--PAGE_BREAK--1.2 Методы, используемые при проведении анализа финансовых результатов
Метод АФР как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):
· наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;
· систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;
· обобщение — построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений [5, стр.19]
При АФР наиболее часто используют следующие методы.
1.Метод сравнения
Сравнение – научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.
В анализе используются следующие виды сравнений: фактических показателей с плановыми; фактических показателей с нормативными; фактических показателей с показателями прошлых лет; фактических показателей с лучшими по отрасли; фактических показателей со средними; сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей; сопоставление различных вариантов управленческих решений; сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора.
Различают следующие виды сравнительного анализа:
— горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня (план, прошлый год, средний и т.д.);
— вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;
— трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, т.е. при исследовании рядов динамики;
— одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;
— многомерный – для сопоставления результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей[18, стр. 68].
2.Метод относительных и средних величин
Средние величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.
Средние величины бывают: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и т.д.
В анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми или индивидуальными показателями.
3.Балансовый метод
Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными [5, стр. 104].
Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.
Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.
Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов.
4.Графический метод
Основные формы графиков – это диаграммы. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Для наглядного представления рекомендуется отображать в
5.Метод группировки
Метод группировки — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.
Группировки используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)
6.Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; единство периодов времени, за которые производится сравнение; сопоставимость условий производства; сопоставимость методики исчисления показателей.
Способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.
1.3 Основные показатели анализа финансовых результатов предприятия
Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся:
· прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
· прибыль (убыток) от прочей реализации;
· доходы и расходы от внереализационных операций;
· балансовая (валовая) прибыль;
· чистая прибыль.
В качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала — собственного, заемного, инвестиционного и т.д.). Эту группу показателей называют также показателями рентабельности.
Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала собственного или заемного), вложенного в предприятие.
Выручка от реализации (валовой доход) — общий финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг). Согласно российским нормативным документам, он включает в себя: выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; строительных, научно-исследовательских работ; товаров, приобретенных для последующей продажи; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта и т.д.
Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибылью от реализации.
Общий финансовый результат (прибыль, убыток) на отчетную дату, который называют также балансовой прибылью, получают путем расчета общей суммы всех прибылей и всех убытков от основной и неосновной деятельности предприятия. В балансовую прибыль включают:
· прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;
· прибыль (убыток) от реализации товаров;
· прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов;
· прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;
· доходы и потери от валютных курсовых разниц;
· доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий;
· расходы и потери, связанные с финансовыми операциями;
· внереализационные доходы (потери).
Балансовая прибыль за минусом налогов (обязательных платежей) называется чистой прибылью.
Чтобы прогнозировать значения прибыли, управлять ею, необходимо проводить объективный системный анализ ее формирования, распределения и использования.
В анализе проводятся: оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики; общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение ее динамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение ее структуры; определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации продукции (работ и услуг); рассмотрение состава внереализационных доходов, оставляемых в распоряжении предприятия, и убытков, возмещаемых за счет балансовой прибыли; определение влияния внереализационных доходов и потерь на балансовую прибыль; выявление факторов, влияющих на рентабельность продукции и производства; выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение внереализационных потерь и расходов; выявление резервов повышения рентабельности.
Предварительный анализ финансовых показателей заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет.
Представление об эффективности работы любого предприятия дает финансовая отчетность. По данным отчетности определяют потребности в финансовых ресурсах; оценивают эффективность структуры капитала; прогнозируют финансовые результаты деятельности предприятия, а также решают другие задачи, связанные с управлением финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью. Последнее касается прежде всего финансовых фирм, занимающихся выпуском и размещением ценных бумаг.
По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности фирмы (прибыль или убыток). Данные баланса служат базой для оперативного финансового планирования; используются для контроля за движением денежных потоков; они необходимы налоговым органам, кредитным учреждениям, органам государственного управления. «Отчет о прибылях и убытках» содержит информацию о прибыли, полученной от производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. Он дополняет сведения, содержащиеся в балансе. Этот отчет состоит из следующих разделов: финансовые результаты; платежи в бюджет; затраты и расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль. В сочетании с балансом «Отчет о прибылях и убытках» позволяет рассчитать и проанализировать показатели рентабельности фирмы.
В приложениях к балансу приводятся следующие данные: движение фондов; движение заемных средств; дебиторская и кредиторская задолженность; состав нематериальных активов; наличие и движение основных средств; финансовые вложения; социальные показатели; движение средств финансирования капитальных вложений и других финансовых вложений.
1.4 Экономическая сущность и показатели рентабельности
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек)—отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота)— отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность (доходность) капитала
-отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL
)или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.[8]
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат),рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид
продолжение
--PAGE_BREAK--2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РТБО» 2.1. Общая характеристика ООО «РТБО»
ООО «РТБО» является юридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобрело с даты регистрации. Общество имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, счета в банке. Общество осуществляет свою деятельность самостоятельно на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования, всецело отвечает за результаты своей деятельности и выполнения обязательств перед заказчиками, бюджетом и банками.
Целями деятельности общества являются удовлетворение общественных потребностей в сфере поставки, ремонта, установки и демонтажа холодильного, прачечного, пищевого оборудования, а также систем кондиционирования для предприятий Орла и области.
Юридический адрес: 302025, г. Орел, Московское шоссе, 137
Компания является официальным дилером
крупнейших российских производителей сборных холодильных складов и холодильных камер; электроводонагревателей, таких как ОАО «Вяземский машиностроительный завод», ООО ПК «Продмаш»(торговая марка «СЕВЕР»). Поставляет холодильные камеры любых размеров и мощностей, осуществляет монтаж и пуско-наладочные работы любой сложности, гарантийное и постгарантийное обслуживание и ремонт.
Кредо компании– эффективное обслуживание клиентов, основанное на поддержке деловых партнерских взаимовыгодных отношений. Мы понимаем партнерство, как сотрудничество где, чем больше отдаешь – тем больше тебе возвращается, всегда стараемся объединить усилия и возможности, для создания решений, наиболее подходящих для достижения той или иной цели, стараясь укрепить долгосрочные отношения с клиентом.
2.2. Анализ прибыли ООО «РТБО»
Анализе финансовых результатов деятельности предприятия можно начать с анализа деловой активности. Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень выполнения плана по основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста.
Таблица 1. Результаты хозяйственной деятельности
Выручка и прибыль от реализации взяты из формы № 2.
