--PAGE_BREAK--Отдел сбыта проводит тендеры, а также заключает государственные контракты. В современных условиях возрастающей конкуренции заключение договоров с «крупными» покупателями (с большими объемами реализации) имеет для завода огромное значение, т. к. напрямую влияет на объемы производства продукции.
В Калининградской области существует множество фирм занимающихся производством хлеба и хлебобулочных изделий, и их число постоянно растет. Наиболее сильные конкуренты постоянно стремятся к совершенствованию своей деятельности. Повышению качества продукции и, следовательно, внедряют новые технологии.
На деятельность предприятия ЗАО «Светлогорский хлеб», как и на любое предприятие, оказывают действие внешние силы, причем степень их влияния различна. Наглядно это можно продемонстрировать с помощью модели 5-ти сил конкуренции М.Портера.
Схема М.Портера: Приложение № .
1-самое большое влияние
2-самое маленькое влияние
Итак, с помощью модели пяти сил конкуренции Майкла Портера была проведена оценка конкуренции в хлебопекарной отрасли. По силе возможности, по значимости факторы конкуренции для ЗАО «Светлогорский хлеб» можно проранжировать следующим образом:
1)Соперничество между имеющимися конкурентами. Это приоритетная сила, поскольку данная отрасль является конкурентной. На рынке, где осуществляет свою деятельность ЗАО «Светлогорский хлеб» можно выделить 4 основных конкурента; ЗАО «Первый хлебозавод» г. Калининград; ЗАО «Русский хлеб» г.Калининград; ЗАО «Балтийский хлеб» г.Балтийск; ЧП Вульферт А.А. Зеленоградский район, п. Коврово. Между перечисленными предприятиями и наблюдается основная конкурентная борьба.
2) Угроза появления на рынке новых конкурентов. Это вторая по приоритетности сила. Постоянное появление новых мелких пекарен связано со спецификой данной отрасли (значения основных экономических показателей отрасли способствует их увеличению). Для новичков вход в отрасль на данном рынке будет несколько осложнен: необходим первоначальные капитал, технологии, не уступающие конкурентам, а также налаживание процесса товарораспределения, — и при этом необходимо учитывать то, что на рынке уже присутствуют сильные компании, которые действуют на разных сегментах.
3) Поставщики. Угроза со стороны поставщиков, которые способны диктовать свои условия, существует, поскольку те производители, которые закупают сырье по более низким ценам, находятся в более выгодном положении. Поставщики действуют на конкурентную борьбу главным образом с помощью цены и качества поставляемого сырья и материалов. И так как они играют важную роль в производстве качественной продукции, то это укрепляет зависимость предприятий от поставщиков. Поставщики могут определять политику поставок, выбирать наиболее выгодные предложения по поставкам отказывать нежелательным клиентам. Основными поставщиками сырья и материалов предприятия ЗАО «Светлогорский хлеб» являются Советский мукомольный завод (мука), Масложировая компания г. Калининград, Знаменский маргариновый завод и ПКП «Бридж» (топливо), чьи поставки и играют большую роль в функционировании предприятия. С ними налажено долгосрочное сотрудничество, но все равно деятельность предприятия ЗАО «Светлогорский хлеб» во многом зависит от своих существующих поставщиков, т.к. они предлагают сырье, материалы и топливо по более низким ценам, чем у других поставщиков.
4) Влияние потребителей (способность покупателей диктовать свои условия). Влияние покупателей невелико потому, что предприятие выпускает наиболее употребляемый в пищу продукт. Но потребители могут сталкивать интересы конкурирующих организаций с помощью специальных средств воздействия на рынок, что вынуждает предприятия снижать цены, повышать качество продукции, увеличивать ассортимент, то есть искать новые конкурентные преимущества. Спрос на хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия был, и будет оставаться высоким и стабильным.
Основными потребителями продукции, производимой предприятием ЗАО «Светлогорский хлеб», являются предприятия розничной торговли любой формы собственности г. Светлогорска, Пионерского, пос. Донского, пос. Янтарного; воинские части БФ; детские школьные учреждения; учреждения социальной сферы; санатории, пансионаты.
5) Угроза появления товаров – субститутов. Эта сила оказывает на организацию самое маленькое воздействие, потому что трудно предположить, что в ближайшее время появится какой – то новый продукт, заменяющий хлеб, хлебобулочные изделия.
10. Организация учетно-аналитических служб предприятия
Данное предприятие имеет в своей собственности 9 ЭВМ. Из них 7 ПК используются работниками бухгалтерии, 1 находится в приемной, 1 – в экспедиции. Компьютеры бухгалтерии оснащены программой «БЭСТ» (Бухгалтерия, Экономика, Статистика).
По функциональному назначению «БЭСТ» объединяет функции собственно бухгалтерского учета, оперативного учета, статистического учета, оперативного, финансового учета.
Существуют операторы по обработке первичной информации.
Бухгалтерский штат разделен на: отдел реализации готовой продукции, кассиры, бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по магазинам, главный бухгалтер.
Эта структура и выполняет обработку учетной информации, контроль над документооборотом.
Копия приказа учетной политики представлена в Приложении №.10.
11. Учет собственного капитала
Уставный капитал является основным источником формирования собственных средств предприятия и представляет совокупность средств, первоначально вложенных в предприятие его собственником. Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами.
Уставный капитал формируется за счет средств (денежных, материальных и др.), внесенных акционерами, и потому представляет собой коллективную собственность нескольких юридических или физических лиц – учредителей акционерного общества.
ЗАО «Светлогорский хлеб» акции на рынок не выпускает (не продает). Кроме того, владелец пая не может передать свой пай в другие руки без согласия остальных акционеров.
Как и любое АО, данное предприятие имеет уставный капитал, величина которого фиксируется в его уставе и может изменяться только в порядке, предусмотренном для изменения самого устава. Уставный капитал может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций, а уменьшен – путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки (выкупа) части собственных акций в целях сокращения их общего количества. Решение об изменении уставного капитала вступает в силу с момента принятия его общим собрание акционеров при условии уведомления Министерства финансов РФ в установленном порядке.
Все документы по формированию уставного капитала и учету расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал находятся в ведении Мукомольного завода города Советска (98%). Акционеры утверждают, как распределяются деньги.
Счет 80 «Уставный капитал» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала.
Сальдо по счету 80 «уставный капитал» должен соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации. Записи по счету 80 «Уставный капитал» производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.
Аналитический учет по счету 80»Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капиталам и видам акций.
Добавочный капитал – является одним из внутренних источников финансовых средств, образуется, в основном за счет прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, безвозмездно полученных ценностей, эмиссионного дохода. Порядок образования добавочного капитала регулируется нормативными актами.
Резервный капитал не создан.
Счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли и непокрытого убытка организации.
Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». Сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счетов 75 «Расчеты с учредителями» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Списание с бухгалтерского баланса убытка отчетного года отражается по кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции с счетом 80 «Уставный капитал» — при доведении величины уставного капитала до величины чистых активов организации.
Аналитический учет по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом в аналитическом учете средств нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества и еще неиспользованные, могут разделятся .
12. Учет основных средств, капитальных вложений и нематериальных активов
Задачами учета основных средств являются документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете износа; точное определение результатов при ликвидации основных средств и их выбытии; контроль над сохранностью и эффективностью использования.
Поступление объекта основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств (типовая форма ОС-1) – Приложение №12.
08 / 60-20798,30 поступило основное средство
19 / 60-3743,69 НДС
01/1 / 08-20798,30 ввод в эксплуатацию
60 / 51-24541,99
На основании акта приемки и технической документации бухгалтер заполняет инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6), пример которой приведен в Приложении №12. В карточке учета кроме поступления также отражаются факты продажи, ликвидации объекта. Ликвидацию основных средств оформляют формой № ОС-4, актом о списании основных средств (Приложение №12).
Основные средства по мере необходимости подвергаются ремонту. Более простую работу предприятие выполняет собственными силами, а такую как, например, промывка котлов серной кислотой, обкладка дымоходной трубы кирпичом, выполняют подрядные организации.
Акт на капитальный ремонт печи ФТЛ-2-66 №1 представлен в Приложении №.Смета на капитальный ремонт хлебопекарной печи ФТЛ-2-66 №1 – Приложение №12.
Долговременные инвестиции предприятие не осуществляет. Финансовая аренда не практикуется. Используется текущая аренда. Например, Мукомольный завод предоставил в аренду ЗАО «Светлогорский хлеб» автотранспортное средство на 1год. В Приложении №12 представлен договор аренды.
Для начисления амортизации используется линейный метод. Справка о начислении амортизации основных средств и оборотная ведомость по счету 021 «Амортизация собственных основных средств» представлены в Приложении №12.
23/1 / 021-27,93 начислена амортизация по производственному автотранспорту.
Инвентаризация основных средств проводится 1 раз в 3 года.
Обязательная переоценка проводилась в 1997 году. Приказ на проведение инвентаризации — Приложение №12, инвентаризационная опись основных средств – Приложение №12. В соответствии с учетной политикой переоценка больше не проводилась.
13.Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций
Как и любое производственное предприятие ЗАО «Светлогорский хлеб» хранит наличные денежные средства в кассе.
Прием наличных денежных средств, производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. При этом кассиры выдают чек, ( Приложение №13).
Кассир принимает в кассу наличные денежные средства от юридических лиц по Приходным ордерам, (Приложение №13), и составляет проводку:
50/1 / 51/4-50000- получено от Инвестбанка
Если денежные средства поступают от работников:
50/1 / 73/3-16195-38-принято от Агаева
Выдачу наличных денежных средств кассир оформляет расходным кассовым ордером (Приложение №13), и составляет следующую запись:
70/1 / 50/10-200-выдано Тамариной Т.В.
Все факты поступления и выдачи наличных денежных средств учитываются в кассовой книге, которая пронумерована. Прошнурована и опечатана. Один из листов кассовой книги за 12 августа 2006г представлен в Приложении №13.
Оборотная ведомость по счету 50/10 «Центральная касса» представлена в Приложении №13.
50/10 / 62/1 31810,08 поступили денежные средства от покупателей.
Помимо этих документов, которые составляет кассир, главный бухгалтер ведет журнал-ордер 001. В нем видно начальный остаток, кредит субсчета и остаток отдельно по каждому магазину.
Однако большая часть расчетов предприятия осуществляется безналичным путем. Посредником в этих расчетах является банк. Для хранения денежных средств и операций по расчетам предприятия в банке открыт расчетный счет. ЗАО «Светлогорский хлеб имеет валютный счет, но предприятие им не пользуется, т. к. все расчеты осуществляются в рублях.
Из выписки банка Калининградского ОСБ № 8626 (Приложение №13), видно Остаток на начало периода, обороты по дебету счета 51/2, обороты по кредиту чета 51/2, остаток на конец периода.
Одной из самых распространенных форм расчетов являются расчеты платежными поручениями, (Приложение №13). Платежными поручениями рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты или по согласованию, с разными кредиторами, по перечислению налогов, органами Пенсионного фонда, соцстраха и др., с работниками при переводе заработной платы на их счетах в сбербанк и другие банки.
Реестр документов по расчетному счету №51/4 – Приложение №13. В нем видно операции по расчетному счету ЗАО «Светлогорский хлеб» за 18/09/06 по каждому партнеру.
60 / 51/2-240 оплачен счет поставщика.
51/4 / 62/1-24576 покупатель (Областной противотуберкулезный диспансер) заплатил заводу за продукцию по счету-фактуре.
14. Учет производственных запасов
Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.
На ЗАО «Светлогорский хлеб» основными задачами бухгалтерии в этой области являются:
-контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
-правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей; выявление и отражение затрат, связанных с изготовлением; расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;
-систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализацией;
-своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.
Для обеспечения действенного контроля за сохранностью материальных ценностей немаловажное значение имеют организация маркетинга. С этой целью приказом по предприятию каждому складу присвоен постоянный номер, который в последствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Внутри складов материалы размещены по секциям, затем по типосорторазмерам в штабелях, на стеллажах и на полках с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия.
На предприятии установлен список должностных лиц, ответственных за приемку и отпуск материальных ценностей, за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им материальных ценностей. С этими лицами заключены договоры о материальной ответственности.
В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие — изменяют только свою форму, третьи – входят в изделие без каких-либо внешних изменений, четвертые – только способствуют изготовлению изделия, не входят в их массу или химический состав.
Все материалы по способу использования и назначения в производственном процессе делят таким образом:
-сырье;
-основные материалы;
продолжение
--PAGE_BREAK---покупные полуфабрикаты;
-вспомогательные материалы;
-отходы;
-тара;
-топливо;
-запасные части;
-малоценные и быстроизнашивающиеся материалы.
Фактическая себестоимость рассчитывается бухгалтерией предприятия ежемесячно на основе фактически произведенных расходов по разгрузке и доставке материалов на склады предприятия, фактически произведенных расходов на содержание специально заготовительных контор в местах заготовки, суммы потерь от недостачи убыли, фактически произведенных расходов на командировки по непосредственному заготовлению материалов.
Фактическую себестоимость материалов можно рассчитывать только по окончанию месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов или за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит ежедневно, и документы на приход и расход материалов должны быть оформлены своевременно, по мере совершения операций.
Поступление материалов на предприятие контролирует отдел маркетинга, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.
Поступление на предприятие материалов происходит:
-от поставщиков;
-от подотчетных лиц;
-при списании основных средств и МБП, их ликвидации;
-из собственного производства.
