) в процессе формирования конечных доходов населения;
б) при уплате косвенных налогов;
в) при уплате прямых налогов предприятием;
г) а и б
д) б и в
3. Основная задача налоговой политики в том, чтобы:
а) оптимально распределить фонд денежных средств государства;
б) определить рациональные формы изъятия части общественного продукта на нужды государства;
в) создать условия для роста инвестиционной активности;
г) повысить роль денежно-кредитной сферы в экономике;
д) а и б.
4. К числу основных полномочий Федеральной службы страхового надзора РФ относятся:
а) проведение аттестации страховых актуариев;
б) контроль за соблюдением валютного законодательства;
в) издание постановления о приостановлении операций с денежными средствами или имуществом;
г) ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета.
5. Основой для составления проекта федерального бюджета является:
а) баланс денежных доходов и расходов населения;
б) смета доходов и расходов внебюджетных фондов;
в) баланс финансовых ресурсов.
6. Под вертикальным бюджетным выравниванием понимается:
а) оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам;
б) закрепление доходных источников за разными уровнями бюджетной системы;
в) разграничение расходных обязательств между уровнями власти;
г) а и б;
д) б и в.
7. Участником бюджетного процесса в РФ является:
а) Правительство РФ;
б) Счетная палата РФ;
в) Государственная дума РФ;
г) а и в;
д) а, б, в.
8. Из региональных бюджетов финансируются:
а) содержание органов власти субъектов РФ;
б) содержание органов власти местного самоуправления;
в) содержание учреждений, находящихся в ведении органов власти субъектов РФ;
г) а и в;
д) а, б, в.
9. Представление гарантии, как формы государственного кредита, осуществляется на основе:
а) торгов;
б) конкурса;
в) распоряжения Правительства.
10. Назовите пути увеличения прибыли:
а) рост выручки;
б) рост себестоимости;
в) снижение выручки;
г) снижение себестоимости;
д) а и б;
е) а и г.
Список используемой литературы:
1. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевский, Б.М.Сабанти. – М.: Юрайт, 2004.
2. Финансы: Учебник для вузов по экономическим специальностям / Л.А.Дробозина, Г.Б.Поляк, Ю.Н.Константинова и др.; Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы; ЮНИТИ, 2000.
3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт, 1999.