Суммарные среднегодовые активы находим как половину суммы их на начала и конец года:
САс 2007 = (109+600)/2 = 354,5
САс 2008 = (600+12304)/2 = 6452
САс 2009 = (12304+15187)/2 = 13746
Темп роста выручки 2008/2007 = 23713/1233*100% = 1923%
Темп роста выручки 2009/2008 = 38332/23713*100% = 162%
Темп роста выручки 2009/2007 = 38332/1233*100% = 3109%
Аналогично находится темп роста прибыли и суммарных активов.
Деловая активность предприятия может быть охарактеризована различными финансовыми показателями, основными из которых являются объем реализации продукции (работ, услуг), прибыль, величина активов предприятия (авансированного капитала).
Оценить динамику этих показателей можно путем сопоставления темпов их изменений.
Оптимальным является следующее соотношение, базирующееся на их взаимосвязи:
где — соответственно, темпы изменения прибыли от реализации, выручки от реализации, суммы активов (капитала).
В 2007 году приведенное соотношение выполнялось
ТП>ТВ >ТА
В 2008 году приведенное соотношение не выполнялось
ТП
В 2009 году приведенное соотношение выполнялось частично
ТП>ТВ
То есть только в первом периоде выполнялось «золотое правило». В 2008 году темпы роста прибыли были меньше темпов роста выручки, что свидетельствует о недостаточном снижении издержек обращения. Темпы роста выручки от реализации меньше темпов роста активов, значит, ресурсы предприятия используются недостаточно эффективно. В 2009 году не выполнялось правило только для выручки и активов, значит можно сделать вывод о неэффективном использовании ресурсов предприятия.
Деловую активность можно охарактеризовать также с помощью показателей оборачиваемости активов, основных и оборотных средств и их элементов. Наиболее важными среди этих показателей являются коэффициенты оборачиваемости активов, фондоотдачи основных средств и оборачиваемости оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости активов
(1)
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
(2)
Таблица 2 — Показатели эффективности использования капитала и деловой активности
Данные для расчета возьмем из таблицы 1.
Коа 2007 = 1233/354,5 = 3,48
Коа 2008 = 23713/6452 = 3,68
Коа 2009 = 38332/13746 = 2,79
Коэффициент оборачиваемости активов(Ка) характеризует «работоспособность» имущества, то есть относительную способность активов приносить отдачу в виде выручки от реализации. На рассматриваемом предприятии он характеризует достаточную эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Оборачиваемость активов предприятия характеризуется некоторым ростом в 2008 году и относительным замедлением в 2009 в сравнении с предыдущим периодом. Снижение показателя характеризует снижение эффективности использования предприятием всех имеющихся ресурсов независимо от источников их образования.
Оборотные средства в формуле коэффициента оборачиваемости оборотных средств представляют собой среднегодовой остаток оборотных средств, т.е. половину суммы оборотных средств на начало и конец года.
Об.ср. 2007 = (24+532)/2 = 278
Об.ср. 2008 = (532+12117)/2 = 6325
Об.ср. 2009 = (12117+14856)/2 = 13487
Коб.ос. = 1233/278 = 4,44
Коб.ос. = 23713/6325 = 3,75
Коб.ос. = 38332/13487 = 2,84
Аналогичное значение имеет и коэффициент оборачиваемости оборотных средств, только применительно к оборотным средствам. Здесь наблюдается негативная тенденция к снижению коэффициента, то есть снижение эффективности использования предприятием оборотных средств.
Фондоотдача
(3),
где Фср. – среднегодовая стоимость основных средств, которая определяется как сумма основных средств на начало и наконец года деленная пополам.
Фср. 2007 = (85+68)/2 = 76,5
Фср. 2008 = (68+187)/2 = 127,5
Фср. 2009 = (187+331)/2 = 259
Фо 2007 = 1233/76,5 = 16,12
Фо 2008 = 23713/127,5 = 186
Фо 2009 = 38332/259 = 148
Проведем анализ уровня и динамики финансовых результатов. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Анализ структуры выручки от реализации и уровня финансовых результатов ООО «РТБО»
Показатели
Сумма, тыс.руб.
Абс. изм. 2009/2008
Отн. изм. 2009/2008, %
Абс. изм. 2009/2007
Отн. изм. 2009/2007, %
2007г.
2008г.
2009г.
1. Выручка от продажи товаров, услуг
1233
23713
38332
14619
161,6
37099
3108,8
2. Себестоимость проданных товаров, услуг
986
14887
28310
13423
190,2
27324
2871,2
3. Коммерческие и управленческие расходы
197
6884
7774
890
112,9
7577
3946,2
4. Прибыль, убыток от продаж
50
1942
2248
306
115,7
2198
4496
5. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности
48
1213
1387
174
114,3
1339
2889,6
6. Налог на прибыль
11
301
411
110
136,5
400
3736,4
7. Нераспределенная прибыль (убыток)отчетного периода (чистая прибыль)убыток)
37
912
976
64
107
939
2637,8
Таким образом, можно сделать выводы о том, что основные показатели финансовых результатов за последние три года имеют тенденцию к увеличению. Выручка в 2009г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 37099 тыс.руб., в процентном отношении на 3108,8%, что является положительным моментом в деятельности данного предприятия, т.к. от увеличения уровня выручки напрямую зависит объем прибыли. Однако имеются и негативные изменения: прибыль от продаж растет медленнее, чем выручка от реализации, что свидетельствует об относительном росте затрат на производство. Соответственно увеличиваются затраты 2009г. на 7577 тыс.руб. по отношению к 2009г.
Необходимо заметить, что за текущий период происходит увеличение коммерческих и управленческих расходов, в 2009 темп роста составил 112,9%
За период 2007-2008г.г. происходит резкое увеличение размера чистой прибыли – на 875 тыс. руб., в 2009 прибыль также растет.
2.3 Факторный анализ рентабельности
Для оценки оборачиваемости основных средств используется показатель фондоотдачи. Фондоотдача основных средств — это количество реализованной продукции в расчете на 1 рубль основных средств. В ООО «РТБО» достаточно высокая фондоотдача. Это связано с тем, что основных средств на предприятии имеется немного. В последнем периоде фондоотдача снизилась, то есть выручка растет недостаточными темпами по сравнению с ростом оборотным и внеоборотных активов.
Эффективность использования активов фирмы может быть оценена показателем рентабельности активов (Ра.).
(4)
Для расчета показателя делим чистую прибыль из строки 170 отчета о прибылях и убытках на среднегодовые суммарные активы из таблицы 5.