На материалы, поступившие от поставщиков согласно заключенным с ними договорам, предприятие получает расчетные документы:
-товарные накладные (Приложение №14 )
-платежные требования-поручения;
-счета-фактуры (Приложение №14).
-приходные ордера (Приложение №14).
При поступлении материалов материально-ответственное лицо проверяет соответствие фактического их количества данным документов поставщика, после чего в случае отсутствия расхождений выписывается приходный ордер.
Кроме того, материалы могут поступать на предприятие от подотчетных лиц, которые приобретают их за наличные в магазинах, на рынках, у других предприятий или у населения. Тогда к авансовому отчету должны быть приложены документы, подтверждающие покупку: счета и чеки магазинов, квитанции приходных кассовых ордеров, акты в случае совершения покупки на рынке или у населения.
Поступления на склад материалов собственного изготовления, от других подразделений и оставшихся от ликвидации имущества оформляют требованиями-накладными.
Так как на данном предприятии количество наименований материалов незначительно, используется бухгалтерский метод учета, при котором в бухгалтерии на каждый вид производственных запасов открываются карточки количественно-суммового учета. В них на основании первичных документов бухгалтер отражает движение материалов, фиксирует приход, расход, выводит остаток.
Информация из карточек количественно-суммового учета переносится в аналитические оборотные ведомости (Приложение №14)
В складском учете используется документ (Приложение №14)Отчет о движении сырья, материалов и передаче остатков по складу.
Материалы отпускают со склада:
-на производственное потребление;
-хозяйственные нужды;
-на сторону для переработки и для реализации неликвидных запасов.
Расход материалов, отпускаемых в производство и другие нужды оформляют лимитно-заборными картами. Отгрузку ценностей сторонним организациям и хозяйствам данного предприятия, находящимся за его пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону.
При отпуске материальных ценностей в производство их оценка производится также по фактической стоимости приобретения. При этом действующее Положение о бухгалтерском учете и отчетности предусматривает возможность определения фактической себестоимости материалов, списываемых в производство, одним из следующих методов оценки запасов:
1. по средней себестоимости;
2. по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);
3. по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
На ЗАО «Светлогорский хлеб» применяется метод «по средней себестоимости», то есть каждая единица (вид, группа) материалов, списанная на производство или оставшаяся в остатке, оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления общей стоимости (с учетом остатка на начало учетного периода) на их количество.
Синтетический учет материалов ведется на активном счете 10 «Материалы», к нему открыты субсчета:10.0 «Спец. оснастка и спец. одежда», 10.1 «Сырье», 10.3 «Топливо» и др.
Учетной политикой предприятия предусмотрено использование счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Все расходы, связанные с заготовлением материальных ресурсов, предварительно собираются по дебету этого счета. При этом для текущей оценки движения материалов применяются учетные цены, отличные от фактической себестоимости. В такой оценке материалы приходуются на склад с помощью записи по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». Таким образом, на счете 15 выявляется ежемесячно остаток, исчисляемый как разница между фактической себестоимостью приобретенных материалов и их стоимостью по учетным ценам. Это отклонение в конце месяца списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» (перерасход пл дебету, экономия – по кредиту).
Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» в дебет счетов издержек, реализации пропорционально стоимости израсходованных материалов.
Выбытие материальных ресурсов фиксируется по кредиту счета 10 «Материалы». При этом они могут быть отпущены:
l на производственные нужды (дебетуются счета 20, 23, 25, 26, 31);
l на исправление брака (корреспондируется счет 28 «Брак в производстве»);
l в качестве спонсорской помощи (корреспондирует счет 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток»);
Кроме того, со счета 10 себестоимость материалов может списываться:
l по выявленным суммам недостач (дебетуется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» или 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
При учете материалов и операций с ними НДС по ним фиксируется на отдельном счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». По дебету данного счета отражаются суммы НДС по приобретенным материалам в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Суммы НДС, подлежащие возмещению после фактической оплаты поставщиками за материальные ресурсы списываются с кредита счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» в дебет счета 68.1 «НДС». При этом ведется отдельный учет по оплаченным и неоплаченным материалам.
Рассмотрим как пример тары мешки мучные б/ц, которые остаются после использования муки. Каждому мешку присваивается минимальная цена, которая равна 1 рублю. И затем организация их перепродает другим предприятиям или частным лицам для дальнейшего использования.
Оборотная ведомость по счету 10.4 «Тара и тарные материалы» представлена в Приложении №14.
90/ 10.4 – оказание услуг
62.3/ 90.13 – выставлен счет покупки
90.13 / 68.01 -НДС
90.13 / 90.93 – прибыль (убыток) от реализации
15.Учет производства и выпуска готовой продукции (работ, услуг)
Предприятие ЗАО «Светлогорский хлеб» занимается изготовлением хлебобулочных и кондитерских изделий.
На каждый вид продукции разрабатывается рецептура: комплекс компонентов, необходимых для изготовления этого вида продукции.
На основании рецептуры составляется калькуляция каждого вида изделия расчетом на 100 килограмм (Приложение №15), состоящая из следующих затрат: затраты на сырье, транспортно – заготовительные расходы, упаковочные материалы, топливо и энергия на технологические нужды, заработная плата производственных рабочих, социальный налог, расходы на оборудование, общехозяйственные расходы (производственная себестоимость). Для расчета полной себестоимости необходимо в производственную себестоимость включить коммерческие расходы.
При производстве продукции сырье, используемое на ее изготовление, списывается на основании утвержденных рецептур.
По итогам месяца суммируются затраты по всей произведенной продукции, а также затраты, связанные с ее реализацией.
Различают три вида себестоимости:
— по статьям – Приложение №15;
— по отдельному виду продукции – Приложение №15;
— по счетам:
26/1 общехозяйственные расходы;
44/7 транспортный участок;
44/6 экспедиция.
Затем происходит сравнительный анализ планируемых затрат, т. е. затрат по калькуляциям и реальных затрат. Т. о. определяется отклонение, на основании которого и определяется финансовый результат предприятия.
16.Учет вспомогательных производств
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществлению расчетов за перевозки грузов.
Путевой лист выписывается в одном экземпляре. При выезде и возвращении путевой лист машины подписывают диспетчер-нарядчик и водитель машины. Принимая машину, водитель тоже ставит свою подпись.
В путевом листе обязательными являются следующие реквизиты: порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, также указывается марка и государственный номер автомобиля, задание водителя, время выезда и возвращения. В поле «Показания спидометра» приводят тот пробег машины, который был итоговым в путевом листе предыдущего дня. Путевой лист действителен только на один день или одну смену. Каждый пункт, в котором побывал водитель, он указывает отдельно. Кроме того, приводят время приезда и отъезда.
По возвращении автомобиля в организацию уполномоченный работник заполняет раздел «Движение горючего» и фиксирует показания спидометра. Эти данные заверяются подписью.
