--PAGE_BREAK--
1.5 Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
Более детальный перечень статей затрат (калькуляции), их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) должны определяться отраслевыми методическими указаниями по учету затрат на производство продукции, работ, услуг с учетом характера и структуры производства.
При этом устанавливаемая для соответствующей отрасли (подотрасли, виду деятельности) группировка затрат по статьям должна обеспечить наибольшее выделение расходов, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость (прямые расходы).
Учет материальных затрат
Для учета материальных затрат рекомендуются следующие статьи калькуляции:
а) «Сырье и материалы»;
б) «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций»;
в) «Возвратные отходы» (вычитаются);
г) «Топливо и энергия на технологические цели».
В ООО «АВИСТЭН» мясосырье отпускают в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, и оформляют требованиями, накладными. Готовая продукция поступает на склад, где хранится в холодильниках, реализацию продукции осуществляет отдел продаж. Отдел продаж предприятия выполняет функции, связанные с приёмом заявок (выбирает сегмент рынка — совокупность потребителей, имеющих однотипную реакцию на маркетинговую деятельность компании, разрабатывает перечень предоставляемых услуг, устанавливает форму их оплаты, определяет политику обслуживания) и дальнейшей передачей этих заявок на склад готовой продукции.
Для контроля за использованием мясосырья на предприятии в производстве используют следующие методы: документирование, партионный учет и контроль и инвентарный [23 с. 552].
Метод документирования основан на документальном оформлении отдельными документами всех случаев отклонений расхода мясосырья от установленных норм, нормативов и условий.
При использовании метода партионного учета и контроля формируются партии сырья и материалов, однородные по технологическим параметрам. Формирование указанных партий заключается в отборе соответствующих видов сырья и материалов и обособленном их хранении в специально отведенных местах. Каждой партии присваивается определенный учетный признак — номер партии, наименование материальных ресурсов, ряд различных наименований.
Этот учетный признак партии в дальнейшем указывается во всех первичных документах по учету израсходованных в производстве сырья и материалов, что позволяет прямым путем относить сырье и материалы на конкретные виды продукции (работы, услуга). При компьютеризации производственного учета в первичных документах целесообразно указывать также код менеджеров, принимающих решение по отбору сырья и материалов для соответствующей партии.
Отобранные партии сырья и материалов могут использоваться в течение смены, дня, нескольких дней и недель. По мере использования сырья и материалов соответствующих партий обычно составляют оперативно-производственные или ежемесячные производственные отчеты, а также сводные технические отчеты об использовании сырья и материалов в производстве.
При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного мясосырья. Фактический расход сырья на производство определяют прибавлением к остатку сырья на начало периода поступления сырья и вычитанием из полученной суммы остатка сырья на конец периода.
Нормативный расход сырья определяют умножением выработанной продукции на норму расхода сырья. Фактический расход сырья по каждой калькуляционной группе сравнивают с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.
По выявленным отклонениям определяют их причину и виновников (инициаторов). Для систематизации и анализа отклонений от нормы в организациях разрабатывают номенклатуру причин и определяют возможных виновников.
По истечении одного месяца цехи ООО «АВИСТЭН» составляют отчеты о расходе мясосырья, где указывают нормативные и фактические расходы мясосырья на каждый вид продукции или на несколько видов продукции в целом. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по мясосырью. На основании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распределения мясосырья, где расход мясосырья отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синтетических производственных счетов.
Количество и стоимость возвратных отходов целесообразно по каждому виду продукции «АВИСТЭН» определяют прямым путем, а при невозможности этого — распределяют возвратные отходы по видам продукции пропорционально количеству и стоимости израсходованных мясосырья.
Возвратные отходы оформляются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 10 «Материалы»;
Кредит счета 20 «Основное производство» или
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства».
Расход вспомогательного сырья учитывают обычно так же, как и основных. Однако между объектами калькуляции они распределяются, как правило, косвенным путем: пропорционально сметным ставкам, которые устанавливают на единицу продукции исходя из нормы расхода вспомогательного мясосырья на технологические цели, и их плановой себестоимости. Ставки пересматривают по мере изменения норм расхода или цен.