Ра 2007 = 7/354,5 = 0,10
Ра 2008 = 912/6452 = 0,14
Ра 2009 = 976/13746 = 0,07
Как видно в 2008 году рентабельность активов выросла, а в 2009 сократилась вдвое. Для анализа факторов, определяющих значение данного показателя, следует представить его в развернутой форме (формула Дюпона):
(5)
Проведем факторный анализ влияния рентабельности продаж (первый множитель) и оборачиваемости активов (второй множитель) на рентабельность активов.
Таблица 4 — Данные для факторного анализа рентабельности активов.
Наименование показателя
2007
2008
2009
2008-2007
2009-2008
Рентабельность продаж
0,03
0,04
0,03
+0,01
-0,01
Оборачиваемость активов
3,48
3,68
2,79
+0,2
-0,89
Рентабельность активов
0,10
0,14
0,07
+0,04
+0,07
Мультипликатор собственного капитала
4,99
8,17
8,51
3,18
0,34
Рентабельность собственного капитала
0,52
1,15
0,60
0,63
-0,55
Рпродаж 2007 = 37/1233 = 0,03
Р пр. 2008 = 912/23713 = 0,04
Р пр. 2009 = 976/38332 = 0,03
Оборачиваемость активов была рассчитана в таблице 6.
Произведем расчет увеличения 2008 года к 2007 году:
DРА(Рпр) = DРпр. * Об.акт. 2007 = 0,01*3,48 = 0,03
DРА(Об.акт.) = DОб.акт * Рпр. 2008 = 0,2*0,04 = 0,01
Баланс факторов 0,03+0,01=0,04
То есть можно сделать вывод, что в 2008 году произошло увеличение рентабельности активов в большей степени из-за увеличения рентабельности продаж, увеличение же коэффициента оборачиваемости активов повлияло в меньшей степени.
Произведем расчет увеличения 2009 года к 2008 году:
DРА(Рпр) = DРпр. * Об.акт. 2008 = — 0,01*3,68 = -0,04
DРА(Об.акт.) = DОб.акт * Рпр. 2009 = -0,89*0,03 = -,003
Баланс факторов -0,04+(-0,03) = -0,07
То есть на снижение рентабельности активов в большей степени повлияло снижение рентабельности продаж, но и снижение коэффициента оборачиваемости активов сыграло роль.
Эффективность использования собственного капитала оценивается с помощью показателя рентабельности собственных средств (Рс.с.).
(6)
Собственный капитал рассчитан как среднегодовое значение:
СК 2007 = (7+135)/2 = 71
СК 2008 = (135+1445)/2 = 790
СК 2009 = (1445+1784)/2 = 1614,5
Рассчитаем рентабельность собственных средств:
Рсс 2007 = 37/71 = 0,52
Рсс 2008 = 912/790 = 1,15
Рсс 2009 = 976/1614,5 = 0,60
Факторы, определяющие значение и динамику данного показателя, выявляются с помощью еще одной формулы Дюпона, дающей развернутое представление рентабельности собственных средств:
(7)
То есть факторами, влияющими на изменение рентабельности собственного капитала будут рентабельность продаж (первый множитель), оборачиваемость активов (второй множитель) и мультипликатора собственного капитала.
Мультипликатор собственного капитала равен отношению среднегодовых активов к среднегодовому собственному капиталу.
Мск 2007 = 534,5/71 = 4,99
Мск 2008 = 6452/790 = 8,17
Мск 2009 = 13746/1614,5 = 8,51
Произведем расчет увеличения 2008 года к 2007 году (в связи с округлением показателей до второй десятой значения получаются не точными, однако точный расчет был проверен средствами Excel):
DРск.(Рпр) = DРпр. * Об.акт.2007*Мск2007 = 0,01*3,48*4,99 = 0,17
DРск(Об.акт) = Рпр.2008*DОб.акт.*Мск2007 = 0,04*0,2*4,99 = 0,04
DРск(Мск) = Рпр.2008*Об.акт2008*DМск. = 0,04*3,68*3,18 = 0,42
Баланс факторов 0,17+0,04+0,42 = 0,63
На увеличение рентабельности собственного капитала в 2007 году по сравнению с 2008 наибольшее влияние оказал мультипликатор собственного капитала, меньшее влияние оказал рост рентабельности продаж и совсем незначительное увеличение оборачиваемости оборотных активов.
Произведем расчет увеличения 2009 года к 2008 году:
DРск.(Рпр) = DРпр. * Об.акт.2008*Мск2008 = -0,01*3,68*8,17 = -0,38
DРск(Об.акт) = Рпр.2009*DОб.акт.*Мск2008 = 0,03*(-0,89)*8,17 = -0,20
DРск(Мск) = Рпр.2009*Об.акт2009*DМск. = 0,03*2,79*0,34 = 0,03
Баланс факторов(-0,38)+(-0,20)+0,03=-0,55
Наибольшее отрицательное влияние на снижение рентабельности собственного капитала оказала рентабельность продаж, также отрицательно повлияло снижение коэффициента оборачиваемости активов, а рост мультипликатора собственного капитала оказал положительное влияние, но не смог перекрыть действия отрицательных факторов.
На основе всего произведенного анализа можно сделать следующие выводы. ООО «РТБО» находится на стадии становления предприятия. Предприятие достаточно финансово устойчиво и имеет собственные оборотные средства. Для улучшения финансового состояния на предприятии можно предложить следующие меры. Необходимо расширять рынок сбыта, не ограничиваясь только Орловской областью. Расширение рынка сбыта должно привести к увеличению выручка от реализации. На предприятии следует внедрить систему бюджетирования для планирования доходов и расходов, планирования движения денежных средств и анализа себестоимости реализованной продукции, а также систему управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Кроме того, анализ финансово-хозяйственно деятельности нужно проводит регулярно, с целью выявления возможных проблем, а не время от времени.
3 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
На основании данных таблицы 3 провести анализ производственно-хозяйственной деятельности по следующим её основным направлениям:
— производство и реализация продукции;
— эффективность использования ресурсов предприятия (основных средств, оборотных средств, материальных ресурсов, рабочей силы);
— себестоимость выпускаемой продукции;
— прибыль и рентабельность.
Исходные данные деятельности предприятии в сопоставимых ценах представлены в Приложении А.
продолжение
--PAGE_BREAK--
3.1 Анализ производства и реализации продукции
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:
— оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества
продукции;
— определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
— выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
— разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.
