--PAGE_BREAK--
2. Анализ инфляционных процессов в России
2.1. Потребительская и производственная инфляция современной России
В настоящее время рост цен для России является проблемой государственного значения. В 2007 г. уровень потребительской инфляции составил 111,9%к предыдущему году, за 10 мес. 2008 г. — 111,6% Особую тревогу вызывает повышение потребительских цен на наиболее дешевые продукты (приложение 1). Значительно в 2007г. цены выросли на хлеб, макаронные изделия, крупы, молочные продукты, масло, т. е. на наиболее востребованные продукты питания, доступные для населения со средними низкими доходами.
Инфляция на потребительском рынке является следствием повышения уровня цен производителей, обусловленных инфляцией издержек. Трансформация издержек производства в цены потребителя занимает от 1 мес. до 3 лет в зависимости от вида экономической отрасли. Снижение темпов потребительской инфляции относительно инфляции производителей в российских условиях за период с 2002 по 2006 г. было достигнуто за счет государственного регулирования цен на продукты первой необходимости. Однако, искусственное регулирование цен дает эффект только в краткосрочной перспективе. Замораживание цен при увеличений себестоимости отрицательно влияет на рентабельность производства и может вызвать стагнацию в экономике страны, а уменьшение товарной массы при росте издержек в конечном итоге приведет к дополнительному повышению цен, провоцируя следующий виток инфляции.
Проведем анализ индексов производственных цен основных отраслей экономики и потребительской корзины (приложение 2.) Для наглядности, данные представлены на рис. 2.1.
На рис. 2.1 просматривается определенное влияние инфляции производителей на потребительскую инфляцию, но эта тенденция проявляется с некоторым лагом запаздывания, зависящим от отрасли производства. Цены производителей на производство промышленных товаров с 2000 по 2006г. за исключением 2004г. колебались в некотором «коридоре».
Рис.2.1. Сопоставление индексов корзины потребительских цен и цен на производство
Уровень цен на производство пищевых продуктов на протяжении того же времени практически все время снижался. Это можно объяснить государственным регулированием цен на сельхозпродукцию, что позволяло в данном периоде удерживать потребительскую инфляцию. Однако в 2007г. индекс цен на производство существенно вырос и составил для промышленных товаров -125,1 %, для пищевых продуктов -120,0 %, а для цен на производство и распределение электроэнергии, газа, воды — 113,3%.
Здесь необходимо учитывать, что доля пищевых товаров в потребительской корзине составляет 40,2 %, Непродовольственных—35,13 %, услуг ЖКХ — 8,83%. В таких условиях удержать инфляцию потребления в 2008 г. на запланированном уровне 10,5 % было просто невозможно.
Следует отметить, что влияние уровня цен на добычу топливно-энергетических ископаемых на индекс потребительских цен носит косвенный характер.
Себестоимость добычи энергоресурсов воздействует на цены производителей других отраслей реального экономического сектора, что в конечном счете отражается на потребительских ценах, сглаживая при этом колебания цен на энергоносители.
Определим влияние цен энергоносителей на себестоимость продукции других отраслей национальной экономики. На рис. 2.2 показано, что наибольшее влияние цены на энергоресурсы оказывают на производство промышленных товаров. Индексы цен на производство промышленных товаров росли или снижались в течение последних восьми лет одновременно с ростом или снижением индексов цен на добычу топливно-энергетических ископаемых. Лаг запаздывания в 1-3 месяца здесь не может просматриваться, т. к. данные приводятся в годовом исчислении. Влияние на цены производителей строительной продукции менее выражено, но и здесь просматривается вполне определенная зависимость.
Рис. 2.2. Сопоставление индексов цен на добычу топливно-энергетических ископаемых, строительной продукции и производства промышленных товаров
На такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, производство пищевых продуктов и грузоперевозки, как показано на рис. 2.3, цены на энергоносители влияют с существенным лагом запаздывания, который составляет в зависимости от конкретных условий от года до полутора лет.
Наибольшая корреляция динамики цен на энергоносители проявляется по отношению к ценам на производство сельскохозяйственной продукции. В меньшей степени цены на энергоносители коррелируют с ценами на грузоперевозки и производство пищевых продуктов.
Рис. 2.3. Сопоставление индексов цен на добычу топливно-энергетических ископаемых, производство пищевых и сельскохозяйственных продуктов, тарифов на грузоперевозки.
Очевидно, что уровень цен на производство пищевых продуктов существенно зависит от изменений цен на сельскохозяйственное сырье. Учитывая современную тенденцию к росту цен на производство сельскохозяйственной продукции, ожидать снижения динамики цен на производство пищевых продуктов не приходится. В данной отрасли на динамику роста цен существенное влияние оказывает общая глобальная тенденция повышения цен на продовольствие, связанная с приростом населения Земли, уменьшением сельскохозяйственных земель, производством биотоплива и т.д.
Анализируя динамику роста на цены производства в ведущих отраслях российской экономики, необходимо отметить, что 2007г. характерен повышением цен практически по всем отраслям производства. Особую озабоченность вызывает значительное повышение уровня цен по отношению к базисному периоду в таких отраслях, как добыча топливно-энергетических ископаемых, производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов и промышленных товаров
Объясняется инфляция издержек такими факторами, как рост номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию. Для исследования российской инфляции рассмотрим состав выпуска товаров и услуг в основных ценах и проанализируем следующие статистические показатели (приложение 3):
1. Выпуск товаров и услуг — представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц — резидентов экономики России в отчетном периоде.
2. Промежуточное потребление — состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде.
3. Валовая добавленная стоимость — исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Включает в себя суммарную стоимость оплаты труда наемных работников, налогов на производство, валовой прибыли экономики. В сущности, валовая добавленная стоимость представляет собой ВВП без учета налогов на продукцию и импорт.
В приложении 3 показано, что доля промежуточного потребления в выпуске товаров и услуг выросла с 48,4 до 51,3 %, в то время как доля валовой добавленной стоимости снизилась с 51,6 до 48,7%. Промежуточное потребление отражает стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства, т.е. является сырьевой составляющей выпуска товаров и услуг в целом по стране. Другими словами, в общем выпуске увеличилась доля стоимости сырья, рост которой можно считать результатом роста цен на топливо и энергоносители (рис. 2.4).
Рис.2.4. Состав выпуска товаров и услуг в основных целях
В общем суммарном объеме выпуска товаров и услуг также следует отметить незначительное увеличение доли оплаты труда. Рост данного показателя обусловлен не только повышением номинальной заработной платы, но и легализацией теневой. На повышение заработной платы негосударственного сектора большое влияние оказал правительственный курс по выводу из тени «серой» зарплаты. Рост долей промежуточного потребления и оплаты труда обусловил снижение доли валовой прибыли, что является следствием низкой потребительской платежеспособности. Снижение рентабельности отрицательно сказывается на экономическом росте.
Обеспечить необходимую рентабельность можно путем повышения покупательной способности населения через рост номинальной зарплаты, которая в российских условиях фактически не оказывает влияния на инфляционные процессы, чего нельзя сказать о промышленно-развитых странах.
