Введение
B 90-е годы XX века произошли кардинальные изменения в российской хозяйственной системе: трансформировалось не только конституционное устройство страны, но и принципы и методы управления национальной промышленностью. Это вызвало нарушение механизма финансирования производства в стране, дестабилизацию темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, консервацию устаревшей макротехнологической структуры материального производства. Поэтому проектное финансирование как метод привлечения долгосрочных ресурсов для реализации крупных проектов в промышленности является одним из инструментов стабилизации темпов экономического роста в долгосрочной перспективе.
Повышение качества кредитования в России
Потребительское кредитование является одним из наиболее динамичных сегментов банковского бизнеса. За два квартала 2007 года рост сегмента потребительского кредитования составил 36,2%, совокупная задолженность граждан по этим кредитам на 01.12.2007 составила 3,1 трлн. Рублей. Этому росту сопутствовало увеличение доли просроченной задолженности в кредитных портфелях розничных банков, которая у некоторых банков превысила психологически важный барьер в 10%. При этом увеличилось и количество жалоб со стороны населения на некорректное составление кредитных договоров банковскими сотрудниками. Пытаясь нивелировать негативные тенденции, государственные органы разрабатывают регулирующие меры, направленные на защиту заемщиков – физических лиц.
Одним из шагов в этом направлении стало внесение изменений в Положение Банка России №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
Согласно внесенным изменениям, ссуда, предоставленная физическому лицу, может быть включена в портфель однородных ссуд при условии доведения до сведения заемщика в условиях договора или иным образом информации о размере эффективной процентной ставки на момент выдачи кредита. Раскрытие эффективной процентной ставки позволяет сравнивать привлекательность предложений различных банков, являясь, таким образом, инструментом повышения конкуренции.
Однако нам представляется, что раскрытие эффективной процентной ставки в момент заключения кредитного договора не может привести к существенному улучшению ситуации, сложившейся в секторе потребительского кредитования. Эффективная ставка процента не публикуется банками в СМИ или сети Интернет, ввиду чего у заемщика нет реальной возможности проанализировать предложения различных банков. Не менее важный аспект заключается в том, что эффективная процентная ставка сообщается после того, как заемщик принял решение о покупке конкретного товара в конкретном магазине. Стоит также упомянуть, что многие банки помещают информацию об эффективной ставке процента в приложениях к договору, иногда используя мелкий шрифт. Финансовая и правовая культура в России пока находятся в зачаточном состоянии, и многие заемщики не интересуются текстом договора и тем более приложениями к нему.
По данным Национального агентства финансовых исследований, 48% заемщиков не имеют никакого представления об эффективной процентной ставке, а отношение к потребительским кредитам 65% населения никак не изменилось с введением обязательства по ее раскрытию.
Важнейшей проблемой для сегмента потребительских кредитов является так же отсутствие в органах государственной власти единых правовых стандартов для решения споров, связанных со «скрытыми» комиссиями банка. По абсолютно идентичным искам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзора) в отношении двух разных банков в Москве и Уральском федеральном округе были приняты противоположные решения. В первом случае взимание комиссии за ведение ссудного счета было признано законным, в то время как во втором повлекло штраф размером 20 000 рублей и наложение обязательства по изменению условий договора. Очевидно, что решение подобных вопросов на уровне Президиума Высшего Арбитражного Суда является одной из важнейших задач по регулированию в сфере потребительского кредитования.
Функции органов государственной власти в сфере регулирования потребительского кредитования фактически не разделены. Так, например, спорным является выполнение Роспотребнадзором отдельных функций по надзору в банковской сфере, которые выполняются им на спорадической, а не систематической основе. Кажется целесообразным создание в структуре Банка России органа по надзору за рынком потребительского кредитования, либо детальное законодательное закрепление таких функций за уже существующими органами.
Улучшение ситуации на рынке потребительского кредитования также связано с налаживанием работы бюро кредитных историй. По данным газеты «Коммерсант», во взаимодействии с бюро заинтересованы лишь 10-15% банков, в то время как большинство организаций участвуют в обмене данными только номинально. Бюро кредитных историй, таким образом, пока не рассматриваются кредитными организациями как фактор снижения рисков.