Основными показателями объема производства являются валовая, товарная, реализованная и чистая продукция (таблица 12).
Валовая продукция-это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Валовую продукцию рассчитаем как разницу между объемом выпуска продукции и внутренним оборотом.
Товарная продукцияотличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без НДС).
Значение реализованной продукции возьмем из таблицы 7 (выручка от реализации продукции).
Чистая продукция рассчитывается, как разница между товарной продукцией и стоимостью сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и затрат на топливо и энергию [2].
Таблица 5 – Основные виды продукции предприятия
Показатель
Отчет за 2007 год, тыс. руб.
2008 год
план, тыс. руб.
факт, тыс. руб.
Валовая продукция
16810
20407
17740
Товарная продукция
18815
22890
20274
Реализованная продукция.
12507
17748
15789
Чистая продукция
6341
8884
8781
Кроме того, необходимо провести оценку выполнения плана по производству и реализации продукции:
Таблица 6 — Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2008г.
Объем выпуска продукции (товарная продукция), тыс. руб.
Реализация продукции, тыс. руб
план
факт
абс.
откл-е
Отн.
откл–е,%
план
факт
абс.
откл-е
Отн.
откл-е,%
22890
20274
-2616
-12,9
17748
15789
-1959
-12,4
Данные анализа свидетельствуют о том, что фактический объём выпуска продукции меньше запланированного на 12,9%. Реализовано продукции в 2008г. было на 1959 тыс. руб. меньше, чем запланировано, что является негативным фактором.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Ритмичность означает равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, которые предусмотрены планом.
Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности. Он определяется отношением фактического (ВП0) (но не выше планового задания) выпуска продукции к плановому выпуску (ВП1):
, (17)
.
Полученное значение показывает, что фактический выпуск продукции ниже планового на 12% [3].
Исходя из произведённых расчётов, можно сделать вывод о том, что фактический объём выпуска продукции был меньше запланированного. Разница составила 13%. Как следствие, реализовано продукции в 2008г. было на 1959 тыс. руб. меньше, чем запланировано. Сокращение объемов производства и реализации является отрицательной тенденцией.
3.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия
Анализ основных средств
Основные средства являются одним из важнейших факторов эффективности любого производства. Задачами анализа являются определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами, уровня их использования, изучения степени использования производственной мощности предприятия и оборудования и выявления резервов повышения эффективности использования основных средств.
Для обобщающей характеристики интенсивности и эффективности использования основных средств рассчитываются следующие показатели:
1. фондорентабельность (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств);
2. фондоотдача основных производственных фондов (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов);
3. фондоотдача активной части ОПФ (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости активной части ОПФ);
4. фондоемкость (отношение среднегодовой стоимости ОПФ к стоимости произведенной продукции за отчетный период).
Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стоимости основных средств к среднесписочной численности рабочих [1].
Таблица 7 — Анализ использования основных средств предприятия
Показатель
Значение
Отклонение фактического значения
2007
2008
От плана
От прошлого года
Абс. изм.
Отн. изм., %
Абс. изм.
Отн. изм.,%
План
Факт
Валовая продукция, тыс. руб.
16810
20407
17740
-2667
-13
930
5,5
Результат от реализации (прибыль, убыток), тыс. руб.
1749
3906
3021
-885
-22,6
1272
72,7
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
13079
15240
13568
-1672
-11
489
3,7
доля активной части ОС, %
58
60
61
1
1,7
3
5,2
Среднегодовая стоимость активной части ОПФ, тыс. руб.
7585,8
9144
8276,5
-867,5
-9,5
690,7
9,1
Среднесписочная численность ППП, чел:
550
552
450
-102
-18,5
-100
-18,2
Фондорентабельность
0,13
0,26
0,22
-0,4
-15,4
0,9
69,2
Фондоотдача ОПФ, руб./руб.
1,28
1,34
1,3
-0,4
-3
0,02
1,6
Фондоотдача активной части ОПФ, руб./руб.
2,2
2,2
2,1
-0,1
-4,5
-0,1
-4,5
Фондоемкость, руб./руб.
0,78
0,75
0,76
0,01
1,33
-0,02
-2,56
Фондовооруженность, руб./чел.
23,8
27,6
30,1
2,5
9
6,3
26,5
Фондоотдача ОПФ в течение изучаемого периода незначительно увеличилась — всего на 1,6%, однако не достигла запланированного значения в 1,3 руб./руб. Тем не менее, незначительный рост этого показателя в любом случае свидетельствует о некотором росте выпуска продукции. В то же время фондоотдача активной части ОПФ снизилась к 2008г. на 4,5%.
Изменение фондоёмкости в течение исследуемых двух лет практически незаметно: в 2008г. величина этого показателя оказалась равной 0,76 руб./руб., что на 1,33% превышает плановую фондоёмкость [6].
Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи (), но и от рентабельности продукции (). Взаимосвязь этих показателей можно представить в виде формулы:
, (8)
Рентабельность выпуска продукции может быть рассчитана следующим образом:
, (9)
Таблица 8 — Анализ рентабельности продукции и фондорентабельности
Показатель
Значение
Отклонение фактического значения
2007
2008
От плана
От прошлого года
Абс. изм.
Отн. изм.,%
Абс. изм.
Отн. изм.,%
План
Факт
Валовая продукция, тыс. руб.
16810
20407
17740
2875
11,27
6989,2
32,67
Результат от реализации (прибыль, убыток), тыс. руб.
1749
3906
3021
3077,4
13,87
9344,4
58,7
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
10758
12540
12768
228
1,8
2010
18,7
Фондоотдача ОПФ, руб./руб.
1,28
1,34
1,3
-0,4
-3
0,02
1,6
Рентабельности продукции, %
16,3
31,1
23,7
-7,4
-23,8
7,4
45,51
Фондорентабельность, %
20,9
41,7
30,9
— 10,8
-25,9
10
47,71
На основании произведённых расчётов можно сделать вывод о том, что фактическая рентабельность основных фондов ниже плановой на 10,8%; однако величина этого показателя к концу 2008г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 10%.
Рассмотрим изменение рентабельности за счёт следующих факторов:
— фондоотдачи ОПФ:
∆Rопф= ∆ФО * Rвппл = (1,3 – 1,34) * 31,1= — 1,24 %;
— рентабельности продукции:
∆Rопф = ФОфакт * ∆Rвп= 1,3 * (23,7 – 31,1) = -9,6 %.