По данным Госкомстата, при росте реальной заработной платы по России реально-располагаемые денежные доходы населения фактически не меняются. Более того, с 2000 по 2007 г. даже наблюдается их незначительное снижение (табл. 2.1.)
Таблица 2.1.
Динамика общероссийской заработной платы, реальных доходов населения, индекса потребительских цен, %
Показатель
2000г
2001г
2002г
2003г
2004г
2005г
2006г
2007г
Реальная з/плата к предыдущему году
421,0
118,0
116,0
111,0
111,0
1 13,0
113,0
116,0
Реальные денежные доходы населения к предыдущему году
112,0
113,0
111,0
115,0
110,0
112,0
113,0
111,0
Индекс потребительских цен
120,2
118,6
115,1
112
111,7
110,9
109
111,9
Данная тенденция более наглядно просматривается на рис. 2.5., из чего можно сделать вывод, что в настоящих условиях повышение заработной платы в России не вызывает избыточного спроса и не является причиной инфляции.
Рис.2.5. Динамика общероссийской заработной платы
Гораздо больше на общий уровень цен влияют цены на сырье и особенно на энергоносители. Цены на бензин в России в 2007 — 2008 гг. превысили цены в США, а цены на авиационный керосин в 2008г. превысили даже европейские. Снижение цен на нефть на мировом рынке в конце 2008г. способствовало удешевлению топлива в странах Запада, при этом в России цены на нефтепродукты практически не снизились, что сделало национальную российскую экономику менее конкурентоспособной. В 2007 г. индекс цен на добычу топливно-энергетических ископаемых к предыдущему году составил 158,1 % (см. приложение 2). Очевидно, что причиной этого является спекулятивная составляющая, а не рост заработной платы в стране.
В целом по топливно-энергетической отрасли при росте зарплаты численность работающих сокращается (табл. 2.2.). При этом цены на добычу топливно-энергетических ресурсов продолжают движение вверх, что с некоторым запаздыванием провоцирует общую потребительскую инфляцию. Так, в 2007г. индекс цен на добычу топливно-энергетических ископаемых составил 158, 1 %, что явилось существенным фактором роста потребительских цен в 2008 г. Динамика сопоставления среднесписочной численности, роста номинальной з/платы и индекса цен на добычу топливно-энергетических ископаемых представлена на рис. 2.6.
Таблица 2.2.
Сопоставление среднесписочной численности, роста номинальной з/платы и индекса цен на добычу топливно-энергетических ископаемых, %
Показатель
2000г
2001г
2002г
2003г
2004г
2005г
2006г
2007г
Изменение среднесписочной численности работающих к предыдущему году
-
101,5
102,5
94,7
96,9
95,5
99,0
98,9
Рост номинальной з/платы к предыдущему году
-
150,9
124,1
123,4
123,4
117,8
117,7
120,8
Индекс иен на добычу топливно-энергетических ископаемых
155,7
101,0
127,3
97,9
169,7
135,3
96,4
158,1
Рис.2.6. Графическое сопоставление среднесписочной численности, роста номинальной заработной платы и индекса цен на добычу топливно-энергетических ископаемых
Анализируя динамику цен производства по секторам экономики (см. приложение 2), можно увидеть, что в 2007 г. рост цен производителей в основных отраслях значительно, превысил соответствующие показатели предыдущих лет. В то же время при росте индексов цен производителей по отраслям до 158,1% потребительский индекс составил всего 111,9%. Как показано выше, инфляция производства трансформируется в инфляцию потребления в среднем за 1 год, чем и объясняется соответствующий рост потребительских цен в 2008г. Это необходимо было предвидеть в конце 2007 г. и не прогнозировать заранее не выполнимую инфляцию на 2008г. — 10,5%.
При отсутствии увеличения реальных доходов населения ожидается дальнейший рост потребительской инфляции как отражение инфляции производителя, которая в свою очередь зависит от динамики роста цен на энергоресурсы и сельскохозяйственное сырье. Это при отсутствии роста реальных доходов населения повлечет снижение спроса, что в свою очередь может вызвать рецессию национальной экономики. Данные опасения особенно актуальны сегодня — в процессе развития глобального экономического кризиса.
Такое развитие событий может привести не к снижению темпов инфляции, а к снижению ВВП. Как показано выше, потребительская инфляция вРоссии зависит не столько от повышения уровня оплаты труда, сколько от роста цен на основные факторы производства, и в первую очередь от цен на энергоносители.
2.2. У
ровень инфляции и динамика цен
За январь-декабрь 2009 г. инфляция на потребительском рынке составила 8,8%, что является самым низким значением, начиная с 1991 года. Относительно предшествующего года инфляция снизилась на 4,5 п.п., что является беспрецедентным для России. [1]
В течение года характер инфляционных процессов претерпел значительные изменения. В Iквартале прирост цен повысился до 5,4% против 4,8% год назад под влиянием ослабления курса рубля и высокой зависимостью от импорта (доля импорта составляла свыше половины в готовой продукции и используемых материальных ресурсах). Также сказался рост издержек в связи традиционным повышением цен на товары и услуги естественных монополий в начале года, а также повышением стоимости кредита вследствие повышения процентных ставок Банком России. Однако уже в конце квартала инфляция стала быстро замедляться в связи с усилением спросовых ограничений вследствие продолжающегося экономического кризиса и спада производства.
Во IIполугодии инфляция опустилась до минимального значения (1,3%), при этом впервые на протяжении трех месяцев (августе, сентябре и октябре) инфляция была нулевой.
Рис.2.7 Уровень инфляции в 2009 году
В отдельных секторах потребительского рынка на динамику цен оказывали влияние факторы, сформировавшиеся сначала в условиях финансового, а затем — и экономического кризиса, влияние которых было не однозначно и изменялось в течение года.
Рис.2.8 Динамика цен по основным секторам потребительского рынка
В 2009 году в наибольшей мере замедлился рост цен на продовольственные товары – до 6,1% против 16,5% год назад. Рост цен сдерживался сокращением потребительского спроса (продовольственный товарооборот упал на 3,6%), ухудшением доступности кредитов под оборотные средства. Во IIполугодии на динамику цен существенное влияние оказало падение цен на зерно и продовольствие на мировых рынках в условиях начавшегося с марта укрепления курса. В результате в конце года продовольственный импорт начал расти, а внутренние цены на многие товары – снижаться.
На непродовольственные товары рост цен наоборот был более масштабный — 9,7% против 8,0% год назад. Рынок данных товаров сжался в наибольшей мере в связи с падением спроса, в том числе из-за резкого сокращения потребительского кредитования. В начале года цены росли в результате ослабления курса рубля. В дальнейшем, в ответ на сжатие спроса предложение товаров и особенно импорт резко сократились, что поддерживало рост цен на протяжении года. Также определенный вклад в рост цен на данную группу товаров внесло повышение цен на бензин, начавшееся в середине года.
На платные услуги населению рост цен и тарифов замедлился до 11,6% (год назад — 15,9%), несмотря на более высокий рост тарифов на услуги организаций ЖКХ, в связи с сокращением платежеспособного спроса населения.
