Реферат по предмету "Финансы"


Использование программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании на примере б

--PAGE_BREAK--2. Использование программно-целевого метода при планировании бюджета Муниципального образования города Омска
2.1 Социально-экономическая характеристика города Омска
Город Омск основан 2 августа 1716 года и обладает статусом города с 1782 года. К вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся:

-                   формирование, утверждение, исполнение бюджета города Омска и контроль за его исполнением;

-                   установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

-                   владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска;

-                   обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории города Омска и нуждающихся в улучшении жилищных условий;

-                   создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Омска;

-                   организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;

-                   организация оказания на территории города Омска первичной медико-санитарной, скорой медицинской помощи;

-                   создание условий для обеспечения жителей города Омска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и иное.

Рассмотрим финансовое положение города Омск. Для этого рассмотрим основные показатели бюджета города Омска за 2009 год.

Итак, доходы бюджета города формируются за счет 3 источников:

-              налоговых доходов;

-              неналоговых доходов;

-              безвозмездных поступлений.

Бюджет городского округа на 2009 год утвержден по доходам в сумме 13793 млн. рублей. Бюджет по доходам исполнен в сумме 13 816 млн. рублей или на 100,2 % к утвержденному плану. Такие данные свидетельствуют о том, что прогноз был осуществлен максимально точно, что свидетельствует об использовании наиболее правильной методике планирования доходов бюджета.

В структуре доходной части бюджета наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц – 35,1%, налоги на имущество – 24,4%, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности — 15,1%, налоги на совокупный доход – 9,3%.

Финансирование расходов в отчетном периоде производилось в рамках утвержденного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью и сметами расходов получателей средств по казначейской системе исполнения бюджета. Расходы городского бюджета осуществлялись в структуре классификации операций сектора государственного управления, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, с учетом дополнительных кодов в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств.

Бюджет городского округа на 2009 год утвержден по расходам в сумме 14825 млн. рублей. Исполнение бюджета города Омска за 2009 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в сумме 14 373 млн. рублей, что составляет 96,9 % к утвержденному плану. То есть, расходов произведено меньше, чем было запланировано. Это, конечно, является положительным моментом для финансового положения города и ведет к сокращению дефицита бюджета (по сравнению с запланированным), но в то же время это говорит о неточном планировании расходов бюджета.

Следует отметить увеличение общей суммы расходов бюджета города Омск в 2009 году на 1,6%. Это связано с тем, что в 2009 году из бюджета города Омска предоставляются субсидии в большем размере на:

-              на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов;

-              на компенсацию недополученных доходов от предоставления льгот на услуги муниципальных бань города Омска;

-              на компенсацию недополученных доходов от перевозки пассажиров и багажа городским автомобильным и электрическим (кроме железнодорожного) транспортом, в том числе по садовым маршрутам;

-              на компенсацию недополученных доходов в связи с установлением льгот на проезд в городском муниципальном транспорте некоторым категориям граждан;

-              на возмещение расходов субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска, осуществляющим инновационную деятельность на территории города Омска;

-              на возмещение затрат общественных организаций, осуществляющих на территории города Омска деятельность, направленную на поддержку семьи, старшего поколения, инвалидов, ветеранов войны и военной службы и прочее.

Дефицит бюджета за 2009 год сложился в размере 556,9 тыс. рублей. На покрытие дефицита бюджета и погашение муниципального долга в отчетном году привлекались заемные средства в сумме 214,7 тыс. руб.

Таким образом, доходы бюджета города Омска за 2009 год составили 13,8 млрд.руб, что превышает утвержденный план на 0,2%.Стоит отметить, что объем доходов 2009 года увеличился на 1,6% по сравнению с 2008 годом. Расходы же бюджета составили 14,4 млрд.руб, что меньше 3,1% утвержденного плана. Дефицит бюджета за 2009 год составил 556,9 тыс.руб., на покрытие которого привлекались заемные средства. Такие данные позволяют судить о благоприятных социально-экономических тенденциях развития города Омска, поскольку дефицит бюджета не превышает предельное значение размера дефицита бюджета муниципального образования, установленного бюджетным кодексом (10% от объема доходов).

Главная стратегическая цель развития города – это повышение качества жизни его жителей. Для достижения этой цели Администрация Омска осуществляет свою деятельность сразу в нескольких направлениях. Продолжается реализация долгосрочных целевых программ, ведомственных программ развития в различных сферах: здравоохранение, образование, культура, спорт, строительство, общественная безопасность. Муниципалитет занимается поддержкой инвестиционной деятельности, потребительского рынка Омска, международных и внешнеэкономических связей. Все это влияет на социально-экономическое развитие города в целом.
2.2 Практика планирования расходов бюджета города Омска программно-целевым методом
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 23 декабря 2009 года № 300 «О бюджете города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» планирование расходов бюджета города Омск осуществляется с применением программно-целевого метода.