Затем лист передают в бухгалтерию. Там бухгалтер заполняет разделы «Результат работы автомобиля за смену» и «Расчет заработной платы». Эти данные он подтверждает своей подписью. Пример заполненного путевого листа приведен в Приложении №16. Кроме этого, в Приложении №16 представлены Заборная ведомость Калининградской нефтебазы, где видны отметки водителей ЗАО «Светлогорский хлеб», Журнал движения путевых листов, Отчет о работе отдельного автомобиля и расходе горючего (в литрах) за месяц, Справка о пробеге и расходе ГСМ по всем автомобилям за месяц, Аналитическая справка по счету 447 «Транспортный участок», Ведомость остатков ТМЦ и Карточка учетов материалов.
В учете составляются следующие проводки:
23/2 / 10/1-290,91 выдана минеральная вода рабочим
23/2 / 97-767 ремонт милливольтметра
23/2 / 021-73158,22 начислена амортизация на собственные средства
23/2 / 022-32,14 начислена амортизация на арендованные средства
23/2 / 10-9446,44 соль для промывки оборудования
23/2 / 60/1-2460 за ремонт холодильного оборудования
Вышеприведенные цифры определены на основе Оборотной ведомости по счету23/2 «Производственное оборудование» и Ведомости операций по этому же счету (Приложение №16).
Показатели эффективности производства представлены в Приложении «Таблицы» под номером5.
17. Учет реализации готовой продукции (работ, услуг)
Отдел реализации ведет контроль за поступающей готовой продукции на склад и ее отпуском покупателям.
По поступлению и отпуску готовой продукции в отделе реализации составляются следующие проводки:
Поступает готовая продукция на склад:
40/1 / 20/21-12119,64
Списывается себестоимость:
43/1 / 40/1-121190,64
Затем готовая продукция списывается 90/43, и определяется прибыль или убыток.
Отпуск готовой продукции покупателям:
Учитывается себестоимость (1)батон «Бутербродный», (2) хлеб «Дарницкий»):
1) 90/211 / 43/1-257,10
2) 90/211 / 43/1-127,26
Списывается на 90счет полученная выручка:
62/1 / 90/111-422,90
Общая сумма НДС:
90/311 / 68/01-38,45
Вышеприведенные цифры определены на основании документов Приложения № 17.
Кроме того, отдел реализации проводит контроль за остатками готовой продукции на складе. Составляется ведомость движения товарно-материальных ценностей. Пример такой ведомости по складу 000002 за период с18/07/06 по 18/07/06 представлен в Приложении №17. В ней видно остаток на начало, поступление, расход и остаток ТМЦ на конец периода.
Для определения соответствия фактических данных данным бухгалтерского учета на складах проводится инвентаризация… Составляется Акт проверки наличия товарно-материальных ценностей (Приложение №17).
Если выявлена недостача, составляется Акт списания недостач (Приложение №17), и производится ее списание:
94 / 43/2-63,39(торт «Наполеон»)
94 / 43/1-10,08(хлеб «Пшеничный»)
Недостача списывается за счет виновных лиц.
Либо за счет прибыли, но в основном за счет виновных лиц.
Если выявлены излишки, они приходуются на внереализационные доходы на основании Приходного ордера (Приложение №17):
43/1 / 91/11-9,10(Рожок отрубной)
Брак из производства списывается аналогично недостачам.
На основании приемо-сдаточной накладной (Приложение №17), составляются следующие проводки:
43 / 20-входящий остаток готовой продукции на склад.
Сдача готовой продукции:
40 / 28/21
43/1 / 40/1
Существует понятие, характерное только для данного предприятия – «Возврат от покупателя по черствости»:
Возврат приходуется следующим образом:
90 /211 / 90/43/1-23,76
62/1 / 90/111-80,93 зачет
90/311 / 68/01-7,35 НДС
Приходный ордер – Приложение №17.
Затем списание по черствости с использованием счета 28:
28 / 43/1-23,76 списание себестоимости
28 / 43/1-15,84
28 / 43/1-10,83
28 / 43/1-21,96
Приходуется к концу месяца, у покупателя эта сумма вычитается из оплаты программой.
В этом же отделе ведется контроль за ценами готовой продукции, вводятся новые наименования, партнеры. Акт сверки ЗАО «Светлогорский хлеб» и пансионата «Балтика» — Приложение №17. Прейскурант оптово-отпускных цен на хлебобулочные и кондитерские изделия для магазинов ЗАО«Светлогорский хлеб» представлен в Приложении № 17.
Калькулируемая продукция — это все виды продукции, выпускаемой на заводе. (Справка – Приложение №17).
Для определения, сколько продукции выпущено и сколько поступило, составляется «Поступление готовой продукции» и «Выбытие готовой продукции» (Приложения №17).
Динамика реализации готовый продукции – Приложение «Таблицы» под номером 6.
18. Порядок расчетов с поставщиками и покупателями
Отдел реализации готовой продукции контролирует дебетовое и кредитовое сальдо по счету 62, состояние взаиморасчетов, остаток на начало периода, на сегодня, и остаток на конец периода.
Отдел реализации ведет также, на основании Постановления правительства Р.Ф. от 2 декабря 2000г. №914 « Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (Приложение №18).
Счета-фактуры составляются в соответствии ст.169 НКРФ. Все выставленные счета-фактуры распечатываются (Приложение №18), собираются в папку, и ведется 4 книги, которые номеруются, прошиваются и являются, документами строгой отчетности:
1) Сама Книга покупок, (Приложение №18 ),
2) Реестр счетов-фактур (Приложение №18),
3) Журнал учета счетов-фактур на продажу (Приложение №18),
4) Расчеты по НДС ( Приложение №18).
Существует понятие «возврат по черствости от покупателя», характерное только для этого предприятия. Этот процесс протекает в 2 этапа:
Приходуется возврат:
90/211 / 43/1 -23,76
62/1 / 90/111-80,93 9 (зачет)
90/311 / 68/01-7,35 (НДС) (Приложение №18);
Списание по черствости с использованием 28счета:
28 / 43/1-23,76 (списание себестоимости)
28 / 43/1-15,84
28 / 43/1 -10,83
28 / 43/1-21,99
Приходуется к концу месяца. У покупателя эта сумма вычитается из оплаты программой.
В этом отделе ведется контроль над ценами готовой продукции, вводятся новые наименования, партнеры.
продолжение
--PAGE_BREAK--Если после закрытия периода в бухгалтерской документах находятся ошибки, то бухгалтер исправляет их при помощи бухгалтерской справки
За 2005год дебиторская задолженность возросла на 3197 тыс. руб. и составила 4680 тыс. руб. за счет несвоевременной оплаты продукции, реализованной организациям БФ. Стоимость запасов товарно-материальных ценностей сократилась на 920 тыс. руб. и составляет 1748 тыс. руб. Резко возросла кредиторская задолженность – 11884 тыс. руб. Основным кредитором завода является ОАО «Мукомольный завод «Советский» — 7457 тыс. руб. На эти средства в течение года приобретались основные фонды, и производилось частичное переоснащение производства.