Вследствие этого в системе цен и структуре инфляции произошла существенная трансформация. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. Рынок продовольственных и непродовольственных товаров
Компонента продовольственных товаров снизилась до 2,3 п.п. (26,1%) против 6,4 п.п. (48,1%) год назад, компонента непродовольственных товаров увеличилась до 3,6 п.п. (40,9%) с 2,9 п.п. (21,8%). Платные услуги внесли в инфляцию всего 2,9 п.п. (32,9%) против 4,0 п.п. (30,1%) год назад.
Рис.2.9 Вклад в инфляцию отдельных групп товаров и услуг
На продовольственные товары за исключением плодоовощной продукции за январь-декабрь рост цен замедлился до 6,9% (год назад- 17,5%). Особенно заметное замедление роста цен было на социально-значимые товары (мясо и птица, молоко и молочная продукция, масло сливочное и подсолнечное, сахар, яйца, хлеб и хлебобулочная продукция) – за 2009 год цены в среднем приросли на 3,6% против 16,2% в прошлом году, на что основное влияние оказало снижение мировых цен на зерно и основные виды продовольствия. Вследствие этого снизились цены на изделия из зерновых, растительное масло, перестали расти цены на хлеб и хлебобулочную продукцию. На мясопродукцию, несмотря на высокую зависимость от импорта, за год рост всего на 6,4% (год назад – на 23,0%), вследствие сокращения потребления дорогих сортов (говядина, свинина), также в конце года в результате укрепления рубля вырос импорт более дешевого мяса птицы.
Рис.2.10. Динамика цен на основные продовольственные товары
Исключением является сахар, который с начала года подорожал на 42,7% (за январь-декабрь 2008 г. – на 7%) на фоне роста мировых цен на сахар в 2 с лишним раза.
На молоко и молочную продукцию после того, как с начала года по август цены снизились на 1%, рост цен возобновился. За 3 месяца (с октября) цены сразу выросли на 3,1% в связи с падением импорта более дешевого импортного сухого и обезжиренного молока на четверть и подорожанием сырого молока с сентября по декабрь на 21,3%.
Плодоовощная продукция за 2009 год подешевела на 1,7% (год назад – рост на 7,7%), на что повлиял рост производства после значительного подорожания плодоовощной продукции в 2006-2007 годах (на 10,3-22,2%), сокращение спроса, а также быстрое укрепление курса рубля в конце года, вынуждавшее переработчиков и заготовителей увеличить поставки продукции в связи с ожиданиями удешевления более высококачественной импортной продукции.
На непродовольственные товары цены с начала года выросли на 9,7% (год назад –8,0%). На автобензин цены с начала года выросли на 8,0%. После снижения цен на 20,7% с сентября 2008 по май 2009 года, в июне-сентябре бензин подорожал на 23,6% в связи с устойчивым ростом мировых цен.
На непродовольственные товары с исключением бензина с начала года цены выросли на 9,8% (год назад — 8,4%). При этом усиление роста цен в I полугодии (6,3%), определяемое ослаблением рубля, к началу II полугодия сошло на нет под влиянием нарастающего падения спроса. Вместе с тем на ряд товаров отмечен весьма высокий рост, в связи с олигополизацией рынков (на парфюмерно-косметические товары, моющие и чистящие средства, табачные изделия и др. товары цены выросли за год на 12 — 19%.).
На медикаменты, из-за высокой монополизации рынка лекарственных средств, на котором доля импорта составляет около 70%, в начале года цены резко выросли, поэтому Правительством был усилен контроль за ценообразованием. В результате во IIполугодии цены снизились на 0,5% (за 2009 г. цены выросли на 17,6%, а годом ранее – на 16,4%). (год назад – 15,9%).
На платные услуги сначала года прирост цен и тарифов составил 11,6%
Рис.2.11 Рост цен на основные непродовольственные товары
На регулируемые услуги, оказываемые населению, в ноябре тарифы выросли на 17,4% (год назад – на 14,4%).
В 2009 году тарифы на услуги, оказываемые населению организациями ЖКХ, повысились на 20,6% (16,1% год назад). Такая ситуация связана с более высоким, чем год назад ростом тарифов, устанавливаемых на местах — водоснабжение горячее подорожало на 25,3% (18,6% год назад), отопление – на 20,9% (16,9%), водоснабжение холодное и канализация подорожали на 23,2% (16,1%). На энергоносители, отпускаемые субъектами естественных монополий населению, предельный рост тарифов был более умеренным: на теплоэнергию установлен предельный рост тарифов – 18% (18%). Цены на газ природный для населения за 2009 год были увеличены за годовой период на 27,7% (25%), газ сетевой подорожал соответственно на 25,2% (23,7%). Исключение составляет электроэнергия — тарифы для населения были повышены за год на 25% (2008 г.: 14%) с целью сокращения перекрестного субсидирования.
Оплата железнодорожных пассажирских перевозок в регулируемом секторе в начале года увеличена на 12% (в 2008 году – на 27,7%), а в целом оплата за проезд на железнодорожном транспорте подорожала на 13,6%.
Услуги связи подорожали на 2,9% (2,0%), в т.ч. регулируемые – на 6,2% (почтовые - на 19,6%; городская телефонная связь – на 7,9%; услуги телеграфа – 21,4%).
На нерегулируемые услуги рост цен на 7,8% (год назад – 17,1%). На воздушном транспорте, в связи с падением спроса, по итогам года, отмечено снижение потребительских цен на 2,7%. Вследствие сокращенного спроса на большинство услуг рост цен существенно ниже прошлогоднего. Так, бытовые услуги подорожали на 9,9% (18,7%); услуги организаций культуры подорожали на 11,3% (15,5%); услуги зарубежного туризма – на 7,8% (22,9%). На отдельные услуги рост цен, несмотря на сокращенный спрос, сохраняется из-за высокой монополизации – медицинские услуги подорожали на 13,9%; услуги образования и дошкольного воспитания – на 8,3% и 16,2% соответственно.
За январь-декабрь 2009 г. цены производителей в промышленности выросли в среднем на 13,9% (– 7,0% в 2008 году). При этом с сентября по январь цены упали на 27,4%, а с февраля по декабрь выросли на 17,9%. Система цен в промышленности претерпела значительные изменения под влиянием экономического кризиса в России, отразившегося на масштабном сокращении спроса во многих отраслях, в том числе из-за ухудшения условий кредитования и изменения мировой конъюнктуры.
На нефть, продаваемую на рынке, цены с начала года выросли почти в 2 раза (– 65,7% с августа по декабрь 2008 г.) на фоне роста мировых цен на российскую нефть на 72% (после падения цен в 2,3 раза). Внутренняя цена производителей в декабре составила 221,5$ за т (цена на нефть марки Uralscисключением пошлины — 266$).
На нефтепродукты в 2009 году цены выросли на 28,9% после падения цен с августа по декабрь 2008 г. на – 42,5%).
Рис.2.12.Динамика внутренних и биржевых цен на нефтепродукты
На основные товары цены росли адекватно динамике мировых цен с начала кризиса: автобензин подорожал на 37,6%, после снижения цен с августа по декабрь 2008 г. на 53,1% (на мировых рынках соответственно 2,8 раза после падения цен в 4 раза), в результате цены производителей бензина в ноябре превысили экспортные (ФОБ). Дизельное топливо подорожало в меньшей мере из-за низкого спроса 2009 г. – рост на 12,9% после падения цен на 63,9%. В наибольшей мере подорожал мазут топочный — цены выросли на 56,0% (- 47,9% — с начала года).