Анализ сложившейся ситуации на рынке потребительского кредитования показывает, что для сокращения доли просроченной задолженности в кредитных портфелях и общего оздоровления кредитных отношений необходимы как шаги со стороны государства, так и собственно банковские инициативы. В частности, необходимо скорейшее принятие единой нормативной базы в виде закона «О потребительском кредитовании», способного обеспечить унификацию судебной практики по искам заемщиков – физических лиц, а также закрепить функции по надзору в сфере потребительского кредитования. Для того, чтобы раскрытие эффективной процентной ставки привело к ожидаемым результатам, необходимо ее опубликование в открытых источниках. Данные различных бюро кредитных историй должны быть интегрированы, а соблюдение банками сроков, формы и содержания информации, предоставляемой в бюро, должно контролироваться надзорными органами.
Первичное публичное размещение акций российских компаний
В настоящее время в странах с развитой экономикой публичное размещение акций широко применяется в качестве механизма заимствования денежных средств для дальнейшего развития бизнеса. В России же до недавнего времени с этим источником финансирования компании были мало знакомы. Это подтверждает многолетняя история существования крупнейших мировых бирж, таких как Лондонская, Нью-Йоркская и Немецкая.
Однако в связи с активным развитием рыночных отношений в России и, как следствие, малого, среднего и крупного предпринимательства, необходимость в поиске новых источников финансирования проявляется особо резко. Уже становится недостаточным использование такого более привычного до недавнего времени для россиян источника привлечения денежных средств, как кредитование. На фоне этого в последнее время на отечественном рынке наблюдается интенсивное развитие альтернативного источника финансирования – IPO (первичного публичного размещения акций).
Но дальнейшему качественному развитию этого механизма мешает ряд проблем:
плохая осведомленность компаний о механизме и выгодах размещения акций;
слабо проработанное законодательство в сфере публичного размещения акций;
недостаточные возможности рынка конкурировать с международными площадками в области объемов привлеченных средств.
Для совершенствования источников инвестирования необходимо:
повысить уровень привлекательности внутреннего рынка как для отечественных, так и для западных инвесторов;
сделать более доступной и прозрачной информацию, касающуюся механизмов и выгод публичного размещения акций по сравнению с другими источниками финансирования;
разрабатывать и совершенствовать законодательную базу в области (первичного) публичного размещения акций.
Оценка экономической и бюджетной эффективности предприятий топливно-энергетического комплекса
Одной из насущных проблем развития российской экономики является повышение эффективности взаимодействия крупнейших промышленных предприятий и государства. Особую значимость имеет топливно-энергетический комплекс (ТЭК), занимающий ключевое место в экономике России. При численности населения России около 2,5% от всего населения Земли, страна располагает 45% потенциальных мировых запасов природного газа, 13% нефти, 23% угля и 14% урана, т.е. в целом почти 30% всего энергетического природного потенциала Планеты. Россия добывает и производит более 10% всех первичных энергоресурсов в мире.
Цель исследования состоит в совершенствовании организационно-экономического механизма оценки совершенствования бюджетной и коммерческой эффективности промышленных предприятий Самарской области, на основе взаимодействия отраслей промышленности и институтов финансовой, экономической и фискальной политики государства. Методы решения задач: методы трендового, статистического, экономического, социологического и логического анализа, методы экспертных оценок, экономико-математические методы с применением компьютерной обработки данных.
