Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Полесский государственный университет»
Курсовая работа по предмету «Теория финансов»
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Специальность
Автор работы
студент курса
группы №
(подпись)
Преподаватель
(подпись)
Пинск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе экономического развития инвестиционная политика играют важную роль, как на макро, так и на микро уровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, будущее отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. В связи с чем, многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства. Правильная инвестиционная политика государства и в частности повышение инвестиционной привлекательности республики является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
Актуальность проблем и перспектив инвестиционной политики государства в нашей стране связана, прежде всего, тем, что Республике Беларусь является очень перспективным государством для реализации различных инвестиционных проектов, поскольку обладает высоким научно-техническим и кадровым потенциалом. В республике функционирует около 300 научных организаций. Кроме того, привлечению инвестиций так же способствует благоприятное географическое положение республики и реализация государственной политики (создание СЭЗ, налоговые льготы и т.д.), направленной на привлечение инвестиций в республику.
Кроме того, увеличение инвестиционной активности является необходимым условием развития экономики. Оно достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
Целью курсовой работы является изучение инвестиционной политики Республики Беларусь. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Рассмотреть понятие и сущность инвестиционной политики;
Изучить теоретические основы регулирования инвестиционной привлекательности;
Исследовать реализацию инвестиционной политики в части капиталообразующих инвестиций;
Проанализировать инвестиции в жилищное строительство;
Определить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Республике Беларуси .
При написании курсовой работы использовались методы теоретического и сравнительного анализа, метода сопоставлений, так же метод графического моделирования.
Анализ проблематики современного состояния белорусской экономики направлен на поиск мер по совершенствованию инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего” экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов. При этом, основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, сущность и значение инвестиционной политики. Регулирование инвестиционной привлекательности
Инвестиционная политика — составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня. Это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов [1, с.10].
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Согласно данного определения главной целью государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды, а значит инвестиционная политика должна быть ориентирована на:
— определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
— выбор приоритетов;
— повышение эффективности инвестиций.
Приведенное выше определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое трактование.
Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования [3, с.125].
Задачи инвестиционной политики государства заключаются в:
обеспечении структурной перестройки экономики;
стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
создании дополнительных рабочих мест;
привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
поддержке малого и среднего предпринимательства;
совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
создании условий для становления и развития венчурного инвестирования [1, с.50].
Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных экономику инвестиционных ресурсов.
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:
выбор источников и методов финансирования инвестиций;
определение сроков реализации;
выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Виды государственной инвестиционной политики.
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов [1, с. 60].
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
экономической и социальной политикой, проводимой на уровне местных органов власти;
величиной имеющегося производственного потенциала;
природно-климатическими условиями;
оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
географическим местонахождением;
состоянием окружающей среды;
демографической ситуацией;
привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Принципы инвестиционной политики
. Вопрос о принципах участия государства в инвестиционной деятельности во многом связан с проблемой ограниченности финансового потенциала для инвестиционного подъема. Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.
Основные принципы инвестиционной политики согласно теории инвестиций представлены на схеме рисунок 1.1
/>
Рисунок 1.1 – Принципы инвестиционной политики [1, с.65]
Данные принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. В современных условиях Инвестиционная политика на уровне республики должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий. При этом эффективная государственная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых направлений:
совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития [10, с.44].
Таким образом, инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Регулирование инвестиционной привлекательности. Прежде всего, следует отметить, что государственное регулирование инвестиционной привлекательности и инвестиционная политика — не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной привлекательности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.
Государство регулирует инвестиционную привлекательность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования [10, с.29].
Таким образом, что касается неэкономических факторов инвестиционной привлекательности республики, то следует отметить тот факт, что республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
В стране существует развитая научно-техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний.
В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.
Государственное регулирование инвестиционной привлекательности Беларуси, как отмечалось выше, выражается в создании не только экономических, но институциональных условий для взаимовыгодного сотрудничества. В данном аспекте следует отметить тот факт, что Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка.
Республика Беларусь – единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.
В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционной привлекательности в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.[20].
Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).
Кроме того, общая экономическая ситуация в стране характеризуется довольно предсказуемым уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов (несмотря на мировой кризис), наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.
В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.
Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока-Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).
Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:
- освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;
- освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
- безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
- свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;
- свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
- сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др [20].
Несмотря на перечисленные достижения в регулировании инвестиционной привлекательности государством, существует проблема оценки инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, которая успешно им решается. Проблема связана с тем, что позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня нельзя назвать высокими. В отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала «Euromoncy» за 1988 г. занимал 17 место после Италии и Тайваня, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Беларусь находится за пределами первой сотни инвестиционной привлекательных стран.
Существует несколько характерных подходов к оценке инвестиционной привлекательности (рис. 1,2), из которых наиболее приемлемым является факторный, основанный на оценке набора факторов: характеристика экономического потенциала; общие уровни хозяйствования (развитие отраслей материального производства, степень изношенности основных фондов, незавершенного строительства); зрелость рыночной среды (инфраструктура, приватизация, инфляция, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, емкость местного рынка, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала); политическая ситуация; социальные факторы (уровень жизни населения, величина реальной зарплаты, отношение населения к местным и иностранным предпринимателям, условия работы иностранных специалистов); финансовые (доходы бюджета, доступность бюджетных ресурсов, кредитов в иностранной валюте, уровень банковского процента, сумма вкладов на душу населения, удельный вес долгосрочных кредитов).
/>
Рисунок 1.2 – Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность [10, с.67]
Необходимо отметить, что существующая методология оценки инвестиционной привлекательности далека от совершенства. Поскольку данному показателю присуща значительная доля субъективизма. Поэтому весьма актуальной задачей для республики становится проведение ежегодного мониторинга инвестиционной привлекательности.
С этой целью Минэкономики и другими заинтересованными органами ставится задача разработки методики расчета критериев инвестиционного климата для оценки инвестиционной привлекательности страны и в дальнейшем регионов, сегментов рынка инвестиций (реальных, финансовых и инновационных) и конкретных проектов, предприятий, объектов и осуществления его мониторинга:
-содействие росту национальных сбережений
на основе процентной политики Национального банка ориентированной на понижение ставки рефинансирования при обеспечении положительной доходности на депозитно-кредитном рынке и более высокой доходности финансовых активов в национальной валюте по сравнению с аналогичными активами в иностранной валюте.