Также в связи с ростом мировых цен, отмечен высокий рост цен на цветные металлы - на внутреннем рынке за 2009 год цены выросли на 38,1%, что выше падения цен в начале кризиса — с сентября по декабрь 2008 года цены упали на 17,8%, а по итогам года – на 18,2%. Значительно выросли цены на медь, цинк, олово, драгоценные металлы в связи с ростом цен на мировых рынках. Алюминий в 2009 г. почти не дорожал – прирост на 1,2% (годом ранее – подешевел на 0,4%).
В черной металлургии (сводная группировка с кодами 27.1, 27.2, 27.3, 27.5) цены за годовой период 2009 г. снизились на 6,5% после падения цен с сентября по декабрь 2008 г. на 25,9%. В 2009 г. цены выросли в производстве чугуна — на 12,9% в связи с ростом внешнего спроса после падения цен в 2008 на 18,2%. В остальных металлургических производствах в 2009 г. цены продолжали падать в связи с падением производства в машиностроении.
В химической промышленности (DG) за 2009 год цены не выросли (- 0,5%), после падения цен в конце 2008 г. на 23,9%. На минеральные удобрения цены за год упали на 23,5% (-40% с октября по декабрь 2008 г.), в том числе с мая по ноябрь — на 40,8%, что отражало продолжающееся падение спроса на мировом рынке.
На неторгуемые товары в течение 2009 года сохраняется депрессивная динамика цен (за январь-декабрь 2009 г. – прирост на 4,4%, что вдвое ниже ИПЦ, после роста цен в 2008 году на 15,5%) на фоне низкого спроса.
В машиностроительных производствах (сводная группировка с кодами DK, DL, DM) в течение 2009 г. ценовая динамика отражала стагнацию спроса после резкого падения в начале 2009 года. Цены за год выросли всего в среднем на 1,6% (+14,6% — годом ранее) вследствие роста в издержках доли оплаты труда, затрат на энергию, импортные материальные ресурсы.
На стройматериалы (код DI) цены продолжают снижаться практически ежемесячно с июля 2008 г. в связи с сохраняющимся низким инвестиционным спросом. В целом за 2009 год снижение цен – 7,7%, а с июля 2008 г. – на 15,4%.
Рис.2.7 Динамика цен в основных отраслях промышленности
Рис.2.13 Прирост цен (снижение), в %
В легкой промышленности (сводная группировка с кодами DB, DC) со IIполугодия 2009 г. цены практически не растут после подъема цен в Iполугодии из-за подорожания импортных материалов. В итоге, за 2009 год прирост незначительный — 5,4% (в 2008 году рост на 10,4%).
В пищевой промышленности ценовые тенденции в течение года (ежемесячный прирост цен близок к нулю, за 2009 год – рост на 5,7%, в 2008 году – 12,3%) обусловлены ограничениями, выставляемые ритейлерами. Сдерживающее влияние на цены во IIполугодии оказывало снижение цен на основные виды сельхозсырья.
На продукцию естественных монополий в 2009 году цены изменились следующим образом. На газ (оптовые цены) повышение регулируемых цен осуществлялось поэтапно с целью снижения давления на затраты потребителей: с 1 января — на 5% с 1 января, по 7% с 1 апреля и 1 июля, с 1 октября – на 6,2%. В среднем за год к предыдущему году цены выросли на 16%, а за годовой период — на 27,7%.
В электроэнергетике динамика цен на свободном рынке отражает низкий уровень спроса потребителей. За 2009 год цены на свободном рынке выросли на 8,9%, что вдвое ниже повышения регулируемых тарифов на 19,8%, а разрыв между свободными ценами и тарифами к концу года сократился до 1,1 раза против 1,3 раза в начале года. В целом рост цен и тарифов на электроэнергию составил, по оценке МЭР, 18,1% в 2009 г. (в 2008 г. – 23,6%), т.к. в середине 2009 г. доля рынка, по оценке МЭР, повысилась до 36,6% против 20,8% в начале года.
Мощность, продаваемая по свободным ценам, подорожала всего на 5,2%, при этом подъем цен в Iквартале на 14,5% сменился падением. Регулируемая мощность подорожала на 37,1%. Разрыв между свободной ценой и регулируемой в конце год а составил 1,13 раза.
На железнодорожные перевозки грузов, осуществляемые ОАО «РЖД» (кроме независимых перевозчиков) тарифы повышены с 1 января на 5%, а с 1 июля – на 5,7%, в среднем за год – на 12,4%, т.к. в 2008 г. повышение тарифов осуществлялось поэтапно — в январе (11%), марте (1%) и в июле (8%).
На реализованную сельскохозяйственную продукцию сельскохозяйственными организациями в 2009 году за годовой период цены снизились на 1,8% (годом ранее – прирост на 2,5%). Низкая динамика цен за последние два года, в основном, обусловлена падением мировых цен на зерно, а с начала кризиса – на основные продовольственные товары после шокового повышения в 2007 году.
На продукцию растениеводства, по итогам прошлого года, цены снизились на 6,6% (-2,6% в 2008 году). В связи с продолжающимся падением мировых цен на зерно внутренние цены упали на 13,4% (-4,6% в 2008 году после роста цен в 2006-2007 г. на 60%). Пшеница, по оценке МЭР, подешевела в 2009 году на 9,4% (–15,9% в 2008 году) и в декабре ( 3,8 тыс. руб. за т.) была на уровне марта-апреля 2007 г. Также за прошедший год снизились цены на овощи и картофель в связи с ростом производства. В тоже время сахарная свекла урожая 2009 г. подорожала на 31,7% под влиянием роста мировых цен на сахар и снижением урожая в 2009 г.
На продукцию животноводства за годовой период рост цен всего 1,5% (год назад – на 6,1%). Низкий рост цен связан с падением долларовых цен на импортное продовольствие (мясопродукты, СОМ), ростом реализации свинины и птицы и снизившимся платежеспособным спросом. В связи с чем, свинина подорожала всего на 1,4% (28,9% год назад), на птицу цены выросли сильнее — на 6,6% (12,6%) из-за сокращения импорта. На КРС цены выросли на 8,7%, т.к. его реализация сельхозпроизводителями продолжает падать.
На молоко за 2009 год цены выросли на 1,4% (год назад – снижение на 9,2%), т.к. в конце года спрос на сырое молоко возрос из-за планомерного сокращения импорта СОМ.
В капитальном строительстве с начала года цены практически не выросли (год назад — прирост на 16,9%), что обусловлено падением спроса на протяжении года. В строительстве цены незначительно снизились за 2009 г., за год – снижение на 2,4%. На машины и оборудование рост цен с начала года – на 2,8% в связи с ослаблением курса рубля.
Тарифы на грузовые перевозки с начала года снизились: на автомобильный – на 2,5%; авиационный – 13,1%; морской – 7,7% виды транспорта в связи с сокращением объема перевозок и падением платежеспособности грузоотправителей.
Рис.2.14Динамика цен в отдельных секторах экономики (в % к декабрю 2008 г.)
