--PAGE_BREAK--
2 Анализ производства и реализации продукции
2.1 Анализ объемов продукции и затрат на ее производство
Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства необходимо не только наращивать производство продукции, но и рационально использовать ее в хозяйстве и распределять по каналам реализации.
Для начала по данным годовой отчетности определим объем продукции, произведенной в ОАО «Пригородное».
Таблица 5 – Динамика объемов производства основных видов продукции предприятия
Вид продукции
2005
2006
2007
Отклонение (+;-)
Зерно
9516
13420
20928
11412
Из расчетов видно, что за анализируемый период 2005-2007года объем зерна увеличился на 11412ц.
Рассчитаем и проанализируем затраты на производство продукции по элементам затрат.
Из таблицы 6 видно, что основными элементами затрат являются материальные затраты (3480 тыс.руб. в отчетном периоде и составляющие 47,68% от общей суммы затрат), из которых наибольший удельный вес занимают семена и посадочный материал (7,74%). Также большой удельный вес имеют затраты на оплату труда (35,84% в отчетном периоде). В целом по предприятию сумма затрат увеличилась с 2005 года по 2007 год на 3558 тыс.руб.
Таблица 6 – Состав и структура затрат на производство продукции
Элементы затрат
2005
2006
2007
Отклонене (+;-)
сумма, тыс.р.
удель-ный
вес, %
сумма, тыс.р.
удель-ный вес, %
сумма, тыс.р.
удель-ный вес, %
Материальные затраты
2190
58,56
2310
56,46
3480
47,68
1290
в том числе
семена и посадочный материал
432
11,55
539
13,17
565
7,74
133
корма
27
0,72
16
0,39
-
-
-27
электроэнергия
145
3,88
216
5,28
252
3,45
107
нефтепродукты
750
20,05
1020
24,93
1344
18,43
594
запасные части
805
21,52
260
6,35
969
13,28
164
Затраты на оплату труда
1032
27,59
1403
34,29
2616
35,84
1584
Отчисления на соц. нужды
268
7,17
174
4,26
324
4,45
56
Амортизация
232
6,20
-
-
250
3,42
18
Прочие затраты
18
0,48
204
4,99
628
8,61
610
ИТОГО затрат по основному производству
3740
100
4091
100
7298
100
3558
2.2 Анализ реализованной продукции и уровня товарности
В процессе реализации продукции хозяйствам перечисляется выручка, которая должна возмещать произведенные затраты и обеспечивать получение прибыли, необходимой для расширенного воспроизводства. Важнейшие результаты деятельности каждого предприятия – прибыль и рентабельность, которые зависят в основном от продажи продукции.
ОАО «Пригородное» заинтересованно в быстрой реализации своей продукции, так как это оказывает прямое влияние на финансовое состояние хозяйства, способствует укреплению его экономики, улучшению условий труда и быта работников. Поэтому один из важнейших вопросов экономического анализа – анализ использования и реализации продукции, финансовых результатов и рентабельности.
При анализе использования продукции в хозяйстве необходимо рассмотреть поступление ее в отчетном году и расход, как в целом, так и по отдельным направлениям, сравнивая в динамике по годам. Это дает возможность определить возможности хозяйства по увеличению производства и продажи продукции, выявить пути совершенствования расходования продукции.
Сейчас необходимо провести анализ использования и реализации сельскохозяйственной продукции – зерновых.
Таблица 7 – Анализ движения зерновых, ц
Показатель
2005
2006
2007
Отклонение(+;-)
Наличие на начало года
4049
3803
5772
1723
Приход — всего
9516
13720
21753
12237
в т.ч. произведено
9516
13420
20928
11412
приобретено
-
300
337
337
прочие поступления
-
-
488
488
Расход — всего
9762
11751
19423
9661
в т.ч.реализовано — всего
8893
10251
11068
2175
расход на семена
869
1500
2055
1186
Наличие на конец года
3803
5772
8402
4599
Из таблицы 7 видно, что за анализируемый период производство и реализация зерна на предприятии увеличились в динамике по годам на 11412 тыс.руб. и 2175 тыс.руб. соответственно. Производство зерна на предприятии превышает его реализацию, что положительно отражается на наличии зерна на начало и конец года.
ОАО «Пригородное» реализует не всю произведенную продукцию. Часть ее используется на производственные цели. Анализ использования переходящих остатков и поступившей в течение года продукции показывает обеспеченность производственных нужд хозяйства и дает возможность определить уровень товарности отдельных видов продукции.
Рассчитаем уровень товарности продукции. Уровень товарности определяется отношением товарной части к объему валовой продукции. Товарная сельскохозяйственная продукция включает продукцию, проданную по договорам государственным заготовительным и торговым организациям, предприятиям общественного питания и кооперации, а также населению на колхозных рынках.