Кроме того, существует зависимость между выпуском продукции и фондоотдачей. Она может быть представлена в виде следующей формулы:
, (10)
Произведём факторный анализ влияния на величину объёма выпуска продукции различных факторов:
ВП0= ОС0. ФО0 = 15240 * 1,34 = 20421,6 (тыс. руб.);
ВП1 = ОС1*ФО0= 13568 * 1,34 = 18181,1 (тыс. руб.);
ВП2 = ОС1*ФО1 = 13568*1,3 = 17638,4 (тыс. руб.).
Изменение выпуска продукции за счет:
— изменения фондоотдачи:
∆ВП(ФО) = 17638,4 – 18181,1 = -542,7 тыс. руб.
— изменения среднегодовой стоимости основных средств:
∆ВП(ОС) = 18181,1 – 20421,6 = -2240,5 тыс. руб.
Факторный анализ показал, что изменение плановой фондоотдачи на фактическую приводит к снижению выпуска продукции на 542,7 тыс. руб. Изменение стоимости основных средств также ведет к значительному снижению величины выпуска продукции – на 2240,5 тыс. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Анализ использования оборотных средств
Финансовое положение предприятия находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, поэтому предприятия заинтересованы в организации наиболее рационального движения и использования оборотных средств.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.
Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и т.п.) до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.
, (11)
где — объем реализованной продукции;
ОбС – объем оборотных средств.
Также еще одним показателем, характеризующим эффективность загрузки оборотных средств, является коэффициент загрузки. Он обратен коэффициенту оборачиваемости.
Помимо этого, рассчитывается длительность оборота, т.е. время за которое оборотные средства завершают полный цикл:
, (12)
где T– продолжительность расчетного периода [2].
Таблица 9 – Анализ использования оборотных средств
Показатель
Значение
Отклонение фактического значения
2007
2008
От плана
От прошлого года
Абс. изм.
Отн. изм.,%
Абс. изм.
Отн. изм.,%
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
Объем реализованной продукции, тыс. руб.
12507
17748
15789
-1959
-11
3282
26,2
1
2
3
4
5
6
7
8
Величина оборотных средств, тыс. руб.
11275
13795
17786
3991
28,9
6511
57,7
Коэффициент оборачиваемости, кол-во оборотов
1,11
1,29
0,89
-0,4
-31,01
-0,22
-19,82
Коэффициент загрузки, доля
0,9
0,78
1,12
0,34
43,59
0,22
24,44
Длительность оборота, дни
329
284
412
128
45,07
83
25,23
Коэффициент оборачиваемости на конец 2008г. составил 0,89, что на 31% меньше прошлогоднего значения. Снижение этого коэффициента свидетельствует о неэффективной деятельности предприятия, кроме того, оборотные средства не совершают даже одного оборота за период, а значит, совершается меньше производственных циклов. Коэффициент загрузки соответственно увеличивается.
Анализ материальных ресурсов
Анализ использования норм и затрат материалов и других ресурсов является одним из основных вопросов анализа производства.
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.
К обобщающим показателям относятся прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции.
Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат. Значение материалоотдачи должно быть больше 1.
Материалоемкость продукции — отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции. Нормативное значение коэффициента – меньше 1.
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Производство считается материалоёмким, если величина этого показателя превышает значение в 50%.
Частные показатели материалоемкости применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий [3].
Представим все вышеперечисленные обобщающие показатели в виде таблицы 10:
Таблица 10 – Анализ использования материальных ресурсов
Показатель
Значение
Отклонение фактического значения
2007
2008
От плана
От прошлого года
Абс. изм.
Отн. изм.,%
Абс. изм.
Отн. изм.,%
План
Факт
Валовая продукция, тыс. руб.
16810
20407
17740
2875
11,27
6989,2
32,67
Материальные затраты, тыс. руб.
10087
11227
9445
-1782
-15,9
-642
-6,4
Полная себестоимость продукции, тыс. руб.
15950
19295
16420
-2879
-14,9
470
2,9
Результат от реализации (прибыль, убыток), тыс. руб.
1749
3906
3021
3077,4
13,87
9344,4
58,7
Прибыль на рубль материальных затрат, руб.
0,17
0,35
0,32
— 0,03
-8,6
0,15
88,24
Материалоотдача, руб./руб.
1,67
1,82
1,88
0,06
3,3
0,21
12,57
Материалоемкость, руб./руб.
0,6
0,55
0,53
— 0,02
— 3,64
— 0,07
— 11,67
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, %
63
58
57,5
— 0,5
-0,86
-5,5
-8,7
Материалоотдача к концу 2008г. увеличилась на 12,57% и составила 1,88 руб./руб. Это значит, что на каждый вложенный рубль материальных затрат приходится 1,88руб. выпускаемой продукции. Материалоёмкость в течение всего исследуемого периода не превышает единицы, что является нормой и свидетельствует об эффективном использовании ресурсов. Следует отметить, что наметилась тенденция к снижению материалоёмкости: в 2008г. её значение меньше запланированного на 3,64%. Удельный вес материальных затрат превышает 50%, что является признаком того, что производство предприятия является материалоёмким, а деятельность его успешна.
Факторную модель материалоемкости можно представить следующим образом:
, (13)
Определим влияние материальных затрат и выпуска продукции на величину материалоёмкости:
МЕ0= МЗпл / ВПпл = 0,55 (руб./руб.);
МЕ1 = МЗфакт / ВПпл = 0,46(руб./руб.);
МЕ2 = МЗфакт / ВПфакт = 0,53(руб./руб.);
Изменение материалоёмкости за счёт:
— выпуска продукции:
∆МЕвп = 0,53 – 0,46 = 0,07 (руб./руб.);
— материальных затрат:
∆МЕмз = 0,46 – 0,55 = — 0,09 (руб./руб.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменение выпуска продукции увеличивает материалоёмкость на 0,07 руб./руб, в то время, как изменение материальных затрат, напротив, снижает на 0,09 руб./руб.
Анализ использования трудовых ресурсов
Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
Анализ трудовых показателей – это один из основных разделов анализа работы предприятий. Работники ППП подразделяются на рабочих и служащих. В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и других служащих. Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных. Для проведения анализа использования трудовых ресурсов необходимо рассмотреть структуру персонала, оценить долю рабочих в общей численности ППП.
, (14)
где Rр– численность рабочих;
Rппп– численность промышленно-производственного персонала [1].
Производительность труда находится по формуле 9:
.
Таблица 11 – Анализ использования трудовых ресурсов
Показатель
Значение
Отклонение фактического значения
2007
2008
от плана
от прошлого года
Абс. изм.