Таким образом, за январь — декабрь 2009 г. потребительская инфляция составила 8,8%, что является самым низким показателем за период с начала реформирования экономики России. Начиная со IIквартала, инфляция стала быстро замедляться под давлением сжатия спроса населения вследствие снижения реальных доходов населения и ухудшения потребительских настроений из-за рисков снижения доходов.
На сдерживании цен, прежде всего на продовольствие, сказался дефицит оборотных средств у производителей товаров, и особенно — в торговле, который в условиях сокращения спроса обострил конкуренцию среди крупных розничных сетей.
Также на падение спроса отреагировал рынок платных услуг.
На непродовольственные товары рост цен в 2009 году оказался более высоким.
Определенный вклад в ограничение роста потребительских цен в 2009 году внесла крайне умеренная динамика цен производителей на товары, производимые для внутреннего рынка.
В целом в промышленности с февраля по декабрь 2009 г. цены производителей (ИЦП) выросли в среднем на 17,8% после падения цен с сентября 2008 года по январь 2009 года на 27,4% под влиянием возобновившегося роста цен на нефть.
3. Основные направления российской
антиинфляционной политики
3.1. Социально – экономические последствия инфляции
В соответствии с программой «Основные направления антикризисных действий Правительства на 2010 год» будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В первой половине 2010 года инфляция будет оставаться достаточно низкой (6-7% в годовом выражении) в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса. Сдерживающее влияние также окажет снижение цен на зерно урожая 2009 года. По мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться. В целом за год инфляция может составить 6,5-7,5 процентов.
В связи с замедлением темпов роста инфляции в 2010-2012 годах и более сильным ростом экономики реальная заработная плата в целом за 2010-2012 годы вырастет на 6,5 процентов. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличении реальных располагаемых денежных доходов населения — в 2010 году они вырастут на 3 процента. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010 году численность безработных которая сократится в среднем за год до 6,3 млн. человек (8,6% от экономически активного населения) — 6,4 млн.чел. в 2009 году.
В 2010 году начнет восстанавливаться и потребительский спрос, в первую очередь за счет проводимых мероприятий по опережающей индексации социальных пособий и выплат, повышению денежных доходов пенсионеров, а также восстановления докризисного уровня заработной платы в организациях коммерческого сектора на основе роста объемов производства и снижения инфляции. В целом за год потребительский спрос вырастет на 3,3 процента. В последующие годы рост спроса будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением кредита.
Таким образом, при сохранении сложившихся внешнеэкономических тенденций в 2010 году темп прироста ВВП составит около 3,1 процента. В то же время, при эффективной реализации антикризисных и модернизационных мер, решении краткосрочных проблем экономики (преодолении стагнации банковского кредита, улучшении конкурентоспособности значительной части продукции в условиях укрепляющегося курса рубля и ряд других) в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста в 5-6 процентов. [2]
Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень.
Инфляция ведет к перераспределению национального дохода в пользу государства и монополий. В условиях, когда государственные бюджеты становятся дефицитными, государство для их покрытия широко использует инфляционный выпуск бумажных денег, что позволяет государству помимо налогов дополнительно изъять часть национального дохода для финансирования своих расходов. Покупательная способность населения снижается и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога — инфляционным налогом, ставка которого равна темпам инфляции. Инфляционный налог — это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Базой такого налогообложения являются реальные денежные запасы. Рассчитывается инфляционный налог, взимаемый с населения, по формуле (формула 1), где IT– инфляционный налог, M/P– реальные денежные запасы, С – объем наличности, D– объем депозитов, i– номинальная ставка процента.
Доход государства от создающей инфляцию эмиссию и доход от инфляционного налога совпадают при умеренных темпах инфляции, когда объем желаемых денежных запасов, остается неизменным.
Преимущество инфляционного метода финансирования заключается в следующем.
Во-первых, в отличие от увеличения налогов инфляционный метод финансирования носит замаскированный характер, т.е. инфляция действует как скрытый налог.
Во-вторых, инфляция — это «худший вид принудительного займа», когда население вынуждено безвозмездно отдавать часть своего дохода в государственный бюджет.
Инфляция оказывает негативное воздействие на положение населения.
Прежде всего, инфляция отрицательно влияет на положение рабочего класса, так как снижает реальную заработную плату. В то же время номинальная заработная плата поднимается не автоматически, а в результате упорной борьбы трудящихся. Причем это увеличение, как правило, отстает от нового роста цен на товары первой необходимости.
От инфляции страдают и мелкие товаропроизводители — крестьяне и ремесленники. Возникают «ножницы цен», т.е. цены на их продукцию отстают от цен на сырье и средства производства. Кроме того, от инфляционного обесценения денег они теряют часть своих сбережений.
Но больше всего страдают от инфляции так называемые «бюджетники», т.е. служащие, врачи, учителя, пенсионеры и студенты, чьи доходы зависят от государственного бюджета и носят фиксированный характер.
В то же время буржуазия выигрывает от инфляции, так как, во-первых, этот процесс способствует повышению нормы прибыли. Во-вторых, промышленные и торговые капиталисты выигрывают как заемщики, погашая банковские ссуды обесцененными бумажными деньгами.
Но особенно высокие прибыли от инфляции получают владельцы предприятий военной промышленности, так как государство покупает их продукцию по очень высоким ценам, а также капиталисты экспортных отраслей, получающих высокие прибыли от валютного демпинга на внешних рынках.
Большую выгоду инфляция приносит и землевладельцам, которые, во-первых, погашают свою ипотечную задолженность обесцененными деньгами, а во-вторых, часто, будучи сельскохозяйственными предпринимателями, увеличивают свои прибыли за счет снижения реальной заработной платы сельскохозяйственных рабочих.
В целом инфляция, хотя вначале и сопровождается специфическим «бумом», но оказывает негативное влияние на всю экономику страны.
Инфляция оказывает отрицательное влияние на кредит и кредитную систему. Она перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, так как невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции. Следовательно, инфляция ведет к свертыванию коммерческого и банковского кредита.
Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке.
В том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Действительно, чем выше темпы инфляции, тем ниже реальная заработная плата, тем меньшей частью национального продукта вознаграждается фактор труда по отношению к фактору капитала. То есть, при ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе сокращается.
Инфляция ведет к деформации потребительского спроса, поскольку во время высоких темпов инфляции происходит «бегство от денег», когда независимо от реальной потребности в товарах покупается все, лишь бы избавиться от обесценивающихся денег.
Инфляция вызывает глубокое расстройство денежной системы, так как при острой инфляции платежный оборот отказывается принимать бумажные деньги как счетную единицу и переходит к твердой валюте.
Также инфляция отрицательно влияет и на сферу обращения, так как дезорганизует нормальный товарооборот, который заменяется спекулятивной торговлей в погоне за дополнительными прибылями.
В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения прежде всего имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.
В условиях «инфляционных ожиданий» предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.
Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов (расходов, в результате чего экономическая деятельность тянет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная трехзначная инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты.
Но каковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.
Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.
Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.
Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
- снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
- обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
- потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
- усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).
Таким образом, инфляция отрицательно влияет на всю экономику страны и ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех его звеньях: как в сфере производства, так и в сфере обращения. Также инфляция воздействует и на поведение экономических субъектов. При высоких темпах инфляции агенты рынка перестают доверять друг другу, включая государство, что усиливает инфляционные ожидания и экономическую нестабильность.