Уровень товарности зависит от направления хозяйства, уровня специализации и концентрации производства.
Таблица 8 – Товарность сельскохозяйственной продукции
Вид прокции
2005
2006
2007
Вало-
вая продукция, ц
Товар-
ная продукция, ц
Уро-
вень товарности, %
Вало-
вая продукция, ц
Товар-
ная продукция, ц
Уро-
вень товарности, %
Вало-
вая продукция, ц
Товар-
ная продукция, ц
Уро-
вень товарности, %
Зерно
9516
8893
93,45
13420
10251
76,39
20928
11068
52,89
Молоко
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Мясо крупнорогатого скота
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Мясо свиней
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Расчеты показали, что наибольший уровень товарности у зерна (93,45%, 76,39% и 52,89% соответственно по годам), что показывают произведенные расчеты. Это показывает направленность хозяйства в сторону растениеводства и соответственно получение большей части прибыли от производства и реализации продукции растениеводства.
3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
3.1 Анализ состава и структуры чистой прибыли предприятия
Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Она:
— характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности;
— является основой экономического развития организации;
— наиболее полно отражает эффективность производства,
объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Рост прибыли создает финансовую опору для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социальных проблем, удовлетворения материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняютсяобязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Показатели прибыли характеризуют степень активности и финансового благополучия.
Хозяйственная деятельность организации достаточно разнообразна, производственная, снабженческая, сбытовая деятельности. Поэтому прибыль организации принимает разныеформы. Исходным моментом в расчетах показателей является выручка от продаж продукции, товаров и услуг, которая характеризует завершение производственного цикла организации, возврат авансированных на производство средств и превращение их в денежную форму, а также началонового цикла в обороте всех средств.Изменение в объеме продаж оказывает наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности организации.
Прибыль представляет собой разность между доходами от деятельности предприятия и расходами на её осуществление. Для анализа используется система показателей прибыли, которые различаются по величине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Валовая прибыль определяется вычитанием из выручки от продажи себестоимости проданной продукции. При уменьшении валовой прибыли на сумму коммерческих и управленческих расходов получается прибыль от продаж. Прибавляя операционные и внереализационные доходы, и вычитая расходы, получают сумму прибыли до налогообложения. Прибыль до налогообложения, уменьшенная на величину налога на прибыль, показывает сумму прибыли от обычной деятельности. Чистая прибыль представляет разность между прибылью от обычной деятельности и чрезвычайными доходами (расходами).
Анализ прибыли начинается с общей оценки динамики прибыли, ее состава и структуры. Она дается по данным горизонтального и вертикального анализа, проводимого на основе аналитической таблицы, составленной по форме отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Для решения поставленной задачи необходимо воспользоваться данными таблицы 9.
Таблица 9 – Анализ прибыли на предприятии, тыс.р.
Показатель
2005
2006
2007
Отклонение (+;-)
Выручка от продажи продукции
2859
3869
7445
4586
Себестоимость проданной продукции
3415
3415
5422
2007
Валовая прибыль
-556
454
2023
2579
Прибыль от продаж
-556
454
2023
2579
Сальдо операционных доходов и расходов
-
-
-
-
Сальдо внереализационных доходов и расходов
-
-
-
-
Прибыль до налогооблажения
-306
692
1899
2205
Прибыль от обычной деятельности
-306
692
1899
2205
Сальдо чрезвычайных доходов и расходов
-
-
-
-
Чистая прибыль
-306
692
1899
2205
За отчетный период валовая прибыль увеличилась на 2579 тыс. руб. или на 263,85%. Это явилось следствием роста выручки от продажпродукциив большей степени (260,41%), чем себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг(158,77%).
Прибыль от продаж в отчетном периоде была выше на 1569 тыс. руб. или на 345,59%, чем в предыдущем периоде.
Благодаря успешной работе предприятия по экономии управленческих коммерческих расходов имеется увеличение роста прибыли от продаж.
По сравнению с предыдущим годом прибыль до налогообложения значительно увеличилась на 1207 тыс. руб. и составила 1899 тыс. руб. вместо 692 тыс. руб., т.е. на 174,42% больше.
Чистая прибыль в отчетном периоде была больше, чем в предыдущем периоде и составила 1899 тыс. руб. вместо 692 тыс. руб. в предыдущем периоде.
При анализе динамики прибыли и ее структуры важно определить и такие показатели, как общая величина доходов за отчетный период, общая величина расходов за отчетный период, величина доходов на 1 руб. расходов организации, величина расходов на 1 руб. доходов организации, расходы по обычным видам деятельности на 1 руб. выручки от продажи продукции; доля доходов от основной деятельности в общей сумме доходов организации; величина чистых доходов (прибыли).