По статье «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций» отражают затраты на покупные изделия и полуфабрикаты, используемые данной организацией для производства готовой продукции. В эту же статью включаются затраты на оплату услуг производственного характера (выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, внутризаводскому перемещению сырья и материалов и др.), оказываемых сторонними организациями, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных изделий. В остальной части работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, относятся на другие статьи затрат в зависимости от характера работ и услуг.
Для контроля за использованием и движением полуфабрикатов «АВИСТЭН» составляет оперативный баланс движения полуфабрикатов, в котором по каждому их виду отражают остаток в цехе на начало месяца, поступление за месяц (изготовлено в цехе, поступило со склада, исправление брака), расход за месяц (также по направлениям) и остаток на конец месяца. Баланс составляет обычно диспетчерская служба по накопительным документам, в которых отражают первичные данные о получении и передаче полуфабрикатов. При проведении инвентаризации данные о фактических остатках по балансу сопоставляют с учетными и выясняют причины расхождений.
По статье «Топливо и энергия на технологические цели» отражают стоимость израсходованного топлива, электроэнергии, кислорода и других энергоресурсов, горячей и холодной воды, пара, сжатого воздуха, холода, непосредственно расходуемых в процессе производства продукции.
Расход различных видов энергии по отдельным цехам и другим участкам определяют по счетчикам и приборам. При отсутствии счетчиков и приборов энергетические ресурсы распределяют между определенными объектами способами, в большей мере соответствующими особенностям производства, — пропорционально числу отработанных машино-часов, нормативным (сметным) ставкам на единицу продукции, объему работы механизмов с учетом их мощности и др.
Стоимость топлива и энергетических расходов между отдельными видами продукции распределяют в ведомости распределения услуг вспомогательных производств и хозяйств. При этом энергетические расходы распределяют между отдельными видами продукции исходя из норм их расхода и действующих цен.
Использованные на технологические цели топливо и энергию относят в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» с кредита счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом расход покупной электроэнергии на технологические цели оформляют следующей записью:
Дебет счета 20 «Основное производство»;
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Стоимость топлива и энергии, израсходованных на содержание оборудования и хозяйственные нужды, списывают в дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита указанных выше счетов.
В финансовом учете в соответствии с ПБУ 5/01 определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:
а) по себестоимости каждой единицы;
б) по средней себестоимости;
в) по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
г) по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО). Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
ООО «АВИСТЭН» использует метод ФИФО.
Помимо методов оценки израсходованных материальных запасов, используемых в финансовом учете, в управленческом учете можно использовать методы оценки материальных затрат, используемые в зарубежной практике, — методы ХИФО, ЛОФО, перманентной переоценки, оценки по твердым ценам, цены концерна, Цены приобретения, цены дня, учетной цены.
При использовании метода ХИФО израсходованные материалы или товары оценивают по самой высокой цене приобретения независимо от срока закупки.
Метод ЛОФО предполагает, наоборот, использование самой низкой цены для оценки израсходованных товарно-материальных ценностей независимо от сроков их приобретения. Разницу между фактической и учетной стоимостью товарно-материальных ценностей при использовании методов ХИФО и ЛОФО списывают на финансовые результаты организации.
При методе перманентной переоценки израсходованные материалы оценивают по текущим рыночным ценам на дату их списания. Разницу в оценке материалов рассматривают как результат деятельности службы снабжения.
При использовании оценки по твердым ценам материалы учитываются в течение года по заранее установленным ценам и тарифам независимо от текущих цен закупки. Отклонение фактической себестоимости материалов от их стоимости по твердым ценам списывают в конце учетного периода.
По статье «Затраты на оплату труда» планируют и учитывают заработную плату производственных рабочих и инженерно-технических работников, работа которых непосредственно связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Для распределения сумм заработной платы по объектам учета затрат ее группируют по данным первичных документов по учету труда и его оплаты (нарядов, рапортов, ведомостей, маршрутных листов и т.п.) по цехам, переделам, участкам и другим объектам учета. Внутри каждого объекта учета заработная плата группируется по объектам калькуляции. Сгруппированные данные о заработной плате записывают в накопительные карточки или ведомости, открываемые на каждый объект учета и калькулирования. По данным накопительных карточек составляют разработочную таблицу (машинограмму) распределения заработной платы. В небольших организациях разработочные таблицы можно составлять непосредственно по данным первичных документов по учету выработки и расчетно-платежных ведомостей.
