--PAGE_BREAK--1.2 Налог на прибыль организаций: порядок исчисления и уплаты
Налогообложение прибыли в любой налоговой системе занимает одно из первых мест. Причем независимо от того, на какую модель построения налогообложения ориентирована экономика в данный момент — основанную на косвенном или прямом налогообложении.
Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговых системах, поскольку уменьшает именно то, что по определению является целью предпринимательской деятельности, поэтому к этому налогу нужно относиться как к инструменту, влияющему на экономическое развитие, и каждый нюанс в налоговом изъятии прибыли должен быть просчитан и оправдан. Налог на прибыль организаций в РФ — федеральный налог, играющий важную фискальную и регулирующую роль. Теоретически налог на прибыль организаций — это форма распределения национального дохода, а именно форма изъятия государством части чистого дохода (прибыли), создаваемого хозяйствующими субъектами. Налог на прибыль организаций рассматривается как плата хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры. Практически налог на прибыль организаций как прямой личный налог обладает наибольшими возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение, то есть имеет регулирующее значение. Одновременно он обеспечивает значительные поступления в бюджет государства.
Характеристику налога на прибыль организаций целесообразно начинать с его определения. Учитывая, что налог на прибыль организаций не подлежит выделению в отдельную категорию (его нельзя рассматривать как понятие, отражающие наиболее общие и существенные свойства), его определение следует давать на основе определения налога с учетом его специфической роли [18 с. 417].
С экономической точки зрения, налог на прибыль организаций — это регулярные денежные отношения, возникающие в связи с безвозмездным изъятием государством ВВП в части доли прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. С юридической точки зрения, налог на прибыль организаций представляет собой отчуждение части прибыли субъектов в пользу государства.
Налог на прибыль организаций является основным из прямых налогов. Учитывая финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, он взимается с юридических лиц по декларации. Таким образом, налог на прибыль организаций является личным налогом.
Налог на прибыль организаций является федеральным налогом, т.е. все элементы налога являются едиными на всей территории РФ, а их определение находится в компетенции федеральных органов власти.
Налог на прибыль организаций — общий налог, поскольку он предназначен для формирования бюджета в целом, а не для покрытия какого-нибудь конкретного расхода.
Налог на прибыль организаций взимается с определенной периодичностью в течение всего времени занятия налогоплательщиком деятельностью, приносящей доход, в связи, с чем он относится к регулярным налогам [18 с. 419].
В декабре 1991 г. был принят пакет законов о налогообложении. Закон «Об основах налоговой системы». Этим законом были установлены основные элементы налоговой системы в Российской Федерации. Практика взимания налога на прибыль предприятий и организаций регламентировалась ФЗ №2116-1 от 27.12.1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций», которым была установлена ставка налога на уровне 32%. Важной особенностью российского налога на прибыль организаций было наличие большого количества льгот и ограничение на включение в состав затрат многих типов расходов, как текущих, так и капитальных, в результате чего происходило обложение налогом части затрат предприятия. Так, ограничивался вычет из базы налога на прибыль части затрат на заработную плату, командировочных расходов, расходов на рекламу, представительских расходов.
В 2002 г. с введением в действие гл.25 НК РФ были изменены методы изъятия прибыли в бюджет. Одновременно утратили силу большинство положений Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Инструкции МНС РФ от 15 июня 2000 г. № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Перестало действовать Положение о составе затрат и другие нормативные акты, принятые в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В главе 25 «Налог на прибыль организаций» сохранена прежняя концепция налога как формы изъятия части прибыли организаций. Основная задача норм главы 25 Налогового кодекса — максимально точно определить размер прибыли, полученной налогоплательщиком, и установить процедуру изъятия части такой прибыли в виде налога. Прибыль — это сумма, составляющая разницу, на которую доход превышает затраты. Поэтому для правильного исчисления прибыли необходимо учесть все затраты, понесенные налогоплательщиком в связи с получением дохода.
Современный налог на прибыль организаций построен с учетом зарубежного опыта, изучение которого необходимо в связи с расширением международных экономических связей. За рубежом корпорационный налог (подоходный налог с юридических лиц) существует на постоянной основе с начала второй мировой войны. Система налогообложения прибыли построена по единой схеме: прибыль компаний облагается как центральным, так и местными органами власти; объектом налогообложения выступает чистый доход или прибыль; ставки налога устанавливаются преимущественно пропорциональные. При расчете чистой прибыли (дохода) для коммерческой деятельности за основу берется валовая выручка от реализации продукции (работ, услуг), из которой исключаются доходы, освобожденные законом от налога, и возникает адаптированный валовой доход. Из последнего вычитаются все материальные затраты, прямо связанные с производством, зарплата, капитальные вложения, а также ряд «бумажных» вычетов, важное место среди которых занимают амортизационные отчисления, налоговый кредит, убытки, расходы на рекламу, проценты по задолженности и прочие. При расчете налогооблагаемой прибыли предусматривается широкая система льгот. Так, в США предоставлено право вычета из чистого дохода на представительские расходы, налоговый кредит, на прирост НИОКР, целевые льготы при использовании предприятием дополнительных работников, а также исключаются штатные и местные налоги [16 с. 231].
Однако, кроме теоретических причин введения того или иного налога, большое значение приобретает его собираемость. При довольно высоких издержках определения и взыскания налога на прибыль организаций он все же имеет ряд преимуществ как источник налоговых доходов. Количество предприятий значительно меньше, чем число индивидуумов-налогоплательщиков, отношения предприятий между собой документально оформляются, поэтому контроль над правильностью исчисления налогов и их уплаты проще, чем в случае налогообложения физических лиц. Предприятия располагают имуществом, на которое может быть наложено взыскание, а подавляющее большинство населения — нет. Налогообложение лиц с высокими доходами является проблемой в силу значительных масштабов уклонения от уплаты налогов, распространения коррупции, неразвитости законодательства.
Безусловно, налог на прибыль организаций имеет отрицательную сторону — он уменьшает прибыль, являющуюся целью предпринимательской деятельности. Но, с другой стороны, налог на прибыль организаций связан с деятельностью и возникает только тогда, когда в процессе этой деятельности возникла прибыль, если прибыли нет, то нет и налога. И в этом его положительное свойство.
Кроме того, существует масса дискуссий о правомерности использования налога на прибыль организаций в современных условиях на тех принципах, которые заложены в налоговом законодательстве. Многие считают, что правильнее в качестве объекта налогообложения использовать валовой доход.
Определение в качестве объекта налогообложения дохода более корректно с юридической точки зрения, в то время как прибыль в качестве объекта налогообложения точнее отражает сущность данного вида налогового изъятия — обложение прибавочного продукта.
Налог на прибыль организаций конкретизируется через элементы налога, состав которых одинаков для всех налогов.
Субъектом налога на прибыль организаций являются юридические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена его уплата. [15 с. 185]
Согласно НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются:
1) российские организации. Не уплачивают налог на прибыль организации, применяющие особый режим налогообложения, который предусматривает замену обязанности по уплате налога на прибыль на уплату специального налога, Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций тоже не являются налогоплательщиками. Ст. 288 НК РФ устанавливает особенности исчисления и уплаты налога организацией, имеющей обособленные подразделения. При осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества каждый из участников являются самостоятельным плательщиком налога на прибыль.