Программно-целевой метод применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

В соответствии с действующими правовыми актами Администрации города Омска департамент городской экономической политики и департамент финансов и контроля осуществляют методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации следующих видов целевых программ:

-              долгосрочные целевые программы;

-              ведомственные целевые программы развития.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию целевых программ утверждается Решением Омского городского Совета о бюджете города Омска на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в составе ведомственной структуры расходов бюджета города Омска по соответствующей каждой целевой программе целевой статье расходов бюджета города Омска в соответствии с постановлением Администрации города Омска, утвердившим целевую программу.

Решению Омского городского Совета на 2010 год предусмотрено финансирование 19 целевых программ – 16 долгосрочных и 3 ведомственных. Общая сумма финансирования данных программ из бюджета города Омск в 2010 году составит 1170 млн.рублей. Общая же сумма расходов в бюджете города Омск на 2010 год предусмотрена в размере 12343 млн. рублей. То есть сумма финансирования целевых программ составит 9,5 % от общей суммы запланированных расходов бюджета. Что позволяет судить о том, что планирование расходов на целевые программы неотъемлемым образом влияет на планирование общей суммы расходов бюджета города Омск.

Долгосрочная целевая программа представляет собой срочный, комплексный правовой акт, принимаемый уполномоченными субъектами права, требующий материальных затрат и поэтапной реализации, включающий систему приоритетных мероприятий, направленных на достижение общественно значимых целей.



Таблица 2.1.Перечень долгосрочных целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета города Омска в 2010 году (тыс.руб.)



Наименование программы

Предусмотрено вбюджете

1

Долгосрочная целевая программа города Омска «Омский футбол» на 2009 — 2012 годы

37 100,0

2

Долгосрочная целевая программа города Омска «Спортивный город» на 2009 — 2013годы

10 000,0

3

Долгосрочная целевая программа города Омска «Молодежь города Омска» на 2009 -2013 годы

6 000,0

4

Долгосрочная целевая программа города Омска «Развитие архивного дела в городеОмске» на 2009 — 2013 годы

5 000,0

5

Долгосрочная целевая программа «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска» (2009 — 2015 годы)

55 051,8

6

Долгосрочная целевая программа города Омска «Оказание содействия муниципальным общеобразовательным учреждениям города Омска в организации питания обучающихся» (2009 — 2013 годы)

55 000,0

7

Долгосрочная целевая программа города Омска «Капитальные вложения в инфраструктуру муниципального образования городской округ город Омск Омской области на 2009 — 2012 годы»

432 534,0

8

Долгосрочная целевая программа города Омска «Обеспечение жильем молодых семейв городе Омске» на 2009 — 2012 годы

890,0

9

Долгосрочная целевая программа города Омска «Повышение правовой культуры» на 2010 — 2012 годы

7 425,0

10

Долгосрочная целевая программа города Омска «Развитие муниципального здравоохранения города Омска» на 2010 -2014 годы

137 618,5

11

Долгосрочная целевая программа города Омска «Демографическое развитие города Омска до 2030 года»

40 000,0

12

Долгосрочная целевая программа города Омска «Целевая подготовка специалистов»на 2010 — 2012 годы

4 869,5

13

Долгосрочная целевая программа города Омска «Электронный Омск» на 2010 — 2015годы

16 260,0

14

Долгосрочная целевая программа города Омска «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Омске» на 2010 — 2012 годы

98 000,0

15

Долгосрочная целевая программа города Омска «Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения» на 2010 — 2016 годы

29 978,8

16

Долгосрочная целевая программа города Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010 — 2015 годы»

14 000,0



Итого

949 727,6



Изучив долгосрочные целевые программ, предусмотренные из бюджета города Омск в 2010 году, можно подвести итог, что общая сумма расходов, предусмотренная из бюджета города на 2010 г., на финансирование долгосрочных целевых программ составила 949,7 млн.руб., что составляет 7,7% общей суммы планируемых расходов бюджета на 2010 г. То есть это говорит о том, что планирование расходов на финансирование долгосрочных целевых программ города Омска весомым образом повлияло на планирование общей суммы расходов бюджета города на 2010 г.

Наибольший удельный вес в общей сумме финансирования долгосрочных целевых программ составляют расходы на финансирование ДЦП города Омска «Капитальные вложения в инфраструктуру муниципального образования городской округ город Омск Омской области на 2009-2012 годы».