Увеличение валовых сбережений поставило проблему создания действенной системы трансформации сбережений в инвестиции, накопления инвестиционных ресурсов с целью «технологического прорыва», т.е. создание эффективного механизма аккумуляции и распределения финансовых ресурсов (сложность заключается в том, что необходимо решить, вкаких пропорциях будут распределяться ограниченные ресурсы между традиционными и новыми видами экономической деятельности, между государством, банковскими и другими институтами для обеспечения долгосрочного развития).
— ориентацию не только на внутренние рынки инвестиций, но и на международные финансовые рынки
. Экономика Беларуси является открытой, а в этом случае выход на международные финансовые рынки, которые позволяют получить как дополнительные источники инвестиций, так и возможности для использования внутренних сбережений.
Для решения этой задачи принципиальное значение имеют цели: снижения странового риска (Республики Беларусь отнесена к 7-ой группе страновой категории), увеличение страхового покрытия государственными страховыми компаниями стран–кредиторов (5–10% от сумм от суммы иностранного кредита), использование гарантий Правительства Республики Беларусь в качестве обеспечения возврата предоставленных средств (до 1,5% от суммы иностранных кредитов). Рейтинговая оценка дается специализированными институтами, рейтинговыми агентствами, проводящими всесторонний анализ финансового положения заемщика и инвестиционных характеристик выпущенных им долговых инструментов. Крупнейшими и наиболее авторитетными среди них являются Moody’s, Standard& Poor’s и Fitch Ratings [11, с.77].
Таким образом, в процессе регулирования инвестиционной привлекательности в республике принят и действует целый ряд кодифицированных законодательных актов: Гражданский, Таможенный, Инвестиционный и Банковский кодексы, законы об экономической несостоятельности (банкротстве), о хозяйственных обществах и др. В стране действуют со многими государствами соглашения о содействии в осуществлении и взаимной защите инвестиций, об избежание двойного налогообложения, что создает определенные гарантии для иностранных инвесторов.
На сегодняшний день в Беларуси сегодня созданы в целом, благоприятные условия для привлечения в страну иностранных инвестиций. Во многом они обусловлены государственной инвестиционной политикой.
Для еще более качественных перемен в экономической жизни страны и создания самого оптимального инвестиционного климата в условиях существующей на мировом рынке жесткой конкуренции за привлечение иностранных инвестиций предстоит повысить и инвестиционный рейтинг. Вместе с тем, практика показывает, что в Беларуси у инвесторов есть все возможности для эффективного и прибыльного бизнеса.
Особенности инвестиций в РБ в ХХIвеке
Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в Беларуси можно разделить на два этапа:
Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике Беларуси – период до 2000 года.
В XXI веке основными инвесторами в республике являются Россия, на долю которой приходится около четверти привлекаемых инвестиций от общего объема, и ряд европейских стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды). Однако большой интерес для нас представляют также инвестиции из ближне-восточного и азиатского регионов, в том числе сотрудничество с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Израилем, с которыми активизируются инвестиционные связи.
Обеспечение производственной и инновационной направленности привлекаемых инвестиций связанной со структурной перестройкой и модернизацией реального сектора экономики, обеспечением конкурентных преимуществ республики[1, с.60].
Современная инвестиционная политика государства направлена на активизацию капиталообразующих инвестиций в виде создания совместных производств, реинвестирования прибылей, поставок оборудования в рамках кредитных линий. Ведется активная работа по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
В данной программе поставлены амбициозные задачи, связанные с повышением темпов роста валового внутреннего продукта, реального сектора экономики, инвестиций в основной капитал, жилья, доходов населения.
Инновационную направленность инвестиций призвана обеспечить реализация проекта по созданию Парка высоких технологий.
В настоящее время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой науки, направлений исследований:
информационные технологии, биотехнологии,
оптико-электронные технологии и приборы,
микроэлектроника,
лазерные и плазменные технологии,
приборостроение, машиностроение,
лекарственные препараты.
Установление равных условий деятельности для иностранных и национальных инвесторов. Акценты в инвестиционной политике постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих привлекательность инвестиционной среды, что обеспечит стабильные и предсказуемые правила игры всех инвесторов.
В то же время белорусское Правительство обеспечивает разработку и осуществление комплекса мер, направленных на создание еще более благоприятных условий для зарубежных инвесторов. В стране проведена значительная работа по совершенствованию инвестиционного законодательства. Внесены изменения и дополнения в Инвестиционный кодекс, которые расширяют правовое поле деятельности для иностранных инвесторов. В частности, сняты ограничения на организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации с иностранными инвестициями, предусмотрена возможность осуществления инвестиций в Республике Беларусь иностранными организациями, не имеющими статуса юридического лица в стране происхождения, расширены виды инвестиционной деятельности за счет включения в них подписки на дополнительную эмиссию акций.
Для оказания информационно-организационного содействия зарубежным инвесторам создано Национальное инвестиционное агентство. Вместе с поиском и привлечением долгосрочных инвестиций в экономику страны, в числе основные задач этой структуры, координация работы по внедрению в практику новых для нас схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.), реализация проектов «под ключ» и др.
Среди отрицательных особенностей инвестиций в Республике Беларусь в XXI веке следует отметить то, что значительную долю в общем объеме инвестиций имеют собственные средства предприятий, при этом наблюдался хронический дефицит финансовых средств у отечественных производителей, рост долговых обязательств, просроченной задолженности, величина которой превосходит финансовые ресурсы, имевшиеся в организациях реального сектора экономики.
Кроме того, обостряются проблемы слабой инвестиционной привлекательности белорусских предприятий в связи с процессами мировыми процессами глобализации.
Таким образом, важную роль в определении источников инвестиций и их структуры играет деятельность государства. Посредством финансовой (налогово-амортизационной) и денежно-кредитной политики оно направляет инвестиционную активность в нужное русло – либо стимулирует ее, либо препятствует ей.