2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства. Понятие «постоянное представительство» приведено в ст. 306 НК РФ;
3) иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ. Отличительная черта данной группы налогоплательщиков от рассмотренных ранее — получение ими дохода не связано с наличием у них на территории РФ постоянного представительства. К таким доходам, в частности, относятся: дивиденды, процентный доход от долговых обязательств любого вида, доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от международных перевозок, штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств и др. Данные доходы облагаются налогом, который удерживается источником выплаты.
От налогоплательщиков необходимо отличать налоговых агентов. Налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. Налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций являются российские организации, в том числе перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком.
Для каждой группы налогоплательщиков предусмотрен самостоятельный порядок определения прибыли в качестве объекта налогообложения. Прибылью для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ:
Прибыль = Доход – Расход (1)
Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства в РФ:
Прибыль = Доход представительства — Расход представительства (2)
Для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ:
Прибыль = Доход от источников в РФ (3)
Иностранные организации могут иметь одновременно два вида объекта налогообложения.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли — все доходы, полученные в иной форме, а также понесенные расходы учитываются в рублях, при этом оценка доходов, полученных в натуральной форме, от бартерных операций и в виде безвозмездной передачи товарно-материальных ценностей производится с учетом требований ст. 40 части первой НК РФ.
Если прибыль облагается по разным ставкам, то налоговая база по каждой группе прибыли определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Расчет налоговой базы по таким операциям имеет особенности, в отношении отдельных групп организаций также доходы и расходы определяются в особом порядке: для банков — с учетом положений ст. 290-292 НК РФ, для страховщиков — ст. 293, 294 НК РФ, для негосударственных пенсионных фондов — ст. 295, 296 НК РФ, для профессиональных участников рынка ценных бумаг — ст. 298, 299 НК РФ.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в результате расчета налоговой базы налогоплательщик получил убыток, то он имеет право перенести этот убыток на будущее.
Для исчисления налоговой базы необходимо определить дату признания для целей налогообложения доходов и расходов: «по оплате» или «по отгрузке».
Все организации в зависимости от применяемого метода можно разделить на две группы:
1) организации, которым разрешено применять только метод начисления;
2) организации, которые имеют право на применение кассового метода. Право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу имеют организации, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и акцизов не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Из этого списка исключаются организации, которые обязаны применять метод начисления по закону. К ним относятся: банки, страховые организации, бюджетные учреждения, некоммерческие и посреднические организации.
Метод начисления — это метод, при котором доходы (расходы) признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (фактической выплаты) денежных средств либо иной формы оплаты.
Кассовый метод — это метод, при котором доходы (расходы) признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были фактически получены (оплачены). Источником налога является чистая прибыль. Масштабом налога как параметром измерения объекта налогообложения по налогу на прибыль выступает денежная единица.
Ставка налогообложения — законодательно закрепленный процент налога на прибыль от каждого рубля налогооблагаемой прибыли. В отношении налога на прибыль организаций установлено пять видов ставок:
1) общая ставка налога (20%);
2) налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство (20%, 10%, 15%, 9%, 0%);
3) по доходам в виде дивидендов (9% и 15%);
4) по доходам, получаемым по операциям с отдельными видами долговых обязательств (15%, 9% и 0%);
5) по прибыли Центрального банка РФ (0% и 20%).
Общая налоговая ставка применяется во всех случаях, когда не предусмотрено применение специальных налоговых ставок, установлена в размере 20%, причем 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% в бюджеты субъектов Российской Федерации. Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ до 13,5 процентов [43].
Наличие разных ставок по налогу на прибыль организаций вызывает необходимость ведения раздельного налогового учета соответствующей группы прибыли.
Налоговый период – (срок, в течение которого формируется налоговая база) календарный (финансовый) год. Внутри налогового периода существует три отчетных периода – 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев.
Налоговый оклад — сумма налога на прибыль, причитающаяся в бюджет.
Налоговые льготы. Налоговый кодекс РФ предусматривает доходы, не учитываемые для целей налогообложения. Также 25 глава содержит ряд расходов, носящих характер льгот, например: расходы на НИОКР; расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы; расходы, понесенные налогоплательщиками, которые используют труд инвалидов (в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов), и т.д.
Наиболее значимой задачей налоговой политики является обеспечение социально и экономически необходимого уровня поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ [33 с. 18].
Важность налога на прибыль организаций определена его удельным весом в общих налоговых доходах бюджетной системы – 27,5%. При этом, являясь федеральным налогом, большая его часть зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Поэтому стабильное и бесперебойное поступление этого источника налоговых доходов напрямую влияет и на обеспечение финансовой самостоятельности субъектов РФ.
Вместе с тем, достижение фискальной функции должно сопровождаться использованием налога на прибыль организаций в целях регулирования и стимулирования деловой активности. Реализация регулирующего потенциала налога должна быть направлена на макроэкономический рост и долгосрочное развитие хозяйствующих субъектов, а не на снижение налогового бремени организаций. Для этого такие механизмы налогового регулирования как политика амортизационных отчислений, инвестиционные налоговые льготы, вычеты и т.п. должны демонстрировать высокую эффективность.
Существует два основных варианта налогового регулирования. При первом — высокие и дифференцированные ставки сочетаются с многочисленными льготами, которые значительно уменьшают базу обложения в зависимости от отраслей экономики. При втором — средние и низкие налоговые ставки сочетаются с ограниченным и умеренным использованием целевых льгот.
С течением времени роль налога на прибыль организаций меняется, в первую очередь, в зависимости от стоящих перед государством задач.
Базой отечественной концепции совершенствования налога на прибыль организаций послужила распространенная в 1990-2000-х гг. за рубежом практика снижения налоговой ставки при расширении налогооблагаемой базы, которая приобрела в России форму снижения налоговой ставки при одновременной отмене инвестиционной и целого ряда других льгот по налогу. Тенденция снижения налоговых ставок и расширения налогооблагаемой базы за счет отмены льгот, тем не менее, сопровождалась другим характерным для налоговой политики большинства развитых стран процессом – целевой направленностью стимулирующего воздействия. В целях развития таких сфер, как научные исследования и опытно-конструкторские разработки, малый бизнес, привлечение иностранных инвестиций, создаются специальные налоговые режимы и предоставляются разнообразные льготы [33 с. 17].
Проведенный сравнительный анализ зарубежного опыта налогообложения прибыли по количественным и качественным критериям позволил выявить ряд актуальных для России направлений совершенствования налогообложения прибыли.
Для увеличения роли налога на прибыль организации в доходах бюджетов необходимо расширение налогооблагаемой базы. Однако оно должно проводиться не по средствам увеличения налоговой нагрузки на предприятия, а путем снижения доли теневой экономики, развития малого бизнеса (значительное число малых предприятий находится на общей системе налогообложения) и совершенствования налогового администрирования.
Таким образом, налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговой системе, т.к. выполняет не только фискальную функцию, но и как прямой личный налог обладает наибольшими возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение, то есть имеет регулирующее значение. Налог на прибыль организаций непосредственно связан с деятельностью организации и возникает только тогда, когда в процессе этой деятельности возникла прибыль, если прибыли нет, то нет и налога.