Основная часть заработной платы производственньгх рабочих включается в себестоимость отдельных видов продукции или однородных ее видов прямым путем. Ту часть заработной платы, которую невозможно прямым путем отнести на себестоимость отдельных изделий, распределяют косвенно — пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции.
Выплаты работникам, предусмотренные действующим трудовым законодательством, распределяют между видами продукции пропорционально заработной плате, начисленной поданным первичных документов по учету труда.
Всю сумму начисленной заработной платы производственных рабочих делят на две части: заработная плата по нормам и отклонениям от норм. Отклонения от норм выявляют, как правило, методом документирования. Его сущность заключается в том, что заработная плата в пределах норм начисляется рабочим по принятым документам. Начисление заработной платы сверх норм осуществляется по специально выписанным документам — листкам на доплату, нарядам на выполнение работ, не предусмотренных технологией, листкам учета простоев, нарядам на исправление брака. Отклонения по заработной плате рабочих, оплачиваемых повременно, выявляют при распределении начисленных сумм пропорционально нормативным ставкам сопоставлением фактически начисленной заработной платы с нормативной суммой [22 с. 19].
Для контроля за отклонениями по заработной плате «АВИСТЭН» по декадам составляет ведомость на отклонения. В ведомости указывают причины отклонений (неисправность и несоответствие оборудования; замена сырья; отсутствие и неисправность инструментов и приспособлений; выполнение операций, не предусмотренных технологическим процессом; исправление брака и др.), а в сказуемом — виновников (инициаторов) отклонений.
В статью «Отчисления на социальные нужды» включаются суммы единого социального налога, взносы организаций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соответствующие отчисления (платежи) по добровольным видам страхования, пенсионного обеспечения от сумм оплаты труда, учтенных по статье «Затраты на оплату труда». Соответствующие налоги (отчисления, платежи) от сумм оплаты труда, включенных в состав общепроизводственных, общехозяйственных расходов, расходов вспомогательных производств и иных аналогичных расходов, также учитываются в составе этих расходов.
Отчисления на социальные нужды распределяют между видами продукции пропорционально суммам оплаты труда, учтенной по статье «Затраты на оплату труда» (за исключением тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются) [22 с. 250].
В статью «Расходы на подготовку и освоение производства» включают:
а) затраты на подготовку и освоение новых организаций, производств, цехов и агрегатов, учтенные с начала текущей деятельности организации, цеха или использования новых агрегатов в текущей деятельности организации (пусковые расходы);
б) затраты на освоение природных ресурсов, работы подготовительного характера на разрабатываемых месторождениях в добывающей промышленности;
в) другие единовременные затраты, перечень которых зависит от отраслевой специфики деятельности организации, видов производств.
Номенклатура пусковых расходов зависит от характера пусковых испытаний и определяется отраслевыми инструкциями. При исчислении общей суммы пусковых расходов из этой суммы вычитают стоимость продукции, полученной в период комплексного опробования.
Величина пусковых расходов определяется сметой, дополненной необходимыми расчетами и составляемой исходя из установленного режима, продолжительности и других условий, пробной эксплуатации и освоения вводимых в действие объектов.
В себестоимость отдельных видов продукции пусковые расходы включают по нормам погашения, устанавливаемым на единицу продукции, исходя из общей суммы расходов, длительности периода их погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде.
Списание пусковых расходов оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 «Основное производство»; Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов».
В состав расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологических процессов не включаются затраты на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного и массового производства, а также затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, с улучшением качества продукции, изменением дизайна продукции и других эксплуатационных свойств, осуществляемые входе производственного (технологического) процесса. Эти затраты рассматриваются в качестве общепроизводственных или общехозяйственных расходов и включаются в их состав по времени признания [27 с. 206].