Достижение финансовой стабильности экономики и устойчивого денежного обращения — важнейшая проблема для отраслей народного хозяйства. Путь ее решения — оздоровление финансов организаций и стабилизация общеэкономической ситуации, а также денежного обращения в целом. А значит, при разработке стратегии привлечения инвестиций в экономику республики на текущий период и перспективу необходимо учитывать финансовое положение организаций и отраслей народного хозяйства. Беларусь – страна с открытой экономикой, поэтому государственная инвестиционная политика в целом, управление инвестиционными комплексами и определение эффективной инвестиционной инфраструктуры, а также законодательное обеспечение невозможны вне реалий и тенденций, происходящих в мире, без анализа процессов глобализации мировой экономики.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ТЕНДЕНЦИИ) РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ
2.1 Анализ инвестиционной политики, направленной на повышение конкурентоспособности белорусских предприятий
Капиталообразующие инвестиции или инвестиции в основной капитал – это вложения в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и поддержание действующего производства, а также вложения средств в создание товарно-производственных запасов, прирост оборотных средств и нематериальных активов.
Капитальные вложения – составная часть капиталообразующих инвестиций. Они представляют собой затраты, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов. Капитальные вложения являются необходимым условием существования предприятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде это приведет к потере прибыли, неспособности фирмы конкурировать на рынке [10, с.62].
В состав капитальных вложений входят: затраты на строительно-монтажные работы; затраты на приобретение основных фондов (станки, машины, оборудование); затраты на НИОКР, проектно-изыскательские работы и т.д.; инвестиции в трудовые ресурсы; прочие затраты.
Важнейшими направлениями использования капвложений являются: новое строительство, т.е. строительство новых предприятий на вновь осваиваемых площадях; расширение действующих предприятий путем сооружения их вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функционирующих основных и вспомогательных цехов; реконструкция, т.е. осуществляемое в процессе деятельности предприятия частичное или полное переустройство производства без строительства новых или расширения действующих основных цехов. Вместе с тем к реконструкции относится расширение существующих и сооруженных новых объектов вспомогательного назначения, а также возведение новых цехов взамен ликвидированных; техническое перевооружение действующего предприятия, т.е. повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации, процессов модернизации изношенного оборудования.
Наибольший удельный вес занимают инвестиции в основной капитал. Их значимость определяется тем, что они способствуют экономическому росту страны. Если размер инвестиций общества не позволяет полностью возобновлять изношенный в процессе производства основной капитал, то оно «проедает» своё будущее, лишая себя положительных перспектив. Поэтому по величине инвестиций можно судить и о состоянии национальной экономики.
Положительным моментом для республики Беларусь следует отметить, высокий прирост капиталообразующих инвестиций по сравнению с другими странами СНГ (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Инвестиции в основной капитал по странам СНГ [21]
страны
Инвестиции в основной капитал
2009 г. в % к 2008 г.
декабрь 2009 г. в % к ноябрю 2009 г.
Азербайджан
81,3
175,3
Армения
63,6
114,8
Беларусь
108,6
140,9
Казахстан
102,1
151,1
Кыргызстан
119,7
163,7
Молдова
57,5
…
Россия
83,0
166,9
Таджикистан
84,5
168,5
Украина
56,3
…
Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом, в Беларуси инвестиции в основной капитал выросли на 8,6%, и это самый высокий показатель по государствам СНГ. Тем, не менее, следует отметить его замедление в декабре 2009 года, что свидетельствует о возможном снижении инвестиционной активности по капиталообразующим инвестициям и в 2010 году.
Что касается непосредственно ввода в действие основных средств и инвестиций в основной капитал, то согласно данных таблицы 2.2 темп прироста инвестиций опережает ввод основных средств.
Таблица 2.2– Основные показатели по инвестициям в основной капитал в 2004- 2008 гг. [24]
Показатели
2004
2005
2006
2007
2008
Ввод в действие основных средств (фондов), млрд. руб.
1157,7
1640,1
2372,3
2980,7
4177,3
в процентах к 2000 г.
160,6
196,0
259,4
295,7
в 3,6р
в процентах к предыдущему году
111,7
122,0
132,4
114,0
121,6
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
1331,3
1798,1
2505,2
3182,3
4883,0
в процентах к 2000г.
151,5
176,3
237,2
273,6
в 3,6р
в процентах к предыдущему году
120,7
116,4
134,5
115,3
133,2
Данная ситуация может быть объяснена временным лагом, связанным со строительством новых производственных объектов, установкой линий, монтажом оборудования. В то же время, следует отметить значительный, хотя и неравномерный прирост инвестиций в основной каптала по годам.
/>
Рисунок 2.1 – Динамика инвестиций в основной капитал в 2008 -2010 гг. с помесячной разбивкой [23]
Самый высокий прирост инвестирования в основные средства по отношению к предыдущему году наблюдался в 2006 году и составил 18,1%, вторым по значимости можно считать 2008 год – 17,9%. В 2005 и 2007гг. прирост инвестиций по отношению к предыдущему году был отрицательным и составил -4,3% и -19,2% соответственно. Тем не менее, инвестиции в основной капитал стабильно растут по сравнению с 2000 и в 2008 году они превысили показатели расчетного года в 3,6раза и составили 4888 млрд. руб.
Что касается роста инвестиций в 2008 – 2010 гг. (представлен на рисунке 2.1), то следует отметить наибольший рост на конец любого квартала года и наименьший – на начало года. Такая ситуация связана с тем, что инвестирование процесс планомерный и осуществляется согласно установленным срокам.
Таким образом, можно сделать вывод о поступательном решении проблемы перевооружения и обновления основных фондов в Республике Беларусь в 2004-2008гг.
Динамику инвестиций в основной капитал производственного и непроизводственного назначения характеризуют е данные таблицы 2.3.
Таблица 2.3– Основные показатели по инвестициям в основной капитал в 2009- 2010 гг. [24]
Инвестиции в основной капитал
(в текущих ценах), млрд. руб.