1.3
Развитие систем налогообложения прибыли: российский и зарубежный опыт
Налогообложение прибыли в современных условиях является одним из основных инструментов формирования доходов бюджетов различного уровня и налогового регулирования.
Первыми на путь налогообложения прибыли предприятия как формы подоходного налогообложения встали Германия и США. В начале XXв. практически все ведущие страны вступили в эпоху корпорационного налогообложения. Субъектом подоходного налогообложения предпринимателей были акционерные общества, коммандитные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью. Объектом налога был чистый доход, т.е. валовой доход за вычетом издержек, платежей по кредитам, амортизации, страховых платежей и уже уплаченных прочих налогов (как правило, идущих в местный бюджет). В результате к 20-м гг. нашего столетия в мире сложились две системы взимания корпоративного налога. Родоначальником одной из них стали США, где налог взимался с чистой прибыли корпораций вне зависимости от уровня прибыли. Альтернативная система существовала в Германии, где облагалась абсолютная сумма доходов корпорации, а налоговые ставки находились в зависимости от уровня прибыли. Преимуществом германской системы было то, что в данном случае налог учитывал конъюнктуру и облагал по повышенным ставкам более доходные предприятия и сферы промышленности.
После окончания первой мировой войны корпоративные налоги были сохранены и окончательно вошли в структуру национальных налоговых систем большинства стран мира. Зарубежные варианты налогообложения прибыли очень разнообразны. Весьма привлекательным представляется механизм обложения налогом только акционированных фирм, например Германии и США. Предприятия же мелкого и среднего бизнеса подлежат налогообложению доходов на декларативной основе. Во многих странах используются два объекта и две ставки налога на прибыль: распределяемую и не распределяемую. Ставка налога на первую из них (дивиденды по акциям и проценты по облигациям), как правило, выше, чем на вторую. В США ставки налога на доходы (прибыль) корпораций дифференцированы в зависимости от величины годового дохода предприятия. Величина подоходного налога с корпораций не ставится в зависимость от рентабельности производства.
Ставка налога на прибыль в Англии в начале 80-х гг. была 52 %. В настоящее время она составляет 33%. В Англии при отнесении предприятия к малому бизнесу пользуются критерием не численности работающих в компании, а полученной прибылью. К малым относится предприятие с размером прибыли до 250 тыс. фунтов стерлингов в год. Таким предприятиям предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки налога на прибыль — 25%.
При формировании налоговой системы нашей страны учитывался и опыт Франции, где налогом облагается чистая прибыль предприятия, которая равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка налога составляет 34 %. Убытки, понесенные предприятием в отчетном году, могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально оговоренных случаях вычитаются из чистой прибыли предыдущих лет.
Система налогообложения прибыли в Германии построена на основе двух налогов: налога на доходы корпораций (фактическая ставка налога составляет в среднем 38,7%) и налога на предпринимательскую деятельность.
Современный характер налогообложения прибыли предприятий в РФ в целом соответствует мировому уровню.
В настоящее время идет активное реформирование налоговой системы России, процесс приближения форм и методов налогообложения к наиболее рациональным мировым системам.
В нашей стране налог на прибыль вводится не в первый раз. Во времена нэпа государственные и кооперативные предприятия уплачивали налог с дохода. В ходе реформ 30-х гг. была введена «двухканальная система»: чистый доход предприятия расщеплялся на два элемента — прибыль и налог с оборота, однако оба эти платежа не признавались налоговыми. С 1966г. предприятия стали уплачивать три платежа из прибыли — плата за фонды, фиксированные платежи (рентные) и свободный остаток прибыли. В 70-х гг. начался крупномасштабный эксперимент по переводу отдельных отраслей на нормативно-долевой метод распределения прибыли. В 1977 г. эта модель была распространена на все юридические лица. Суть ее состояла в следующем: для предприятия заранее определяется процент прибыли, передаваемой в бюджет, и процент, оставляемый в его распоряжении, без права вышестоящих органов менять это соотношение в течение календарного года.
Следующий эксперимент проводится в 1983-1984гг., причем «сверху» государством устанавливались для каждого предприятия индивидуальные нормативы по отчислениям от прибыли, а остаток шел предприятиям.
В середине 1990г. предпринимается попытка введения в СССР «Линейного» налога на прибыль, который стал взиматься со всех юридических лиц, кроме иностранных. Но после распада СССР этот налог был упразднен. В декабре 1991г. одновременно были приняты законы о налоге на доход и о налоге на прибыль предприятий и организаций. В дальнейшем выбрали второй вариант, но по банковскому и страховому видам деятельности в 1992-1993гг. взимался налог с дохода.
Ни один налог в России не претерпел столь многочисленных изменений и преобразований, как налог на прибыль. В современных условиях среди прямых налогов с юридических лиц он занимает важное место.
Налог на прибыль, как зарубежном, так и в России имеет троякое значение: фискальное, регулирующее, контрольное.
Фискальная роль налога на прибыль проявляется в том, что он является важным доходом бюджета. В развитых странах его поступления составляют около 10% всех доходов государственного (федерального) бюджета.
Регулирующая роль налога на прибыль проявляется в том, что для налога на прибыль характерна высокая потенциальная способность регулирования объема потребления и накопления.
Государство имеет возможность управлять производственными процессами. Частные предприятия, акционерные компании вряд ли будут выполнять директивные указания, не подкрепленные экономическими стимулами. Их деятельность определяется требованиями рынка. В связи с этим управление хозяйством возможно лишь с помощью экономических инструментов, и, прежде всего, посредством набора элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом налоговой базы, санкциями, отсрочкой или рассрочкой платежа. Изменяя обложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственная власть способна оказывать серьезное давление на динамику производства: стимулировать развитие либо сдерживать его.
Система амортизационных отчислений также используется для усиления накопления капитала. Кроме того, налог на прибыль применяется для регулирования дохода между бюджетами разного уровня.
Контролирующая роль налога на прибыль проявляется в возможности посредством налога на прибыль контролировать деятельность предприятий. Расчет налогооблагаемой базы создает условия для оценки эффективности предприятий и экономики в целом. Этот налог помогает следить за размером финансовых ресурсов, их изменением.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Налоговый контроль в системе налогообложения налога на прибыль организаций по Курской области
2.1 Анализ динамики уплаты и определение суммы налога на прибыль организаций на примере ОАО «Курской фабрики технических тканей»
В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятия, несущего полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия. Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции. Она выступает как: Главная цель предпринимательской деятельности и фактор повышения материальной заинтересованности работников;
Мера эффективности торгово-хозяйственной деятельности;
Источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости
Источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов.
Основным источником анализа прибыли являются форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные их аналитического учета.
Итак, поскольку ОАО «Курская фабрика технических тканей» является плательщиком налога на прибыль, то на анализируемом предприятии используется «традиционная» система налогообложения. Все налоги предприятия выплачивает ежемесячно в бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.
В 2007году предприятие понесло убыток в размере 5686133 рублей.
В 2008 году налоговая база равна 10879728, соответственно сумма уплаченного налога, в рублях:
10879728*24 процента=2611135
в том числе:
1) В федеральный бюджет-707182руб.;
2) В бюджет субъекта РФ-3477091руб.;
В 2009 г. Налоговая база равна 1989093, сумма уплаченного налога:
19869093*24процента=4768582
1) В федеральный бюджет-1291491руб.;
2) В бюджет субъекта РФ-3477091руб.;
На основе выше приведенных расчетов рассмотрим динамику платежей по налогу на прибыль за 2007-2009 года, которая приведена в таблице 1.