Государство и предприятия, в частности ТЭК, представляют собой взаимосвязанный механизм, в котором реализуется коммерческая и бюджетная эффективность, реализующийся через систему налогообложения. На сегодняшний день основная часть Стабилизационного фонда образована за счет поступления налога на добычу полезных ископаемых и вывозных пошлин. Доля ТЭК в налоговых поступлениях в бюджетную систему России составила в 2003 г. – 26,5%, в 2004 г. – 41,2 %, в 2005 г. – 57,9%, в первом полугодии 2006 года – 51,5%. [2, с.479,579], [5]Рост поступления налога на прибыль обусловлен «повышением цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и цен на металл, а также увеличением объемов реализации нефти и газа. Возросли и поступления по банковскому сектору экономики. Но это временная «премия» мировой конъюнктуры цен. Уже сегодня пересматривается прогноз мировых цен на нефть на 2007—2010 годы в сторону снижения. Очевидно, в таких условиях темп роста прибыли замедлится, а может быть, и снизится. В этом случае необходимо оценить риски исполнения показателей поступления налога на прибыль, заложенных в финансовом плане на 2007—2009 годы».
Увеличение доходов экспортеров, перераспределяемых внутри экономики, стимулирует интенсивное расширение внутренних рынков. Структура экспорта также демонстрирует постоянно растущую долю топливно-энергетических товаров, составляя в 2003 г. – 56,3%, в 2004 г. – 56,5%, в 2005 г. – 62,8%. Экспортно-сырьевые доходы компенсируют в среднем 65% совокупных расходов по разработке и эксплуатации месторождений нефти, никеля, олова; примерно 45% — природного и нефтяного газа, железной руды, фосфатов.
Также наблюдается позитивная динамика высокого роста темпов практически по всем основным показателям финансово-хозяйственной деятельности организаций Самарской области за 2007 год, которая обусловлена увеличением сальдо прибылей и убытков в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (в 2 раза), здравоохранение и предоставление социальных услуг (в 2 раза); предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (в 1,7 раза); оптовая и розничная торговля (в 1,4 раза); транспорт и связь, обрабатывающие производства (в 1,3 раза). За 1-е полугодие 2007 года в бюджетную систему РФ с территории Самарской области поступило 68,5 млрд. рублей налогов, сборов и иных обязательных платежей, что на 18,2% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В результате доля Самарской области в общем объеме налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетной системе Российской Федерации увеличилась с 2,3% в 2006 году до 2,4% в 2007 году.
Объем налоговых поступлений в рассматриваемом периоде вырос на 26,6%, в т. ч. за счет роста налога на добавленную стоимость на 50,4%, НДФЛ на 30,3%, налогов на имущество на 26%. В государственные внебюджетные фонды (без ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) поступило 25563,9 млн. руб., что на 23,8% больше аналогичного периода прошлого года. Высокий уровень доходов полученных бюджетом Самарской области за 2006г. от НДФЛ объясняется тем, что среднемесячная заработная плата начисленная работникам предприятий, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды и обрабатывающих производств.--PAGE_BREAK--
Влияние топливно-энергетического комплекса на экономику Самарской области очень существенно: обеспечивает регион бюджетными ресурсами, необходимых для реализации программ, направленных на снижение уровня бедности; является источником поступления иностранной валюты и других денежных средств; является источником инвестиций в развитие местной экономики, сферы образования и медицинского обслуживания, обеспечивает дополнительные возможности трудоустройства – с потенциалом получения более высокой заработной платы, чем в большинстве в других отраслях в данном регионе; обучение местной рабочей силы и т.п.
Мировой опыт функционирования нефтегазовых комплексов, связанных с добычей и последующей реализацией нефти и газа, показывает и доказывает необходимость активного участия государства в создании условий для его эффективной работы. Условием решения государством стоящих перед ним задач является наличие детально проработанной политики в рассматриваемой сфере экономики.
Проведенное исследование показало, что решение проблем политической и экономической стабильности в обществе требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Следует выделить несколько «волн» развития проектного финансирования в промышленности: в первой четверти ХХ в. появились проекты, связанные с добычей нефти в Пенсильвании и Техасе, в 70-х годах прошлого столетия стали реализовываться проекты освоения залежей нефти и газа в Северном море, в странах БРИК и Австралии; для 90-х годов ХХ в. характерны транснациональные приватизационные проекты в рамках реформы национальной электроэнергетики, общественной инфраструктуры (механизм ГЧП); наконец, в начале XXI в. проектное финансирование проникло в сферу телекоммуникаций. История развития проектного финансирования свидетельствует о востребованности этого способа финансирования в различных сферах производства товаров и услуг, емкость рынка которого в 2006 г. оценивалась в $149,4 млрд.