Отн. изм.,%
Абс. изм.
Отн. изм.,%
План
Факт
Удельный вес рабочих в общей численности ППП
0,85
0,88
0,91
0,03
3,4
0,06
7,06
Среднегодовая выработка на одного рабочего, тыс.руб./чел.-час
0,16
0,17
0,19
0,02
11,76
0,03
18,75
Зарплата одного работника, тыс. руб. в год
7,5
9,11
10,76
1,65
18,11
3,26
43,47
Среднегодовая выработка на одного рабочего в течение исследуемого периода незначительно увеличилась, однако, к концу 2008г. значение этого показателя превысило план на 11,76%, что, несомненно, говорит о повышении эффективности использования трудовых ресурсов. На основании имеющихся данных можно рассчитать коэффициент опережения, как отношение темпа роста производительности труда к темпу роста заработной платы:
Коп = 1,1875/1,4347 = 0,828
Полученное значение не достигает 1; это значит, что рост заработной платы работников опережает рост производительности труда, что является отрицательной тенденцией и говорит о неэффективности деятельности организации.
Таблица 12 – Анализ рентабельности промышленно-производственного персонала
Показатель
2007г.
2008г.
Абсолютное отклонение
план
факт
от плана
от 2007 г.
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
1749
3906
3021
-885
1272
Валовый объем производства продукции, тыс. руб.
18678
22752
20120
-2632
1442
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
12507
17748
15789
-1959
3282
Среднесписочная численность работников, чел.
550
552
450
-98
-100
Рентабельность продаж, %
13,98
22
19,13
-2,87
5,15
Удельный вес продаж в стоимости произведенной продукции
0,67
0,78
0,78
0,11
Среднегодовая выработка продукции одним работником, тыс. руб.
33,96
41,22
47,71
6,49
13,75
Прибыль на одного работника, тыс. руб.
3,18
7
6,71
— 0,29
3,53
Определим влияние на рентабельность продаж таких факторов, как прибыль от реализации продукции и выручка от реализации продукции:
, (15)
R0= 3906 / 17748 * 100% = 22%;
R1 = 3021 / 17748 * 100% = 17%;
R2 = 3021 / 20120 * 100% = 15%.
Изменение рентабельности продаж за счёт:
— выручки от реализации продукции:
∆RВреал. = 15 — 17 = — 2%;
— прибыли от реализации продукции
∆RПреал. = 17 — 22 = 5%.
На основании произведённых расчётов можно сделать вывод о том, что при фактическом значение выручки от реализации снижает рентабельность продаж на 2%. Снижение фактической прибыли от реализации также снижает рентабельность продаж на 5%. продолжение
--PAGE_BREAK--
3.3 Анализ себестоимости выпускаемой продукции
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет огромное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.
Рассмотрим структуру затрат производственной себестоимости валовой продукции. Величины затрат предприятия представим в виде таблицы 13:
Таблица 13 – Структура затрат производственной себестоимости
Элементы затрат
Сумма, тыс. руб.
Удельный вес затрат, %
2007 г
2008 г.
отклонение
2007 г.
2008 г.
отклонение
план
факт
от плана
от 2007
план
факт
от плана
от 2007
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Оплата труда, тыс. руб.
1682
3062
2589
-473
907
10,5
15,9
15,8
-0,1
5,3
Социальные отчисления, тыс. руб.
236
365
313
-52
77
1,48
1,9
1,9
-
0,42
Материальные затраты, тыс. руб.
10356
11699
9862
-1837
-494
64,9
60,6
60,1
-0,5
-4,8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
В том числе:
— сырье и материалы, тыс. руб.
10087
11227
9445
-1782
-642
63,2
58,2
57,5
-0,7
-5,7
— топливо и энергия, тыс. руб.
33
107
104
— 3
71
0,2
0,6
0,6
-
0,4
— покупные полуфабрикаты, тыс. руб.
821
661
458
-203
-160
5,15
3,4
2,8
-0,6
-2,35
Расходы на подготовку производства, тыс. руб.
1566
2068
1590
-478
24
9,8
10,7
9,7
-1
-0,1
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, тыс. руб.
1682
3062
2589
-473
-907
10,6
15,9
15,8
-0,1
5,2
Общепроизводственные расходы, тыс. руб.
236
365
313
-34
-77
1,5
1,9
1,9
-
0,4
Общехозяйственные расходы, тыс. руб.
54
60
51
-9
-3
0,3
0,3
0,3
-
-
Потери от брака, тыс. руб.
840
1020
920
-100
80
5,3
5,3
5,6
0,3
0,3
Итого производств. себестоимость, тыс. руб.
15950
19295
16420
-2875
-470
100
100
100
-
-
В том числе:
— переменные затраты, тыс. руб.
13095
15787
13222
-2565
127
82,1
81,8
80,5
1,3
1,6
— постоянные затраты, тыс. руб.
2855
3508
3198
-310
343
17,9
18,2
19,5
1,3
1,6
Фактическая производственная себестоимость в 2008г. составила 16420 тыс. руб., что ниже запланированного значения на 2875 тыс. руб. Вместе с тем выросли переменные затраты: к концу 2008г. их значение повысилось на 127 тыс. руб. Постоянные затраты также увеличились, однако их удельный вес в производственной себестоимости составляет всего в среднем за 2 года 18,5%, поэтому их увеличение незначительно сказалось на себестоимости продукции. Основную часть производственной себестоимости составляют материальные затраты (60,1% в 2008 году), а именно сырье и материалы (57,5%). Это на 5,7% ниже, чем в 2007 году и на 0,7% ниже запланированных.
3.4 Анализ прибыльности и рентабельности
Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.
Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Валовая прибыль – это разница между выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода.
Балансовая прибыльвключает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Иными словами, это сумма финансовых результатов от реализации продукции, внереализационных доходов, за вычетом внереализационных расходов.
Чистая прибыль— это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль [3].
Таблица 14 – Расчёт прибыли предприятия.
Показатель
Значение
Отклонение от факт.значения
2007
2008
От плана
От 2007 года
Абс. изм.
Отн. изм,%
Абс. изм.
Отн. изм.,
%
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Результат от реализации (прибыль, убыток), тыс. руб.
1749
3906
3021
3077,4
13,87
9344,4
58,7
Внереализационные доходы, тыс. руб.
1247
1882
1890
8
0,4
643
51,6
Внереализационные расходы, тыс. руб.