При изготовлении продукции по индивидуальным заказам фактические затраты на подготовку его производства включаются в затраты соответствующего изделия или партии изделий.
Конкретный перечень подготовительных работ и порядок их включения в затраты отчетного периода устанавливаются организацией.
Учет расходов по обслуживанию производства и управлению. К расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Первые два вида расходов включают в себестоимость продукции по статье «Общепроизводственные расходы» и учитывают на синтетическом счете 25 «Общепроизводственные расходы»; общехозяйственные расходы учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и по такой же статье включают в себестоимость продукции. Указанные счета активные, собирательно-распределительные. На дебете счетов в течение месяца отражают затраты, по кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета. После завершения месяца остатки на указанных счетах отсутствуют. Для указанных расходов установлена единая методика контроля затрат: по каждому их виду составляют плановую смету с подразделением по статьям; аналитический учет затрат осуществляют по статьям в соответствии с установленной номенклатурой; фактические затраты по статьям сопоставляют со сметными и устанавливают отклонения.
Указанным расходам, имеющим общие характеристики, свойственны некоторые различия. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования считаются полупеременными или условно-переменными, т.е. зависящими от объема производства продукции, а общепроизводственные и общезаводские расходы — постоянными, т.е. не зависящими от объема производства продукции. Кроме того, в составе общехозяйственных расходов размер многих из них регламентируется государством для целей налогообложения.
Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования учитывают обычно на отдельном субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы».
Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования можно осуществлять по каждому цеху (производству и др.) в отдельности по следующей номенклатуре статей:
1) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;
2) «Эксплуатация оборудования» (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива и всех видов энергии, услуги вспомогательных производств и т.п.);
3) «Ремонт оборудования и транспортных средств»;
4) «Внутризаводское перемещение грузов»;
5) «Прочие расходы».
В некоторых организациях по ст. 2 «Эксплуатация оборудования» отражают затраты электроэнергии, как силовой, так и технологической, вследствие отсутствия их раздельного учета и большого удельного веса силовой энергии.
Из перечисленных статей расходов по содержанию и эксплуатации оборудования наиболее существенными являются затраты на амортизацию и ремонт оборудования транспортных средств.
Финансовым и налоговым учетом предусматривается возможность применения различных вариантов начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
Сравнение способов начисления амортизации по внеоборотным активам для целей финансового и налогового учета позволяет сделать вывод о том, что общим для обоих видов учета является линейный способ. Этот способ целесообразно использовать и для целей управленческого учета.
Для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используют ведомости учета затрат цехов, которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомость производят на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств и листков-расшифровок по прочим денежным расходам, отраженным в журналах-ордерах.
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования списывают на счета 20 «Основное производство» и 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака) и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. При отсутствии сметных ставок расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции пропорционально затратам на оплату труда работников или другими способами: пропорционально нормативным или плановым затратам, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и др.
Выбранная база распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования должна в наибольшей степени увязывать производство продукции с этими расходами.
В ООО «АВИСТЭН» широко применяется ручной труд с примерно одинаковым уровнем механизации и автоматизации производственного процесса, в качестве базы распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используют заработную плату производственных рабочих.
На втором субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы» ведут учет расходов по обслуживанию, организации, управлению структурным подразделением (цехом, производством и т.д.).
Аналитический учет второй части общепроизводственных расходов ведут также в ведомости учета затрат цехов, при использовании программы 1С по следующей номенклатуре статей:
1) «Содержание аппарата управления цеха»;
2) «Содержание прочего цехового персонала»;
3) «Амортизация зданий, сооружений и инвентаря»;
4) «Содержание зданий, сооружений, инвентаря»;
5) «Ремонт зданий, сооружений и инвентаря»;
6) «Испытания, опыты и исследования, рационализация и изобретательство»;
7) «Охрана труда»;
8) «Прочие расходы»;
9) «Потери от простоев»;
10) «Потери от порчи материальных ценностей при хранении в цехах»;
11) «Недостача материальных ценностей и незавершенного производства» (за вычетом излишков);
12) «Прочие непроизводительные расходы».