Общая величина доходов за отчетный период (ОВД) — это сумма выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), проценты к получению, доходы от участия в других организациях (ДДО), прочие доходы (ПД).
Общая величина расходов отчетного периода — это сумма себестоимости проданных товаров, работ, услуг, коммерческих расходов КР, управленческих расходов УР, процентов к уплате %, прочих расходов ПР, налога на прибыль и иных обязательных платежей НП.
3.2 Индексный анализ влияния факторов на изменение прибыли от продаж
Основную часть прибыли хозяйства получают от реализации продукции. Поэтому в ходе дальнейшего анализа необходимо изучить динамику прибыли и определить факторы изменения её суммы.
Проведем индексный анализ суммы прибыли от продажи зерна в ОАО «Пригородное». На изменение суммы прибыли от продажи зерна влияют три фактора: объем продаж (q), среднереализационная цена(p) и себестоимость единицы продукции(z).
Таким образом, факторная модель имеет вид:
П = Вр -З = q*p-q*z= q*(p-z)
Таблица10- Показатели для индексного анализа прибыли от продажи зерна
Показатель
Символ
2005
2007
Отклонение (+;-)
Объем продаж, ц
q
8893
11068
1361
Средняя цена реализации, р.
p
267,47
186,03
-81,44
Себестоимость единицы продукции, р.
z
330
3,25
-326,75
Прибыль от продаж, р.
П
-556000
2023000
2579000
Общее изменение прибыли от продажи зерна составит:
Iп = q1*(p1-z1)/q*(p-z)
Iп = 11068*(186,03-3,25)/8893*(267,47-330) = -3,637
П = П1-П0 = 2579000
в том числе за счет изменения:
— объема реализации
Iq= q1*(p-z)/q*(p-z) = 11068*(267,47-330)/8893*(267,47-330) = 1,245 или 124,5%
П(q) = П1-П0 = -136082,04
— средней цены реализации
Ip = q1*(p1-z)/ q1*(p-z) = 11068*(186,03-330)/11068*(267,47-330) = 2,302 или 203,2%
П(p) = П1-П0 = -1593459,96+692082,04 = -901377,92
— себестоимости единицы продукции
Iz = q1*(p1-z1)/q1*(p1-z) = 11068*(186,03-3,25)/11068*(186,03-330) = -1,269 или -126,9%
П(z)=П1-П0 = 2023000+1593459,96=3616459,96
Взаимосвязи индексов: Iп = Iq* Ip* Iz= 3,637
П = П(q)+ П(p)+ П(z)= 2579000
Расчеты показали, что прибыль от продажи зерна увеличилась на 2579000 рублей, за счет увеличения объема реализации на 1361 р., уменьшения средней цены реализации на 81,44 р. и себестоимости единицы продукции на 326,75 р.
3.3 Анализ показателей рентабельности
В условиях рыночной экономики большое значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Показатели рентабельности измеряются прибыльностью с различных позиций. Общая формула расчета рентабельности отражает сумму прибыли организации к показателю, по отношению к которому рассчитывается рентабельность, т.е.
Re= Ц/U
При этом в числителе может быть: валовая прибыль, прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая прибыль) и чистая прибыль.
В знаменателе могут быть отражены активы (или капитал) организации в целом, собственный капитал, заемный капитал, перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств), текущие активы, производственные фонды (сумма основных производственных и оборотных производственных фондов), выручка от реализации продукции (объем продаж), себестоимость реализованной продукции.
В связи с использованием большого числа состава показателей и их различных сочетаний можно рассчитывать целый ряд показателей рентабельности.
Различают несколько групп показателей рентабельности:
-показатели, характеризующие рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов;
-показатели, характеризующие рентабельность продаж;
-показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Сейчас необходимо рассчитать и проанализировать изменение показателей рентабельности.
Таблица 11 – Динамика показателей рентабельности
Показатель
2005
2006
2007
Отклонение (+;-)
Валовая прибыль, тыс.р.
-556
454
2023
2579
Прибыль от продаж, тыс.р.
-556
454
2023
2579
Чистая прибыль, тыс.р.
-306
692
1899
2205
Себестоимость проданной продукции, тыс.р.
3415
3415
5422
2007
Выручка от продажи продукции, р.
2859
3869
7445
4586
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.р.
7844
7612
7702
-142
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.р.
1788
1756
2124
336
Итого основных производственных и оборотных средств. тыс.р.