Таблица 1–Динамика платежей по налогу на прибыль за 2007-2009 год.
Сумма налога за 2007год в рублях
Сумма налога за 2008год в руб.
Сумма налога за 2009 год в руб.
Динамика налога за 2007-2008г. в процентах
Динамика налога за 2008-2009г. в процентах
Отклонения
(+,-)
2008г. к
2009г.
-
2611135
4768582
-
182,62
2157447
Анализируя динамику видно, что сумма налога на прибыль исчисленная в 2009г., по сравнению с 2008г., увеличилась на 2157447 руб. Это связано с ростом налоговой базы в 2009г., (на 8989365руб.) и соответственно ростом доходов предприятия. Посмотрим также диаграмму для сравнения перечислений налога на прибыль ОАО «Курская фабрика технических тканей» за 2007-2009 гг. в бюджеты разных уровней (рис. 2)
Рисунок 2-Диаграмма для сравнения перечислений налога на прибыль ОАО «Курская фабрика технических тканей» за 2007-2009 гг.
Очевидно, что присутствует динамика роста налоговых платежей в бюджеты, что связано с увеличением налоговой базы по налогу и говорит о росте доходов предприятия. Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную на ставку процента. Как уже было, сказано выше налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.
2.2 Система налогового контроля в деятельности ИФНС РФ по г. Курску
ИФНС РФ г. Курска осуществляет налоговый контроль трехступенчато:
· контроль налогоплательщиков за соблюдением налогового законодательства;
· ведомственный контроль;
· внутренний контроль.
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов контроля.
1) Основными документами, регулирующими деятельность по контролю предприятий за соблюдением налогового законодательства, являются: Налоговый кодекс РФ, постановления Правительства и другие нормативные акты.
В соответствии с вышеназванными документами налоговые органы имеют право производить на предприятиях всех форм собственности проверки различных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов — первичных документов, бухгалтерских книг, отчётов, планов, смет и т.п., получать необходимые сведения и справки, объяснения.
В ходе контрольных мероприятий налоговые органы применяют два вида проверок:
· камеральная проверка;
· выездная налоговая проверка.
Камеральная проверка – это проверка налоговых расчётов в момент их принятия должностным лицом налоговой инспекции. Её результат либо отражается в специально выделенной графе налогового расчёта — «По данным налоговых органов», в котором указывается сумма, определённая налоговым инспектором, либо делается запись об исправлениях, внесённых в результате предварительной оперативной проверки.
Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчётов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчётов, деклараций, расчётов путём сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Такие проверки могут проводиться налоговыми инспекциями по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен до одного месяца, но с разрешения руководителя налогового органа или его заместителя.
Эти проверки могут проводиться совместно с финансовыми, банковскими и правоохранительными органами. При необходимости проводятся внеплановые проверки. Обязательны проверки в случае ликвидации или банкротства предприятия. Обязательным условием для подготовки к проверке является утверждения перечня вопросов, подлежащих налоговому контролю.
Например, при проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль должностные лица налоговых органов в обязательном порядке должны рассмотреть следующие вопросы:
· правильность определения предполагаемой прибыли и выручки от реализации основной продукции (работ, услуг) для исчисления сумм авансовых платежей в бюджет;
· правильность отражения в бухгалтерском учёте и отчётности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);
· достоверность данных учёта о фактической себестоимости продукции;
· полнота и правильность отражения в учёте фактических затрат на её производство и калькулирование себестоимости продукции;
· достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчётности прибыли (убытков) прочей реализации и внереализованных операций;
· правильность расчётов по налогу на прибыль.
Сроки проведения документальных проверок и состав групп определяется с учетом объема и особенностей деятельности налогоплательщика, профессиональной подготовленности налоговых инспекторов.
Если в процессе проверок должностными лицами налоговой инспекции выявляются нарушения, за которые виновные подлежат к административной ответственности, то данные факты отражаются в акте проверок и составляются протоколы об административном нарушении налогового законодательства.
На налоговые инспекции, в соответствии с нормативными актами, возлагается обязанность принимать по материалам проведенных документальных проверок письменное решение, направленные на устранение выявленных нарушений, о внесении причитающихся сумм в бюджет, уплате штрафных санкций.
Такие решения принимает руководитель налоговой инспекции или его заместители в течение 14 дней по получению акта проверки на основе всестороннего и полного изучения данного акта, а также других имеющихся материалов (объяснений руководителей проверяемых предприятий, аналитических справок и т.д.)
Особое внимание обращается на заключение проверяющего по поводу правильности фактов, изложенных возражениях и объяснениях руководителя и главного бухгалтера предприятия.
Решение должно содержать:
· краткое изложение выявленных нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета со ссылками на конкретные нормативно-правовые акты;
· перечень рекомендаций налогоплательщику по устранению выявленных недостатков с указанием конкретных сроков их реализации;
· меры ответственности за допущенные нарушения налогового законодательства и сроки перечисления денежных сумм;
· разъяснение налогоплательщику его права
Налоговые органы имеют право применять к предприятиям, организациям и физическим лицам различные виды финансовых санкций для дальнейшего недопущения нарушений в области налогового законодательства, установленные Налоговым кодексом РФ.
Следует отметить, что налоговые органы после проведения контрольных мероприятий обязаны обеспечить всесторонний контроль за устранением налогоплательщиком выявленных нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета.
2) Методы ведомственного контроля подразделяются на систематические и разовые, плановые и внеплановые, комплексные, целевые и тематические.
Систематический ведомственный контроль за органами, структурными подразделениями и работниками осуществляется выше стоящими органами всех ступеней и вышестоящими органами в ходе повседневной деятельности. Возможны, в целях проверки жалобы или другого сигнала, разовые целевые командировки сотрудника в нижестоящие налоговые органы.
Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с утверждаемыми руководителями вышестоящих налоговых органов планами контрольной работы. В случае необходимости проводятся внеплановые проверки.
Комплексные проверки как правила проводятся не реже одного раза в два года. Сроки и продолжительность проверки определяются стоящими органами, назначившим проверку, с учетом объема и особенностей деятельности, подлежащих проверке органов и численности работников, участвующих в ее проведении.
Руководитель при назначении комплексной проверки определяет перечень участков работы и вопросы, подлежащие исследованию. В частности:
· работа по обеспечению своевременного и полного учета налогоплательщиков;
· используемые формы и методы выявления неучтенных юридических лиц;
· организация сбора налога и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;
· состояние контроля за налогоплательщиками;
· действенность работы по реализации материалов проверок соблюдения налогового законодательства и правильность применения финансовых санкций, своевременность и полнота взыскания дополнительно начисленных налогов и соответствующих штрафов.
Также при комплексных проверках обследуются дополнительные направления контроля.
В качестве первого дополнительного направления контроля следует назвать проверку правовой грамотности сотрудников, инспектируемой налоговой инспекции, соблюдение ими законодательства, и не только налогового.
По результатам проверки организации работы налоговой инспекции составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой инспекции.