В % к соответствующему периоду предыдущего года(в сопоставимых ценах)
всего
в том числе
всего
в том числе
производственного назначения
непроизводственного назначения
производственного назначения
непроизводственного назначения
2009 г.
Январь
2143,0
1357,1
785,9
123,8
126,1
121,0
I квартал
8049,8
5108,8
2941,0
119,1
123,0
113,8
II квартал
11189,2
7136,7
4052,5
115,9
116,6
115,0
I полугодие
19239,0
12245,5
6993,5
116,7
118,7
114,0
III квартал
11804,5
7646,5
4158,0
110,0
109,2
111,2
Январь-сентябрь
31043,5
19892,0
11151,5
113,5
114,2
112,6
IV квартал
12022,1
7442,9
4579,2
96,9
90,6
108,0
Январь-декабрь
43065,6
27334,9
15730,7
108,6
107,6
111,0
2010 г.
Январь
1993,8
1171,5
822,3
89,6
82,7
99,9
Если в номинальном выражении объем инвестиций в основной капитал как производственного так и непроизводственного назначения оставался практически на одном уровне от 7136,6 млрд. руб. до 7646,5 млрд. руб. и 4052,5 млрд. руб. до 4579,2 млрд. руб., то по темпу прироста наблюдается поквартальное снижение темпа прироста инвестиций в основной капитал производственного назначения с 123% до 90,6% и по средствам непроизводственного назначения с 115% (во втором квартале) до 108%.
Такое снижение прироста инвестиций в основные средства в целом наблюдается на протяжении 2008-2010 гг. представлено на рисунке 2.2.
/>
Рисунок 2.2 – Динамика инвестиций в основной капитал
в сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года [22]
Наибольшее падение темпа прироста инвестиций приходится на январь 2010г. – 89,6%, в среднем за период 2008-2010 гг. ежемесячно прирост инвестиций замедлялся на 2%.
Что касается 2010 года, то в январе 2010 г. использовано 2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 89,6% к уровню января 2009 г. (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Основные показатели по инвестициям в основной капитал в январе 2010 гг. [24]
Показатели
2010 г. (в текущих
ценах), млрд. руб.
Январь 2010 г.
в % к январю
2009 г.
Январь 2010 г.
в % к декабрю 2009 г.
справочно
январь 2009 г.
в % к январю 2008 г.
Инвестиции в основной капитал
1993,8
89,6
39,9
123,8
в том числе по объектам: Производственного назначения
1171,5
82,7
38,2
126,1
непроизводственного назнач.
822,3
99,9
42,3
121,0
--PAGE_BREAK--
Основные показатели использования инвестиций, ввод в действие жилых домов и объем подрядных работ представлены следующими данными: По объектам производственного назначения использовано 1171,5 млрд. рублей инвестиций, или 82,7% к уровню января 2009 г. Удельный вес инвестиций непроизводственного назначения к уровню января 2009 г. составил 99,9% или 822,3 млрд. руб.
Данные об использовании инвестиций в основной капитал по областям и г. Минску приводятся в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Основные показатели по инвестициям в основной капитал в январе 2010 гг. в разрезе областей [24]
Области
Январь 2010 г.
(в текущих ценах),
млрд. руб.
В сопоставимых ценах
январь 2010 г.
в % к январю 2009 г.
Справочно -январь 2009 г.
в % к январю 2008 г.
Республика Беларусь
1993,8
89,6
123,8
Области:
Брестская
364,6
111,4
152,1
Витебская
201,0
98,7
124,1
Гомельская
302,8
101,2
114,1
Гродненская
241,1
74,8
142,2
г.Минск
379,5
75,8
108,6
Минская
332,0
79,4
122,6
Могилевская
166,3
101,8
124,8
В номинальном выражении в январе 2010 году приходится на г. Минск – 379,5 млрд. руб., на втором месте – Брестская область 364,6 млрд. руб., которая лидирует по темпу прироста инвестиций в основной капитал 11,4% по сравнению в январем 2009 г, так и в 2009г. по сравнению с 2008г. При этом темп прироста инвестиций в основной каптал замедлился как в целом по республике, так и в Витебской, Гродненской, г. Минске, Минской области. Инвестиционный рейтинг белорусских городов приведен в приложении А.
Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе 2010 г. составили 727,1 млрд. рублей, или 77,4% к уровню января 2009 г. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 36,5%, доля импортного оборудования – 18,3%. Четверть импортного оборудования приобретена на территории Республики Беларусь.
Данные о затратах на приобретение машин, оборудования, транспортных средств за январь 2010 г. приведены в таблице 2.6
Таблица 2.6 – Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средствв январе 2010 гг. в разрезе областей [24]
Области
Затраты на приобретение машин, оборудования,
транспортных средств
всего
в том числе импортных
из импортных приобретено на территории Республики Беларусь, %
в текущих ценах, млрд. руб.
в % к общему объему инвестиций
в текущих ценах, млрд. руб.
в % к общему объему инвестиций
Республика Беларусь
727,1
36,5
364,8
18,3
25,0
Области:
Брестская
146,7
40,2
86,0
23,6
13,7
Витебская
72,9
36,3
34,1
17,0
27,9
Гомельская
131,5
43,5
90,9
30,0
17,1
Гродненская
71,5
29,7
39,0
16,2
16,7
г. Минск
166,3
43,8
72,3
19,1
39,4
Минская
93,3
28,1
28,7
8,6
38,6
Могилевская
44,5
26,8
13,4
8,1
62,2
Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе 2010 г. составили 727,1 млрд. рублей, или 77,4% к уровню января 2009 г. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 36,5%, доля импортного оборудования – 18,3%. Четверть импортного оборудования приобретена на территории Республики Беларусь.
В январе 2010 г. организациями государственной формы собственности использовано 1150,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (в том числе организациями республиканской собственности – 576,4 млрд. рублей (100,3%), коммунальной собственности – 574,5 млрд. рублей инвестиций (99,4%).
Таким образом, можно сделать вывод, в преимущественном инвестировании в основные средства производственного назначения. За период 2004-2010 год инвестиции в основной капитал поступательно возрастали в номинальном выражении, но темп прироста замедлялся на протяжении 2008-2009гг. Наибольшее число инвестиций в основной капитал приходится на г. Минск.