Основными преимуществами проектного финансирования являются: его адресно-целевой характер, возможность получения масштабных финансовых ресурсов, относительно невысокий уровень риска (по сравнению с венчурным финансированием). Однако и проектное финансирование не исключает финансовую неопределенность, связанную, в первую очередь, с рисками изменения цен на сырье и материалы, задержки срока ввода объектов в эксплуатацию, превышения первоначальной сметы проекта.
Проектное финансирование обнаруживает себя в разнообразных сферах и регионах. Так, в нефтегазовой отрасли более 30% проектов приходится на Восточную Европу (включая РФ), примерно по 15% реализуется в Австралии и Северной Америке, третье место занимает Африка, а замыкающими являются – страны Западной Европы, Восточной Азии и Латинской Америки. Все большее применение проектное финансирование находит в инфраструктурном сегменте, куда входит строительство трасс, авиационных и морских портов, космических объектов, крупных жилищно-коммунальных комплексов. Ценность инфраструктурных проектов в том, что они объективно содействуют процессам экономического и социально-культурного развития национальных экономических систем. Лидером в области инфраструктурных проектов выступает Западная Европа (около 40%). Широкую известность получило строительство международного порта в Брюсселе, общая стоимость которого составила €1,1 млрд. По сути, проект носил «спонсорский» характер, так как обеспечен подразделениями австралийского банка «Macquarie», который через собственные инфраструктурные фонды почти самостоятельно организовал проект, выступив инициатором консорциума из 15 европейских и австралийских банков («MABSA»), выдавших кредитов на сумму € 522,2 млн.
При этом инфраструктурные фонды и сам банк предоставили более €180 млн. Впоследствии ценные бумаги Международного аэропорта получили рейтинг надежности «S&P» на уровне «BBB+», а показатель EBIT, начиная с 2004 г., получил устойчивые 25% прироста.
Опрос крупнейших участников рынка проектного финансирования в России показал, что приоритетными сферами выступают пищевая (перерабатывающая) промышленность, строительный сектор (производство стройматериалов в интересах местных застройщиков), сфера услуг (торгово-развлекательные и офисные центры), транспортная инфраструктура, логистика. Считается, что высоко рентабельными и, соответственно, быстро окупаемыми могут быть инвестиции в металлургию, машиностроение, агробизнес, гостиничное хозяйство. Традиционной «визитной карточкой» успеха реализации проектного финансирования в России выступает сырьевая отрасль (в 2000 г. – это «Голубой поток», «Северный поток», включая проект Штокмановского месторождения Газпрома, «СеверТЭК» Лукойла).
Острая проблема проектного финансирования в России связана с ограниченностью источников получения ресурсов. Совокупный объем доступных инвестиционных средств в России достигает сегодня уровня $44,3 млрд. Их обеспечивают банковский сектор, рынок корпоративных облигаций, рынок еврооблигаций, мезонинное кредитование российских предприятий за рубежом.
Перспективы развития проектного финансирования в России связаны с решением следующих задач:
исследование механизма проектного финансирования на основе государственно-частного партнерства (с учетом российской специфики);
оценка значения современной роли риск-менеджмента при реализации проектов, особенно крупных, проводимых на основе ГЧП;
выделение региональных моделей проектного финансирования, поскольку они становятся все более распространенной кластерной финансовой технологией, позволяющей воплощать региональную экономическую политику;
дифференциация роли банков в зависимости от специфики проектов и региональной экономической политики с последующей сегментацией банковского сектора проектного финансирования на группы (банки-универсалы, отраслевые банки, региональные).
Таможенная политика на современном этапе
Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела. Основа таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, таможенных конвенций, свободных таможенных зон и т.д.