По истечении месяца собранные в ведомости № 12 расходы списывают в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 28 «Брак в производстве» и других счетов (10, 76, 79, 97, 99).
Общие для всей организации расходы учитывают на активном синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы». В финансовом учете их аналитический учет ведут по отдельным статьям, сгруппированным в четыре раздела:
A. Расходы на управление организаций
1) «Заработная плата аппарата управления организацией»;
2) «Командировки и перемещения»;
3) «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны»;
4) «Прочие расходы» (канцелярские, почтово-телеграфные и т.п.).
Б. Общие хозяйственные расходы
5) «Содержание прочего общехозяйственного (не административно-управленческого) персонала»;
6) «Амортизация основных средств»;
7) «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера»;
8) «Производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования»;
9) «Охрана труда» (расходы по технике безопасности, производственной санитарии и т.п.);
10) «Подготовка кадров»;
11) «Организованный набор рабочей силы»;
12) «Прочие расходы».
B. Налоги, сборы и отчисления
13) «Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы».
Г. Непроизводительные расходы
14) «Потери от простоев»;
15) «Потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах» (в тех случаях, когда ущерб не может быть взыскан с виновников);
16) «Недостача материалов и продукции на заводских складах (за вычетом излишков)» (в тех случаях, когда эти потери не могут быть взысканы с виновных лиц);
17) «Прочие непроизводительные расходы».
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов. Ведомость составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств и листков расшифровок по прочим денежным расходам. По окончании месяца общехозяйственные расходы распределяют и списывают на основное, вспомогательные и промышленные производства и хозяйства и другие счета затрат.
Между видами произведенной или проданной продукции общехозяйственные расходы распределяют пропорционально затратам на оплату труда работников, совокупным затратам на оплату труда работников и на содержание и эксплуатацию оборудования, объему производства или продажи, неполной производственной себестоимости продукции, прямым затратам на производство продукции и т.п. [24 с. 85].
Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляют специальные ведомости распределения этих расходов.
Списание общехозяйственных расходов по назначению бухгалтерия ООО «АВИСТЭН» оформляет следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счета 20 «Основное производство» (на сумму расходов, относящихся к основному производству); Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (на сумму расходов, относящихся к вспомогательным производствам); Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» (на сумму расходов, причитающихся к получению от поставщиков в возмещение потерь от простоев по внешним причинам);
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной остановки производства) и др.; Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».
В состав потерь от простоев по внутренним и внешним причинам включают оплату труда производственных рабочих за время простоя, доплату рабочим, используемым на других работах, отчисления на социальные нужды, стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных за это время. Потери от простоев по внутренним причинам учитывают по статье «Общепроизводственные расходы».
В состав потерь от простоев по внешним причинам помимо указанных ранее затрат включают соответствующую долю общепроизводственных расходов. Потери от простоев по внешним причинам относят на виновные предприятия и организации или включают в состав общехозяйственных расходов, если эти потери не подлежат возмещению.
Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, списывают на уменьшение прибыли организации.
Суммы выявленных недостач и потерь от порчи материальных Ценностей по сырью и материалам и незавершенному производству предварительно учитывают по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счетов 10 «Материалы», 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».
Недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли списывают с кредита счета 94 в дебет счетов:
а) 25 «Общепроизводственные расходы» (при хранении сырья и материалов в цехах и при недостаче незавершенного производства);
б) 26 «Общехозяйственные расходы» (при хранении сырья и материалов на заводских складах).
Недостачи ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников списывают со счета 94 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостающие или полностью испорченные материальные ценности оценивают по их фактической себестоимости, а частично испорченные ценности — по сумме определившихся потерь.
Недостачи и потери от порчи ценностей по вине работников списывают в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». При этом недостающие и испорченные материальные ценности оценивают по рыночным ценам.
По статье «Прочие производственные расходы» учитывают расходы, не входящие ни в одну из указанных ранее статей затрат: затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, проданной с гарантией, затраты на стандартизацию и др.
Прочие производственные расходы относят на себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем, а при невозможности распределяют между ними пропорционально их производственной себестоимости (без прочих производственных расходов). продолжение
--PAGE_BREAK--