2.2 Анализ реализации инвестиционной политики в выполнении жилищных программ и строительства
Следующий компонент инвестиционной политики – «жилищное строительство». Если очевидно, что строительство новой фабрики, склада или элеватора является формой инвестиций, то включение жилищного строительства в категорию инвестиций основано, на том, что многоквартирные жилые дома являются инвестиционными товарами, поскольку, подобно фабрикам и элеваторам, они являются активами, приносящими доход.
Другие жилые единицы, которые сдаются внаем, являются инвестиционными товарами по той же причине. Кроме того, жилые давно занимаемые собственниками, относятся к инвестиционным товарам даже в том случае, если владелец не сдает их внаем (поскольку они могут бытьсданы внаем, с тем чтобы приносить доход). По этим обстоятельствам все жилищное строительство рассматривается в качестве инвестиций.
Инвестиции в жилищное строительство являются локомотивом, который вытянет национальную экономику из кризиса. Ввод нового жилья, по мнению министров, должен способствовать активизации спроса в других отраслях: отделочные материалы, мебель, бытовая техника и т.д.
Кроме того, именно в жилищном строительстве планируется занять рабочих, которые из-за проблем со сбытом продукции работают неполную неделю или вообще отправляются в вынужденные отпуска.
Жилищное строительство является приоритетным направлением государственной политики РБ, успехи реализации которого подтверждаются статистическими данными таблицы 2.7.
Таблица 2.7 – Основные показатели по инвестициям и строительству [24]
Показатели
2004
2005
2006
2007
2008
Объем подрядных работ, млрд. руб.
601,5
810,8
1143,4
1484,4
2345,8
в процентах к 2000 г.
139,8
161,8
206,0
237,6
в 3,1р
в процентах к предыдущему году
118,3
115,7
127,3
115,4
130,4
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что наиболее успешными по инвестированию в строительство были 2006 и 2008 гг., когда темп прироста инвестиций составил 27,3% и 30,4% к предыдущему году соответственно. В то же время по сравнению с 2000 годом в 2008 году произошло увеличение объема подрядных работ 3,1 раза.
Что касается непосредственно жилищного строительства, то динамика ввода жилых домов представлена на рисунке 2.3
Начиная с 2008 гг. ежемесячно прирост ввода жилых домов составил от 0,2% в марте2009 года до 2,5% в августе 2009г., что может связываться с некоторой сезонностью работ.
/>
Рисунок 2.3 Динамика ввода в действие жилых домов в % к соответствующему периоду предыдущего года [22]
Следует так же отметить замораживание темпов строительства в декабре 2009 г и в январе 2010 гг. Тем не менее, это хорошие показатели развития строительной отрасли в период кризиса.
В январе 2010 г. на строительство жилых домов использовано 491,3 млрд. рублей инвестиций, что составляет 24,6% к их общему объему. На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 72,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 4,5% к предусмотренному объему на 2010 год.
Динамика ввода в действие жилых домов по месяцам представлена данными таблицы 2.8
Таблица 2.8 – Динамика ввода жилых домов в 2009 году с помесячной разбивкой [22]
Периоды
Тыс. кв. м общей площади
В % к соответствующему периоду предыдущего года
2009 г.
Январь
294,5
106,1
I квартал
1327,4
108,2
II квартал
1761,2
118,5
I полугодие
3088,6
113,9
III квартал
1421,0
117,5
Январь-сентябрь
4509,6
115,0
IV квартал
1334,4
113,0
Январь-декабрь
5844,0
114,5
Следует отметить снижение ввода жилых домов начиная со 3 квартала 2009 года, тем не мене, в среднем за 2009 год было введено на 14,5% кв. метров площади по сравнению в 2008 годом.
В январе 2010 г. введено в эксплуатацию 294,5тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что составляет 4,2% к предусмотренному заданию на год и соответствует уровню января 2009 г.
Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 177,2 тыс. квадратных метров общей площади, из них в многоквартирных жилых домах в городах – 121,5 тыс. квадратных метров. Удельный вес жилья, построенного для этой категории граждан в многоквартирных жилых домах в городах, составил 92,6% от объема введенного жилья в таких домах при задании на год – 80%.
Данные о выполнении заданий по вводу в эксплуатацию общей площади жилья по областям и г. Минску приводятся в таблице 2.9
Таблица 2.9 – Динамика ввода жилых домов в январе 2010 года в разрезе областей [24]
Задание 1)
на 2010 г.
тыс. кв. м
Январь 2010 г.
Справочно
введено, тыс. кв. м
в % к заданию
в % к январю 2009 г.
январь 2009 г. в % к январю 2008 г.
Республика Беларусь
6960
295,0
4,2
100,1
106,1
Области:
Брестская
1100
88,7
8,1
117,9
137,9
Витебская
720
21,9
3,0
88,3
86,4
Гомельская
960
31,3
3,3
239,1
165,5
Гродненская
860
65,7
7,6
116,9
168,4
г. Минск
1200
2,7
0,2
109,6
15,2
Минская
1330
60,6
4,6
57,6
84,5
Могилевская
790
24,1
3,0
138,2
142,3
На 2010 год запланировано ввести 2960тыс. кв. метров жилья, наибольшая доля которой придется на Минскую область и г. Минск. За январь ввод жилья осуществлялся неравномерно в разрезе областей, если в Минской и Витебской областях темп ввода жилья сократился на 42,4% и 11,7%, зато в Гомельской области увеличился на 139,1%.
Таким образом, в целом жилищная программа 2009 г. оценивается в 7,95 трлн. Рублей в т.ч. 3,8 трлн. Рублей кредитов (из них льготные 3,5 трлн. рублей.
Вывод: Несмотря на кризисные условия 2009 года, обусловившее некоторое замедление темпов инвестирования как в основные средства, так и в жилищное строительство, наблюдается общий рост инвестиции в указанные сферы, которые являются очень значимыми для республики, в частности как для повышения конкурентоспособности продукции и реализации экспортного потенциала республики, так и выполнения социальных программ в рамках строительства, и кроме того активизации отрасли – «локомотива» выхода из кризиса.
продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ
Основная проблема инвестиционной политики – это повышение инвестиционной привлекательности республики. Решение данной проблемы приведет к привлечению в экономику страны иностранных инвестиций –и. Республика Беларусь на современном этапе придерживается принципа максимально полного и эффективного использования внутренних и внешних инвестиций для создания высокотехнологических производств.
Притоки инвестиций в республику формируются с учетом особенностей современной конкурентной среды на международном инвестиционном рынке (приложение Б).
В 2009 году поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 9 303,7 млн. долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем инвестиций увеличился в 1,4 раза), в том числе: прямых инвестиций – 4 821 млн. долларов; портфельных инвестиций – 1,9 млн. долларов; прочих инвестиций – 4 480,8 млн. долларов.
Из стран пребывания загранучреждений привлечено 8 627,3 млн. долларов или 92,7% от общего объема поступлений иностранных инвестиций в экономику страны.
Доля инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 65,4% от общего объема инвестиций. При этом доля Россия в общем объеме привлеченных инвестиций составляет 65,3%. Из стран вне СНГ поступило 34,6% от общего объема.
Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выделить:
Россию (6 076,6 млн. долларов; 65,3% от общего объема инвестиций);
Австрию (931,7 млн. долларов; 10%);
Кипр (536,5 млн. долларов; 6,1%);
Великобританию (467,7 млн. долларов; 5%);
Швейцарию (371,2 млн. долларов; 4%).
Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в 2009 году поступил из России (4 026,5 млн. долларов; 82,5% от общего объема ПИИ); Швейцарии (353,1 млн. долларов; 7,3%); Кипра (102 млн. долларов; 2,2%); Германия (51,6 млн. долларов; 1,1%). [21]
В современных условиях необходимости поиска новых рынков сбыта и приоритетном развитии экспортоориентированных отраслей народного хозяйства обострилась проблема повышения конкурентоспособности белорусских предприятий. Выпуск такой продукции предполагает перевооружение производства и наличие высокотехнологичного современного оборудования на предприятиях, что невозможно без инвестиций в основной капитал.
В республике в целом сформированы благоприятный климат, а также законодательная база по привлечению иностранных инвестиций. В Беларуси работает 3545 организаций с участием инвесторов из 89 стран мира. Лидером по их объемам является Россия Для достаточного конкурирования на мировом рынке, как показывает практика, Беларуси необходимо добиться формирования единой экономической политики Союзного государства, улучшения делового и инвестиционного климата, осуществления более тесного взаимодействия человеческого капитала двух стран.
Насущной проблемой для привлечения иностранный инвестиций является увеличение дополнительных гарантий для серьезных инвесторов, проявляющих долгосрочный интерес к работе в нашей стране. Одно из направлений – установление отношений с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций. В приложении В приведена схема получения платежной гарантии Правительства Республики Беларусь при финансировании белорусских предприятий из средств иностранной кредитной линии. Гарантиями страхуется риск иностранного финансирующего банка. Решение о страховании либо нестраховании принимается на основании трех факторов: странового рейтинга государства-импортера; индивидуального рейтинга банка, привлекающего кредит; эффективности кредитуемого проекта.
Инвестиционная политика Беларуси определена в Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, направлена она в первую очередь на мобилизацию отечественных ресурсов и во вторую — на максимально возможное привлечение иностранных инвестиций для модернизации стратегически важных отраслей и производств, создания ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Привлечение в экономику страны иностранных инвестиций остается одной из наиболее острых проблем сегодняшнего дня. Факторы инвестиционной привлекательности приведены в приложении Г Иностранные инвестиции могут сыграть роль достаточно сильного катализатора в стимулировании инвестиционного процесса и привнести в него вместе с новыми технологиями существующие в развитых странах более современные методы организации производства и управления им, создать оптимальные условия для роста объемов белорусского экспорта на зарубежные рынки. Потенциальная потребность белорусской экономики в иностранных инвестициях на период с 2006 по 2010 гг. оценивается в 15,5 млрд. долл. США (40% в общем объеме инвестиций). Республика Беларусь не может не считаться с реалиями современного мира, связанными с процессами глобализации в области инвестиций [21].
Перспективы инвестиционной политики в Республике Беларусь. Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, инвестиционная деятельность будет направлена на модернизацию экономики, повышение ее эффективности, максимальное использование конкурентных преимуществ, совершенствование структуры, а также на реализацию социальных программ и общегосударственных приоритетов, повышение экономической безопасности государства.
В целях реализации плана действий Правительства по осуществлению инвестиционных проектов предпринимаются усилия по последовательному совершенствованию правовых условий привлечения иностранных инвестиций в следующих направлениях:
улучшение условий создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, включая регулирование вопросов собственности, ее отчуждения и использования с последовательным преодолением препятствий для притока прямых иностранных инвестиций в сфере налогов, тарифов, административных процедур и т.д.;
внедрение системы привлечения иностранных кредитов путем разработки пакетов технологически связанных, эффективных инвестиционных проектов и обеспечения целевого поиска иностранных кредитов;
разработки основ перехода Правительства от схемы государственного гарантирования возврата иностранных займов к реализации общепринятых в международной практике долгосрочных инвестиционных проектов по схемам взаимопоставок и проектного финансирования;
поэтапного решения на законодательном уровне вопросов зашиты прав инвесторов путем надлежащего оформления их деятельности в отношении прав собственности в сфере валютного регулирования и ценообразования, лицензирования деятельности и таможенных процедур;
развития инфраструктуры инвестиционного рынка, прежде всего, банковского сектора, институциональных инвесторов, а также фондового рынка с обеспечение общепринятых гарантий его участникам;
продолжение правового обеспечения международной деятельности, включая подписание двусторонних договоров о содействии и взаимной защите инвестиций, а также об избежании двойного налогообложения.
совершенствование системы информационного обеспечения, инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Что касается 2010 года, то Президент Республики Беларусь Указом № 636 от 17 декабря утвердил Государственную инвестиционную программу на 2010 год.
Госпрограммой предусмотрено направить 2145,7 млрд. рублей на строительство 303 объектов (64 – вновь начинаемые), из которых будет введено в эксплуатацию 122 (включая пусковые комплексы).