637
455
670
215
47,2
33
5,8
Балансовая прибыль, тыс. руб.
2359
5333
4241
-1092
-20,5
1882
79,8
Налог на прибыль, тыс. руб.
471,8
1066,6
848,2
-218,4
-20,5
376,4
79,8
Чистая прибыль, тыс. руб.
1887,2
4266,4
3392,8
-873,6
-20,5
1505,6
79,8
Величина чистой прибыли в 2008г. увеличилась на 1505,6 тыс. руб. и составила 3392,8 тыс. руб. Однако это на 20,5% ниже запланированного уровня чистой прибыли. Внереализационные доходы в 2008г. превысили план на 0,4% и составили 1890 тыс. руб. По сравнению с прошлым 2007г. доходы увеличились значительно – на 51,6%. Однако внереализационные расходы также выросли до 670 тыс. руб., что на 47,2% превышает план.
Таблица 15 – Анализ использования прибыли
Вид фонда
Процент использования прибыли, %
Сумма отчислений, тыс. руб.
Абс. откл., тыс. руб.
Сумма отчислений, тыс. руб.
Абс. откл., тыс. руб.
2008г.
2008г.
план
факт
план
факт
2007 г.
2008 г.
%
сумма
Бюджет
20
20
853,3
678,6
-174,7
2
377,4
678,6
301,2
Резервный фонд
10
10
426,6
339,3
-87,3
10
188,7
339,3
150,6
Фонд накопления
30
30
1279,9
1017,8
-262,1
30
566,2
1017,8
451,6
Фонд потребления
20
15
853,3
508,9
-344,4
20
377,4
508,9
131,5
Прочие цели
40
45
1706,6
1526,8
179,8
40
754,9
1526,8
771,9
Итого:
100
100
4266,4
3392,8
873,6
100
1887,2
3392,8
1505,6
По сравнению с планом фактических отчислений в 2008г. в бюджет было осуществлено меньше на 174,7 тыс. руб.; в резервный фонд – на 87,3 тыс. руб.; в фонд накопления – на 262,1 тыс. руб.; в фонд потребления – на 344,4 тыс. руб. Однако на прочие цели было потрачено на 179,8 тыс. руб. больше, чем запланировано. Общая сумма отчислений в 2008г. составила 3392,8 тыс. руб., что на 873,6 тыс. руб. больше, чем плановая величина отчислений, и больше на 1505,6 тыс. руб., чем было выплачено в 2007г.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Показатели рентабельности:
Рентабельность производственной деятельности:
продолжение
--PAGE_BREAK--
RПД= , (16)
Рентабельность реализованной продукции:
RРП= , (17)
Рентабельность основного капитала:
RК= , (18)
Рентабельность оборотного капитала:
RОК= , (19)
Рентабельность основной деятельности:
RОД= , (20)
Рассчитаем эти показатели и сведем данные в таблицу 16:
Таблица 16 – Анализ показателей рентабельности
Показатель
Значение
Отклонение
2007
2008
От плана
От 2007года
Абс. изм.
Отн. изм.
Абс. изм.
Отн. изм.
План
Факт
Рентабельность производственной деятельности, %
11,8
22,1
20,8
— 1,3
-5,9
9
76,3
Рентабельность продаж, %
13,98
22
19,13
-2,87
5,15
13,98
22
Рентабельность основного капитала, %
14,4
28
25
-3
10,7
10,6
73,6
Рентабельность оборотного капитала, %
16,7
30,9
19,1
-11,8
-38,2
2,4
14,4
Рентабельность основной деятельности, %
17,5
34
26,6
-7,4
-21,8
9,1
52
В целом уровень рентабельности в 2008г. повысился по всем показателям по сравнению с 2007 годом, особенно увеличилась рентабельность производственной деятельности – на 76,3%. Тем не менее, ни одно полученное значение не достигло планируемых уровней. Но можно сказать, что деятельность предприятия рентабельна.
4 ОЦЕНКА ВЗАИМОСВСЯЗИ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА
На основе динамики отдельных показателей производственной деятельности предприятия оценить взаимосвязь между ними с помощью статистических методов анализа.
Таблица 17 – Показатели производственной деятельности предприятия
№ п/п
Производительность труда на одного человека, тыс. руб.
Балансовая прибыль, млн. руб.
1
52,008
41,589
2
51,835
41,559
3
52,014
41,582
4
51,739
41,524
5
51,724
41,449
6
51,699
42,734
7
52,093
41,574
8
51,811
41,547
9
51,823
41,469
10
51,751
41,502
11
51,663
41,249
12
52,978
41,562
13
51,802
41,554
14
51,728
41,444
15
51,907
41,539
16
52,010
41,589
17
50,989
41,579
18
51,841
41,554
19
51,524
41,183
20
52,199
41,709
4.1 Метод группировки данных
1. Выбираем группировочный признак – им является производительность труда на одного человека;
2. Теперь определим, однородна ли совокупность, с помощью коэффициента вариации.
Прежде чем найти коэффициент вариации, необходимо найти — среднее значение факторного признака; – среднее значение результативного признака.
= , (21)
= 1037,138 / 20 = 51,8563 (тыс. руб.).
= , (22)
= 831,491 / 20 = 41,57455 (тыс. руб.).
Коэффициент вариации может быть найден по формуле:
= *100%, (23)
Среднеквадратическое отклонение:
σ= , (24)
где xi– индивидуальное значение признака-фактора
n– число единиц совокупности
σ = 2,3323
Найдем коэффициент вариации:
= 2,3323 / 51,8563 * 100% = 4,4975%
Полученное значение меньше 35%, следовательно, исследуемая совокупность однородна.
3.Рассчитаем оптимальное число групп.
Расчет проведем по формуле Стерджесса:
k= 1 + 3.322 lgn, (25)
k= 1+3,322*ln20= 5,3 ≈ 5
оптимальное число групп равно 5.
4.Определяем величину интервала.
i=
, (26)
i = = 0,3978.
5.Зная величину интервала и минимальное значение признака-фактора, сформируем группы предприятий по производительности труда на одного человека, имеющиеся данные занесём в таблицу.
Таблица 18 — Группы по производительности труда на одного человека.
6. Определим балансовую прибыль предприятий в группах и среднюю балансовую прибыль по каждой группе, т.е. проведём подсчет общих и групповых итогов. Полученные результаты представим в виде следующей таблицы:
Таблица 19 — Подсчет балансовой прибыли в группах.
Группы
Группы по производительности труда на одного человека, тыс. руб.