В акте должны найти отражение: общие результаты деятельности ИФНС, состояние работы по анализу хода поступления в бюджет налогов, организации сбора налогов и других обязательных платежей, осуществление контроля за соблюдение налогового законодательства. В нем излагаются также выявленные проверкой нарушения и недостатки в работе налоговой инспекции.
Должностные лица, осуществляющие комплексные проверки, вправе вносить руководству проверяемой налоговой инспекции предложения:
· о применении к проверенным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовых санкций и наложении на должностных лиц административных штрафов;
· об отмене решений налоговой инспекции в случае несоответствия их закону.
Итак, ведомственный контроль осуществляется как повседневным наблюдением со стороны руководителей вышестоящих органов, так и посредством проведения специальных мероприятий-проверок, тематических, целевых и комплексных.
3) Внутренний контроль осуществляется с помощью перепроверок за сотрудниками инспекции.
Например, начальник отдела, после того как предприятие проверено, осуществляет выездную налоговую проверку, в ходе которой заново проверяет предприятие и выявляет ошибки своих сотрудников, если таковые есть. Затем начальник разрабатывает конкретные меры по устранению выявленных недостатков, принимает решения о привлечении к ответственности виновных сотрудников и информировать начальника налоговой инспекции или его заместителя.
Кроме этих перечисленных контрольных мероприятий существует прокурорский надзор за деятельностью налоговых органов, который является вспомогательным, дополнительным контролирующим органом.
Первоочередной задачей и конечной целью всех направлений деятельности прокуратуры является правовая защита граждан, и изменение характера отношений с контролирующими органами, проверка полноты принятых этими органами мер по устранению выявленных нарушений и привлечение виновных к ответственности.
Таким образом, прокурорский надзор за деятельностью налоговых органов является одной из гарантий соблюдения в ее деятельности действующих законов, соблюдения законных интересов граждан и защиты интересов государства.
2.3 Оценка деятельности контрольной работы ИФНС РФ по г. Курску
Анализ деятельности Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску целесообразно начать с показателя, характеризующего динамику и структуру налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) г. Курска (таблица 2).
Таблица 2-Динамика и структура налогоплательщиков(юридических лиц) г. Курска за 2007-2009 гг.
Налогоплательщики
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Абсолютное изменение ,(+,-)
Изменения в Структуре, (%)
Количество человек
удельный вес, %
Количество человек
удельный вес, %
Количество человек
удельный вес, %
Индивидуальные предприниматели
18630
58,6
19059
57,0
18505
55,1
-125
3,5
Юридические лица
13155
41,4
14333
43,0
15065
44,9
1910
3,5
Всего
31785
100
33392
100
33570
100
1785
Х
Расчеты в таблице 2 показали, что в 2009 г. по сравнению с 2007 г. количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 125 чел. (с 18630 ИП в 2007 г. до 18505 ИП в 2009 г.). В то же время количество юридических лиц выросла на 1910 юр. лиц (с 13155 в 2007 г. до 15065 юр. лиц в 2009 г.) Данные изменения в динамике связаны не только с желанием налогоплательщиков изменить организационно-правовую форму своей деятельности, но и с некоторыми особенностями в законодательстве РФ. Так, по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель отвечает на общих основаниях, т.е. всем принадлежащим ему имуществом (ст.20 ГК РФ). В то время как ответственность учредителя (участника) ТОО или акционера АО по обязательствам организации является ограниченной, лишь в пределах стоимости неоплаченной части вклада в уставный капитал ТОО (принадлежащих акционеру акций АО). Новые правила, введенные Федеральным законом от 21.07.2005 № 114-ФЗ с 1 июля 2006 г., о том, что осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляется только организациями (юридическими лицами) и только при наличии соответствующих лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции (то есть индивидуальные предприниматели исключены из субъектов, имеющих право осуществлять данную деятельность) также повлияло на рост регистрируемых юридических лиц, так как данный вид деятельности является одним из самых доходных, и основная масса налогоплательщиков, планирующих продажу продуктов питания и алкогольной продукции в розницу, изначально регистрировались как юридические лица.
В целом по области количество налогоплательщиков, зарегистрированных в ИФНС по г.Курску, увеличилось на 1785 налогоплательщиков, что указывает на рост деловой активности населения
Таблица 3- Количественная оценка Инспекция ФНС РФ по г. Курску
Налогоплательщики
2007 год
2008 год
2009 год
Абсолютное изменение,(+,-)
Изменения в структуре,(%),
Количество организаций, проверенных на выездных проверках
501
241
250
-251
-0,4
Количество ИП, проверенных на выездных проверках
151
47
58
-93
-60,3
Количество организаций, у которых выявлены нарушения
446
214
250
-196
-21,6
Качественный анализ деятельности Инспекции показал значительное снижение количества выездных налоговых проверок в 2009 году по сравнению с 2007 годом по многим показателям почти в 2 – 2,5 раза.
Расчеты, проведенные в таблице 4, показали, что в динамике наблюдается рост поступлений в консолидированный бюджет РФ по налогу по налогу на прибыль – на 11,3%; по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет – на 2,8%; по Единому налогу, взимаемому в связи с применением УСН – на 0,5. По остальным налогам и по акцизам наблюдается снижение поступлений. При этом в динамике наибольшее снижение наблюдается по НДС на товары, реализуемые на территории РФ – на 5,0%, по НДФЛ – 8,4%.
Анализ показал что:
— преобладание в структуре налогоплательщиков юридических лиц;
— поступления в консолидированный бюджет в основном идут за счет налогу на прибыль организаций.
В целом, деятельность Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курск в сфере налоговой политике эффективна.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Меры по совершенствованию администрирования налога на прибыль организаций
3.1 Совершенствование налога на прибыль организаций
В июле 2010 года был принят Федеральный закон N 229 ФЗ(Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее — Закон N 229-ФЗ), который вносит многочисленные поправки в Налоговый кодекс. Некоторые из них уже вступили в силу со 2 сентября 2010 года, а другие организациям необходимо будет учитывать с 1 января 2011 года. Изменения части первой Налогового кодекса касаются вопросов постановки на налоговый учет, предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов, введения электронного документооборота во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов, увеличения размеров штрафов за налоговые правонарушения и т. д.
В закон включили множество важных изменений главы 25 Налогового кодекса. Одни исправляют неточности и решают вопросы, возникшие в последние годы в правоприменительной практике. Другие устанавливают новые возможности, а также дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Самые выгодные из них можно было применять уже с отчетности за 9 месяцев 2010 года.
Согласно статье 5 Федерального закона N 212 ФЗ(Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов. В течение расчетного периода они должны уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей(п. 4 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). При этом компании вправе отнести их на расходы при определении налогооблагаемой прибыли в момент начисления. Однако до вступления в силу Закона N 229 ФЗ не было ясно, куда включать страховые взносы. Были разные мнения и позиции по этому вопросу. Некоторые считали, что их нужно учитывать по статье 263 Налогового кодекса как расходы по страхованию, другие — по статье 255 как страховые взносы по договорам страхования. А специалисты финансового ведомства разъясняли, что страховые взносы следует включать в прочие расходы по подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса как прочие. Теперь же этот вопрос разрешен. Согласно внесенным изменениям их следует относить на прочие расходы по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
При этом, сдавая декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года, страховые взносы следует отражать по строке 041 приложения 2, поскольку она как раз ориентирована на эту норму. За прошедшие отчетные периоды организация может не подавать уточненную декларацию, поскольку произведенные корректировки не повлияют на суммы налога на прибыль.
