Реферат по предмету "Финансы"


Бизнес-план предприятия, процедура разработки и характеристика системы показателей

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИСОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему
Бизнес-план предприятия. Процедура разработки.Характеристика системы показателей.
 
 
 
 
                                                                       Студента4 курса заочного факультета
                                                                       специальности«Финансы и кредит»
                                                                       АпазидиКонстантина Дмитриевича
                                            
Санкт-Петербург
1998
о г л а в л е н и е
 
 
 
1. Определениеи назначение бизнес-плана……………………….2
 
2. Процедураразработки бизнес-плана…...……………………….3
 
3.Характеристика системы показателей бизнес-плана…….9
          3.1. Финансовые показатели………………….………………11
3.2. Долгосрочное финансовоепланирование……………….17
3.3. Краткосрочное финансовоепланирование………….…20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Определение и назначение бизнес-плана
Бизнес-план– это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфердеятельности фирмы или для создания новых сфер бизнеса. Основными целямибизнес-плана являются:
1)   определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия,снижение риска предпринимательской деятельности;
2)   конкретизация перспектив бизнеса;
3)   привлечение внимания и интереса потенциальных инвесторов фирмы, а такжепотребителей и поставщиков;
4)   приобретение опыта планирования, показ предприятия в перспективе.
Бизнес-план необходим, преждевсего, для привлечения внимания будущих инвесторов (например, банков), какотправная точка при ведении переговоров с будущими партнерами.
            Во многом схож сбизнес-планом такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО),однако ТЭО – специфический плановый документ для создания и развитияпромышленных объектов, в котором в основном рассматриваютсяпроизводственно-технические аспекты проекта, рыночные же проблемы будущегобизнеса практически остаются за кадром. Поэтому бизнес-план, как всеобъемлющий,включающий в себя не только производственные, но и рыночные аспекты будущейдеятельности фирмы документ, постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановойдеятельности фирмы.
2. Процедура разработки бизнес-плана
è        Первымэтапом в разработке бизнес-плана является определение источниковнеобходимой информации. Такими источниками могут стать учебники побизнес-планированию, правительственные учреждения, консалтинговые и аудиторскиефирмы, отраслевые издания и т.п.
è        Второйэтап – определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяютсяперечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Для большейпривлекательности проекта имеет смысл совмещение внутренних и внешних проблемдеятельности предприятия, например, предложение потенциальным инвесторам(коммерческим банкам, например) не просто выступать кредитором, а полноправноучаствовать в предпринимательском проекте, то есть иметь долю в акционерномкапитале, участвовать в распределении прибыли и т.д. Это не просто привлечетдополнительное внимание к проекту, но и значительно поможет в его реализации,так как привлечет к его осуществлению не только финансовые вливания инвесторов,но и их профессионализм, опыт в оценке будущих перспектив бизнеса и определенииоптимальных направлений развития предприятия.
è        Третийэтап – определение целевых читателей бизнес-плана: будущихинвесторов, которыми могут выступать акционеры, коммерческие банки, венчурныекапиталисты и т.д. В зависимости от контингента читателей в бизнес-планенеобходимо выделить те или иные стороны деятельности фирмы, дабы убедитьинвесторов в том, что вложенные средства будут рационально использованы ипринесут видимые результаты.
è        Четвертыйэтап – установление общей структуры создаваемого документа. Обычнобизнес-план включает в себя следующие составные части:
1)   – титульный лист и оглавление. Титульный листдолжен содержать заголовок плана, дату его подготовки, информацию о составителеплана и для кого он был подготовлен. Оглавление должно давать четкоепредставление обо всем содержании бизнес-плана. В оглавлении необходимовыделить подзаголовки наиболее значимых отделов плана, и в то же времяоглавление не должно быть перенасыщено деталями.
2)   – резюме. Оно должно включать в себя основныеположения и идеи бизнес-плана. Резюме должно состоять из трех частей: введения(цели плана и коротко суть проекта), основного содержания (краткое описаниевсех ключевых моментов бизнес-плана, так то род деятельности, прогноз спроса,источники финансирования и т.д.) и заключения (представление факторов будущегоуспеха проекта, описание основных способов действия предпринимателя). Резюмедолжно быть кратким и давать общее представление о плане, а также оно должнобыть составлено таким образом, чтобы у читателя возникло желание продолжитьчтение бизнес-плана.
3)   – история бизнеса (если предприятие ужесуществует). Здесь нужно подчеркнуть успехи фирмы и отдельных сотрудников,рассказать о создании и деятельности фирмы, о том, какие продукты и услугипредлагает фирма на рынке, о роли высшего руководства в деятельностипредприятия и т.д. Все это необходимо увязать с намеченными целями.