В рамках программы предполагается проведение мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса, строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, объектов социальной сферы, что позволит улучшить имидж города Омска и обеспечит его социально-экономическое развитие и инвестиционную привлекательность в соответствии с целями и задачами развития экономики и социальной сферы города Омска.

Целью программы является повышение качества жизни населения города Омска за счет обеспечения устойчивого функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса, инженерной, транспортной инфраструктуры и социальной сферы города Омска. К числу наиболее значимых приоритетов достижения цели относится 100 процентов выполнение плана работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, увеличение площади реконструированных дорог местного значения в границах города Омска, дополнительное введение в эксплуатацию 9 объектов образования, 4 объектов здравоохранения, 5 объектов физической культуры и спорта. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития города Омска позволит повысить эффективность планирования и использования финансовых ресурсов на реализацию мероприятий, предусмотренных программой, и обеспечить существенное увеличение объема, повышение качества предоставляемых населению услуг здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального и транспортного комплексов, кроме того, поможет снизить негативные последствия мирового финансового кризиса для поддержания уровня и качества жизни населения города Омска.

На реализацию мероприятий программы из бюджета города Омска планируется направить 2047263,9 тыс. рублей, в том числе:

-              2009 год 37,3 %;

-              2010 год – 21,1%;

-              2011 год – 20,4%;

-              2012 год – 21,1%.

Для оценки эффективности программы используются 10 целевых индикаторов, включающих в себя индикаторы по следующим направлениям:

-              обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей жилищно-коммунальными услугами;

-              повышение архитектурно-художественного качества застройки города Омска, уровня благоустройства и озеленения;

-              строительство и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры в городе Омске;

-              строительство и реконструкция объектов социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта в городе Омске.

Одной из задач Программы является улучшение жилищных условий населения города Омска и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Для оценки достижения поставленной задачи используются 2 индикатора:

1.                                    Выполнение плана работ по капитальному ремонту многоквартирных домов;

2.                                    Количество жилых помещений, предоставленных гражданам в связи с признанием многоквартирных жилых домов аварийными.

В составе предусмотренных долгосрочных целевых программ на 2010 г. для города Омска стоит отметить такую долгосрочную целевую программу, как «Развитие муниципального здравоохранения города» на 2010-2014 гг. Ее удельный вес в общей сумме расходов, предусмотренных на финансирование долгосрочных целевых программ из бюджета города Омска составляет 14,5%. Планирование расходов на осуществление данной программы повлияло ан планирование как общей суммы расходов бюджета города, так и в частности на такую статью бюджетных расходов, как «здравоохранение, физическая культура и спорт», планируемая величина которых на 2010 г. составила более 4 млрд. руб.

Необходимость подготовки и реализации программы обоснована рядом социально-экономических факторов, таких как: комплексность решения проблем здравоохранения города Омска, а также участие в реализации мероприятий программы двух структурных подразделений Администрации города Омска (департамент здравоохранения Администрации города Омска, департамент строительства Администрации города Омска). Целью программы является реализация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи населению, развитие и техническое переоснащение муниципальных учреждений здравоохранения города Омска, обеспечение населения города Омска качественной медицинской помощью, снижение заболеваемости, преодоление негативных медико-демографических тенденций. Достижение цели предусмотрено к началу 2013 года.

Из бюджета города Омска на финансирование мероприятий программы планируется выделить средства в размере 1179824,65 тыс. рублей, в том числе:

— в 2010 году – 26,2%;

— в 2011 году – 18,0%;

— в 2012 году – 55,8%.

Основные целевые индикаторы Программы:

-              показатель общей смертности населения;

-              показатель естественной прибыли (убыли) населения;

-              показатель младенческой смертности;

-              показатель материнской смертности;

-              показатель перинатальной смертности;

-              удельный вес детей-инвалидов в возрасте до 1 года;

-              удельный вес младенческой смертности от внутриутробных инфекций;

-              объем скорой медицинской помощи на 1 человека в год;

-              показатель среднего срока ожидания бригады скороймедицинской помощи;

-              показатель укомплектованности муниципальных учреждений здравоохранения города Омска врачебными кадрами;

-              показатель обеспеченности врачами населения;

-              показатель среднего возраста врачебного персонала;

-              показатель удовлетворенности населения оказанием медицинской помощи.

Используя все представленные индикаторы при планировании расходов на финансирование данной программы, администрация города Омска сможет наиболее точно спланировать величину расходов на осуществление данной программы без необходимости внесения поправок и изменений в Программу в процессе ее исполнения.

Ведомственная целевая программа – комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, реализуемых главным распорядителем бюджетных средств и обеспечивающих решение отраслевых задач в поле его ответственности в сфере социально-экономического развития. Ведомственные целевые программы направлены на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета.