9632
9368
9826
194
Рентабельность производственной деятельности, %
-8,96
20,26
35,02
43,98
Рентабельность продаж, %
-10,70
17,88
25,51
36,21
Рентабельность капитала, %
-3,9
9,09
24,65
28,55
Расчеты показали, что предприятие за анализируемый период работает рентабельно, эффективность деятельности предприятия увеличивается, так как уровень показателей рентабельности также увеличивается.
За анализируемый период валовая прибыль в 2007 году увеличилась на 2579тыс.р. или на 263,8% по сравнению с 2005. Что касается себестоимости продукции, то она также увеличилась в отчетном году на 2007тыс.р. или на 58,77% по сравнению с базисным годом.
3.4 Индексный анализ рентабельности
Рентабельность продаж характеризует размер прибыли в расчете на 1 руб. выручки. Этот показатель рентабельности может быть рассчитан по разным видам прибыли: прибыли от продаж; прибыли до налогообложения; прибыли от обычной деятельности; чистой прибыли. Однако наиболее объективным показателем рентабельности продаж, на наш взгляд, является рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли от продаж (стр. 050, ф. № 2) к выручке (стр. 010, ф. № 2):
Р= П/В
где Р — рентабельность продаж;
П — прибыль от продаж;
В — выручка.
Используя данные таблицы 11, с помощью индексов, проанализируем изменение рентабельности продаж в целом и по факторам.
R=П0/Вр0*100% = -556/2859*100%= -19,45%
R1= П1/Вр1*100% = 2023/7445*100% = 27,17%
Rусл=П0/Вр1*100% = -556/7445*100% = -7,47%
Общее изменение рентабельности продаж составит:
IR= R1/R0 = 27,17/(-19,45) = — 1,397 или– 139,7%
R = R1-R0= 46,62
В том числе за счет изменения:
— суммы выручки от продажи продукции
IВр = Rусл/R0 = -7,47%/(-19,45%) = 0,384 или 38,4%
R(Вр)= 11,98
— суммы прибыли
Iп= R1/Rусл = 27,17%/(-7,47%) = -3,637 или -363,7%
R(П) = 34,64
Взаимосвязь индексов: IR= IВр* Iп =0,384*(-3,637) = -1,397
R= R(Вр)+ R(П) = 11,98+34,64 = 46,62
За 2005-2007гг. рентабельность увеличилась на 46,62%, в том числе за счет увеличения суммы прибыли на 34,64% и за счет увеличения суммы выручки от продажи продукции на 11,98%.
Таким образом, проанализировав рентабельность продаж в ОАО «Пригородное» за три года, можно сделать вывод, что предприятие работает рентабельно и является финансово-устойчивым.
3.5 Выявление основной тенденции развития показателя рентабельности методом аналитического выравнивания
Рентабельность – показатель динамичный, постоянно изменяющийся под влиянием множества факторов. Основную тенденцию изменения рентабельности можно определить при помощи метода аналитического выравнивания. Данные для анализа представлены в таблице 12.
Таблица 12 – Исходные и расчетные данные для аналитического выравнивания рентабельности предприятия.
Год
Рентабельность Y
Порядковый номергода t
Расчетные данные
Y*t
t2
Ỹt
2003
-3,00
-2
6
4
-14,424
2004
-8,25
-1
8,25
1
-6,392
2005
-19,45
0
0
0
1,64
2006
11,73
1
11,73
1
9,672
2007
27,17
2
54,34
4
17,704
Итого
8,2
0
80,32
10
8,2
Рассчитаем параметры уравнения a и a1 подставив из таблицы необходимые значения:
n = 5
a0 = ∑Y/n= 8,2/5=1,64
a1 = ∑Y*t/∑t2=80,32/10 = 8,032
Уравнение линейного тренда имеет вид:
Ỹt =a0 + a1t
Ỹ1 =1,64+8,032*(-2)= -14,424
Ỹ2 = 1,64+8,032*(-1)= -6,392
Ỹ3 = 1,64+8,032*0=1,64
Ỹ4 =1,64+8,032*1=9,672
Ỹ5 = 1,64+8,032*2=17,704
Таким образом, средний показатель рентабельности составляет 8,032, a=1,64 – значение выровненной рентабельности для центрального в динамическом ряду принятого за начало отчета.
Фактические и расчетные значения среднегодовой выработки представлены в виде графика (рис. 1).
Рисунок 1 – Аналитическое выравнивание показателя рентабельности
Тенденция изменения рентабельности в изучаемом периоде отчетливо проявляется в результате построения выровненной прямой Yt= 1,64+8,032*t
Таким образом, мы изучили методы выявления и описания основной тенденции динамического ряда.
Анализ линейного тренда показателя рентабельности показал, что рентабельность производства ежегодно увеличивается на 8,032%.
продолжение
--PAGE_BREAK--