Основным источником финансирования Программы является республиканский бюджет [21].
Программа сформирована в соответствии с поручениями Главы государства с учетом инвестиционных возможностей республиканского бюджета в условиях текущей экономической ситуации и предложений республиканских органов государственного управления, иных организаций, облисполкомов и Минского горисполкома.
Основными принципами формирования Программы являются:
включение объектов, обеспеченных утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией;
концентрация средств на вводимых в эксплуатацию объектах;
максимально возможная концентрация средств на переходящих объектах с высокой степенью их строительной готовности.
В целом реализация Программы позволит: обеспечить ввод в эксплуатацию в 2010 году морфологического корпуса Витебского медицинского университета; третьей и четвертой очередей РНПЦ ”Мать и дитя“; второй очереди комплекса пограничной комендатуры с мобильной пограничной заставой, г. Малорита; автодорожного пункта пропуска ”Бенякони“ в Гродненской области; зданий судов Дрогичинского, Речицкого, Кореличского и Чериковского районов; республиканского полигона для испытания автотракторной техники в Минском районе (н.п.Озерище); школы в микрорайоне ”Билево-1“ в г.Витебске; производственно-торгового центра народного творчества и ремесел в г.Копысь; объекта ”Учебно-педагогический комплекс ”Средняя школа на 720 мест и детский сад на 230 мест в дер. Боровляны Минского района“; ледового дворца в г.Лиде и других объектов; завершить реконструкцию операционного блока хирургического корпуса Республиканского госпиталя МВД в г.Минске; первой очереди ГУ ”РНПЦ гематологии и трансфузиологии“; здания для размещения суда Минского района по ул.Маяковского, 119а, в г.Минске; двухэтажного здания с надстройкой этажа по Велосипедному переулку, 10, в г.Минске; здания курсантской казармы Военной академии Республики Беларусь по ул.Калиновского, 4, в г.Минске; четвертой очереди объектов Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси; помещений под создание технологии и организации малотоннажного производства новых фармацевтических субстанций ГНУ ”Институт биоорганической химии НАН Беларуси“; спортивно-стрелкового комплекса в г.Гродно БФСО ”Динамо“ и других объектов; продолжить строительство историко-культурного музея-заповедника ”Несвиж“; замкового комплекса в г.п.Мир; пятой очереди РНПЦ ”Мать и дитя“; здания детского лечебно-восстановительного центра под учебно-лабораторный корпус Барановичского государственного университета; спортивно-стрелкового комплекса учреждения ”Спортивный комитет Вооруженных Сил Республики Беларусь“; реконструкцию объектов БНТУ, БГУ, УО ”Национальный детский оздоровительный лагерь ”Зубренок“ и других объектов; начать строительство общежитий № 2, 9 – 14 комплекса ”Студенческая деревня“; малосемейного общежития для молодых ученых и аспирантов РУП ”Институт плодоводства“ в пос. Самохваловичи; лечебного корпуса для размещения родильного дома и хирургического отделения, пешеходного моста через р. Западная Двина в зоне отдыха в районе Кургана Бессмертия и дворца игровых видов спорта в микрорайоне ”Аэропорт“ в г. Полоцке; реконструкцию ледового дворца КСУП ”Хоккейный клуб ”Химик“ г. Новополоцка; восточного обхода г. Гомеля; административного здания для Гомельского пограничного отряда; реконструкцию с реставрацией костела Божьего тела в г. Несвиже и Свято-Воскресенского собора в г. Борисове и других объектов [21].
В 2010 году будет начато строительство 64 объектов, 40 из которых включены в Программу по поручениям Главы государства.
На строительство объектов по прямым поручениям Главы государства в 2010 году будет направлено 1913,8 млрд. рублей (с учетом целевых бюджетных фондов), или 89,2 процента от объема финансирования Программы, из них на объекты, вводимые в 2010 году, – 667,6 млрд. рублей.
Таким образом, средства республиканского бюджета сконцентрированы на реальных к вводу в эксплуатацию в 2010 году социально значимых объектах, а также на переходящих объектах, предусмотренных целевыми программами, с высокой степенью строительной готовности для ввода их в эксплуатацию в последующие годы. Строительство объектов предусмотрено только в нормативные или более короткие сроки.
Особое внимание предусматривается уделить привлечению инвестиционных ресурсов в производственную сферу, сосредоточив их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности, в сферу услуг, а также для развития сельского хозяйства и предпринимательства. Возрастут объемы инвестирования в интеллектуальный капитал как наиболее эффективный объект размещения ресурсов.
Инвестиции в основной капитал в 2010 году по сравнению с 2005 годом увеличатся в 1,65 – 1,75 раза.
Подытоживая вышесказанное следует отметить, что требуется проведение активной политики поощрения иностранных инвестиций, привлекаемых на инновации, создания для них особых (льготных) условий. На законодательном уровне должны быть решены проблемы надлежащего оформления деятельности иностранного капитала на территории республики, реально гарантированы неприкосновенность и беспрепятственность вывоза нерезидентами из страны зарубежного капитала и прибыли.
Мировая практика подтверждает, что экономического могущества передовые сегодня страны достигли за счет привлечения и эффективного использования иностранного капитала, внедрения качественно новых ресурсосберегающих технологий, в том числе компьютерных программ, повышения квалификации кадров, совершенствования организации производства, продажи на мировом рынке ноу-хау, обеспечивающих значительно большие прибыли, чем даст продукция аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Беларусь происходит увеличение всех инвестиционных категорий, обусловленное тем, что Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, такие, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.