Хотелось бы отметить, что компании вправе включить в расходы по налогу на прибыль страховые взносы, начисленные с тех выплат, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Об этом не раз говорили специалисты финансового ведомства (письма Минфина России от 18.03.2010 N 03-03-06/1/144, от 19.10.2009 N 03-03-06/2/197).
Следующая поправка касается статьи 254 Налогового кодекса. Теперь организации вправе учесть в расходах по налогу на прибыль также материалы и иное имущество, используемые в производстве или реализуемые на сторону, полученные в результате проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения и частичной ликвидации объектов основных средств, по рыночной стоимости. Конечно, при этом их стоимость в момент оприходования должна быть учтена в составе внереализационных доходов.
Компании вправе сделать соответствующие корректировки уже в отчете за 9 месяцев текущего года. С 1 января 2010 года в статью 254 Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым стоимость материально-производственных запасов в виде излишков при списании в производство определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 статьи 250 Налогового кодекса.
Очень много вопросов возникает у налогоплательщиков при применении этой статьи, когда материалы и иное имущество приходовались в 2009 году, а списывались в 2010 году. Налоговые консультанты разъясняют, что, если выявленное и оприходованное до 1 января 2010 года имущество было использовано в 2010 году в собственном производстве, то в расходах можно учесть, лишь налог с суммы дохода, по которой оно было оприходовано. Если же компании решили реализовать такое имущество, то в расходы его можно списать в той сумме, в которой оно было оприходовано. В том случае если излишки имущества были выявлены в 2010 году и в том же году организация приняла решение продать их, то она вправе уменьшить полученный доход на рыночную стоимость данного имущества. Законом N 229 ФЗ также внесены поправки в пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса. Согласно новой редакции данной нормы с 2011 года в налоговом учете амортизироваться будут основные средства стоимостью более 40 000 рублей. Имущество стоимостью 40 000 рублей и меньше будет списываться в расходы единовременно (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом в ПБУ 6/01 никакие уточнения пока не вносились.
Изменения коснулись статьи 272 Налогового кодекса. Они направлены на отмену включения в состав внереализационных доходов и расходов на последнее число месяца курсовых разниц, которые образовались в результате получения или перечисления авансов в иностранной валюте. Эти поправки вступили в силу со 2 сентября 2010 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
С 2011 года убытки, которые плательщики понесли в периоде налогообложения доходов по ставке 0 процентов, не будут подлежать переносу на будущее. Это связано с тем, что пункт 1 статьи 283 Налогового кодекса дополнен абзацем, который регулирует этот вопрос.
С 2011 года увеличен предел доходов, который предоставляет право организациям уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, — с 3 миллионов до 10 миллионов рублей. Кроме того, до одного дня сокращены сроки для перечисления налога в бюджет налоговым агентом.
На практике может возникнуть такая ситуация, что организация одновременно обнаружила неучтенные доходы и расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде. Учитывать такие доходы и расходы для целей налога на прибыль с точки зрения Минфина России необходимо в следующем порядке. В своем письме от 15 марта 2010 года N 03-02-07/1-105 специалисты указали, что компания должна уточнять базу по налогу на прибыль и сумму налога в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). Организация не вправе провести перерасчет налоговой базы в текущем налоговом периоде, если в отношении выявленных ею ошибок установлен период их совершения, и они не привели к переплате налога. Если же в результате допущенных ошибок (искажений) были занижены налоговая база и сумма налога, то их следует отразить в периоде, к которому они относятся, но если этот период известен.
Закон N 229 ФЗ внес изменения в порядок учета процентов для целей налогообложения прибыли. Согласно этим нововведениям увеличится норма расхода по рублевым долговым обязательствам, в пределах которой налогоплательщики вправе сумму процентов отнести на расходы. Помимо этого, в 2011 м и 2012 году «процентные» расходы по валютным кредитам и займам будут нормироваться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Изменен порядок признания процентов по долговым обязательствам при отсутствии долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Предельная величина процентов, признаваемых расходом при определении налогооблагаемой прибыли, принимается:
с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза (ранее — в 1,1 раза), при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 269 Налогового кодекса;
с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Для расходов в виде процентов, которые были начислены по рублевым долговым обязательствам, полученным до 1 ноября 2009 года, и учитывались в расходах с 1 января по 30 июня 2010 года, действует специальная норма, сохранившая применение коэффициента 2 к ставке рефинансирования ЦБ РФ.
При исчислении налога на прибыль у организаций возникает много вопросов. Один из них связан с применением статьи 54 Налогового кодекса.
С 1 января 2010 года в статью 54 Налогового кодекса были внесены изменения, согласно которым налогоплательщик вправе исправлять ошибки прошлых периодов путем корректировки текущей налоговой базы. Однако это возможно, только если нельзя определить период совершения ошибки, либо если допущенные в прошлом ошибки привели к переплате налога. Соответственно, необходимость подачи уточненных деклараций за прошлые периоды отпадает, а учесть расходы можно в текущем периоде. Уточнять можно только те расходы, которые относятся к предыдущим 3 годам. При этом следует помнить, что в 2007 м и 2008 году ставка налога на прибыль была 24 процента. В связи с этим лучше подать уточненную декларацию за те периоды, когда расходы не были учтены при определении налогооблагаемой прибыли, чем отразить их в текущем периоде.
Например, если по итогам 2009 года получена прибыль, то при выявлении неучтенных расходов за прошлый период (2009 г.) организация вправе как подать уточненную декларацию, так и учесть их в текущем периоде (2010 г.). Но возникает вопрос – По какой статье Налогового кодекса такие затраты нужно включать в расходы при определении налогооблагаемой прибыли? Специалисты финансового ведомства придерживаются следующей точки зрения: Если по итогам 2009 года организация получила убыток, а впоследствии выявлены расходы, которые его могут увеличить, то учитывать их в 2010 году нельзя. В этом случае компания должна подать уточненную декларацию за 2009 год(письмо Минфина России от 15.03.2010 N 03-02-07/1-105).
При обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших за собой как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (искажения). При этом ошибки (искажения), приведшие к занижению налоговой базы и суммы налога, отражаются в периоде, в котором они были совершены, если этот период известен(письма Минфина России от 28.06.2010 N 03-03-06/4/64, от 08.06.2010 N 03-03-06/1/388).
Как мы видим совершенствование налога на прибыль организаций будет продолжаться. Безусловно, изменения в законодательстве в части упрощения учета, снижения налоговой нагрузки, введения льгот и прочее положительно скажутся на финансовом результате и эффективности работы российских предприятий, однако ежегодные изменения приводят к постоянным нарушениям законодательства, что является негативной тенденцией.
3.2 Приоритетные направления совершенствования контрольной работы налоговых органов
Сложившаяся к настоящему времени система налогового контроля не обеспечивает требуемого повышения эффективности деятельности налоговых органов. Несмотря на перевыполнение планов по мобилизации налоговых доходов бюджета, задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней остаётся достаточно высокой. В этих условиях наиболее остро встаёт проблема эффективности налогового контроля.