Всего ОАО «Мукомольный завод «Советский» оказал финансовую помощь ЗАО «Светлогорский хлеб», включая поставки муки в кредит и выделения двух займов с отсрочкой платежа на 1год в сумме 10,8 млн. руб. Кроме того, ОАО «Мукомольный завод» «Советский» передал хлебозаводу в аренду хлеборезателную машину с правом последующего выкупа. По состоянию на 15.11.2005 г. предприятиями произведено согласование графика погашения задолженности.
19. Учет труда и его оплаты
Для организации учета труда на данном предприятии весь персонал распределен на пять групп: административно-управленческий персонал, основное производство, вспомогательное производство, прочий производственный персонал, непромышленный персонал (торговая сеть).
Первичными документами по учету численности персонала и его движении являются приказы о приеме на работу, увольнении или переводе на другую работу и о предоставлении отпусков (Приложение №19).
Бухгалтерия предприятия на основании первичных документов открывает на каждого работника карточку-справку с указанием справочных данных для накапливания из месяца в месяц сведений о заработке.
Учет использования рабочего времени ведется в табелях учете рабочего времени, табели открываются по предприятию в целом (Приложение №19). Они необходимы не только для учета использования рабочего времени всех категорий работающих, но и для контроля за соблюдением персоналом установленного режима рабочего времени, расчетов с ним по заработной плате и получения данных об отработанном времени. Табель составляется в одном экземпляре уполномоченным на это лицом и предается в бухгалтерию два раза в месяц: для корректировки суммы выплаты за первую половину половину месяца (аванса) и для расчета заработной платы за месяц. Учет явок на работу и использования рабочего времени осуществляется в табеле методом сплошной регистрации. Для заполнения табеля пользуются буквенным и цифровым кодом. На данном предприятии используется форма № Т-13А-учет использования рабочего времени без расчета заработной платы. Табель составляется на основании рабочего листа за каждый день по сменам-Приложение № .
Размер начислений (заработная плата, аванс, премии, доплаты пособия, отпускные) производятся в соответствии с нормативными актами.
Оплата труда производится на основании приказа (Приложение №19).
Основная заработная плата начисляется в соответствии с квалификационными уровнями, которые установлены в штатном расписании (Приложение №19).Учитываются также доплаты в соответствии с положением об оплате труда.
К дополнительной оплате относят выплаты за непроработанное время: отпуска, выходное пособие при увольнении, по нетрудоспособности и т. д.
Право на отпуск или выплату компенсаций при неиспользовании его предоставляется работникам по истечении 6 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. При уходе в отпуск за работником остается право на получение среднего заработка, который определяется исходя из суммы зарплаты, начисленной за предшествующие 3 месяца.
При расчете среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск учитываются все виды оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы независимо от систематичности их выплаты: производственные премии, доплата за сверхурочные и за работу в ночное время, надбавки за выслугу лет и т. д., при этом премии и другие выплаты стимулирующего характера включаются при подсчете заработка по времени их фактического начисления, а годовые вознаграждения – в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода.
Средний дневной заработок для оплаты отпускных подсчитывается путем деления фактического заработка за расчетный период (предшествующие три месяца) на 3 и на среднемесячное число рабочих дней.
Полученный таким образом среднедневной заработок умножается на количество дней отпуска; из расчетного периода при этом исключаются праздничные дни.
Пособие по временной нетрудоспособности оплачивают работникам за счет отчислений на социальное страхование при заболевании, связанном с утратой трудоспособности, болезни члена семьи, санаторно-курортном лечении, временным переводом на другую работу в связи с профзаболеванием. Основанием для назначения пособий служат выданные лечащим учреждением листки нетрудоспособности (больничные листы). Размер пособия зависит от непрерывного стажа работника: при стаже до 5 лет положено оплатить до 60% среднего заработка, от 5 до 8 лет – 80%, свыше 8 лет – 100%; работникам, имеющим 3-х иждивенцев до 16(учащихся — до 18) лет, инвалидам войны, в случае профзаболеваний и профтравм, по беременности и родам -100%независимо от стажа.
Среднедневной заработок, кроме оплаты отпуска, определяется путем деления фактически выплачиваемых сумм в расчетном периоде на количество рабочих дней исходя из продолжительности рабочего времени.
Из оплаты труда работников, как состоящих в списочном составе, так и лиц, работающих по трудовым соглашениям, договорам подряда, по совместительству, выполняющих разовые работы производят различные удержания. К ним относятся удержания для уплаты государственных налогов, обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд; по исполнительным листам; по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию; для погашения задолженности за допущенный брак, по выданным авансам и излишне выданным денежным суммам; для уплаты административным и судебным штрафам; по поручениям – обязательства за приобретенные товары в кредит. Кроме того, зарплата может быть перечислена по заявлению работника на счет личного вклада в банк.
К государственным налогам относят в первую очередь подоходный налог.
Подоходный налог взимается на основании законодательства Р.Ф. Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году.
Налог исчисляется и удерживается предприятием по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода граждан с начала календарного года. На данном предприятии процентная ставка налога составляет 13%.
В аналогичном порядке производятся удержания с работников взносов в Пенсионный фонд, В том числе страховую часть 14% (с ФОТ работников до 1966 года рождения) и страховую часть 10% и накопительную часть 4% (с ФОТ работников после 1966 года рождения).
Свод по счетам затрат и начислениям за январь 2005г по предприятию ЗАО «Светлогорский хлеб» представлен в Приложении №19.
Бухгалтерия предприятия осуществляет не только расчет причитающихся сумм заработной платы работникам, премий, пособий, но и организует учет этих сумм на счета бухгалтерского учета в соответствующих регистрах.
Для учете заработной платы и расчетов по ней предназначен пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Для учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению предназначен пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Он кредитуется на суммы отчислений, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом суммы, начисленные за счет предприятия, подлежат включению в издержки производства и обращения – дебетуются соответствующие счета (20,44 и др.). На сумы отчислений из заработной платы работников дебетуются счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Кроме того по кредиту счета 69в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» отражаются начисленные суммы пени, штрафов в пользу органов социального страхования и обеспечения.
По дебету счета 69 проводятся суммы, перечисленные с расчетного счета в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет»; а также суммы, выплачиваемые за счет этих отчислений в корреспонденции со счетом 70 «расчеты с персоналом по оплате труда»; выплачиваемые из кассы пособия за счет фондов, такие как: по беременности и родам, при рождении ребенка, пособия на детей и другие в соответствии с законодательством – в корреспонденции со счетом 50 «Касса».
В оборотной ведомости по счету 70.1 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Приложение №19). Оборотные ведомости по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» представлены в Приложении №19.