4)   – описание продуктов (услуг). Детальное описаниебудущего товара необходимо довести до сведения инвесторов, которыезаинтересованы в высоком конкурентном потенциале товара. В описании необходимоотразить способы применения данного товара и его свойства, сравнение саналогичной продукцией конкурентов, а также жизненный цикл товара. Вниманиедолжно быть уделено также дизайну и упаковке и мотивам, которые будут побуждатьпокупателей приобретать именно данный товар.
5)   – анализ положения дел в отрасли. Описание внешнейсреды фирмы и определение степени ее привлекательности. Здесь необходимоохарактеризовать размеры рынка и его состояние, категории потенциальныхпокупателей, чувствительность рынка к различным внутренним и внешним факторам,сезонным и циклическим колебаниям и т.д. Сделав вывод об общейпривлекательности рынка, нужно определить потенциальную долю фирмы в нем, датьпрогноз продаж продукции, как в денежных, так и в натуральных показателях.
6)   – оценка конкурентов и выборконкурентной стратегии. Должны быть определены главные конкурентныесилы в отрасли и сформулированы основные варианты конкурентных стратегий. ПоМ.Портеру существуют три конкурентные стратегии: а) – преимущество виздержках (удержание издержек на низком, недоступном для потенциальныхконкурентов уровне за счет экономии на масштабе и опыте производства ужеобосновавшихся в отрасли фирм); б) – дифференциация (создание фирмойпродукта или услуги с уникальными свойствами, которые чаще всего закрепленыторговой маркой). в) – фокусирование (сосредоточение внимания на одномиз сегментов рынка, на особой группе покупателей, определенной группе товаровили на определенном географически секторе рынка). В бизнес-плане должны бытьописаны выбранные стратегии и их конкретное применение.
7)   – план производства. Всеглавные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане.Кроме того, план производства должен включать экономические расчеты издержекпроизводства, должны быть представлены основные методы производства итехнологии, общая структура производственного процесса. В плане производствауказывается также какое сырье и материалы необходимы, имена и адреса основныхпоставщиков фирмы, характеристики необходимых для организации производствамощностей и существуют ли уже задействованные мощности, может ли предприятиерассчитывать на эффект масштаба производства и какова предполагаемая структураиздержек, как осуществляется контроль качества, каким образом осуществляетсявыбор оборудования и какое оборудование используется предприятием. Указываетсяместо, где предполагается поместить предприятие (причины), а также какойквалификации рабочая сила требуется для ведения производства.
8)   – план  маркетинга. Этот план должен охватыватьвсе вопросы, связанные с рынком. Должны быть представлены основныехарактеристики покупателей на ориентировочном рынке предприятия, покупателидолжны быть дифференцированы в группы по различным признакам (уровень доходов,демографический признак), и предприятие должно определить для себя, на какой изсегментов рынка оно намерено ориентироваться. В плане должно указываться, накакую долю рынка приблизительно может претендовать бизнес, будет ли иметь местоострая конкурентная борьба или предприятие попытается найти свою нишу на рынке.Раскрывается также методика расчета цены на товар фирмы, какой чистый доходпринесет фирме выбранный уровень цены, какие каналы сбыта будет использоватьфирма, как предполагается и предполагается ли вообще организоватьпослепродажный сервис.
9)   – организационный  план. Здесь указывается формасобственности и тип организационной структуры фирмы, рассматриваются вопросыруководства и распределения полномочий и ответственности. Указываются основныепайщики (акционеры) организации (иногда приводится весь список), сколько акцийи какого класса было выпущено и предполагается выпустить, состав советадиректоров и правления корпорации, как распределяются полномочия средиуправляющих фирмы, каковы основные черты контрактов с менеджерами фирмы, каковаорганизационная структура фирмы и способы взаимодействия подразделений друг сдругом.
10)  –финансовый план. Включает в себя три основных плановых документа:баланс предприятия, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.
Баланс фирмы – сводная таблица, указывающая источники капитала исредства его размещения. Отчетный баланс служит основой для анализа финансовыхпоказателей предприятия. При этом используется внутренний баланс, отражающийистинное финансовое положение фирмы (внешний баланс, составляющийся специальнодля публикации, подвергается изменению в рамках балансовой политики,направленной обычно на преуменьшение размеров прибыли для снижения суммналогообложения и создания резервного капитала).
Отчет о прибылях и убытках (форма №2) – воспроизводит итоги деятельностифирмы за определенный промежуток времени, также содержит информацию дляфинансового анализа. Здесь фирма сравнивает затраты и результаты своейдеятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение.
Отчет о движении наличности – анализируетисточники и использование наличности, т.е. денежные потоки. Из отчета должнобыть ясно, какое количество наличности фирма генерировала за истекший период,каковы источники наличности и как фирма использовала свою наличность.
Еще одна важная составляющая финансового плана –определение источников капитала (фондов), необходимого для деятельности фирмы,причем данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованиемфондов. В плане должны быть представлены:
-     предполагаемая система финансирования и ее инструменты (банковскиекредиты, векселя, облигации, опционы и т.д.);
-      величина процентов и основных выплат по долгу;
-      гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений;
-     показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта (см.следующую главу), соотнесенные с соответствующими среднеотраслевымипоказателями;
-     список текущих кредитов фирмы с суммами и сроками выплат по ним;
-     потенциальные налоговые преимущества того или иного способафинансирования бизнеса.
11)  – план исследованийи разработок. Здесь освещается величина затрат на исследования иразработки (если фирма проводит таковые), сравнение их с соответствующимизатратами прошлых периодов и фирм-конкурентов, квалификация, опыт и количествоперсонала в отделе исследований и разработок, оснащенность этого отдела,реальные достижения исследовательского подразделения и его вклад в общий успехорганизации. Также освещаются связи подразделения НИОКР с другимиисследовательскими организациями, формы государственной и частной помощипроведению исследований и разработок и доходы, получаемые организацией отдеятельности подразделения исследований и разработок на стороне (для другихорганизаций).
12)  – оценка истрахование риска. Помимо расчета инвестиционного риска, в бизнес-планеимеет смысл выделить отдельный отдел проблемам риска, в котором нужно провестиобщую оценку возможных рисков, анализ типов рисков, их источников и моментоввозникновения, а также разработать меры по минимизации ущерба (особенно вслучаях форс-мажорных обстоятельств).
è        Пятый этап– сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.На данном этапе желательно привлечь к работе специалистов различного профиля(финансистов, бухгалтеров, маркетологов, экономистов широкого профиля) как состоящихв организации, так и приглашенных со стороны.
è        Шестой этап– непосредственное написание бизнес-плана. Важный момент: предпринимательдолжен самостоятельно написать бизнес-план, даже если у него нет навыков такойработы. Помощь консультантов завершается на предыдущем этапе. Перепоручениенаписания бизнес-плана другому лицу чревато негативными последствиями, вплотьдо потери доверия инвесторов к проекту. Бизнес-планы составляются также:
а) самимипредпринимателями, часто с привлечением компьютерных программ;
б)консалтинговыми фирмами;
в)инвесторами (комбанками, фондами и пр.).
г) самими предпринимателями с последующей экспертизой состороны заинтересованных структур или консалтинговых фирм (компромиссныйвариант).
3. Характеристика системыпоказателейбизнес-плана
/>/>/>/>3.1. Финансовые показатели. Даютпредставление о финансовом положении фирмы, рассчитываются по данным финансовыхдокументов фирмы (баланса,отчета оприбылях и убытках, отчета о движении наличности). Анализ финансовыхпоказателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы,определить причины проблем, наметить действия, направленные на их решение.Прежде всего необходимовыбратьпоказатели, подходящие дляанализастратегических проблем, затем рассчитать эти показатели и сравнить полученныевеличины с аналогичнымипоказателямиданной фирмы за прошедшие годы (а также со среднеотраслевыми показателями), и,наконец, использовать показатели при составлении финансовых планов для определенияспособов решения проблем и будущих возможностей фирмы.                                                  
            После анализафинансовых показателей приступают непосредственно к составлению финансовыхпланов: долгосрочного и краткосрочного.
 />/>/>3.2. Долгосрочное финансовое планирование. Целью его являетсясоставление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Для составленияпрогнозных финансовых документов применяются следующие методы:
            àПрогноз продаж. Служит для определениявлияния цены, объема производства и инфляции на потоки наличности фирмы.Осуществляется следующими способами:
            1 – оценки торговыхработников;
            2 – опросы потребителей(для определения планов их покупок в плановый период);
            3 – анализ временныхрядов (для учета временных колебаний величины продаж товара). Включает в себя триосновных метода: анализ тенденций (изменения продаж в течение определенногопериода времени), анализ цикличности (изменения продаж, связанные с деловымциклом) и анализ сезонности (изменения продаж по сезонам).
            4 – эконометрическиемодели (связывание размеров продаж с макроэкономическими параметрами (ростомВНП, колебанием учетной ставки и т.д.) и с отраслевыми данными).
            При возникновениипротиворечий между методами прогноза продаж выбираются те, которые имеютнаиболее весомые фактические основания и наиболее продуманные способы расчета.
            àМетод процента от продаж позволяетвывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходяиз запланированной величины продаж. Суть метода в том, что каждый из элементовпрогнозных документов рассчитывается как определенное процентное соотношение отустановленной величины продаж. В основе определения процентного соотношениялежат процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы, атакже процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализакак средняя за последние несколько лет. На определение процентного соотношениявлияют также заключения менеджмента и предполагаемые результаты управленческихрешений.