Для оценки налогового контроля разработаны критерии и показатели, позволяющие построить на их основе методику расчета эффективности контрольной работы налоговых органов. [36, с. 76]
1. Критерий результативности. Он включает следующие показатели:
— динамика сумм дополнительно начисленных налогов и сборов в консолидированный бюджет по результатам выездных и камеральных проверок по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;
— удельный вес результативных выездных проверок;
— динамика количества организаций, не предоставляющих отчетность или предоставляющих «нулевую» отчетность, на конец отчётного периода по сравнению с началом года;
— динамика количества индивидуальных предпринимателей, не предоставляющих отчётность или предоставляющих «нулевую» отчётность, на конец отчётного периода по сравнению с началом года;
— динамика количества проверок организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросу соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
2. Критерий действенности. Он характеризуется такими показателями, как:
-динамика сумм дополнительно взысканных налоговых платежей по результатам контрольной работы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;
-динамика сумм дополнительно взысканных налоговых платежей по камеральным проверкам по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;
-удельный вес дополнительно взысканных налоговых платежей по камеральным проверкам от общей суммы дополнительно взысканных налоговых платежей по выездным и камеральным проверкам;
-динамика сумм дополнительно взысканных платежей по результатам выездных проверок (в расчете на одну проверку) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;
-динамика сумм взысканных штрафных санкций по результатам проверок по вопросу соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;
-удельный вес дополнительно начисленных сумм по результатам выездных проверок, уменьшенных, по решениям судебных и вышестоящих органов, в общей сумме доначисленных платежей. [36, с. 76]
3. Критерий интенсивности контрольной работы налоговых органов. Он характеризует производительность труда инспекторского состава ИФНС России и состоит из показателей:
-сумма дополнительно взысканных налоговых платежей по результатам контрольной работы в расчёте на одного сотрудника инспекции ФНС России по субъекту РФ;
-удельный вес камеральных проверок, в процессе которых использованы дополнительные документы, объяснения и сведения, от их общего количества;
-удельный вес выездных проверок организаций и физических лиц, в процессе которых проведены инвентаризация имущества, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, привлечение экспертов, допросы свидетелей, привлечение специалистов, встречные проверки, от общего количества выездных проверок.
Предлагаемые критерии и показатели были выбраны не случайно. Сопоставление указанных показателей позволяет дать оценку контрольной работы как в целом по региону, так и отдельных налоговых инспекций, оценить степень эффективности их деятельности в рамках проведения налогового контроля. С помощью этих общедоступных дни инспекций показателей с некоторыми корректировками может быть осуществлен анализ внутри каждой инспекции между отделами и даже среди налоговых инспекторов, осуществляющих камеральные и выездные проверки. [36, с. 77]
Вышеуказанные показатели группируются по пяти стратегическим блокам.
1. Блок «Общая оценка показателей эффективности контрольной работы». В нём оценивается динамика сумм дополнительно начисленных и взысканных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по результатам налоговых проверок как в целом, так и в расчёте на одного сотрудника инспекции. При сравнении показателей нагрузки по дополнительно взысканным налоговым платежам на одного работника инспекции, исходя из общей численности инспекции и численности работников, занимающихся налоговыми проверками, можно сделать вывод об эффективности организационной структуры ИФНС России.
3.Блок «Оценка показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах». В нем происходит оценка эффективности проведения камеральных налоговых проверок. Чем ниже данный показатель, тем наиболее эффективна работа налоговых органов в этом направлении.
4.Блок «Оценка контрольной работы налоговых органов с организациями и индивидуальными предпринимателями, не предоставляющими в налоговые органы отчётность или предоставляющими «нулевую» отчётность. Он показывает результативность и интенсивность работы инспекций с подобными проблемными налогоплательщиками.
5.Блок «Оценка контрольной работы по вопросам соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением». В нем отражаются такие показатели, как динамика количества проверок организаций и налогоплательщиков, соблюдающих законодательство о применении ККМ, а также динамика взысканных штрафных санкций по результатам указанных проверок.
Анализируя и оценивая работу инспекций по каждому приведённому показателю, мы приходим к достаточно объективной комплексной оценке контрольной работы инспекции в целом, а также к сравнительной оценке деятельности налоговых органов региона. [36, с. 77]
Следует отметить, что оценка каждого показателя производится в баллах. Совокупная рейтинговая оценка контрольной работы каждой отдельной инспекции осуществляется при суммировании данных всех оценок по каждому блоку показателей, приведенных выше. Учитывая неравные возможности окружных и межрайонных инспекций в части объёмных показателей дополнительных начислений, в методике отражено стремление уйти от оценки показателей в абсолютном выражении. С этой целью все показатели выбраны в относительном выражении или в виде динамических показателей. Оценка достигнутых результатов по организации и проведению контрольной работы производится ежеквартально по показателям форм статистической налоговой отчётности инспекций за Iквартал, 6, 9 месяцев и за год. [36, с. 76]
Общая схема действий в рамках предлагаемого метода оценки эффективности налогового контроля заключается в следующем:
-ежегодная оценка эффективности налогового контроля ИФНС России в регионе;
-определение инспекции с наилучшими показателями контрольной работы;
-изучение методов, с помощью которых этой инспекции удалось достигнуть таких результатов;
-разработка планов повышения эффективности каждой ИФНС России;
-осуществление планов повышения эффективности налогового контроля.
Этапами построения методики являются: выбор критериев и показателей оценки, способа оценки (разработка коэффициентов и формул расчёта показателей), формирование алгоритма расчётов, непосредственный расчёт оценки контрольной работы налоговых органов и анализ полученных результатов.
Основные требования к методике: оперативность и простота расчётов, использование материалов налоговой внутриведомственной отчётности с минимальным привлечением сведений от сторонних организаций и служб, сравнимость результатов, наглядность и инерционность. [36, с. 77]
Показатели оценки эффективности выбраны таким образом, чтобы направить усилия налоговых органов на решение задач максимального привлечения средств в бюджеты всех уровней, осуществление эффективной контрольной работы. В методике использованы данные внутриведомственной отчётности.
Отличительными чертами предлагаемого метода оценки эффективности налогового контроля являются:
– объективная оценка деятельности ИФНС России;
– создание стимулов для повышения эффективности деятельности государственных ведомств;
– в идентификация «слабых мест» в контрольной деятельности инспекций.
Методика оценки эффективности налогового контроля может использоваться Управлениями ФНС России в качестве замены прямого контроля за деятельностью нижестоящих инспекций, а также может быть внедрена внутри ФНС России с определением лучшей организации и методики контрольной работы налоговых органов России.
Заключение
Налоговый контроль является неотъемлемым звеном в формировании денежных средств государства и призван обеспечивать пресечение и устранение условий, угрожающих его экономической безопасности.
Налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством РФ, осуществляемая с целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них законодательством РФ в связи с их деятельностью или имущественным положением. Роль налогового контроля в жизни государства заключается в стабилизации финансовой системы.