Балансовая прибыль предприятий в группе, млн. руб.
Средняя балансовая прибыль предприятия в группе, млн. руб.
1
50,989 – 51,3868
41,579
41,576
2
51,3868 – 51,7846
291,085
41,58357
3
51,7846 – 52,1824
415,556
41,5556
4
52,1824 – 52,5802
41,709
41,709
5
52,5802 — 52978
41,562
41,562
Итого:
831,491
7. Установим взаимосвязи между производительностью труда на одного человека и балансовой прибылью; данные заносим в таблицу 20.
Таблица 20 — Итоговая группировочная таблица.
Группы
Группы по фондоотдаче
Число предприятий
Средняя производительность труда на одного человека, тыс. руб.
Средняя балансовая прибыль, млн. руб.
1
50,989 – 51,3868
1
51,1879
41,576
2
51,3868 – 51,7846
7
51,5857
41,58357
3
51,7846 – 52,1824
10
51,9835
41,5556
4
52,1824 – 52,5802
1
52,3813
41,709
5
52,5802 — 52978
1
52,7791
41,562
Итого:
20
51,9835
207,9862
продолжение
--PAGE_BREAK--
4.2 Дисперсионный анализ
Требуется определить, существует ли зависимость производительности труда на одного человека от фондоотдачи. Осуществим это в несколько этапов:
1. По формулам 21 и 22 найдём среднее значение факторного и результативного признаков.
– среднее значение факторного признака; – среднее значение результативного признака.
= 51,8563 (тыс. руб.);
= 41,57455 (тыс. руб.).
2. Определим величину интервала по формуле 36. Она равна 0,3978.
3. Далее вся совокупность делится на однородные группы. Для каждой группы рассчитывают среднюю и дисперсию. В результате получают внутригрупповую и межгрупповую дисперсии. Общая дисперсия показывает влияние всех условий (факторов) на вариацию признака. Внутригрупповая (случайная) дисперсия показывает влияние случайных, не учитываемых условий (факторов) на вариацию признака, то есть зависит от группировочного признака. Межгрупповая дисперсия характеризует вариацию признака под влиянием определяющих условий, связанных с группировочным признаком [9].
Таблица 21- Расчет внутригрупповой и межгрупповой дисперсии
Группы по производительности труда, тыс. руб.
Балансовая прибыль, млн. руб.
1
2
3
4
1. 50,989 – 51,3868
41,579
623961
623961
Итого по группе 1:
41,579
623961
2. 51,3868 – 51,7846
41,524
624047,9
292038,6
41,449
624166,4
42,734
622137,6
41,502
624082,6
41,249
624482,4
41,444
624174,3
41,183
624586,7
1
2
3
4
Итого по группе 2:
291,085
4367678
3. 51,7846 – 52,1824
41,589
623945,2
173001,9
41,559
623992,6
41,582
623956,2
41,574
623968,9
41,547
624011,5
41,469
624134,8
41,554
624000,5
41,539
624024,2
41,589
623945,2
41,554
624000,5
Итого по группе 3:
415,556
6239979,6
4. 52,1824 – 52,5802
41,709
623755,6
623755,6
Итого по группе 4:
41,709
623755,6
5. 52,5802 — 52978
41,562
623987,8
623987,8
Итого по группе 5:
41,562
623987,8
Всего:
831,491
12479362
2336745
4. Дисперсионный анализ дает возможность установить влияние группировочного признака и влияние случайных величин на результативный признак. При этом общая дисперсия результативного признака разделяется на факторную и остаточную (или случайную) факторную дисперсию сравнивают со случайной с учетом степеней свободы. Число степеней свободы: для общей дисперсии — число значений варьирующего результативного признака без одного (n-1), для факторной дисперсии — число групп без одной (I-1) [10].
Произведём расчёт исправленной дисперсии в таблице 22:
Таблица 22 – Расчет исправленной дисперсии
Показатель
Условное обозначение
Вариация
Общая
Групповая
Остаточная
1.Общая вариация
w
12479362
2336745
10142617
2.Число степеней свободы
k
19
4
15
3.Исправленная дисперсия
σ
656808,5263
584186,3
676174,5
5. Оценка достоверности влияния факторного признака на результативный производится с помощью рассчитанного значения F- критерия (критерия Фишера). Критерий Фишера представляет собой отношение факторной и случайной дисперсий, рассчитанных на одну степень свободы.
S2гр> S2ост, следовательно, Fфакт = S2гр / S2ост
Fфакт = 584186,3/ 676174,5 = 0,86395
Fфакт
4.3 Корреляционный анализ
Корреляционная зависимость проявляется только в средних величинах и выражает тенденцию к увеличению или уменьшению значения одной переменной при возрастании или снижении другой.
1. Корреляционная связь – это связь, характеризующая взаимную зависимость двух случайных величин Xи Y. При этом изменение результативного признака (Y) обусловлено влиянием факторного – (X) не всецело, а лишь частично т.к. возможно влияние других факторов.
В большинстве случаев связи в общественных явлениях изучаются по уравнению прямой:
, (27)
где – результативный признак (балансовая прибыль);
x
– факторный признак (фондоотдача); – свободный член уравнения (средний уровень фондоотдачи при x=0),
– коэффициент регрессии, показывающий на сколько в среднем увеличится уровень фондоотдачи с увеличением балансовой прибыли.
Уравнение прямой, описывающее корреляционную связь, является уравнением связи, или регрессии, а сама прямая – линией регрессии. Параметры уравнения прямой находятся при решении системы нормальных уравнений.
, (28)
где nчисло единиц совокупности [10].
Решая эту систему, находим:
, (29)
, (30)
Найдем значения а0и а1:
а0 = 39,5819;
а1 = 0,03842.
Подставляя a
и a
1в уравнение регрессии получаем:
yх = 39,5819 – 0,03842*х.
2.Для измерения тесноты линейной связи применяется относительный показатель, который называется линейным коэффициентом корреляции rxy:
, (31)
Рассчитанный коэффициент корелляции оказался равен:
Rxy= 0,02244.
Квадрат линейного коэффициента корреляции называется коэффициентом детерминации (R):
d= rxy2, (32)
d= 0,0005.
Коэффициент детерминации показывает зависимость вариации результативного признака от вариации факторного. Коэффициент детерминации показывает, что вариация результативного признака обусловлена вариацией признака факторного на 0,05% [9].
На основании проведенных расчетов построим зависимость балансовой прибыли от фондоотдачи. продолжение
--PAGE_BREAK--