--PAGE_BREAK--Итого продукция растениеводства --PAGE_BREAK--Показатели
2007 г.
2008 г.
2009 г.
уровень
% к
2007 г.
2008 г.
1. В расчете на 100 га с.-х. угодий приходится:
— среднегодовых работников, занятых в с.-х. производстве, чел.
8,1
7,3
10,7
132,1
146,6
— среднегодовых производственных основных средств основной деятельности, тыс. р.
4219
5312
10017
237,4
188,6
Из таблицы видно, что в динамике за три года уровень интенсивности в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась стоимость среднегодовых производственных основных средств на 137,4%, также по среднегодовым работникам, занятым в сельскохозяйственном производстве увеличилась на 32,1%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась стоимость среднегодовых производственных основных средств на 88,6%, также по среднегодовым работникам, занятым в сельскохозяйственном производстве увеличилась на 46,6%.
Оценка результатов деятельности предприятия отрасли выполняется по системе производственных и экономических показателей производственные показатели характеризуют результаты в растениеводстве в натуральном выражении.
Натуральные показатели служат основой для расчета экономических
показателей, уровень которых зависит не только от урожайности, но также от затрат на производство и реализацию, цен и прочих условий сбыта продукции.
Эффективность производства сельхоз продукции зависит от множества факторов породный состав стада, структура стад, сортовой состав культур, качественный состав сельхоз угодий, применяемые технологии и т.д. Показателем эффективности производства продукции растениеводства является валовой сбор сельскохозяйственных культур Этот показатель зависит от множества факторов природно-климатических условий, плодородия, структуры почв, внесения удобрений. Но основными факторами,
которые влияют на валовой сбор определенной сельскохозяйственной культуры, является урожайность и фактически убранная площадь.
Анализ производства продукция животноводства также как и анализ отрасли растениеводства, построен на анализе структуры, оценки влияния различных факторов на объем производства продукции животноводства. Показатели себестоимости, рентабельности и финансовых результатов деятельности предприятия в условиях рынка имеют наиболее важное значение, так как являются показателем результата хозяйственно-финансовой деятельности. Комплексная оценка деятельности предприятия предполагает изучение различных показателей производственной деятельности в их взаимосвязи.
Таблица 1.4
Производственные и экономические показатели деятельности предприятия ЗАО «Приобское»
Показатели
2007 г
2008 г
2009 г.
2009 г. в % к
2007 г
2008 г
1
2
3
4
5
6
Урожайность ц/га:
Картофель
Овощи открытого грунта
Овощи закрытого грунта
279,7
573,5
0,2
207,
527,4
0,3
174,3
423,6
0,1
62,3
73,9
50
84
80,3
33,3
1
Уровень производства
— на 100 га пашни, ц:
Картофель
Овощи открытого грунта
Овощи закрытого грунта
2
1491
4455
109,7
3
1110
4113
117,1
4
2456
4882
90,9
5
164,7
109,6
82,9
6
221,3
118,7
77,6
Производительность и оплата
труда, руб.:
а) получено выручки на 1 работника
б) оплата труда 1 работника в год
391
124,3
429,6
150,1
393,5
172,6
100,6
138,9
91,6
115
Себестоимость 1 ц с.-х продук
ции, руб.:
Картофель
Овощи открытого грунта
Овощи закрытого грунта
420
429,6
2800
520
418
2800
580
514
4241
138,1
119,6
151,5
111,5
123
151,5
Прибыль, всего, тыс.руб.
11825
15680
4236
35,8
27
Уровень рентабельности в целом по хозяйству, %
в т.ч. растениеводство
21,3
29
31,9
49,2
9,2
14,3
43,2
49,3
28,8
29,1
Таблица позволяет сделать вывод, что в динамике за три года основных экономических показателей деятельности предприятия в 2009 году по сравнению с 2007 годом наблюдается уменьшение урожайности картофеля на 37,7% и увеличение уровня производства картофеля на 64,7%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается увеличение уровня производства овощей открытого грунта на 18,7%, но уменьшение урожайности овощей закрытого грунта на 66,7%.
2. Анализ финансовых результатов деятельности ЗАО «Приобское»
2.1. Анализ объемов продаж основных видов продукции
Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
Реализация сельскохозяйственной продукции — основное направление расходов продукции сельскохозяйственных объединений. Она определяет финансовый результат их деятельности. При анализе необходимо определить, какие факторы и в какой степени оказали влияние на изменение показателей, связанных с реализацией продукции.
Реализацию продукции в хозяйствах учитывают по двум направлениям: «продано всего» и «в том числе во исполнение государственных заказов (государству)». В процессе анализа изучают выполнение плана реализации отдельных видов продукции. Особое внимание уделяют анализу выполнения плана продажи каждого вида продукции по государственным заказам, так как это характеризует степень участия хозяйства в общественном разделении труда.
