--PAGE_BREAK--
2 Характеристика элементов бюджетной системы
Элементы бюджетной системы делятся на два уровня базисный и настроечный.
Базисный уровень включает в себя сами элементы бюджетной системы: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, резервные фонды, целевые бюджетные фонды.
Настроечный уровень включает в себя аппарат управления бюджетной системой законодательной власти (государственная дума) и исполнительной власти (центральный банк, казначейство, счётная палата).
В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).
Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд – федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.
В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: “В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития”.
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).
Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования Централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении Денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.
Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.
Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. [6, с.83]
2.1.1 Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
· собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· собственные неналоговые доходы;
· остаток средств на конец предыдущего года;
· доходы от бюджетных фондов;
· прочие доходы.
К налоговым доходам относятся:
· предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;
· таможенные пошлины, таможенные сборы;
· государственная пошлина.
К неналоговым доходам относятся:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
· доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;
· иные неналоговые
Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным законом. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. Такое распределение утверждается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, установленным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определенной доле в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это непосредственное (прямое) изъятие части доходов налогоплательщика (налог с населения, налог на прибыль предприятий и др.). Косвенные налоги – это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.). Налоги – главный источник формирования доходов федерального бюджета. [4, с.101]
2.1.2 Расходы федерального бюджета
Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов обеспечивают функционирование органов государственной власти (местного самоуправления), бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов.
На основании российского законодательства федеральные расходы имеют две составляющие:
1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
• обеспечение деятельности государственных органов власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;
• обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление мероприятий по конверсии отраслей промышленности;
• осуществление международной деятельности;
• фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу, исследование космического пространства;
• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта;
• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
• формирование инфраструктуры федеральной собственности и содержания учреждений, находящихся в федеральной собственности;
• обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга;
• пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и материальных резервов;
• проведение выборов и референдумов и т. д.
Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов территориальных образований финансируются мероприятия:
• поддержание отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и речного транспорта, дорожного хозяйства и связи;
• обеспечение социальной защиты населения, правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
• обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;
• обеспечение деятельности средств массовой информации, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д._[4, с.121-122]
2.2 Государственные внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.
Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.
Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.
Правовой основой образования государственных социальных внебюджетных фондов является, прежде всего, Конституция РФ (1993 г.) и Бюджетный кодекс РФ.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов органов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
· социальное обеспечение по возрасту;
· социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
· социальное обеспечение в случае безработицы;
· охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
· обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
· добровольных взносов физических и юридических лиц;
· других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федеральное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов в форме законов одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Согласно статье 44 Бюджетного кодекса РФ к государственным внебюджетным фондам относятся:
· Пенсионный фонд Российской Федерации;
· Фонд социального страхования Российской Федерации;
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
· Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюджетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуществляется представительными (законодательными) органами, а исполнение бюджетов фондов – органами исполнительной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.
Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т. е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд.
Пенсионный фонд –это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.
Трудовая пенсия –это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
В России установлены следующие виды трудовых пенсий:
1. трудовая пенсия по старости (по возрасту);
2. трудовая пенсия по инвалидности;
3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.
Право на трудовую пенсию по старости имеют:
· мужчины, достигшие возраста 60 лет;
· женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению –ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.
Пенсионный фонд является финансово-кредитным учреждением. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Право на социальное обеспечение граждан России записано в Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39).
Согласно ст. 2 Положения о Пенсионном фонде денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ он осуществляет следующие основные функции:
· целевой сбор от плательщиков страховых взносов и аккумуляцию средств, необходимых для выплаты государственных пенсий и пособий на детей;
· организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд;
· индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов.
Руководство Пенсионным фондом осуществляется правлением Фонда и его исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ России входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ России, а также управляющие отделениями ПФР. В состав правления могут входить представители государственных и общественных организаций. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.
Фонд социального страхования.
Статус внебюджетного фонда социального страхования Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с различными дополнениями принятыми позднее). Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.
Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственного некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения Фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и др.).
Управление Фондом государственного социального страхования возложено на правление Фонда и его председателя. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.
Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:
· концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
· обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
· оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
· частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.
Фонд государственного социального страхования – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения.
Создается Фонд страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источником образования Фонда являются:
1. страховые взносы работодателей – предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога (взноса) по установленным ставкам;
2. страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
3. средств государственного бюджета (в форме дотаций) и доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в банковские вклады;
4. прочие поступления.[1,2,3] продолжение
--PAGE_BREAK--