3.2. Антиинфляционные меры Российской Федерации
Основными направлениями российской антиинфляционной политики являются регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы. Однако, как показывает опыт, преодоление высокой инфляции в России с помощью только одних монетарных методов носит крайне неустойчивый характер, что объясняется двумя факторами. Во-первых, в стране в огромном объеме появились неплатежи, в том числе и длительные задержки выплаты зарплаты и пенсий, особенно со стороны руководителей частных предприятий. Во-вторых, повышение государственных расходов при недостаточном уровне доходов, как правило, вынуждает правительство прибегать к погашению дефицита через заимствования на внутреннем рынке. В настоящее врем бюджет опять стал дефицитным.
Причины инфляции в 2010 году
1. рост тарифов на услуги ЖКХ;
2. низкая конкуренция среди производителей;
3. высокие издержки из-за банковских ставок;
4. рост курса рубля;
5. восстановление потребительского спроса, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения.
Причины снижения инфляции в 2010 году
1. снижение потребительского спроса;
2. сокращение притока капитала;
3. сокращение денежной массы;
4. укрепление рубля;
Антиинфляционные меры государства в 2010 году
1. снижение ставки рефинансирования;
2. льготные банковские кредиты предпринимателям;
3. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
4. снижение государственных расходов;
5. государственное регулирование цен на лекарства;
6. государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
7. государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
8. усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
9. изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.
Плата за водоснабжение и водоотведение в 2010 году увеличилась на 2,1% (с начала года — на 9,4%). Электричество, отопление, горячее водоснабжение и жилье в государственном и муниципальном жилищном фонде подорожало на 1,1—1,7% (с начала года — на 3,1—9,5%).
По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), коммунальные услуги будут продолжать разгонять инфляцию вплоть до весны. Вероятнее всего, к этому времени правительство примет решение понизить плату за ЖКХ в среднем на 0,5% именно по причине их дороговизны.
По данным Росстата, март 2010 года ознаменовался высоким темпом роста цен на плодоовощную продукцию. Среди продуктов питания чемпионами подорожания стали бананы, капуста, морковь и лук, прибавившие за месяц в цене 7,4% – 12,8%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по РФ в прошедшем месяце выросла по сравнению с февралем на 1,4% (с начала года – на 6,2%) и составила на конец марта 2273 рубля.
Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали реализуемые в рознице еженедельные газеты, а также сигареты и резиновые сапоги.
В марте также существенно – на 4,9% – 5,5% выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования, а авиаперелеты стали дороже на 2,5%.
Телеграфная связь подорожала на 3,9%, зато абонентская плата за Интернет снизилась на 1,3%.
Базовый индекс потребительских цен, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием административных, событийных и сезонных факторов, составил в марте 0,5%, прибавив с начала года 1,5%. В марте 2009 года этот показатель составил 1,4 процента, достигнув по итогам первых трех месяцев 2009 года 4,3%.
По данным Росстата, цена на автомобильный бензин выросла в марте на 0,6% по сравнению с ростом на 0,3% в феврале.
В целом за первые три месяца 2010 года цена на бензин снизилась на 0,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года она упала на 8,1%.
Для ограничения ликвидности в 2010 году ЦБР может задействовать и нормы обязательного резервирования банков, регулятор не исключал, что в этом году инструмент будет использован. И только после всех этих мер может прийти черед процентных ставок – ЦБР допускал их повышение во втором полугодии 2010 года по мере увеличения инфляционных рисков
Таким образом, российскую инфляцию2009-го и начала 2010 года определяют не внешние, а внутренние, порожденные отечественной финансовой политикой, причины. Основными из них являются следующие:
1. Борьба с теневой зарплатой.
2. Борьба с нулевыми и отрицательными балансами индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса.
3. Монополизация рыночных отношений.
4. Специфика тарифной политики государства в отношении продукции и услуг естественных монополий.
5. Особенности денежной политики государства.
Рассмотрим их подробнее.[3]
1. Как известно, значительную долю общей заработной платы, получаемой работниками, особенно на средних и малых предприятиях, составляет теневая оплата, или «зарплата в конвертах». На начало 2010 г., по оценкам специалистов, она достигала около трети от номинальной начисленной заработной платы. Поэтому в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации в течение 2008-2009 гг реализовывался курс на жесткое повышение заработной платы до прожиточного минимума и среднеотраслевого уровня. Повышение осуществлялось под руководством администраций, общественных организаций и предприятий. При этом попутно решалась проблема легализации теневой зарплаты. По решению ФНС России управлениями ФНС по субъектам были созданы специальные комиссии по легализации теневой заработной платы и работе с убыточными организациями. Вызов на комиссии в налоговые органы руководителей организаций, выплачивающих «серые» заработные платы – уже отлаженный путь к выявлению налоговых нарушений и борьбе с ними. Эффект налоговой деятельности не замедлил сказаться. Из рассмотренных только на комиссиях 325 тыс. предприятий 200 тыс. повысили зарплату до среднего уровня. В результате проведенной работы при прогнозе роста фонда заработной платы в 2009 г. на уровне 120% фактический его рост только за первые 7 месяцев 2009 г., по данным Росстата, составил 128%, что в пересчете на год достигает почти 150%. Если принять во внимание, что в бюджетном секторе в первой половине 2009 г. прироста зарплаты не было, то логично отнести почти все увеличение на счет легализации теневой зарплаты. Иными словами, независимо от динамики производительности труда и других показателей эффективности производства на большинстве предприятий официальная зарплата была увеличена на 50–100%. Так, если в начале 2009 г. средняя зарплата на столичных предприятиях розничной торговли составляла 7 тыс. рублей, то к октябрю 2009 г. она повысилась до 11 тыс. рублей, или на 57.1%.
В результате проведения жестких общих мероприятий заработная плата в части легализации теневой оплаты была повышена у наемных работников большинства негосударственных организаций, в основном обслуживающих население (оптовая и розничная торговля, услуги, посредническая деятельность, конечная переработка продукции, строительство), в среднем на 40–50%. Например, если раньше работник получал 5000 рублей в месяц, в том числе 2000 рублей по ведомости с налогами и 3000 рублей в конверте без налогов, то после известных мероприятий стал получать 4000 рублей по ведомости и 1000 рублей в конверте.
В итоге получаем: 1) рост официальной номинальной заработной платы на 40–50%, что дает в целом по стране 25–30%; 2) двукратное повышение МРОТ и значительное сокращение категории бедного населения; 3) рост поступлений налога на доходы физических лиц за 9 месяцев на 135%. Однако данное весьма благополучное положение имеет поверхностный характер. В действительности все обстоит подругому. Если раньше оплата труда работника состояла из двух частей, например, 50% – официальной и 50% – теневой, то вследствие легализации зарплаты произошло лишь изменение пропорции: рост официальной части, скажем, с 50 до 75% и уменьшение теневой с 50 до 25%. Таким образом, дополнительных денежных средств работник не получил, а налогов со светлой части заработной платы стал платить больше (13% с «осветленной» части заработной платы). В результате увеличение официальной части зарплаты на 50% привело к снижению реального дохода на сумму дополнительно уплачиваемых налогов.