-аванс 40 %
70. 1 / 20 – 159,590.74
70.1 / 26 — 244,656.42
-алименты
70.1 / 76.5
-расчеты по представленным займам
73. / 70.1 – 7,503.00
-списан брак
28 / 10.1
-удержано за брак
70. 1 / 28
-недостача тары
94 / 10.4
-удержание недостачи
70.1 / 94
20.Учет расчетов с бюджетом всех уровней и внебюджетными фондами
ЗАО «Светлогорский хлеб» производит расчеты с Федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
Ставка единого социального налога составляет 26%:
u в Федеральный бюджет – 6% с ФОТ работников хлебозавода за минусом ФОТ инвалидов; учет ведется на счете 69.2 «Начисление по базовой части трудовой пенсии в ФБ»
u в пенсионный фонд, в том числе страховая часть составляет 14% (с ФОТ работников до 1966 года рождения) и страховая часть – 10% + накопительная часть 4% (с ФОТ работников после 1967 года рождения;
u учет накопительной части ведется на счете 69.23 «Начисления по накопительной части трудовой пенсии в ПФРФ», учет страховой части ведется на счете 69.22 «Начисления по страховой части трудовой пенсии в ПФРФ»
u в Фонд социального страхования – 2,9%. Учет ведется на счете 69.11 «Расчеты по государственному социальному страхованию» + 0,4% — страховой взнос (в соответствии с Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – Приложение №20).Учет ведется на счете 69.12 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний»
Порядок расчета:
Фонд социального страхования: счет 69.11 — ФОТ работников хлебозавода + ФОТ инвалидов Ч 60% Ч 2,9%; счет 69.12 — ФОТ работников(материальная помощь, выплаты к юбилеям, социального характера, за счет средств работодателя) + ФОТ инвалидов Ч 60% Ч 0,7%.
u в Федеральный фонд медицинского страхования – 1.1%. Учет ведется на счете 69.12 «Федеральный фонд медицинского страхования».
u в Территориальный фонд медицинского страхования – 2%. Учет ведется на счете 69.32 «Территориальный фонд медицинского страхования».
21. Учет финансовых результатов и использования прибыли
Финансовый результат рассчитывается исходя из показателей: выручка от продажи продукции за минусом НДС и себестоимость проданной продукции
Прибыль/Убыток = выручка от продажи продукции – себестоимость проданной продукции.
Отдельно ведется учет прибыли (убытка) по розничн6ой торговле и по производству хлебобулочных и кондитерских изделий (Приложение №21 расчет себестоимости)
Затем рассчитываются внереализационные и операционные доходы и расходы, (Отчет о прибыли и убытках). В Приложении №21 представлены операционные доходы и расходы и внереализационные расходы. Исходя из этих данных и показателя прибыль (убыток) от обычных видов деятельности рассчитывается прибыль (убыток) до налогообложения.
Прибыль может быть направлена на покупку нового оборудования, материальную помощь по семейным обстоятельствам и т. д.
22. Составление бухгалтерской (финансовой ) отчетности
Составление бухгалтерского баланса это очень трудоемкий процесс. Он включает следующие этапы:
— проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса;
— формирование оборотных ведомостей;
— формирование статей бухгалтерского баланса.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества и обязательств. При проведении инвентаризации бухгалтер руководствуется Положением по ведению бухгалтерского и бухгалтерской отчетности в Р.Ф., утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998г. №34н, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина Росси от 18 августа 1998 г. № 88.
Результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией с принятием решения, за счет кого должны быть отнесены недостачи, выявленные при инвентаризации, или как оприходовать излишки. Решения комиссии протоколируется. Протоколы утверждаются руководителем организации. На основании утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, приводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего учета.
Записи в Главную книгу делают из журналов-ордеров. После определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными по каждому синтетическому счету, составляют баланс и другие отчетные формы.
Основой для составления бухгалтерского баланса является учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании остатков по счетам Главной книги.
Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности взаимодействуют между собой. ЗАО «Светлогорский хлеб», как и любая другая финансовая организация, формирует свои экономические ресурсы за счет разности доходов и расходов.
Связь между отчетом о финансовых результатах и балансом раскрывается постулатом Эмануэля Пизани. Согласно постулату разность между активом и пассивом баланса образует прибыль, которая должна быть равна разности между доходами и расходами отчета о финансовых результатах; баланс образует статику, а отчет о прибылях и убытках – динамику хозяйственной деятельности.
Показатели по каждой строке или графе отчетов (формы №3,4,5,) должны ровняться показателям по соответствующим строкам и графам баланса.
В Приложении №22 представлены заполненные формы баланса за 2004г. и 2005г.
Календарный план прохождения производственной практики студентом Безбородовой Марией Ивановной в ЗАО «Светлогорский хлеб»
№
п/п
Наименование рабочего места
и перечень работ
Количество дней, отведенных для выполнения работы
Период выполнения работы
1
2
3
4
1
Отдел реализации готовой продукции.
Ознакомилась с историей возникновения и развития предприятия, его характеристикой.
3
3
2
Бухгалтерия.
Проконсультировалась с главным бухгалтером по вопросам состава основных фондов, документальным оформлением операций связанных с их движением, ремонта и аренды основных средств, проведения инвентаризации. Составила корреспонденцию по движению основных средств.
2
3
3
Бухгалтерия.
Ознакомилась с составом материальных ценностей, документальным оформлением операций их движения, усвоила особенности учета тары, топлива и отходов. Составила корреспонденцию по движению материально-производственных запасов.
3
3
4
Бухгалтерия.
Ознакомилась с организацией оплаты труда, его документальным оформлением, рассчитала показатели использования производственных фондов. Изучила организацию аналитического и синтетического учета оплаты труда, составила корреспонденцию счетов.
3
3
5
Отдел реализации готовой продукции. Экономический отдел.
Изучила документы бухгалтерского оформления, учетные регистры, организацию синтетического и аналитического учета по производству, выпуску и реализации готовой продукции,
Проанализировала показатели эффективности производства, динамику реализации товарной продукции.
5
4
6
Касса. Бухгалтерия.
Ознакомилась с документальным оформлением и учету движения денежных средств в кассе, на расчетном счете в банке. Уяснила порядок проведения инвентаризации денежных средств в кассе. Составила Бухгалтерские проводки.
3
2
7
Бухгалтерия.
Большая часть информации по этому разделу является коммерческой тайной.
2
1
8
Бухгалтерия.
Уяснила структуру и порядок формирования финансовых результатов, методику распределения прибыли. Ознакомилась с документацией по этому разделу и системой бухгалтерских счетов.
2
2
9
Изучила порядок и технику составления бухгалтерского баланса, порядок представления и утверждения отчетности.
2
1
10
Итого:
25
25
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 6
Результаты от выпуска и реализации товарной продукции ЗАО «Светлогорский хлеб» в 2003-2005гг.