Объем реализации того или иного вида продукции хозяйства определяется размером валовой продукции и уровнем товарности. Совокупность продукции, произведенной за определенный период времени, называют валовой продукцией. В состав валовой продукции сельскохозяйственных предприятий, которые производят продукцию растениеводства, входит вся продукция растениеводства, включая побочную. На размер выручки за реализованную продукцию влияет количество этой продукции, ее качество и реализационная цена, а на финансовый результат от реализации, кроме того, влияет полная себестоимость реализованной продукции.
Совокупность продукции, произведенной за определенный период времени, называют валовой продукцией. В состав валовой продукции сельскохозяйственных предприятий, которые производят продукцию растениеводства, входит вся продукция растениеводства, включая побочную.
Для примера, рассмотрим динамику объемов продаж основных видов продукции в ЗАО «Приобское»
Таблица 2.1
Динамика объемов продаж основных видов продукции в ЗАО «Приобское»
Год
2009 г в % к
2007
2008
2009
2006
2007
1
2
3
4
5
6
Картофель
18087
8434
6935
38,3
82,2
Овощи откр.
62609
44835
37622
60,1
83,9
Овощи закр.
1340
1416
684
51,0
48,3
По данным таблицы можно сделать вывод, что в динамике за три года в 2009 году по сравнению с 2007 годом наблюдается уменьшение объёма продаж картофеля на 61,7%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается уменьшение объёма продаж картофеля на 17,8%
2.2. Анализ товарности отдельных видов продукции.
Сельскохозяйственные предприятия, производя предметы потребления для населения, большую часть валовой продукции реализуют за пределы своего хозяйства. Эта часть продукции называется товарной. В состав ее входит продукция, реализованная государству в порядке закупок, продажа кооперативным организациям, предприятиям, продукция использованная для оплаты труда, погашения полученных суд, на общественное питание и реализованная по другим каналам за пределы хозяйства.
Сельскохозяйственные предприятия реализуют различное количество продукции и, чтобы оценить их деятельность с этой стороны, определяют уровень товарности по отраслям отдельно. Уровень товарности — процентное отношение товарной продукции к валовой. При определении уровня товарности по отдельным видам продукции объем товарной и валовой продукции берут в натуральном измерении.
В процессе анализа фактический уровень товарности сравнивают с плановым, с уровнем прошлых лет, а также со средними показателями по району и данными передового хозяйства. Это дает возможность определить пути роста товарности производства, являющегося главным источником поступления денежных средств в хозяйстве.
На уровень товарности оказывает влияние ряд факторов: размер государственного плана заготовок, спрос на продукцию, потребность хозяйства в ней. Уровень товарности зависит от урожайности сельскохозяйственных культур.
Сельскохозяйственные предприятия могут повысить уровень товарности за счет увеличения производства валовой продукции, углубления специализации, уменьшения расхода на производства продукции.
Таблица 2.2
Структура товарной продукции (в ценах реализации) в ЗАО «Приобское»
Вид продукции и отрасль
2007
2008
2009
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
Картофель
13655
20,3
12292
18,9
8377
16,6
Прочая продукция растениеводства
1172
1,7
1381
2,1
1590
3,2
Продукция растениеводства, собств.производства, реализованная в переработанном виде
1967
2,9
2316
3,6
3557
7,1
Итоги по растениеводству
62821
93,4
59262
91,4
46734
92,8
Реализация прочей продукции, работ, услуг
4431
6,6
5609
8,6
3631
7,2
Всего
67252
100
64871
100
50365
100
Таблица позволяет сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции за 2009 год наблюдается по картофелю и составляет 16,6%, а наименьший по прочей продукции растениеводства, составляет 3,2%.
2.3 Анализ влияния отдельных факторов на величину выручки от реализации продукции
Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов.
На величину выручки от реализации продукции влияют следующие факторы:
ü объем производства, его структура;
ü уровень применяемых цен;
ü количество реализованной продукции;
ü несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.
Для того чтобы определить, как влияют факторы на величину выручки от реализации продукции производят факторный анализ.
Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Так же при изучении влияния факторов на выручку от реализации продукции используется метод цепных подстановок. Он используется для расчетов влияния факторов во всех типах факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базового уровня каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактический его уровень в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменения одного, за тем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет имитировать влияние всех факторов кроме одного и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.
Для примера, рассмотрим влияния факторов на выручку от реализации продукции растениеводства ЗАО «Приобское» 2.3.
Таблица 2.3
Влияние факторов на отклонение выручки от реализации основных видов продукции в ЗАО «Приобское».
продолжение
--PAGE_BREAK--