Далее, и это самое главное, повышение официальной части заработной платы радикально меняет состояние финансовых показателей и бухгалтерской отчетности организации, начиная с калькуляции производства и реализации продукта и кончая формой № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».
Также следует отметить, что многие преподносимые массовому читателю достоинства осветления теневой оплаты труда носят популистский, надуманный характер. В частности, возьмем повсеместно декларируемое СМИ и наиболее «значимое» преимущество, состоящее в увеличении будущих пенсий. Предположим, что работник получает 24 тыс. руб. в месяц (288 тыс. в год) по ведомости и 12 тыс. руб. (144 тыс. в год) в конверте. При переводе теневой оплаты в «светлую» и соответствующем отражении в официальной отчетности работник теряет, во-первых, 1.46 тыс. руб. (12 тыс. руб. „13%) в месяц, или 17 тыс. руб. реальных денег в год, уплачиваемых в качестве налога на доходы физических лиц; во-вторых, косвенно более 40% стоимости заработной платы на автоматической инфляции вследствие начисления на 144 тыс. руб. осветленной оплаты труда 37 тыс. руб. ЕСН (144 тыс. руб. 26%) и 33 тыс. руб. НДС ((144 тыс. руб. + 37 тыс. руб.) „e 18%). При этом рост оплаты труда почти не отразится на отчислениях в пенсионный фонд, поскольку от заработка свыше 280 тыс. руб. в год в него перечисляется всего 4% от зарплаты, которые поступают неизвестно куда и уже через 2–3 года бесследно исчезнут в недрах государственно-частной финансовой «кухни», хотя бы в результате инфляции. В принципе подобная перспектива ожидает и все другие отчисления, поскольку размер пенсии определяется прежде всего региональным средним уровнем заработной платы и существующими ограничениями.
В 2010 г. продолжается проведение курса на легализацию и доведение оплаты труда до уровня прожиточного минимума, а в ряде случаев до среднего уровня зарплаты регионов и страны в целом. С повышением с 1 января 2009 г. МРОТ с 2300 руб. до 4330 руб. следует ожидать дальнейшего усиления налоговой борьбы с теневой и низкой заработной платой со всеми вытекающими из нее негативными последствиями, в том числе и роста инфляции.
2. В 2009 г., по данным Росстата, около 33 процентов организаций были убыточными. Большая часть из них приходилась на сферу малого и среднего бизнеса. В этой связи указ президента РФ Д. Медведева о развитии малого бизнеса призван радикально изменить предпринимательскую конъюнктуру. Однако особое внимание государственных органов к малому и среднему бизнесу на практике пока выражается в усилении борьбы с нулевыми и отрицательными балансами организаций, а также значительными заработками их руководителей. Деятельность осуществляется под лозунгом: неуплата предприятием налога на прибыль недопустима в экономических интересах страны. Претворение ее в жизнь путем административной принудительной легализации доходов вновь создает известные инфляционные проблемы с соответствующими негативными социальными последствиями. По итогам 2009 г. в результате проработки в налоговых комиссиях более 150 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса вместо убыточных и нулевых балансов показали прибыльные балансы, что не могло не отразиться на росте цен производимой продукции и доходов бюджетов.
Жесткий налоговый пресс вынуждает организации уменьшать себестоимость продукции путем выпуска менее качественных товаров (удешевление материалов и сырья, применение качественно новых, модифицированных, менее дорогих компонентов в молочных, мясных, хлебобулочных продуктах, уменьшение веса продуктов и т.д. и т.п.). В целях восполнения теневых доходов предприниматели интенсифицируют повсеместное развитие нелегального производства, разрабатывают индивидуальные и коллективные схемы неформальных финансовых сделок. Предприятия малого и среднего бизнеса, не успевшие или не сумевшие адаптироваться к новым условиям, вынуждены уходить из сферы бизнеса в лучшем варианте при сохранении своих средств, но в большинстве случаев неся значительные финансовые потери.
Оценка роли и финансов организаций малого и среднего бизнеса может быть дана с разных позиций, в том числе социально-экономической (общенациональной) и фискальной (ведомственной), между которыми возможно как единство, так и противоречие, причем весьма существенное.
Налоговые органы заинтересованы в максимальном поступлении доходов в бюджет. Неслучайно министр финансов РФ постоянно отмечает, что проблема инфляции относится не к Министерству финансов, а к ЦБ РФ или МЭР РФ.
С общенациональной социально-экономической точки зрения, малый и средний бизнес обеспечивает:
– создание рабочих мест с достойной оплатой труда для значительной части населения;
– производство внутреннего валового продукта в виде заработной платы, косвенных налогов и возможной прибыли;
– формирование среднего класса;
– быструю реализацию новаций;
– реализацию непосредственных интересов широких масс населения.
По сравнению с крупным бизнесом, средний и малый бизнес имеет три бесспорных преимущества. Во-первых, предприниматель инвестирует свои средства и, как правило, лично занимается продуктивной деятельностью вплоть до работы на собственном автомобиле без водителя. Отсюда он может получать заработную плату как руководитель и как водитель при отсутствии прибыли организации. Во-вторых, он лучше знает финансовые возможности и запросы широких масс населения. В-третьих, он непосредственно контактирует с потребителями.
Именно поэтому во всем мире (США, Европа, Япония) средний и малый бизнес, в котором занято от 50 до 70% трудоспособного населения, составляет социально-экономический фундамент общества. Если малые и средние организации платят работникам заработную плату, а в бюджет – косвенные налоги, то для страны это хорошо. Также нормально и то, что их четвертая часть в большинстве стран терпят банкротство, не выдержав рыночной конъюнктуры или по каким-либо производственным причинам. Но очень плохо для государства, когда причиной разорения массы энергичных, начинающих предпринимателей становятся узковедомственные интересы.
На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба на разных фронтах: через повышение тарифов аренды, предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков, а также через неформальную бюрократизацию и коррумпирование всего процесса предпринимательской деятельности. Идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности, долю открытых рынков в России предполагается сократить с 43% в 2006 г. до 15% в 2010 г. и соответственно увеличить долю гипермаркетов, что приведет к росту цен на потребительские товары.
3. В научной литературе и ряде государственных программ в качестве естественного регулятора движения цен называется рынок как независимый, объективный механизм. Данное положение представляется несколько затеоретизированным, так как рынок – всегда органическое единство объективного и субъективного. Любая цена в конечном счете – это результат субъективного соглашения продавца и покупателя. При этом ценовой договор выступает результатом предварительных соглашений между отдельными продавцами и отдельными покупателями. В результате современный рынок становится организованной системой, включающей три вида борьбы за наиболее выгодную цену: 1) среди продавцов, 2) между покупателями, 3) между продавцами и покупателями. Их результатом служат повсеместные сговоры (или заговоры) продавцов с целью повышения цен.
Общеизвестны бензиновые сговоры. Самыми частыми нарушителями антимонопольного законодательства являются «Роснефть», «ЛукОЙЛ», «Газпром нефть». На Дальнем Востоке, в Сибири, по сообщению ФАС, выявлены картельные сговоры на рынке нефтепродуктов.