На 2010 г. предусмотрено финансирование 3 ведомственных целевых программ города Омска общей суммой 68,3 млн.руб. Это составляет 0,5 % общей суммы расходов, предусмотренных бюджетом города Омск на 2010 год. Несмотря на то, что доля расходов на осуществление данных целевых программ незначительная и меньше доли расходов на долгосрочные целевые программы в общей сумме расходов, все же стоит отметить, что планирование расходов на финансирование данных целевых программ повлияло на планирование общей суммы расходов бюджета на 2010 г..
Таблица 2.2.Перечень ведомственных целевых программ развития, предусмотренных к финансированию из бюджета города Омска в 2010 году

N п/п

Наименование программы

Предусмотрено вбюджете

1

Ведомственная целевая программа развития «Культура Омска. Создание сети общедоступных информационно-просветительских центров на базе муниципальных библиотек (2009 — 2011 годы)»

3 314,9

2

Ведомственная целевая программа развития «Развитие муниципальной системы образования города Омска» (2009 — 2013 годы)

60 000,0

3

Ведомственная целевая программа развития «Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек города Омска (2009 — 2013 годы)»

5 000,0

ВСЕГО

68 314,9



Рассмотрев ведомственные целевые программы, предусмотренных к финансированию из бюджета города Омска, можно отметить, что наибольшая доля финансирования в составе данного вида целевых программ принадлежит ВЦП «Развитие муниципальной системы образования города Омска на 2009-2013 годы».

Основной целью Программы является развитие муниципальной системы образования города Омска для обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Анализ состояния муниципальной системы образования города Омска позволяет выявить ряд наиболее актуальных проблем, на решения которых направлена данная Программа:

-                   недостаточность программно-методических, материально-технических условий, обеспечивающих доступность качественного образования;

-                   отсутствие единой информационной среды;

-                   ограниченность материально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждений города Омска;

-                   устойчивая тенденция старения педагогических кадров, недостаточное количество молодых специалистов в сфере образования;

-                   недостаточность в муниципальных образовательных учреждениях города Омска условий: для организации питания и медицинского обслуживания обучающихся; для повышения профессиональной компетентности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений; для обеспечения единства систем обучения и воспитания.

Из бюджета города Омска на финансирование мероприятий Программы планируется выделить средства в размере 300000,0 тыс. рублей, из них:

-                   в 2009 году — 48950,0 тыс. рублей, или 16,3%;

-                   в 2010 году — 60000,0 тыс. рублей, или 20,0%;

-                   в 2011 году — 65000,0 тыс. рублей, или 21,6%;

-                   в 2012 году — 70000,0 тыс. рублей, или 23,3%;

-                   в 2013 году — 56050,0 тыс. рублей, или 18,7%.

Одной из задач данной программы является обеспечение единства образовательного и культурного пространства, эффективного интеллектуально, гражданского, духовно-нравственного развития, сохранение и укрепления здоровья подрастающего поколения. Для прогнозирования расходов конкретно на осуществление данной задачи используются таки индикаторы, как доля детей, участвующих в системе мероприятий муниципального уровня, направленных на сохранение и укрепляете здоровья, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие; количество детей школьного возраста – победителей муниципальных конкурсов, соревнований; количество муниципальных конкурсов, соревнований, направленных на сохранение и укрепление здоровья, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие.

Таким образом, можно сделать вывод, что целевая программа — комплекс мероприятий межотраслевого характера, согласованных по содержанию, финансовому обеспечению, исполнителям и срокам исполнения, направленных на достижение целей и решение задач развития экономики и социальной сферы. В городе Омске за последние годы уже сложилась определенная методика и опыт планирования расходов бюджета на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. И в общем программно-целевой подход к решению социально-экономических проблем себя оправдывает.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Модели эволюции кредитно-денежной системы
Реферат Безработица: сущность, причины, формы и последствия
Реферат Рынок нефтепродуктов Московского региона
Реферат Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки
Реферат Понятие бюджетной системы, ее становление и развитие в Украине. Межбюджетные трансферты
Реферат Период правления Александра 2
Реферат Romeo And Juliet Tragedy Of A Family
Реферат Правовые основы валютного контроля
Реферат Сущность и функции цены как экономиской категории
Реферат Наташа Ростова и Марья Болконская в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Реферат Like Water For Chocolates Essay Research Paper
Реферат The Death Of Cordelia In William Shkespeare
Реферат Сравнительный подход к оценке бизнеса
Реферат Сучасні тенденції оплати праці працівників, зайнятих в торгівельній сфері України
Реферат Партии во власти