Показатели
Ед.изм.
2003г.
2004г.
2005г.
Отклонение от
2005г., %
2003г.
2004г.
1.Выпущено продукции всего
тонн
1587
1594
1811
114,11
113,61
в том числе:
х/б изделия
тонн
1556
1554
1766
113,50
113,64
конд. изделия
тонн
31
40
45
145,16
112,50
2. Объем реализованной продукции без НДС
тыс.
руб.
21611
30117
31517
145,84
104,65
3. Себестоимость реализованной продукции всего
тыс.
руб.
20965
29040
36137
172,37
124,44
4. Прибыль от основного вида деятельности
тыс. руб.
+837
+1394
-3952
-472,16
-283,50
5. Рентабельность продаж
%
4,0
4,8
-10,9
-272,5
-227,08
Рентабельность = прибыль/себестоимость Ч 100%
Отклонение от 2005г.-2003г.=2005г./2003г.Ч100%
К Таблице 6:
Пункт №1
Количество продукции выпущенной всего определяется на основании «Поступление готовой продукции (приход)». В этом документе видно количество продукции выпущенной всего (хлебобулочных и кондитерских изделий) нарастающим итогом за каждый месяц.
Пункт №2
Объем реализованной продукции без НДС (на примере 2005г.):
1) Реализация х/б изделий без НДС:
а) выбивается оборотная
ведомость по счету 90/111
(т. е. реализация с НДС)
б) выбивается оборотная
ведомость по счету 90/311
(НДС на х/б изделия (10%))
2) Реализация кондитерских изделий без НДС:
а) выбивается оборотная
ведомость по счету 90/112
б) выбивается оборотная ведомость по счету 90/312
3) Объем реализации без НДС = реализация х/б изделий без НДС + реализация кондитерских изделий без НДС.
Пункт №3
Себестоимость реализованной продукции на примере 2005г.:
Себестоимость = производственная себестоимость + внереализационные расходы, т. е. коммерческие расходы.
1) Производственная себестоимость – выбивается оборотная ведомость по счету 20/1 «Затраты производства по статьям затрат»
2) Коммерческие расходы = счет 44/6 (затраты экспедиции) + счет44/7(затраты транспортного участка).
Пункт №4
Прибыль от основного видав деятельности на примере 2005г:
Объем выпущенной продукции в действующих ценах – полная себестоимость.
За 2005г. Было произведено продукции на 32185 тыс. руб.
Себестоимость продукции – 36137 тыс. руб.
Прибыль = 32185-36137 = -39525 тыс. руб.
Необходимые документы представлены в Приложении 23.
Таблица 7
Показатели ликвидности баланса ЗАО «Светлогорский хлеб» в 2003-2005гг.
Показатели
На 01.01.
2004г.
На 01.01.
2005г.
На 01.01.
2006г.
Отклонение от
01.01.2006г.,
(%)
01.01.
2004г.
01.01.
2005г.
Актив — всего
7149
10222
17409
243,5
170,30
А1 Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые активы)
122
228
58
47,5
25,4
А2 Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность и прочие активы)
1097
1483
4680
426,6
315,5
А3 Медленно реализуемые активы (запасы, долгосрочная дебиторская задолженность, НДС по приобретенным ценностям)
1664
3073
2719
163,4
88,5
А4 Трудно реализуемые активы (Сумма внеоборотных активов)
4266
5438
9952
233,2
183,00
Пассив всего
7149
10222
17409
243,5
170,300
П1 Наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность, ссуды, непогашенные в срок, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства)
1722
4514
11884
690,1
263,3
П2 Краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы)
—
0
5044
—
—
П3 Долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы)
10
—
—
—
—
П4 Постоянные пассивы (капитал и резервы, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей)
5417
5708
481
8,9
8,4
Таблица 9
Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости ЗАО «Светлогорский хлеб» за 2003-2005гг.
Показатели
2003г.
2004г.
2005г.
Отклонение от
2005г, (+,-)
2003г.
2004г.
1.Степень платежеспособности
общая, руб., (К4)
0,77
1,47
5,20
4,43
3,73
2.Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К5)
0,004
—
1,55
1,546
1,55
3.Коэффициент задолженности другим организациям (К6)
0,67
1,35
3,46
2,79
2,11
4.Коэффициент задолженности фискальной системе (К7)
0,04
0,06
0,09
0,05
0,03
5.Коэффициент внутреннего долга (К8)
0,06
0,05
0,09
0,03
0,040
6.Степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9)
0,77
1,47
5,20
4,43
3,73
7.Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (К10)
1,67
1,06
0,44
-1,23
-1,62
8. Собственный капитал в обороте, тыс. руб. (К11)
1151
270
-9471
-10622
-9741
9. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (К12)
0,4
0,1
-1,3
-1,7
-1,4
10. Коэффициент автономии (К13)
0,76
0,56
0,03
-0,73
-0,53
Для составления таблицы использованы документы, представленные в Приложении № 22.
К Таблице 9
1) Степень платежеспособности, общая:
К4 = (690+590)/К1
К4 (2003г.) = 1722/2250 = 0,77
К4 (2004г.) = 4514+0/3070 = 1,47
К4 (2005г.) = 16928/3255 = 520
2) Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам:
К5 = (стр.590+стр.610)/К1
К5 (2003г.) = 10+0/2250 = 0,004
К5 (2004г.) = 0+0/3070 = 0
К5 (2005г.) = 0+5044/3255 = 1,55
3) Коэффициент задолженности другим организациям:
К6 = (стр.621+ стр.622+стр.623+стр.627+стр.628)/К1
К6 (2003г.) = 1174+218+122)/2250 = 0,67
К6 (2004г.) = (3630+337+185)/3070 = 1,35
К6 (2005г.) = (10537+534+205)/3255 = 3,46
4)Коэффициент задолженности фискальной системе:
К7 = (стр.625+стр.626)/К1
К7 (2003г.) = 82/2250 = 0,04
К7 (2004г.) = 214/3070 = 0,07
К7 (2005г.) = 297/3255 = 0,09
5) Коэффициент внутреннего долга:
К8 = (стр.624+стр.630+стр.640+стр.650+стр.660)/К1
К8 (2003г.) = 126/2250 = 0,056
К8 (2004г.) = 148/3070 = 0,048
К8 (2005г.) = 311/3255 = 0,09
6) Степень платежеспособности по текущим обязательствам:
К9 = 690/К1
К9 (2003г.) = 1722/2250 = 0,76
К9 (2004г.) = 4514/3070 = 1,47
К9 (2005г.) = 16928/3255 = 5,20
7) Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами:
К10 = стр.290/стр.690
К10 (2003г.)= 2883/1722 = 1,67
К10 (2004г.) = 4784/4514 = 1,06
К10 (2005г.) = 7457/16928 = 0,44
8) Собственный капитал в обороте:
К11 = стр.490-стр.190
К11 (2003г.) = 5417-4266 = 1151
К11 (2004г.) = 5708-2438 = 270
К11 (2005г.) = 481-9952 = -9471
9) Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
К12 = (стр.490-стр.190)/стр.290
К12 (2003г.) = (5417-4266)/2883 = 0,4
К12 (2004г.) = (5708-5438)/4784 = 0,1
К12 (2005г.) = (481-9952)/7457 = -1,3
10) Коэффициент автономии: отношение величины источника собственных средств (капитала) к итогу (валюте) баланса. Нормальное ограничение коэффициента оценивается на уровне 0,5, т. е. Ка › 0,5. Коэффициент показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Чем выше это доля, тем выше финансовая независимость (автономия) предприятия.