Для увеличения инвестиционного потенциала структурной перестройки реального сектора экономики, вовлечения в этот процесс средств негосударственной сферы, в том числе трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы (в первую очередь для решения проблем жилищного строительства), предусматривается активнее развивать фондовый рынок. В 2004-2009 гг. продолжилась работа по привлечению иностранного капитала. Для активизации его инвестирования в экономику страны предусматривается завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций и обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
В 2004-2009 гг. инвестиции преимущественно направлялись в в основные средства производственного назначения. Наибольшее число инвестиций в основной капитал приходится на г. Минск. Что касается инвестиций в строительство, то в целом жилищная программа 2009 г. оценивается в 7,95 трлн. Рублей в т.ч. 3,8 трлн. Рублей кредитов (из них льготные 3,5 трлн. рублей. Что свидетельствует о важной роли банковской системы в реализации инвестиционных проектов. Несмотря на кризисные условия 2009 года, обусловившее некоторое замедление темпов инвестирования как в основные средства, так и в жилищное строительство, наблюдается общий рост инвестиции в указанные сферы, которые являются очень значимыми для республики, в частности как для повышения конкурентоспособности продукции и реализации экспортного потенциала республики, так и выполнения социальных программ в рамках строительства, и кроме того активизации отрасли – «локомотива» выхода из кризиса. Тем не менее, с конца 2009 года темпы инвестирования в республике замедлились.
Как показывает произведенный анализ, в этих же целях государством намечается развивать систему страхования некоммерческих рисков, организационно-правовые формы привлечения иностранного капитала (транснациональные компании, международные лизинговые компании, международные консорциумы, концессии), а также улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов. Важнейшим источником финансирования инвестиций планируются собственные средства предприятий и организаций (более половины всех капиталовложений). Так же планируется, что возрастет доля амортизационных отчислений благодаря внедрению новых норм и методов начисления амортизации основных фондов.
Достижение этих условий базируется на определенных принципах экономической организации, а именно частной собственности и конкурентной рыночной экономике. Государство реализует меры по улучшению функционирования рынков и обеспечивает регулирование в тех секторах экономики, которые не являются особенно привлекательными для частной инициативы, хотя имеют важное значение для развития экономики и общества. В Украине со стороны государства необходима поддержка в таких важных направлениях, как образование и культура; научные разработки и исследования; охрана здоровья; социальная защита и защита населения; хозяйственная инфраструктура; защита окружающей среды; развитие высоко технологичных отраслей хозяйства. Очень важной является финансовая поддержка развития атомной энергетики, ракетно-космической промышленности, энергосбережения, сельскохозяйственного машиностроения. Ориентация на экспорт продукции сельского хозяйства, пищевой и химической промышленности, металлургического комплекса и металлообработки должна поддерживаться соответствующими государственными программами. государственное регулирование должно быть в таких отраслях, как: производство оборудования для пищевой и химической промышленности, металлургической и угольной промышленности, транзит нефти и газа, туризм, морские перевозки, автомобильная промышленность.
Среди первоочередных заданий, которые в состоянии улучшить привлекательность республики для инвесторов в можно выделить следующие такие как повышение суверенного инвестиционного рейтинга республики, так и повышение конкурентоспособности белорусской продукции. Основными методами стимулирования конкуренции являются упрощение процедур открытия предприятий; с оздание равных условий для субъектов хозяйственной деятельности: ликвидация льгот и привилегий отдельным предприятиям, упрощение системы налогообложения;
Повышение исполнительной дисциплины, юридической ответственности органов государственной власти и субъектов хозяйствования, распространение практики банкротства.
За период 2004-2009 год произошло институционально – правовой базы путем создания эффективных правил и нормативов.
Перечисленные выше условия отвечают концепции социально – ориентированной рыночной экономики. Исполнение и поддержка этих условий со стороны государства обеспечит стойкое развитие экономики и повышение жизненного уровня населения: усовершенствование системы охраны здоровья и образования, охрану природных ресурсов и внешней среды, предоставление равных возможностей использования общественных благ для всех социальных групп населения и создать, таким образом, благоприятный инвестиционный климат в Беларуси.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бабук, И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности/.И.М. Бабук – Минск: Вуз-ЮНИТИ, 2007. – 305 с. .
Жаботинская Е.И. Экономика и банковский сектор. // Деньги и кредит. – 2003. — № 2. – С.27-31.
Иванов, А.А. Инвестиционная политика государства как основа стабильного развития экономики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. – 2009. – № 7. – С. 122 -128.
Инвестиционный Кодек Республики Беларусь№ 145-З: в Кодекс с 15 июля 2008 г. Минск: Амалфея, 2009. — 215, [1] с. –
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- Москва Экономистъ, 2004.– 326с.
Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит.- Москва: Финансы и статистика, 2002. – 280с.
Крушвиц, Л. Финансирование инвестиций / Пер. с нем. Под общей ред. В.В. Ковалева и З.А. Сабова. – Спб.: «Питер», 2000. – 400 с.
Курс экономической теории: учебник- 5-е дополненное и переработанное издание- Киров: «АСА», 2004 г.- 832 с.
Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 304с.
Подшиваленко, Г.П. Новые формы инвестирования. Учебное пособие/ Г.П. Подшиваленко. – Москва: ФА, 2007. –124 с.
Саморуков Ю., Мойсейчик Г. Банковский кредит как двигатель национальной экономики. // Финансы. Учет. Аудит. – 2009. — № 5. – С.76-78.
Саркисянц А. О роли банков в экономике. // Впросы экономики. – 2003. — № 3. – С.91-102.
Сыпченко С. Классификация инвестиций в западной и отечественной экономической науке // Инвестициии в России. – 1998. — №8. – с.22-23.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Колл. авт.: Бурмистрова Л.А., Володин А.А., Ефимова Н.П., Жилина А.И.; Под ред. Самсонов Н.Ф. – Москва: ИНФРА-М, 2001. – 447с.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. Москва: Юрайт-М, 2001. – 543с.
Финансы, деньги, кредит: Учебник/Под ред.О.В.Соколовой.- Москва: Юристъ, 2001.- 784 с.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – Москва: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479с.
Экономическая теория/Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд.- СПб.: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004.- 544 с.
Экономический рост и инвестиции: состояние и перспективы Полоннк С.С. Экономический бюллетень HИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь N 12-2006 с. 81-86
www.economy.gov.by/
www.embassybel.ru/index.php?page=74
www.government.by/ru/rus_analytics831.html
www.ib.by/ru/content/ekonomicheskie_obzory/?ibby=13ee3962327a2713a3d7f9d6eea77de0http:/
belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php