Предстоящее вступление Азербайджана во Всемирную торговую организацию (ВТО) обязательно ставит перед государством новые задачи, в числе которых – создание благоприятных условий для партнерских отношений с участниками внешнеэкономической деятельности.
Важным шагом на этом пути является совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов. Так, разработанный, но еще не утвержденный новый таможенный кодекс заложит правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками и предусматривающей рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса. К числу достоинств нового кодекса также следует отнести минимизацию барьеров во внешней торговле Азербайджанской Республики, а также тот факт, что теперь Таможенный кодекс во многом становится документом прямого действия.
Таможенная политика непосредственно связана с проблемой экономической безопасности, которая для Азербайджана по-прежнему остается одной из самых серьезных, так как все еще велико преобладание в отечественном экспорте сырьевых товаров; ограничены традиционные рынки сбыта машинотехнической продукции и т.д.
Другое направление таможенной политики Азербайджана посвящено решению проблемы иностранных инвестиций. Благоприятный инвестиционный климат предусматривает не только упрощение таможенных процедур, но и создание таможенных режимов переработки, которые способствовали бы международной кооперации производства. Таким образом, таможенная политика и ее практическая реализация опирается прежде всего на деятельность таможенных органов. Однако формирование и реализация таможенной политики – это довольно сложный процесс, в котором участвуют все органы государственной власти: и законодательная, и исполнительная, и судебная. При этом обязательно учитывается также мнение и участников внешнеэкономической деятельности.
Таможенная политика Азербайджана, как отмечалось выше, строится с учетом намерения вступить во Всемирную торговую организацию и стать полноправным участником мирового товарооборота. Участие Азербайджана в ВТО может дать стране множество преимуществ, в том числе:
— улучшение существующих условий для доступа Азербайджанской продукции на иностранные рынки (отмена дискриминационных условий по ряду товарных групп);
— доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
— создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
— расширение возможностей для Азербайджанских инвесторов в странах–членах ВТО, в частности, банковской сфере;
— создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на Азербайджанский рынок;
— участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
— улучшение имиджа Азербайджана в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий для Азербайджана, т.е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Сохранение экономической суверенности страны в рамках переговоров по данному вопросу – стратегическое направление деятельности Азербайджанского государства в интересах Азербайджанских производителей.
Заключение
Таким образом, проектное финансирование представляет собой целостную систему, элементы которой охватывают все грани инвестиционного процесса. Независимо от формы проектного финансирования (венчурной, кооперационной, производственно-эксплуатационной, концессионной), его можно определить как способ организации финансирования инвестиционного проекта, при котором создается новая юридически обособленная компания. Основным обеспечением для обслуживания и возврата заемных средств выступают прогнозируемые проектные денежные потоки, а распределение рисков проекта между участниками носит субсидиарный характер.
Список литературы
Дж.Г. Гасанов Таможенная служба в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Азербайджанской республики. Баку -2009.
А.Д. Ершов. Международное таможенные отношения. Санкт – Петербург- 2007.
Основы таможенного дела: Учебник/ Под общ. Ред. В.Г. Драгонова.М: Экономика 2008.
Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М., 2008.
Халипов С.В. Таможенное право. М., 2009.
Коллис Д.Дж., Монтгомери С.А. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход / пер. с англ. – М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2009.
VBM – управление, основанное на стоимости: корпоративный ответ революции акционеров; Джон Д. Мартин, Дж. Вильям Петти – пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006.
Трансформирование функции финансов, М. Маргарет: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Баринов А.Э.// «Project financing», 2007.
Йескомб Э.Р.// «Principles of Project Finance», 2008.
Нестеренко Р.Б. «Механизм проектного финансирования» // ж. «Рынок ценных бумаг», 2008.
Постановление Самарской Губернской Думы от 25.09.2007 № 225 «Итоги социально-экономического развития Самарской области за 1 полугодие 2007 года и оценка итогов развития за год»
Труд и занятость в России. 2007: Стат.сб./Росстат. − Т78 M., 2008.