Объектом государственного налогового контроля является совокупность денежных отношений, в процессе которых образуются денежные фонды государства, финансово-хозяйственная деятельность организаций и физических лиц, затрагивающая вопросы налогообложения и исчисления налогов. Предметом выступают своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, законность и достоверность отраженных данных в документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
Целями налогового контроля выступает обеспечение исполнения налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налоговых правоотношений, обеспечение режима законности в сфере налогообложения, выявление налоговых правонарушений и преступлений, привлечение к ответственности виновных лиц, предупреждение налоговых правонарушений и преступлений в будущем, обеспечение неотвратимости наступления налоговой, административной или уголовной ответственности. Цель обуславливает задачи налогового контроля – пресечение правонарушений, применение мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению, обеспечение экономической безопасности государства.
Налоговые органы претерпели огромное количество преобразований за время своего существования, прежде, чем окончательно определилась их современная структура. Особенностью развития налоговых органов в России является их постепенное обособление в качестве специализированных органов с функцией контроля за взиманием налоговых платежей. Сначала такой контроль и собственно сбор налогов выполнялись органами, на которые были возложены и иные, не связанные с налоговыми отношениями задачи. Потом налоговые органы существовали в системе финансовых учреждений, ведавших как доходами, так и расходами бюджета. Далее произошло разделение налоговых и финансовых ведомств, которые функционировали в виде самостоятельных органов исполнительной власти.
В результате проведенного исследования можно выделить формы и методы налогового контроля. К первым относятся предшествующий контроль (включающий в себя учет и регистрацию налогоплательщиков и объектов налогообложения, а также профилактические мероприятия по разъяснению налогового законодательства с целью его правильного применения), текущий (камеральные налоговые проверки), последующий (выездные проверки).
Методами налогового контроля являются: получение информации и документов от различных государственных органов, налогоплательщиков; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверка данных учета и отчетности; истребование документов при проведении налоговой проверки; выемка документов и предметов; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); участие свидетеля; экспертиза; привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля.
Анализ деятельности ИФНС РФ по г.Курску за период с 2005 по 2007 год показал, что наибольшей стабильностью обладают выездные налоговые проверки, что подтверждается постоянным увеличением доначисленных сумм: 540154 тыс.руб. в 2005 году, 564764 тыс.руб. в 2006 году и 785359 тыс.руб. в 2007 году. Такая же динамика по результативности выездных проверок: 659 тыс.руб. в 2005 году, 739 тыс.руб. в 2006 году, 1309 тыс.руб. в 2007 году.
Наиболее часто встречающимися нарушениями в ходе выездных проверок были следующие:
1. Непредставление налоговых деклараций в установленные законом сроки;
2. Не включение в налоговую базу по НДС всех доходов от реализации товаров (работ, услуг) (п.2 ст.153 НК РФ);
3. Отражение в счетах-фактурах недостоверных сведений (п.5 ст.169 НК РФ);
4. Занижение ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, за счет неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п.3 ст.243 НК РФ);
5. Невыполнение обязанностей налогового агента по полноте перечисления налога (п.6 ст.226 НК РФ);
Камеральные налоговые проверки по результатам исследования оказались менее эффективными, поскольку начисления по ним в 2007 году снизились примерно в полтора раза по отношению к 2006 году. Это говорит о том, что на данном этапе ими охватывается не достаточное количество информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. В свою очередь это требует совершенствования процедуры проверки поступающей в налоговые органы отчетности, а также использования и привлечения экспертов и специалистов, проведения осмотра помещений, участия свидетеля.
Наибольший удельный вес в структуре доначислений как по камеральным, так и по выездным проверкам занимают такие налоги, как: налог на прибыль организаций (25%), НДС (55,5%).
За исследуемый период инспекцией было выявлено множество нарушений налогового законодательства, многие из которых относится к НДС, из которых самыми распространенными являются занижение налоговой базы, непредставление налоговых деклараций в установленные законом сроки, отражение в документах недостоверных сведений.
Основными нарушениями законодательства о налогах и сборах, обнаруженными в ходе камеральных проверок, являются:
1. необоснованное предъявление к вычету сумм НДС;
2. не соблюдение налогоплательщиком условий п. 4 ст. 81 НК РФ при подаче уточненных деклараций;
3. неуплата сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в федеральный бюджет;
4. не исчисление авансовых платежей по налогу на прибыль организаций;
5. не полный учет всех доходов, на основании которых формируется налоговая база по НДС;
6. не исчисление и неуплата НДС;
7. нарушение сроков подачи налоговой декларации по налогу на прибыль, по НДС.
По результатам проведенного исследования выездных проверок видно, что налоговой инспекцией было обнаружено множество нарушений налогового законодательства, и большинство из них относится к НДС, из которых самыми распространенными являются занижение налоговой базы, непредставление налоговых деклараций в установленные законом сроки, отражение в документах недостоверных сведений.
По итогам проведенного исследования деятельности ИФНС России по г.Курску установлено повышение эффективности налогового контроля, которому способствовали проводимые дополнительные мероприятия такие, как осмотр помещений, привлечение экспертов, истребование дополнительных документов у налогоплательщиков, получение информации от контрагентов, опрос свидетелей.
В целях повышения эффективности налогового контроля предлагается:
1. Обязать все организации представлять налоговые декларации в электронном виде;
2. Разработать стандартную форму налоговой отчетности;
3. Увеличить штат сотрудников как камерального, так и отдела выездных налоговых проверок;
4. Обязать органы ГИБДД осуществлять контроль за уплатой транспортного налога при прохождении налогоплательщиками технического осмотра транспортного средства;
5. Установить в отношении налогоплательщиков обязанность предоставления справки об уплате налога при снятии транспортного средства с регистрации;
6. Увеличить срок проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков;
7. Внести дополнения в ст.95 НК РФ о том, что при необходимости проведения экспертизы в ходе выездной налоговой проверки из правоохранительных органов по запросу налоговиков будут привлекаться сотрудники для проведения экспертизы для подтверждения подлинности документов и подписей; в п.3 ст.82 и ст.36 НК РФ о том, что ОВД будут проводить экспертизу в ходе выездной проверки по запросу налоговых органов на основе специально заключенного соглашения между ними;
8. С целью совершенствования контроля за консолидированными налогоплательщиками предлагается:
— в рамках предварительного контроля необходимо ввести мероприятия, поименованных в главе 3;
— в рамках текущего контроля необходимо разработать регламент проведения камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль консолидированного налогоплательщика;
— для последующего налогового контроля разработать регламент проведения выездных налоговых проверок по налогу на прибыль консолидированного налогоплательщика;
9. Необходимо создание специального центра по прогнозирования возможных направлений нарушения налогового законодательства, который бы занимался выявлением схем ухода от налогообложения и совершения экономических преступлений;
10. Путем внесения изменений в ст.20 НК РФ расширить перечень случаев, когда налоговые органы могут во внесудебном порядке признавать тех или иных лиц взаимозависимыми;
11. Провести автоматизацию системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
В процессе выполнения работы проведено исследование деятельности инспекции ФНС России по г.Курску и решены поставленные задачи:
1. Проанализирована история развития налогового контроля, рассмотрены его формы и методы, определена его роль в государстве, цель и задачи;
2. Проведен анализ деятельности ИФНС России по г.Курску;
3. Выявлены существующие проблемы в налоговом контроле и определены пути его совершенствования.
В настоящее время Президентом России в Бюджетном послании Федеральному Собранию России определены основные направления налоговой политики включительно до 2010 года и перед налоговыми органами поставлена задача повышения эффективности налогового администрирования.
продолжение
--PAGE_BREAK--