            Метод процента отпродаж позволяет определить необходимую величину внешнего финансирования.Расчет включает три основных шага:
– определение требуемого ростачистых активов как разности между планируемыми ростом общих активов иростом текущих пассивов.
– расчет величины внутреннегофинансирования за счет резервов как разности между чистой прибылью идивидендами.
– расчет величины необходимоговнешнего финансирования как разности между требуемым ростом (1) ивнутренним финансированием за счет резервов (2).
            Величина необходимоговнешнего финансирования рассчитывается в случаях, когда мощности предприятия(основной капитал) оказываются недостаточными для увеличения объема продаж инужны дополнительные вложения в основной капитал.
            àЕще один из методов определенияпотребности в капитале – регрессионный анализ. Он напрямую связываетпродажи и потребность в капитале. Потребности в финансировании рассматриваютсякак функция от объема продаж, строится график соотношений между объемом продажи потребностью в капитале в разные моменты времени. По графику определяюттенденцию соотношения между продажами и необходимыми объемами финансирования вбудущем периоде.
            àУниверсальным методом финансового планированияявляется метод «издержки – объем – прибыль», позволяющий определять объемыпроизводства и продаж товара с точки зрения их безубыточности, а такжепринимать решения о целевых размерах прибыли и увеличивать гибкость финансовыхпланов путем учета возможных изменений в затратах материалов и издержках труда,накладных расходах, продажной цене и объеме продаж. Суть метода – в поискеточки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж фирмы равенее валовым издержкам, т.е. Q*P=F+V*Q, где Q – объем продаж, P– продажная цена, F – величина постоянных издержек, V – величинапеременных издержек на единицу продукции. Тогда Q=F/(P-V), где Q –точка безубыточности, то есть такой объем продаж, начиная с которогопродажная цена товара превышает издержки на его производство и реализацию.
            Данный алгоритмприменим и к определению объема продаж, необходимого для получения целевойвеличины прибыли, достаточно в формуле точки безубыточности заложить вместочистых постоянных издержек F их сумму с целевойвеличиной прибыли: Q=(F+Pr)/(P-V) ), где Q – точка получения целевойприбыли Pr.
            Такжеиспользуя данный метод, фирма может увеличить гибкость финансового планированияи снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых дляпроизводства и реализации продукции.
            àПравило производственного рычага  гласит, чтоувеличение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Сутьдействия производственного рычага в том, что при увеличении веса постоянныхиздержек прибыльность фирмы возрастает. Это связано с тем, что при увеличенииобъема продаж постоянные издержки на единицу продукции все более уменьшаются(так как распределяются между все большим количеством единиц продукции), и приопределенном уровне выпуска постоянные издержки становятся несущественными дляпроизводства каждой последующей единицы продукции, а следовательно возникаетэкономия в издержках./>/>/>3.3. Краткосрочное финансовое планирование.
Основа краткосрочного финансовогопланирования – составление прогнозных финансовых бюджетов предприятия.Составление бюджетов включает в себя следующие этапы:
– установление общих целей развитияфирмы (осуществляется на уровне высшего руководства);
– конкретизация общих целей иопределение задач для подразделений, подготовка отделами и подразделениямиотдельных бюджетов;
– анализ подготовленных бюджетов иих корректировка руководством;
– подготовка итоговых бюджетов.
            Основой для определенияпрогнозных статей расходов бюджета служат намеченные стратегические целиразвития предприятия и способы их достижения. Прогнозы доходной части бюджетаразрабатываются путем учета всех возможных источников дохода (от продаж, % отинвестиций, правительственные субсидии и т.д.).
            К основным финансовымбюджетам относятся бюджет наличности и бюджетдополнительных вложений капитала.
Бюджет наличности детализируетпотоки наличности за определенный будущий период времени. Обычно составляетсяна год-полтора вперед с разбивкой на месяцы. Основой для прогнозов служатежедневные отчеты о движении наличности.
            Традиционный бюджетналичности основан только на одном прогнозе продаж, все показатели бюджета(прибыль, затраты, налоги и пр.) рассчитываются исходя из единственнойпрогнозной цифры продаж за год. Такой подход предполагает наличие устойчивойвнутренней среды бизнеса и поддающихся прогнозированию внешних условийдеятельности. В реальной практике целесообразно использовать бюджет, ориентированныйне на единственное значение продаж, а на их возможный диапазон.
 
 
Список использованной литературы
 
 
1)   Стратегическое планирование. Учебник под редакцией УткинаЭ.А., Москва, Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 1998г.
2)   Стратегическое планирование и управление. Учебное пособиепод редакцией профессора А.Н. Петрова. С- Петербург, издательство СПбУЭФ, 1997г.
3)   Елена Стоянова: Финансовый менеджмент. Российскаяпрактика. Москва, издательство «Перспектива», 1995 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.