К13 = стр.490/(стр.190+стр.290):
К13 (2003г.) = 5417/(4266+2883) = 5417/7149 = 0,76
К13 (2004г.) = 5708/(5438+4784) = 5708/1022 = 0,56
К13(2005г.)=481/(9952+7457)=481/17409=0,03
Таблица 10
Расчет среднесписочной численности работников за май 2006г.
Отработано чел./дней
Очередной отпуск
Больнич-ный
лист
Дни неявок с
разрешения
администра-ции
Выход-ные
Всего
Ср.
Спи-соч-ная чис-лен-ность
Рабочие основного
производства
761
101
46
304
1212
39
Рабочие
вспомогательного
производства
903
54
17
369
1343
43
Руководители,
специалисты
405
19
17
23
249
713
23
По договорам
0
0
Несписочный состав
66
27
93
3
ИТОГО:
2135
174
80
23
949
3361
108
Торговля
399
4
186
589
19
ВСЕГО:
2534
174
84
23
1135
3950
127
К Расчету среднесписочной численности работников за май 2006г.:
1) Среднесписочная численность = графа «всего» / количество дней в месяце
2)Графа «всего» = ∑(отработано чел./дней. + очередной отпуск + больничный лист + дни неявок с разрешения администрации + выходные)
Для составления таблицы использованы документы, представленные в Приложении №19. Это Рабочий лист, где отмечается время начала о окончания работы, и Табель учета рабочего времени составленный на основе этого листа.
Таблица 1
Динамика абсолютных (основных) экономических показателей в ЗАО «Светлогорский хлеб» в 2003-2005гг.
Показатели
2003г.
2004г.
2005г.
Отклонение от 2005г.
(+;-)
2003г.
2004г.
1. Среднесписочная
численность работников, чел.
88
94
102
+14
+8
в т. ч. промышленно-производственных рабочих
78
82
91
+13
+9
2.Стоимость основных фондов, тыс. руб.
3186
4230
9313
+6127
+5083
в т. ч. активной части
3186
4230
9313
+6127
+5083
3. Выручка от реализации
продукции, работ и услуг,
тыс. руб.
27005
36843
39062
+12057
+2219
4.Себестоимость реализованной продукции,
работ и услуг, тыс. руб.
23093
31064
36688
+13595
+5624
5.Валовая прибыль, тыс. руб.
3912
5779
2374
-1545
-3405
6.Чистая прибыль, тыс. руб.
634
679
-5227
-5861
-5906
7. Средства, направленные на оплату труда, тыс. руб.
4533
6959
9877
+5344
+2918
Для составления таблицы использован документ (Приложение №24), где ФОТ представлен отдельно по производству и торговли нарастающим итогом за 2005 и 2006 гг.
Таблица 8
Показатели эффективности использования капитала, доходности и рентабельности на ЗАО «Светлогорский хлеб» в 2003-2005гг.
Показатели
2003г.
2004г.
2005г.
Отклонение
от 2005г.(%)
2003г.
2004г.
1. Среднемесячная выручка, тыс. руб. К1
2250
3070
3255
144,67
106,03
2.Доля денежных средств в выручке, %. К2
—
—
—
—
—
3. Коэффициент обеспеченности
оборотными средствами. К14
1,28
1,56
2,29
178,91
146,79
4. Коэффициент оборотных средств в производстве. К15
0,74
1,0
0,84
113,91
84,00
5. Коэффициент оборотных средств в расчетах. К16
0,54
0,56
1,46
270,37
260,71
6. Рентабельность оборотного капитала, %. К17
—
—
—
—
—
7. Рентабельность продаж, %. К18
0,04
0,04
-0,11
-275,00
-275,00
8. Коэффициент инвестиционной активности. К21
0,25
0,22
0,06
24,0
27,27
К таблице 8:
1) К1 = выручка/12(количество месяцев в отчетном периоде)
2) К14 = стр290/К1
К14(2003г) = 2883/2250=1,28
К14(2004г) = 4784/3070=1,56
К14(2005г) = 7457/3255=2,29
3) К15= (стр210+стр220)-стр215/К1
К15(2003г) = (1498+166-0)/2250=0,74
К15(2004г) = (2668+405-0)/3070=1,00
К15(2005г) = (1778+971-0)/3255=0,84
4) К16 = (стр290-стр210-стр220+стр215)/К1
К16(2003г) = (2883-1498-166+0)/2250=0,54
К16(2004г) = (4784-2668-405+0)/3070=0,56
К16(2005г) = (7457-1748-971+0)/3255=1,46
5) К17 = стр160/стр290
К17(2003г)=0
К17(2004г)=10/4784=0
К17(2005г)=0
6) К18 = стр50/стр10
К18(2003г)=946/27005=0,04
К18(2004г)=1379/36843=0,04
К18(2005г)=(-4338/39062)= -0,11
7) К21 = (стр130+стр135+стр140)/стр190
К21(2003г)=1058/4266=0,25
К21(2004г)=1190/5438=0,22
К21(2005г)=625/9952=0,06
Таблица 3
Динамика активов ЗАО «Светлогорский хлеб» за 2003-2005гг
Показатели
Абсолютные значения,
тыс. руб.
Темпы
прироста
Средне
годовой
темп
роста,
%
2003г.
2004г.
2005г.
2004г
(2003- 2004)
2005г
(2004-
2005)
Всего имущества
7149
10222
17409
3073
7187
81,2
В том числе
—
—
—
—
—
—
1.Внеоборотные активы
4266
5438
9952
1172
4514
77,8
— в % к имуществу
59,7
53,2
57,2
-6,5
4
—
2. Оборотные активы
2883
4784
7457
1901
2673
86,2
-в % к имуществу
40,3
46,8
42,80
6,5
-4
—
из них:
—
—
—
—
—
—
2.1 Материальные оборотные средства
1100
2170
1075
1070
-1095
32,6
-в % ко всем оборотным
38,2
45,4
14,4
7,2
-31
—
2.2 Денежные средства
122
228
58
106
-170
15,8
— в % ко всем оборотным
4,2
4,8
1,0
0,6
-3,8
—
продолжение
--PAGE_BREAK--