Однако довести факт ценового сговора до наложения штрафных санкций так же трудно, как и решить известную проблему «откатов». Для предотвращения негативных последствий ценовых сговоров в странах создаются государственные антимонопольные организации, эффективность деятельности которых неодинакова, например в России она оставляет желать много лучшего.
4. Важнейшим принципом и возможностью деятельности государства в условиях рыночной экономики является проведение антиинфляционной политики путем сдерживания роста цен.
Руководство России придерживается иной позиции. 6 апреля планы тарифов на газ и электроэнергию, вопреки заявлениям полугодовой давности, пересмотрены в сторону существенного повышения. На 2008–2010 годы запланировано увеличение тарифов на электроэнергию, газ, ЖКХ, железнодорожный транспорт примерно в 2 раза. Это мероприятие – закономерный результат, прогнозируемый еще при разработке приватизационной реформы в энергетике.
Непопулярное, в корне противоречащие антиинфляционной политике, решение принято в результате неформального лоббирования отечественных и зарубежных собственников энергетических предприятий, а также в качестве условия вступления России в ВТО.
К сожалению, решение об увеличении тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий принято без учета легко просчитываемых следующих последствий:
– ежегодный рост цен на все товары минимум на 25–30%;
– снижение рентабельности предпринимательской деятельности во всех сферах экономики, кроме энергетического комплекса, с соответствующим банкротством малых и средних организаций;
– падение спроса на отечественную энергоемкую бытовую технику, быстрый рост хищений товаров и услуг топливно-энергетического комплекса;
– увеличение бюджетных расходов на энергоносители в государственных учреждениях (особенно оборона, МЧС и т.д.);
– рост бюджетных поступлений от инфляционных процессов.
Удвоение тарифов на газ и электроэнергию при сохранении затрат на производство автоматически увеличивает доходы собственников (миллиардеров) в 4 раза и государства в 5 раз.
Ссылки на низкую оплату труда в данных сферах представляются неуместными, поскольку в марте 2009 г. среднемесячная заработная плата превышала общегосударственную в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых –в 2.4 раза, в производстве, передаче и распределении электроэнергии – в 1.5 раза, в транспортировке по трубопроводам – в 3.1 раза. При этом только за три месяца она выросла в добыче топливно-энергетических ресурсов на 13.1%, в транспортировке по трубам – на 74.3%.
Главное негативное последствие повышения тарифов на товары и услуги естественных монополий – это почти автоматическое повышение себестоимости производства и с месячным лагом цен всех товаров и услуг1, приводящее к утрате конкурентоспособности экономики России, а после вступления в ВТО и открытия беспошлинных границ – не только к всеобщему нарушению эффективности социально-экономических коммуникаций и краху многих сфер экономики, но и к возможному распаду страны.
Россия будет в состоянии оплачивать потребляемые товары и услуги только своими природными богатствами: дарами топливно-энергетического комплекса, землей, лесами, реками, озерами и т.п.
Данный процесс уже начался и наглядно наблюдается в сельской местности, банковской сфере, г. Москве, а также отдельных отраслях промышленности. Крестьяне для элементарного существования вынуждены по бросовым ценам продавать свои земельные паи крупным организациям или состоятельной категории городского населения. Итог – окончательное крушение сельского хозяйства.
Крайне негативное влияние дешевой зарубежной банковской и страховой деятельности давно поняли и просчитали отечественные банкиры и страховщики, категорически выступающие против свободного доступа иностранных банков и страховых компаний на территорию страны при вступлении в ВТО. Низкие проценты и эффективные кредитные ставки зарубежных банков вызовут быстрое банкротство многих отечественных кредитных учреждений.
Москва стала самым дорогим городом мира. Бедные и малообеспеченные жители Москвы после фискального решения проблемы неформального арендного рынка недвижимости (взимания налога на имущество по рыночной стоимости и легализации доходов от аренды) не смогут жить в Москве (приобретать жилье, получать медицинское обеспечение, соответствующее образование) и вынуждены будут ее покинуть. С повышением цен дороговизна жизни распространится по всей Европейской части России, выжившие малообеспеченные поедут в Сибирь и другие страны.
Последовательное проведение современной политики тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий вызовет исключительно негативные социальные последствия, в том числе:
– относительное обнищание большей массы населения и дальнейшее усиление дифференциации бедных и богатых, с одной стороны, и отраслей, сфер и регионов экономики – с другой;
– утечку обычной рабочей силы и снижение численности населения;
– резкое обострение социально-экономической напряженности в стране.
К первым признакам указанных последствий можно отнести волнения автомобилистов, рыбаков в Европе и России, бедствия от удорожания продуктов питания в Африке, поджоги автомобилей и т.д. и т.п. В их основе лежит ошибочная, близорукая финансовая политика соответствующих ведомств.
5. Влияние денежной политики государства на инфляцию – сложная и многогранная проблема, требующая специального рассмотрения.
С учетом всего вышесказанного, для стабилизации и обеспечения уровня инфляции в рамках 8–10% годовых и развития малого и среднего бизнеса в России представляется необходимым осуществление следующих мероприятий.
1. Приостановление проведения жесткого курса на резкое осветление зарплаты, несмотря на то, что в конвертах до сих пор выплачивается почти треть оплаты труда.
2. Радикальное изменение борьбы с убыточным, нулевым и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной поддержки.
3. Установление прироста государственных тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий на уровне годового прогноза инфляции или ниже. Сейчас имеет место ситуация, когда «…государство, объявляя крестовый поход против инфляции, само же всячески способствует росту цен».
4. Качественное преобразование работы антимонопольного комитета, радикальное повышение уровня его действенности против монополизации производства и реализации продукции и услуг, в целях обеспечения свободного доступа на рынки всех желающих продавцов.
5. Кардинальное изменение механизма косвенного налогообложения. Нам представляется, что более правильным будет не скрытое завертывание «гаек» налогообложения физических лиц, малого и среднего бизнеса, а борьба с налоговыми уклонениями крупных фирм, транснациональных компаний, холдингов. На первом месте должно быть реальное, а не словесное обеспечение минимального благосостояния людей. Прежде всего целесообразна отмена нулевой ставки НДС на экспортируемые дефицитные товары (особенно продукты питания). Данное мероприятие приостановит вывоз за границу продовольствия, электроэнергии и другой дефицитной продукции по бросовым ценам. Одновременно разработать и принять закон об именных фондах ведущих бизнесменов страны по аналогии с американской практикой.
6. Создание постоянно действующей комиссии по антиинфляционной политике под руководством премьера правительства (первого заместителя). В настоящее время за инфляцию отвечает ЦБ РБ, программы по инфляции составляет МЭР, цены и тарифы разрабатывает Министерство промышленности и торговли, а динамику важнейших косвенных стоимостных элементов цены определяет Минфин. Все ведомства действуют в своих интересах, зачастую игнорируя общенациональные интересы. Поэтому необходимо жесткое единое руководство на высшем уровне.
Последовательное осуществление указанных предложений позволит стабилизировать инфляцию, что даст возможность для разработки реальных программ ее снижения в дальнейшем, создания условий для развития малого и среднего бизнеса и социально-экономического прогресса России в целом.
продолжение
--PAGE_BREAK--